Слайд 2

С 16 по 18в. в странах Запада происходит постепенное разрушение традиционного общества

(вспомните черты традиционного общества)

Слайд 3

Черты традиционного общества

  • Господство: с/х,
  • Ручного труда,
  • Традиций;
  • Зависимость общества от природы;
  • Преобладание натурального хозяйства
  • Слайд 4

    Черты традиционного общества Востока

    • Господство с/х. Рыночные отношения слабо развиты.
    • Политическая и культурная жизнь строиться на основе традиций. Изменения происходят очень медленно.
    • Тип правления – ничем неограниченная и никем не контролируемая власть правителя.
    • Верховный собственник земли – государство.
  • Слайд 5

    Земля принадлежит государству

    Ни крестьянин, ни чиновник не были полновластными собственниками земли, не могли ни продать её, ни купить.

    Слайд 6

    Рассмотреть на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока

    (в учеб. стр.264-265)

    Слайд 7

    Государство контролирует хозяйственную жизнь

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Общество разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи

    Чит.сам.стр.265-266

    Слайд 10

    Япония

  • Слайд 11

    Придворные, священнослужители, врачи, учёные,неприкасаемые – в сословия не входили

    Слайд 12

    Групповая работа

    • 1гр. – воины-самураи (стр.267-268)
    • 2гр. – крестьяне (стр.268-269)
    • 3гр. – ремесленники и купцы (стр.269-270)
  • Слайд 13

    Города под контролем государства

  • Слайд 14

    Религия Востока

  • Слайд 15

    Слайд 16

    конфуцианство

    Китайское общество развивалось под влиянием учения Конфуция;

    Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремиться человеку, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой

    Слайд 17

    Конфуций учил:человеку должны быть присущи пять добродетелей –мудрость, гуманность, верность,

    почитание старших, мужество

    Слайд 18

    Государство Конфуций рассматривал, как большую семью, где младший должен повиноваться

    старшему, простолюдин – знатному.Старший в государстве – государь – сын Неба. Никто ни при каких обстоятельствах не должен восставать против государя.

    Слайд 19

    Каждый должен понимать своё положение в обществе, предопределённое Небом

    Слайд 20

    Учение Конфуция превратилось в религию, т.к. оно привлекало своей практичностью. Казалось, что

    на его основе можно создать идеальное общество.

    Слайд 21

    Буддизм -

    самое древнее религиозное учение, ставшее мировой религией, существующей и сегодня

    Слайд 22

    Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и

    Слайд 23

    Будда -

    «просветлённый высшим знанием»

    Слайд 24

    Согласно этому учению, вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя, печали, причины

    которых – неудовлетворённые земные желания.

    Слайд 25

    Но и после смерти страдания не прекращаются, т.к. душа не умирает, а перерождается снова и

    Урок № 23

    Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

    Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

    Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.

    Воспитывать интерес и уважение к истории других народов.

    Тип урока: Комбинированный урок

    Ход урока

    I . Организационный момент

    Приветствие. Подготовка к уроку.

    II . Проверка домашнего задания

    Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме

    «Международные отношения в XVI XVII веках»

    III . Мотивация учебной деятельности

    Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

    Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

    IV . Изучение нового материала

    Работа с понятием

    Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.

    Черты традиционного общества

    1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
    2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
    3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением

    Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество

    1. Кто владел землёй?

    2. Характерные черты крестьянской общины.

    3. Какие сословия занимали господствующее положение?

    4. Роль религии

    2.Право верховной власти на землю принадлежит государству

    3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

    (стр.276-277)

    Стр 277-278

    1.жрецы (брахманы), 2.учёные

    сановники, воины(кшатрии)

    3.купцы, землевладельцы

    крестьяне(вайшии), 4.слуги

    неприкасаемые

    Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.

    Буддизм

    (стр.283)

    (стр277)

    Стр 277-278

    1.император – «богдыхан»

    2.чиновники (мандарины)

    3. крестьяне

    4. ремесленники

    5. торговцы

    Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.

    Конфуцианство

    (стр.281-282

    1.Государство верховный собственник на землю.

    (стр.277)

    Стр 277-278

    1.воины – самураи

    2. крестьяне

    3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)

    Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.

    Синтоизм

    Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.

    1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

    ИНДИЯ (в таблице)

      Земля должна принадлежать государству

      Право верховной власти на землю принадлежит государству

      Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

    (заполняют самостоятельно стр.276-277)

      Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

      Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

      Земли никогда не передавались по наследству.

    КИТАЙ (таблице)

      Земля должна принадлежать государству

    (заполняют самостоятельно стр.277)

      Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

      Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

      Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

    ЯПОНИЯ (в таблице)

      Государство верховный собственник на землю.

    (заполняют сами стр.277)

      Основной земельный фонд в собственности князей

      Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.

      Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..

    Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.

    2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.

    1.Натуральное хозяйство (объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)

    2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)

    3.Круговая порука ( объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)

    4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

    5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.

    Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы

    ИНДИЯ

      Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.

      За пределами общины, общинники становились бесправными.

    КИТАЙ

      Деревня состояла из 100 дворов.

      Во главе общины стоял староста.

      Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.

      Община была самоуправляема.

      Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.

    ЯПОНИЯ

      Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

      Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

      Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

      В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

    Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.

    Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.

    Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.

    Религии Востока. (рассказ учителя)

    Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

    Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

    Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

    Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

    Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

    Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

    Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

    V . Закрепление Кроссворд

      Национальная одежда японцев?

      Моральный кодекс самураев?

      Кто такой богдыхан?

      Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?

      Чем изобилуют индийские блюда?

      Где впервые возник буддизм?

      Самая высокая гора в Японии?

    VI . Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»

    На уроке я узнал…

    На уроке я научился…

    Я понял…

    Домашнее задание : таблица, составить синквейн – Индия, Китай, Япония

    1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами факты, свидетельствующие о его разложении

    Одной чертой:

    Однако общая сумма наогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян...

    Двумя чертами:

    Министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей...

    Отец его, Ли Шоучжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером...

    То был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два...

    Он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом...

    2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиионного общества

    Запишите это предложение и письменно выполние задание

    Праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине

    Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте

    3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени и соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание

    Поразмышляйте, какими должны быть эти правила. Запишите их

    Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, срехурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье

    5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания

    1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите

    Так как учение является мудростью человеческой цивилизации, примером идеального построения общества и отноешний

    2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, акутальны в наши дни? Запишите соответствующие номера

    3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера

    6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задание

    1) Значение слова "бусидо"

    2) Важнейший принцип организации жизни в общине

    3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху

    4) Название переворота, связанного с именем Джона Кея, Джеймса Харгивса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта

    5) Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

    1) Заполните пропуски в предложении

    Это положение олицетворяли вырезанные из дерева три обезьянки на дверях храма. Одна из них закрывала лапами глаза , другая - уши , третья - рот

    2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

    В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания

    7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки

    1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т.д. - Да

    2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый - Нет

    3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли - Нет

    4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения - Нет

    5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма - Нет

    Исправленные варианты:

    2) скромный, тихий, смиренный

    3) само государство

    4) традиционное

    Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времениПлан:
    1. Земля принадлежит государству
    2.Деревенская община
    3. Государство регулирует хозяйственную жизнь
    4. Сословный строй
    5. Города под контролем государства
    6. Религии Востока – путь самосовершенствования
    Домашнее задание: пар. 28 , вопросы 1-4 стр.284
    По выбору:
    рассказы «Восточный город глазами европейского путешественника» или
    «Деревенская община на Востоке» (см. задание 1 стр. 284)
    Презентация «Религии Востока»

    Земля принадлежит государству

    1.
    2.
    Государство – верховный собственник земли
    Знать не имела больших земельных владений, чтобы не ослаблялась
    центральную власть
    3. Индия:
    А) наследственные земельные владения только у князей, которые в случае
    войны воевали на стороне правителя
    Б) знатный человек получал землю на 10 лет, за это платил налоги и
    содержал военные отряды, через 10 лет его перемещали на другой
    участок.
    4. Китай
    А) земли делились на 2 части: государственные (принадлежали императору и
    его приближённым) и «народные» (частные)
    Б) большинство казённых земель отдавалось в «вечное держание»
    крестьянам, за это они обрабатывали землю и платили налоги
    В) запрет на продажу земли
    5. Япония
    А) основной земельный фонд в собственности князей
    Б) конфискация и перераспределение земель самураев с целью укрепления
    центральной власти

    2.Деревенская община

    1) Самостоятельность в вопросах самоуправления
    2) Сохранение традиций и религиозных установлений
    3) Индия:
    А) Общинники формально свободные люди
    Б) Все должности и обязанности общинников передавались
    по наследству (в случае перехода в другую общину
    крестьянин становился бесправным)
    В) Использовалась для облегчения сбора налогов
    4) Китай
    А) Община -100 дворов во главе со старостой, делилась на 10
    групп (во главе десятский)
    Б) староста и десятские несли ответственность за сбор
    налогов и выполнение повинностей
    В) круговая порука при сборе налога

    Государство регулирует хозяйственную жизнь

    1. Центральная власть устанавливала цены на
    важнейшие товары
    2. Монополия на соль, производство чая
    3. Казённые лавки конкурировали с
    купеческими
    4. Запрет на заморскую торговлю
    5. Государственные закупки и заказы по ценам
    ниже рыночных
    6. Увеличены налоги с купцов и ремсленников

    Сословный строй

    1. Строго соблюдались правила жизни всех
    сословий
    2. Часто сословная принадлежность не
    соответствовала имущественному положению
    3. Япония
    А) деление на 4 сословия (воины (самураи),
    крестьяне, ремесленники и купцы)
    Б) В сословия не входили: придворные,
    священники, врачи, учёные, парии
    (неприкасаемые, выполняли самую грязную
    работу)

    Самураи

    Бусидо – кодекс чести самураев, окончательно оформился в XVII
    веке:
    А)распределялись на ранги, вели суровый образ жизни
    Б) довольствоваться малым
    В) заниматься только военным делом
    Г) быть готовым умереть за своего господина
    (в т.ч. харакири)
    Д) культ меча
    Е) школы (фехтование на мечах, стрельба из лука, дзюдо,
    верховая езда)
    Ж) высшие самураи в свободное время кроме военной
    подготовки занимались составлением букетов и участвовали
    в чайной церемонии

    Разложение сословного строя:

    1) Часть самураев отказались от своих
    обязанностей и лишились средств к
    существованию. Они преподавали учение
    Конфуция, становились учителями или
    писателями, а также были охранниками у
    купцов
    2) Часть самураев предпочитали нищенствовать,
    но не опускаться до «презренных занятий»
    3) Были и такие, которые создавали банды и
    терроризировали путников на дорогах

    Города под контролем государства

    1) в городах развивались ремесло и торговля
    2) Города не добились самостоятельности, но
    наблюдался рост городов (к 1500 г в
    Пекине уже свыше 1 млн. жителей)
    3) В Китае каждый житель был приписан к
    своей улице и кварталу и должен был 2
    раза в месяц проходить проверку.
    Поощрялось доносительство на соседей

    Религии Востока –путь самосовершенствования

    Для восточных обществ характерна
    веротерпимость.
    Китай: конфуцианство и буддизм
    Индия: индуизм и буддизм
    Япония: синтоизм и буддизм
    Люди Востока были убеждены в том, что для
    главное для человека – встать на путь
    самосовершенствования и обрести
    внутреннюю гармонию.

    Китай: Конфуцианство
    Конфуций 551-479 гг. до н.э.
    5 добродетелей: мудрость, гуманность, верность,
    почитание старших и мужество
    Государство – большая семья, где
    младший(простолюдин) повинуется старшему.
    Власть несёт ответственность перед народом
    Государь (сын Неба) – отец и мать народа, никто
    недолжен восставать против власти государя
    Правитель государства должен жить умеренно и
    проявлять добродетель в управлении
    государством
    Положение в обществе предопределено Небом

    Буддизм – мировая религия

    Основатель: царевич Сиддхартка Гаутама (623-524 гг. до
    н.э.), Будда – «просветлённый высшим знанием»
    Жизнь человека непрерывный путь страданий, причина
    страданий – неудовлетворённые земные желания.
    После смерти страдания не прекращаются, т.к. душа
    не умирает, а перерождается.
    Если человек вёл неправедную жизнь, то в следующей
    жизни он родится либо представителем низшей
    касты, либо животным
    Путь к спасению в руках самого человека, через
    самосовершенствование.

    Синтоизм

    «Синто» - путь богов
    Древняя языческая религия, вера в злых и
    добрых духов, которых пытаются
    умилостивить через обряды
    Главное божество – богиня Солнца
    Аматэрасу, от которой якобы произошли
    японские императоры
    Синтоизм использовался для укрепления
    власти императора, который с VII века был
    верховным жрецом

    Государства Востока. Начало европейской колонизации.

    1. Империя Великих Моголов в Индии
    2. Борьба Португалии, Франции и Англии за
    Индию.
    3. Китай в XVI-XVIII вв.
    4. Япония в XVI-XVIII вв.
    .

    Вывод:

    В эпоху империи Великих Моголов была
    сделана попытка укрепить государство и
    устранить внутренние противоречия
    (реформы: государственного управления,
    налоговая, религиозная). Но бесконечные
    завоевательные войны, религиозные и
    национальные различия, стремление к
    сохранению традиций ослабили империю.
    Она вернулась к состоянию раздробленности,
    что позволило европейцам успешно вести
    колониальные захваты.