1986 год. Шалва Амонашвили, Лена Никитина, Симон Соловейчик, Софья Лысенкова, Владимир Матвеев, Борис Никитин, Виктор Шаталов, Владимир Караковский, Игорь Волков, Александр Адамский, Галина Алешкина, Евгений Ильин
Фото: Михаил КУЗЬМИНСКИЙ

В октябре 1986 года в подмосковном Переделкине собрались учителя, которых тогда принято было называть «новаторами».

Это были педагоги, начавшие в конце 50-х годов необычную школьную практику: Виктор Шаталов (идея опорных сигналов), Софья Лысенкова (идея обучения с опережением), Шалва Амонашвили (учение без принуждения) и другие. Их идеи, опыт и результаты отразились в тексте, который Симон Соловейчик назвал «Педагогика сотрудничества», выделив основной принцип новой школы: сотрудничество ребенка и взрослого как основа школьного успеха и успешности.

В «Педагогике сотрудничества» видна опора на труды отечественных психологов Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Давыдова, педагогов В. Сухомлинского и И. Иванова.

Многие педагоги, воодушевленные «Педагогикой сотрудничества», начали в 90-х годах создавать свои образовательные проекты, школы, инновационные сети, пришли в образовательную политику с новыми идеями и планами.

Многие из нас активно участвовали в школьных изменениях: как учителя, ученые, управленцы, эксперты, и почти через 30 лет после выхода «Педагогики сотрудничества» мы, авторы Манифеста, собрались в Сети, чтобы вместе подумать о том, как изменилась школа за это время, какие идеи сегодня движут образование.

Мир меняется быстро.

Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Меняются даже модели самих изменений. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично.

Школа меняется медленно.

Она отстает от современности. И последствия затрагивают всех. Школа или готовит человека к переменам, приучает к разнонаправленности происходящих перемен, или оставляет выпускника один на один с новым и неожиданным. Часто последствия этого ступора печальны: ностальгия по прошлому, аллергия на все новое, отказ от развития, обожествление идеи безопасности (не условия нормальной жизни, а ее единственной цели!). Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых.

Проблемы копятся. Политики, управленцы, некоторые учителя пытаются решать их механически: добавляя еще один учебный предмет в расписание, фиксируя обязательные знания в стандарте, продвигая идею единых (базовых) учебников, усиливая проверки, уничтожая многообразие, создавая монополии для обеспечения школы учебными пособиями, формой, чем угодно. В результате детям неинтересно; управленцы дрожат в ожидании очередных комиссий; учителя задавлены отчетностью: им просто некогда заниматься детьми.

Виноваты в этом не только чиновники или политики. Само общество настроено консервативно. Многим кажется: если вернуться к советскому опыту, все наладится само собой. Это самообман.

Мы решили предложить — учителям, родителям, всем гражданам, заинтересованным в развитии образования, — альтернативный образ будущего школы, расширить представление о том, куда она может двигаться.

Мы — учителя, управленцы, ученые и эксперты, разделяющие взгляды гуманистической педагогики — педагогики достоинства.

Мы уверены, что общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства. Образование — великая сила. Оно способно сформировать новое поколение, которому не будет страшно настоящее и которое ответит на вызовы будущего. Основанное на гуманизме, на пушкинском «самостоянье человека», образование позволит ребенку состояться. Педагогика сотрудничества — это педагогика надежды. Наш гуманистический манифест нацелен на творческую консолидацию страны.

Новая задача школы — научить учиться всю жизнь

Во времена скоростных перемен многие ищут островок стабильности. Кто-то — в советском опыте тотального контроля: мол, тогда уровень образованности был выше. Кто-то — в современном управленческом диктате: мол, в нашей стране по-другому нельзя. Сохранение единого образовательного пространства часто противопоставляют вариативности.

Это хуже, чем ошибка. Управленческий диктат всего лишь провоцирует бумаготворчество. А попытка постричь школу под одну гребенку чревато опасностями.

Монолит неустойчив; когда ускоряется время, устоять способна только гибкая модель.

Поэтому ответ на вызов динамичной эпохи очевиден: многообразие как норма жизни. Только оно обеспечит индивидуализацию образования, персональный подход, без которого школа превратится в мертвый — и совершенно бесполезный институт насилия. Упование на единые материалы, однотипные методики, единый «речевой режим», учебник, расписание и программы для всех 40 тысяч школ России — как минимум наивно. Как максимум — опасно. Лишь многообразие программ, школ, учебников, методик, учительских практик даст разным детям, с разными способностями, наклонностями, возможностями, из разных городов, сел и регионов — равные шансы.

Задачи школы меняются. Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь больше не получится первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания. Новая реальность — обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту.

Мы убеждены: школа способна научить учиться самостоятельно, самому себе ставить задачи на обучение, развивать главную компетенцию — постоянного обновления компетенций!

Центральной фигурой в такой школе является… сам ученик, его мотивы и установки. Задача учителя — помочь ученику раскрыть эти потребности, выбрать путь и способствовать движению по этому пути.

Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования. Что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, — свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом. Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное — научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена.

Но сверхцентрализованное управление школами, безумно забюрократизированное, построенное на жестком контроле и бесконечной отчетности, — тормозит процесс. 40 000 школ уныло ждут команды, единой для всех, на изменение уклада и методики: «Экспериментировать подано»! Но кто быстрее и адекватнее отреагирует на перемены? Школьный коллектив или ведомство в Москве? Ответ очевиден.

На смену советскому принципу «Хочешь жить — умей подчиняться» и обывательской базарной формуле «Хочешь жить — умей вертеться» приходит формула «Хочешь жить — умей учиться».

Переход к экосистеме массового персонального образования

На самом деле сфера школьного образования уже сейчас не подчиняется централизованным решениям, принимаемым одним человеком или даже группой людей. Не потому, что идет саботаж, а потому, что архаичная модель — бессильна. Чем жестче управленческая вертикаль, тем менее управляемы процессы. Вложения в школу растут, а удовлетворенность образованием — падает!

Это не значит, что нет и не будет общих подходов и единого образовательного пространства. Должны быть очевидные для всех стратегии; одна из них — прямая связь между теми навыками, которые дает человеку школа, и рынками труда. Но недопустима ложная стандартизация, когда ученика подгоняют под образовательную схему, а не схему настраивают под ученика.

Мы — в одном шаге от эпохи, когда массовое и персональное образование будут построены по принципу индивидуальных траекторий, персональных программ, которые реализуются с учетом личных мотивов, способностей и потребностей человека на каждом этапе его развития.

Мы — в одном шаге от эпохи, когда «пожизненное обучение» (lifelong learning) станет реальностью, когда образование будет сопровождать человека повсюду, от рождения до самых последних дней.

Мы — на пороге взрывного роста «внесистемных» провайдеров, работающих с помощью новых технологий — удаленно, применяя дополненную реальность, создавая игровые вселенные… Онлайн-образование — не ролики на YouTube. Представьте свою личную феерию, такую как Cirque du Soleil или балет в Большом театре, кинотеатр 7D, полностью подстроенный под ваши индивидуальные вкусы. Так будет выглядеть онлайн-образование, причем всего через 10—15 лет.

Благодаря неизбежно наступающей эпохе плюрализма, многообразия, вариативности единые подходы сформируются сами. Как это происходит на финансовых рынках, где торгуют сотни тысяч трейдеров, каждый — в рамках собственной стратегии, но по общим правилам. Экономика — пример самоорганизующейся системы.

Другой пример естественной самоорганизации — экосистемы. Такие, как леса средней полосы России. В них не бывает никакой централизации, но каждый элемент соотнесен с другим. В социальной системе взаимное согласование приоритетов, гармонизация стратегий, целей, воль — это дело не управленческой вертикали, а всех участников. Вступив на путь взаимодействия стратегий, они смогут действовать в общих интересах, не разрушая начинания друг друга, а поддерживая их.

К этому и призывает нас гуманистическая педагогика, родившаяся более столетия назад. Великое движение за сотрудничество взрослых и детей еще не раз проявит себя. Недаром в новом Законе «Об образовании» поддерживается совместная развивающая деятельность детей и взрослых, скрепленная их взаимопониманием. Но для воплощения в жизнь этих человечных принципов школе нужно соблюдать определенные условия, которые далеко не всегда очевидны.

Ребенок в мире неопределенности

Сегодняшние дети запросто решают разнородные, подчас несовместимые задачи, удерживают в центре внимания сразу несколько проблем — обнаруживают поразительную способность к многозадачности. А школа по-прежнему требует от ученика последовательного исполнения единичных задач.

Нынешний ребенок постоянно строит многоканальную коммуникацию. Воспринимает мир как сложную открытую систему. Находится с ним, с другими людьми и собой в постоянном диалоге. А школа продолжает предлагать один-единственный канал для восприятия, авторитарный монолог.

Дети не столько принимают информацию, сколько живут в ее потоке. Спрятаться от этого потока невозможно. Людям XXI столетия нужны фильтры — чтобы отсеивать ненужное, сомнительное и опасное. Необходимы навигаторы и путевые карты, чтобы выбирать разумную стратегию движения. А школа предлагает устоявшийся взгляд на мир, готовую и неподвижную концепцию. В то время как практически любое знание сегодня подлежит проверке. Проверить услышанное, сказанное на уроке — не только возможно, не только важно, но и очень интересно. Только это создает образовательную мотивацию, современный ребенок все чаще задается вопросами: зачем? ради чего? и почему?

Новый ребенок по-прежнему раним. Он доверяет взрослому миру — и остро переживает обман.

Школа учения с увлечением

Мы обязаны найти такой образ школы, который вдохновит детей, учителей, родителей, попечителей, партнеров на создание новой реальности.

На каких принципах будет построена новая школа?

— Глобальность и идентичность.

— Учение в течение жизни.

— Многообразие, вариативность, развивающее образование.

— Школа — центр открытого образования и центр местного сообщества.

— Культура сотрудничества и достоинства.

— Учитель — тьютор, навигатор в океане информации, создатель мотивации к образованию.

— Приоритет мотивации над принуждением.

— Самостоятельность школы и свобода учителя.

— Открытость школы и вовлечение родителей как партнеров.

— Институциональная образовательная политика вместо ручного вертикального управления школой.

Основная цель новой школы: дать навык разветвленного взаимодействия с миром, знанием, самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира.

Главное условие: ориентация на личный интерес ученика и учителя, на их мотивы, следование формуле: интерес — трамплин для познания.

От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат, но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны. На какие современные модели может и должна ориентироваться школа? Их много, и они разнообразны.

Школа — лаборатория исследования жизни.

В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого — развитие универсальных учебных действий.

Школа — пространство самоопределения детей и взрослых.

Такая школа призвана создать ученику условия для образовательного роста, для личностного самоопределения. Поднимаясь по ступеням возраста, он всякий раз индивидуально выбирает траекторию своего образования. Учитель помогает ему в самостоятельном пути постижения основ науки и культуры.

Школа — пространство достоинства, площадка для сотрудничества взрослых и детей.

Гуманистическая педагогика признает человека наивысшей ценностью. Для подобной школы главное — утвердить и развить достоинство личности, поддержать ее права и свободы, раскрыть потенциал неповторимой индивидуальности, способностей и дарований каждого и направить это уникальное богатство на благо других людей и всего общества.

Школа — пространство уважения и доверия.

Сегодня задачей учителя может быть не только прямая передача жизненного опыта и знаний несмышленому ребенку, так сказать, в готовой упаковке, словно сам ребенок по неопытности их добыть не может. Человек появляется на свет, чтобы исследовать, изучать, осваивать свое окружение и улучшать мир на основании полученного опыта. Мы должны уважать детей и доверять им в полной мере. И поддерживать реальные шаги по гуманизации пространства школы.

Школа как Технопарк.

Один из возможных образцов новой школы восходит к идеям и принципам STEАM (интеграции наук вокруг технологий, инженерии, художественного мышления, коллективного творчества и предпринимательства). В новой школе, как в реальном технопарке, детям интересно и удобно вместе учиться, открывать новое и делать это новое доступным другим.

Это — только несколько возможных направлений. Мы их искусственно описали как разные, но в реальной школе все эти модели взаимодополняют друг друга, хотя и проявляются в каждой школе по-разному. Они едины в том, что ставят задачу не только давать конкретные знания, но и развивать универсальные навыки: выбора, взаимодействия, рефлексии, учат понимать, что именно, когда и зачем нужно самому ученику, где и как приобретать необходимую информацию, как обращать на пользу обществу свой неповторимый дар.

Учитель свободный

Сегодня многие учителя переживают драму: они хотят педагогического творчества, а на самом деле превратились в тренеров предметной подготовки. Важно заново определить место учителя в школе и в жизни, предложить ему осмысленную роль.

Какими могут быть эти роли?

Учитель-модератор . Ученики должны научиться сотрудничеству, уметь высказывать свою позицию и внимательно слушать другого. Значит, жизненно необходим модератор дискуссионной площадки. Умение модерировать — особое искусство; модератор слышит каждого, подогревает спор вопросами, но не навязывает слишком жестко собственную интерпретацию. Он исподволь подводит дискутантов к общим выводам. Эта роль несовместима с авторитарностью, когда педагог выносит окончательные суждения о правильном и неправильном.

Учитель-тьютор . Он опирается прежде всего на наклонности, задатки, способности ребенка, он умеет находить то, в чем ученик наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу. Опираясь на успех, такой педагог развивает ребенка и в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью.

Организатор проектной работы . Учитель ищет интересную задачу в окружающем мире, планирует проектную работу и вместе с учениками проводит творческое исследование. Не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через школьный учебный проект, сближает школу с местным сообществом.

Игровой педагог . Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

Учитель-предметник . Он — высокий профессионал, понимающий особенности возрастного развития ребенка и великолепно ориентирующийся в своей предметной области.

В реальности учитель использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере.

И не нужно опасаться виртуального пространства. При гуманистическом подходе машине останется машинное, а человеку — человеческое. Стандартное (рутинное, повторяемое) в учебном процессе может выполнять компьютер, а учитель должен сосредоточиться на творческом и межличностном взаимодействии. Нет ничего ценнее, чем радость человеческого общения и возможность совместного творчества и познания, — это и будет основным содержанием живой педагогической работы. Педагогика сотрудничества в XXI веке может быть реализована и растиражирована только с применением передовых технологических инструментов. Они не подавляют, а, наоборот, усиливают личностное начало в работе учителя; живой интерес к предмету, к ученику, к диалогу — безальтернативное условие. Это входит в конфликт с «фабричной» системой образования, начиная с подготовки самих учителей.

Мы уверены, в новой школе каждый учитель в отдельности и коллектив учителей в целом сможет напрямую общаться с теми учениками, которым интересен он и которые интересуют его.

В экологической образовательной системе сохранятся и усилятся роли методистов и авторов учебников. Они будут выполнять поддерживающую функцию, как и онлайн-образование.

Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это за него с легкостью делает Google), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и присвоение учебного материала.

Новому учителю важна возможность самостоятельного выбора учебного материала.

Как научить учителя

Таких учителей эффективнее готовить в творческих мастерских, как и представителей любой другой творческой профессии. Именно так они научатся распознавать свой собственный и чужой интерес, создавать авторские программы, понимать детей, с которыми в этот момент работают, и поддерживать каждого ребенка в группе.

Классический подход в подготовке учителя «от теории к практике», с освоением конечного числа одобренных вузами методик преподавания ушел в прошлое. Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям.

С другой стороны, широкий спектр педагогических компетентностей стал востребован далеко за пределами образования. Навыки общения, умение правильно формулировать проблему, ставить задачу, добиваться понимания — все это приобрело значение в самых разных сферах деятельности: подбор кадров, организация повышения квалификации персонала, консультационные услуги, администрирование и управление, организация связей с общественностью. Получается, что профессионально подготовленные педагоги могут работать далеко за пределами школы. Но и в самой подготовке учителя может быть использован не только потенциал педвуза. Все более популярными становятся альтернативные траектории подготовки учителей: педагогический бакалавриат и предметная магистратура; предметный бакалавриат и педагогическая магистратура; различные курсы повышения квалификации, позволяющие учителям осваивать методы работы с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми из семей мигрантов; использовать постоянно обновляющие информационные технологии. Эффективными становятся смешанные карьерные траектории, предполагающие, например, работу в школе, в иной гуманитарной практике, снова в школе, в системе управления, участие в исследовательской работе, вновь работу в школе и иные возможные сочетания. Это открывает образование другим современным сферам деятельности, позволяет заимствовать и осваивать новые образовательные технологии из разных гуманитарных практик, постоянно совершенствовать методы работы, использовать новейшее оборудование.

Педагогическое образование вышло за пределы школы. Музеи, библиотеки, клубы, интернет-проекты и другие гуманитарные практики становятся частью школы.

Школа выходит за свои границы

В образовательной политике, в отношениях людей и институтов наметились важные изменения.

Молодежь рвется работать в образовании, но избегает школы.

Все чаще молодые люди организуют разнообразные педагогические проекты (и участвуют в них) вне рамок традиционной общеобразовательной школы и получают основные учительские компетенции вне рамок традиционного педагогического образования.

Это позитивный симптом для общества в целом. Значит, есть на кого положиться в неизбежных и скорых реформах. Но значит надо искать ответы на важнейшие вопросы:

— Как следует поддерживать инициативные проекты, чтобы они развивались, были относительно устойчивы и становились местом обучения и практики все большего числа заинтересованной в этом молодежи?

— Как добиться признания новых форм обучения будущих педагогов — вне рамок традиционной вузовской системы?

Возможны несколько путей. По аналогии с бизнес-инкубаторами налаживать систему педагогических инкубаторов. Запускать образовательные мастерские, когда известный мэтр в области педагогики набирает группу молодежи на образовательный проект.

Все больше родителей не отдают детей в школу.

Сегодняшняя школа все чаще не устраивает взрослых и детей. А за всяким отказом — поиск! Мощно нарастает движение «хоумскулинга», когда родители забирают детей из школы и пытаются построить автономные маршруты их образования. Им необходима школа, где каждый движется в собственном темпе. Школа, в которой учение связано с практикой и соответствует психологическому возрасту ребенка, учебный процесс опирается на интересы конкретного ученика, — школьники умеют договариваться, устанавливать нормы и уважать друг друга. И если такие школы находятся, родители с удовольствием сотрудничают с ними.

Так будущее входит в нашу жизнь и ставит задачи:

— строительство новой системы педагогического просвещения родителей;
— инфраструктурная поддержка домашнего образования.

Мы убеждены: тотальная стандартизация образования и ставка на «контроль и учет» себя не оправдала. Достижение стандарта в различных предметных областях не гарантирует формирования целостной картины мира. Дробление на отдельные учебные предметы и учебные, знаниевые единицы проведено виртуозно. Но обратной сборки — в объемную картину мира — не делает ни одна предметная программа, ни одна школа.

В результате ресурсы дополнительного персонального образования зачастую на порядок эффективнее ресурсов основного. Персональный заказ на образование становится значимее официального. Резко выросло число людей, которым образовательный стандарт, который обеспечивает государство, становится просто не нужен. Нужен — превышающий, специфический, или другой.

Не случайно и то, что внешкольные образовательные ресурсы по эффективности значительно превосходят внутришкольные . Освобожденные от жесткого тотального контроля, развиваются ресурсы в интернете. Здесь объяснение материала зачастую лучше и доступнее, чем в большинстве школ. Потому что здесь преподаватели свободны от унылых контролеров. Такие заочные школы и курсы могут себе позволить современные дидактические принципы (например: модульная организация предметного материала). А технологический прорыв, произошедший в последние годы, позволяет обеспечить индивидуальное образование каждому. Он же обеспечивает возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и движение по ней.

Во всем мире трансформируется само понятие школы. Все больше школ (уже и на государственном уровне в различных странах) размыкают образовательную программу вовне, включая в нее программы и курсы, предлагаемые организациями дополнительного образования и дистантными курсами и программами, и засчитывают их как учебные достижения ученика.

Появляется такое понятие, как «образовательный квартал» (когда образовательной структурой становится город, район, микрорайон). Происходит перенос внимания с достижений, предписываемых стандартом, на собственные достижения ребенка. Ученик и семья превращаются сами в образовательный институт. Они — заказчики индивидуальной образовательной траектории.

Новая образовательная политика: не контроль, а поддержка

Тотальный контроль, пронизавший сегодня всю систему школьного образования, объясняется довольно просто. Органы управления не доверяют педагогам и родителям самостоятельно реализовывать образование. Но 25‑летний опыт успешной работы частных школ показал, что педагогам и родителям можно доверять и в выборе образовательных программ, и в их обеспечении, и в достижении показателей государственного стандарта.

Они умеют работать и с одаренными детьми, и с детьми с особенностями развития.

Это означает, что при реализации государственной политики акценты нужно сместить с тотального контроля на самостоятельность и поддержку инициатив.

Мы убеждены: отказ от ручного вертикального управления школой — ключевое условие ее развития. Живая жизнь школы, а не административные циркуляры и устные распоряжения, может определять институциональные нормы. Их источник — школа, а не управленческий аппарат. Основа изменений — инновационный опыт и экспериментальная практика педагогических сообществ, возможность выбирать школу в соответствии с потребностями.

Образовательная политика и педагогика не могут противостоять друг другу - одно должно подчиниться другому. Пока авторитарная образовательная политика будет противостоять гуманистической педагогике, школа не сможет прорваться из прошлого, не сможет соответствовать требованию времени. А если гуманистическая педагогика будет определять образовательную политику, тогда образование станет по-настоящему современным и сможет отвечать на вызовы будущего. И тогда у нового поколения есть шанс.

Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
Александр АСМОЛОВ, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО).
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ.
Владимир СОБКИН, академик РАО, директор Института социологии образования РАО.
Исак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ.
Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.
Елена ХИЛТУНЕН — эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.
Сергей ВОЛКОВ, учитель литературы 57‑й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки.
Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ.
Дима ЗИЦЕР, директор Института Неформального образования (INO).
Михаил ЭПШТЕЙН, гендиректор «Школьной лиги».
Анатолий ШПЕРХ, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги».
Елена УШАКОВА, учитель Школы диалога культур.

Куратор проекта — Людмила РЫБИНА , обозреватель «Новой»

Создание единого образовательного пространства

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают опреденный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

Единое образовательное пространство, по Е.А.Ямбургу, это «пространство», региона. Его структура включает медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации «проблемных» детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения и т.д. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Сохдание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления.

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

Требования ФГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности;… обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… прогрмамм развития у обучающихся универсальных учебных действий».

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании»

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор.

Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых

Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата и выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школа, которое выстраивает, образовательную и воспитательную деятельность, по следующим направлениям:

    Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

    Внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а так же кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);

    Взаимодействие семьи и школы;

    Сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений;

    Повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования.

Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Планируя свою систему, нацеленную на получение компетентного субъекта образования 1-ой ступени, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений «в начальном образовании нет главных и негативных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка». При этом предметы нужно изучать во взаимосвязи, ориентируясь на учебные и обще учебные умения учащихся.

Школа пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:

    Создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;

    Сформировать профессиональную среду, способствующей успешной работе педагогов;

    Воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.

Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Формированию учебных и общеучебных умений, обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся способствует увеличение учебных часов, введение курсов по интересам и внеурочная деятельность по разным направлениям.

Наряду с урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работой в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Положительный эффект дает совместная деятельность школы с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, в результате которой осуществляются программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.

24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Единое образовательное пространство и персонализация образования». Модератор – Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»; участники – Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики».

Александр Адамский начал дискуссию с определения точек обсуждения:

  • сегодня остро встала проблема единого и индивидуального образовательного пространства, проблема возможности свести их воедино. Навсегда решить проблему образовательной политики невозможно, каждое поколение ее решает самостоятельно;
  • специфика сегодняшнего момента – образование неотвратимо стало открытым: деятельность ребенка, учителя, школы существует в глобальном образовательном пространстве;
  • возможность проявления индивидуальных возможностей ребенка на сегодня многократно усиливается технологическими инструментами.

Дискуссия была построена на обсуждении материалов манифеста по тематике единого образовательного пространства и персонализации, где зафиксированы идеи гуманистической педагогики, сформулированные в педагогике сотрудничества через 30 лет после появления этих идей.

При обсуждении материалов манифеста соединяются два подхода:

  1. Понимание единого образовательного пространства и персонализации как штампа, за которым ничего нет;
  2. Фиксация центрального момента развития инновационного движения – это возможности автономной образовательной политики в каждой школе или детском саду.

Александр Асмолов обратился к манифесту в контексте системы координат, где все мы – заложники того или иного эгоцентризма (ничто так не мешает видеть, как точка зрения).

Перемены, касающиеся ценности появления этого манифеста, касаются вопроса – быть или не быть гражданскому обществу – обществу равных, обществу граждан, а не обществу подданных. Дискуссия о ценностях при выборе пути развития, по мнению эксперта, должна исходить из тезиса о том, что единое образовательное пространство – это гомогенное пространство, пространство без развития, инертное, замкнутое. А равенство рождается в разновесной среде.

Ценностные ориентиры манифеста:

  • гуманизация – от культуры полезности к культуре сотрудничества;
  • персонализация общества – общество, где ценность человека выше ценности системы, в которой он находится.

Исак Фрумин подчеркнул, что наше общество еще не «насытилось» гуманизмом. В гуманистическом обществе высшей ценностью является человек, где не человек для экономики и государства, а наоборот. Но все мы живем вместе и тогда насколько является ценностью наше «общежитие»? Насколько уважается разность и непохожесть людей? В этом ракурсе, идея единства образовательного пространства некоторым видится как «бочка с железными обручами». Вопрос о едином образовательном пространстве – это вопрос осмысления пространства без «железных обручей». Необходимо понимать, что, во-первых, базой единого или общего образовательного пространства является доступность качественного образования для каждого. Другое понимание единства – как связности, обмена смыслами, кооперации. Человеку, тем более растущему, важно понимание связности, включенности его в организованные сети.

Единое образовательное пространство – не как обруч, надетый сверху, а связность и кооперация в пространстве.

Продолжая дискуссию, Александр Адамский предложил обсудить показательный факт появления в разных школьных образовательных системах схожих тенденций, когда в разных странах педагоги обсуждают схожие проблемы. Есть внутренние законы в образовании, определяемые характером самой деятельности – универсальностью самой деятельности в образовании: мотивы, средства реализации, оцениваются они по схожим механизмам. Общее есть, и возникает это в силу универсальности деятельности, а не в силу заданных внешних, единых требований. То, что задается внешним образом – убивает суть общего пространства. Возможно ли разумное сочетание внутренней инициативности, активности школ и садов и внешнего регулирования?

Может ли нормативная база стать стимулом для кооперации? Отвечая на этот вопрос, Исак Фрумин подчеркнул, что производство норм и экспансия этих внешних норм ощущается достаточно сильно – деятельность школ предельно регламентирована. Количество регуляторов превращается в карательное ограничение.

Фиксируя две позиции, Александр Асмолов обозначил, что нет противоречий: единство – многообразие, управление единством – управление многообразием. Любая система – это система кооперации и связность, единство – интеграция разных форм и разного рода капитала через сети, символы. Целостность – это пространство, где части приобретают неповторимые индивидуальные свойства. Пока есть симбиоз, связность – есть пространство конструирования универсальных путей.

Без понимания ценностных установок не получится понимания единства. Единое пространство – это сверхсложная система, не гомогенная. Ценностная, этнокультурная и общечеловеческая составляющие идентичности должны быть едины для создания условий развития личности.

Исак Фрумин высказал мысль, что идея множественной идентичности трудна в реализации. Наше общество не готово к переговорам о том, как перейти от одного состояния к другому при разной совокупности идентичностей. При этом связность можно строить на культурных единствах – на математике, например, то есть на языке, который признается всеми: музыка, изобразительное искусство.

В завершении дискуссии Александр Адамский выделил три ключевых вывода:

  • разъединяющая учебная деятельность вредит единству. Необходимо вовлекать детей в интересное общее дело (коллективно-творческие дела), которые могут служить профилактикой переговорности и толерантности;
  • существует два предметных пространства: первое – то, как реально складывается система, второе пространство – рефлексивное, элитно-экспертное, пространство конструирования системы. Важно понимать, насколько велики разрывы между абстрактной конструкцией и существующей реальностью;
  • человек должен сам определять, кто он, либо это он воспринимает как некую данность. Между этими двумя полюсами и играет образование свою роль.

Эржени БУДАЕВА

31 марта 2017 г.

Во всем мире образование базируется на устойчивых национальных и региональных традициях, но при этом оно не стоит на месте, а постоянно находится в движении. Мы не можем и не должны останавливать это движение, но в наших силах определять его вектор. Управляемое движение системы образования ведет к её развитию.

Тема пленарного заседания образовательного форума призвана обратить внимание на значимость двух составляющих развития системы образования:

  • с одной стороны, необходимость формирования единого образовательного пространства как на уровне региона, так и на уровне всей страны;
  • с другой стороны, необходимость создания многообразия возможностей в этом пространстве для развития и самореализации детей с самыми разными способностями и стремлениями.

Сегодня ключевой характеристикой прогресса является рост разнообразия - в этом и заключается в целом логика развития.

При этом мы исходим из нескольких тезисов, которые хотелось бы взять в качестве основы для обсуждения:

Во-первых, задача обеспечения единства образовательного пространства является основополагающей и приоритетной, что закреплено в федеральном законодательстве;

Во-вторых, обращение к сущности понятия «единство» позволяет отметить принципиальную особенность - единое не означает одинаковое - это подтверждается разнообразием региональных систем образования нашей страны;

В-третьих, рассматривая принятые образовательные стандарты, мы считаем важным для каждого региона оптимальное сочетание инвариантной части, то есть собственно содержания стандартов, и возможной вариативной составляющей, которая и отражает особенности региональной системы образования.

Стандарты образования задают основу деятельности всей образовательной системы Российской Федерации. Однако особенности регионов подразумевают возможность и необходимость адаптации общих требований к доступным ресурсам и социо-культурному контексту. Важную роль в этом играют инновации, которые в российском образовании заданы инновационной стратегией Российской Федерации и должны органично вписываться в нее. Это значимая управленческая задача!

«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить будущее», - отмечал известный писатель, гуманист Анри Барбюс.

Безусловно, инновации стимулируют обновление содержания и технологий обучения и нацелены на повышение качества образования. Они должны способствовать реальным изменениям педагогических и управленческих практик, обеспечивая единство образовательного пространства и расширяя возможности выбора детьми разных образовательных маршрутов.

Важно отметить, что в Федеральной целевой программе развития образования в прошлом году появился новый и очень эффективный механизм поддержки инноваций. Я имею в виду те мероприятия, в которых проекты и программы представляют сами образовательные учреждения.

Петербургская школа поддерживает этот формат и принимает активное участие в конкурсных проектах Министерства образования и науки. Это еще одно средство поддержки и распространения инноваций в соответствии с инновационной стратегией.

Активные инновационные процессы в последние годы охватили не только систему общего и профессионального, но и дополнительного образования. Это объяснимо и понятно. Дополнительное образование расширяет возможности основного образования. Включение ресурсов дополнительного образования в индивидуальные образовательные маршруты обучающихся отвечает интересам детей и способствует росту вариативности условий обучения и воспитания. Именно дополнительное образование, его вариативность дает нам возможность правильно мотивировать школьников и, в большей степени, подростков на всестороннюю созидательную деятельность.

Для создания образовательных маршрутов широко используются разнообразные возможности в равной степени как городской среды, так и образовательных учреждений. Нам представляется возможным в современных условиях перейти на новый уровень управления социо-культурными ресурсами в интересах образования. Рассматривая особенности каждого района¸ мы комплексно структурируем образовательное пространство, определяя векторы его развития через оптимальное распределение ресурсов. Например, исторический центр сам по себе является богатой социо-культурной средой, в которую органично вписываются образовательные учреждения. В то же время есть отдаленные от центра районы активной жилищной застройки, в которых именно школы становятся социо-культурными центрами.

Такой подход в управлении формирует своеобразную карту. Она, с одной стороны, демонстрирует распределение ресурсов различной направленности, с другой, может показывать динамику изменений и сама меняться под влиянием различных факторов. В качестве ресурсов рассматриваются учреждения и отделения дополнительного образования, образовательные программы учреждений культуры, научно-познавательные проекты, программы «индустрии детского отдыха и семейного досуга» и другие.

Особое влияние на развитие юных петербуржцев оказывают ведущие высшие учебные заведения нашего города, взаимодействие с которыми расширяет «горизонты» Петербургской школы. В последние годы совместно с вузами было существенно обновлено содержание работы учреждений дополнительного образования, особенно в технической сфере, реализованы многочисленные программы для школьников: подготовка обучающихся к Открытым олимпиадам по кибернетике, проекты «Сквозное образование» и многие другие.

Большое значение для воспитания юных петербуржцев имеет уникальная историко-ку льтурная среда города. Нами накоплен интересный опыт по её использованию в образовательной и внеурочной деятельности. Для этого задействованы ресурсы старейших музеев и театров Культурной столицы: Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра. Своих участников находят уникальные научно-познавательные проекты наших партнеров - «Умникум», «Лабиринтум», «ТрансФорс», «Гранд Макет Россия», программы «Музея воды» и детского города профессий «Кидбург», а также многие другие, которые предоставляют широкие возможности образовательного досуга для всех детей, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Погружение детей с самого раннего возраста в богатую историко-культурную среду Санкт-Петербурга помогает научить их ценить и любить прекрасное, развивает любознательность, интерес к искусству и науке. Интегрируя юного гражданина в это пространство, мы стимулируем его духовный и нравственный рост. Нам представляется чрезвычайно важным, чтобы воспитательная работа не ограничивалась стенами школы, даже если она сама по себе является центром общественной жизни. Ведь в любом населенном пункте есть своя социокультурная среда, которая является надежным помощником в воспитании человека, гражданина и патриота. И ее надо всесторонне использовать. Сегодня мы имеем дело с новым поколением родителей, которое воспитывалось в другой культурной и информационной среде.

И современные дети растут и формируются, ощущая вокруг бо льшую информационную свободу, не всегда позитивную. А значит, влияние социокультурной среды на развитие самосознания детей должно быть созидательным, формировать открытость и ответственность, поддерживать стремление к творчеству.

Еще одной «визитной карточкой» нашего города стало приближение дополнительных образовательных программ к месту жительства ребенка. Для этого созданы 452 отделения дополнительного образования на базе школ, профессиональных лицеев и колледжей. Такое решение, принятое 5 лет назад, позволило сегодня обеспечить доступность дополнительного образования для 88% юных петербуржцев. При этом важно, что более 90% программ реализуются на бюджетной основе, и мы планируем, по поручению Губернатора Санкт-Петербурга , довести этот показатель до 100%.

Анализ состояния дополнительного образования и тенденций изменения спроса на него демонстрируют имеющиеся дефициты и потребность в создании системы «профессиональных проб» для школьников.

Как сказал древнегреческий философ: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». А «профессиональные пробы» нужны как раз для того, чтобы понять - какие именно знания пригодятся ребенку в будущем, что ему на самом деле интересно, в чем он будет силен. У Санкт-Петербурга есть свой уникальный опыт, свое ноу-хау в этой области - по решению Губернатора нашего города в Каменноостровском дворце была создана «Академия талантов» - нетиповое учреждение дополнительного образования, в стенах которого каждый ребенок может попробовать свои силы в самых разных дисциплинах. Заинтересовавшись каким-то делом, он может развивать свои способности уже в других учреждениях дополнительного образования - например, в районных дворцах и домах творчества. Академия открыта чуть более года назад, но первые результаты работы по совершенно новым принципам внушают оптимизм. Десятки тысяч школьников, участвуя в проектах Академии, смогли определиться и получить импульс к дальнейшему развитию своих способностей. В ближайшем будущем мы планируем использовать накопленный опыт при создании нового не имеющего аналогов в мировой практике Городского дворца науки и техники школьников.

Кроме того, в контексте профессиональной ориентации школьников мы считаем необходимым выработку на уровне региона нового подхода к организации этого процесса.

В рамках планирования и организации инновационной деятельности на последующие годы мы ставим перед собой задачу разработки алгоритма работы учреждений по профориентации учащихся 7-9 классов в системе среднего профессионального образования. Кроме того, намечено создание программ профориентационной работы для разных групп обучающихся с учетом их возраста и познавательных интересов.

Школа в целом и дополнительное образование в частности должны реагировать на устойчивые сигналы, которые поступают как со стороны детей, так и со стороны их будущих работодателей. Сейчас в фокусе интереса многих школьников находятся 3D-моделирование, нанотехнологии, «Интернет вещей» и робототехника. И эти же направления востребованы в экономике. Поэтому современным и перспективным подходом в области организации дополнительного образования представляется развитие техносферы.

Комплексные решения по созданию техносферы у нас уже сейчас успешно реализуются в гимназиях №56 и 24, лицеях №30, 239 и 244, школах №169, 619 и других образовательных учреждениях. Что особенно интересно, даже в области высокотехнологичного образования успешно применяются решения, характерные для классической Петербургской школы. Например, при лицее №239 создан интернат для одаренных детей «Формула успеха», в котором постоянно проживают и получают высококачественное образование ребята из других регионов России и зарубежных стран.

Сочетание традиционных и современных подходов приносит свои плоды. По данным исследований Высшей школы экономики, Санкт-Петербург вместе с Татарстаном и Севастополем, является одним из лидеров в России в области развития дополнительного образования технологической направленности. Лучшие разработки и решения наши представлены коллегам в рамках Форума на всероссийской конференции «Новые технологии для новой школы», которая проходит уже в 8-й раз! Эта работа ведется и за рамками Форума: наши проекты и разработки представляются на многочисленных конкурсах и фестивалях, таких как «Робофест», «Иннопром» (Екатеринбург ), «РобоФинист» и многих других. А школьники 10-17-ти лет, в свою очередь, пробуют свои силы на соревнованиях по системе JuniorSkills. Наши школьники принимают участие в чемпионатах и семинарах JuniorSkills в Москве, Екатеринбурге, Вологде и других городах, из которых команды Санкт-Петербурга ежегодно привозят серебряные и золотые медали по основным и презентационным компетенциям. Имеющиеся результаты демонстрируют правильность вектора в развитии российского образования, который сочетает традиции академической школы, прикладной характер обучения и высокие «прорывные» технологии.

Важной характеристикой многообразных образовательных программ является их доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья. Санкт-Петербург полностью сохранил сеть специализированных школ и классов для таких детей, которая сегодня успешно функционирует. Наряду с этим динимично развивается инклюзивное образование. Его развитию способствует реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в рамках которой в нашем городе уже создана безбарьерная среда в 137-ми школах. Среди наиболее успешных практик работы с детьми с особыми образовательными потребностями можно назвать примеры школ №755 «Региональный центр аутизма», №616 «Динамика», №584 «Озерки», школа-интернат №16, школы №232, 522 и многие другие. Их опыт ежегодно представляется на Форуме; не стал исключением и 2017-й год.

Определяя векторы развития образования, о которых говорилось в начале доклада, необходимо периодически сверять курс и отвечать на вопрос: в правильном ли направлении движется система? Поэтому принципиально важно развивать методики оценки эффективности работы учреждений для использования их в практике управления.

Эффективное управление должно основываться исключительно на достоверной информации, на фактах. Их можно получить в результате исследований или в процессе мониторинга. Для максимальной объективности необходим не только внутренний, но и внешний анализ. Это позволяет лучше понимать происходящие процессы и планировать развитие. Исходя из этого, мы на протяжении многих лет поддерживаем участие школ в независимых международных и всероссийских исследованиях, в том числе во всероссийском мониторинге экономики образования. В регионе также проводятся специальные исследования, которые организуют Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр, Академия постдипломного педагогического образования и другие.

Важной категорией любого движения является ориентир, результаты, к которым мы стремимся. Среди целевых установок, которые мы определяем для системы образования, наиболее значимыми являются:

Повышение качества образования;

Повышение качества управления;

Повышение открытости образовательных систем.

Понимание гражданами нашей деятельности и ее результатов является одним из неотъемлемых условий развития. Успешный результат может быть достигнут при объединении усилий семьи, школы и общества. И государство дает возможности для проведения совместной работы - развитие семейной политики, реализация приоритетных проектов, создание комплекса образовательных стандартов и многое другое. Как возможная основа консолидации школы и общества может рассматриваться забота о подрастающем поколении и его будущем.

В заключение хочу отметить, что часть вопросов сознательно не были затронуты в выступлении. Сегодня на заседании они будут представлены в содокладах, которые обобщают итоги обсуждений на более чем 200-х состоявшихся на этой неделе мероприятиях Форума.