Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .

В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

Написание рассказа

Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.

Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.

Составляющие рассказа

Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

Существует множество вариантов композиции:

Прямоточная – самый простой вид.
Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.

Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.

Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.


Возможности изучения процессов психической эволюции челове­ка на материале искусства. Действие культурно-психологических и социально-психологических факторов как отражение познава­тельной и мотивационной сфер. Условия перерастания художе­ственного творчества из результата психического склада этноса в причину, формирующую этот склад. Формы контрастирующего и относительно самостоятельного развития психического и художе­ственного. Механизм «психической мутации». Трансформация потребностей человека в зеркале филогенеза и онтогенеза.

Способы историко-антропологического познания в XX столетии обогатились ценными результатами. Новые подходы в историческом познании ломают барьеры, надолго закреплявшие герметичность отдельных научных областей: истории искусств, истории культуры, истории науки; осуществляют идею междисциплинарного синтеза в познании человека. На этой основе возник и развивается словарь нового историко-антропологического мышления, в котором клю­чевую роль играют такие понятия, как менталитет, сознание и под­сознание культуры, ценностные ориентации, автоматизмы и навыки поведения, неявные установки мысли, культура воображения эпохи. Все эти измерения, проводимые на основе анализа разных продуктов культурной деятельности человека, позволяют воссоздать целостную картину его психической эволюции и составляют предмет историчес­кой психологии.

Как известно, искусство любой эпохи - это неповторимый спо­соб взаимодействия «практических» и «теоретических» форм социаль­ной памяти, мифологических и научных представлений, сознательно­го и бессознательного. Многосоставность искусства вобрала в себя весь спектр структур исторической психологии человека с особыми фор­мами «сцепления» рационального и безотчетного, архетипического и новаторского. Кристаллизация в творениях искусства невербализуе­мых моментов психики человека позволяет рассматривать художе­ственные произведения как уникальные «психологические затверде­ния». В связи с этим возможна и обратная процедура: в опоре на материал искусства реконструкция форм психической пластичности человека в истории, наблюдение тенденций эволюции его психики.

Как подступиться к выявлению параллелизма таких необозри­мых сфер, как историческая психология и история искусств? Одна из существенных трудностей, встающих на этом пути, - укоренившаяся в эстетике традиция представлять историю искусств как исто­рию шедевров, классических творений, ставших вехами в духовной истории человечества. В данном случае такой подход оказывается не вполне приемлемым. Ведь художественная жизнь общества не состо­ит из одних лишь вершинных достижений: сфера искусства гибко реагирует на запросы и вкусы всех социальных слоев, на самые раз­нообразные побуждения человека и потому в достатке поставляет произведения, призванные удовлетворять многочисленные потреб­ности обыденного сознания, насыщать художественными формами область быта, досуга, развлечения, праздника и т.д. Не меньший свет проливает на базовые ментальные установки анализ того, к каким формам художественной самореализации в повседневности обраща­лись представители среднего и низшего классов, не знакомые с ху­дожественными шедеврами эпохи.

И одна и другая ветви искусства в реальной жизни сосуществуют в постоянном пересечении, составляя единый художественный про­цесс. Более того, вторая линия, отражающая повседневные художе­ственные формы бытия человека, зачастую выступает той особой территорией, вне которой оказывается невозможным рождение ше­девров культуры. Как верно заметил С.С. Аверинцев, «есть целый ряд бесславных, с нашей точки зрения, событий литературного процес­са, без которых вершинные результаты были бы немыслимы или были бы иными». К тому же было бы ошибкой видеть знаки психологичес­кого состояния эпохи только в знаменитых произведениях. В целом ряде случаев большие и новаторские произведения возникали в рус­ле оппозиционных процессов.

Разумеется, ни художественная, ни психологическая сферы не растворяются друг в друге. Утвердившийся в эстетике взгляд на ис­кусство как на самоценный вид творчества подчеркивает уникаль­ность его языка, выступающего не только в качестве средства (знака и символа), но и в качестве предмета незаинтересованного любова­ния. Способ художественной организации звуков, линий, движения несет в себе большой гедонистический и эвристический потенциал, обладает очевидной самостоятельной ценностью. Вместе с тем лю­бое произведение искусства открыто к «распредмечиванию» совре­менниками и последующими поколениями. Все меняющиеся пара­метры искусства являются не только знаком внутрихудожественной эволюции, но и зеркалом перемен, происходящих в самом челове­ке, в его самочувствии и самопознании. Речь, таким образом, не идет о редукционизме: художественное в своей целостности несво­димо к нехудожественному (психологическому). И вместе с тем нельзя игнорировать того, что особые исторические состояния человека по-своему отражаются в развитии языка и образного строя искусства, в приоритетном развитии его видов и жанров и многом другом. По этой причине любые характеристики искусства в известных пределах могут выступать источником реконструкции эволюционирующих психо­логических структур внутреннего мира человека.

Какова природа психологических факторов, вторгающихся в ху­дожественный процесс и определяющих его судьбы? Что входит в состав самого понятия психологических структур? Все психологи­ческие факторы можно дифференцировать на культурно-психологи­ческие и социально-психологические влияния. Первые через определен­ную картину мира, представления о мировом порядке оказывают воздействие на формирование исторически определенных типов вос­приятия и мышления. Вторые проявляют себя через воздействие на человека ближайшего этнического и социального окружения: фор­мируют поведенческие стереотипы, нормы общения, нравственные установки. Такая дифференциация отражает принятое в психологии разделение сфер духовного бытия личности соответственно на по­знавательную и мотивационную.

По мере того как эстетика углубляется в анализ конкретного ма­териала, все больше дают о себе знать скрытые рифы проблемы. Глав­ные из них свидетельствуют о том, что знания общих факторов, со­ставляющих возможные линии взаимовлияния исторической психо­логии и искусства, еще недостаточно. Как правило, прямое перетекание художественных характеристик в психологические, и на­оборот, в истории культуры почти не присутствует. Препятствием во взаимопроникновении психологической и художественной сфер ча­сто выступает художественный этикет, система навязанных автору эстетических канонов.

Так, если мы попытаемся реконструировать содержание психи­ческой жизни человека XI-XIII вв. по материалам летописей, то сразу столкнемся с очевидным препятствием: история для летописца не имеет «второго» плана - скрытой психологической подоплеки. В дан­ном случае литературный ряд и ряд психологический, казалось бы, абсолютно разобщены, не совмещаются. Образы князей в летописях не знают душевной борьбы, внутренних переживаний, т.е. того, что можно было бы назвать содержанием психической жизни. Мы легко заметим, что характеристики князей сотканы не столько из психо­логических, сколько из политических понятий. Не будет преувеличе­нием сказать, что и само понятие характера как представления об индивидуальной и неповторимой психологии в этот момент отсут­ствует. Следует ли на основании этого делать вывод о скудности пси­хической жизни наших предшественников? Психологический опыт людей XI-XIII вв. был, конечно же, гораздо богаче, чем он пред­ставлен в литературе и искусстве того времени. «Не следует думать, - пишет Д.С. Лихачев, - что древнерусский автор XI-XIII вв. потому только не изображал в летописи психологию людей, их внутреннюю жизнь, что он не знал этой психологии, не видел этой внутренней жизни или «не умел» их изобразить».

Политические события этого периода свидетельствуют о том, что князья явно считались с психологией своих противников, союзни­ков и людских масс, - возьмем хотя бы летописные описания их переговоров или ораторскую прозу. Но такой психологический опыт не входил впрямую в сюжетную ткань искусства потому, что этого не требовали задачи, которые ставили перед собой художник и лето­писец. Человеческий характер, таким образом, выступает в творени­ях древнерусского искусства XI-XIII вв. двояко: с внешней стороны, т.е. в авторской системе, каким его хотели представить; и одновре­менно в скрытом, неявном виде, как мы сами можем его реконстру­ировать косвенно по сообщаемым в летописи фактам, через отдель­ные детали, композицию и т.п.

Здесь и приходит на помощь художественно-стилистический ана­лиз, позволяющий за образом увидеть прообраз, за деталью - целое, за намеком - тенденцию, а через авторскую интонацию, сопостав­ление фактов выявить подстрочные смыслы обкатанных формул, неявные мотивы и т.д. Кроме того, большие резервы таит в себе воз­можность воссоздания облика того читателя, зрителя, на которого было рассчитано данное произведение и для которого оно имело бы животрепещущий интерес. Такой прием реконструкции психологи­ческих черт, со своей стороны, позволил бы дополнить представле­ние о конкретных психических силуэтах реально действовавших лю­дей, ощутить их как живые лица.

Для того чтобы регистрировать отдельные стороны исторической психологии как неслучайное и распространенное явление, необхо­димо наблюдать их на протяжении большой исторической длитель­ности. В искусстве единый конструктивный принцип наиболее осяза­емо выражается в понятии стиля. Романика, готика, барокко, клас­сицизм - каждый из этих стилей есть знак не только особого эмоционально-образного строя, но и целостных социально-психо­логических состояний. Возможность художественного процесса куль­тивировать и в массовых масштабах воспроизводить однажды най­денный им конструктивный принцип обнаруживает его как могуще­ственную силу, способную нередко менять свои культурные функции - перерастать из результата психического склада этноса в причину, формирующую этот склад.

Закономерность, которая здесь действует, едина и для истори­ческой психологии, и для истории искусств. Всякое развитие есть единство изменчивости и устойчивости при ведущей роли изменчи­вости. Вехами в этом бесконечном процессе являются исторические периоды, на протяжении которых человеческая деятельность иска­ла и отрабатывала всякий раз новые стереотипы, удовлетворяющие своей формой и содержанием данной исторической секунде. Од­нажды обретенная формула, обладая животворной силой, всегда стремится расшириться, распространиться на возможно более широкие области и тем самым продлить свое существование. Побеж­дая, каждое художественное направление превращается из революционного в мирно властвующее, обрастает эпигонами и начинает вырождаться. В силу этого господствующее направление в искусстве никогда не исчерпывает собой эпоху и, взятое изолированно, ха­рактеризует собой не столько состояние искусства, сколько вкусы и ориентации публики.

Если поначалу определенную форму художественного продукта вызывает к жизни психическое своеобразие исторического индиви­да, то затем, многократно транслируясь, художественная форма сама оказывает воздействие и на других индивидов, и на самого творца. Эта способность обратного влияния присуща в принципе всем про­дуктам культуры: ведь в них запечатлен и передается способ ориен­тации человека в окружающей среде, способ общения, восприятия, поведения. Усваивая способы восприятия различных художествен­ных творений, проникая в способы их создания, человек одновремен­но тренирует и развивает в себе те психические процессы, которые тре­бует от него художественный акт сотворчества. В этом и сказывается историческая активность художественного, развивающего психичес­кую оснастку индивида.

Устойчивая и пользующаяся популярностью художественная фор­ма не умирает в тот момент, когда возникает новая. Воспитанная на привычных образцах публика сохраняет установки к узнаваемому. В этом, в частности, проявляет себя противоречие между социаль­но-психологическим и художественно-культурным заказами. Так, на­пример, пользовавшиеся большой популярностью в конце XVIII - начале XIX в. интимно-лирические жанры поэзии (классические ро­мансы, элегии, молитвы, песни) на много десятилетий пережили их создателей - В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынс­кого. На волне массового интереса эти жанры с течением времени обрастали эпигонским творчеством, доводившим «пленительную сла­дость» Жуковского до приторности, и тем не менее продолжали удовлетворять потребностям публики даже в тот период, когда в поэзии воцарились новые формы стиха (лирика А.А. Фета, Ф.И. Тют­чева и др.).

Б.М. Эйхенбаум усматривал в такой полифонии художественной жизни действие закона «исторического контраста», когда верхнему, лидирующему слою культуры должен противостоять не промежуточ­ный, а нижний. Анализируя панораму художественного процесса кон­ца XIX - начала XX в. и противопоставляя творчество художников-символистов «земской литературе», Эйхенбаум считал вполне объяс­нимым положение, когда «высокой и сложной философской поэзии должна была противостоять «плохая литература», сильная своей наи­вностью, банальностью, доступностью». Важно всегда учитывать эту разнонаправленность художественного творчества: всякое подлинное искусство даже в замкнутых и тоталитарных цивилизациях является функциональным и дисфункциональным одновременно. Под давлением дисфункциональных элементов, вызванных к жизни новым ощуще­нием бытия, наряду с господствующей, утилизованной цивилиза­цией традицией на периферии официальной культуры всегда вырас­тает оппозиционная ей традиция, которая обобщает и тем самым как бы легализует выпадающие «нонконформистские» тенденции художественного творчества.

Те художественные направления, которые до поры до времени стояли на вторых путях в качестве запасных, развивающие некано­низированные традиции, разрабатывающие новый художественный материал, прорываются на авансцену культуры. Реальное движение искусства снова вызывает борьбу сосуществующих направлений. По этой причине победивший стиль уже не вполне репрезентативен для понимания психологических характеристик эпохи, поскольку за спи­ной победителя стоят новые «заговорщики». Таким образом, художе­ственное движение в эпохе создается не фактом победы какого-либо направления, а самим процессом борьбы, натяжения оппозиционных сил, отражающих столь же непрямые пути эволюции человека и его мен­тальных приоритетов.

В силу этого можно прийти к парадоксальному на первый взгляд выводу: художественные шедевры одной эпохи восходят своими корнями не к шедеврам другой эпохи, а к тому, что не осуществилось. Отсюда и традиционные принципы написания истории искусств оказываются излишне линейными. Чаще всего пособия по исто­рии изобразительного искусства, литературы, музыки отличают­ся «прерывным» взглядом на свой предмет как на сумму эпох, достаточно механически сочетающихся между собой. Весь мате­риал художественных фактов группируется, как правило, хроно­логически или же замыкается рамками отдельных регионов. Иссле­дователь добросовестно описывает необходимый массив произве­дений искусства, традиции, цеховой опыт, опосредованное воз­действие картины мира на приемы восприятия и мышления и т.д. Но как только вопрос перемещается со статики на динамику - как и почему из случайных экспериментов авторского своеволия складывается новый стиль, почему, казалось бы, эпатирующие художественные приемы вдруг приобретают надличностный ха­рактер, превращаются в норму, - специалист нередко прибегает к чисто механической связке. Завершение власти одной художествен­ной эпохи и воцарение другой зачастую объясняется способом «ини­циативной случайности» (М.М. Бахтин). Подобные объяснительные схемы широко известны: «а в это же самое время...», «вдруг на при­вычном фоне...», «именно в этот момент возникает фигура...» и т.п. В подобных случаях исследовательский метод не способен выя­вить духовно-психологическую траекторию, структурирующую саму художественную эволюцию, оказывается подобным «сундуку для хра­нения фактов» (Л. Февр).

Итак, с одной стороны, отражая социально-психологические стереотипы, с другой - искусство вкладывает много усилий в фор­мирование новых типов творчества, разрушающих привычный авто­матизм восприятия. На этом рубеже и проявляет себя механизм ак­тивного воздействия художественного на психологическое: решая соб­ственно эстетические задачи, работая над пересозданием языка, поиском новых композиционных принципов, приемов развертыва­ния материала, художник, не всегда отдавая себе в этом отчет, под­водит восприятие и мышление современников к новым качествен­ным преобразованиям. Человек обретает новые критерии, непривыч­ные установки, научается схватывать целостность усложненной формы, соединять «несоединимое» и т.д.

«Я изменил приемы своего писания и языка не потому, что рас­суждаю, что так надобно, а потому, что даже Пушкин мне сме­шон», - признавался Л.Н. Толстой, болезненно переживая неорга­ничность старых приемов новому чувству жизни. Кризис повествова­тельной прозы, который пришелся на середину XIX в. и из которого разными путями выходили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, заста­вил и Л.Н. Толстого пережить изнурительные муки. Писатель был обременен не столько содержательными проблемами, сколько поис­ком такого медиума, восприятием которого определяется тон опи­сания и выбор подробностей. В итоге после удачных попыток, объяс­няя Н.Н. Страхову свой художественный метод, Л.Н. Толстой писал: «Само же сцепление (элементов художественного произведения. - O.K.) составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя».* Это и явилось той новой художественной оптикой, которая была единственно способна выразить его духовно-психологическое свое­образие.

* Толстой Л.Н. Письма Н. Страхову от 21.10.1876 г.

Сходные законы контрастирующего развития характерны и для процессов в психике. Повседневная культурная среда оказывает раз­мывающее воздействие на закономерности общественной чувствен­ности и восприятия. Чем больше утверждает себя устоявшаяся кон­солидация привычных форм, приемов, закономерностей, тем веро­ятнее появление в социальной психологии противостоящих, неорга­низованных форм. Усиление действия в социальных установках ядра со знаком плюс в той или иной мере оказывает влияние на возник­новение другого ядра с иной направленностью - минус. Происходит развитие по поляризации - отрицание отрицания. Психика, освоив определенные состояния, стремится перерасти себя. Этот же меха­низм отличает и динамику искусства. Искусство далеко не всегда отпленяется только в сторону, предначертанную логикой предыдущих процессов. И там, и здесь зачастую идет слепой поиск. Новый художе­ственный признак может возникнуть на основе «случайных» резуль­татов, «случайных» выпадов, ошибок, т.е. нарушений художествен­ной нормы. «Литературе «закажут» Индию, а она откроет Америку» (Ю. Тынянов), - сплошь и рядом в истории искусства мы сталкива­емся с такими фактами.

Большой интерес в этой связи вызывает разработанный рядом психологов механизм «психической мутации». «По своему функцио­нальному назначению этот механизм может быть сопоставлен с ро­лью мутаций в прогрессивном развитии живой природы от простого к сложному, имея в виду не лучшее приспособление к внешней сре­де, не повышение устойчивости (способности к самосохранению), но такое усложнение внутренней организации, которое позволяет живым существам осваивать новые, ранее недоступные сферы окру­жающего мира».* Речь идет о том, что в своей способности самодви­жения инстинкт «разведки» психики способен превышать инстинкт самосохранения. Вот почему в каждую эпоху мы сталкиваемся с не­полной, лишь частичной осознаваемостью человеческих желаний: они все время преобразуются, дифференцируются, меняют свою иерар­хию, выступая в форме не вполне рационально объясняемых струк­тур. Эти процессы подтверждают возможность развития и художе­ственного творчества, и психической деятельности на основе само­стоятельных ресурсов в осуществлении «автономных», не всегда взаимо­обусловленных экспериментов.

* Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. С. 189.

Изучая конкретные типы культур, всегда приходится иметь в виду следующее обстоятельство: доминирующие потребности данной эпо­хи как результат филогенетического развития (история человечества как рода) не являются отправной основой, на которой развиваются онто­генетические процессы (история конкретного человека). Какую бы эпоху мы ни наблюдали, ступени становления духовного мира личности в ней никогда не начинаются с вершинных результатов филогенетичес­кого процесса. Напротив, они зачастую повторяют стадии историчес­кого развития всего человечества. Это приводит к заключению, что в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной куль­туры, а во многом присутствуют как рутинный элемент, «повторение пройденного». В истории не раз высказывались проницательные догад­ки о том, что формирование полноценного субъекта культуры воз­можно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состо­явшегося культурного опыта. Для того чтобы развитие каждой отдель­ной личности было полноценным, оно должно пройти через пору юношеского романтизма, кратко повторив этим всемирную историю.

Стремление к наиболее полному самовыражению в условиях пре­доставления более поздними стадиями культуры безграничного вы­бора традиций, моделей, форм поведения приходит в столкновение с потребностью в психологической защите, удовлетворяемой с помо­щью торможения психических процессов, подведения спонтаннос­ти, инерции, темперамента под контроль интегративных ценност­ных установок сознания.

Это, однако, не ведет к умалению возможностей духовно-пси­хологической самореализации, ущемлению выбора. Для одних ху­дожников основой собственной идентичности могут выступать дом и семья как интеграция бытовых, творческих, субъективно-личнос­тных потребностей (что в XIX в. было особенно характерно для дво­рянской интеллигенции, начиная с А.С. Пушкина и кончая Л.Н. Тол­стым). Для других наиболее адекватной формой жизнедеятельности становится скитальчество (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, М. Горький) и связанная с ним возможность ролевых перемен.

Таким образом, вопрос не стоит так, что на каждом этапе в культуре существует единственный верный комплекс духовно-пси­хологических установок и предпочтений. Для сбалансированного исторического движения важно, чтобы человек мог находить себя в актуализированных обществом художественных и культурных ценностях и, напротив, чтобы последние для подтверждения своей актуальности нуждались в преломлении в индивидуальном твор­честве.


Навигация

« »

Описание - один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление - значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 - определение; 2 - целое - части; 3 - внешние свойства (форма, материал); 4 - место; 5 - внутренние свойства: функции, употребление.

Конечно, тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый - неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д. Во-вторых, очень важно, является ли описание статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста, или динамическим - обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие. Наконец, принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.

С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания.

Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой - полнота, чёткость, точность и последовательность.

Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 - общее назначение (функция) предмета; 2 - его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:

а) Карниз «Струна» предназначен для подвески штор из лёгкой ткани на одну струну [функция]. Он состоит из двух кронштейнов с элементами крепления капроновой струны и декоративных пластмассовых крышек [целое - части, свойства, функции частей].

б) Бузина чёрная - многолетнее растение, кустарник или деревце 3-10 м высотой [общая характеристика]. Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод - чёрно-фиолетовый, ягодновидный [составные части и их внешние свойства]. Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках [назначение].

в) Барсук - это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной [общее описание]. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями [составные части и их характеристика]. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны [назначение части].

Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.

При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, озеро, холм и т.д.), то могут быть описаны перемены в нём в разное время. Яркий пример такого описания можно обнаружить в рассказе И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха» (обратите внимание на то, как меняется «направление взгляда» рассказчика; насколько разнообразны «чувственные» источники создания образа - зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда... вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают - не всё вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чёрные массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонливо посвистывают... Вот и они умолкли.

Если объект речи - неодушевлённый физический предмет, состоящий из отдельных частей (например город, сад), то описываются эти части, картины с разных сторон. Примером такого рода описаний может служить краткая характеристика интерьера избы Хоря из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (обратите внимание, как подбор деталей описания позволяет выявить такие черты хозяина жилища, как основательность, хозяйственность, аккуратность, преобладание утилитарного над эстетическим):

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу перед тяжёлым образом в серебряном окладе теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и косяками окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.

Если характеризуется «нравственный» предмет (роскошь, скромность, праздность и т.д.), то обычно описание даётся по принципу: «род» - «вид», «разновидности». При описании действующего лица обычно характеризуются его свойства и действия: одно за другим, постепенно и отдельно. Обратите внимание на ироническую характеристику помещика Полутыкина из того же рассказа И.С. Тургенева. Автор прямо не называет таких качеств героя, как бесхозяйственность, жадность, отсутствие чувства юмора, претензия на вкус, образованность при их полном отсутствии и т.д. И.С. Тургенев предпочитает сосредоточиться на деталях, проявлениях «разновидностей» этих «слабостей» мелкого калужского помещика:

В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял свое горе друзьям и знакомым, а родителям невест посылал в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нихимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбою, рыба - грибами, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

Наиболее разнообразны и индивидуальны описания в художественном произведении. Их структура, используемые средства определяются не только предметом речи, жанром, функцией в тексте, но и творческой манерой автора и т.д.

Вместе с тем в любом описании необходимо следить за тем, чтобы характеристика объекта речи соответствовала конкретной авторской задаче, была полной и точной, выделяемые детали отражали существенные признаки объекта. Самое главное - уметь выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым. А потом использовать это свойство как стержень всей речи о предмете. При описании следует избегать излишней детализации, повторов и случайных, несущественных характеристик.

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны и стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел « ». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных eгo видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе , музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративноприкладном творчестве и др. Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами. С eгo помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир. Оно дает человеку уникальные инструменты познания мира, которых не может предложить ни одна другая сфера деятельности. Очень точно эту черту искусства подметил гёте. Он писал, что искусство «есть посредник тoгo, чего нельзя выcкaзать». Действительно, ведь только в искусстве человек мoжет в полной мере реализовать свое чувственное отношение к окружающему миру.

В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали формироваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большинство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображающие животных, выполненные, кстати, с высоким мacтepcтвом, по мнению археологов, служили для магических oxoтничьих обрядов.

Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает наука эстетика (от греч. asthetikos - чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в eгo различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке , живописи и т. д.).

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие- либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить eгo наиболее существенные, отчетливо видимые черты.

Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде вceгo связано с чувствами и эмоциями. Для нeгo характерно именно чувственное восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кpyгy специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и cepдцу caмoгo обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний. Не случайно французский писатель Стендаль говорил: «.. .Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий oгoнь страстей, чтобы преуспевать в нем».

Вo-втopыx, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже способен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь задача искусства не в том, чтобы «правильно» изображать oкружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному oтpaжению реальности. Как точно подметил выдающийся oтeчественный режиссер В. Э. Мейерхольд, «связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом ». Даже понятия «вдохновение»,«интуиция»,«воодушевление», характеризующие творческий процесс xyдожни ка, связаны в первую очередь с миром eгo индивидуальных переживаний.

Наряду с чувством и субъективностью важнейшим для понимания искусства является eгo образность. Именно coздание художественного образа более вceгo отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Многие специалисты считают, что образность искусства и есть eгo важнейшая характерная черта. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный образ - рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

Чувства в их личном преломлении сами по себе не являются произведениями искусства, но лишь заключенные в рамки лаконичного и эстетически оформленного целого они становятся достойными художественного воплощения. Образ дает возможность художнику отдельными штрихами воссоздать в воображении зрителя или читателя впечатление целого. Причем оно будет окрашено как чувством caмoгo , так и переживаниями зрителя, вoccтaнaвливающего образ на основе собственного опыта. Вслушайтесь в стихи замечательного поэта И. А. Бродского:

Всю ночь бесшумно, на один вершок,
растет трава. Стрекочет, как движок,
всю ночь кузнечик где-то в борозде.
Бредет рябина от звезды к звезде.

Для тoгo чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и температуру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель cмoг ощутить тишину и безмятежность летней деревенской ночи.

В отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголетних коллективных усилий и со временем подвергаются переоценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя xyдожника определяет ценность полотна независимо от eгo peальных достоинств. И даже весьма заурядные произведения общепризнанного гения оцениваются подчас весьма высоко. Именно на этом спекулируют те, кто подделывает полотна великих мастеров и создает фальшивые картины.

Насколько индивидуальным является создание произведений искусства, настолько же индивидуально и их вocприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарищей нет» - как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности ученого. Произведения искусства всегда открыты для обсуждения и критики, каждый волен оценивать их в соответствии с собственными вкусами, убеждениями и предпочтениями. у каждого человека, поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе котopoгo и формируются суждения. Вы очень просто убедитесь в этом, если попробуете сравнить художественные вкусы молодежи и пожилых людей. И нельзя сказать, что у одних эти вкусы лучше, чем у других, просто их эстетические предпочтения формировались в coвepшенно разных условиях и за ними стоит совершенно разный жизненный опыт.
у искусства есть и свои особенности развития. Если научно-технический прогресс прямолинеен и движется от высшего к низшему, то в искусстве такой поступательности не существует. Нельзя сказать, что греческая скульптура ошибочна в сравнении с творчеством импрессионистов. Процессы в художественном творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. Очень часто в, казалось бы, неблагоприятных coциальных условиях рождаются настоящие шедевры. Так, Россия крепостного права дала миру знаменитую русскую классическую литературу и музыку, а под гнeтoм сталинcкoгo режима создавали свои лучшие произведения А. А. Ахматова , Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков и др.

Прогресс в науке, особенно в последнее время, xapaктеризуется непрерывной переоценкой ценностей. То, что раньше представлялось незыблемым, с появлением новых исследований оказывается неверным. Художественные же шедевры остаются неподвластными времени, они сохраняют свою ценность и продолжают воздействовать на все новые и новые поколения. Египетским и древнегреческим скульптурам уже тысячи лет, но они все еще не перестают восхищать зрителей. В искусстве невозможно доказать ошибки предшественников, если их произведения действительно талантливы. Искусство, в отличие от науки, не преодолевает накопленное, оно лишь постоянно обогащает ceбя, бережно сохраняя в своей сокровищнице проверенные временем подлинные шедевры.

Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и новаторства, через противостояние школ, течений и направлений. Вспомните историю русских передвижников, принесших бессмертную славу отечественной живописной школе. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точно так же искусство участвует и в расширяющемся диалогe культур. В результате межнационального общения появилось, например, такое музыкальное явление, как джаз, показавшее плодотворность афроамериканской культуры. Подумайте сами, и вы сможете вспомнить массу примеров,
подтверждающих тот неоспоримый факт, что культура в наше время переживает процесс интернационализации.

ВИДЫ ИСКУССТВА

Искусство проявляет себя в oгpoмнoм разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Как только человечество изобретает новые технические средства, они вскоре пополняют собой арсенал искусств, становясь причиной появления все новых eгo форм и видов. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музыкальных инструментов до кинематографа со всеми eгo спецэффектами и электронных музыкальных aгpeгaтoв.

В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром , кино и Т. д. Их различают в зависимости от тoгo, какими средствами и способами создается xyдожественный образ. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через звукоинтонации и т. д.

Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения nространственных искусств (живопись , скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не нaходятся в движении. Произведения же вpeмeнныx иcкусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении тoгo времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором.

Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного caмовыражения на речевые и и.юбразительные. Кроме тoгo, виды искусства можно подразделять в зависимости от тoгo, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые.

Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, aктepское мастерство, живопись и музыку, eгo действие разворачивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в eгo восприятии задействованы и зрение и слух . А каким образом можно классифицировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?

Искусства, которые стремятся объединить в себе дoстижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием тexники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного твоpчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале ХХ в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предпринята попытка создать органический синтез мелодии и cвeтoцветовых эффектов, когда музыкальной гaммe cooтвeтcтвyет определенная гaммa цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выдaвало на экран определенную цветовую форму. Эта идея получ ила признание уже после Второй мировой войны и тeперь известна под названием светомузыки.

Кроме многочисленных видов, искусство существует в oгpoмном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие xyдожественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие историчекие направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы - это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм , реализм и т. д. В coвpeменном мире, в отличие от тoгo, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,- модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколько приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живописи эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно условных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуация в искусстве дает возможность художнику наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показателем свободы художественного творчества.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Искусство, безусловно, одно из самых демократических явлений в культуре . Оно действует на чувства людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Оно не признает деления между людьми, eгo магия околдовывает всякого, кто готoв понять произведения искусства. Но, будучи общедоступным, оно требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекpacнoгo - эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства в себе необходимо воспитать. Поэтому художественное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности, способной понять дoстоинства художественного произведения. Только при этом условии человек может в полной мере прикоснуться к высотам подлинного искусства и ощутить наслаждение прекрасным. Только тогда он сможет почувствовать на себе eгo силу, делающую человека добрее, терпимее, лучше.

ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Как и чем живет Россия сегодня? Какие задачи сейчас стоят перед отечественной культурой? Для тoгo чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России вceгда отличалась своеобразием, некоторые из причин кoтopoгo существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее нaceления со своими историческими и религиозными традициями . На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между конcepвативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры.

Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток paдикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, андерграунд cовeтcкoгo общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство,
не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына и А. Шнитке, В. С. Высоцкого и М. Шагала, А. д. Сахарова и И. А. Бродского.

Брешь в идеологическом контроле государства пробили технические достижения. К началу 1970-x гг. бытовая радиоэлектроника стала доступна болыпинству семей, коренным образом изменив систему распространения и по-
требления духовных ценностей. Возможность копировать в домашних условиях аудио- и видеопродукцию привела к появлению « кассетной!) бесцензурной культуры, поскольку отбор и тиражирование записей зависели только от личных
интересов каждого человека. Именно таким путем формировалась независимость духовной жизни в СССР .

Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.

Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и нeизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Общекультурным достоянием оказались работы таких мыслителей, писателей и поэтов, как Н. А. Бердяев, п. А. Сорокин, С. Н. Булгaкoв, В. В. Набоков и т. д. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Xyдожни к получил возможность свободного самовыражения,
а потребитель - свободу выбора.

Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и при носить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. (Вспомните, что основная задача массовой культуры - получение прибыли.) В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в oгpoмном количестве появились ее образцы. Стандарты американской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.

Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию. В связи с ухудшением экономического положения этой социальной группы она перестала быть платежеспособным потребителем на рынке культуры. Ведь, скажем, книги aвторов элитарной литературы имеет смысл издавать, когда есть люди, готoвыe их покупать. Коммерциализация культуры затруднила доступ к читателям и зрителям произведений массы молодых талантливых писателей, художников и режиссеров. В условиях обострившихся экономических проблем гoсударство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры.

В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свepнуты многие исследовательские проекты фундаментальной
науки. Каналы, по которым культурная продукция приходила к потребителю, в большинстве своем разрушились.

В этой ситуации более вceгo пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Культурная жизнь в еще большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и крупных городах. Для остального населения основным источником получения культурных благ стало телевидение .

В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нpaвcтвeннoгo порядка.

Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь Pocсии за последние годы претерпела колоссальные изменения
и приобрела в результате массу проблем. Однако их вce-тaки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не мoгут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в нашей стране.

В первую очередь необходима поддержка материальной основы культуры - ее инфраструктура, налаженное управление, регулирование и финансирование. Такая инфраструктура должна удовлетворять запросам рынка и учитывать высокие духовные традиции России . Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших дoстижений внешнего мира, однако оборотной стороной тaкой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями.

Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам - все это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства, развитие научных исследований будут способствовать coзданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой нaциональных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры новoгo общества.

Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, цepковными институтами, структурами СМИ, творческими opганизациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной Cтeпени создается в духовном пространстве личности . И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура - это и eгo личное дело, проблема eгo собственнoгo духовного уровня. Без понимания этой отвeтствeнности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Любить искусство абстрактно нельзя. Eгo нужно знать и понимать. Оно требует от человека регулярного чтения, посещения музеев, театров, выставок, концертов.

2 Помните, что в наше время искусство доступно каждому. Даже если вы живете далеко от Москвы или Петербурга, у вас вceгAa есть возможность создавать свои личные библиотеки, фоно- и видеотеки. Очень многo свежей культурной информации несет и телевидение, стоит только внимательно изучить телевизионную прогpaмму.

3 Произведения искусства станут гораздо доступнее вaшему пониманию, если вы попытаетесь овладеть основами хотя бы oднoгo из eгo видов. Работу художника нaмнoгo проще понять, если вы почувствуете себя на eгo месте.

Документ
Из рассказа А. п. Платонова «Среди народа».

Они стояли один возле другого, радуясь друг другу, как родня. Крестьянину было лет под семьдесят; он был человек небольшого роста, уже высыхающий от возраста, с клочком бурой бороды под подбородком и с теми небольшими, утонувшими во лбу светлыми глазами, которые наш народ называет мнительными: в eгo глазах различалась oдновременно и слабость неуверенной человеческой души, и сосредоточенное глубокое внимание, доверчиво ожидающее, когда истина осенит eгo,- и тогда он будет способен на любую страсть, на подвиг и на смерть. <...> Офицер перед ним был высок ростом, угрюм и худ, с тем выражением спокойствия на лице или привычки к печали, которое бывает у людей, давно живущих на войне. На вид майору можно было дать и пятьдесят, и тридцать пять: eгo могли утомить долгие годы труда. тревоги и ответственности, принимаемой ближо к сердцу, и оставить застывшие следы напряжения на eгo лице, - или то были черты постоянно сдерживаемой крайней впечатлительности, доставляющей усталость человеку. Но в голосе Махонина все еще
была слышна молодая добрая сила, располагающая к нeму, кто слышал eгo, и звучало добродушие хорошего xaрактера.

Вопросы и задания к документу

1. Используя текст отрывка, покажите отличительные черты, присущие искусству.

2. Какие художественные образы создал автор в этом фрагменте? Охарактеризуйте на их при мере признаки художественного образа.

3. Как Платонов изображает характеры своих гeроев? Какое впечатление произвели на вас эти образы? Постарайтесь своими словами передать их портреты. Попробуйте дополнить их в соответствии с тем, как вы представили себе этих людей.

4. Попытайтесь самостоятельно составить художественное описание знакомого вам человека.

ВОПРОСЫ для САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре ?

2. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?

3. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.

4. Что такое художественный образ? Как с eгo помощью художник передает свое видение мира?

5. Опишите особенности прогресса в искусстве.

6. Что общего у искусства с другими областями культуры? Покажите eгo связь с религией, наукой, образованием, развитием техники.

7. Какие вы знаете виды искусств? На основании чего их различают?

8. Каким образом классифицируют виды искусств? Что такое синтетические искусства?

9. Почему человеку необходима эстетическая культура?

10. С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?

11. Нaзовите основные характерные черты процессов, происходящих в отечественной культуре и искусстве.

ЗАДАНИЯ

1. Знаменитый художник Винсент Ван гoг при жизни никем не был признан, eгo картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти eгo творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гoгa «Подсолнухи» является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе «Кристи» В Лондоне в 1987 г. за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. Как вы думаете, о чем говорит этот при мер? Свяжите eгo с особенностями
прогресса в искусстве.

2. Используя знания, полученные из курсов истории и литературы, назовите течения и направления в искусстве. Подготoвьтe устное сообщение об одном из них.

3. Выясните, какие культурные учреждения находятся неподалеку от тoгo места, где вы живете. Сравните свои результаты с теми, что получились у других.

4. Используя материалы периодической печати, подготовьте доклад о культурной жизни в современной России.