Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений, сферы потребительского рынка, крестьянских хозяйств, строительного производства.

Ответ

Можно выделить следующие статистические совокупности кредитных учреждений: по наличию собственного капитала, по объемам привлеченных ресурсов, по объемам валютных операций, по объемам предоставленных кредитов, по объемам банковских (депозитных) вкладов.

Статистические совокупности сферы потребительского рынка: по объемам розничной и оптовой торговли, по услугам населения, продовольственные и непродовольственные товары.

Статистические совокупности крестьянских хозяйств: по объемам сельскохозяйственных земель, по численности крестьянских хозяйств, по объемам имеющегося поголовья.

Статистические совокупности строительного производства: по объему выполненных строительно-монтажных работ; по введенной в действие общей площади жилых домов, в том числе за счёт жилищно-строительных кооперативов, средств населения, государственными предприятиями, арендными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями; введено в действие общеобразовательных школ, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений; водопроводов, канализации, газовых и тепловых сетей; по объёмам работ, выполненных по договорам строительного подряда.

Задание 2

Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

а) количество работников на фирме;

б) численный состав семьи:

в) родственные связи членов семьи;

г) пол и возраст человека?

Ответ

а) Каков общее количество работников на фирме? Какое количество работников относится к высшему руководящему состав? Каков стаж работников фирмы?;

б) Каков численный состав семьи? Какое число детей в семье?

в) Каковы родственные связи членов семьи? Сколько близких родственников проживает в семье?;

г) Каков ваш пол? Какой ваш возраст человека?

Задание 3

Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные)

млн. руб.


п/п

Сумма активов

Собственный капитал

Привлеченные ресурсы

Балансовая прибыль

Ссудная задолжен-ность

645,6

12,0

27,1

30,8

636,9

70,4

56,3

12,6

25,7

629,0

41,0

95,7

38,4

13,3

26,4

619,6

120,8

44,8

38,4

25,3

616,4

49,4

108,7

13,4

15,0

20,9

614,4

50,3

108,1

30,1

19,1

47,3

608,6

70,0

76,1

37,8

19,2

43,7

601,1

52,4

26,3

41,1

29,1

600,2

42,0

46,0

56,1

600,0

27,3

24,4

39,3

13,1

24,9

592,9

72,0

65,5

16,7

39,6

591,7

22,4

76,0

40,5

59,6

585,5

39,3

106,9

45,3

44,9

578,6

70,0

89,5

11,2

32,2

577,5

22,9

84,0

12,8

19,3

45,1

553,7

119,3

89,4

44,7

19,4

24,5

543,6

49,6

93,8

31,1

542,0

88,6

26,7

32,2

37,1

517,0

43,7

108,1

20,3

23,1

516,7

90,5

25,2

12,2

15,8

Постройте группировку коммерческих банков в целях выяснения взаимосвязи между показателями привлеченных ресурсов, объемом вложений в государственные ценные бумаги и ссудной задолженностью от результатов деятельности банков (показатель, выражающий результаты деятельности банков определите самостоятельно).

Решение

Сгруппируем заводы по балансовой прибыли, млн. руб. Определим размах вариации по формуле:

R = Х max – Х min = 44,7 – 8,1 = 36,6 млн. руб.

Количеством интервалов принимаем равным 5. Определим величину интервала

i = R/5 = 7,32 млн. руб.

Строим вспомогательную таблицу:

Балансовая прибыль

Привлеченные ресурсы

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Ссудная задолженность

I

8,1 – 15,42

8,1

9,5

13,4

9,3

8,6

8,4

12,8

8,8

12,2

27,1

56,3

108,7

46,0

65,5

89,5

84,0

93,8

25,2

3,5

12,6

15,0

5,2

16,7

11,2

19,3

5,7

30,8

25,7

20,9

56,1

39,6

32,2

45,1

31,1

15,8

II

15,42 – 22,74

20,3

108,1

23,1

III

22,74 – 30,06

IV

30,06 – 37,38

30,1

32,2

108,1

26,7

19,1

47,3

37,1

V

37,38 – 44,7

38,4

38,4

37,8

41,1

39,3

40,5

45,3

44,7

95,7

44,8

76,1

26,3

24,4

76,0

106,9

89,4

13,3

4,4

19,2

3,7

13,1

7,5

6,7

19,4

26,4

25,3

43,7

29,1

24,9

59,6

44,9

24,5

Группа банков по балансовой прибыли

Кол-во значений признака (частота)

Балансовая прибыль

Привлеченные ресурсы

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Ссудная задолженность

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

I

8,1 – 15,42

91,1

10,12

596,1

66,23

98,9

10,99

297,3

33,03

II

15,42 – 22,74

20,3

20,3

108,1

108,1

23,1

23,1

III

22,74 – 30,06

IV

30,06 – 37,38

62,3

31,15

134,8

67,4

26,9

13,45

84,4

42,2

V

37,38 – 44,7

325,5

40,69

539,6

67,45

87,3

43,65

278,4

34,8

Итого

499,2

24,96

1378,6

6,93

221,4

11,07

683,2

65,4

Таким образом, в представленной группировке банков по балансовой прибыли наибольшее число банков имеет минимальную величину балансовой прибыли – 9 банков и они образовали первую группировку от 8,1 до 15,42 млн. руб. В то же время они обладают наибольшей величиной привлеченных ресурсов – 596,1 млн. руб. Эти же банки обладают и наибольшей величиной объемов вложений в государственные ценные бумаги (в сумме 98,9 млн. руб.) и судной задолженности – 297,3 млн. руб. Во вторую группу (балансовая прибыль от 15,42 до 22,74 млн. руб.) попал всего 1 банк с балансовой прибылью 20,3 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 108,1 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги – 8,3 млн. руб., ссудной задолженностью 23,1 млн. руб. Третью группу банков (балансовая прибыль от 30,06 до 37,38 млн. руб.) образуют 2 банка с общей величиной балансовой прибылью 62,3 млн. руб., привлеченными ресурсами в сумме 134,8 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги 87,3 млн. руб., ссудной задолженностью 84,4 млн. руб. Пятую групп образует 8 банков с наибольшей величиной балансовой прибыли, общая величина которой составила 325,5 млн. руб., среднее значение 40,69 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 539,6 млн. руб., объемом государственных вложений 87,3 млн. руб., ссудной задолженности 278,4 млн. руб.

Задание 4

Разработайте макеты таблицы для характеристики:

Решение

а) населения РФ по полу и возрасту;

Возраст

Пол

Мужчины

Женщины

0 – 1 год

1 год – 10 лет

10 лет – 18 лет

18 лет – 25 лет

25 лет – 35 лет

35 лет – 50 лет

50 лет – 60 лет

60 лет – 70 лет

Старше 70 лет

б) наиболее ликвидных акций на внебиржевом рынке;

Группы компаний

Акции

Малоликвидные

Среднеликвидные

Высоколиквидные

Энергетические компании

Сырьевые компании

Финансовые группы

в) предприятий какой-либо отрасли;

Группа предприятий

Финансовые результаты

Товарооборот

Величина запасов готовой продукции

Численность работающих

Текстильные предприятия

Обувные фабрики

Трикотажные предприятяи

г) деятельности коммерческих банков;

Балансовая прибыль

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Кредитные ресурсы

Собственный капитал

До 100 млн. руб.

До 1 млрд. руб.

Более 1 млрд. руб.

д) деятельности страховых компаний России;

Таблица 2 Показатели деятельности страховых компаний по страхованию имущества предприятий от огневых и сопутствующих рисков в 2003 году.

Страховая компания

Взносы, собранные в 2003 году, тыс. руб.

Выплаты в 2003 г. , тыс. руб.

Число действующих договоров

Основные клиенты

АльфаСтрахование

ГУТА-Страхование

МАКС

Нефтеполис

Национальная Страховая Группа (НСГ)*

ПАРИ

Природа

Прогресс-Гарант*

РЕСО-Гарантия

РОСНО

Стандарт-Резерв

е) рынка государственных ценных бумаг.

Показатель

Года

2003

2004

2005

2006

2007

Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия): ГКО, ОФЗ

Объем размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ / трлн. руб

Объем выручки от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб.

Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб.

Задание 5

Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о числе крестьянских (фермерских) хозяйствах 1 января (в тыс.):

1993

1996

1999

2001

2002

182,8

280,1

270,2

261,7

265,5

Для построения квадратной диаграммы, применяемой при сравнительном анализе, следует извлечь квадратные корни из сравниваемых величин статистических показателей, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.

При построении круговой диаграммы значения показателей вначале делят на число π, т.е. 3,14, а затем из полученных величин извлекают квадратные корни и строят круги с радиусами, пропорциональными полученным результатам.

1993

1996

1999

2001

2002

13,52

16,74

16,43

16,18

16,29

7,62

9,44

9,27

9,13

9,19



Задание 6

Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованный машин за месяц.

Решение

Превышение плана на 10,6% дало сверхплановый выпуск автомобилей в количестве 5576 автомобилей, т.е. плановый выпуск автомобилей составит

Х = (5576 *100%)/10,6% = 52604 автомобилей.

Таким образом, в мае было выпущено всего с учетом сверхпланового выпуска 58180 (52604 + 5576) автомобилей.

Задание 7

В отделе заказов торговой фирмы занято трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определите средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу.

Решение

Прежде всего определим количество заказов для каждого из работников за рабочий день.

Первый работник на один заказ затрачивает 14 мин. – за 8 часов он примет

8*60/14 = 34 заказа

Второй работник затрачивает на заказ 15 минут – это за 8 часов составит:

8*60/15 = 32 заказа.

Третий работник затрачивает на оформление 1 заказа 19 минут. Это за 8 часовой рабочий день составит:

8*60/19 = 25 заказов.

По формуле средней арифметической взвешенной рассчитаем средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу:

минут

Таким образом, в целом по отделу на выполнение одного заказа одним работником уходит 16 минут.

Задание 8

Отношением уровней ряда динамики называется:

а) темп роста; б) абсолютный прирост.

Темп роста капитальных вложений в России за 5 лет показывает: в) на сколько млн. руб. возросли капитальные вложения; г) во сколько раз увеличился объем.

Ответ: 2) а, г

Задание 9

Имеются данные о месячной выработке продукции предприятиями:

Произведено

Тыс. усл. ед.

x’

x’*f

(x’) 2 f

x 2 *f

|x –x’|*f

|x –x’|* 2 f

До 10

10 – 20

2700

20 – 30

Свыше 30

2450

Итого

Номер завода

Изделие

1994

1995

1996

Ро, т.р.

qo, т

q1, шт

План

Факт

Рпл

qпл

КВ-12

1180

1300

1370,

1410

ПХ-91

29,7

6800

30,1

6790

30,0

6600

28,7

6580

КВ-12

14,5

4000

13,8

3500

13,9

3540

15,0

36,80

АТ-48

37,8

1. официальная

2. альтернативная

3. внутренняя ведомственная

4. ведомственная

-Этапы статистического наблюдения - это:

1. сбор статистического материала

2. графическое представление данных

3. планирование и организация

4. сводка и группировка данных

5. логический и содержательный контроль информации

Укажите правильное научное значение термина «статистика»:

сбор сведений о различных общественных явлениях;

различные статистические сборники;

особая отрасль науки;

различного рода цифры и числовые данные.

Предметом статистики как науки являются:

метод статистики;

статистические показатели;

группировки и классификации;

количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений.

Укажите правильный ответ. Статистическая наука зародилась:

до начала современной эры летоисчисления;

Работник, для которого сбор статистических данных является профессиональной деятельностью, именуется:

статистом;

статистиком;

переписчиком;

сборщиком данных.

Основным разделом статистической науки является:

математическая статистика;

теория вероятностей;

промышленная статистика;

общая теория статистики.

Совокупность – это:

любое предметное множество явлений природы и общества;

множество элементов, обладающих общими признаками;

реально существующее множество однородных элементов, обладающих общими признаками и внутренней связью;

математическое множество.

Элемент совокупности – это:

признак совокупности;

элемент математического множества;

носитель информации;

элемент таблицы Менделеева.

Какой из перечисленных признаков является варьирующим:

цена одного килограмма товара;

температура кипения воды;

курс доллара;

скорость падения тела в пустоте.

Признаки элементов статистической совокупности бывают только:

количественные;

количественные и качественные;

качественные;

безразмерные.

Вариация – это:

изменение массовых явлений во времени;

изменение структуры статистической совокупности в пространстве;

изменение значений признака;

изменение состава совокупности.

Задания:

Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

Укажите какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

Каким количествеными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вузы?

Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

население;

потребительский рынок;

промышленность;

транспорт и связь;

Для этой цели используется ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.

Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:

численность населения страны;

количество браков и разводов;

производство продукции лёгкой промышленности в стоимостном выражении;

капитальные вложения в стоимостном выражении;

процент выполнения плана реализованной продукции;

число посадочных мест в самолёте;

урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за 4 – 5 лет:

численности населения;

производства отдельных видов продовольственных товаров;

экспорта и импорта;

курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.

Литература:

/1/ стр. 13-15; 21-52; /2/стр. 13-27; 32-38; /3/ стр. 12-28; /9/стр. 8.; /7/стр. 8-18; /19/ стр. 5-12; /8/ стр. 4-14.

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ

ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА

1.1. Методические указания

Эта тема имеет большое значение не только для курса тео­рии статистики, но и для всех статистических дисциплин вооб­ще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической на­уки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент дол­жен получить ясное представление о том, что изучает статисти­ка, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием ос­нов теории статистики и статистической методологии.

При рассмотрении материала темы важно уяснить необходи­мость привлечения массовых данных для объективного позна­ния действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия ста­тистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация призна­ков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в ко­торых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.

Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы иссле­дования, широко применяется в различных областях человечес­ких знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.

Настоящий курс посвящен теории статистики социально-эко­номических явлений.

Авторы большинства современных отечественных вузовс­ких учебников по теории статистики (общей теории статисти­ки) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изуча­ет количественную сторону качественно определенных массо­вых социально-экономических явлений и процессов, их струк­туру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимо­сти, тенденции и закономерности, причем в конкретных усло­виях места и времени.

Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение пред­мета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содер­жания статистической науки, отличающих ее от других социаль­но-экономических наук, а также от математики. Вопросы пред­мета и метода статистики являются исходными, с них начинает­ся первое знакомство с основами статистической науки.

В процессе изучения данной темы важно уяснить, что стати­стика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивиду­альными, так и общими признаками.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, об­ладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупнос­тей, может выступать множество коммерческих банков, зареги­стрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества назы­вается единицей статистической совокупности .Единицы ста­тистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерчес­ких банков наряду с качественной определенностью (принадлеж­ностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работа­ющих, сумме активов и т.д.

Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном ста­тистическом исследовании в соответствии с его целями и позна­вательными задачами.

Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностя­ми и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существу­ет вариация признаков. Она обусловлена различным сочетани­ем условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к тру­ду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необхо­димость статистики. Необходимо помнить, что вариация при­знака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.

Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.

Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистичес­кими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокуп­ности в целом.

Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличает­ся от математики?

Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массо­вых общественных явлений в данных условиях места и вре­мени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.

При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.

Теоретические основы статистики как науки. Теоретичес­кую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются ос­новные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, при­знак, закономерность.

При изучении данного вопроса важно уяснить, что статисти­ческие совокупности обладают определенными свойствами, носи­телями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.

Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, на­пример общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.

Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.

Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регуляр­ности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая

закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных зако­нов, выражая каузальные отношения.

Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.

Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, высту­пают определенные правильности, которые не могут быть обна­ружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона боль­ших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.

Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.

Метод статистики. Статистика как наука выработала при­емы и способы изучения массовых общественных явлений, зави­сящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых ста­тистика изучает свой предмет, образуют статистическую методо­логию.

Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в струк­туре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в полу­чении обобщающих характеристик и выявлении закономернос­тей в общественной жизни в конкретных условиях места и вре­мени, которые проявляются лишь в большой массе явлений че­рез преодоление свойственной ее единичным элементам случай­ности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:

  1. статистическое наблюдение;
  2. сводка и груп­пировка результатов наблюдения;
  3. анализ полученных обоб­щающих показателей.

Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясня­емые содержанием выполняемой работы.

Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформули­ровать следующие ее задачи. Это изучение:

Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;

Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.

Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отрас­лей, выделившихся в процессе развития, и общая теория стати­стики является методологической основой, ядром всех отрасле­вых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие поня­тия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономи­ческих явлений.

1.2. Задачи и упражнения

1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону обще­ственных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опи­раться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

а) количество работников на фирме;

б) родственные связи членов семьи;

в) пол и возраст че­ловека;

г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

д) этаж­ность жилых помещений;

е) количество детей в семье;

ж) роз­ничный товарооборот торговых объединений.

1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокуп­ности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Моск­вы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?

1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие призна­ки, характеризующие студенческую группу.

1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокуп­ность жителей города?

1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

а) население;

б) потребительский рынок;

в) промышленность;

г) транспорт и связь.

Для этой цели исполь­зуйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистичес­кое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.

1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.

1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенден­циях ее изменения?

1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывны­ми – являются:

а) численность населения страны;

б) количе­ство браков и разводов;

в) производство продукции легкой про­мышленности в стоимостном выражении;

г) капитальные вло­жения в стоимостном выражении;

д) процент выполнения пла­на реализованной продукции;

е) число посадочных мест в самолете;

ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

а) тарифный разряд рабочего;

б) балл успеваемости;

в) форма собственности;

г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);

д) национальность;

е) состояние в браке.

1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким каче­ственным и количественным признакам.

1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите дан­ные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.

1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:

б) использования денежных доходов населения;

в) производственных инвестиций по отраслям экономики.

1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России вы­пишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:

а) численности населения;

б) производства отдельных видов продовольственных товаров;

в) экспорта и импорта;

г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и плат­ные услуги.

1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагают­ся в отрасли статистической науки – общей теории статистики.

1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

1.24. Перечислите специфические методы, присущие статис­тическому исследованию.

1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?

1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:

а) предмет статистики;

б) метод статистики;

в) отрасли статистической науки и задачи статисти­ки в условиях рыночной экономики.

В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статис­тической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рас­смотрены вопросы о значении теории познания как методологи­ческой основы статистической науки и о специфических особен­ностях статистического метода. В последнем пункте плана семи­нара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории ста­тистики как отрасли статистической науки.

Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытыва­ют значительные затруднения в выступлениях на первых заняти­ях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-ни­будь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.

Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарс­ких занятий обязательной для всех. В зависимости от конкрет­ных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределе­ния докладов между студентами.

2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.

3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких отве­тов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое стати­стическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построен­ные на основании и трактовке конкретного статистического ма­териала. В частности, студентам рекомендуется предложить си­стему показателей, характеризующих население, например, стра­ны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет управления

Специальность/направление подготовки Менеджмент

Кафедра статистики

КОНТРОЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА

ПО СТАТИСТИКЕ

Предмет статистики. Статистическая совокупность

Студент 3 курса, группы М 5-13

Заочной формы обучения

Григорьев Евгений Владимирович

Руководитель работы:

Лавреньтева Ирина Викторовна д.э.н.,доц.

совокупность контингент покупатель статистика банка

Челябинск 2015

Вариант №1

Вопрос 1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

ОТВЕТ:

а) Понятие "статистика" происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот термин "статистика" ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719 - 1772).

В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.

Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.

Важнейшими составными элементами статистической методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.

б) Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

в) В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления, протекающие в совокупностях некоторых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокупность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качественную характеристику этой совокупности. Так, население города остается его населением и после того, как одно из составляющих его содержания - физическое лицо переехало в другой город или другую местность или вообще покинуло данную страну. Или сельское хозяйство, транспорт и промышленность остаются определенными совокупностями соответствующими их характеристиками даже тогда, когда отраслевая структура или значимость их в производстве валового национального продукта претерпевает заметные изменения.

Разные совокупности как некоторое целое состоит из единиц, которое в свою очередь могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах. Если мы говорим о промышленности, то статистика рассматривает ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим содержанием по количеству рабочих мест, оборудования, выпуску соответствующей статистике.

Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.

Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.

г) Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине.

Статистика исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определённой целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются общими свойствами, т.е. признаками. Под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц по каким-либо существенным признакам и различие по каким-либо другим признакам. Каждая единица совокупности обладает индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признака.

Вопрос № 2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

ОТВЕТ:

Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации.

Можно выделить следующие совокупности в ВУЗе:

1. Студенты

2. Преподаватели

3. Обслуживающий персонал

4. Приспособления для помощи в обучении

5. Аудитории

ВОПРОС №3.

Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.

ОТВЕТ:

Проведенное статистическое наблюдение в исходной задаче дает нам понять, к какому виду оно относится. Во-первых, способ статистического наблюдения, которое использует фирма «Партия» - является анкетным опросом, то есть сбор информации в виде анкет. Во-вторых, по времени регистрации фактов, данное наблюдение - единовременное, так как это обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. И в-третьих, вышеуказанное статистическое наблюдение по охвату единиц совокупности является не сплошным- монографическим, то есть, обследованию подлежит только определенная часть, отдельные единицы совокупности, а именно покупатели, посещающие фирму «Партия».

Цель проведения анкетирования изучить контингент людей:

1. Посещающих фирму.

2. Удовлетворения их потребностей.

3. Затрат времени на приобретение аудио - и видеотехники.

ВОПРОС №4

С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

б) пол - мужской; -ОШИБКА пол -женский

в) возраст - 5 лет; - ОШИБКА исправить затруднительно

г) состоит ли в браке в настоящее время - да;

д) национальность - русская;

е) родной язык - русский;

ж) образование - среднее специальное;

з) место работы - детский сад;

и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

ВОПРОС№5

Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные):

(млн руб.)

Собственный

Привлеченные

Балансовая

вложений

в государственные

ценные бумаги

задолженность

Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив четыре группы с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме. Осуществите комбинационную группировку по любому другому признаку.

ОТВЕТ:

В качестве группировочного признака возьмем капитал банка. Образуем четыре группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:

Обозначим границы групп:

1-я группа - 12,0-39,2

2-я группа - 39,2-66,4

3-я группа - 66,4-93,6

4-я группа - 93,6-120,8

После того как определен группировочный признак - капитал, задано число групп - 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы и определить их величины по каждой группе. Показатели, характеризующие банки, разносятся по четырем указанным группам и подсчитываются групповые итоги. Результаты группировки заносятся в таблицу и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю.

В качестве группировочного признака возьмем сумму активов банка. Образуем две группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:

Обозначим границы групп:

1-я группа - 516,7-581,15

2-я группа - 581,15-645,6

Группа банков по величине капиталов

Группа банков по величине активов

Количество банков в каждой группе

Ссудная задолженность

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Понятие статистики, пути ее развития, отличительные черты массовых явлений и признаки единиц совокупности. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки, абсолютные и относительные показатели.

    реферат , добавлен 20.01.2010

    Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие и уровни статистики, связь с другими науками. Ее категории: единица, показатель, совокупность варьирующих явлений, атрибутивные и количественные признаки, закономерность изменения массовых явлений и процессов. Стадии статистических исследований.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Предмет, метод и организация статистики - науки, изучающей количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. Причинность, регрессия, корреляция, как основные статистические методы выявления взаимосвязи.

    учебное пособие , добавлен 05.02.2011

    Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики. Сущность инфляции и инфляционных процессов. Статистическое наблюдение за ценами. Изучение структуры выборочной совокупности торговых точек города. Система статистических показателей инфляции.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2010

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

1. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

2. Укажите, какие совокупности можно выделить для статистического изучения в торговле?

3. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу?

4. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность спортсменов?

5. Какими количественными и качественными признаками можно охарактеризовать население г.Ярославля?

Тема 2. Статистической наблюдение.

1. Формы организации и виды статистического наблюдения.

2. Подготовка статистического наблюдения.

3. Ошибки статистического наблюдения.

Практическое задание.

1. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования посетителей кафе; б) обследования уровня квалификации работников торгового предприятия; в) обследования выпускников учебного заведения. г) переписи торговых предприятий.

2. Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей размер товарооборота нескольких известных Вам универмагов в расчете на одно рабочее место и на один квадратный метр площади торгового зала.

Темы рефератов

1. Задачи и основные направления развития методов статистического наблюдения.

2. Основные направления использования статистической информации в современном обществе.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных

Практическое задание.

1. Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:

№ п/п Розничный товарооборот Сумма издержек обращения
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0

Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:

1) число предприятий;

2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;

3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;

4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).



Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.

2. Методом аналитической группировки установите наличие и характер связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие по следующим данным (Образуйте пять групп с равными интервалами, результаты оформите в виде рабочей и аналитической таблицы):

Тема 4. Статистические величины.

1. Сущность, значение и классификация статистических показателей.

2. Понятие о системах статистических показателей.

3. Статистические таблицы.

4. Основные виды графиков.

Практическое задание.

1. Укажите, какие виды относительных величин можно вычислить по следующим данным:

2. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.



По данным предыдущей задачи постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения

Темы рефератов

1. Системы показателей уровня жизни.

2. Система статистических показателей сферы услуг

3. Развитие системы показателей региональной статистики.

4. Система показателей гендерной статистики.

5. Система показателей, характеризующих положений детей в Российской Федерации.

Тема 5. Средние величины и показатели вариации.

Практическое задание.

1. Рассчитайте характеристики ряда распределения, полученного в задаче № 1 темы 3: среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.

Тема 6. Статистическое изучение динамики

1. Понятие и классификация рядов динамики.

2. Правила построения рядов динамики.

3. Показатели анализа рядов динамики.

4. Структура ряда динамики. Проверка ряда на наличие тренда.

5. Анализ сезонных колебаний.

Темы рефератов

1. Проблемы реконструкции российской статистики за длительный период.

2. Статистика в работах западных советологов: темпы экономического роста СССР.

3. Альтернативные оценки динамики российской экономики.

4. Система показателей конъюнктуры рынка.

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей.

1. Роль статистики в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения взаимосвязей.

2. Задачи статистического моделирования.

3. Корреляционный и регрессионный методы анализа связи.

4. Непараметрические методы оценки связи.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь социально-экономических показателей и результатов голосования.

2. Нетрадиционные приложения статистических методов (теория катастроф).

3. Применение математико-статистических методов анализа взаимосвязей.