Г отика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Блестящее рубиново-сапфировое стекло с геральдическими щитами, установленными в виде гризайла, заполнило окна. Экран часов и гробницы добавлены к цвету дисплея. Старый нормандский неф оставался прикрепленным к гораздо более высокому готическому зданию уже более века, пока в конце четырнадцатого века не появилось больше денег. Затем западная часть неф была продолжена аббатом, используя деньги, завещанные кардиналом, и работа медленно продвигалась почти сто пятьдесят лет. В бухте нефа только к западу от экрана запроса можно увидеть соединение старой и новой работы.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Названия этикеток для статуй в нишах все еще остаются, но цифры исчезли или были удалены к этому времени. Более поздние были возведены в начале 19 века. Эти цифры представляют королей, рыцарей и даму. Летаби, Вестминстерское аббатство и короли Ремесленники: исследование средневекового здания.

Испания. Севилья. Севильский кафедральный собор

Бонд, Вестминстерское аббатство. Летаби, Вестминстерское аббатство. Кокет, 900 лет: реставрации Вестминстерского аббатства. Мортимер, Вестминстерское аббатство: тротуары. Бински «Космати» в Вестминстере и стиль английского двора. Бюллетень искусств, том.

Три основных периода:

— Раннеготический XII-XIII века.

— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)

— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Монастырь Маульбронна имеет первые готические здания в Германии - и в то же время особенно успешные шедевры. Романский главный портал с железной фурнитурой. С момента основания монастыря в середине века мало сохранилось. Тем более ценны ранние свидетельства, такие как барьер в церкви. Его арки указывают на появление в романском стиле. Абсолютные раритеты - это церковные двери с железной фурнитурой, созданной вокруг Римской церкви-монастыря уже в это время.

Монастырь теперь получил выдающиеся новые здания, черты звания Маульбронна и сегодня. Рай, крыльцо церкви, является одним из самых красивых номеров этого времени. Несущие части архитектуры растворяются в пучках колонок. «Услуги» - тонкие опоры, расположенные напротив стены, - как будто несут ребра и арки широкого хранилища. Ранний готический мастер-строитель позволяет ей начинать с разных высот. При этом они показывают диаграмму нагрузок на них.


Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

От начала до поздней готики

Флаг готики: крестовые ребра. С этого времени сохранились другие здания, такие как южное крыло монастыря и трапезная Лайпер. С конца века до середины века были построены остальная обитель, общежитие монахов на верхнем этаже и дом главы с его сложным реберным хранилищем.

Типичным для архитектуры поздней готики является изысканный сетевой свод соединительной структуры. Он стоит между романским и эпохи Возрождения. Различают ранние готические, готические и поздние готики. Самые важные сакральные здания были построены в готическом стиле, и даже сегодня это направление искусства играет важную роль в архитектуре. Самые внушительные готические здания - это соборы, поэтому их считают «воплощением готической архитектуры». В готическом стиле различают разные архитектурные стили.


Живопись . Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

Церковные здания готики характеризуются мощными объемами и сужающимися уступами. Ранее закрытые стены, которые как? Защита от зла ​​со стороны? были разбиты рядами окон. Были представлены украшения, такие как ребра, стрибекерке и оконные розы. Крестообразное ребро несет хранилище, отбрасывает давление свай на причалы, которые поддерживаются открытой решеткой пилонов и контрфорсов. Хор теперь часто расширяется алтарем с часовым кольцом. Важным центром будет комната хора. Западная сторона подчеркивается высокими башнями.

В ранней и высокой готике пространство было разделено так, чтобы посетители могли находить отдельные секции один за другим, но в готическом готическом стиле он был выровнен так, чтобы его можно было увидеть из любого места. Кроме того, формы этой архитектуры овладели замками, монастырями, ратушами и резиденциями.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416).

Однако религиозный фон готического стиля архитектуры не был создан исключительно по архитектурным причинам, за ним стоит религиозный символизм. Столбы и столбы соответствуют апостолам и пророкам, несущим христианскую веру, Иисус - это камень, который соединяет одну стену с другой.

Ранняя английская готика: интерьеры

Готическая скульптура возникла из-за желания украсить фасады соборов фигурами и рельефами, которые должны представлять историю спасения. Сразу же связанные с архитектурой, фигуры стоят на консоли со смотрящим взглядом перед стенами, нуждаются в навесе над их головами или стоят внутри церкви.


Орнамент


Мода



Халат был разработан особенно тщательно. Это должно дать больше информации о показанной фигуре, чем просто тело. Это движение оставалось типичным для готической скульптуры в течение длительного времени. Покойная готика привела в Германию множество репродукций дерева для крылатых алтарей.

Заповедные церковные комнаты не оставляли места для фресок, используемых в романском искусстве. Только в Италии, где сохранилось разделение стен, это можно было использовать. Поверхность стекла и алтаря началась к северу от Альп. Готика была эпохой визуализации христианского мира идей, используя много символизма и аллегории. Выдающееся художественное творчество - готический собор, сочетающий средневековую эпоху, архитектуру, скульптуру и живопись. В архитектуре различие еще рано, с высокой и поздней готикой, которые были приняты в разных европейских ландшафтах с разной скоростью.


Интерьер

Дрессуар - посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Готический стиль (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль.

Появление готического стиля во Франции

Даже если рейтинг Вазари сегодня не разделен - он назвал свое имя в эпоху. Новое здание Сен-Дени, королевская гробница, является архитектурной формулировкой очень всеобъемлющего требования к власти французского королевства против баронов, но и против его худшего противника, короля Англии: фасада Сен-Дени, в то же время триумфальной арки и замка, это почти воссоздание Каролингского Вестверка.

Фасад был построен непосредственно перед хором и еще не классифицирован как «готика», хотя он уже оторвался от форм романского искусства. Предпосылкой для развития архитектуры, разрешающей готическую архитектуру, было развитие производительных сил вблизи процветающих городов, спонсируемых гражданами короля.

История возникновения
Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в 1-й половине XIII в. Стиль ставший завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV - XVI вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". С начала XIX в., когда для искусства X - XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.

Рецептом успеха для дальнейшего развития стиля было то, что каждое крупномасштабное строительство объединило то, что было достигнуто до него и в то же время стало основой для зданий-преемников. Соборы Сен, Сенлис, Нойон, Париж и Лаон были важными остановками на пути к зрелости, которые уже были достигнуты в Шартре, Суассоне, Реймсе и Амьене в начале 19 века. Оттуда стиль распространяется через международно работающих мастеров-строителей по всей Западной и Центральной Европе.

Ребристые своды: основное новшество ребристого хранилища заключалось в том, что на воображаемой площади, как план этажа, на 4-х сторонах площади были установлены 4 круглых лука, но 2 круглых арки с общим центральным камнем над двумя диагоналями. В результате была обеспечена стабильность хранилища, а статически менее значимые луки над четырьмя сторонами были направлены вверх, чтобы получить ту же высоту, что и два более длинных и более высоких круглых лука над диагоналями. Таким образом, можно также создать яму хранилища над планом прямоугольного этажа. Кроме того, тканевые колпачки между ребрами теперь могут быть свободно кирпича без создания полной опалубки. Характерной особенностью стиля оставалось использование ребер. Таким образом, дизайн более свободен, чем в романском стиле. . Стены готических зданий поэтому сравнительно тонкие между удивительно большими окнами.

Характерные черты
Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево, что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы - контрфорсы. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративноеубранство - статуи, рельефы, витражи. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора - каркас из столбов (в зрелой готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами - распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (арк-бутанов) на наружные столбы- контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали - узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44).

Вертикальная структура зданий дополнительно подчеркивается многочисленными башнями, которые превосходят внешние контрфорсы, так называемые вершины. Этот метод строительства позволяет отходить от обычных романских подзонов. Это создавало внушительные, небесные стремящиеся единые комнаты мощной высоты. Огромные нефы добавляют к чувству благоговения и почтения, когда человек осознает свою незначительную малость в огромных залах.

Только в Англии предпочтение готика продолжалось даже после начала нового времени, и это стало как бы английским «национальным стилем». Большое влияние на стилистическое развитие в Англии затем взял неоготический. Вазари видел в готике искусство некультурных народов, между упадком «золотого века» античности и его возрождением в эпоху Возрождения. Только до Гёте термин готика стал действительным позитивным значением сегодня. Сам Гете, который помог в очень заметном эссе о готическом стиле художественного движения к сегодняшней обычной оценке.

Ранняя готика
К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с многочисленными витражами. С середины XIII в. величественные соборы строились в древних европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221- 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

Преимущество средневековых зданий, начавшееся в романтическую эпоху, также внесло значительный вклад. В изобразительном искусстве религиозные темы также были на переднем плане в готическом. В отличие от романского, люди, изображенные в христианском искусстве, приняли более индивидуально-человеческие черты. Они больше не являются отчужденными величественно, но становятся дружественными и доступными; типичными для них являются многие прекрасные фигуры Мадонны, вырезанные из слоновой кости, особенно во Франции.

Вопреки романскому искусству, Христос изображен на кресте не как царь, суровый и возвышенный, а как простой человек, чье страшное страдание явно доведено до зрителя. Характерными являются прежде всего представления огибающей арки, конструкции и вершин как архитектурная принадлежность.

Поздняя готика
В поздней готике появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XVI-XV вв.; Поздняя немецкая готика (конец XIV - начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Конец готики совпадает с концом средневековья и началом нового времени. Архитектура в Цстерре. Вена, Зальцбург. В центральной Италии именно тогда возродился Ренессанс. Этот великий культурный взрыв не только включал особый способ живописи, новый стиль в скульптуре или моду архитектуры, но и совершенно новый взгляд на мир. Следует помнить, что термин «Возрождение» - это модное слово, которое охватывает более 200 лет человеческой деятельности. Поэтому не беспокойтесь, если вы потеряете трек. Роман Форстера «Комната с видом», который был полностью потерян во Флоренции в церкви Санта-Кроче без Бадекера, также был полностью сбит с толку, пока «наглый шарм Италии не повлиял на нее, и она больше не требовала информации, она только начали радоваться».

Готический стиль в разных странах мира
Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).
В Великобритании соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515 гг. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части - 1180-1320 гг.), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около XIII-XV вв.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430 гг.).
В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325-1607 гг.). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426-51 гг.
В Италии в XIII - XIV вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).
Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. В Венгрии готика распространилась в конце
XIII - XV вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к XIV-XV вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в XIII - XV вв. В Латвии переход к готике произошёл в XIII - XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII - XVI вв.). В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллина определился в XIV - XV вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). К XIV - XV вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV - XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.

Стиль интерьера
В дизайне интерьера узнать Готический стиль можно по огромным окнам, многоцветным витражам, световым эффектам, подчеркнутой вертикальности всех конструктивных элементов.

Заключение
Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклёрность, острые жизненные наблюдения.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в XIV -нач. XVI вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В XV - XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.

Используемые источники
1. dproekt.com.ua.
2. ufa.shikremont.ru.
3. dproekt.com.ua.