// VI век (Северная Италия, долина Рейна)

Это сельскохозяйственное орудие распространялось вместе с освоением северных европейских земель.

Легкий деревянный плуг, традиционно использовавшийся в Средиземноморье, не мог справиться с более тяжелыми влажными почвами на севере. Тяжелую модель плуга обивали таким ценным в раннем Средневековье металлом, как железо. Профессия кузнеца в то время стояла в одном ряду с ювелиром, так что технологичная новинка стоила баснословно дорого. Именно поэтому тяжёлый плуг обычно покупали сразу на несколько семей.

2. Трёхпольная система земледелия

// IX век (Западная Европа)

Система землепользования, при которой каждая из трёх частей пашни по очереди засевалась озимыми, яровыми или оставалась под паром, впервые упоминается в летописи Каролингов.

Долгое время люди просто бросали обедневшие участки земли и расчищали новую территорию, устраивая для этого массивные лесные пожары. Переход к трёхпольной системе привёл к невиданному доселе явлению - появлению лишней еды. Её стали продавать тем, кто занимался ремеслом. Распространение новой системы земледелия явилось необходимой предпосылкой возникновения городов. Правда, были у трёхполья и свои издержки: когда земля отдыхала, её мог принять за бесхозную и захватить предприимчивый сосед. Количество «земельных слушаний» в это время зашкаливало.

3. Жёсткий хомут

// Х век (Франция, Англия)

Особый тип упряжи, позволивший увеличить тягловую силу животного в четыре раза.

Вплоть до Х века основным животным в хозяйстве был неприхотливый вол, а не дорогая в обслуживании (овёс стоил очень недёшево) и часто болеющая лошадь. Но когда площадь посевов увеличилась, понадобилось более мобильное животное. Новый тип упряжи позволил перераспределить нагрузку с трахеи на грудь лошади, и теперь за день она могла вспахать столько же, сколько 3–4 вола.

4. Гигрометр из шерсти

// Х V век (Италия)

Устройство, позволяющее измерять влажность воздуха, изобрел Николай Кузанский в 1440 году.

Выдающийся мыслитель и учёный торговал овечьей шерстью. Он заметил, что в дождливые дни шерсть весит намного тяжелее, и стал использовать для точного измерения веса камни, которые влагу не впитывают. Позже это открытие привело к созданию простого механизма на основе весов: с одной стороны клали материал наподобие хлопковой ваты, с другой - непоглощающую субстанцию типа воска. Когда воздух был сухой, линия отвеса оставалась в вертикальном положении. Когда вата поглощала влагу из воздуха, то становилась тяжелее воска.

5. Механические часы

// XIII век (Центральная Европа)

Представляли собой десятиметровые башни, увенчанные циферблатом с единственной стрелкой, которая указывала часы.

Первые механические часы были самым сложным средневековым механизмом, состоявшим примерно из 2000 деталей. Чтобы скорректировать движение 200-килограммовой гири, часовщики изобрели билянцы - регуляторы движения главного, храпового колеса, а затем и шпиндельное устройство. Все это значительно увеличило точность хода. Самые старые из сохранившихся механических часов (1386 год) находятся в Англии, на соборе в Солсбери. А во французском Руане часы 1389 года и сейчас показывают правильное время.

6. Нотная запись

// XI век (Италия)

Ноты в виде квадратиков, расположенных на четырёх линейках, придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо.

Гвидо руководил ансамблем мальчиков, которые каждый день начинали свою репетицию с гимна святому Иоанну. Мальчики фальшивили столь безбожно, что монах решил наглядно показать, как повышается и понижается звук. И заложил основу современного сольфеджио. Сегодня нотный стан состоит из пяти линеек, но сам принцип записи и название нот ре, ми, фа, соль, ля с тех пор не изменились.

7. Университеты

// XI век (Италия)

Первый европейский университет открылся в Болонье в 1088 году.

Первые научные работы даже в светских вузах носили названия вроде «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу?» или «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?». Постепенно оформилось разделение на факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Студентами были, как правило, взрослые люди и даже старики, приходившие сюда не столько учиться, сколько обмениваться опытом. Университеты пользовались огромной популярностью: в Болонье обучалось около 10 тысяч студентов, так что многие лекции приходилось читать под открытым небом.

8. Аптеки

// XI– XIII века (Испания, Италия)

В 1224 году король германский Фридрих II Штауфен издал указ, запрещавший врачам изготавливать лекарства, а фармацевтам - лечить.

Первые аптеки сначала мало чем отличались от бакалейной лавки. Толчок развитию фармацевтики дало введенное германским монархом разделение на врача и аптекаря. Например, только у фармацевта можно было купить такие полезные снадобья, как жир комаров, пепел волчьей шерсти и териак - универсальное противоядие. Стоит отметить, что медицина того времени была экспериментальной, поэтому все рецепты начинались с оптимистичного Сum Deo! («С богом!»).

9. Витражи

// XII век (Германия)

Первую официальную инструкцию по производству цветного прозрачного стекла составил монах Теофил.

Создатели витражей были самыми уважаемыми людьми в городе, ведь они передавали красоту и величие нездешнего мира. На их нужды даже собирали специальный налог. Мастера варили речной песок, флюс, известь и поташ, и добавляли окислы металлов, чтобы получить цвет. Интересно, что практически все стёкла, кроме зелёных и синих, со временем подверглись сильной коррозии и превратились в грязно-коричневые. Самым древним из уцелевших образцов витражного искусства считается голова Христа в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе (Германия).

10. Зеркало

// XIII век (Голландия, Веницианская Республика)

Первое упоминание о стеклянных зеркалах встречается в знаменитом труде по оптике Perspectiva communis, написанном архиепископом Кентерберийским Джоном Пекхэмом во второй половине XIII века.

Средневековые мастера придумали покрывать стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава - получались зеркала, похожие на современные. Многие думают, что массовое производство зеркал началось в Венеции. Однако первыми были фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливался расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение. Спустя столетие звание главных стекольщиков перешло к Венеции на остров Мурано, где было изобретено листовое стекло.

11. Кулеврина

// XV век (Англия, Франция)

Предок современной пушки, пробивала рыцарские доспехи на расстоянии 25–30 м.

Стрельба из такого оружия была довольно сомнительным удовольствием. Чтобы произвести выстрел, один человек должен был поднести фитиль, а другой навести ствол на цель. Весила кулеврина от 5 до 28 кг. Если шёл дождь или снег, войну приходилось останавливать, так как фитиль не горел. В XVI веке была вытеснена аркебузой.

12. Карантин

// XIV век (Венецианская республика)

В 1377 году в порту венецианского города Рагузы (нынешний Дубровник) впервые на 40 дней задержали корабли, возвратившиеся из «чумных стран».

Эти меры вызывали ожесточенные споры, так как, с точки зрения современников, не имели никакой научной основы. Болезнь, истребившую порядка четверти всего населения, лечили прижиганием, шкурками ящериц и сушёными травами - считалось, что она передаётся невидимыми глазу «чумными скотинками», которые разносятся вместе с запахом. Карантин привёл к массовому голоду в Европе, но приостановил распространение болезни. Иностранных купцов, желавших оспорить меры профилактики, сжигали. Венецианская система карантина послужила основой организации современной санитарной службы.

13. Доменная печь

// X IV век (Швейцария, Швеция, Франция)

Представляла собой башню высотой 4,5 м и диаметром 1,8 м. Туда закладывали руду и уголь с высоким содержанием углерода, а получали чугун.

Чугун изобрели почти случайно, увеличив размеры горна и силу дутья. Новое вещество сначала посчитали браком и назвали «свинским железом». Правда, вскоре заметили, что оно хорошо заполняет формы и из него можно получать качественные отливки, до этого железо только ковали. Доменная печь стала самым эффективным изобретением Средних веков. Она позволяла получать 1,6 т продукции в сутки, в то время как из обычной плавильной печи за это время выходило 8 кг.

14. Перегонный аппарат

// X IV (Италия)

Монаху-алхимику Валентиусу приписывают кардинальное усовершенствование древнего самогонного аппарата, позволившее проводить двойную перегонку.

Дистилляция, равно как и брожение, были любимыми развлечениями средневековых алхимиков, пытавшихся найти философский камень. По одной из версий, именно так Валентиус и получил спирт из вина. Образовавшуюся в ходе эксперимента жидкость он назвал живой водой aqua vitae. Вскоре ее стали продавать в аптеках как средство от зловонного дыхания, простуды и угрюмости.

15. Первые химические производства

// XIV век (Германия, Франция, Англия)

В 1300-е годы в разных местах Европы появились первые предприятия по производству серной, соляной и азотной кислоты. Начали добывать серу и селитру.

Опыты с химическими веществами из лабораторий алхимиков перемещались в лаборатории химиков - учёных, которые осознали бесполезность попыток превратить одно вещество в другое и обратили внимание на нужды времени. С началом производства пороха особое значение приобрела селитра - её соскабливали со стен коровников. Коровники в Средние века делались из животных отбросов и земли, смешанных с известью, глиной и соломой. Со временем на стенах появлялись белые налеты селитры - нитрата калия, образовавшегося в результате разложения органики бактериями. Шведские крестьяне, например, часть оброка платили селитрой. Изобретение самого пороха в Европе приписывают немецкому монаху Бертольду Шварцу (примерно 1330 год).

16. Очки

// XIII век (Англия)

Благодетелем всех очкариков считается знаменитый ученый Средневековья Роджер Бэкон. В 1268 он написал об использовании линз для оптических целей.

Хоть сам Бэкон зачастую и изображается в очках, скорее всего, популярность данное изобретение приобрело лишь сто лет спустя, когда попало в континентальную Европу. Первые очки представляли собой скрепленные дужкой выпуклые линзы для дальнозорких. Очки, исправляющие близорукость, впервые были зафиксированы на портрете папы Льва Десятого, сделанном Рафаэлем в 1517 году.

17. Унитаз

// XVI век (Англия)

Первое устройство со смывным бочком было подарено Джоном Харрингтоном своей крёстной матери, английской королеве Елизавете I.

Дворянин Харрингтон был одарённым литератором и изобретателем, и, как это неоднократно бывало с открытиями, его унитаз сильно опередил своё время. Новинка, названная Харрингтоном по имени древнегреческого героя Аякса, не прижилась, потому что в Англии тогда не было водопровода, и довольно быстро устройство начало ужасно вонять. Звездный час унитазов пробил лишь в XIX веке.

18. Печатный станок

// XV век (Германия)

Ювелир Иоганн Гутенберг в 1445 году разработал окончательный вариант пресса с наборными металлическими литерами, длинным рычагом и деревянным винтом, который позволял печатать 250 страниц в час.

Довольно-таки быстро «тайна искусственного письма», как говорилось в документах, распространилась по всей Европе. За пятьдесят лет было напечатано 40 тысяч изданий тиражом свыше 10 миллионов экземпляров. Роль Гутенберга известна по документам из судов по имущественным процессам. Там неоднократно упоминается изобретение, изменившее ход истории в Европе.

19. Ткацкие станки

// XIV век (Англия)

Новый тип горизонтальных станков с системой блоков значительно облегчил и ускорил работу ткачей.

Более примитивные вертикальные станки отлично справлялись с небольшим количеством сырья из льна, крапивы, конопли и шерсти. Но объемы производства росли, а прежнее оборудование за ними не поспевало.

20. Ножные токарные станки

// XIV век (Германия)

Механизм включал в себя педаль, кривошип и шатун. Принцип действия ножного привода этого станка легко понять, представив ножную швейную машинку.

Устройства с педалью для ноги освободили мастерам руки, что значительно ускорило производство деталей. Машины были большой редкостью, поэтому профессия токаря считалась одной из самых престижных. Некоторые императоры тех лет держали у себя в замках токарные станки, чтобы на досуге оттачивать свое мастерство.

21. Готическая архитектура

// XII век (Западная Европа)

Изобретение готического свода - устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды и арки, - позволило создать принципиально новый тип зданий.

Само слово «готика» долгое время было ругательным, так как ассоциировалось с готами - варварскими племенами, разрушившими великий Рим. Тем не менее постепенно термин стали соотносить с новым направлением, в первую очередь в архитектуре. Появились фантастические для своего времени ажурные здания, которые должны были напоминать об устремленности человека к небу.

22. Приливные мельницы

// VII I век (Северная Ирландия)

В 787 году в Северной Ирландии появились мельницы, использовавшие энергию приливов.

Со временем водяное колесо стало полноправным участником целого ряда жизненно важных технологий - двигателем в суконоваляльных мастерских, токарных и кузнечных цехах, на лесопилках и рудодробилках.

23. Петля для пуговиц

// XIII век (Германия)

На облегающей одежде появились прорези, куда можно было вставить пуговицу.

Долгое время люди завязывали узлом концы своей одежды или использовали шнуровку, специальные завязки и булавки из шипов растений, кости и других материалов. Сами же пуговицы на протяжении столетий использовались как украшение. Появление надёжной системы застёжек так понравилось европейцам, что вскоре для того, чтобы надеть костюм, знатному человеку приходилось застегивать примерно сто пуговиц.

на «Кота Шрёдингера»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кольский филиал Петрозаводского государственного университета

Важнейшие открытия средневековья в области науки и техники

Введение

1. Наука и техника

Хронология и структура средневековья

Творцы открытий

Гений да Винчи

5. Биологические знания в средние века

6. Достижения медицины

На языке математики

Вперед к прогрессу

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Целью данного реферата является анализ научно-технического прогресса средних веков. Задачи:

Рассмотреть средневековье как эпоху.

Рассмотреть основные открытия науки и техники V- XVII вв.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что с начала V века наука начала свой нелегкий путь в век знаний и изобретений. В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, были проведены различные исследования на основе соединения науки с техникой.

В нашей современной жизни стало обыденностью электричество, автомобили, да чего уж там говорить, книга - что может быть проще, листы бумаги с набранным текстом. А ведь несколько столетий назад, чтобы напечатать книгу требовалось приложить немало усилий и времени. Средневековье - так эта эпоха называется. Эпоха начала ведущих достижений в области науки и техники. От этой эпохи дошли до нас и поэтические произведения, в которых народы запечатлели свой гений, замечательные памятники народного творчества великолепные громады готической архитектуры, чудесные, прекрасные художественные и поэтические создания Ренессанса, первые успехи пробуждающейся научной мысли. Эта эпоха дала нам ряд великих людей, которыми гордится человечество. Такие как Коперник, Галилео, Бруно, Браге, Ньютон. Все эти и многие другие выдающиеся личности, своей жизнью и деятельностью ускорявшие прогресс человечества, принадлежат средневековью. Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Таким образом, средние века внесли свою, и немалую, долю в общую сокровищницу материальных и духовных ценностей всего человечества.

1. Наука и техника

Наука как знание и деятельность по производству знаний возникла с начала человеческой культуры и составила часть духовной культуры общества, хотя само по себе слово "наука" сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни "scientia"(наука) означает знание.

Слово "техника" происходит от греческого "techne"-искусство, мастерство, умение. Основное значение этого слова сегодня - средства труда, производства.

Исторически техника прошла путь от примитивных орудий труда до сложнейших современных автоматических машин, развиваясь на основе достижений науки.

Наука и техника на протяжении всей истории человечества шагают рука об руку и особенно неразрывны стали в наши дни, когда наука является непосредственной производительной силой, когда без научных исследований невозможно создание образцов новой техники. Разработка образца новой техники, как правило, начинается с научных исследований - с проведения научно-исследовательской работы (НИР). Коренное усовершенствование техники возможно лишь благодаря науки. В наши дни разделить сферы влияния науки и техники практически невозможно. Ни одно значимое современное научное открытие практически неосуществимо на листе бумаги, то есть без привлечения техники, экспериментальной аппаратуры. Вместе с тем функции науки шире. Основными из них являются: описательная, систематизирующая, объяснительная, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая. Только производственно-практическая функция связана напрямую с созданием техники.

2. Хронология и структура средневековья

Средние века (Средневековье) - исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века. Средневековье содержит внутри себя несколько этапов: темное время - раннее средневековье; высокое - средний период средневековья; позднее (зрелое, развитое, классическое) средневековье.

Раннее Средневековье - период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг.

Высокое Средневековье - период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XVI-XVII веках.

Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

Наиболее общие хронологические рамки периода: середина V в. - середина XV в. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

География средневековья. Наиболее общие географические ареалы развития "научного" мышления и технологических инноваций в рассматриваемый период: "Западная Европа"; "Византия" и зона ее влияния; "Арабский Восток"; "Восток" (Индия, Китай, Япония); "Доколумбова Америка". Наиболее тесно были связаны первые три ареала.

Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления: физико-космологическое , ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний; учение о свете ; оптика является частью общей доктрины - "метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма; учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни; комплекс астролога - медицинских знаний, учение о минералах и алхимия.

К техническим новациям, оказавшим радикальное воздействие на всю культуру средневековья относятся: заимствование пороха, что быстро привело к созданию пороходелательного производства (первый завод); разработка технологии гранулирования пороха, повышающей его эффективность; стремительное развитие производства огнестрельного оружия, в корне изменило, способы ведения боевых действий и привело к развитию новых технологий в литейном деле, направленных на повышение точности метания; ветряные мельницы, заимствование бумаги, что привело к созданию книгопечатания; создание и внедрение в хозяйственный и культурный оборот различных механических устройств, создавших со временем целую инфраструктуру; развитие часового дела.

3. Творцы открытий

Роджер Бэкон (1214-1292) английский алхимик, выдающийся философ. В 1240 году, первым в Европе описал технологию изготовления пороха. Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие. За отказ открыть секреты получения золота (которых он не знал), Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет. По велению генерала ордена сочинения монаха-естествоиспытателя в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.).

Иоганн Гутенберг (1397 -1468) немецкий ювелир и изобретатель книгопечатания.

Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге.

При ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов ее дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453-1465 гг. с высоким качеством.

Николай Коперник (1473-1543) польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Гелиоцентрическая теория, утверждавшая, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как привыкли думать ученые с античных времён. Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришёл к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты вращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звёзды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли. Это было связано с тем, что в то время ещё не было таких мощных телескопов, с помощью которых можно наблюдать небо и звезды. Открыв, что Земля и планеты - спутники Солнца, Николай Коперник смог объяснить видимое движение Солнца по небосводу, странную запутанность в движении некоторых планет, а также видимое вращение небесного свода.

Судьба новой гипотезы складывалась непросто. Книга о вращениях небесных сфер (1543) стала потрясением для астрономов XVI века. Многие ученые, сомневавшиеся в непогрешимости птолемеевых построений, оказались готовы воспринять теорию Коперника. Но, конечно же, замена старой теории на новую произошла не сразу. Не весь научный мир принял гелиоцентрическую систему - и вовсе не по идеологическим соображениям. Разумеется, сыграла свою роль резко отрицательная позиция по отношению к учению Коперника христианской церкви. Первоначально церковь не обратила внимание на философские следствия самой возможности постановки Земля в один ряд с другими планетами, но в 1616 году исправила свою "оплошность" - декретом инквизиции книга Коперника была внесена "впредь до исправления" в индекс запрещенных книг и оставалась под запретом до 1828 года. Уединённая жизнь и позднее опубликование сочинения избавили Николая Коперника от гонений, которым подверглись его последователи. Коперник был священнослужителем и искренне верующим католиком. Создавая свою модель Вселенной, он стремился не вступать в конфликт с церковью, а найти "золотую середину" между верой и научной истиной: и то, и другое было для Коперника одинаково важным. Тем не менее, гелиоцентрическая теория, предложенная Коперником, в конечном счёте, перевернула устоявшиеся представления о Вселенной и положила начало первой научной революции.

Тихо Браге (1546-1601) датский астроном, астролог и алхимик. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, которыми воспользовался Кеплер, чтобы открыть законы движения планет. В 1572 году заметил сверхновую звезду - неизмеримо далекую и очень яркую, - чье появление в "неизменном" пространстве за Луной было бы невозможно. Спустя несколько лет Браге наблюдал столь же невероятное появление кометы. В результате масштабных и систематических наблюдений исследователь определил положение многих небесных тел и издал первый современный каталог звезд.

Галилео Галилей (1564-1642) итальянский ученый, физик, механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог и критик. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Знаменитая история о том, как выскочивший из ванны Архимед бегал голым по улицам с криком "Эврика!", была известна во времена Галилея так же широко, как и в наши дни. Архимед тогда нашел способ установить, сделана ли царская корона из чистого золота или нет. Галилей решил усовершенствовать этот древний метод. Он придумал гидростатические весы, на которых можно было взвешивать предметы в воздушной и водной среде. После этого он повторил эксперимент Архимеда и изложил результаты в коротком трактате, названном "Маленькие весы".

В 1609 году Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром. Труба давала приблизительно трёхкратное увеличение. Вскоре ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Ряд телескопических открытий Галилея способствовали утверждению гелиоцентрической системы мира, которую Галилей активно пропагандировал, за что был, подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Николая Коперника. До конца жизни Галилей считался "узником инквизиции" и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Исаак Ньютон (1642-1727) великий английский физик, математик и астроном. Исаак Ньютон был величайшим ученым после Галилея. Его труд "Математические начала натуральной философии" (1687) убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения. Более того, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и математически обосновал законы, управляющие этими процессами. Ньютонова модель Вселенной оставалась фактически неизменной вплоть до новой научной революции начала XX века, в основу которой легли труды Альберта Эйнштейн.

4. Гений да Винчи

Хотелось бы еще выделить одну великую личность времён средневековья.

Это итальянский живописец, искусный архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, музыкант и скульптор, Леонардо да Винчи (1452-1519).Способности и возможности Леонардо да Винчи были, без преувеличения, сверхъестественными. Существует версия, что Леонардо да Винчи мог проникать в параллельные миры, где и брал идеи своих чудесных многочисленных изобретений. В то время они действительно воспринимались как чудо.

Леонардо да Винчи был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении "черной магии". К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола,- хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук…

Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.

В 1499 году Леонардо да Винчи для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, "заполненные лилиями". Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Леонардо да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо да Винчи подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это - сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Биологические знания в средние века

Источниками сведений о биологических предприятиях в период раннего средневековья служат сочинения типа "Физиолога", "Бестиария" и т. п. В этих книгах содержались описания упоминаемых в Библии животных и фантастических чудовищ, а также рассказы по мотивам (весьма вольно истолковываемым) из жизни животных, целью которых были религиозно-нравственные поучения. Сведения о животных и растениях содержались в "Поучении Владимира Мономаха" (XI в.), ходившем в списках на Руси, и других источниках.

Наиболее фундаментальными источниками сведений о биологических знаниях средневековья являются многотомные сочинения энциклопедического характера Альберта Великого и Венсана де Бове, относящиеся к XIII в. В энциклопедии Альберта Великого есть специальные разделы "О растениях" и "О животных". Детальные описания известных в то время видов растительного и животного царств во многом заимствованы у древних, главным образом у Аристотеля. Следуя за Аристотелем, Альберт связывал жизнедеятельность растений с "вегетативной душой". Развивая учение о функциях отдельных частей растений (ствол, ветви, корни, листва, плоды), Альберт Великий отмечал их функциональное подобие с отдельными органами у животных. В частности, корень он считал тождественным рту животного.

В средние века было обнаружено наличие растительных масел и ядовитых веществ в плодах некоторых растений. Были описаны разнообразные факты по селекции культурных растений. Идея изменяемости растений под воздействием среды выражалась в довольно фантастических утверждениях, будто бук превращается в березу, пшеница - в ячмень, а дубовые ветви - в виноградные лозы. Растения в сочинениях Альберта располагались в алфавитном порядке. Зоологические сведения у него, представлены также весьма подробно. Они даются, как и ботанические, в чисто описательном плане со ссылками на Аристотеля, Плиния, Галена как на высшие авторитеты. Деление животных на бескровных и обладающих кровью заимствовано у Аристотеля. Физиология сводится исключительно к описанию, нередко весьма выразительному, поведения и нравов животных. В духе средневековых антропоморфных воззрений говорилось об уме, глупости, осторожности, хитрости животных. Механизм размножения у животных излагался по Гиппократу: семя возникает во всех частях тела, но собирается в органах размножения. У Аристотеля было заимствовано представление о том, что женское семя содержит материю будущего плода, а мужское, кроме того, побуждает эту материю к развитию.

Уши, по словам Венсана де Бове, предназначены воспринимать слова людей, глаза же, зрящие творения,- воспринимать слово Божие. Соответственно этим задачам, глаза расположены спереди, а уши по бокам, как бы обозначая то, что наше внимание должно быть, прежде всего, обращено на Бога, и лишь потом на ближнего.

Источниками сведений не только о химических, но и о биологических знаниях могут служить алхимические трактаты. Алхимики оперировали не только с объектами минерального царства, но и с растительными и животными объектами. "Книга растений" знаменитого алхимика XV столетия Иоанна Исаака Голланда представляет значительный интерес как своеобразный алхимический свод биологических знаний. Изучая процессы гниения, брожения, алхимики знакомились с химическим составом растительного вещества. В связи с врачеванием к изучению животных и растений допускалось иное, порой чисто практическое отношение. Лечебные действия трав и минеральных веществ становились предметом специального интереса врачующих монахов позднего средневековья.

Вопрос об инстинктах и поведении животных и человека рассматривал Роджер Бэкон. Сравнивая поведение животных с сознательной деятельностью человека, он считал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом.

Круг тогдашних представлений о животных и растительности дальних стран расширяли поэтические описания путешествий в заморские края. Так, например, византийский поэт Мануил Фил (XIII-XIV вв.) побывал в Персии, Аравии, Индии. Его перу принадлежат три стихотворных сочинения, содержавших большой познавательный биологический материал. Это поэмы "О свойствах животных", "Краткое описание слона" и "О растениях". Фил любил рассказывать об экзотических, иногда фантастических, зверях. Однако и фантастические образы животных сложены у него из вполне реальных, хорошо известных и точно переданных элементов, отражавших уровень зоологических знаний XIV в.

Достижения

Медицина в средневековье развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Тем не менее, объективные закономерности развития общества и логика научного мышления неизбежно способствовали формированию в ее недрах предпосылок будущей медицины великой эпохи Возрождения. В связи с техническими открытиями еще более возросла роль научных исследований. Так как догматические воззрения исчезли, и загадки более не казались неразрешимыми, объектом изучения стало все, включая тело человека и его болезни. Вплоть до XVI века предполагалось, что болезнь является следствием ненормального смещения четырех жидких сред организма (крови, мокроты, желтой и черной желчи). Первым вызов этой теории бросил швейцарский алхимик Парацельс (1493-1541 знаменитый алхимик, врач и окулист ) , который утверждал, что болезни связаны с нарушениями различных органов и могут быть излечены при помощи химических препаратов. Примерно в это же время первое тщательное анатомическое исследование человека было проведено Андреасом Везалием (1514-1564 врач и анатом. ) . Однако основы современной медицинской науки были заложены почти сто лет спустя, когда английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657 английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии. ) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.

Медицина средневековья не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное законодательство и т. д.

На языке математики

Новая наука пыталась подтвердить справедливость наблюдений путем экспериментов и перевести результаты на универсальный язык математики. Галилей был первым ученым, осознавшим, что именно такой подход является ключом к пониманию всего сущего, и утверждал, что "книга природы... написана математическими знаками". Прогресс математического метода был стремителен. К началу XVII века самые обычные арифметические символы (сложения, вычитания, умножения, деления и равенства) вошли в повсеместное употребление. Затем в 1614 году Джон Непер (1550-1617 шотландский барон, математик, один из изобретателей логарифмов, первый публикатор логарифмических таблиц. ) ввел в обиход логарифмы. Первая суммирующая машина - далекий предок компьютера - была сконструирована Блезом Паскалем (1623-1662 французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. ) в 1640-х годах, а спустя 30 лет великий немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 немецкий философ, математик, юрист, дипломат. ) изобрел машину, способную производить умножение. Лейбниц также был одним из создателей дифференциального исчисления, ставшего наиболее важным математическим методом того времени. К сходным результатам независимо от Лейбница пришел и Исаак Ньютон, и эти два великих человека с далеко не научным пылом вступили в дискуссию по поводу того, кому из них принадлежат лавры первенства.

Вперед к прогрессу

Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась в своем развитии и этому немало доказательств.

В 13 веке были изобретены механические часы. Совершенствование их конструкции в свою очередь привело к изобретению деталей (например, указатель скорости, храповики, зубчатые зацепления), которые впоследствии были использованы в других механизмах.

В средневековых европейских городах развиваются системы водоснабжения. Для этого сооружались насосные станции, приводимые в действие все тем же гидродвигателем. Некоторые города имели такую систему водоснабжения уже в начале 16-го века.

В XIV столетии в Европе начинается применение пороха, который хотя и был изобретен в Китае, однако опять-таки именно в Европе он получил повсеместное использование и дальнейшее совершенствование. Луки, копья и арбалеты стали обмениваться на огнестрельное оружие и пушки, которые в дальнейшем предопределили доминирование европейцев на мировой арене. Кроме того были изобретены телескоп, такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос. Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603 английский физик, учёный и врач. ) , заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703 английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист ) , который ввел понятие "клетка" для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа.

Ирландец Роберт Бойль (1627-1691 физик, химик и богослов ) проводил физические работы в области молекулярной физики, световых и электрических явлений, гидростатики, акустики, теплоты, механики. В 1660 усовершенствовал воздушный насос Герике, установил новые факты, которые изложил в "Новых физико-химических опытах, касающихся упругости воздуха". Показал зависимость точки кипения воды от степени разряжения окружающего воздуха и доказал, что подъем жидкости в узкой трубке не связан с атмосферным давлением. В 1661 открыл закон Бойля, сконструировал барометр и ввел название барометр. Сделал первые исследования упругости твердых тел, был сторонником атомизма. В 1663 открыл цветные кольца в тонких слоях (кольца Ньютона). В 1661 сформулировал понятие химического элемента и ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химии как науки.

А голландский ученый Христиан Гюйгенс(1629-1695 нидерландский математик, физик, астроном и изобретатель. ) изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.

Впереди еще будут изобретения, парового двигателя, электричества и телефона. Землю опутают провода и железные дороги, а космонавты выйдут в открытый космос. А пока…пока одинокий средневековый ученый в своей полутемной комнатушке ковал историю науки…

Заключение

"Никогда история мира не принимает такой важности и значительности, никогда не показывает она такого множества индивидуальных явлений, как в средние века".

(Н.В. Гоголь)

Техника возникла вместе с возникновением человека, и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вопрос не ставился вообще. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи средневековья сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Выдвигался идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал в конечном итоге привел к дисциплинарной организации науки и техники. Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Долгое время средневековье характеризовали как период духовного упадка, период между великими эпохами: античностью и возрождением. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков, которые взятые вместе раскрыли перед Европейцами большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира, чем они могли бы получить от классического наследства.

Список используемых источников и литературы

наука открытие средневековье ньютон

1.Бернал Дж. Наука в истории общества/Дж. Бернал; пер. с англ. А.М.Вязьминой; общ. ред. Б.М.Кедрова, И.В.Кузнецова.- М.: Иностранная лит.,1956.-735с.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие.- М.: Высшее образование,2008.-335с. - (Основы наук)

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: учебник для ВУЗов. - М.: ПЕР СЭ,2002.-464с. - (Современное образование)

."100 человек, которые изменили ход истории" еженедельное издание, выпуск №9,2008

История биологии с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] http://www.biolhistory.ru/

Историческая физика. Леонардо да Винчи [Электронный ресурс] http://www.abitura.com/

Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/

Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века).

Литература, искусство, архитектура, Романский стиль. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль. В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннее христианского искусства. Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии

Весьма важный элемент устного творчества - саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания). К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ. Про-романская и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. 2. Культура классического Средневековья(12-15век).

Литература, искусство, архитектура, Готический стиль . В период с 12 по15 в., когда развиваются города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и начинаются крестовые походы, при дворах крупных феодалов развивается более пышная и утонченная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству; торжественно обставляются их воинские состязания - турниры. Здесь возникает новая, рыцарская или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Рыцарская лирика выражает любовь рыцаря к даме; рыцарский роман, вытесняющий теперь героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины или сюзерена, а во славу дамы. Ради завоевания ее любви рыцари претерпевают в романах всевозможные, нередко фантастические приключения. Куртуазная литература, рассчитанная на вкусы класса феодалов, в значительной своей части отличается искусственностью, надуманностью. Однако в ней есть прогрессивное начало: утверждение любви, расшатывавшее церковную аскетическую идеологию. В куртуазную литературу проникают некоторые темы и образы из народной поэзии. Так, на основе народной сказки был создан поэтический роман о Изольде, по ошибке выпивших вместе любовный напиток, который связал их до самой смерти великой, непреодолимой любовью. На протяжении всего средневековья продолжается литературное творчество и в самых широких слоях эксплуатируемого народа. До нас дошли народные песни, в которых выразились протест народа, его чувства и чаяния в эпоху феодальной эксплуатации, нищеты и разорительных войн. Особенно острым боевым содержанием отличаются народные песни тех стран, где происходили большие крестьянские движения, как, например, в Англии 12-15 вв. на почве быстрого разорения крестьянства; здесь сохранилось обширное песенное наследие. Примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. В его честь в шотландских горных селениях до настоящего времени ежегодно справляется праздник с массовым гуляньем и играми. Баллады рисуют Робин Гуда вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он защитник бедных, гроза власть имущих - богатых феодалов, монахов. Ряд баллад повествует о его борьбе с шерифом (высшим местным властителем) города Нотингема, из рук которого он неоднократно спасает своих осужденных на смерть товарищей. Образ Робин Гуда - борца против феодалов - столь же ярко героизирован, как и образы воинов в эпосе. Робин Гуд обладает почти сказочной ловкостью стрелка, силой и отвагой. На зов его рожка послушно является на конях могучая и преданная ему дружина, во главе с его ближайшим другом джоном Маленьким. Наперекор церковной проповеди аскетизма Робин Гуд показан щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни. На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения, как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации. Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным. Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др. Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.). Средневековой цивилизации. Церковь заботилВ XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция). 3.Христианская церковь в Средневековой Европе. Средние века в Европе определялись христианской культурой. Церковь стремилась общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие. В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекала под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее. В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями.Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти средства стали использовать для усиления папской казны. Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества. Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости. Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении ась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, “была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия ”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были многочисленные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор. Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать.

В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству. Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность. Античность ценила наиболее абстрактные, всеобщие формы умственной деятельности: философию, математику, музыку, политику. Она не ценила, или ценила, но меньше, конкретные виды умственной деятельности - например, секретарское дело, бухгалтерское, труд надсмотрщиков, приказчиков и т. п. Но не ценился и труд скульпторов, так как античность рассматривала деятельность скульптора как физический труд, схожий с трудом каменотёса.

Варварская культура, лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлением классов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. При "плутократическом" типе частная собственность утверждается за счёт накопления богатства в личном труде. Приватизация приводит к появлению излишней рабочей силы в аграрном производстве, возникновению "деклассированных" элементов. Они объединяются в "дружины" и занимаются грабежом. Поэтому утверждается своеобразное отношение к труду, для верхушки варварского общества труд - недостойное занятие для благородного и свободного. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Для античности - это период, воспетый Гомером в "Илиаде" и "Одиссее". Для Средневековья - это "Беовульф" (VIII в.), ирландский эпос "Изгнание сыновей Уснеха", саги "Старшая Эдда" ("Прорицание вёльвы", "Речи Высокого") и др. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных. Тацит так описывает ценности германских племён: "гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлению, потом добывать то, что может быть приобретено кровью - леность и малодушие"

Необходимо было утвердить новые ценности для того, чтобы общество могло существовать и развиваться. И эту задачу стало решать христианство. В христианской теологии - труд необходим. Он освещается библейской историей как наказание за грехи. Труд - проклятие бога: "И будешь в поте лица своего добывать хлеб свой насущный", - свидетельствует Библия. Труд - неизбежность в этой жизни, на этой земле. За прилежный труд верующего ждёт на том свете воздаяние, спасение для жизни вечной. Уже апостол Павел утверждал: "Не трудящийся - да не ест".

Но труд - труду рознь. Поскольку Средневековье утверждает иерархию собственности, оно утверждает иерархию культуры и её ценностей. В труде также есть иерархия его различных видов. На первом месте стоит труд аграрный, а не ремесленный, промышленный.

Таким образом, Средневековье противопоставляет культуры - аграрную и индустриальную, праведную (то есть религиозную, соответствующую христианским догматам) и "неправедную", куда относится и артистическая, поэтическая деятельность.

Разделение общества на два класса - господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, - приводит к разделению культур. Первую известный историк культуры А. Я. Гуревич назвал культурой "господствующего меньшинства", вторую - "культурой безмолвствующего большинства". Соответственно, в глазах господствующего класса ценилась "своя" культура. И ценность людей определялась их статусом, а последний - владением землей.

Было бы упрощением считать, что Средневековье из-за своего консерватизма и традиционализма ничего не создало, не изобрело, не придумало. Одним из первых, кто пересмотрел взгляды на Средневековье как на перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетием "варварства", был А. Тюрго. Он отметил, что в Средневековье на фоне упадка наук и порчи вкуса механические искусства под влиянием потребностей людей совершенствовались во всех областях: "Какая масса изобретений, не известных древним и обязанных своим появлением варварской эпохе! Ноты, векселя, бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговый обмен и т. д. и т. п.".

Для раннего Средневековья характерно творчество монахов - писателей, поэтов, учёных.

Достижения и ценности культуры Средневековья Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать. В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству.

    Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность.

    Варварская культура, лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлением классов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных.

Наиболее значимые достижения Средневековья:

1) Создание более совершенных упряжек для тяговых животных в виде жесткого хомута. Это нововведение способствовало повышению эффективности пахотных работ.

2) Применение колесного плуга, который опирался на колесную пару, обеспечивая более глубокую вспашку.

3) Широкое применение ветряных и водных двигателей в качестве источников энергии (ветряные мельницы – с 12 в., водяные – с 9 в.).

Все эти технические нововведения способствовали расширению пахотных земель, культурных насаждений, увеличению численности населения, возникновению горных поселений. Центром научно-технических достижений были монастыри. Сохранилась книга немецкого монаха Теофила «О различных искусствах» (1123), в которой он описывает десятки ремесел: изготовление стекла, отливку колоколов, создание органных труб и т.д.

В то же время в Европе продолжалось освоение технических достижений Востока и их усовершенствование:

1) более широко стал использоваться порох, началось его массовое производство, а также массовое изготовление различных видов огнестрельного оружия;

2) в связи с изобретением книгопечатания (1440 – появление первой книги), заслуга создания которого принадлежит Иоганну Гуттенбергу, быстро росло производство бумаги.

Наиболее динамично развивающейся областью стало производство строительной техники.

В архитектуре в XI в. утверждается готический стиль, одним из ярких проявлений которого стал собор Парижской Богоматери. Строительство собора началось в 1163 г. и продолжалось около 200 лет; Кельнский собор строился 600 лет.

Кроме религиозных сооружений началось строительство сооружений гражданского типа (рынков, зданий городских управлений). Появились первые научные труды по архитектуре (Леон Баттиста Альберти создал фундаментальный труд – «Десять книг о зодчестве», ставший своего рода энциклопедией средневековой архитектуры).

Особое место в культуре Средневековья занимали алхимия и астрология. Эти дисциплины представляли собой синтез религиозной мистики и экспериментальной науки. Алхимики утверждали, что главная задача их профессии – поиск первопричины мира, первопричины материи, которые якобы первоначально заложены Богом, здесь алхимия соприкасалась с религией. Однако для обнаружения этих первоначал алхимики проводили эксперименты, что сближало их с фундаментальной наукой, делая из них настоящих ученых, что противопоставляло их церкви. Одним из таких алхимиков стал монах Роджер Бэкон (XII в.). Он писал: «Экспериментальная наука не получает истину из каких-то высших наук, именно экспериментальная наука – главнее всех, а другие науки – ее служанки». Его трезвый ум помог ему опередить свое время и высказать предположение о создании самолетов, автомобилей, подводных лодок.

Столь же причудливым сочетанием истины и заблуждения была астрология. Ее сильной стороной является идея о том, что существует тесная связь между космосом и жизнью людей. Ответом на вопрос, в чем состоит это влияние, не было и нет, хотя попытки предпринимались.

С точки зрения развития науки и техники Средневековье было ярким и насыщенным периодом, характеризующееся взаимодействиями различных научных и религиозных концессий, что является также поучительным и для нашего времени.

Эпоха Возрождения.

Самостоятельное изучение.

РАЗДЕЛ IV. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ МИР ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианская церковь сыграла важную роль в истории Средних веков. В период Великого переселения народов возросло число верующих, церковь сохранила единство христиан. Возникновение государства римских пап укрепило их авторитет и политическое влияние в Западной Европе, но вызвало недовольство патриархов восточной христианской церкви. Противоречия между римскими папами и константинопольскими патриархами привели к первому расколу (схизме) христианства в 1054 г.

Христианская церковь существенно повлияла на развитие культуры.

С появлением и укреплением городов в странах Западной Европы повсеместно начали возникать школы и университеты. Они стали надежной основой для дальнейшего развития культуры, науки и образования. технические открытия и усовершенствования решительно входили в жизнь городов и сел. Среди жителей городов формировались интеллигенция — люди, зарабатывавшие на жизнь своим умом и знаниями. Они были горячими сторонниками идей гуманизма и Возрождения — новых направлений культуры Европы, которые ознаменовали начало Нового времени.

§ 21. Научные и технические достижения Средневековья. Книгопечатание

Средние века иногда называют «темными» и «невежественными». Считается, что в это время развитие науки и техники будто замерло. Мы попробуем доказать ошибочность подобных утверждений.

Повторите: § 4, 13.

Техника и транспорт.

В развитии техники средневековая Европа долгое время отставала от стран Востока. Орудия труда, технические приспособления, навыки работы оставались прежними. Правда, крестьяне изобрели хомут, позволивший использовать для вспашки поля лошадей, которые были выносливее быков. Плуг, лопата, грабли и другие инструменты с железными деталями передавались по наследству. Монахи должны были заботиться о железных орудиях труда, принадлежавших монастырю. Аббат старался доверять их лишь тем монахам, «образ жизни и руки которых обеспечат им сохранность». Ученый монах в своем трактате утверждал: «Во многом железо более полезно для человека, нежели золото, хотя алчные души жаждут золота больше, чем железа».

Важнейшим двигателем в Средние века оставалось водяное колесо, которое в основном использовали как мельницу. Водяное колесо, изобретенное еще в Римской империи, в Средние века широко применялось в большинстве стран Европы. Например, в Англии во время переписи населения 1086 г. в «Книге Страшного суда» упоминаются 5624 мельницы. В некоторых случаях водяное колесо не просто опускали в реку или ручей, а направляли воду по желобу, чтобы она попадала на лопасти колеса (это делало ее работу более эффективной). В XI в. европейцы позаимствовали у арабов Испании ветряные мельницы.

Заметные технические изобретения были сделаны также в строительстве, где использовали подъемные механизмы и различные устройства, необходимые для возведения соборов и дворцов.

Транспортные средства по сравнению с античными временами практически не изменились. На узких и неровных средневековых улочках преобладал вьючный транспорт (люди-носильщики, вьючные животные — ослы, мулы, лошади). Там, где были дороги, использовались также различные повозки и телеги, постоянно нуждавшиеся в ремонте. Сухопутное путешествие было долгим и опасным. На дорогах людей часто подстерегали разбойники.

Рис. 1. Колесный транспорт Средневековья

? С какой целью использовали транспорт?

Рис. 2. Средневековый морской корабль

Основную часть грузов перевозили по рекам и морям. Европейцы научились строить простые и надежные гребные и парусные суда. Средневековые корабли не отдалялись от берегов и не выходили далеко в открытое море. Точных карт тогда не было, мореплаватели ориентировались по Солнцу и звездам. Зимой многие реки превращались в ледяные пути, по которым передвигались санные караваны.

Технические усовершенствования и транспорт обеспечивали постепенное развитие средневекового общества Западной Европы.

2. Технические устройства в военном деле.

В Средние века военное дело и защита государства находились в полном подчинении феодалов. Рыцари старались надежно защитить свое тело в бою. Поэтому постоянно совершенствовались защитные доспехи (кольчуги), а также оружие, способное поразить неприятеля. Начиная с XI в. в Европе начали использовать механические луки — арбалеты. Удачно пущенная из арбалета стрела пробивала металлический шлем или доспехи на расстоянии 150 шагов. В XV в. арбалеты метали стрелы с тяжелыми стальными наконечниками до 350 метров. Византийцы считали западноевропейские арбалеты дьявольским оружием.

С появлением замков и каменных крепостей распространилось изготовление и использование сложных осадных машин, способных разрушить даже «неприступные» укрепления. Например, во время Крестовых походов рыцари с успехом использовали большие осадные башни, которые придвигали к стенам Антиохии, Иерусалима и других городов Ближнего Востока. Издавна в Европе использовали баллисты и катапульты, предназначенные для разрушения вражеских укреплений, прежде всего ворот. Вершиной достижений средневековой механики стала метательная машина требюше, способная бросать тяжелые камни (до 350 кг) на большие расстояния и разрушать стены крепостей или топить корабли врага.

Рис. 3. Средневековая катапульта. Современный рисунок

Рис. 4. Требюше у замка де Бо во Франции. Реконструкция

3. Начало научных исследований.

В Средние века наука развивалась медленно и незаметно. Долгое время в среде ученых людей преобладала схоластика. Ее сторонники утверждали, что знания, необходимые человеку, содержатся в Библии. Задача науки — с помощью логических рассуждений и знания Библии доказать истинность учения церкви. Опыты и эксперименты считались вредными, поскольку чувства человека легко ввести в заблуждение. Например, непревзойденный оратор и проповедник Бернар Клервоский в XII в. утверждал, что веру и окружающий мир познать разумом невозможно.

Первым проверить истинность утверждений отцов церкви попытался один из основателей Парижского университета Пьер Абеляр (1079—1142). Он вошел в историю как мыслитель и педагог, стремившийся доказать преимущество разума над слепой верой. Абеляр учил «не чтить, а читать священные книги». Он считал, что «бесполезно говорить, если нечем подкрепить свои слова. Никто не может верить в то, чего прежде не понял». Только в XIII—XIV вв. в Европе появляются первые труды, посвященные изучению движения небесных тел, механики и оптики.

Выдающийся английский натуралист Роджер Бэкон (1214— 1294), которого называли «удивительным доктором», был профессором богословия в Оксфордском университете и монахом-францисканцем. Он смело выступал против схоластики, был проповедником точных наук. Церковники обвинили Бэкона в ереси и приговорили к тюремному заключению.

Рис. 5. Статуя Роджера Бэкона в Оксфорде

Рис. 6. Иоганн Гутенберг

Рис. 7. Страница Библии, изданной И. Гутенбергом

В Средние века были сделаны первые шаги в развитии научных исследований окружающего мира, вышедших за пределы библейских постулатов.

4. Книгопечатание.

Дальнейшее распространение науки и знаний в XIV—XV вв. столкнулось с серьезными препятствиями. В Европе катастрофически не хватало книг. В жизни людей приобретение книги было важным и редким событием. Для изготовления книг использовали очень дорогой материал — пергамент (тонко выделанную телячью кожу). В монастырских библиотеках наиболее ценные экземпляры книг приковывали к полкам металлическими цепями.

Только в XI в. в Испании появилась относительно недорогая бумага, привезенная с арабского Востока.

Долгий путь в Европу

Еще в начале нашей эры в Китае изобрели способ изготовления бумаги. В VIII в. этим секретом овладели арабы. Более пяти столетий они обладали исключительным правом на продажу бумаги в Европе. В XII—XIV вв. бумагу научились делать в Испании, Италии, Франции, Германии. В связи с ростом числа школ и университетов и накоплением новых знаний в XIV в. изготовление бумаги в Европе приобретает небывалые масштабы.

Изобретателем книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг (1394—1468), выходец из немецкого города Майнца. Он хорошо знал естественные науки и богословие, в совершенстве владел латынью. Годом изобретения книгопечатания считается 1445 г. Суть изобретения состояла в том, что Гутенберг предложил использовать для набора текста отдельные металлические буквы (литеры), которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках. Литеры вручную покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке. В итоге получался оттиск страницы книги. На станке, созданном Гутенбергом, можно было изготовить 100 оттисков одного листа за час. Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтырь, изданные на латинском языке.

Во второй половине XV в. в Западной Европе появилась возможность издавать книги большими тиражами. Книгопечатание подготовило настоящий прорыв в науке, образовании и культуре в целом.

Вопросы и задания

1. Какие материалы использовали крестьяне для своих орудий труда? 2. Почему железные орудия высоко ценились в хозяйстве крестьян и монастырей? 3. Какие достижения в средневековой технике вы считаете наиболее важными? 4. Сравните современный и средневековый транспорт. 5. Почему мускульная сила животных и людей преобладала в хозяйстве? 6. В каких областях средневековой жизни и хозяйства люди достигли наибольших успехов в использовании машин и технических устройств? 7. Какие транспортные средства Средневековья используются в современной жизни? 8*. Как вы считаете, почему военная техника Средневековья заметно опережала гражданскую? 9. Сравните взгляды на науку Пьера Абеляра и Бернара Клервоского. Что их отличало? 10. В чем главное научное достижение Роджера Бэкона? 11*. Могло ли книгопечатание появиться в Европе в Х в.? Объясните свою точку зрения. 12*. Почему изобретение Иоганна Гутенберга считают революционным? Дайте развернутый ответ.