Оглавление 1. Искусство и действительность 2. Содержание в искусстве 1. Идеализм и материализм 2. Различные аспекты содержания 3. Тема – сфера содержания 4. Идея в содержании 3. Форма в искусстве 1. Внутренняя и внешняя форма 2. Художественный язык произведения искусства 3. Жанр – компонент художественной формы 4. Единство формы и содержания Заключение. Введение Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предметы или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражение этого содержания, его различных модификаций, т.е. формы. Понятие Формы употребляется также в значении внутренней организации Содержания, и в этом значении проблематика Формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. В истории философии, особенно идеалистической, Форма сводилась к структуре, а Содержание отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств, что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате Формы над Содержанием. Взаимоотношение Содержания и Формы – типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними. (Философский словарь.М.Политиздат,1991). Какую бы сферу художественной культуры мы не рассматривали- определённый исторический период в её развитии, направлении, течении, творческую индивидуальность, наконец, произведение искусства- всякий раз встаёт проблема анализа её в аспекте содержания и формы.Такие важные звенья художественного процесса, как творчество и эстетическое восприятие, также выступают в плане становления, дифференциации, синтезирования и формы. Вся история искусства свидетельствует о том, что художественная ценность и сила воздействия произведений искусства во многом зависят от выразительности художественной формы и от её соответствия содержанию произведения. Это обусловлено тем, что в художественном отображении действительности решающая роль принадлежит художественной форме, а определяющая – содержанию произведения. Тема “форма и содержание” мне показалось наиболее инересной в связи с темой моей диссертации: Я рассматриваю понятие завершенности в изобразительном искусстве. А завершенность, как известно возникает из чего- либо, на основе чего-либо. В данном случае форма, переходящая в содержание, и наоборот является тем, что позволяет нам говорить о завершении, созавершении произведения. Я думаю, что чисто искусствоведческие категории недостаточно выражают проблему. Поэтому рассмотреть проблему формы и содержания с философской точки зрения мне показалось актуальным. Искусство и действительность “В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота.” /А. Банфи. Философия искусства стр.34/ художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности, типичной для духовности. Произведение искусства действительно является символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме. Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не реализует в себе красоту в чистом виде, абсолютно чистую идеальность, свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её гармоничности. “Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной конкретной объективизации, собственно ценности. Последняя, кстати, является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.” /А. Банфи. Философия искусства стр. 35/ Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней, повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах, пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь вызвали к жизни новые композиционные схемы, новые формальные проблеме, связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и появление новых ценностей в живописи. Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или, скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом, художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей, определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства. Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную “публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как отличаются друг от друга социальное содержание, являющееся неотъемлемой частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам. “Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и выразительности.” /А. Банфи. Философия искусства стр.186/ Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте. Но в этом случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков случай с декоративным искусством. “Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты- спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты.” /А. Банфи. Философия искусства стр.189/ Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей. Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает. СОДЕРЖАНИЕ В ИСКУССТВЕ. Идеализм и материализм Эстетические теории объективного идеализма утверждают, что содержанием искусства является абсолютная идея, мировой дух, мировая воля, иначе - божественная сущность мира. Искусство выступает в учениях объективно-идеалистической эстетики в качестве средства познания этой духовной сущности мира. Эстетические теории субъективного идеализма утверждают, что содержанием искусства является абсолютно субъективная, произвольная, произвольная, ничем не обусловленная деятельность индивидуального субъекта. Содержание искусства субъективные идеалисты сводят к эманации внутреннего “Я” художника, к выражению оторванной от реального мира индивидуальной души, психики. В противоположность идеалистической эстетике, материалистическая эстетика утверждает, что искусство черпает своё содержание не из божественной идеи, не из произвола субъекта, а из реальной действительности, из отношений,противоречий и существенных текущей развитие общественной жизни. Так, «Теория подражания» действительности в искусстве зародившаяся ещё в античном мире и развитая гуманистами возрождения, и просветителями 18 века, считало содержанием искусства жизнь, природу, «натуру» , изображаемую в нем. Сторонники материалистически понимаемой теории «Подражания» на различных этапах её исторического развития – Аристотель, Леонардо да Винчи, Д.Дидро, Г.Лесслич. Возникает проблема: проблема соотношения между физической реальностью и обьективностью искусства. В природе – развитие, бесконечный процесс, отличающийся многообразием форм, то в действительности искусства, они закрепляются в чистой и неподвижной форме, выступающей в виде завершенности или вечности. Действительность искусства есть нечто меньшее и в тоже время большее,чем действительность природы, и всё же она тесно связана с последней. Это наглядно проявляется в пластических и изобразительных искусствах где произведения навеяны или показано природной действительностью. В этом контексте искусство сталкивается с противоречием. Будучи обусловлено своей формой оно предстаёт либо как идеальная истина, либо как простая моделирующая сила, либо как казенно творческая деятельность. В кратком очерке 1789 г. “Простое подражание природе, манера, стиль”, Чете различает три ступени отношения между произведением искусства и действительностью природы. Художественное произведение может быть простым подражанием природе, и его ценность состоит в способности умело воспроизвести природный объект. Фламандский натюрморт является наиболее характерным примером подобного способа изображения. Способа низшей ступени, ибо искусство выступает здесь лишь как средство воспроизводства природы, изображённого с такой искусностью и старательностью, что она как бы поднемает собой само произведение искусства. Более высокой ступенью, является манера, под которой подразумевается свободное, сообразное с темпераментом художника восприятие природной действительности. Превращаясь в индивидуальную технику, такое восприятие устанавливается в качестве типичной манеры художника. Иными словами манера – это характерное в исскустве, которое одьективно закрепилось в индивидуальном или коллективном (школа) видении окружающей действительности. Только в том случае, когда художник в своем личном восприятии действительности освобождает последнюю от её абстрактной внешней формы и от значений, налагаемых её особыми отношениями, и выявлении её более глубокую суть в идеально – обьективной структуре, где дух и природа узнают друг друга, действительно происходит достижение наивысшей ступени искусства, т.е. стиля. Природа создаёт живое безразличное существо. Художник, напротив, мертвое, но значимое, природа творит нечто действительное, а художник – мнимое. Природная действительность живёт, и её жизнь это не просто расцвет определённой идеи, а скорее борьба последней против воздействия случайных обстоятельств. Искусство по ту сторону жизни, в нем выражается чистая идеальная форма, выступающая в качестве необходимости, удовлетворяемой самой в себе и выступающейнепосредственно как прекрасное. Гегель ставит проблему искусства. Его теория абсолютного духа состоит из трех моментов: Искусства, Религии, и Философии. Понятие красоты у него не в качестве абстрактной ценности, формально определяющей отдельные красивые предметы, а как принцип, обуславливающий структуру эстетической сферы, и её внутреннюю напряжённость, её проблемы, её движения. Прекрасное- это чувственное проявление идеи, идеи не как всеобщей абстракции, а как всеобщего, заключающего и развивающего в себе особенное – само абсолютное единство (являющееся бесконечным процессом, в котором действительное и разумное приспосабливаются друг к другу) , поскольку оно выражается в конечной форме чувственного. Это есть проявление в чувственной завершенности абсолютного принципа единства и существования действительного. Красота самостоятельно реализуется в сфере искусства, которая является царством идеального, так как под «Идеальным» подразумевается нераскрывающаяся идея, а само её проявление во всей своей чистоте. Это чувственная форма, освобожденная от игры необходимости и случайности, которой подвластен природный опыт, и уравновешенная сообразно с внутренней закономерностью индивидуального существования. Искусство есть по этому неподражание природной действительности, а создание идеального мира, уходящего своими корнями в чувственное, в котором чувственные формы свободны от своей относительности и конечности и становятся актуальностью идеи, которая вдыхает в них душу и наделяет их абсолютной духовной индивидуальностью. Из этого понятия идеального Гегель выводит как структурные элементы произведения искусства самого по себе и его различных отношениях, индивидуальных и общественных значениях, так и характер творческой субьективности художника. В классическом искусстве форма и содержание соответствуют друг другу: они представляют собой проявления интуитивной человечности и ее чистой идеальности в качестве духа, когда индивидуальность обеспечивается целым и наоборот. Это абсолютное искусство. Абсолютное искусство проходит три стадии: 1 . Абстрактное произведение 2. Живое произведение 3. Духовное. 1. Искусство есть выражение абсолютного, идеального, нравственного равновесия в том виде, как оно идеально пережито субьектом. 1. Парвая форма непосредственна, абстрактна и единична. Это обьективное и материальное изображение божества. Художник вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию. Это не что иное, как индивидуалистическая определенность, не имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как деятельность вообще, выходящая за рамки самого произведения. 2. Вторая абстрактная художественная форма – есть выражение самосознания, сопровождающее изваяния божества и придающее ему ценность. 3. Третья форма, обьединяющая и организующая в себе две первых – есть культ. 2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества. Мистерия и праздненство: присутствие божества проявляется как вакханалия, с другой стороны как обожествление человека в его красоте. Оба эти момента обретают единство в языке искусства. «Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении, таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости, а «внутреннее», деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе стороны слились воедино, в результате – художественная религия это единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность» /Гегель. Сог. Т.4 стр.399/ Различные аспекты содержания На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью, нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание принадлежит сфере искусства. Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу. Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой эстетическую и художественную ценность. Требует определённого уточнения понятие объективного и субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это с одной стороны. С другой - зависимость содержания искусства от творческого субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции, художник их познаёт и объективизирует с помощью материально – выразительных средств искусства. Созданное художественное произведение становится фактом объективного эстетического воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно переживает своего творца, включается в культурно – исторический процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая личность как «источник» содержания искусства отражается в акте субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе объективного социально – исторического бытия произведения искусства. В силу того, что в эмоциональном отношении человека к действительности выражается ценность предмета или является для индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной их значительностью для целостной личности. В художественном содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской, социально – психологической позиции человека. Эстетическая и художественная специфика содержания в искусстве возникает не в автономной, замкнутой сфере произведения как такого, а в тесном взаимодействии внутрихудожественных смыслов с теми значениями, идеями, оценками, которые формируются в широкой сфере действительности. Так, анализ темы выявляет взаимосвязь в содержании искусства проблем актуальной социально – исторической ситуации и культурно – художественной традиции, обьекта воспроизведения, предмета познания – оценки и «Внутреннего» со своими специфическими законами мира художественного произведения. Тема – сфера содержания. Остановимся на такой сфере содержания, как Тема. Круг явлений действительности, изображенный в произведении искусства, принято называть его темой. Но понятие темы не однозначно. Можно выделить три группы значений, исторически оформившееся в эстетике и теории искусства. Первая из них восходит в теме обьектной. Взятое в этом смысле понятие темы характеризует не компонент художественного содержания как такового, а его реальные истоки, находящиеся в действительности. С помощью этого значения понятие темы отнесено к явлениям обьективного мира, выделенным общественным сознанием из потока исторического развития, природных процессов или же к обьектам воспроизведения, отобранным художником, но рассматриваемым абстрактно – понятийно, вне конкретной художественной структуры произведения искусства. Поскольку категория «Тема» соотносится здесь не с самим художественным изображением то это значение не даёт еще оснований квалифицировать её как художественную. Вторая группа значений темы относится уже к определённому содержательному единству самого произведения. Художественно – конкретная тема не является чем то внешним по отношению к искусству, находящимся за его пределами. Тема в этом значении становится одной из основных категорий, с помощью которых исследуется «Внутреннее» содержание искусства, возникающее в результате отбора явлений действительности, их эмоционально – эстетической оценки и воплощения в определенной структуре с помощью материально – выразительных средств. В изобразительном искусстве непосредственно выражаемое содержание – пространственно – предметный мир, визуальная среда, опосредованное содержание – область эмоционально смысловых ценностей и оценок, тогда в искусстве слова мыслительно – эмоциональная сфера выражается непосредственно, а картинно – изобразительная – опосредованно. Какое содержание важнее: представленное непосредственно или более опосредованно? Одни считают, что главное в музыке – не слышимое, в пластических искусствах- не видимое, в скульптуре – движение и время. Другие высказываются прямо противоположно. В действительности конкретно – художественная тема тесно сращена с непосредственно представленным содержанием, а тем самым и с формой воплощения. Конкретно художественная тема не может быть адекватно пересказана, она должна быть увидена, услышана, впрочем как и все другие компоненты содержания произведения искусства. В произведении могут развиваться одна большая тема или несколько тем при доминировании одной из них или ряд относительно равноправных тем – все зависит от вида, жанра, творческой индивидуальности, в системе которых оно создано. Тему в третьем значении назовём «культурно – типологической» – в ней зафиксирована содержательная связь произведения искусства с социально – эстетической традицией. В этом смысле тема характеризует содержательную общность многих произведений искусства. Это неоднократное воспроизведение аналогичных социально – психологических коллизий, воплотившихся в произведениях художников, получивших развитие в определённом стиле и направлении искусства, ставших принадлежностью жанра. Это как бы синтез образных ценностей, созданных искусством под влиянием реальности, затем закрепленных ходом социально – культурного развития и снова возвратившихся в художественную сферу в контексте других явлений культуры. В изобразительных искусствах под «сюжетом» обычно как раз и подразумевают конкретную тему произведения «конкретное событие» , в отличие от «темы» как отражение более широкого предмета изображения (более широкой сферы явлений откуда заимствовано изображаемое событие). Идея в содержании. Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тематическую ткань. Идея художественного произведения может быть сформулировано в абстрактных понятиях но в реальном произведении она не абстрактна, а чувственно конкретна, образна. Необходимо учитывать что содержание художественного произведения социально и индивидуально значимо не только для его творца, но и для каждого человека, воспринимающего искусство. Восприятие художественного произведения не пассивный, а активный процесс. В этом процессе содержание, обьективно присущее произведению всегда преломляется сквозь призму сознания воспринимающего. Оно осознаётся в связи со всем его социальным и личным опытом. Это содержание словно дополняется многочисленными ассоциациями и представлениями, вызывает различные мысли, непосредственно незаключенные в самом произведении, а черпаемые из современной воспринимающему человеку общественной и его личной жизни. Художественное произведение, будучи активным, творчески переживаемо воспринимающими его людьми, как бы входит в их индивидуальную жизнь, приобретает в ней особое значение. Поэтому восприятие содержания одного и того же произведения людьми разных эпох, стран, индивидуальностей не одинаково, имеет разные оттенки. Активность субъекта конечно, имеет значение в восприятии искусства, но она вторична по отношению к объективному содержанию, возникает на его основе и не может его изменить. Форма в искусстве. В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Категория художественной формы не менее сложна, чем категория содержания. Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся характеристике сложного объекта, о форме же – как о варианте, разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе восприятия уже законченного произведения. Художественная форма является процессом объективации конкретного художественного содержания. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства. Внутренняя и внешняя форма. В соответствии с философской традицией различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма – способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы, иначе говоря, структурно – композиционный аспект художественного произведения. Внутренней формой является структура – характеры, персонажи, сюжеты, с определенной стороны – композиция. Находящаяся еще в сознании художника внутренняя форма – образ, руководит его исканиями подходящей внешней формы, так и его работой с материалом и «Языком» искусства. Внешняя форма – материально изобразительные средства, определённым образом организованные для воплощения содержания, внутренней формы. Между процессами создания внутренней и внешней формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую, только ему присущую внутреннюю форму. Внутренняя форма является не только связующим звеном внешней формы и содержания, но и сама она есть содержание по отношению к внешней форме. Сюжет, замысел, композиция, нуждаются в определенном материале, определенных способах воплощения, в результате получается внешняя форма, обьективное бытие художественного образа. Важной чертой внешней формы является её относительная самостоятельность по отношению к содержанию и внутренней формы. Внешняя форма не создаётся целиком заново в творческом процессе. Многие из её элементов («Язык» , законы материала) существуют как самостоятельные явления, имеющие свою историю и традицию. Художественный язык произведения искусства. В широком философском, эстетическом смысле «Форма в искусстве» охватывает и «Художественный язык» и конкретно неповторимую форму и соотносится с содержанием искусства в целом, отдельного его вида, направления. Художественная форма непосредственно и более опосредовано, через язык искусства, испытывает также влияние материала и его особенности. В любом искусстве художественные образы создаются при помощи специфических, различных в каждом виде искусства материальных средств, выработанных в процессе исторического развития художественной практики. Форма художественного образа, выражающая его содержание, образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих средств. В искусстве образное, художественное « Видение» , «слышание» действительности, включающие и отношения художника к этой действительности, запечетлевается, более того, формируется в вещественном материале, получающем специфическую обработку. Этот материал тем самым включается в форму художественного образа и воздействуя на наши органы чувств, даёт нам непосредственное знание самого отражения действительности, как оно существует в голове художника. Эстетическое содержание можно передать только средствами, воздействующими эстетически, то есть выражающими через чувственно – конкретную сферу «Очеловеченную» сущность явлений. На чувственную же сферу непосредственно могут воздействовать только материальные чувства. Скульптура и живопись заимствуют свой язык преимущественно из сферы человеческой жизни. Употребляемые в их языке простейшие выразительные элементы – объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень, и другое – необходимо приобретают точное предметное значение, соотносятся с определенными чувственно – конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал, на полотне – составная часть объекта- носителя. В рисунке от руки бумага – и материал и «Носитель» готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их акцентрировать и «обыграть». Особенности материала сказываются на форме, а через нее – на содержание. Жанр – компонент художественной формы. Одним из важнейших компонентов художественной формы – является жанр. Жанровая «прикрепленность» произведения, действительно есть необходимое условие соблюдения определённых содержательных и формальных норм и правил. Но это условие вырабатывается на основании общего культурного опыта в процессе сложного развития самого жанра. Художественные жанры являются порождением всей совокупности художественной реальности, они представляют собой типичную сферу приложения усилий искусства, так и потому, что в них воплощается определенный культурный смысл. Три условия делают возможным выделение натюрморта из целостной художественной композиции и превращение его в особый художественный жанр. Все они связаны с завоеванием автономии эстетической проблематики, со становлением искусства как мира самого по себе со своими собственными потребностями. 1. Искусство снова обращается к действительности и оставляет традиционные истолкования природы, основанного на принципе идеализации действительности, согласно которому последняя имеет значение лишь в том случае, если она способна приобретать духовную ценность. 2. В конце 16 го века искусство, обретшее полную свободу, занимается совершенно независимой проблематикой, обращается к тем сюжетам, которые представляют больше возможностей для удовлетворения новых интересов. 3. В соответствии с обособлением и увеличением значения некоторых особых общественных функций стремление к украшению жизни начинает оказывать воздействие и на искусство. Именно в этот период натюрморт приобретает самодавлеющее значение, выступает в качестве украшения. При изображении натюрморта художник получает в своё распоряжение участок пространства, где он строит сюжет и объемную композицию, располагая такой свободой, которая позволит ему создавать пластические ценности в тесном единении с цветовыми тональностями. Мы указали историческое значение натюрморта, его формальную ценность, духовный смысл, пронизывающий этот жанр извещающий о себе в построении картины. Первозданность вещей, их скрытый «демонизм» предстали перед нами как значение содержания натюрморта, но, однажды выявленная, действительность эта «потерялась», превращаясь в чистую игру света и форм. Вывод: соотношение между содержанием и формой произведения искусства не сводится не к дуализму, не к абстрактному единству, а является сложным выражением внутренней диалектики, где противоположные полюсы выступают в качестве носителей потенциально независимого развития собственной проблематики, собственных ценностей м вместе с тем сближаются и объединяются в художественной действительности, как два пучка света, исходящие из разных источников, накладываются друг на друга в едином изображении и тут же расходятся в противоположные стороны. Жанр в полной мере мы можем назвать определёнными нормами создания содержания и формы произведений искусства, которые будут неоднократно повторёнными, закрепились в сознании художников и публики. Единство формы и содержания. В искусстве нет готового содержания и готовой формы в их разъединённости, а есть взаимное процессуальное составление в акте творчества и не раздельное существование в произведении как результате творческого процесса. Содержание искусства первично по отношению к форме. Во - первых, определяющая роль содержания отчетливо выявляется в процессе исторического развития искусства, становление нового метода, направления, стиля, жанра. Во – вторых, зависимость формы художественного языка от содержания прослеживается на уровне процесса творчества, целью которого является воплощение содержательного, густо - эмоционального замысла с помощью тех или иных выразительных средств. В – третьих, в законченном художественном произведении форма существует для того, что бы выражать содержание, смыслы и значения. В искусстве нет «чистой» формы, без относительной содержанию. Там, где форма не подчинена содержанию, не выражает его, она разрушается как таковая. Естественен вопрос о взаимоотношении проблемы единства содержания и формы и проблемы целостности такого сложноорганизованного объекта, каким является произведение искусства. Эти проблемы близки, но не идентичны. В какой – то мере, рассматривая проблему целостности мы рассматриваем и проблему единства содержания и формы, но при этом внимание концентрируем на нераздельности взаимообратности, взаимопереходе содержания и формы, а так же на их соответствии друг другу, тогда как единства содержания и формы подразумевает так же их внутренние напряжение, противоречия, которые наблюдаются в отдельных художественных произведениях. Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и образна уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее соответствующей замыслу. Наибольшая активность формы, как внутренней, так и внешней, проявляется в композиции. Композиция произведения искусства – это художественная гармонизация сюжетно – тематических, пластических (а для живописи и свето - цветовых) элементов в целостное произведение. Композиция как характеристика и средство художественной формы имеет особенности на уровнях внутренней и внешней формы. Почему же композиции принадлежит ведущая роль в объединении содержании и формы наряду с осуществлением выразительности и изобретательности произведений изоискусства? Это вытекает из фундаментальной роли структур отображаемых объектов, то есть из структурной характеристике содержания образа, знания. Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в первом смысловом уровне внутренней формы – в общей композиции и произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на плоскости холста, бумаги «композиционной доменанты», организующего ядра, определяет основных «героев» и предметы окружающей обстановки; вместе с тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных технических приёмов художника. Далее оформление замысла переходит к идейно – психологическому уровню содержания, на котором происходит более глубокое и всестороннее выявление характеров, психических свойств действующих лиц, их состояний и переживаний, а так же субъективное отношение и оценка их самих художником. Вхождение в духовный мир своих героев помогает художнику конкретизировать общей замысел и композиционно произведения: проигрывать отдельные фрагменты, отношения героев, художник вносит коррективы и в саму композицию, а так же определяет выражения лиц, позы, движения героев. Этот идейно психологический уровень соответствует пластическому уровню композиции произведения. На этом уровне общие идеи произведения и психологические характеристики героев преобразуются в конкретно – чувственные модели – образа героев с изображением внешнего облика, стороения и выражения лица, пространственного расположения, фигуры, позы, движения. На пластическом уровне общая композиция конкретизируется структурами персонажей и предметов их действия, то есть мысли и чувства художник передает через пространственные структуры внешнего облика героев и предметов обстановки. Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства, так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и чувства пластико – пространственными средствами композиции и передают их зрителю. В пластический уровень композиции в живописи включаются так же светоцветовые отношения. Заключение. Определить форму и содержание явления – значит исследовать его. «… содержание есть нечто иное, как переход формы в содержание, а форма есть нечто иное, как переход содержания в форму» /Гегель, Сог,т. 1 пораг.133, М – Л., 1933г. тср.224/ Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». У Аристотеля она играет даже роль содержания. Идеализм всегда преувеличивал значение формы за счет содержания. Содержание объективного процесса и содержание идеи, отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания. Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства. К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести: 1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме. 2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения. 3. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной коммуникативноц функцией. 4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства. Литература: 1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.:”Мысль”1981г.-247с. 2. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.:”Искусство” 1962г. –271с. 3. Банфи А. Философия искусства. М.:”искусство”1989г. –384с. 4. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.:”знание” 1976г.- 64с. 5. Тюхтин В.С. Ларнич Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.:”Знание” 1984г. –64с. 6. Искусство и религия в истории философии. Кишинев “Штиннца” 1980г. – 146 с. 7. Ваислов В. Содержание и форма в искусстве. М: “Искусство” 1956 г. – 370 с. 8. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр 9. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. 10. Тэн Н.А. Филосифия искусства. 11. Вопросы философии. 1994г №7 / 8 Акопян К.З. Этьен Сурио: Философское размышление об искусстве или эстетическое размышление о философии. 12. Вопросы философии 1994 №4 Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. 13. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия. 14. Гончаренко Н.В. , Куликова И.С. Философия и искусство.(по проблематике международных эстетических конгрессов) М: 1985



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА

Воссоздание объективной и субъективной реальности в выразительных средствах искусства. В искусстве постоянно происходит обновления формального аппарата. Вместе с тем здесь наблюдается известная приверженность традиционализму. Наряду с новациями , следуя пристрастиям художников, зрителей, читателей, слушателей, проводит своеобразный наиболее универсальных форм, ценных по целому ряду параметров - емкость, концентрированность, изящество, отточенность и т.д. К примеру, со времен И.С. Баха сохранились почти неизменными формы фуги, полифонических циклов и т.д.
К числу «традиционных» форм в различных видах искусства можно отнести: в литературе (поэзии и прозе) форму сонета, романса (исп. романс 17 в.), элегии, оды, рассказа (т.н. малые формы), повести, романа, многотомного литературного цикла (Дж. Джойс, Дж. Голсуорси и др.). В изобразительном искусстве не меньшее многообразие: живописная акварель и большое живописное полотно, графическая миниатюра и масштабная мозаика, портрет, карикатура и т.д. В кино и в театре: короткометражные фильмы и громадные сериалы, небольшие пьесы для одного-двух актеров и масштабные опусы типа тетралогии. Многие формы традиционны и для музыки: соната, партита, симфония, концерты для самых различных инструментов, включая и оркестровые концерты.
Х.ф. может пониматься двояко. В узком толковании Х.ф. есть , подразделяющаяся на части, . Так, в музыке соната обычно пишется в форме т.н. сонатного allegro, включающего, как , три части: экспозицию тематического материала, его разработку и репризу. Каждую из частей можно рассматривать более детально - вплоть до уровня анализа мельчайших микроэлементов. Продолжая иллюстрацию на музыкальном материале, можно сказать, что даже такое «мельчайшее» музыки, как звуковысотность, критик вправе рассматривать с т.зр. его функции по отношению к художественному замыслу произведения. Расчленение формы на микро- и макроуровни необходимо для профессионального анализа «строительного материала» искусства и принципов его формирования.
В широком понимании Х.ф. является средством (или комплексом средств), с помощью которого «формируется» художественное произведения. Искусство формотворчества (исключая только профессиональный творческий ) всегда есть искусство формирования нового содержания.
Художественность формы - самая большая загадка во всей феноменологии искусства.
Будущее Х.ф. можно связывать с пространственно-временной характеристикой (предельное сжатие - гиперразрастание, гиперболизация монументализма - микроминиатюризация, предельная краткость - се-риальность), с усилением выразительности и изобразительности, иногда до полного их слияния, с увеличением роли символизации. Будущность формотворчества во многом определяет будущность самого искусства.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА" в других словарях:

    художественная форма - (лат. forma наружный вид) внутренняя и внешняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью изобразительно выразительных средств для выражения художественного содержания. Рубрика: Эстетические категории в литературе… …

    I. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана … Литературная энциклопедия

    ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова

    форма художественная - см. художественная форма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    форма художественная - ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ понятие, обозначающее конструктивное единство художественного произведения, его неповторимую целостность. Включает в себя понятия архитектурной, музыкальной и др. форм. Выделяются также пространственные и временные… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    См. также: Художественная литература (издательство) Художественная литература вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в… … Википедия

    Соединение искусства с промышленными производствами. Различие между чистым искусством и этим прикладным установилось только в новейшие времена. Оно отличается некоторой условностью; во многих случаях затруднительно определить, где кончается… …

    ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - совокупность приемов и изобразительно выразительных средств, способ выражения определенного содержания. Форма «материализует» художественный замысел через систему художественных образов. Необходимое условие бытия художественного произведения –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Spoken word (в переводе с английского: произносимое слово) форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Термин часто используется (особенно… … Википедия

    Без преувеличения можно сказать, что история художественной бронзы есть вместе с тем история цивилизации. В грубом и первобытном состоянии мы встречаем бронзу в самые отдаленные доисторические эпоха человечества. У египтян, ассирийцев, финикиян,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вопрос о том, что такое форма в искусстве, не так прост, как может показаться. Многозначность понятия приводит к затруднениям в определении и в классификации его видов. Художественное искусство реализуется в различных формах, которые отличаются по разным параметрам. Есть несколько подходов к определению этого явления.

Что такое форма в искусстве: проблема определения

Искусство является важнейшим способом познания мира, при помощи него человек в образной форме представляет свое восприятие мира. Это важная составная часть духовной культуры человечества. Оно помогает людям удовлетворять познавательные, эстетические и социальные потребности. Искусство имеет свой, особый язык, при помощи которого передает информацию. Трудности определения данного понятия связаны с тем, что художественная форма чрезвычайно разнообразна и многогранна. Кроме того, искусство как обладает характеристикой синкретичности, в нем объединены разные выразительные средства, оно воплощает различные идеи, которые трудно поддаются конкретной дефиниции. Сила воздействия и степень передачи идеи в искусстве напрямую связаны с художественной формой.


Глобальное понимание формы

По большому счету искусство само является формой. Оно реализует весь духовный опыт человечества и отражает субъективное восприятие мира. Аккумулируя художественное наследие цивилизаций, искусство становится художественной формой духовной культуры. Оно преобразует действительность в образы и принимает материализованные формы: книги, картины, спектакли. В такой трактовке под формой понимается само искусство как воплощение творческой идеи и реализация

Форма vs содержание

Основная философская проблема, которая так и не нашла единственного решения, - это вопрос о первичности и взаимосвязи формы и содержания в искусстве. В противопоставлении содержания и формы вопрос о том, что такое форма в искусстве, рассматривается через сравнение этих понятий. В такой трактовке под формой понимается неразрывное единство внешних качеств и внутренней структуры объекта, форма - то, во что облекается содержание.

Художественная форма в этом подходе представляется многогранной и реализуется в конкретной структуре произведения искусства посредством различных выразительных средств, характерных для определенных видов искусства, жанров и стилей. Данные средства всегда материальны, поэтому нередко форма понимается как материальная оболочка идеи, содержания.


В широком смысле форма в искусстве - это способ выражения и существования художественной идеи, т.е. содержания. Гармоничное сосуществование формы и содержания создает идеологическую и художественную ценность произведения искусства.

Особенности художественной формы

Искусство призвано отражать реальную жизнь, при этом оно вырабатывает универсальный язык художественных образов, понятный для всех людей. Отсюда вытекают главные особенности формы в искусстве: она всегда обусловлена замыслом автора, то есть является вторичной по отношению к содержанию, она всегда имеет структуру, связана с конструктивными характеристиками произведения, всегда содержит эмотивный компонент и всегда воспринимается субъективно.


Художественная форма характеризуется одновременно устойчивостью и подвижностью. С одной стороны, она подчиняется законам времени и видам искусства, так, в литературе устойчивыми формами являются сонет, романс, элегия, ода, рассказ, повесть и т.д., с другой стороны, искусство постоянно ведет поиск новых выразительных возможностей, что приводит к появлению особых форм, например, в литературе это роман-джаз, роман-поток сознания.

Свойства формы в искусстве

При всем многообразии форм в искусстве они обладают набором характеристик, которые позволяют ответить на вопрос о том, что такое форма в искусстве. Она неразрывно связана с образом, который не всегда может быть смыслом, но всегда имеет эмоциональную составляющую. Например, искусство абстракционизма или стихи обэриутов несут в себе образ, но смысл не всегда декодируем. Форма обладает наглядностью, так как она всегда имеет материальное исполнение в различных выразительных средствах, то она постигаема при помощи органов чувств. Она экспрессивна, в любом случае форма создается для передачи замысла, т.е. ее главная функция - выражение идеи. Форма строится по принципам сходства и подобия. Человеческое творчество всегда базируется на каких-либо существующих в реальности объектах, форма всегда уподобляется или противопоставляется реальным объектам мира. Также она многообразна, количество художественных форм неисчислимо, так как фантазия человечества продолжает продуцировать все новые их разновидности.

Виды художественной формы

В эстетике есть традиция разделять художественную форму по отношению ее ко времени и пространству. Формы, развивающиеся во времени, - временные: литература и музыка; развертывающиеся во времени и пространстве: кино, танец, театр, архитектура; декоративно-прикладные формы, существующие только в пространстве: графика, скульптура, живопись, фотография.


Также принято выделять такие разновидности формы, как внешняя и внутренняя. Внешняя форма связана с используемыми выразительными средствами, которые отобраны и аранжированы автором в соответствии с художественным замыслом и требованиями жанра. Внутренняя форма связана с развитием содержания в структуре произведения, она реализуется в композиции, сюжете, наборе персонажей.

Каждый вид искусства раскрывает свое образное содержание через форму, обладающую определенными характеристиками. Так, форма в по словам А. Хильдебранда, имеет четыре разновидности: существования, явления, воздействия и представления, и обладает такими характеристиками, как направленность, образность, выразительность, осязательная ценность, чувственность.

Форма и жанр

Существует устойчивое представление о том, что художественная форма - это У такой точки зрения есть все основания, ведь жанр - это устойчивый набор формальных и содержательных характеристик художественного произведения. Каждый вид искусства имеет свой набор таких форм. Например, являются натюрморт, пейзаж, портрет, в которых есть чисто формальные параметры, дающие возможность реализовать художественный замысел.

Форма и стиль

Форма имеет относительную самостоятельность, она живет и развивается по своим внутренним закономерностям, но временные факторы всегда оказывают на нее свое влияние. Так, художественные стили имеют свои устойчивые формы. Они, как и жанры, сочетают в себе комплекс формальных и содержательных характеристик. Существует выразительный язык модерна, готики, ренессанса, классицизма, экспрессионизма и т.д., который формируется под влиянием эпохи и господствующих эстетических идеалов. Каждая школа искусств в свое время предпочитает свой набор выразительных средств, которые и складываются в художественную форму. Например, барочная форма характеризуется пышностью, избыточностью, размахом, интенсивностью эмоций, сложным ритмом.


Древний мир: источник форм искусства

Основные формы искусства начали формироваться в период его зарождения и становления. В древнем мире творческая деятельность отличалась синкретизмом, вычленение отдельных художественных форм происходит неравномерно. Сначала происходит выделение изобразительных форм, этот процесс начался еще в эпоху палеолита и неолита. Самой древней изобразительной формой является орнамент. Позже появляется музыка и словесное творчество, они существовали преимущественно в виде мифов и фольклорных произведений. Формы древнего искусства преобразовывались и обогащались арсеналом выразительных средств. Немного позже античная школа искусств пополняет ассортимент форм театром, хореографией, особое значение приобретает музыка. В Средние века ввиду высокой роли религии на первый план выходит архитектура, в ней формируется множество новых форм, которые впоследствии станут нормой. Начиная с эпохи Возрождения до Нового времени складывается традиционная система художественных форм. Окончательно формируются жанры литературы, живописи, хореографии. Эпоха больших стилей обогатила копилку художественных форм и завершила формирование традиционного набора устойчивых признаков С этого времени нарастает тенденция к созданию синтетических форм искусства, которые бы объединяли возможности нескольких традиционных разновидностей.

Современные преобразования формы

Технический прогресс приводит к тому, что художественное искусство переживает всплеск порождения новых форм искусства. Появляются новые и синтетические формы и средства воплощения авторского замысла: фотография, кино, телевидение. Искусство стремится использовать возможности технологий для решения художественных задач.

Сегодня форма современного искусства вновь переживает времена модернизации. Появляются такие новейшие формы, как: боди-арт, перфоманс, граффити, акционизм. А развитие цифровых технологий провоцирует возникновение инсталляций, медиа-арта, 3D-видео.

Тенденция к синтетичности продолжает действовать и сегодня, современный художник все реже обходится возможностями одной формы для воплощения своей идеи, и ответ на вопрос, что такое форма в искусстве, все сложнее найти. Мы видим, что даже в таких малотехнологичных как литература и живопись, появляются новые художественные формы. Так, все произведения постмодернизма стараются сочетать в себе несколько форм, например, романы М. Павича «Хазарский словарь» и У. Эко «Имя розы» соединяют разные жанровые, стилевые и функциональные характеристики.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Мы выделяем следующие виды искусства.

1. Архитектура (зодчество)- вид искусства, представляющий собой систему зданий 1 сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека. Архитектура занимает особое место среди других видов искусства, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостороительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись- вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета .

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

Натюрморт - изображение окружающих человека вещей;

Пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;

Бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;

Анималистический жанр - изображение животных;

Исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром графики является карикатура.

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на v круглую (голова, бюст, торс) и рельефную - выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельеф - это низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего рельефного объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещения. Декоративная - скульптура средних, а монументальная -больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанного с бытовыми нуждами людей. К этому виду искусства относят произведения, выполняемые из самых различных материалов - из дерева, глины, камня, стекла, металла и др. Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. Первые литературные произведения - легенды, мифы, былины - появились еще тогда, когда человечество еще не имело своей письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество называется фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то она называется инструментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12 Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по обществознанию По обществознанию

По обществознанию... Учебный год... Группы НРт ТЭО АТХт МПОт АТПт БСт...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Г.Ноябрьск-2012
Введение Данный курс предназначен студентам первого курса среднего профессионального образования Ноябрьского института нефти и газа Тюменско

Общественные отношения
1. Определение понятия «Общество». 2. Подсистемы общества. 3. Классификация общества. 4. Стадии развития общества. 5. Межличностные отношения

И античности
1. Древние мыслители о мире и обществе; 2. Древнеиндийские веды о происхождении мира; 3. Мудрецы даосской школы; 4. Конфуцианство; 5. Платон и Аристотель об обще

Развитие обществознания в Новое время.
1. Теория «Общественного договора»; 2. К «Золотому веку»; 3. «Гражданское общество» Г.В.Ф. Гегеля; 4. На пути к научной социологии. Теория общественного

К золотому веку
В конце ХУШ - начале Х1Х в. французские философы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и английский социалист – утопист Роберт Оуэн (1771-1850) выдвинули идею о справедливом обществе,

К изучению общества.
1. Понятие «Общественно-экономическая формация». 2. Понятие «цивилизационный подход» В отечественной исто­рической и философской науке существуют формационный и ци

Понятие «Прогресс».
Прогресс- направление разви­тия, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм об­щественной организации к более высоким и слож­ным.

Различают две формы социального прогресса: ре­волюция и реформа.
Революция - это полное или комплексное изме­нение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего со­6циального строя. «Механизм» реал

Человек как биосоциальное существо
1. Человек, индивид, личность, индивидуальность; 2. Человек как биосоциальное существо; Человек, индивид, Слова эти в научной и популярной литерат

Существо
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, облад

Понятие «Бытие».
Бытие - это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от созна

Талант и гениальность.
Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимаю

Социализация личности.
1. Понятие «Личность»; 2. Понятие» Социализация», её роль. 3. Агенты и институты социализации, их функции»; 4. Общественные отношения. Официальные и неофициальные межличн

Понятие» Социализация», её роль
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия

Под агентами социализации понимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других.
Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, со

Общественные отношения.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отноше­ния между о

Духовный мир человека
1. Духовный мир личности; 2. Мировоззрение и его типы. Духовный мир личности Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время против

Мировоззрение и его типы.
Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение - со­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей

Интуиция
Однако, хотя чувственное и рациональное позна­ния играют огромную роль в получении нового зна­ния, тем не менее во многих случаях их бывает недо­статочно для решения каких-либо (и п

Абсолютная и относительная
В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическое определение - истина есть соответствие мыслей человека окружающей действи­тельности. В современно

Познания
Движущей силой процесса познания, а также кри­терием истины является практика. Практика пред­ставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материа

Принципы и уровни
научного познания; Выделяют два уровня научного познания: эмпири­ческий и теоретический. Главной задачей эмпириче­ского уровня научного по

Особенности социального
познания; Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого являет­ся отражение объективной реальности в его созна­

Развитие знаний о человеке.
Поиски ответа на вопрос о том, как и когда произошел человек, каково его место в окружа­ющем мире, имеют длительную историю. В первобытных формах религии пр

Наука и её роль в жизни общества
1. Понятие и роль науки; 2. Социальные функции науки; 3. Модели развития научного знания. Парадигма. Понятие и роль науки;  

Знания. Парадигма
Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания. Первая - модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утв

Мораль и её роль в обществе
Мораль - это представления и правила, которые обычно су­ществуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправед­ливом, п

И. Канта
. Мораль существует благодаря нравствен­ному идеалу, который существует в общественном сознании. Нрав­ственный идеал - это абсолютный критерий оценки поступков человека с точ

Определение понятия
«Религия»; Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо. Гораздо сложнее дать определени

Мировые религии.
Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы: 1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день; 2) национально-гос

Происхождение
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных обр

Функции искусства
Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций: оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно-

Начальное; среднее; среднее специальное; высшее.
Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат

В современной России
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функциониро

Экономический кризис, его
фазы, периодичность; Одной из особенностей рыночной экономики явля­ется склонность к повторению таких экономических явлений, как повышение или понижение спроса, уве­личени

Экономические циклы.
Ученые-экономисты различают короткие, средние и длинные экономические циклы. Короткие циклы продолжаются около 4 лет. Обычно они связаны с восстановлением равновесия на потребительс

Под экономическим ростом понимается количе­ственное увеличение и качественное совершенство­вание общественного производства.
На уровне отдельного предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостоя­ния коллектива работников предприятия. На уровне общества экономический рост по

Правовые аспекты экономики.
1. Правовые аспекты экономики; 2. Право собственности. Основные типы собственности; 3. Приватизация собственности, его виды. Правовые аспекты экон

Её виды.
Как правило, приватизация становится преобла­дающей формой разгосударствления в переходные периоды развития экономики. Она может быть не­скольких видов и проводится разнообразными м

Способ производства
Успешное функционирование производства зависит от факторов производства– производительных сил общества. На всех этапах развития человечества главными

Капитал и его виды
В широком смысле под капиталом понимают все то, что приносит владельцу доход. Это могут быть и средства производства, и сданная в арендуземля, и денежные вклады в банке, и используемая в производст

Предпринимательство: сущность, функции, виды
1. Сущность и виды предпринимательства; 2. Функции предпринимательства; 3. Группы предпринимателей. Прибыль и издержки производства. Сущность и виды предп

Функции предпринимательства.
Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяй­ственной деятельности необходимы экономические ресурсы: ест

Группы предпринимателей.
Прибыль и издержки производства. Отсчет нынешней истории предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда всту­пил в силу Закон РСФСР от 25 декабря

Спроса и предложения
Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы: 1. Почему растут или снижаются цены на тот или иной товар? 2. Что происходит с экономикой, ес

Государственный бюджет как
основной финансовый план страны; Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой стра­ны, объединяя главные доходы и расходы госу­дарства.

Бюджетный процесс страны.
Порядок составления, рассмотрения, утверж­дения и исполнения бюджета называют бюджет­ным процессом. Бюджетный процесс в РФ регла­ментирован Конституцией и законодательством Российской Федерации и с

Бюджетный дефицит
В процессе составления и исполнения бюдже­та государство, как правило, сталкивается с не­возможностью достижения равенства его доход­ной и расходной частей. В этом случае возмож­ны

Государственный долг
Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юри­дическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), пе

Её критерии.
Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных сло­ев общества, а также совокупность инс­титутов и отношений между ними. Тер­мин «с

Социальная мобильность.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уров­ня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень явл

Личный и социальный
статусы; Социальным статусом называется об­щее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязан

Социальные роли. Ролевой конфликт
Социальный статус личности прежде всего ока­зывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить боль­шинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать д

Социальные нормы. Социальное поведение
1.Понятие «Социальные нормы», их классификация; 2. Социальные санкции, социальный контроль. 2. Девиантное (отклоняющееся) поведение; В про

Образование
Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым о

Типы семейных структур
В зависимости от характера супружества, особен­ностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур: 1) моногамное супружество и полигамию. Моно­

Родителей и детей
Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодатель­ства. Определение понятия «ребенок» содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ: ребенком явл

Взгляды философов на
причины конфликтов; Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, прести­жа, горизонтальная и вертикальная мобильно

Конфликтов
Возникновению любого конфликта предшест­вует такое сочетание объективных условий и об­стоятельств, которое создает реальный предмет конфликта. Это сочетание социологи называют

Оказывать определяющее воздействие
на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его

Функции политической системы
Можно выделить следующие функции политической си­стемы: 1) определение задач, путей развития общества; 2) организация деятельности общества для достижения поставле

Политической системе общества
В повседневной жизни термин «государство» часто отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Например, мы говорим: американское и российское государства, подразу

Монархия и её формы
В прошлом самой распространённой и наиболее дли­тельно существовавшей формой государства была абсолютная МОНАРХИЯ. При ней главой государства был единоличный, самодержавный правитель - князь

Федеративное государство
Отличается от унитарного тем, что входящие в него государственные образования (штаты, земли, провин­ции, республики и другие регионы) обладают определенной самос­тоятельностью и име

Тоталитарное государство.
По существующим в странах политическим режимам выделяют тоже три типа государств: тоталитарное, авторитарное и демократическое. При этом сами политические режимы различают по степени обеспеченности

Демократическое государство.
Как известно, в переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Но как практически осуществить народную власть, при которой бы хорошо было всем: не только большинству, но и меньшинств

Признаки демократии
Демократия характеризуется следующими признаками: 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принад­лежит учредительная, конституционная власть в госуда

Выборы и референдумы
Всеобщие институты демократии - это орга­низационные формы, с помощью которых реали­зуются демократические принципы. К ним отно­сят: выборность высших органов государства, без которой невозможно вы

Иммануила Канта.
К реальному воплощению идеи правового государства человечество приблизилось к концу XX в. Идею правового государства впервые выдвинул Аристотель, но наиболее полное отражени

Политическая культура, её типы
Субъективная сторона политической жизни нахо­дит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику: прогнозировать раз­витие политического процесса, а, следовательно, и оказыв

Право в системе социальных норм.
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование., т.е. регулирование поведения индивидуумов при

Правоотношения
В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отноше­ния. Многие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями или правоотн

И деликтоспособность
Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включа­ющей три юридических свойства: правоспособ­ность, дееспособность и деликтоспособнос

Правонарушения
Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейт­ральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических

Юридическая ответственность и ее виды
1. Признаки юридической ответственности. 2. Функции юридической ответственности 3. Принципы осуществления юридической ответственности 4. Виды юридической ответственности

Ответственности
Основной и наиболее общей целью юридиче­ской ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечения в обществе закон­ности и правопорядка. Данная цель обуслов­ливает функции юридическо

Юридической ответственности
Достижению указанной цели служат следу­ющие основные принципы осуществления юри­дической ответственности: 1. Юридическая ответственность налагается на правонарушителя тольк

Виды юридической ответственности
В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-пра­вовую, материальную, дисциплинарную, адми­нистративную и у

Права и свободы человека
1. Понятие прав человека. 2. Юридические обязанности. 3. Международные акты по правам человека Понятие прав человека. Понятие прав человека - од

Юридические обязанности
Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требован

Правам человека
Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах че

Роль конституции в обществе.
Ведущее место в системе законодательства госу­дарства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конститу­ция - это основной закон государс

Структура Конституции РФ
Конституция Российской Федерации, являющая­ся Основным законом государства, была принята все­народным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и з

Единство системы государственной власти
Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъек

Договоры
Двух- или многосторонние сделки называют дого­ворами. Договор - это единое волеизъ­явление двух или более лиц и является правомер­ным действием, направленным на достижени

Ответственность несовершеннолетних
1. Отраслью российского права, регулирующей отношения, которые возникают в связи с совершением преступления, является уголовное право. Оно представляет собой совокупность юридич

Преступление.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступление имеет ряд признаков.

Система и виды наказаний
Уголовная ответственность - разновидность юридической ответственности как обязанности лица отвечать (претерпевать лишения, предусмотренные законом) за совершенное пре

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (лат. forma - наружный вид) - в широком смысле - это структура, организация, внешнее выражение художественного содержания; в более узком - приведенная к единству совокупность художественных средств в отдельном произведении (целостная художественная форма). Первое значение смыкается с понятием «язык художественный». Одни уровни непосредственно обусловлены духовно-образным содержанием и направлены на социально-ценностные аспекты действительности - это так называемая внутренняя форма (структурно-композиционный, жанрово-конструктивный аспекты искусства). Другие мотивированы материалом искусства и тяготеют к нему - т. наз. внешняя форма (конкретно-чувственные средства: красочный мазок, штриховка, звучащая речь, темп, фактура художественной поверхности и т. п.). Внутренняя форма (см. , ) - это по преимуществу общеэстетический аспект искусства, внешняя - средства изображения, специфичные для отдельных его видов.

Красота искусства находит свое выражение, как в его содержании, так и в форме. Классическая эстетика издавна считала соразмерность, пропорциональность, целостность и др. свойствами прекрасного объекта и его формы. Но не только ими определяется эстетическая ценность формы: она призвана выразить всю полноту и своеобразие содержания, помочь ему раскрыться в соответствии со своими возможностями и требованиями эстетического восприятия. Эстетическая ценность формы неоднократно подчеркивалась классиками марксизма. «Прежде всего коснусь формы. Меня очень приятно поразила искусная завязка интриги и драматизм, пронизывающий пьесу»,- писал Ф. Энгельс Ф. Лассалю.

Принципиально важным для марксистско-ленинской эстетики является положение о ведущей, определяющей роли содержания по отношению к форме, об отставании формы и ее относительной активности, о противоречиях между ними, которые снимаются лишь в процессе развития искусства. Эти закономерности наиболее ярко проявляются при рассмотрении исторического развития искусства, смены его стилей, направлений, течений (чрезвычайно показательно в этом плане сравнение классицизма, сентиментализма, романтизма, критического реализма), в господствующей жанровой системе того или иного этапа художественной культуры. Новая форма возникает как следствие содержательно-ценностного поиска искусства, а не как замена старой формы безотносительно к этому поиску, что утверждала «формальная школа» в литературоведении и повторяли ее последователи. Вместе с тем было бы методологически неверным отрицать относительную самостоятельность в развитии художественной формы и ее активное воздействие на содержание. Существует внутренняя системная взаимосвязь средств выражения в том или ином виде искусства, в жанре и стиле, отвергающем, например, одни компоненты и включающем другие. Различные виды и жанры искусства влияют друг на друга, модифицируя художественную форму ( и танец, графика и живопись, художественная литература и кинематограф и т. д.). В процессе развития искусства возможно как бы спонтанное, преждевременное открытие в сфере формы, которое лишь впоследствии осваивается в содержательном плане. Существует инерция канона и формальных открытий гения в искусстве Нового времени.

В художественном произведении противоречия между содержанием и формой должны в конечном счете сниматься. Однако идеальное соответствие полноценного содержания и адекватной ему формы в искусстве является, по словам В. Г. Белинского, достоянием одной гениальности; а простой талант опирается или по преимуществу на достоинства формы, или на достоинства содержания. Целесообразно отличать понятие единства содержания и формы (включающего противоречия, борьбу) от понятия соответствия содержания и формы, как определенного художественного критерия, означающего созвучность, однотипность прогрессивного и художественно развитого содержания и полноценной формы.