5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображен­ного на рисунке?

6. В каком случае причиной нагревания является работа элек­трического тока

1) нагревание двигателя внутреннего сгорания при его работе

2) обогрев заднего стекла автомобиля

3) нагревание шин при движении автомобиля

4) нагревание ложки, опущенной в кипяток

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели (см. рис.)?

8. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответ­ствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр

ЧАСТЬ С 11. Решите задачу

Три электрические спирали соединены последовательно и включе­ны в сеть с напряжением 220 В. Сопротивления первых двух спиралей равны соответственно 50 Ом и 10 Ом, а напряжение на их концах рав­но 120 В. Рассчитайте силу тока в каждой спирали и сопротивление третьей спирали.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТ 3

1.Электрический ток в нихромовой (сплав никеля и хрома) про­воднике представляет собой направленное движение...

1) только ионов никеля

2) только ионов хрома

3) ионов никеля и хрома

4) электронов

2. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, вольтметр, резистор, ключ и источник тока. На схеме вольтметр и резистор обозначены соответственно буквами

1)А и Б 2) Б и В 3) А и В 4) Г и Б

3. Два проводника сделаны из меди и имеют одинаковые длины. Площадь поперечного сечения первого проводника в два раза больше, чем второго. Как соотносятся сопротивления этих проводников?

3) сопротивления одинаковы

4) ответ неоднозначный

4.Два резистора включены в цепь параллельно, R1 = 5 Ом, R2 = 10 Ом. Выберите правильное утверждение.

2) сила тока в первом резисторе вдвое меньше, чем во втором резисторе

5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 1 Ом, R2 = 10 Ом, R 3 = 10 Ом, R4 = 5 Ом?

1) 9 Ом

3) намыленными руками

4) руками в резиновых перчатках

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели (см. рис.)?

1)А и Б 2) А и В 3) Б и В 4) Б и Г


9. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

10. Каждая строка таблицы описывает физические параметры одной электрической цепи. Определите недостающие значения в та­блице. Ответы запишите в порядке их указанного места в таблице.

ЧАСТЬ С 11. Решите задачу.

Три проводника сопротивлениями 12 Ом, 12 Ом и 6 Ом соедине­ны параллельно. Определить силу тока в первом проводнике, если в неразветвленной части цепи сила тока равна 0,2 А.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТ 4

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

1.Электрический ток течет в цепи, состоящей из источника тока, лампочки, ключа. При этом под действием электрического поля свободные электроны движутся...

1) одновременно по всей цепи в одном направлении и, проходя нить накала лампы, передают ей свою кинетическую энергию

2) от разных полюсов источника тока навстречу друг другу и, сталкиваясь в нити накала лампы, передают ей свою кинетиче­скую энергию

3) от отрицательного полюса источника тока к нити накала лампы и покидают ее вместе со светом

4) от отрицательного полюса источника тока к лампе, раска­ляют ее нить накала, останавливаясь в ней

2. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, два вольтметра, резистор, ключ, лампочку и источник тока. На схеме вольтметр, измеряющий напряжение на лампочке обозначен буквой

1)A 2) Б 3)В 4) Г

3. Длина первого проводника в два раза больше, чем второго. Как соотносятся сопротивления этих проводников?

1) сопротивление первого проводника больше, чем второго

2) сопротивление второго проводника больше, чем первого

3) сопротивления одинаковы

4) ответ неоднозначный

4. Два резистора включены в цепь последовательно. R1 = 20 Ом, R2 = 40 Ом. Выберите правильное утверждение.

1) общее сопротивление резисторов меньше 20 Ом

2) сила тока во втором резисторе вдвое меньше, чем в первом

3) сила тока в обоих резисторах одинакова

5. Каково общее сопротивление участка цепи, представленного на рисунке?

1)6 Ом 2) 2,5 Ом 3)3 Ом 4) 1,5 Ом

6. В комнате в розетку электрической сети включены лампа, утюг и магнитола. Как соединены эти приборы

1) все последовательно

2) все параллельны

3) лампа и утюг последовательно, магнитола параллельно

4) лампа и магнитола параллельно, утюг последовательно

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от его длины. Какую из указанных пар стержней можно использо­вать для этой цели (см. рис.)?

1) А и Б 2) А и В 3) Б и В 4)Б и Г

ЧАСТЬ В

8. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответ­ствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трех цифр

9. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

10. Каждая строка таблицы описывает физические параметры одной электрической цепи. Определите недостающие значения в та­блице. Ответы запишите в порядке их указанного места в таблице.

При выполнении заданий ч. 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А25 ) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

А1. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости тела от времени. График зависимости от времени проекции ускорения этого тела a x в интервале времени от 10 до 15 с совпадает с графиком:

А2. Земля притягивает к себе подброшенный мяч c силой 5 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?

1) 50 Н; 2) 5 Н; 3) 0,5 Н; 4) 0,05 Н.

А3. Деревянный брусок массой m , площади граней которого соотносятся как S 1: S 2: S 3 = 1: 2: 3, скользит равномерно и прямолинейно по горизонтальной шероховатой опоре, соприкасаясь с ней гранью площадью S 1 , под действием горизонтальной силы. Какова величина этой силы, если коэффициент трения бруска об опору равен µ?

А4. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы величиной 2 Н за 3 с импульс тела увеличился и стал равен 15 кг · м/с. Первоначальный импульс тела равен:

1) 9 кг · м/с; 2) 10 кг · м/с; 3) 12 кг · м/с; 4) 13 кг · м/с.

А5. Камень массой 1 кг брошен вертикально вверх. В начальный момент его кинетическая энергия равна 200 Дж. На какую максимальную высоту поднимется камень? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1) 10 м; 2) 200 м; 3) 20 м; 4) 2 м.

А6. Колебательное движение тела задано уравнением х = a sin(bt + π/2), где a = 5 см, b = 3 с –1 . Чему равна амплитуда колебаний?

1) 3 см; 2) 5 см; 3) π/2 см; 4) 5π/2 см.

А7. К системе из кубика массой 1 кг и двух пружин приложена постоянная горизонтальная сила F (см. рисунок). Между кубиком и опорой трения нет. Система покоится. Жёсткость первой пружины k 1 = 300 Н/м. Жёсткость второй пружины k 2 = 600 Н/м. Удлинение первой пружины равно 2 см. Модуль силы F равен:

1) 6 Н; 2) 9 Н; 3) 12 Н; 4) 18 Н.

А8. Какое из утверждений справедливо для кристаллических тел?

1) Во время плавления температура кристалла изменяется.

2) В расположении атомов кристалла отсутствует порядок.

3) Атомы кристалла расположены упорядоченно.

4) Атомы свободно перемещаются в пределах кристалла.

А9. На рисунке показан цикл, осуществляемый с идеальным газом. Изобарному нагреванию соответствует участок:

1) АВ ;

2) ВС ;

А10. При каком процессе остаётся неизменной внутренняя энергия 1 моль идеального газа?

1) При изобарном сжатии;

2) при изохорном нагревании;

3) при адиабатном расширении;

4) при изотермическом расширении.

А11. В процессе эксперимента газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное 3 кДж. При этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 13 кДж. Следовательно, газ расширился, совершив работу:

1) 3 кДж; 2) 10 кДж; 3) 13 кДж; 4) 16 кДж.

А12. Из стеклянного сосуда стали выпускать сжатый воздух, одновременно охлаждая сосуд. При этом температура воздуха упала вдвое, а его давление уменьшилось в 3 раза. Масса воздуха в сосуде уменьшилась в:

1) 2 раза; 2) 3 раза; 3) 6 раз; 4) 1,5 раза.

А13. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, а один из зарядов уменьшили в 4 раза. Сила электрического взаимодействия между ними:

1) не изменилась; 2) уменьшилась в 4 раза;

3) увеличилась в 4 раза; 4) уменьшилась в 16 раз.

А14. На фотографии – электрическая цепь. Показания включённого в цепь амперметра даны в амперах.

Какое напряжение покажет идеальный вольтметр, если его подключить параллельно резистору 3 Ом?

1) 0,8 В; 2) 1,6 В; 3) 2,4 В; 4) 4,8 В.

А15. Прямолинейный проводник длиной L с током I помещён в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции В . Как изменится сила Ампера, действующая на проводник, если его длину увеличить в 2 раза, а силу тока в проводнике уменьшить в 4 раза?

1) Не изменится; 2) уменьшится в 4 раза;

3) увеличится в 2 раза; 4) уменьшится в 2 раза.

А16. Согласно теории Максвелла, заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме:

1) только при равномерном движении по прямой в инерциальной системе отсчёта (ИСО);

2) только при гармонических колебаниях в ИСО;

3) только при равномерном движении по окружности в ИСО;

4) при любом ускоренном движении в ИСО.

А17. Где находится изображение светящейся точки S (см. рисунок), создаваемое тонкой собирающей линзой c фокусным расстоянием F ?

1) в точке 1 ;

2) в точке 2 ;

3) в точке 3 ;

4) на бесконечно большом расстоянии от линзы.

А18. Сложение в пространстве когерентных волн, при котором образуется постоянное во времени пространственное распределение амплитуд результирующих колебаний, называется:

1) интерференцией; 2) поляризацией; 3) дисперсией; 4) преломлением.

А19. На рисунке приведён график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре с последовательно включёнными конденсатором и катушкой, индуктивность которой равна 0,2 Гн. Максимальное значение энергии электрического поля конденсатора равно:

1) 2,5 · 10 –6 Дж; 2) 5 · 10 –6 Дж;

3) 5 · 10 –4 Дж; 4) 10 –3 Дж.

А20. На рисунке представлен фрагмент Периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Под названием элемента приведены массовые числа его основных стабильных изотопов, нижний индекс около массового числа указывает (в процентах) на распространённость изотопа в природе.

Число протонов и число нейтронов в ядре самого распространённого изотопа бора соответственно равно:

1) 6 протонов, 5 нейтронов;

2) 10 протонов, 5 нейтронов;

3) 6 протонов, 11 нейтронов;

4) 5 протонов, 6 нейтронов.

А21. β-излучение представляет собой поток:

1) ядер гелия; 2) протонов; 3) фотонов; 4) электронов.

А22. Ядро изотопа тория претерпевает три последовательных α-распада. В результате получается ядро:

А23. В таблице приведены значения максимальной кинетической энергии E max фотоэлектронов при облучении фотокатода монохроматическим светом с длиной волны λ:

Чему равна работа выхода Авых фотоэлектронов с поверхности фотокатода?

1) 1/2E 0 ; 2) E 0 ; 3) 2E 0 ; 4) 3E 0 .

А24. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины. Какую пару маятников можно использовать для этой цели?

1) А, В или Г;

2) только Б;

3) только В;

4) только Г.

А25. На рисунке показаны результаты измерения давления постоянной массы разреженного газа при повышении его температуры. Погрешность измерения температуры ΔT = ± 10 К, давления Δp = ± 2 · 10 4 Па. Газ занимает сосуд объёмом 5 л. Чему равно число молей газа?

1) 0,2; 2) 0,4; 3) 1,0; 4) 2,0.

Инструкция по проверке и оценке работ ч. 1

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, то ставится – 0 баллов.

Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

Ответом к каждому из заданий В1–В2 будет некоторая последовательность цифр. Её надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания без пробелов и каких-либо символов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1. Одноатомный идеальный газ неизменной массы в изотермическом процессе совершает работу А > 0. Как меняются в этом процессе объём, давление и внутренняя энергия газа?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилось; 2) уменьшилось; 3) не изменилось. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

В2. Установите соответствие между физическими явлениями и приборами, в которых используются или наблюдаются эти явления.

Ответом к каждому заданию В3–В5 будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ (цифру, запятую, знак «минус») пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы физических величин писать не нужно.

В3. За 2 с прямолинейного движения с постоянным ускорением тело прошло 20 м, не меняя направления движения и уменьшив свою скорость в 3 раза. Чему равна начальная скорость тела на этом интервале?

В4. Идеальный одноатомный газ в количестве ν = 0,09 моль находится в равновесии в вертикальном цилиндре под поршнем массой m = 5 кг и площадью S = 25 см 2 . Трение между поршнем и стенками цилиндра отсутствует. Внешнее атмосферное давление р 0 = 10 5 Па. В результате нагревания газа поршень поднялся на высоту Δh = 4 см. На сколько увеличилась температура газа? Ответ в кельвинах округлите до целых.

В5. Две частицы, имеющие отношение зарядов q 1 /q 2 = 2 и отношение масс m 1 /m 2 = 4, влетели в однородное магнитное поле перпендикулярно его линиям индукции и движутся по окружностям с отношением радиусов R 1 /R 2 = 2. Определите отношение кинетических

энергий W 1 /W 2 этих частиц.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1!

Инструкция по проверке и оценке работ ч. 2

Задание считается выполненным верно, если в заданиях В1, В2 правильно указана последовательность цифр, в заданиях В3, В4, В5 – число.

За полный правильный ответ на задания В1, В2 ставится 2 балла, 1 балл – допущена одна ошибка; за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

За правильный ответ на задания В3, В4, В5 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Ответы: В1: 123; В2: 34; В3: 15; В4: 16; В5: 4.


Авторы-составители М.Ю.Демидова, В.А.Грибов и др. представили экзаменационный вариант 2009 г., модифицированный в соответствии с требованиями 2010 г. Инструкцию по выполнению работы и справочные данные, которые могут понадобиться, см. в № 3/2009 . – Ред.

1. Заряды обкладок плоского конденсатора, емкость которого С , равны q и – q . Какую из приведенных ниже величин можно определить по этим данным?

1) площадь обкладок

3) расстояние между обкладками

2. Для определения направления магнитной силы, действующей на точечный положительный заряд, движущийся со скоростью в однородном магнитном поле с индукцией, четыре ученика по-разному пытались применить правило левой руки. Результат изображен на рисунке. На каком из приведенных рисунков верно использовано это правило?

1) 2) 3) 4)

3. Исследована зависимость между напряжением и силой тока в резисторе (проводнике) и представлены результаты измерений в виде графика (см. рис.). Сопротивление резистора при увеличении напряжения

1) не изменялось

2) увеличивалось

3) уменьшалось

4) сначала увеличивалось, затем уменьшалось

4. Ученик изучает свойства плоского конденсатора. Какую пару конденсаторов (см. рисунок) он должен выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость ёмкости конденсатора от диэлектрической проницаемости ε вещества, заполняющего зазор между его обкладками? (1)

5

.
Ученик изучает свойства колебательного контура. Какие два контура он должен выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость периода электромагнитных колебаний в контуре от индуктивности катушки? (3)

6. При определении сопротивления резистора ученик измерил напряжение на нём: U = (3,0 ± 0,2) В. Сила тока через резистор измерялась настолько точно, что погрешностью можно пренебречь: I = 0,500 А. По результатам этих измерений можно сделать вывод, что сопротивление резистора, скорее всего,

1) R < 5,6 Ом 2) R = 6,0 Ом

3) 5,6 Ом ≤ R ≤ 6,4 Ом 4) R > 6,4 Ом

7. Была выдвинута гипотеза о том, что расстояние от линзы до создаваемого ею мнимого изображения предмета зависит от расстояния между линзой и предметом. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта (см. рисунок) нужно провести для такого исследования?

1) Б и В

8. Ученица предположила, что электрическое сопротивление отрезка металлического провода прямо пропорционально его длине. Для проверки этой гипотезы она измерила сопротивления R отрезков медных проводов разной длины L и результаты измерений отметила точками на координатной

плоскости {L , R }, как показано на рисунке. Погрешности измерения длины и сопротивления равнялись соответственно 5 см и 0,1 Ом. Какой вывод следует из результатов эксперимента?

1) Большинство результатов измерений подтверждает гипотезу, но при измерении сопротивления отрезков провода длиной 5 м и 6 м допущена грубая ошибка.

2) Погрешности измерений настолько велики, что не позволили проверить гипотезу.

3) Гипотеза не подтвердилась экспериментом и нуждается в уточнении.

4) С учётом погрешности измерений эксперимент подтвердил правильность гипотезы.

9. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?

Контрольная работа по физике для 8 класса по теме "Электрический ток" Работа составлена в формате ГИА.

Данная работа предназначена для внутришкольного аудита. В соответствии с типами заданий в работе выделяются три части.

Часть В содержит 2 задания на соответствие и 1 открытое задание с кратким ответом - расчёт сопротивления проводника по графику зависимости силы тока от напряжения.


«Электрический ток»

ВАРИАНТ 1

Выберите один верный ответ

1. Электрический ток в металлах - это..

    беспорядочное движение электронов

    беспорядочное движение ионов

    упорядоченное движение электронов

    упорядоченное движение ионов

    1. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, вольтметр, резистор, ключ и источник тока. На схеме амперметр и источник тока обозначены соответственно буквами



5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изобра­женного на рисунке, если R 1 = 1 О м, R 2 = 10 Ом, R 3 = 10 Ом, R 4 = 5 Ом?

1

)
9 Ом

2) 11 Ом

3) 16 Ом

4) 26 Ом

6. Опасность совмещения бритья электробритвой, работающей от электросети, с одновременным принятием ванны связана с тем, что...

            можно поранить распаренную кожу

            можно сжечь бритву, случайно намочив ее

            можно получить смертельный удар электрическим током

            вредная вибрация через воду передается на внутренние ор­ганы

7. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели (см. рис.)?


1) А и Б

              Б и Г

8. Если напряжение между концами проводника и его длину уменьшить в 2 раза, то сила тока, протекающего через проводник,

        уменьшится в 2 раза 3) увеличится в 2 раза

        не изменится 4) уменьшится в 4 раза

9. Определите напряжение между концами проводника, по которому течет ток силой 200 мА, если его сопротивление равно 20 Ом.

1) 4000 В 2) 100 В 3) 4 В 4) 0,4 В

10.

11.



ФИЗИЧЕСКАЯ

        12. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

ЧАСТЬ С

Решите задачи .

13. При силе тока 300 мА напряжение между концами спирали лампы накаливания равно 6,3 В. Найдите площадь поперечного сечения спирали лампы, если известно, что она сделана из вольфрамовой проволоки длиной 3 см. Удельное сопротивление вольфрама при температуре горения лампочки равно 0,1 мОм · м.

14. Участок электрической цепи содержит три проводника сопротив­лением 10 Ом, 20 Ом и 30 Ом, соединенных последовательно. Вы­числите силу тока в каждом проводнике и напряжение на концах этого участка, если напряжение на концах второго проводника равно 40 В.

ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

1. Электрический ток течет в цепи, состоящей из источника тока, лампочки, ключа. При этом под действием электрического поля свободные электроны движутся...

        одновременно по всей цепи в одном направлении и, проходя нить накала лампы, передают ей свою кинетическую энергию

        от разных полюсов источника тока навстречу друг другу и, сталкиваясь в нити накала лампы, передают ей свою кинетиче­скую энергию

        от отрицательного полюса источника тока к нити накала лампы и покидают ее вместе со светом

        от отрицательного полюса источника тока к лампе, раска­ляют ее нить накала, останавливаясь в ней

2. Ученик собрал электрическую цепь (см. рис.), включив в нее амперметр, два вольтметра, резистор, ключ, лампочку и источник тока. На схеме вольтметр, измеряющий напряжение на лампочке обозначен буквой

3. Два проводника сделаны из меди и имеют одинаковые дли­ны. Площадь поперечного сечения первого проводника в два раза больше, чем второго. Как соотносятся сопротивления этих прово­дников?

                    сопротивление первого проводника больше, чем второго

                    сопротивление второго проводника больше, чем первого

                    сопротивления одинаковы

                    ответ неоднозначный

4. Два резистора включены в цепь параллельно, R 1 = 5 Ом, R 2 = 10 Ом. Выберите правильное утверждение.

                    напряжение на втором резисторе вдвое больше, чем на первом

                    сила тока в первом резисторе вдвое меньше, чем во втором резисторе

                    сила тока в обоих резисторах одинакова

5

. Каково общее сопротивление участка цепи, представленного на рисунке?
R 1 = 1 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 10Ом, R 4 = 5 Ом

1) 9 Ом 2) 11 Ом 3) 16 Ом 4) 26 Ом

6. При ремонте домашней электропроводки безопаснее всего работать...

      сухими руками 2) влажными руками

3) намыленными руками 4) руками в резиновых перчатках

7

.
Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от его длины. Какую из указанных пар стержней можно использо­вать для этой цели (см. рис.)?

1) А и Б 2) А и В

3) Б и В 4) Б и Г

8 . Проводник сделан из алюминия, имеет длину 20 см и площадь поперечного сечения 0,2 мм 2 . Проводник включен в цепь постоян­ного тока напряжением 40 В. Как изменится сопротивление прово­дника, если напряжение на нем увеличить в два раза?

        увеличится в два раза 2) уменьшится в два раза 3) не изменится

4) может увеличиться, может уменьшиться

9. Определите напряжение между концами проводника, по которому течет ток силой 100 мА, если его сопротивление равно 50 Ом.

1) 5000 В 2) 2 В 3) 5 В 4) 0,5 В

ЧАСТЬ В

10. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответ­ствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр

11. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Используя график зависимости силы тока от напряжения на концах проводника, определите сопротивле­ние проводника.

0 1 2 3 4 U , B ЧАСТЬ С Решите задачи .

13. При силе тока 500 мА напряжение между концами спирали лампы накаливания равно 12,6 В. Найдите площадь поперечного сечения спирали лампы, если известно, что она сделана из вольфрамовой проволоки длиной 6 см. Удельное сопротивление вольфрама при температуре горения лампочки равно 0,1 мОм · м.

14. Три электрические спирали соединены последовательно и включе­ны в сеть с напряжением 220 В. Сопротивления первых двух спиралей равны соответственно 50 Ом и 10 Ом, а напряжение на их концах рав­но 120 В. Рассчитайте силу тока в каждой спирали и сопротивление третьей спирали.

Просмотр содержимого документа
«структура работы_электричество_8класс»

Работа по физике для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 класса по теме «Электрический ток»

Цель: Оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учеников 8 классов общеобразовательных учреждений с целью выявления качества их обученности по теме «Электрический ток».

Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике

Электричество

Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.

Структура работы

Данная работа предназначена для внутришкольного аудита. В соответствии с типами заданий в работе выделяются три части (см. таблицу 1).

Часть А состоит из 9 заданий с выбором ответа. К каждому из них дано несколько вариантов ответа, из которых правильный только один.

Часть В содержит 2 задания на соответствие и 1 открытое задание с кратким ответом – расчёт сопротивления проводника по графику зависимости силы тока от напряжения.

Часть С содержит 2 задания, по которому необходимо дать развернутый ответ.

Таблица 1

Распределение заданий по частям тестовой работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу

Тип заданий

Задания с выбо-ром ответа

Задания на соответствие и с кратким ответом

Задания с развёрнутым ответом

Распределение заданий тестовой работы по содержанию и проверяемым умениям

Количество заданий, проверяющих содержание отдельных разделов и тем содержания школьной физики, определяется с учетом значимости содержания и с учетом количества времени, отводимого на их изучение в школе (см. таблицу 2).

Таблица 2

Распределение подготовки заданий по проверяемым элементам

Элементы подготовки

Знания:

Единиц измерения в СИ физических величин

Формул для вычисления физических величин

определений

Обозначение приборов на схеме

Понимание:

Зависимости R

от ρ ,

от U

от l

А3 ,

А8 ,

Соединение проводников

Умения:

Решать задачи на применение полученных знаний

Самостоятельно получать численный ответ без предъявления решения задачи по графикам

Самостоятельно получать численный ответ с предъявлением расчёта

Распределение заданий тестовой работы по уровню сложности

В работе используются задания базового, повышенного уровней сложности.

Задания базового уровня проверяют овладение наиболее значимым содержанием тем, выделенных в минимумах, в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание основных фактов, основных причинно-следственных связей между физическими телами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется владение всем содержанием тем, выделенных в минимуме содержания, необходимым для обеспечения успешности продолжения физического образования и дальнейшей профессионализации в области физики.

Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу

Повышенный

Распределение заданий диагностической работы по видам деятельности.

В диагностической работе предусматривается проверка усвоение конкретных знаний и умений по четырем видам деятельности: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой ситуации, применение знаний и умений в новой ситуации (см. таблицу 2). Воспроизведение знаний подразумевает знание основных фактов, понятий, моделей, явлений, законов, теорий; умение называть границы применимости законов и теорий. Применение знаний в знакомой и изменённой ситуации подразумевает сформированность умений объяснять физические явления, анализировать процессы на качественном и расчетном уровне, иллюстрировать роль физики в разработке технических объектов.

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности

Проверяемые виды деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Воспроизведение знаний

Применение знаний и умений в знакомой ситуации

Применение знаний и умений в изменённой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Итого:

Обобщенный план диагностической работы по физике

Код требований

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Тип задания

Макс. балл за выполнение задания

Определение «Электрический ток»

Сборка электрической цепи.

Зависимость R от ρ

Законы соединение проводников

Сопротивление при смешанном соединении проводников

Применять физические знания к обеспечению безопасного обращения с электробытовыми приборами

Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и

выводы описанного опыта или наблюдения

Зависимость R от U и от l

Закон Ома

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в

Чтение графиков

Закон Ома

Законы соединения проводников

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

В зависимости от типа и трудности задания в тестовой работе оцениваются разным числом баллов.

Выполнение заданий Части А оценивается в 1 балл;

выполнение заданий Части В

В1- оценивается в 5 баллов,

В2 – 6 баллов;

выполнение задания Части С

С1- оценивается в 3 балла.

С2 – 4 баллла

Оценка

Количество баллов

8. Условия проведения теста

Учащиеся имеют право при ответе на вопросы использовать непрограммируемый калькулятор.

менения магнитного потока через поверхность, натянутую на этот контур».

50. Четвёртое уравнение . С учётом тока смещения Максвелл записалзакон полного тока следующим образом:

d l =∫ Hd l =i макро

I C,

где i макро − макро ток, вызванный перемещением свободных носителей заряда

под действием электрического поля, iC − ток смещения, некоторые свойства которого оговорены выше. Это уравнение показывает, что циркуляция вектора

напряжённости магнитного поля H по произвольному неподвижному контуруL , мысленно проведенному в электрическом поле, равна алгебраической сумме макро тока и тока смещения сквозь поверхность, причём

i макро= ∫ jdS ,

где j − плотность тока проводимости.

51. Дифференциальная форма уравнений представляет собой систему четырёх дифференциальных уравнений в частных производных

∂B

∂t

∂D

rotH = j

∂t

divD = ρ ;

divB = 0.

52. Уравнения Максвелла сыграли огромную роль не только в электродинамике, но и во всей современной физике. К окончанию ХIХ века уже было установлена непрерывность пространства, было ясно, что в каждой точке любая физическая величина имеет вполне определённое значение, причём переход от точки к точке носит непрерывный и плавный характер. Понятие эфира постепенно вытеснялся прагматичным понятием поля.

53. Образом поля в различных отделах физики, в принципе, начали пользоваться со второй половины ХIХ века. Например, при объяснении явлений электрического и магнитного свойства. Настоятельная необходимость введения понятия поля появилась после того, как датский физик Ханс Кристиан Эрстед (1777 – 1851 гг.), можно сказать, случайно в 1820 г., поместил магнитную стрелку около проводника с током и обнаружил, к своему великому удивлению, что стрелка перестала реагировать на магнитное поле Земли, а «переключилась» на проводник.

54. В этом же году Ампер разработал теорию связи электричества и магнетизма, используя понятие поля. В 1840 г. Майкл Фарадей в своих лекциях говорит о попытках «открыть прямую связь между светом и электричеством».

55. Такую связь Фарадей установил, наблюдая на опыте вращение плоско-

сти поляризации в магнитном поле. Фарадей (1791 − 1867 гг.) на основе экспериментальных исследований сформулировал идеи поля как новой формы материи, введя понятие силовых линий.

56. Эстафету формирования законов электромагнитного поля продолжил Джеймс Клерк Максвелл, записав идеи Фарадея в виде записанных выше уравнений, которые были доведены до современной формы записи Герцем на основе векторного анализа Хевисайда.

57. Революционное значение уравнений Максвелла состояло в том, что они предсказывали существование электромагнитных волн, которые были об-

наружены опытным путём в 1888 г. Генрихом Герцем. Анализируя уравнения, Максвелл обнаружил, что взаимосвязанные изменения электрических и магнитных полей, в конечном счете, должны были приводить к появлению волны

в абсолютно пустом пространстве.

58. Эта идея была настолько нетрадиционна, что противников у неё было гораздо больше, нежели сторонников, как среди учёных академического толка, так и среди инженеров. Дело в том, что понятие волн в то время обязательно связывалось с наличием среды, в которой волны распространяются.

59. Житейские наблюдения говорили о том же: волны на поверхности жидкости, волны на полях, засеянных злаками, упругие волны в газах, жидкостях и твёрдых телах и т.д.

60. Когда же со средой возникали трудности и недоразумения её, как отмечено выше, заполняли разного рода эфирами, обладающими свойствами, необходимыми для существования данной теории. А волна в пустом пространстве, помимо всех прочих странностей, ещё и не должна затухать, тут явно попахивало нарушением законов сохранения в механическом их толковании.

61. Работая над своими уравнениями Максвелл не подозревал, что в Королевском научном обществе хранится с 1832 г. запечатанный конверт, который велено открыть и сделать достоянием общества через 106 лет (!?).

62. Текст послания, составленного загадочным Майклом Фарадеем и зачитанным только в 1938 г. потряс до возможного предела сдержанных английских учёных и их зарубежных коллег.

63. Фарадей завещал : « Я пришёл к заключению, что на распространение магнитного воздействия требуется время, которое, очевидно, окажется весьма незначительным. Я полагаю, что электромагнитная индукция распространяется точно таким же образом. Я полагаю, что распространение магнитных сил от магнитного полюса похоже на колебания взволнованной водной поверхности. По аналогии я считаю возможным применить теорию колебаний к распространению электромагнитной индукции. В настоящее время, насколько это мне известно, никто из учёных не имеет подобных взглядов».

64. Конверт был запечатан Майклом Фарадеем, когда Максвеллу был всего год от роду. Сейчас трудно представить себе причины, по которым Фарадей не опубликовал столь гениальную догадку.

65. Толи боязнь быть не понятым, а возможно осознание преждевременности своей идеи. Ясно одно, со сроками созревания научной мысли Фарадей явно просчитался. Потребовалось существенно менее 100 лет, чтобы удалось увидеть в электричестве и магнетизме объединяющее начало, и, как следствие этого, появление особого рода волн.

66. Несмотря на то, что постоянно упоминается Максвелл, приведенная нами форма записи уравнений принадлежит не ему. Практически все учебники повторяют уравнения, записанные Генрихом Герцем. Максвелл все свои теоретические взгляды на электромагнитные явления обобщил в виде системы из

двадцати уравнений , а Герц, в процессе их осмысления,воспользовавшись неопубликованными работами Оливера Хевисайда , нашёл способ свести теорию всего к четырём уравнениям.

67. С позиций профессионалов, формально, полученная система уравнений достаточно проста, однако в процессе её применения открывался всё больший и больший их внутренний смысл.

68. Генрих Герц, которому выпала историческая роль доказательства справедливости уравнений в одной из своих публикаций записал: «Нельзя изучать эту удивительную теорию, не испытывая по временам такого чувства, будто математические формулы живут собственной жизнью, обладают собственным разумом – кажется, что эти формулы умнее нас, умнее даже самого автора, как будто они дают нам больше, чем в своё время в них было заложено».

68. Работая в команде Гельмгольца, Герц имел все возможности проявить себя. К великому сожалению, судьба определила Герцу светлую голову и никудышнее здоровье. Он родился, как в прочем и многие гении (Ньютон, Кеплер, Декарт и др.) очень слабым. Врачи без оптимизма оценивали его дальнейшие перспективы пребывания на этом Свете. Болезни буквально преследовали Герца от самого рождения и до безвременной кончины в возрасте всего 37 лет.

68. Чтобы окончательно убедить себя в невозможности распространяться какой бы то ни было субстанции в пустоте, Гельмгольц поручает Генриху Герцу спланировать и провести серию экспериментов. Начинающему двадцатилетнему учёному с ещё не окрепшими научными взглядами и представлениями была поручена миссия экспериментального опровержения юного выскочки.

69. Авторитет Гельмгольца был настолько велик, что у Герца по началу и в мыслях даже не было объективно во всём разобраться. Однако, чем больше Герц ставил эксперименты, тем радикальнее опровергалась теория дальнодействия и находила подтверждение там, где совпадала с представлениями англичанина.

70. А признавать универсальность максвелловской теории ой как не хотелось. Во-первых, потому что теория родом из Англии, которая, как известно для немцев совсем даже не указ. Во-вторых, если признать правоту Максвелла, то нужно было, мягко говоря, переоценить значимость великих немецких электродинамиков, таких как Нейман, Вебер, сам Геймгольц и др.

71. Высказывание Герца о «самостоятельной жизни уравнений» начали подтверждаться сразу после первых попыток их применения. О самостоятельности уравнений говорили немногие учёные, в основном их поминали совсем недобрыми словами, ввиду непонимания многих, связанных с ними нюансов. Один из основных нюансов, который был особо неудобоварим авторитетами, был связан с наличием в уравнениях неких «загадочных констант» с неясным физическим смыслом.

72. Беспокойство классиков было оправданным. Дело в том, что появление

в уравнениях физики новых постоянных величин, как правило, носило револю- ционно-фундаментальный характер. Так произошло и на этот раз, константа оказалась более чем фундаментальной.

73. Выяснилось, что в уравнениях «зашифрована» скорость света, кото-

рая к моменту появления уравнений была уже измерена экспериментально. Дело в том, что комбинация достаточно хорошо известных постоянных величин, входящих в систему уравнений

2,99874109 108 м

ε0 μ

9 10− 12 12,56 10− 7

совпала с высокой степенью точности с измеренным значением скорости света. Совпадение было настолько разительным, что его трудно было отнести к случайному, если даже очень сильно захотеть.

74. До этого даже мысли ни у кого из учёных не возникало, что световые волны имеют какое-то отношение к электродинамике. Оптика, хоть и волновая,

никак не связывалась с электромагнитными забавами Максвелла Герца и Хевисайда.

75. Проведя анализ уравнений с позиций закона сохранения энергии, Максвелл пришёл к совершенно фантастическому по тем временам выводу. Урав-

нения не удовлетворяли закону сохранения энергии.

76. Процесс преобразования переменного электрического поля в магнитное поле должен сопровождаться образованием волн, которые и уносят часть энергии, первоначально запасённой в рассматриваемом контуре.

77. Мало того, по Максвеллу, для распространения этих волновых процессов совершенно не требовалась среда, они могли путешествовать в пустоте .

78. Сейчас можно только представить, как эта идея подействовала на учёный мир, полагавший, кстати, не без оснований, что распространения волны обязательно должно быть связано с теми или иными деформациями среды. В этом плане уравнения Максвелла были просто опасны для всего, что было написано по электродинамике до того, так как они не оставляли камня на камне в электродинамических замках, построенных многими поколениями талантливых учёных.

79. Но очевидно именно в этом и состоит суть прогресса, когда на смену, казалось бы, безупречным причёсанным временем теориям, приходят, кажущиеся по началу несуразными, новые воззрения и напористо занимают своё место под Солнцем. Так случилось и с системой уравнений Максвелла.

80. Максвелл, по остроумному выражению Роберта Милликена: «…Облек плебейски обнажённые представления Фарадея в аристократические одежды математики».

81. Два человека, следуя идеям и принципам Максвелла, после его смерти пытались разработать такую же всеобъемлющую теорию гравитационного по-

ля. Этими людьми были Хевисайд (1850 − 1920 гг.) и Эйнштейн (1979− 1955 гг.), они пытались объединить электромагнетизм и гравитацию в виде единой теории поля.

82. Как известно, Эйнштейну это не удалось. По отношению к загадочному

и малоизвестному широким массам Хевисайду такого, с полной уверенностью, сказать нельзя.

83. После его смерти в 1925 г. рукописи, посвящённые этой задаче, были таинственным образом похищены и не обнаружены до настоящего времени.

84. Но, в оставшихся неопубликованных рукописях, была найдена знаменитая формула E = mc 2 , которая была записана за 15 лет до Эйнштейна!?

Значит, размышлял-таки Хевисайд о возможности непосредственного преобразования массы в энергию, о взаимосвязи инертных и электромагнитных свойств Мира в материальном и полевом состоянии. Очень странная история, однако!

85. Из уравнений Максвелла − Герца− Хевисайда, в частности следовало, что всякая частица, движущаяся с ускорением должна излучать электромагнитные волны. Это обстоятельство, в частности, доставило много хлопот при создании первых моделей атомов. Дело в том, что планетарная модель атома Резерфорда представляла электроны, вращающиеся вокруг ядра по круговым орбитам. Любое вращательное движение является ускоренным, поэтому электроны должны были излучать электромагнитные волны, теряя при этом энер-гию, что в конце концов, должно было привести к падению электрона на ядро.

А15. Где находится изображение светящейся точки S, создаваемое тонкой собирающей линзой с фокусным расстоянием F?

А16. Пройдя некоторую оптическую систему, параллельный пучок света поворачивается ровно на 900 . Оптическая система представляет собой:

1. Собирающую линзу;

2. Рассеивающую линзу;

3. Плоское зеркало;

4. Матовую пластинку?

А17. Определить число протонов и нейтронов в самом распространённом изотопе бора 11 5 В .

1. Число протонов ядра рано его зарядовому числу Z: Np = Z= 5;

2. Число нейтронов определяется в виде разности массового и зарядового чисел:

Nn = A− Z= 11− 5= 6;

А18. β-излучение представляет собой поток:

1. Ядер гелия;

2. Протонов;

3. Фотонов;

4. Электронов?

1. Ядерная реакция β -распада:

A ZX → Z+ A 1Y + − 0 1e;

А19. Ядро изотопа тория 224 90 Th претерпевает три последовательных α- распада. В результате получится ядро:

1. Полония 212 84 Ро;

2. Кюрия 246 86 Cm;

3. Платины 196 78 Pt;

4. Урана 236 92 U?

1. Ядерная реакция α -распада:

A X → A− 4Y + 4He;

Z− 2 2

следовательно, за три акта распада дочернее ядро будет иметь:

90− (2 3) = 84;

224− (4 3) = 212;

212Y ≡ 212Po;

А20. Необходимо экспериментально обнаружить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины. Какую пару маятников нужно использовать для этой цели?

1. Период колебаний пружинного маятника:

T = 2π m k ,

т.е. необходимо использовать маятники с одинаковой массой грузов и пружинами различной жёсткости, для этих целей подходит пара маятников В.

А21. Приведены результаты измерения давления постоянной массы разреженного газа при изменении температуры, которая измеряется с погрешностью T = ± 10K , давле-

ние измеряется с точностью p = ± 10 4 Па . Газ

занимает объём 5 л. Определить количество вещества.

В1. Брусок скользит по наклонной плоскости вниз без трения. Что происходит при этом с его скоростью, потенциальной энергией, силой реакции наклонной плоскости:

1. Увеличивается;

2. Уменьшается;

3. Не изменяется?

1. Скорость при спуске увеличивается т.к. происходит преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию:

mgh = mv 2 2 ; v= 2gh ;

2. Потенциальная энергия убывает т.к. уменьшается по мере спуска высота подъёма тела над горизонтом:

П = mgh;

3. Нормальная реакция связи при угле наклона плоскости α :

N = mgsinα ,

т.е. сила реакции наклонной плоскости в процессе спуска не изменяется.

В2. Одноатомный идеальный газ неизвестной массы в изотермическом процессе совершает работу A > 0. Как изменяются при этом объём, давление

и внутренняя энергия:

4. Увеличивается;

5. Уменьшается;

6. Не изменяется?

1. Уравнения работы, совершаемой при изотермическом процессе, позво-

ляют установить характер изменения давления и объёма газа:

pV = const;

A (T= const)= ν RT ln V 2 ; A (T= const)= ν RT ln

если A > 0, то V2 > V1 , p1 > p2 .

2. Изменение внутренней энергии:

ν R T; T= 0; U= 0;

Объём газа

Давление газа

Внутренняя энергия

В3. Как меняются массовое и зарядовое число ядра при β− распаде. Установить соответствие между физическими величинами и характером из

изменения.

1. Процесс β - распада описывается уравнением:

A X → AY + 0e;

−1

В4. Резистор сопротивление R подключён к источнику тока с внутренним сопротивлением r. Сила тока в цепи I. Чему равны ЭДС источника и напряжение на его клеммах?

Установить соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

1. Закон Ома для замкнутой цепи:

; ε =I (R +r ) = ε =U R +U r ;

Ur = Ir;

R + r

А22. К грузу, скреплённому с двумя пружинами,

приложена постоянная горизонтальная сила F . Трение отсутствует. Система покоится. Жёсткости пружин: k1 = 300 Н/м, k2 = 600 Н/м. Удлинение пер-

вой пружины l 1 = 3 см. Найти модуль действую-

щей силы.

1. В данном случае при растяжении или сжатии пружин на разные величины х1 и х2 , сила приложенная к концам пружин будет одинаковой, т.е. общая жёсткость пружин определится следующим образом

x = x1 + x2 , F= k1 l 1 , F= k2

l 2, x 1=

X2 =

F =k 1 l1 =k 2

l = 9H;

А23. Из стеклянного сосуда стали выпускать сжатый воздух, одновременно охлаждая сосуд. При этом температура воздуха упала вдвое, а его давление уменьшилось в 3 раза. Во сколько раз ζ уменьшилась масса воздуха в сосуде?

1. На основании уравнений состояния газа в сосуде:

pV =

p V =

А24. Задан график зависимости силы тока в LC-контуре от времени, индуктивность контура L = 0,2 Гн. Найти максимальное значение энергии электрического поля конденсатора.

1. Закон сохранения энергии идеального неизлучающего LC-контура:

W = W ;

≈ 5мА;

m ; i

0,2 (5 10− 3 ) 2

≈ 2,5 10

−6

А25. Приведены значения максимальной энергии фотоэлектронов при облучении фотокатода монохроматическим светом с длиной волны λ

Чему равна работа выхода фотоэлектронов с поверхности металла?

С1. Лёгкий электрически нейтральный цилиндр из алюминиевой фольги подвешен к штативу на тонкой диэлектрической нити. Что произойдёт с цилиндром, когда вблизи него окажется отрицательно заряженный шар. Длина нити не позволяет коснуться цилиндру поверхности шара.

1. При расположении вблизи заряженного шара произойдёт электризация через влияние за счёт индуцирования (наведения) электрического заряда полем.

2. Если к нейтральному проводнику, (в данном случае, к алюминиевому цилиндру) поднести заряженное тело (без прямого контакта) то свободные носители заряда нейтрального проводника придут под действием поля в движение и

в одном конце тела появится избыток электронов, а в другом их недостаток.

3. Носителями заряда в данном случае являются свободные электроны, способные перемещаться внутри цилиндра. В правой половине цилиндра будет иметь место избыток электронов, а слева их концентрация уменьшится, правая сторона цилиндра приобретёт положительный заряд.

4. Далее, в соответствии с законом Кулона цилиндр станет притягиваться к шару, нить отклонится от вертикали на некоторый угол. Со временем этот угол будет уменьшаться, за счёт потели заряда шаром и цилиндром вследствие контакта поверхности заряженных тел с мельчайшими капельками воды, всегда присутствующими в воздухе.

С2. Два шарика, массы которых отличаются в 3 раза, висят, соприкасаясь, на вертикальных нитях. Лёгкий шарик отклоняют на угол 900 и отпускают из состояния покоя. Каким будет отношение кинетических энергий тяжёлого и лёгкого шариков сразу после их абсолютно упругого удара?

1. Шарик массой m в начальном положении обладает исключительно потенциальной энергией, которая к моменту соударения полностью преобразуется в кинетическую энергию.

Пусть в этот момент времени скорость малого шара будет v.

2. Закон сохранения импульса позволяет определить скорость шаров сразу после упругого взаимодействия:

1. Уравнения внешнего фотоэффекта:

K 0 +A;

mv = (m+ 3m) u; u= mv

3. Кинетическая энергия шаров сразу после упругого столкновения:

K 1=

; K2 =

3mu2

С3. Одноатомный идеальный газ совершает циклический процесс, заданный графически в p − V координатах. За один цикл от нагревателя газ получает количество теплоты QH = 8 кДж. Чему равна работа газа за цикл, ели масса газа в ходе процесса не изменяется?