В 2017 году исполнилось 100 лет самому известному ледоколу в мире - легендарному судну «Красин», символу исследований Арктики и морского наследия России. Сейчас, как и положено ветерану, ледокол, получив статус объекта культурного наследия, стал плавучим памятником - филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге.

При поддержке фонда «История Отечества» был снят документальный фильм о ледоколе «Красин» , презентация которого состоялась 20 января 2018 года на «Ленфильме» .

Родом из Англии

«Красин» - вершина инженерного судового строительства начала XX века, наследник лучших традиций ледокольного флота России. Трудно найти в истории России корабль, чья судьба так бы переплелась с историей страны. Появившись в самый трагический и наполненный событиями год отечественной истории - 1917-й, ледокол стал не только свидетелем, но и активным участником бурных событий российской и мировой истории XX века.

В начале прошлого века российское правительство приняло решение выделить денежные средства на расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. А уже к концу 1915 года Советом министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Заказ на строительство самого мощного на тот момент в мире ледокола получила крупнейшая английская промышленная фирма «Армстронг, Митчел & Ко», занимавшаяся постройкой судов и расположенная в британском городе Ньюкасл.

«Святогор» (впоследствии переименованный в «Красин») стал вторым арктическим ледоколом после «Ермака». Построенный по его чертежам, он отличался о своего предшественника большей мощностью машин. Само строительство началось в феврале 1916-го, а уже в марте следующего года ледокол был полностью готов и прошел ходовые испытания. 31 марта 1917 года на «Святогоре» подняли Андреевский флаг. Эту дату и принято считать днём рождения ледокола.

Благодаря заложенной проектной мощности «Святогор» мог с легкостью преодолевать льды толщиной до двух с половиной метров. По этому показателю он два десятилетия считался самым мощным ледоколом в мире.

Судьба «Святогора» складывалась драматично с момента рождения. Мир был охвачен войной, а Россия - революциями. Ледокол принял участие в обороне Архангельска от англичан. Чтобы не позволить кораблям противника в августе 1918 года войти в устье Северной Двины, власти Архангельска приняли решение затопить «Святогор». Однако британцам всё-таки удалось захватить город. Капитана «Святогора» Николая фон Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении, расстреляли.

Через пару лет ледокол подняли, и уже в феврале 1920 года он был переправлен в Англию в качестве трофея. Однако через несколько месяцев «Святогор» вновь оказался в советских водах, на сей раз в качестве арендованного корабля. Во льдах Карского моря погибал ледокольный пароход «Соловей Будимирович», на борту которого находились 85 человек, в том числе женщины и дети.

Спасатели успешно справились со своей задачей. 19 июня 1920 года «Святогор» и ледорез «III Интернационал» пробились к «Соловью Будимировичу» и через несколько суток вывели его изо льдов. Спасенный пароход вместе с «III Интернационалом» возвратился в Архангельск, а вот «Святогору» пришлось идти обратно в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у англичан. Потребовалась серьёзная борьба дипломата Леонида Борисовича Красина и всемирно известного кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова, чтобы договориться о возвращении британским Адмиралтейством уведённого ледокола «Святогор». За корабль необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). В 1921 году после выплаты ледокол был передан России. Возвращенный на родину, ледокол в 1923-1926 годах обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт, через который молодая Советская республика, находившаяся в тяжелом экономическом положении, вела торговлю с другими государствами.

В ледовую кампанию 1925-1926 годов корабль освободил из ледового плена около 30 пароходов, затёртых льдами Финского залива в районе Соммерс-Гогланд: суда, несмотря на тяжелый лёд, были выведены в Ленинград и частью на Запад.

В 1927 году, учитывая выдающиеся заслуги Леонида Борисовича Красина перед партией и государством, советское правительство переименовало ледокол «Святогор» в «Красин».

За заслуги перед Отечеством

1928 год явился для ледокола знаковым: «Красин» прославился на весь мир. Его звёздным часом стало спасение экспедиции воздухоплавателей, отправившихся на покорение Северного полюса на дирижабле «Италия» под руководством итальянского инженера-конструктора Умберто Нобиле. Нобиле сконструировал свой первый дирижабль «Норге» в 1926 году и впервые достиг на нём Северного полюса. А в 1928 году он решил повторить полёт уже с итальянским экипажем на дирижабле «Италия». Экипаж состоял из 16 человек. Сам Папа Римский благословил участников на полёт.

25 мая 1928 года «Италия» стартовала со Шпицбергена и достигла Северного полюса. Но на обратном пути погода резко ухудшилась, дирижабль обледенел, покрылся коркой льда, стал снижаться и в результате с силой ударился об лёд. На момент катастрофы в гондоле - кабине внизу корпуса дирижабля - находились 10 человек. Все они выпали на лёд и получили травмы, в том числе и сам Умберто Нобиле, а один человек погиб. Еще шесть человек были унесены вместе с корпусом дирижабля в неизвестном направлении. Поскольку корпус так и не нашли, судьба этой части экспедиции и по сей день неизвестна. А оставшиеся девять человек прямо на льдине разбили лагерь, поставили красную палатку и почти два месяца прожили на льдине, ожидая помощи. Повезло хотя бы с тем, что вместе с гондолой на лёд выбросило продовольствие и запасную радиостанцию, хотя долгое время не удавалось установить радиосвязь.

Лишь 3 июня русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни на побережье Северного Ледовитого океана принял сигнал бедствия. Так мир узнал о судьбе экспедиции Нобиле. Многие страны (18 судов, 21 самолёт) предприняли попытки спасти потерпевших крушение аэронавтов.

25 июня шведскому летчику Лундборгу удалось сесть на лёд и вывезти Нобиле. Конструктора потом до конца жизни обвиняли в том, что он, командир, покинул лагерь первым. При втором полёте самолёт Лундборга потерпел аварию, и он сам оказался на льдине. Оставшиеся в живых всё ещё ожидали помощи, а полёты не возобновлялись из-за плохих погодных условий.

Итальянское правительство обратилось к России с просьбой послать «Красин» для спасения экспедиции. И несмотря на то, что ледокол находился в Ленинграде и готовился к ремонту, он был подготовлен всего за четыре дня и семь часов.

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. На его борту присутствовали 132 человека, включая семь журналистов. Весь мир следил за экспедицией. «Красину» предстояло пойти туда, где до него никто не бывал, найти палатку с аэронавтами. 12 июля «Красин» подошёл к месту, люди были спасены, а ледокол стал всемирно знаменит.

Но на этом трудности не оставляют ледокол «Красин». И уже на обратном пути «Красин» принял сигнал SOS от немецкого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес», пассажиры которого уговорили капитана приблизиться по северным морям к пути следования ледокола, дабы своими глазами увидеть ледокол-легенду. На борту лайнера было 1500 человек. Во время путешествия по северным морям «Монте-Сервантес» получил пробоину. Продержаться на плаву судно могло не более 16 часов. Несмотря на имеющиеся у «Красина» повреждения - были сломан левый винт и повреждено крепление руля, капитан Карл Эгги изменил курс и пошёл на помощь. Водолазы из команды наложили на пробоину специальный пластырь, однако вода не убывала. Со второго борта обнаружилась ещё одна пробоина. Чтобы её ликвидировать, сняли листы металла с машинной палубы ледокола. В результате «Монте-Сервантес» был спасён.

После ремонта в Норвегии 5 октября 1928 года «Красин» триумфально вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали 200 тысяч горожан. За этот поход ледокол «Красин» и весь экипаж были награждены орденом Трудового Красного Знамени за особые заслуги перед Отечеством.

Второе рождение

Не счесть грузовых судов, которые провёл ледокол «Красин» в 1930-е годы сквозь дрейфующие льды, не счесть миль, которые ему пришлось преодолеть во всех морях Ледовитого океана. Он водил караваны, «протаскивал» суда сквозь плавучие льды, крушил мощные ледовые перемычки между пространствами чистой воды, искусно маневрировал в опасных проливах среди островов. С ледокола велись научные исследования, что позволило значительно расширить знания об Арктике, которая с большой неохотой делилась своими тайнами с исследователями.

В 1941 году, в день объявления Германией войны Советскому Союзу, ледокол «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации. Во время Великой Отечественной войны «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народнохозяйственными и оборонными грузами через льды в арктических морях, а также в Белом море.

История полярных конвоев - одна из самых героических и трагических страниц Второй мировой войны. Путь конвоев пролегал мимо берегов Норвегии, где базировались немецкие подводные лодки и находились аэродромы немецкой авиации. Ни одному конвою не удалось избежать потерь. Экипажи торговых судов конвоя формировались только из добровольцев и были интернациональными. Конвои везли вооружение и боеприпасы, продовольствие, медикаменты, горючее.

«Красин» в составе конвоя PQ -15 вышел из исландского порта Рейкьявик 26 апреля 1942 года. Караван был атакован вражеской авиацией. Из пяти самолётов, сбитых кораблями конвоя, два были подбиты членами экипажа ледокола, а само судно серьёзно пострадало.

Сегодня «Красин» - единственный в России корабль, принимавший участие в сражениях Великой Отечественной войны и до сих пор находящийся на плаву.

В послевоенное время, до начала 1950-х годов, «Красин» работал на трассе Северного морского пути без существенных перестроек и модернизации. К этому времени стала ощущаться острая нехватка арктических линейных ледоколов. В создавшейся ситуации было решено пойти на капитальный ремонт ледокола в ГДР.

Для «Красина» это означало «второе рождение», ведь речь шла о почти полной реконструкции корабля. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку. Внешний вид ледокола изменился почти до неузнаваемости.

После длительного ремонта и реконструкции в 1960 году ледокол «Красин» вновь вступил в строй и сразу же был направлен на проводку судов по трассе Северного морского пути, где проработал более 10 лет. В октябре 1971 года ледокол вернулся из своей последней арктической навигации. Он отработал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года.

В 1970-х годах «Красин» был передан в Министерство геологии СССР и продолжил работать в Баренцевом и Гренландском морях и на Шпицбергене. В конце 1980-х годов судно было постепенно выведено из эксплуатации.

На счету легендарного ледокола спасение многих судов и людей, но в лихие 1990-е он сам стал нуждаться в помощи. Для защиты «Красина» от попыток продажи за границу и для сохранения его как исторической реликвии был организован Общественный комитет. Ледокол остался в России, однако его хозяева так и не смогли добиться достойного финансирования, необходимого для сохранения судна. Ледокол тихо умирал. Но общественность и неравнодушные люди вновь и вновь поднимали вопрос о поиске организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась - в Калининграде!

В 2004 году, после многочисленных переговоров, было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея Мирового океана Министерства культуры Российской Федерации. Музей уже обладал опытом сохранения исторических судов и формировал в Калининграде единственную в России Набережную исторического флота. С 1996 года «Красин» пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта.

31 марта 2017 года на борту ледокола «Красин» прошли торжественные мероприятия, посвящённый 100-летию со дня подъема Андреевского флага на борту. В кают-компании ледокола-музея состоялся молебен - молитва Иоанна Кронштадского, впервые прочитанная 19 марта 1899 года по случаю прихода в Кронштадт первого российского арктического ледокола «Ермак». Затем на палубе верхнего мостика ледокола состоялись акция «Гудок «Красину» и подъём Андреевского флага, а также открытие памятного знака «Морское наследие России» на борту ледокола. Официальную церемонию завершил митинг. Под звуки оркестра состоялось торжественное прохождение курсантов Военно-Морской академии. Торжества завершил спектакль-концерт «Страницы истории ледокола «Красин».

В рамках празднования 100-летия легендарного судна в течение года прошёл ряд мероприятий: кинофестиваль «Море зовет», конференция «Полярные чтения», фестиваль ледоколов. В штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Ледокол «Красин». 100 лет подвига».

20 января 2018 года на киностудии «Ленфильм» состоялась премьера нового документального фильма «Ледокол «Красин»: миссия спасать», созданного ТРК «Плеяда». Картину о знаменитом ледоколе представили зрителям автор сценария Наталия Спиридонова, режиссер Инна Кокорина, оператор Алексей Горбатов и продюсер Наталия Спиридонова. С приветственным словом ко всем присутствующим обратился исполнительный директор фонда «История Отечества» .

Текст: Елена Стеблюк, Виктор Павлов

Фото: архив Музея Мирового океана Министерства культуры РФ, Александр Шалгин

Знаменитая комбинация сигналов азбуки Морзе три точки, три тире, три тире могла вполне стать своеобразным гимном ледокола «Красин ». Он спас тысячи людей с терпящих бедствие судов застрявших во льдах полярных экспедиций. Этому ледоколу также принадлежит роль первооткрывателя Северного Морского пути - основной транспортной артерии советской Арктики. Именно с помощью этого судна были открыты первые нефтяные и газовые месторождения на дне океана.

Дата службы на море легендарного ледокола совпадает с рождением и закатом Советского Союза. Первые удары судового колокола прозвучали на борту в 1917 году, а в 1991 году «Красин » стал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге. Основные маршруты ледокола пролегали по Северному Ледовитому океану. С 30-х годов XX века началось активное освоение Северного Морского пути. Ледокол «Красин » дошел до порта Тикси в Якутии, открыв в Арктике движение грузовых судов. Во время Второй мировой войны ледокол совершил кругосветное плавание с бухты Провидения на Чукотке до американского континента, где его оснастили пушками для проводки конвоев. Вернувшись в Европу, ледокол «Красин » отправился вместе с первым военным конвоем из Рейкьявика в Мурманск.

История ледокольного флота началась в середине XIX века. В то время представления географов о северных широтах было весьма приблизительны. Арктические льды являлись непреодолимым препятствием. Русский адмирал Степан Макаров стоял у истоков российского ледокольного флота и считал, что освоение севера возможно только с помощью определенного типа кораблей.

Адмирал Макаров подхватил идею Михаила Бритнева, русского судовладельца, который в 1864 году хотел продлить навигацию в Финском заливе, чтобы перевозить как можно больше своих грузов. Для этого он придумал у обычного буксира срезать острый нос, чтобы он мог наползать на лед и ломать его собственной тяжестью.

Сначала подобные были слишком маломощными для льдов Северного Ледовитого океана. Первый ледокол арктического класса был построен в 1898 году по заказу русского правительства на верфи «Armstrong Whitworth & Co » в Ньюкасле. Когда после первых походов этого ледокола были видны все недостатки, было принято решение построить второй . Так в 1916 году на свет появился более мощный ледокол «Святогор ». Это имя корабль носил первые 10 лет своей службы. Корпус судна имел бочкообразный вид, что сказывалось на удобстве движения во льдах, но крайне осложняло жизнь команде в свободной воде - высокие волны легко заваливали судно на борт, вызывая сильнейшую качку.

ледокол «Святогор»

История русского ледокола «Святогор » началась с того, что его затопили в 1918 году в устье Северной Двины, чтобы предотвратить путь английским военным кораблям. Однако интервенты все равно взяли город Архангельск, а «Святогор » стал трофеем. Корабль подняли со дна и отправили в Англию. Но вскоре благодаря усилиям Леонида Борисовича Красина российского Торгпреда в Англии, ледокол был возвращен в Россию. За него российскому правительству пришлось выложить круглую сумму. Позже судно было переименовано в честь своего спасителя.

ледокол «Красин» на модернизации в Германии

Сейчас пароход выглядит совершенно иначе, чем на заре своей службы. В 1956 году ледокол был отправлен на модернизацию в Германию, после которой от прежнего судна, по сути, осталась только бортовая обшивка, которая в некоторых местах достигает толщины пяти сантиметров. До модернизации в 50-х годах прошлого века на было две трубы высотой около 17 метров для лучшей тяги, но когда на судне были установлены котлы нового образца, необходимость в тяге исчезла. Теперь на пароходе «Красин » всего одна труба высотой 4,5 метра.

ледокол «Красин»

капитанская каюта

на ходовом мостике

на верхней палубе ледокола «Красин»

Многое изменилось и внутри ледокола. Там стало гораздо просторнее. Вместо десяти кубриков на 10-15 человек появились двухместные каюты.

Конечно же, самым комфортабельным местом на борту ледокола считается капитанская каюта. Она состоит из трех блоков: рабочий кабинет, салон и спальня. В кают-компании ледокола находится стол необычной формы - одна его сторона уже другой. Это сделано для того, чтобы все сидящие могли хорошо видеть друг друга.

По соседству каюты капитана находится каюта начальника экспедиции, которая уступает по всем параметрам «капитанской». Начальник самой знаменитой экспедиции на борту ледокола «Красин» был Рудольф Самойлович, который руководил работами по спасению итальянского генерала Нобеля и его команды в 1928 году. Эта операция принесла ледоколу «Красин » мировую славу.

подвиг ледокола «Красин»

Милан 15 апреля 1928 года. Дирижабль «Italia» под командованием известного ученого Умберто Нобиле, отправляется на покорение северного полюса. 23 мая с острова Шпицберген он взял курс на самую северную точку планеты. Через два дня вблизи полюса при полете на большой высоте обледенение в носовой части дирижабля, привело к клину руля высоты и неуправляемое воздушное судно рухнуло на ледовой шельф. В живых остались 9 человек, включая тяжело раненного Нобиле. Из уцелевшего снаряжения пострадавшим удалось найти лишь одежду, немного еды, палатку и коротковолновую радиостанцию.

Спустя две недели после катастрофы дирижабля советский радиолюбитель поймал сигнал бедствия. Вскоре удалось установить координаты пропавшей экспедиции. Однако тяжелые арктические условия не позволяли произвести посадку самолета. Прийти на помощь мог только ледокол, и правительство Италии обратилось за помощью к СССР.

12 июня 1928 года СССР незамедлительно откликнулся на призыв итальянского правительства о помощи. Специально созданная комиссия подробно изучив обстановку приняло решение направить в район бедствия Краснознаменный ледокол «Красин » - гордость советского флота. Начальником спасательной экспедиции был назначен профессор Самойлович, капитаном ледокола тогда был опытный судоводитель Эгге. На борт был погружен трех моторный «юнкерс» для ведения воздушной разведки.

16 июня 1928 года советский ледокол «Красин » вступил в полосу сплошных льдов. Неожиданно ухудшилась погода. Туман был такой, что с ходового мостика не было видно носа корабля, но ледокол продолжал идти на предельно малой скорости.

1 июля 1928 года ледокол «Красин » вошел в район арктических льдов, толщина которых достигала свыше 1 метра. Борясь с торосами, пароход уверено продвигался к полюсу, однако капитан был обеспокоен, из-за медленного продвижения увеличился расход угля и продовольствия. Он переживал - ресурсы нужно рассчитать так, чтобы самим не остаться в Арктике.

10 июля 1928 года летчик Чухновский вылетел на воздушную разведку и обнаружил покинувших лагерь бедствия полярников. Но только команда обрадовалась, случилось непоправимое - «юнкерс» попал в снежную бурю и разбился. Сам летчик остался жив, но предстояло решить, кому идти на помощь. Чухновский передал по радиостанции, чтобы сначала спасли итальянцев и только после этого он скажет свои координаты. У спасателей не оставалось выбора, и они продолжили поиски обломков дирижабля.

12 июля 1928 года ледокол «Красин » поднял на борт двоих вышедших из группы, которые были в очень плохом состоянии. Позже экипажу судна удалось снять с льдины Чухновского, который был даже не ранен. На все это ушло много времени, и капитан боялся, что не успеет на помощь остальным.

Наконец, 12 июля 1928 года ледокол «Красин » нашел палатку. Люди месяц пробыли на льдине. Практически все находились на грани смерти, с множеством обморожений и травм, полученных еще при падении дирижабля. Когда весь мир уже потерял надежду ледокол «Красин » вырвал из ледового плена всех участников экспедиции генерала Нобиле.

Подняв на борт всех спасенных итальянских полярников, советский ледокол лег на обратный курс, а радостная новость мгновенно облетела весь мир. Но 4 октября ледокол принял еще один сигнал бедствия. Немецкий пароход «Monte Cenvartes» столкнулся с айсбергом, который пропорол левый борт. Капитан Эгге понимал, что если ему не помочь это будет второй « ». Несмотря на сломанный винт и работающие на пределе машины он приказал идти на помощь. Спасая других экипаж советского ледокола не жалел ни себя, ни свой ледокол. Чтобы заделать пробоину лайнера капитан приказал вырвать из палубы машинного отделения железные листы настила, чтобы заделать пробоину на круизном пароходе. В результате ледокол «Красин » одержал еще одну победу.

С успехом завершив свою экспедицию по спасению Нобиле, ледокол «Красин » стал своеобразным брендом СССР. Весь мир, следивший за этой арктической эпопеей, признал, что «Красин » сыграл в ней решающую роль. На родине ледокол ждал настоящий прием.

Пятого октября 1928 года пробыв почти четыре месяца в экспедиции, героический пароход прибыл в Ленинград, где его ожидала торжественная встреча. На набережной собралось около 200 тысяч человек и когда «Красин » в сопровождении эскорта кораблей вошел в Неву, даже портовые краны склонились в почтении. Так ледокол приветствовали рабочие Адмиралтейства.

Ледокол «Красин»

Ледокол «Святогор» был построен на верфи «В.Г. Армстронг, Митчелл и К°» в английском городе Ньюкасл по российскому заказу, его прототипом послужил знаменитый «Ермак». Новое судно предназначалось для продления навигации на Белом море и имело следующие характеристики: длина наибольшая – 98,5 м, ширина – 21,6 м, высота борта – 12,9 м, осадка нормальная – 7,9 м, водоизмещение нормальное – 8730 т, мощность паровых машин тройного расширения – 10 000 л.с., скорость хода – 15 узлов.

В июне 1917 г. «Святогор» прибыл в Архангельск и вошел в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Когда в 1918 г. страны Антанты начали интервенцию на Севере, он вместе с ледоколом «Микула Селянинович» 1 августа был затоплен при попытке заградить фарватере в устье Северной Двины и не допустить проход кораблей интервентов. Но закупорить фарватер не удалось, а затопленные суда вскоре были подняты, после чего «Святогор» до 1921 г. служил в составе британского флота. В 1920 г. он сыграл главную роль в спасении затертого льдами парохода «Соловей Будимирович». В 1921 г. благодаря усилиям советского представителя в Англии Л.Б. Красина «Святогор» был возвращен Советской России. Затем ледокол был переведен на Балтику. После ремонта на Балтийском заводе, судно работало на Балтике и в Финском заливе. В 1927 г. ледокол переименовали в «Красин».

Всемирную известность «Красин» получил в 1928 г., отличившись во время спасения участников итальянской экспедиции генерала Умберто Нобиле. Дирижабль экспедиции «Италия» с командой из 16 человек 25 мая потерпел крушение в районе архипелага Шпицберген, при этом один человек погиб, девять оказались на льдине (в их распоряжении был небольшой запас продовольствия, запасная радиостанция и некоторые астрономические приборы), еще шестерых оболочка дирижабля унесла в неизвестном направлении. Спасшимся удалось найти в отломившейся части кабины дирижабля четырехместную палатку, продукты и запасную коротковолновую радиостанцию. Они натянули палатку на остов гондолы, а чтобы она была лучше видна на снегу, ее облили красной краской.

«Красин»

В спасательных операциях приняло участие шесть европейских государств, которые послали в Арктику 18 судов и 21 самолет. В СССР задачу по спасению Нобиле поставили самому мощному по тем временам ледоколу. И действительно, только «Красину» 12 июля удалось пробиться к группе оставшихся в живых аэронавтов и снять их с льдины.

26 июля – 3 августа 1928 г. «Красин» занимался спасением германского пассажирского лайнера «Монте Сервантес», столкнувшегося с льдиной у Шпицбергена. Экипажу ледокола удалось заделать пробоины и откачать воду из поврежденного судна. После этого «Красин» сопроводил «Монте Сервантес» в норвежский порт Гаммерфест.

Когда в октябре «Красин» возвратился в Ленинград, ему устроили торжественную встречу. Ледокол первым среди судов торгового флота был удостоен только что учрежденного ордена Трудового Красного Знамени.

В 1929-1934 гг. «Красин» работал в Западном секторе Арктики. В 1929 г. он участвовал в 10 й Карской товарообменной экспедиции. На борту ледокола было проведено множество научных экспедиций, которые осуществили самые разнообразные наблюдения – океанографические, метеорологические, геофизические – в тяжелейших ледовых условиях, и продолжалось это на протяжении всей активной арктической жизни «Красина». В следующем году он перешел на Тихий океан и стал базироваться на Владивосток. Переход протяженностью 12 600 миль занял менее семи недель. В 1934 г. ледокол участвовал в попытке спасении парохода «Челюскин», в 1937 м – в поисках самолета С.А. Леваневского, пропавшего во время перелета в США через Северный полюс. В 1936 г. «Красин» участвовал в проводке боевых кораблей по трассе Северного морского пути. В сентябре-октябре 1940 г. «Красин» и транспорт «Волга» осуществляли проводку подлодки Щ-423 от бухты Тикси до Владивостока.

Начало Великой Отечественной войны «Красин» встретил в бухте Провидения. Он сделал попытку пройти в Западный сектор Арктики, но тяжелая ледовая обстановка в проливе Вилькицкого вынудила его повернуть назад. Тяжелая ситуация на фронтах летом 1941 г. заставила принять решение о направлении ледокола в западный сектор Арктики. Капитальный ремонт (в котором судно остро нуждалось) и модернизацию предполагалось произвести в одном из портов США. В сентябре 1941 г. от Таймыра «Красин» отправился в плавание по маршруту: Берингов пролив – Сиэтл – Панамский канал – Балтимор – Галифакс – Глазго – Рейкьявик – Мурманск. В Балтиморе на корме установили 76,2 мм орудие и 10 пулеметов (из них шесть – крупнокалиберных).

В марте 1942 г. в Глазго ледокол частично перевооружили, и 3 апреля 1942 г. в составе конвоя PQ-15 он отправился в Мурманск. Во время перехода через Атлантику 26 апреля – 6 мая ледокол отражал атаки немецкой авиации и, согласно донесениям, его зенитчики сбили вражеский самолет. По прибытии в Мурманск «Красин» вновь перевооружили, а для размещения боезапаса оборудовали артпогреба. Теперь ледокол имел следующее вооружение: шесть 76,2 мм орудий американского образца, семь 20 мм автоматов «Эрликон», по четыре крупнокалиберных и обычных (винтовочного калибра) пулемета.

В Арктике «Красин» продолжил работу в составе Ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. 17 июня – 14 сентября 1943 г. вместе с ледоколом «А. Микоян» и ледорезом «Ф. Литке» он осуществил проводку каравана судов из Архангельска до бухты Провидения, откуда его направили на ремонт во Владивосток. В начале октября он прибыл во Владивосток и встал в док.

«Красин» оставался флагманом ледокольной флотилии в Восточном секторе Арктики до 1950 г., а затем вернулся в состав Северного морского пароходства. В 1956-1960 гг. он прошел модернизацию на верфи «Матиас Тезен Верфт» в Германской Демократической Республике. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку и сделали вырез для буксировки судов вплотную. В результате внешний вид ледокола существенно изменился.

В 1972 г. судно передали на баланс Министерства геологии РСФСР. Оно использовалось как энергетическая база и жилье для буровиков при бурении шельфа у побережья Северного Ледовитого океана. В качестве научно-исследовательского судна «Красин» (его название изменилось на «Леонид Красин», а прежнее присвоили новому ледоколу) работал в Баренцевом, Гренландском морях и в водах Шпицбергена. В 1982-1989 гг. судно практически не эксплуатировалось.

В 1987 г. появилось предложение признать знаменитый ледокол памятником истории. В 1990 г. производственное объединение «Севморгеология» передало судно Международному фонду истории науки. «Красин» на одной машине, но своим ходом совершил переход из Мурманска вокруг Скандинавии, посетив Осло, Стокгольм, Копенгаген. Кроме того, ледокол совершил короткий рейс до Таллинна. В 1990 г. «Красин» совершил три коммерческих рейса в Германию и Данию.

В 1990 е годы судьба уникального судна буквально висела на волоске. Неоднократно менялись его владельцы, место стоянки, были попытки продать ледокол за границу. Хотя постановлением российского правительства ледокол «Красин» в феврале 1992 г. был включен в список исторических памятников государственного значения, из-за отсутствия необходимого финансирования он тихо умирал. Лишь в феврале 2004 г. последовало решение о передаче «Красина» Музею Мирового океана. С этого момента для ледокола, установленного на вечную стоянку в Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта, действительно началась новая жизнь.

Из книги Рихард Зорге - заметки на полях легенды автора Чунихин Владимир Михайлович

В. СУВОРОВ. "ЛЕДОКОЛ". Глава 30. Почему Сталин не верил Рихарду Зорге."…Советская военная разведка не столь глупа, чтобы публиковать самые интересные сообщения Зорге. Но анализ даже относительно небольшого количества опубликованных сообщений Зорге ставит нас в тупик, не

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Ледокол «Ермак» Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом и продления навигации в портах России, впервые задумался выдающийся деятель и новатор Российского флота вице-адмирал Степан Осипович

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги автора

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги автора

III. Что такое ледокол? Четкое понятие о том, что такое ледокол, сложилось не сразу, и даже в XX в. определения давались разные.В самой известной отечественной энциклопедии конца XIX – начала XX в., изданной Брокгаузом и Ефроном, это определение отсутствует. В справке (статье)

Из книги автора

§ 2. «Опыт-Ледокол» В 1865 г. военный инженер полковник Н. Л. Эйлер (в то время начальник Морской строительной части Кронштадтского порта) попытался реализовать инициативу главного командира порта довольно оригинальным образом. Он предложил использовать для ломки льда

Из книги автора

§ 1. «Ледокол 1» К началу последнего десятилетия XIX в. Россия имела на Черном море два сравнительно современных морских торговых порта – Одессу и Николаев. И в том, и в другом навигация прерывалась в зимнее время на несколько недель в году из-за появления льда на

Из книги автора

§ 2. «Ледокол 2» В Либаве (Лиепае) одновременно со значительным расширением деятельности торгового порта, считавшегося незамерзающим и являющегося в зимнее время фактически аванпортом закрытого почти на 5 месяцев льдом Петербургского порта, велось строительство

Из книги автора

§ 4. «Ледокол» 3 Инициатором постройки ледокола для Одесского торгового порта был одесский градоначальник, который ежегодно, начиная с 1891 г., «входил в отношения» по этому поводу с министерствами путей сообщения, финансов и внутренних дел. Согласие трех могущественных

Из книги автора

§ 5. «Аванс» и «Саратовский ледокол» Несмотря на совершенствование конструкций портовых ледоколов, появлявшихся в российских водах в последнее десятилетие XIX в., форму Штейнгауза использовали не только в «Гайдамаке», но еще в 2 портовых ледоколах «гамбургского типа» –

Из книги автора

II. Предтеча «Ермака» ледокол «Надежный» и его прототип «Слейпнер» («Трувор») Суммарная мощность паровых машин всех ледовых судов (ледоколов, ледокольных пароходов и буксиров), построенных до 1895 г. в Западной Европе, а их число превышало 40 единиц, составляла около 20 000 л.с.

Из книги автора

§ 8. Второй ледокол («Обь») и ледокол Менделеева К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».Идея о большом ледоколе превратилась в

Из книги автора

§ 1. «Владимир» и «Ледокол IV» Последними фигурантами завершавшегося русского «ледокольного бума» стали 2 портовых ледокола: «Владимир» для Либавского порта (1902 г.) и «Ледокол IV» для строящегося Мариупольского (1905–1907 гг.). Из-за многих событий в истории России тех лет

Из книги автора

§ 2. Рижский ледокол «Петр Великий» Считается, что в начале XX в. в странах Европы, в том числе и в России, начался второй этап в ледоколостроении, характеризующийся увеличением размеров ледокольных судов и мощности их силовых установок. Чрезвычайно характерно в этом

Из книги автора

§ 3. Ледокол Балтийского моря «Царь Михаил Федорович» («Волынец») Разработка технических условий ледокола для Балтийского моря началась не позднее второй половины 1910 г. Сохранились сведения о заседании Технического совета МТиП 26 ноября, где было решено взять за основу

Из книги автора

§ 5.5. Военный ледокол «Микула Селянинович» Самыми большими на Севере по размерам и мощности силовой установки были 2 морских военных ледокола «Святогор» и «Микула Селянинович», построенных по заказу Морского министерства России. Оба судна появились в результате

Сегодня «Красин» — единственное судно, находящееся на плаву, которое принимало участие в реальных морских сражениях Великой Отечественной войны. Больше в России таких судов нет, да и в мире их остались единицы.

Сколько ледоколов-музеев существует в России и чем знаменит «Красин»?

У «Красина» богатейшая история. В 2016 году мы начнём отмечать столетие ледокола — в 1916 году он был спущен на воду. Но подъём флага был 31 марта 1917 года, и поэтому основные торжества запланированы на 2017 год. Сейчас мы активно к ним готовимся.

Ледокол «Красин» не единственный подобный музей. В России есть ещё ледокол-музей «Ангара», который находится в Иркутске. И, кстати, он был построен на том же заводе, что и ледокол «Красин», — в Великобритании, в Ньюкасле. «Ангара» была создана даже немного ранее. Это старший брат «Красина», хотя по размерам он существенно меньше.

Есть и ещё одно судно-музей — это ледокол «Ленин», который находится в Мурманске. Тоже абсолютно уникальное явление в мировой истории. Первый атомный ледокол, который был построен здесь, в Ленинграде, и спущен на противоположном берегу, на Адмиралтейских верфях. Сейчас этот ледокол находится в ведении «Атомфлота» и, собственно говоря, является ведомственным музеем. Каждый год его посещает большое количество туристов. То есть история освоения Арктики ледокольным флотом у нас более или менее отражена.

Получается, «Красин» — самый известный из перечисленных музеев?

Пожалуй, да. «Красин» — самый известный и самый легендарный из них, потому что с ним связаны важнейшие события всемирной истории.

Что больше всего интересно тем, кто приходит на борт?

Интересно прежде всего посетить само судно, потому что у нас можно походить по палубе, зайти в помещения, посмотреть, как устроена рулевая рубка, каюта капитана, каюта начальника экспедиции, кают-компания, увидеть, как жили матросы.

Есть отдельная экскурсия в машинное отделение. Ведь «Красин» (многие даже этого и не знают) — это пароход. Он сохранился как паровое судно. У нас паровые котлы, паровая машина. Причём, по всей видимости, у нас на «Красине» стоит одна из самых больших паровых машин в мире, сохранившихся на судах, которые находятся на плаву. Она мощностью три с лишним тысячи лошадиных сил, и ничего подобного в мире скорее всего не сохранилось, поэтому это уникальное инженерное сооружение.

Кроме того, «Красин» является участником совершенно легендарных событий в Арктике, которые связаны с восстановлением нашего государства, с ключевыми моментами истории арктических исследований.

Символичны даже годы жизни «Красина»: ледокол был построен в 1917 году, а последний свой рейс попытался сделать в 1991 году. То есть фактически годы его эксплуатации — это отражение всей советской эпохи освоения Арктики.

«Святогор» — это первое имя «Красина» — пришёл в Архангельск в 1917 году и успел принять участие и в гражданской войне, и в революционных событиях. Но, правда, странным образом: фактически он был затоплен большевиками в устье Северной Двины, для того чтобы в Архангельск не смогли пройти войска Антанты.

Но затоплен он был странным образом: не до конца, только по палубу. Соответственно, когда пришли англичане, они откачали воду, подняли его и прекрасно им пользовались. В течение нескольких лет (до 1921 года) ледокол ходил под английским флагом. Он даже сохранил своё имя и назывался HMS Sviatogor — Корабль её Величества «Святогор».

Дело в том, что приказ о строительстве ледокола подписывал Николай II, но из-за начала революционных событий царское правительство не успело за него расплатиться: оно заплатило 70%, и 30% осталось. За эту неуплату его и забрали в Великобританию.

Кстати, у нас в прошлом году на борту была принцесса Анна — дочь королевы Елизаветы. Мы делали для неё экскурсию, чем, конечно, очень горды.

Как ледокол вернулся на родину?

Наш торгпред, дипломат Леонид Борисович Красин (1870-1926 гг.) проводил переговоры с Великобританией о заключении торгового соглашения, о прорыве, так скажем, экономической блокады молодого советского государства.

Такое соглашение было заключено, оставшаяся сумма (30%) — заплачена, и ледокол вернулся в советскую Россию. На самом деле Великобритания с удовольствием избавилась от этого ледокола, поскольку льдов у них нет, а содержать такое судно — это очень дорогое удовольствие.

В 1927 году, уже после смерти Леонида Борисовича, корабль был переименован из «Святогора» в «Красин».

Это первый этап. А звёздный этап в жизни ледокола «Красин» — это, конечно же, 1928 год. Он связан с экспедицией генерала Умберто Нобиле (1885-1978 гг.) на Северный полюс на дирижабле «Италия».

Умберто Нобиле был известным дирижаблестроителем. В 1926 году он построил дирижабль «Норвегия» и на нём отправился в экспедицию вместе с Руалем Амундсеном (1872-1928 гг., норвежский полярный путешественник) . Это был перелёт через Северный полюс на Аляску. Экспедиция была успешной. Но, как это часто бывает, два великих человека, два больших корабля, после неё разошлись, фактически поссорились.

И тогда Умберто Нобиле решил организовать свою собственную экспедицию на Северный полюс. Экспедиция должна была стать более масштабной — планировалась целая серия вылетов, в том числе и на Северный полюс, а также проведение научных исследований.

В 1928 году эта экспедиция стартовала. Правда, удался только один вылет — в район Земли Франца-Иосифа, Северной Земли. Во время второго вылета дирижабль долетел до Северного полюса, но не смог там приземлиться из-за сильного ветра. Он развернулся, полетел обратно, попал в сильный встречный ветер и потерял высоту. По всей видимости, было обледенение, осколки льда слетали с винтов и пробили оболочку. В результате, быстро теряя высоту, дирижабль зацепился гондолой за лёд, за один из торосов, разломился, и часть экипажа выпала на лёд. Часть осталась внутри дирижабля, а потом пропала — дирижабль унёс людей, и потом их так и не смогли найти.

Выпавшим из дирижабля повезло гораздо больше, правда, многие из них имели серьёзные повреждения, переломали руки и ноги. Но вместе с ними выпала и часть провианта, палатка, радиостанция, оружие — в общем, можно было организовать целый лагерь на льдине, что и было сделано. Лагерь был разбит, как оказалось, недалеко от Шпицбергена. Была налажена работа радиостанции, хотя сигнал SOS от потерпевших бедствие очень долгое время не могли принять.

Но в конце концов он был пойман у нас, в советской России, радиолюбителем Николаем Шмидтом (житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии) , и началась спасательная операция, в которой принимали участие почти все европейские страны, будто бы соревнуясь друг с другом. Многие их действия были нескоординированы, тем не менее до настоящего времени эта операция считается самой масштабной международной спасательной экспедицией в Арктике, в которой были задействованы десятки кораблей и самолётов.

Советская Россия также принимала в спасении потерпевших бедствие активное участие. Мы организовали поисковые экспедиции на нескольких судах, в том числе и на «Красине». В результате получилось, что многие страны пытались спасти членов экспедиции Умберто Нобиле, а реально смог выполнить эту задачу только наш ледокол.

Это событие было важно в плане признания молодого советского государства на международной арене. Что такое 1928 год? Авторитет государства тогда был крайне низок, только-только началось признание новой страны ведущими мировыми державами.

Интерес к нашей стране резко повысился. Многие красинцы, даже кочегары, ездили по миру с рассказами об экспедиции. По сути, это была первая большая пиар-акция советской России.

В этой экспедиции был и серьёзный гуманитарный аспект. На обратном пути, когда «Красин» возвращался со Шпицбергена, он получил сигнал SOS от немецкого лайнера «Монте-Сервантес», который столкнулся с айсбергом, получил пробоину и стал быстро набирать воду и тонуть.

К «Монте-Сервантесу» быстро подошёл «Красин». Поскольку на «Красине» были водолазы, они провели осмотр, выявили пробоину и залатали лайнер. Тем не менее течь продолжалась, и выяснилось, что с другой стороны тоже есть пробоина. Заделали и её, использовав уже свой металл, разобрав палубу в машинном отделении, после чего отбуксировали судно в Гамбург. Таким образом, помимо спасения полярной экспедиции Умберто Нобиле «Красин» спас ещё 1,5 тысячи человек на большом пассажирском лайнере «Монте-Сервантес».

Это было серьёзное достижение, которое вызвало большой резонанс в мире. Газеты просто пестрели упоминаниями о ледоколе «Красин», о его руководстве, советской России. Несомненно, события эти являются звёздным часом в истории ледокола «Красин». На основе этой истории был снят художественный советско-итальянский фильм «Красная палатка» (1969 год) , в главных ролях которого снимались Никита Михалков, Юрий Визбор, Донатас Банионис, Клаудия Кардинале и Шон Коннери.

Интересно, что на последнем этапе съёмок два режиссёра — Михаил Калатозов и Франко Кристальди — разошлись во мнениях, поссорились и сделали два отличающихся друг от друга фильма. Советский вариант более психологичный, он на полчаса длиннее, чем итальянский. В советском варианте саундтрек написал Александр Зацепин, в итальянском — Эннио Морриконе.

Чем занимался легендарный ледокол после своего звёздного часа?

После этих событий ледокол «Красин» совершил ещё две кругосветные экспедиции. Не каждое судно может похвастаться хотя бы одной кругосветкой, а «Красин» сделал это дважды — в 1934 и 1941 годах.

1934 год — всем известная спасательная экспедиция челюскинцев, которые дрейфовали на льдине. Было несколько вариантов спасательной операции, один из которых — с участием «Красина». Кстати, судя по воспоминаниям, дневникам самих челюскинцев, они не ждали спасения с воздуха, поскольку тогда авиация только начинала развиваться, — все надеялись на ледокол «Красин». Но авиация отработала хорошо, и всех челюскинцев эвакуировали самолёты.

Тем не менее «Красин» отправился в этот поход — из Ленинграда вокруг света, через Атлантику, Панамский канал, Тихий океан, на Аляску и далее Чукотку. Правда, к тому времени, когда он дошёл (хотя он дошёл достаточно быстро — менее чем за два месяца), челюскинцев успели вывезти. Но на последних этапах этой спасательной экспедиции он всё-таки был недалеко и помогал в перевозке грузов, мимоходом вытащил изо льдов пароход «Сталинград», то есть ледокол внёс свою лепту и в эту операцию. После чего он ушёл на трассу Северного морского пути и фактически замкнул свой кругосветный маршрут.

Вторая кругосветная экспедиция была ещё более интересной. 1941 год, началась Великая Отечественная война. После начала военных действий американское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой предоставить ледокол в аренду. Ледокол нужен был для высадки десанта в Гренландии, где появились немецкие гидрометеорологические станции, которые могли делать наводки для авиации и кораблей, а это было уже серьёзным вторжением в американские интересы.

Советское правительство ответило положительно, и «Красин» отправился в Америку. В США команду «Красина» встретили на самом высоком уровне — президент Франклин Рузвельт пообщался с красинцами и лично подписал чек на 500 тысяч долларов на ремонт ледокола и его вооружение. «Красин» был поставлен в док, отремонтирован и серьёзно вооружён.

Тем не менее «Красин» не остался в Америке. Он получил другие боевые задачи — отправился через Атлантику в Великобританию. Этот переход был очень труден: сильные шторма, встреча с немецкой подводной лодкой. В Великобритании ледокол довооружили, поставили на него зенитные пушки — эрликоны. После чего он отправился в Исландию, а оттуда в советскую Россию в составе полярного конвоя PQ-15.

Полярные конвои — история снабжения советской России вооружением, продовольствием. Эти поставки были очень важны. Как это происходило? Выстраивалось в несколько рядов порядка 20-30 транспортных судов, вокруг которых шли суда охраны, и этот караван двигался из Исландии в советскую Россию. Конвои старались идти как можно дальше от побережья Норвегии, прижимаясь к кромке полярных льдов, в связи с тем что в Норвегии находились немецкие базы военных самолётов. Несмотря на предосторожность, конвои подвергались атакам немецких самолётов и подводных лодок.

PQ-15 был одним из самых трудных конвоев. Он был обнаружен немецкими самолётами-разведчиками и активно атаковался, причём тогда немцы впервые применили при атаке на конвой самолёты-торпедоносцы. Несколько судов конвоя PQ-15 было ими затоплено. Началась охота и на ледокол «Красин», но, поскольку он был хорошо вооружён и хорошо отстреливался, его миновала эта судьба. Он остался на плаву, более того, даже серьёзных ранений на борту никто не получил, хотя рубка была вся прострелена. За ледоколом «Красин» числится два сбитых немецких самолёта. Так или иначе конвой дошёл до Мурманска, а «Красин» двинулся в Северодвинск и позже вышел на трассу Севморпути.

И сегодня «Красин» — единственное судно, находящееся на плаву, которое принимало участие в реальных морских сражениях Великой Отечественной войны. Больше в России таких судов нет, да и в мире их остались единицы. Поэтому, конечно же, «Красин» — это легендарный корабль, который заслуживает внимания и всяческих почестей.

Помимо участия в этом полярном конвое «Красин» связан с ещё одним важным эпизодом в истории Великой Отечественной войны в Арктике. В 1942 году немецкое командование развернуло крупную кампанию Wunderland (нем. — Земля чудес) , направленную на разрушение коммуникаций в советской Арктике. Толчком к разработке этой кампании послужила информация о том, что с Дальнего Востока планируется перебросить несколько военных кораблей в Мурманск, на западный театр военных действий. Тут сработала, видимо, японская разведка, которая передала эти данные.

Согласно плану кампании немецкое командование отправляет в Карское море линкор «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок. В тот момент, когда «Адмирал Шеер» оказался в Карском море, ледокол «Красин» как раз проводил караван транспортных судов с Диксона в восточный сектор Арктики. К счастью, встреча этого каравана с «Шеером» не состоялась. Причиной этому послужило то, что немецкий линкор наткнулся на небольшой ледокольный пароход «Александр Сибиряков». «Адмирал Шеер» приказал «Сибирякову» не выдавать своё местоположение и хранить молчание в эфире. Но «Сибиряков» сразу подал сигнал о том, что видит неприятеля, и местоположение линкора было рассекречено. «Шеер» тут же ответил оружейными выстрелами и достаточно быстро потопил «Сибирякова».

Тем не менее стало понятно, что в Карском море находится большой неприятельский корабль. Ледокол «Красин» увёл караван судов в тяжёлые льды и таким образом спас его. «Шеер» с подводными лодками ушёл из Карского моря, не осуществив задуманного. А «Красин» дождался каравана военных судов, провёл его через пролив Вилькитского, после чего караван благополучно достиг цели назначения.

Что было с «Красиным» после окончания войны?

После войны ледокол «Красин» был разоружён, прошёл модернизацию в Германии, в городе Висмаре, и приобрёл тот вид, ту надстройку, которую мы сейчас можем видеть. Интерьеры и то, что находится внутри ледокола, — это всё было сделано в 1950-е годы в Германии. От «Красина» 1920-х годов, который был построен в Великобритании, сохранился только корпус. Но корпус совершенно уникальный — клёпанный, из английской стали, а корпус, как известно, — самое главное на любом судне.

Пройдя модернизацию, «Красин» снова работает на трассе Севморпути, проводит транспортные суда с хозяйственными грузами. В 1970-е годы, когда стало понятно, что ледокол устарел — это же пароход, хоть и не на угле, а на мазуте, и мощность не та, и корпус изношен, — стали думать, что с ним делать.

Тут, видимо, сыграли свою роль боевые заслуги «Красина», потому что его решили не уничтожать, как это было сделано с первым русским ледоколом «Ермак» (кстати, «Ермак» и «Красин» были сделаны по одному и тому же проекту, разработанному адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, 1848-1904 гг. ). Появилась идея переделать «Красина» из ледокола в научно-исследовательское судно, что и сделали.

У «Красина» было три машины и три винта. Две бортовые машины убрали, вместо них поставили парогенераторы. С котлов пар подавался на парогенераторы, которые вырабатывали электричество. Так «Красин» превратился в плавучую электростанцию. Судно причаливало к буровым установкам на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа для подачи электричества и пара. И тут мы можем скромно заметить, что нефть и газ, обнаруженные на островах Арктики, — это во многом заслуга «Красина». В качестве научно-исследовательского судна ледокол проработал 1970-1980-е годы.

Каким образом «Красин» стал музеем?

В 1989 году «Красин» был передан Международному фонду истории науки как раз для того, чтобы сделать из этого судна музей. Но всё оказалось не так просто. Ледокол пришёл в Ленинград, но в связи с тем, что в 1991 году у нас фактически не стало государства, организация, которая взялась за сохранение «Красина» в качестве музея, продала этот ледокол другой организации, та организация в свою очередь перепродала его третьей организации… Судьба ледокола могла быть очень незавидной.

Но об этом узнала общественность, и поднялась народная волна протеста. В защиту ледокола полетело огромное количество писем, был организован комитет спасения «Красина». Благодаря общественности об этой истории узнали власти, и в результате было подписано постановление правительства о признании «Красина» объектом культурного наследия федерального значения. На основе этого постановления в течение последующих двух лет в судах рассматривалось дело о признании сделки о продаже «Красина» недействительной. Сделка была аннулирована, и «Красин» остался в Санкт-Петербурге в качестве музейного судна.

В 1990-е годы денег на его содержание у города категорически не хватало. В итоге в 2004 году было принято решение о передаче «Красина» из Санкт-Петербурга Музею Мирового океана, в ведение Министерства культуры.

Что-то изменилось после передачи музея Министерству культуры?

Сейчас в музее ведутся большие реставрационные работы, работы по обслуживанию ледокола. Действительно, за все постсоветское время только в составе Музея Мирового океана «Красин» получил достойное содержание. Очень много конференций у нас проводится, очень много бывает туристов на его борту, так что приходите, не пожалеете.

Когда появились музейные экспозиции на борту «Красина»?

Музейные экспозиции на его борту появились ещё в 1990-е годы — ледокол был открыт для посещения. Но как полноценный музей он стал функционировать с 2004 года, тогда же началось образование и пополнение его фондов.

Каким образом корабли становятся музеями и сколько всего таких музеев открыто в России?

Всего у нас в России где-то порядка 30 судов-музеев, находящихся на плаву. Они относятся к разным ведомствам, разного подчинения: Министерство культуры, «Атомфлот», военные — крейсеры «Аврора», «Кутузов», и так далее.

Ведущую роль здесь играет Музей Мирового океана, у которого есть целый исторический флот. Большая часть судов находится в Калининграде — это научно-исследовательское судно «Витязь», «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер СТР-129, подводная лодка Б-413, на бортах которых развёрнуты прекрасные экспозиции. Музей активно развивается, скоро в нём появится новое судно — последний сохранившийся плавучий маяк «Ирбенский».

Ассоциация «Морское наследие России» активно продвигает идею создания перспективной программы музеефикации исторических кораблей. Ведь как все эти исторические суда стали музеями? Пока их судьба не повисала на волоске, пока общественность не начинала бить тревогу, судьбой этих кораблей никто не занимался. Но за время простоя они успевали прогнивать, в результате очень большие деньги тратились на их восстановление. Чтобы избежать этого, ассоциация предлагает уже сейчас задуматься о тех судах, которые находятся на ходу, но уже вошли в преклонный возраст. Можно даже заранее определить их будущих собственников, создать некие пенсионные фонды.

Что это за суда?

У нас немного таких кораблей, представляющих собой выдающиеся сооружения, памятники науки и техники, или принимавших участие в знаковых исторических событиях. Один из самых ярких примеров — это спасательное судно «Коммуна» Черноморского флота. Оно построено в 1914 году на Путиловском заводе, представляет собой совершенно уникальное инженерное циклопическое сооружение — это двухкорпусный катамаран длиной более 100 м, соединённый арочной системой. Он очень похож на Эйфелеву башню на плаву. «Коммуна» — старейшее судно военно-морского флота России, до сих пор обслуживающее подводные лодки. Очевидно, что вскоре его придётся выводить из действующих судов, и уже сейчас стоит принять меры, чтобы сохранить его в качестве музея, потому что это совершенно уникальный экспонат.

Есть и другие примеры — взять хотя бы наши парусные суда. Самые известные и старые среди них — это «Седов», «Крузенштерн». К счастью, они ещё на плаву, «Седов» недавно даже в кругосветку ходил, но всё же об их дальнейшей судьбе нужно думать уже сейчас, уже сейчас нужно понимать, что в будущем они станут кораблями-музеями.

Когда ассоциация «Морское наследие России» планирует выступить с программой сохранения судов?

Думаю, что в течение 2015 года эта программа будет окончательно сформирована и начнёт активно обсуждаться.

Сколько ледоколов могут в будущем стать музеями?

Сейчас активно поднимается вопрос о сохранении ледокола «Арктика», но это вопрос сложный. Всё-таки сохранение такого большого судна — очень дорогостоящее предприятие, хотя за «Арктикой» числятся серьёзные заслуги — например, первое достижение Северного полюса в надводном плавании.

Вопрос стоит так, что стоимость его утилизации примерно равна стоимости его сохранения на первом этапе в качестве музейно-выставочного центра. Но здесь нужно прислушаться и к мнению «Росатомфлота», в ведении которого должна остаться «Арктика», поскольку из-за остаточной радиации только «Росатомфлот» сможет обслуживать этот ледокол.

Что такое для вас работа на «Красине»?

На «Красине» чрезвычайно интересно работать — здесь проводится огромное количество мероприятий, конференций, выставок, связанных не только с историей Арктики, но и в целом с историей морской России. Кроме того, «Красин» фактически стал центром сохранения морского наследия России: на его борту базируется штаб-квартира ассоциации «Морское наследие России», поэтому я рад, что нахожусь здесь, на его борту.

Около набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге нашел свою вечную стоянку овеянный легендами старейший российский арктический ледокол «Красин».

"Красин" - одна из наиболее интересных "технических" достопримечательностей Санкт-Петербурга. Посетив его, можно прикоснуться к настоящей истории и почувствовать живую романтику полярных исследований.

Ледокол "Красин" - уникальное судно. В 2017 году исполнится 100 лет с того момента, как на ледоколе был поднят Андреевский флаг. Но все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами, пусть и не с такими мощными, как раньше. Ледокол подчиняется правилам морского регистра и находится в составе российского флота.

История "Красина"

Начиналась история судна в далеком 1916 году, когда на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола. Рождение «Святогора», именно такое название изначально было дано судну, тесно связано с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Он хорошо понимал, как важны для России северные морские пути. По его инициативе в конце 19 века был спущен со стапелей «Ермак», мощное ледокольное судно, не имевшее на тот момент аналогов.

Появившийся позже «Святогор» стал улучшенным, гораздо более мощным аналогом «Ермака» (кстати, "Красин" - самый мощный ледокол мира на протяжении первой половины 20-го века).

В августе 1916 года судно было спущено на воду. После необходимых доработок, 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг и ледокол вошел во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск. Здесь он и был затоплен в 1918 году с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов, приближающихся к Архангельску. Однако затопление было неудачным.

Англичане подняли ледокол, провели необходимый ремонт и до 1921 года, пока судно при участии Л.Б. Красина не было возвращено на родину, «Святогор» ходил под британским флагом.

В 1927 году ледокол поменял имя и стал «Красиным». Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провел военные корабли по северному морскому пути.

«Красин» стал лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. За свои достижения ледокол получает Орден Трудового Красного Знамени.

В годы войны на "Красин" было установлено вооружение. Он занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства «Красин» в 1941 году отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам. В конце пятидесятых ледокол был модернизирован.

В 1972 году, после очередной реконструкции «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.

В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана. Здесь собраны подлинные фотографии и документы, связанные с историей «Красина» и всего ледокольного флота России. Научный и технический архив музея хранят чертежи, карты и интереснейшие уникальные киноматериалы. Основными коллекциями считаются собрание навигационных предметов разных времен, полярный фарфор, предметы судовой обстановки и быта, научные приборы. Постоянные выставки музея посвящены истории «Красина», экспедиции по поискам "Италии" и современным приборам навигации.

Фотографии ледокола

Ледокол "Красин".

Ледокол "Красин" является членом всемирной ассоциации исторических кораблей, состоящей из 175 кораблей и судов различного назначения. В ассоциацию входят такие корабли-легенды, как крейсер Аврора, американский линкор Миссури, британский чайный клипер Катти Сарк и греческий броненосец Авероф.

Орден «Трудового Красного Знамени».

25 мая 1928 года во время обратного полёта с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия».

Оставшиеся в живых члены экипажа во главе с генералом Нобиле оказались на льдине в Северном Ледовитом океане. "Красин", единственный из множества судов, спешивших на помощь экспедиции, смог добраться до ледового лагеря и спасти людей. Через несколько дней "Красину" пришлось спасать немецкий круизный лайнер "Монте Сервантес", наскочивший на айсберг. Забавно, что лайнер спешил в Арктику, чтобы посмотреть на знаменитый ледокол.

За этот поход "Красин" и был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

Судовая рында. Надо сказать, что согласно морским традициям, рынду не принято менять ни при каких условиях. Однако, с первым именем ледоколу не повезло. После выкупа из Англии, ледокол был переименован и рында была отлита заново.

Якорные лебёдки.

На палубе...

В интерьерах "Красина" господствует "советская классика".

Кают-компания.

Сертификат о прохождении "Красиным" Панамского канала.

Ещё один VEF.

Гирокомпас ледокола.

Хотите посетить "Красин" - записывайте координаты...

Под килем всего 90 сантиметров.

Машинный телеграф.

На самом деле в настоящий момент у "Красина" осталась только 1 паровая машина...

До модернизации в 1950-х годах у ледокола было 3 паровых машины и 10 угольных котлов. Во время перестройки на ледокол поставили 4 мазутных котла. В начале 70-х 2 паровые машины были демонтированы.

На противоположной стороне Невы находятся Адмиралтейские верфи. С борта "Красина" можно рассмотреть дизель-электрическую подводную лодку "Новороссийск" (проект 636.3 "Варшавянка"). На момент съёмки лодка достраивалась. 22 августа 2014 года на "Новороссийске" поднят Военно-морской флаг. Лодка войдет в состав Черноморского флота.

Капитанский мостик "Красина".