5 октября 2017 года в Кремлевском дворце прошел последний этап конкурса «Учитель года». Владимир Путин лично поздравил финалистов и уделил время для неформальной встречи с пятеркой лидеров. А после учителей ждала церемония награждения и праздничный концерт.

Титул «Учитель года», по прошествии всех испытаний, достался преподавателю истории и обществознания в санкт-петербургской гимназии №116 – Илье Демакову. Стоит отметить, что данное звание в 2017 году Илья получил дважды. Он также взял главный приз на конкурсе в своем родном городе – Санкт-Петербурге.

Учитель года 2017: Победитель этого года петербуржец Илья Демаков

Илья Демаков начал свою педагогическую карьеру 9 лет назад. Получив степень магистра в СПбГУ, молодой учитель устроился в гимназию №116 преподавать историю и обществознание. При этом Илья не бросил учебу и продолжил исследовательскую деятельность. Он успешно окончил аспирантуру и готовится защищать диссертацию по административной деятельности Михаила Ломоносова.

Педагогические достижения Демакова были оценены не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, в 2013 году Илья Сергеевич взял главный приз всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

В родной гимназии Илья находит время и для внеурочной деятельности. Он взял на себя руководство театральной студией на немецком языке, а также организовал кружок поклонников творчества писателя Дж. Р. Р. Толкиена. При этом самым главным своим увлечением Демаков считает прогулки по городу.

Илья Демаков считает, что простота и увлечение профессией – залог его успеха, информирует порталсайт. Он очень гордится своими учениками, многие из них смогли достичь высоких результатов в науке. Так, среди них есть призеры всероссийских олимпиад и молодые исследователи, которые принимают участие в научных конкурсах и конференциях для школьников.

«Преподавание в школе - это активный диалог. Любое действие (или же бездействие!) учащегося и преподавателя безусловно оборачивается новыми впечатлениями, уникальным опытом или изменением настроения. В школе все живет и движется. Наивность и доверчивость здесь идут рука об руку с ответственностью. Но самое главное - в школе всегда можно найти то, что будет хорошо получаться. А любой человек предпочтет быть там, где он может добиться высоких результатов», - отвечает Илья Сергеевич на вопрос о том, почему он решил заняться педагогикой.

Учитель года 2017: Претенденты на звание Учитель года 2017

Конкурс «Учитель года» было решено учредить в 1989 году. Это произошло после того, как в главном педагогическом издании того времени «Учительская газета» появились статьи с предложением проведения такого конкурса.

В 2017 году среди участников конкурса были преподаватели со всех регионов страны, и даже несколько учителей из сельских школ. Общий средний возраст всех претендентов составил 36 лет, а педагогический стаж примерно 12 лет.

За титул «Учитель года» на этот раз сражались 16 учителей русского языка, 14 историков, по 9 преподавателей иностранных языков и математических наук, по 6 педагогов начальных классов и географии, 5 физиков и по 4 преподавателя биологии и информатики.

Считается, что среди учителей в России гораздо больше женщин. Но вот в финал конкурса «Учитель года» прошла только одна представительница прекрасного пола – преподаватель русского языка и литературы Анастасии Мингачевой из города Ульяновска. В пятерку лучших также вошли учителя математики — Владимир Пономаренко из Самары и Алмаз Хамидуллин из Казани, биолог Иван Смирнов из столицы, ну и победитель этого года – преподаватель истории Илья Демаков из северной столицы Санкт-Петербурга.

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал мелькать в списках лучших ещё в 2013 году, и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – всего 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он уверен, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».


Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».


Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт «ВКонтакте», так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube. Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт. Его мы ведём вместе с учениками». В то же время лучший учитель страны есть в Facebook.

Учитель года категорически против запрета интернета в школе. «Это та реальность, которая уже случилась, мы в ней живём. Сегодня бороться с гаджетами и с тем, что дети постоянно находятся в цифровой среде, – это попытки борьбы с будущим. Это неправильно, – убежден Илья Демаков. – В то же время это вызов для нас, учителей, который я вижу в том, что мы должны помочь ребятам переосмыслить гаджеты и сеть как инструмент для решения реальных, практических задач». Историк привел пример таких переосмыслений: «Если ребёнок знает, где посмотреть, как точно пишется фамилия исторического деятеля, уточнить дату, информацию, то это отлично и здорово. Пусть он лучше сделает это через google, чем он этого не сделает в принципе».

Отдых на перемене со смартфоном наперевес Илья Демаков тоже принимает как данность. «Конечно, я за то, чтобы дети больше говорили друг с другом, чтобы у них было больше физической активности. Но есть у детей такое свойство, которое меня восхищает абсолютно. Их потрясающая интуиция ко всему, что касается техники и технологий. Если это позволяет им чувствовать себя комфортно, снимает тревожность, значит, это то изменение, которое в детях уже произошло. Это изменение нужно принять», – говорит он. И концентрации на учебе это не помеха. А вот мат неприемлем в школе. Но, по мнению Ильи Демакова, это то, что должно быть объяснено ребёнку не в школе, а родителями в семье.

Сайт для продвижения

«Изначально сайт делали мои выпускники на платформе сайта гимназии, – рассказал Илья Демаков. – Он появился, так как нам нужно было куда-то помещать результаты нашей общей работы по нашему ломоносовскому проекту. Со временем он разросся, мы его совершенствовали с помощью разных платных и бесплатных платформ. Тот сайт, который работает сейчас, по-прежнему делается моими выпускниками. Мы туда не вложили ничего, кроме общего труда».

Илья Демаков считает, что общий сайт дает ученикам полезный опыт публичного представления своих работ. «Те же работы по ломоносовскому проекту видят разные организации, – поясняет он свою мысль. – Их мониторит президентская библиотека в рамках своих проектов. Заходя на наш сайт и видя там интересующие их материалы, президентская библиотека уже неоднократно предлагала моим ребятам делать концепции выставок на своей базе».

Николай Нелюбин

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Абсолютным победителем всероссийского конкурса "Учитель года - 2017" стал преподаватель истории и обществознания Илья Демаков, работающий в одной из гимназий Санкт-Петербурга, передает корреспондент ТАСС из Государственного Кремлевского дворца, где проходит торжественная церемония награждения.

"Я с трудом справляюсь с волнением. Во-первых, хочу сказать спасибо. Все мы - и учителя, и родители - знаем, что каждая награда разделяется с тем, кто рядом. И эта награда стала возможна благодаря моим наставникам и всем петербургским учителям", - сказал со сцены победитель конкурса.

"Я уверен, что мы можем все благодаря таким детям, как мои пятиклассники, которые верят в своего учителя. Большое счастье привезти "Большого хрустального пеликана" (главную награду конкурса - прим. ТАСС) на берега Невы", - заключил Демаков.

"Этот конкурс был очень сложным, было много трудных заданий, новых заданий. Но сегодняшнее окончание - это начало следующего конкурса "Учитель года". Я хочу поздравить от всей души с нашим праздником", - добавила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Конкурсные испытания I и II очного туров федерального этапа всероссийского конкурса "Учитель года России" проходили на базе сочинской школы № 100. Конкурсантам предстояло провести открытый урок, методический совет, мастер-классы для коллег и представить собственный образовательный проект. Пять участников, которые успешно справились с заданиями, отправились в Москву на финальную дискуссию с участием Васильевой, которая прошла 4 октября. Финальный тур завершается торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя, 5 октября, в Государственном Кремлевском дворце.

В 2016 году победителем конкурса стал учитель русского языка и литературы Александр Шагалов из города Армавир Краснодарского края. Впервые конкурс "Учитель года" прошел в 1990 году.

Илья Демаков родился в 1987 году. Работает в школе восемь лет. Закончил специалитет Санкт-Петербургского государственного университета, аспирантуру в Российской академии наук. Имеет почетные грамоты Минобрнауки, награду правительства Санкт-Петербурга, благодарность губернатора Санкт-Петербурга.

Активный участник конкурсного движения. Абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют" 2013 года. Победитель конкурса "Лучший учитель" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обладатель премии президента для поддержки талантливой молодежи, 2013 и Молодежной премии Санкт-Петербурга, 2014. В своей гимназии - руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.