Среди многочисленных стилей в искусстве некоторые стоят особняком. Это, например, классицизм и, конечно же, барокко. Чтобы до конца понять, что такое барокко, нужно прежде всего изучить историю и реалии той эпохи, когда этот стиль был широко распространен практически во всей Европе. Давайте поговорим об отличительных особенностях барокко в таких направлениях искусства, как архитектура и музыка.

Также количество местных ремесленников - белых, мулатов и освобожденных черных - благоприятствовало инновациям и использованию земляного материала. Скульптура из мыльного камня - лучший пример этого. Эти новые функции, такие как мыльный камень, были многочисленными в Минас-Жерайсе. Этот фактор привел к созданию великолепных украшений, деталей и скульптур различной формы, вдохновленных барочными моделями с севера Португалии, как полный Вехлинг.

Обилие ресурсов позволило более сложным и грандиозным сооружениям и интерьерам под влиянием архитектуры Северной Португалии легче, чем строгая южная архитектура. Различия деталей были одинаково значительными: купола, как правило, исчезали, две башни и два окна на фасаде, разделенные медальоном.

Что такое стиль «барокко»

Барокко - это целая эпоха. Зародился этот стиль в средневековой Италии приблизительно в конце XVI века, а расцвета достиг в XVII-XVIII вв., распространившись в Европе, придя на смену суровой готике. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». В целом этот стиль можно охарактеризовать как пышный, с большим количеством излишеств, величественный, роскошный и, в то же время, достаточно контрастный - словом, полная противоположность сменившему его несколько позднее классицизму. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Именно поэтому вместо рыцарских турниров стали распространенными различные увеселения - карусели, прогулки, фейерверки, маскарады и т.д. Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества - для культуры эпохи барокко чуждо. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.

Формирование колониальной Бразилии. Бразильский барокко доминировал как художественный стиль в колониальный период. Сначала он больше служил церкви и оставался более священным искусством. Стиль барокко первоначально влиял на пластические искусства, только позже вливался в другие художественные проявления, такие как музыка, театр, литература.

Он вошел в Америку через художников, которые ездили в Европу и в конечном итоге привели его и познакомили с ним на этом континенте. В Бразилии его история начинается с иезуитов, которые познакомили его с его катехистической работой. Это означает, что вначале это воспринималось как инструмент образования, который служил преподаванию католической религии, а не как само искусство.

Барокко в архитектуре

Несмотря на столь странные для более поздних эпох черты, в архитектуре стиль барокко, тем не менее, породил немало по-настоящему выдающихся произведений. Имена великих архитекторов - таких, как Растрелли и Бернини, Фонтана и Борромини, Глаубиц и Райнальди о многом скажут даже не слишком подготовленному читателю. Что касается наиболее значительных архитектурных памятников эпохи барокко, выделим, прежде всего, знаменитую капеллу Коронаро, которая находится в Церкви Санта-Мариа-делла-Витториа, что в Риме. Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже - рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее.

История бразильского барокко

Вначале бразильское барокко представляло себя только как инструмент христианской идеологии. Он был известен через поэзию и проповеди отца Антонио Виейры. В то время в Бразилии не было литературного сознания. Страна все еще была в формировании, и еще не было читателей, которые могли бы воспользоваться литературой. Все произошло через католических миссионеров, и для этого влияние барокко Португалии было очень велико.

Поэтому расширение стиля происходило медленно. Он расширился через Баию, все еще через иезуитов, которые работали, чтобы учить религию и показывать путь к морали и менее развратной жизни. Несмотря на это, движение действительно не сформировалось, и в этот период только несколько бразильских авторов с барочными характеристиками считались под влиянием иностранного барокко.

Что такое московское барокко

Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. на Руси были построены многие здания. Стандартная модель оформления дверных и оконных проемов, похожие колонны и другие архитектурные элементы делают постройки, выполненные в этом стиле, весьма узнаваемыми. Также нужно отметить, что московское барокко впоследствии развилось в несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые получили свое название по именам дворян и бояр, в чьих землях строились подобные здания. Из основных стилей, ведущих свое происхождение от московского барокко, выделим Нарышкинский, Голицинский, Строгановский стили и стиль Прозоровских. А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль. Последний памятник многие искусствоведы относят к достаточно самобытному стилю - так называемому сибирскому барокко.

Изюминкой этого периода является эпическое стихотворение Бенто Тейшейры «Просопопея», знаковое значение бразильского барокко, опубликованное в Энтраме также как пионеры бразильской барочной литературы, сочинения отца Антонио Виейры и поэзии Грегорио де Маттоса. Чтобы проиллюстрировать это, транскрибируются ниже выдержки из Просопопеи.

Характеристики барокко в Бразилии

Мантуан рисует троянского короля. Спуск к путанице темного царства. Это может помешать ликийской и греческой лире. Дельфийские сестры не хотят. Такой призыв - тщетное исследование. Жизнь, которая ожидается в конце всего. Вознесение Христа, Матрица Святого Антония в Санта-Барбаре - По Местре Атаиде.

Что такое барокко в музыке

Пришедшая на смену музыке ренессанса, музыка эпохи барокко отличается гораздо большей выразительностью. В то же время, как и все творения данной эпохи, она несколько вычурна - местами даже слишком, а также весьма эмоционально. Хотя, надо заметить, что барочное произведение чаще всего выражает какую-то одну конкретную эмоцию: радость или печаль, веселье или грусть и т.д.). Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Из выдающихся композиторов эпохи барокко отмечу К.Монтеверди, Д.Букстехуде, А.Скарлатти, Т.Альбинони, А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Дж. Перголези и, конечно же, любимого мной Г.Ф.Телеманна.

Представители бразильского барокко

Барокко использовало идеологию контрреформы, чтобы попытаться убедить, обратить и катехизировать людей через произведения искусства. В нем также характерно противопоставление между теоцентризмом и антропоцентризмом. В нем подчеркивается оппозиция между небом и адом; Он представляет собой конфликт между христианской этикой и ценностями эпохи Возрождения. Существует множество деталей, особенно в живописи, архитектуре и скульптуре. Язык, используемый в литературе, надуман; Существует наличие культизма, использование причудливых слов, культивированный язык, экстравагантный, с частым использованием цифр языка; Можно понять концепцию, изображенную в игре идей, концепций и риторики. Это происходит в прозе. Он показывает постоянную дивергенцию и конфликт между телом и душой. В нем представлены противоречивые вопросы о течении времени: вопрос о том, наслаждаться ли эфемерной жизнью или ждать полноты вечности.

  • Художественные творения предназначались для обучения религиозным ценностям.
  • Он демонстрирует человеческую неопределенность и хрупкость, проявляя себя бурно.
Самым важным бразильским барочным художником был Алейджадиньо.

Потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы . Центром католического мира является Рим , он богат духовными силами.

Скульптор и горный архитектор, которого звали Антонио Франсиско Лисбоа. Он оставил великолепное наследие, состоящее из многочисленных произведений. Его скульптуры - в основном религиозные темы. Он использовал мыло и дерево для его создания. Некоторые из его работ: Двенадцать Пророков и Страсть Страсти.

Также выделялся в барокко Бразилии. Присутствие барокко примечательно в штатах Минас-Жерайс и Баия. Бразильское барокко очень присутствует в архитектуре и, главным образом, внутри церквей, где картины и скульптуры ясно показывают наличие стиля. Движение включает новые формы литературы, искусства и даже философии. В религиозной сфере Реформация оспаривала практику Католической Церкви и предлагала новые отношения между Богом и людьми.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям - знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству , чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Одним из предложений этого движения был перевод Библии на национальные языки, открывающий путь для новых интерпретаций Писания, оставляя Церковь разделенной и ослабленной. Центральная власть Церкви должна была быстро реагировать. Европейский человек разделен между двумя противостоящими силами: антропоцентризмом и теоцентризмом. Барокко - это эстетика, отражающая это напряжение, то есть столкновение между верой и разумом, между спиритуализмом и материализмом.

У барокко есть проявления в пластике, музыке и литературе. Каждая художественная сфера имеет свой способ выразить двойственность человека в стиле барокко и его попытку объединить противоречивые ценности, такие как вкус к земным вещам и спасение по вере.

Происхождение термина

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco - жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском baroco - ложный силлогизм , азиатская форма логики , приём софистики , основанный на метафоре . Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

В живописи можно определить контраст между светом и тьмой. Как в примере ниже, в котором Караваджо изображает порку Иисуса. В скульптуре складки острые, одежда обычно трепещет, а фигуры имеют определенный драматический тон. Одной из самых известных скульптур этого периода является «Экстази» Святой Терезы, сделанная Бернини.

Экстаз Святой Терезы. Архитектура барокко запомнилась избытком орнамента. Стиль был широко использован в церковном строительстве. В барочной музыке использование полифонии и контрапункта было обычным явлением. Одним из самых важных представителей был Вивальди, ответственный за состав концертов «Четыре сезона».

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале Барокко приобрел негативный смысл и только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму , который выделяет связи с эпохой барокко .

Литература: использование антитез, парадоксов и инверсий. «Солнце рождается и длится не более одного дня, После того, как свет следует за темной ночью, В печальных тенях умирает красота, В непрерывных печалях и радостях». Непостоянство вещей в мире. Первые проявления бразильской литературы в стиле барокко произошли в Баии, политическом и коммерческом центре колонии во время цикла сахарного тростника. Для многих ученых начало бразильской литературы восходит к этому периоду.

Наслаждайтесь, наслаждайтесь цветком молодости, Это время лечит, со всей легкостью И впечатляет в каждом цветке его попирание. Грегорио де Матос. Выражения любви к даме, которую он хотел - Мария Дос Повос, его будущая жена. Человек в стиле барокко осознает скорбь жизни и времени, поэтому он ищет земные удовольствия, хотя и чувствует себя виноватым в этом.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca , скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca , крутое высокое место, дефект в драгоценном камне .

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Отец Антонио Виейра Где бы он ни проходил, он был известен своими проповедями, устными адресами, предназначенными для верующих по религиозным, библейским и моральным вопросам. Тем не менее, Антонио Виейра не ограничивался религиозной проповедью, размещая свои проповеди на службе своих политических и идеологических идей. В Португалии он получил антипатию инквизиции в защиту возвращения евреев, преследуемых судом, на португальскую территорию, чтобы развить экономический кризис. В Бразилии он боролся с радикализмом порабощением индейцев и был подвергнут преследованию поселенцами.

Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики , и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи , он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков .

Часть Наследия Человечества, скульптуры Аледжадиньо, с их проницательными взглядами, характеризуют выразительность и драматичность. Экономическая трудность, связанная с упадком восточной торговли и позиционированием Католической церкви, в течение этого периода оказала большое влияние. В это время существовал конфликт между людьми барокко и религиозными консерваторами, поскольку они хотели как божественного спасения, так и мирских удовольствий.

Грех и прощение идут рука об руку в литературе барокко, а также дуализм, который является искусством конфликта. Все непостоянно и в постоянном движении: добро и зло, дух и материя, рай и ад, вера и разум. Этот период показывает, насколько коротка жизнь и почему ее следует использовать.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли , опера , культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо , соната , сюита в инструментальной музыке).

Искусство барочного контрреформации

Помеченный сильным ученым и эрудированным языком, в барочной литературе представлены злоупотребления языковыми фигурами в тексте, многие метафоры, антитезис, гипербола, парадокс и просопопея. Метафоры: выражение, которое выражает образные значения посредством неявных сравнений; Антитеза: наличие парадоксов, искусство конфликта, противопоставление различных понятий, слов или объектов. Грегорио де Матос, автор, получивший прозвище «Устье ада», был одним из самых известных поэтов бразильского барокко; Бенто Тейшейра, автор «Просопопеи», один из новичков в барочной литературной школе; Мануэль Ботельо де Оливейра, автор книги «Музика ду Парнасо». Он формируется контрреформацией, когда церкви, часовни, статуи святых и могильные памятники были на подъеме.

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника . Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля , человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Произведения искусства говорили с верующими, искусство барокко должно было убедить и навлечь восхищение населения. Время, для человека в стиле барокко, - это то, что проходит быстро, и в его жизни все разрушается. Однако для него есть противоречие: хотя жизнь кратка, необходимо знать, как наслаждаться временем до ее окончания.

Барочный культизм и концептуализм

Культизм характеризуется культивированным, культурным, экстравагантным и высокоуровневым языком. Он полон словесных игр. Он использует улучшенную риторику, чтобы убедить, научить. В этот период предложения формируются в строгом порядке. Начиная с предыстории, это не новость, что искусство и религия всегда были очень близки. Являются ли они проявленными в красоте священных песнопений, в величии храмов, в кропотливо вырезанных картинах или скульптурах, обе области охватывают представление двух путей одного и того же явления: поиск человека чем-то большим и божественным, что может даже оправдать его существовании.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры ; вместо мистерий - театр и бал-маскарад . Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco . В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре » - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса . Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета . В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало , 1717). Согласно философу Спинозе , влечения уже составляют не содержание греха , но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте , ссоры - в утончённой дуэли .

Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм . Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм . Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (), а Карл Линней систематизирует биологию «Система природы » (). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц . Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Барокко в архитектуре

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна ( г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини , чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко .

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Барокко в скульптуре

Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста

Папа Иннокентий XII. Собор святого Петра в Риме


Барочные гномы в Хофгартене Аугсбурга

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы,