Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Жизнь человека меняется с каждым днём. Постоянно создаются инновационные технологии, совершаются какие-то открытия, появляется новая информация. Одним словом, время идёт вперёд. И жизнь также не стоит на месте.

Именно поэтому, те навыки и умения, которые были полезны человеку несколько десятилетий (не говоря уже о столетиях) назад, в настоящее время не то чтобы оказываются совсем ненужными, но теряют свою ценность и актуальность на фоне современно ритма и условий жизни. Есть, конечно же, такие навыки, которые пригодятся человеку в любое время и, так скажем, в любом мире, например, умение общаться, или , и . Но далее мы поговорим именно о тех навыках, которыми должен владеть любой человек, если он намерен развиваться, быть успешным, достигать целей и жить гармоничной, комфортной и полноценной жизнью в современном мире.

Пролог

Сегодня уже практически невозможно себе представить, что наши мамы и папы ещё не знали о том, что такое портативный компьютер или как можно общаться с человеком, находящимся на другом континенте, при помощи сотового телефона. Мы же, в свою очередь, реагируем с доброй усмешкой, когда нам рассказывают о том, что письмо могло доставляться до адресата несколько недель, или мотаем головой, когда слышим, как кто-то проявлял фотоснимки в тёмной комнате при свете красных ламп и при помощи какого-то химического раствора. В это и в самом деле трудно поверить, но всё это было реальностью людей всего каких-то 20-30 лет назад. А сегодняшняя реальность, увидь её по телевизору наши бабушки, воспринималась ими бы как нечто фантастическое и абсолютно нереальное.

Если же попытаться взглянуть на представленную тему с более практической точки зрения, то можно неплохо озадачиться и обеспечить себя пищей для ума на долгое время. Вот куда, например, нужно идти учиться и какую профессию выбирать, чтобы быть уверенным, что «завтра» она не окажется неактуальной и ненужной? Какое давать образование своим детям и как их воспитывать, чтобы они смогли достичь успеха и стали полноценными членами общества, когда вырастут?

Эти и многие другие подобные вопросы сегодня можно назвать просто животрепещущими, т.к. от ответов на них зависит качество нашей жизни в целом. И, если уж мы практики, а не теоретики, если мы хотим быть теми, кто реально способен чего-то достичь, то мы должны быть гибкими, а для этого нужно начать овладевать новыми навыками, которые будут являться современными на протяжении хотя бы нескольких ближайших десятилетий и, вполне возможно, даже дольше.

Но на что же мы должны ориентироваться, чтобы не попасть впросак? Что позволит нам гармонировать с постоянно изменяющимся миром? Согласно мнению авторитетных специалистов по вопросам будущего технологий из Института Будущего (IFTF), расположенного в городе Пало-Альто (Калифорния, США), имеются шесть главенствующих факторов, которые в будущем будут влиять на изменения в мире:

  • Увеличение продолжительности жизни
  • Эпоха глобального развития компьютерных технологий
  • Вычисляемый мир
  • Новейшие разработки в области СМИ
  • Организации, имеющие сверхструктуру
  • Глобализация

Именно эти факторы и являются тем, что обуславливает тот комплекс новых навыков, которыми необходимо владеть человеку в настоящем XXI веке.

Навыки человека XXI века

Итак, есть всего десять базовых навыков, освоению которых нужно посвятить время современному человеку.

Способность к отбору информации

По мере развития и изменений в жизни людей будет появляться всё больший объём информационного «шума». По этой причине очень важно и нужно научиться фильтровать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать. Такое умение подразумевает работу именно над умственным восприятием переработанной информации, что делает возможным успешное развитие человека на социальном уровне.

Способность мыслить нестандартно и гибко

В наше время наиболее эффективные решения многих задач можно найти лишь за границами какой-либо системы. Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Способность понимать смыслы

Если сравнить человека, например, с механизмом, не составит никакого труда заметить, что механизм не обладает способностью к пониманию скрытых смыслов, подтекстов и множества значений получаемого сообщения. Человек же, в свою очередь, способен развивать в самом себе умение распознавать множество «подводных камней» при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на мизерном количестве получаемой информации.

Социальный интеллект

Социальный интеллект, как качество, будет обладать даже большей ценностью, нежели коэффициент интеллекта. Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и . Посредством умелого разделения различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или , можно многократно .

Способность работать с современными средствами массовой информации

Ни для кого не секрет, что в наше время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей, причём, не только развлекательное или, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п.

Универсальность навыков и

Сегодня быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать , т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Помимо этого, такие люди более практичны, ведь они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.

Способность мыслить проективно

Этот навык представляет собой умение и процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении. Кроме того, способность мыслить проективно требует от человека умения ставить задачи в простой форме и взаимодействовать в процессе реализации планов с множеством разных контекстов. Сюда же можно смело отнести умение .

Способность вычислять

Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В мире современности каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действий.

Сотрудничество в виртуальном пространстве

Несложно заметить, что сейчас всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций . И большое значение во всём этом имеет способность человека, как и самих организаций, организовывать процесс удаленной работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета.

Межкультурная компетентность

Как и раньше, знание человеком одного или нескольких является очень полезным навыком. Но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этическими и моральными нормами. К тому же, работников разных национальностей сейчас можно встретить даже в рамках какой-то одной компании, из-за чего межкультурная компетентность является ещё более актуальной.

И, заключая, можно сказать, что многие люди не прилагают никаких усилий к тому, чтобы освоить новые навыки и умения. Они руководствуются не очень верными доводами, размышляя о том, что до будущего ещё далеко, и пока что можно обойтись тем, что есть. В действительности же, будущее уже совсем рядом – он может наступить уже завтра. Поэтому, не стоит откладывать , пока не стало поздно. Сейчас у вас есть все шансы, чтобы шагнуть в новый день с теми умениями, которые в нём пригодятся.

С приходом третьего тысячелетия и XXI века наша планета вступила в очередной, новый этап цивилизационных процессов и научно-технологической революции. Конечно, на первый взгляд, такое явление характерное и обусловлено, в первую очередь, историческими обстоятельствами времени, которые формируют систему нового мировосприятия годами, при смене веков и тысячелетий. Такое свойство усовершенствоваться говорит о том, что человек на каждом отрезке времени прогрессирует в своем развитии и таким образом становится создателем окружающего мира, в котором живет, устанавливает новые законы, не придерживается этих новых законов, рождает новое поколение и в конце концов умирает естественным путем. Эта закономерность должна устраивать каждого человека, при условии, если не будет ни одного посягательства на право мирного и безопасного сосуществования. Но, как видим, в последнее время в мировом содружестве образца XXI века наблюдаются процессы абсолютно противоположные; процессы, которые с каждым разом все меньше гармонизируются и совпадают с законами природы, человеческой морали и даже Всевышнего.

Стремительное развитие новейших компьютерных технологий, науки, техники намного облегчило жизнь человека на Земле: полностью заменило ручной труд, который преобладал в течение веков, на труд технического характера, когда те же руки изготовили средства, которые ускорили производство необходимой продукции. Современному человеку не нужно «вручную» обрабатывать землю, добывать огонь и топливо, шить одежду и конструировать средства передвижения. Когда-то, в старину, изобретение воздушного шара, самолета, поезда, автомобиля, телефона, радио и телевидения было чем-то чрезвычайным, непонятным, удивительным. Теперь все эти вещи настолько вошли в быт каждого, что мы даже не замечаем их вокруг. Причина только одна - человечество перевернуло новую страницу истории, где широкую популярность приобрели материальные и технические ценности, а такие вещи, как мораль, вера, любовь и мир, отходят на задний план. Человека XXI века отождествляют с массовой компьютеризацией и вооружением, клонированием, развитием терроризма, материальным обогащением, жаждой власти и войны. Чего следует ожидать после ста лет такого способа жизни? Ответ однозначный: человек собственными руками уничтожит себя и все живое на планете!

Мы перестали читать книги, посещать библиотеки, музеи, театры и кинотеатры, мы забыли о настоящих, натуральных человеческих чувствах и эмоциях. Все это мы заменили компьютером и Интернетом, с которыми проводим большую часть своей жизни; не знаем, что такое настоящее живое общение с человеком, настоящие ощущения от прочитанной книги в оригинале, а не на дисплее, от просмотренного спектакля или кинофильма. Это невооруженным глазом не заметно, но человек деградирует в своем культурно-духовном развитии, полностью сливается с техногенной сферой и меняет свой ум, душу и сердце на так называемый «электронный суррогат», который вместо него мыслит и ощущает. Вскоре мы превратимся в роботов или зомби, способных только воспринимать, а не осмысливать информацию. В таком случае человеческая цивилизация предопределена на вымирание, если не успеет задуматься над своими поступками и не сумеет удачно сочетать в себе наилучшие интеллектуальные и духовные потребности.

Недавно приобрело широкую огласку требование американских ученых-медиков об узаконивании и легализации клонирования человека. Я очень рад, что она не нашла поддержки у американского президента и весьма неоднозначно была воспринята мировым сообществом. Сильные мира сего в лице иностранных ученых пытаются в очередной раз посеять вражду между церковью и наукой. Если мы хотя бы частично позволим прогрессировать такому изобретению как клонирование, то подвергнем себя фатальной опасности. Суть этой опасности очень простая: факт естественного появления человека постепенно отходит на задний план, исчезает вера в Всевышнего, распространяется среди общества волна атеизма, а опыты по клонированию известных исторических фигур вызовут угрозу межэтнических и расовых конфликтов.

Теперь никто не удивляется, когда в очередной раз слышит по радио и телевидению или же читает на страницах газет информационные сообщения о массовых террористических актах в различных уголках мира. Слова - «терроризм», «оружие», «кровопролитие» и «война» становятся темами для разговоров не только в узких кругах политической элиты, но и бойко обсуждаются в обществе. События 11 сентября 2001 года в США значительно посодействовали изменениям политической атмосферы мира и в который раз доказали, что ни одно государство в мире, независимо от своего военного или экономического могущества, не защищено перед лицом террора. Человек, которым управляет жажда власти и богатства, не остановится ни перед чем, он берет в руки оружие и идет жестоко убивать других людей. Даже вера в высшие небесные силы не останавливает таких людей, о чем свидетельствуют военные конфликты на «священной земле» - в Ерусалиме и Вифлиеме. Но, как видим, никаких шагов в борьбе с милитаризацией мира со стороны супердержав не делается. Соединенные Штаты, которые «на собственной нации» почувствовали зло террора, продолжают вести агрессивную дипломатическую политику относительно России и стран Ближнего Востока. Тысячи невинных человеческих жертв во время военной антитеррористической операции в Афганистане никогда не послужат оправданием для американского народа и никогда не станут средством искоренения военных настроений в мире.

Если мы и дальше будем позволять материальным ценностям преобладать над культурными и духовными идеалами, то портрет человека XXI века не изменится. Он навсегда забудет о мире и согласии, о добре и любви, о вере и надежде, он погибнет, исчезнет с лица Земли. Он сделает это собственными руками!

Сегодня исследователи общества - социологи, психологи, социальные философы - выделяют в обществе новую движущую силу, инновационный авангард, называемый условно "Люди XXI века"
Конечно, фактически все мы находимся в оном, 21м веке - но оказывается, что в своих представлениях о жизни, в своих жизненных картах значительная часть населения "отстает", по-прежнему продолжает стремиться к привычному жизненному укладу, сформированному десятилетия назад, еще в веке 20-м. И лишь небольшая часть в своих стремлениях и планах, в своем образе жизни соответствует сегодняшнему динамичному времени.
А вы - относите себя к "Людям XXI века"?
Расшифровка радиоэфира

В эфире радио "Говорит Москва" - ведущий Игорь Игорев, а также Павел Лебедев, директор проекта «Мир Интернета» Фонда "Общественное Мнение" и Марк Сандомирский, психотерапевт

И.И. - Кто такие люди XXI века? Как они живут, какие они? Успешных россиян тревожит всепроникающая коррупция, административное давление на бизнес и интеллектуальная деградация России. Они понимают, что страна дряхлеет в социально-экономическом и культурном отношении, но не знают, как помочь ей, а только констатируют факт. Среди людей, которые присутствуют в интернете, выделяется та самая группа людей XXI века. Это люди, которые овладели технологиями, продвинутые люди. Что они думают о себе?

П.Л. – Действительно, пользование информационными технологиями – это одна из неотъемлемых черт современных людей. Тем не менее, в этом исследовании, выделяя людей XXI века, мы понимаем, что некоторые из них пока еще не пользуются интернетом. Люди XXI века – это люди, которые усваивают новые ценности. Соответственно, они рассматривают через них Россию, свою жизнь, устремления и так далее. При этом технологии остаются для них важными. Но у них, на мой взгляд, инструментальное отношение к технологиям.

И.И. – Все прошлые годы проходили под лозунгами «уехать за границу». Довольно долго была очарование Западом. А теперь во всех интернет-сообществах успешные бизнесмены, люди XXI века, считают, что это время прошло. Теперь они иначе ориентированы. С чем это связано? С тем, что изменились их ценности, может быть, Запад их не принял, и они, обидевшись, ушли в свою нору?

П.Л. – На мой взгляд, здесь важны 2 тенденции одновременно. С одной стороны, это и стабилизация внутри страны, с другой стороны, мобилизация людей в связи с кризисом. Внутренние вызовы просто переориентировали людей.

М.С. – На мой взгляд, с одной стороны, здесь играет роль жизненный опыт, понимание того, что на Западе не только никто никого не ждет, но и значительная часть искателей лучшей жизни там оказывается в положении граждан третьего сорта. С другой стороны, имеет место психологический защитный механизм, способность объяснить то, что у человека не получается, тем, что это неправильно и не нужно. А то, что у человека есть, признается нужным и хорошим. Можно сравнить Россию и Запад. С психологической точки зрения представления в ваших исследованиях о людях ХХI века – это зеркальное отражение того, что американцы называют поколением Y, поколением Z. Существует определенный возрастной водораздел, граница между людьми, которые родились уже в эпоху компьютеров, интернета, цифровой связи, современных технологий, и людьми, чье детство и молодость прошли в доинтернетную эпоху. Между ними принципиальная разница. Даже когда мы произносим словосочетание «люди XXI века» некоторым нашим радиослушателям это напоминает то, что в советское время можно было слышать о том, какие они будут замечательные, когда наступит рай на земле, то есть коммунизм. Люди ХХI века – это обычные люди, которые с нами живут. Они просто констатируют то положение вещей, которое уже существует на сегодняшний день. Люди, которые с детства, с юности активно пользуются новыми информационными технологиями, психологически отличаются от других поколений. В работе психологов разные поколения отцов и детей в компьютерном смысле называют цифровыми аборигенами и цифровыми мигрантами. Это люди, которые живут в цифровых условиях все время, и люди, которым за 40 лет. Для них новые технологии – это нечто привлеченное позже в их жизнь. Даже привычный способ функционирования мозга у тех и у других отличается. Молодые люди цифрового поколения, люди ХХI века, более рациональны, более логичны, несколько менее эмоциональны. Поэтому они планируют свою жизнь. В ваших исследованиях показано, что люди кроме активного использования новых технологий отличаются склонностями к финансовому планированию, планированию своей жизни, разумным отношением к своему здоровью, поиском нового стремления к разного рода изменениям, совершениям, инновациям в жизни.

И.И. – Это и есть средний класс, который не называется, а присутствует. Он назван людьми ХХI века. Что инновационного в том, что эти люди пользуются новой техникой, что нового в потребительском заделе, который сейчас есть? Они же придумывают себе жизнь. А слишком широкое использование интернета говорит о том, что жизнь меняется постоянно. Постоянно идет прогресс, но в стране ничего не меняется веками. Создается впечатление, что идет рост, человек постоянно движется, совершенствуется. Но это только наносное, в жизни это не происходит, все это остается только в виртуальном мире. Может быть, здесь кроется главная ошибка в понимании людей ХХI века?

П.Л. – На мой взгляд, когда мы говорим о людях ХХI века, надо понимать, что люди до этого были людьми ХХ века, ХIХ века. Всегда была активная инновационная группа людей, которые двигают вперед повседневную жизнь, пытаются чего-то добиться, тянут за собой остальную часть общества. Но надо понимать, что технологии, которые во многом виртуальны, уже сильно погружены в реальность. Противостояние реального и виртуального, на мой взгляд, с каждым днем уменьшается. Все это настолько близко к реальному человеческому опыту, что разделить их уже невозможно.

М.С. – Все изменения в образе жизни людей, в их взглядах, ценностях, которые мы сейчас наблюдаем, закономерным образом вытекают из того, что меняется способ организации общества. Речь идет об экономике, производстве. Мы живем во время научной и технологической революции. Общество переходит от так называемого индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. Правда, в некоторых странах, например, в Соединенных Штатах Америки и в Европе этот переход уже произошел, а мы стоим на его пороге. Вы упоминали о среднем классе. Люди ХХI века – это новый средний класс. Его изменение наглядно показывает, как все это происходило. Примерно 50 лет назад люди нынешнего среднего класса были мелкими собственниками. Это была опора общества, заинтересованная в стабильности. Потом представления о среднем классе изменились. 30-40 лет назад главным стал маркетинговый подход. Тогда стало считаться, что средний класс – это люди, которые имели такой уровень дохода, который выше, чем у малообеспеченных, но не позволяет дотягивать до высших слоев. Кто же стал средним классом? Это те люди, которые являются представителями наиболее востребованных профессий. Они связаны не с производством, не с сельским хозяйством, а с информацией. Речь идет о компьютере, интернете, обработке цифр разными способами.

И.И. – Когда такой человек едет на буровую установку, у него ничего не получается, нет сигнала, 2 часа отправляется одно сообщение. Так средний класс заканчивается. Это остается только в мегаполисах, в цивилизации. Если чуть-чуть отъехать, ничего не ловится.

П.Л. – Вы правы, пока это так. Но с этой точки зрения у нас мало что меняется в экономике, производстве, социальной сфере. Но в отношении информационных технологий, средств связи все меняется быстро. Здесь нет принципиальных проблем и сложностей. Вернемся к тому, как люди в советское время представляли себе будущее. Слова о том, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме, произнесенные 50 лет назад, не осуществились. Но были и слова о том, что нынешнее поколение людей будет жить в период сингулярности. Это время не за горами, компьютеры станут умнее человека. К этому все идет, технологии развиваются очень быстро. Те изменения, которые происходят в сознании, в поведении, отражают этот процесс.

И.И. – Почему так происходит? Что предлагают эти люди? Они сидят в «Одноклассниках», ничего больше не любят.

М.С. – Нельзя сказать, что они не знают, как помочь стране. Как показывают наши исследования, они пытаются начать с себя менять мир, помогая себе, своим ближним. Делая небольшой вклад в развитие общества и своего окружения, они фиксируют большое количество социальных проблем. Среди них они чаще всего указывают на проблемы, связанные с развитием экономики, общества, борьбы с коррупцией и так далее. Это проблемы, которые, по мнению населения, очень значимы. Эти люди нацелены на какие-то достижения, они актины. Они начинают с себя, потому что им так проще менять что-то.

П.Л. – Это только одна сторона медали. Новое поколение людей ХХI века, новый средний класс, информационное общество наряду с достоинствами имеет и характерные черты, которые можно назвать недостатками. С одной стороны, они более практичны, с другой стороны, они более индивидуалистичны. В них ярче применяется принцип, по которому каждый сам за себя. Поэтому они все начинают с себя. Нереально с их точки зрения, что-то сделать. Эта точка зрения является преобладающей. У них несколько иное стремление к знаниям. С одной стороны, есть постоянная жажда нового, поиск информации в интернете. Но чем больше этой информации накапливается в наш информационный век, тем сама информация все больше обесценивается.

(Подробности интервью слушайте

Мы перестали ходить пешком по улицам, общаемся с друзьями только с помощью Интернета, а спонсором просмотра заката солнца является телеканал. Лечение насморка, которое мы доверяем докторам, стоит нам денег. А ведь ранее у людей такого материального базиса не было, и лечение насморка происходило с помощью народной медицины.
В XXI веке мы себе просто не можем представить большинство из того, что нам рассказывают родители: очереди за сыром и мясом, которое было на прилавках магазинов только в ограниченном количестве, возможность отдыхать только на территории своей страны, дефицит одежды и так далее. Сейчас мы имеем возможность беспокоиться, по сути, только о своем финансовом положении. Ничего сложного на первый взгляд нет - просто хорошо работай и зарабатывай на любые свои потребности.
Получается, что, с одной стороны, в подобном прогрессе нет ничего плохого - нам стоит просто хорошо делать свое дело и повышать уровень доходов.
Однако данный прогресс влияет на изменение человеческой сущности. В критической ситуации мы остаемся совершенно беспомощными. Уволили с работы - мы, по сути, лишились средства пропитания. Отключили дома свет - наша техника не работает, и мы чувствуем себя одинокими и брошенными. Нет интернет-связи - мы не можем заказать себе доставку еды из ресторана. Мир меняется, меняются люди, представления о смысле жизни, о добре, о поколениях. Жить в настоящем мире очень опасно и даже вредно. Люди настолько озлобились, стали нервными и эгоистичными. Сейчас мало людей с доброй душой и сердцем, их единицы. И вот такие единицы иногда заставляют задуматься над смыслом прожитого, над смыслом жизни.
Человек XXI века стал более материалистичен, для него становится все меньше запретов и тайн, но больше возможностей и выбора. Увеличился кругозор, теперь планета не кажется бесконечной, активно изучаются космос и микрокосмос. А теперь уже цифровые нанотехнологии способны создать жизнь, вчера кажущуюся фантастической.
В быстро меняющемся мире человеку необходимо постоянно находиться в движении, поиске самосовершенствования. Если человек не справляется - он уже не в числе первых, возникают проблемы - в итоге депрессия и страхи за завтрашний день. Нестабильный и быстроменяющийся мир, большой поток противоречивой информации - вот один из факторов, оказывающих сегодня влияние на моральное состояние человека и общества.
Но это все про взрослых, осознанно думающих людей, а что же современные дети? Дети, родившиеся в самом начале века, в так называемые нулевые годы, про них сейчас много пишут и рассуждают. Часто мы слышим «ребенок индиго», и понятие «индиго» знакомо всем. Но все ли современные дети обладают качеством индиго? А если не все, то почему? Для меня ответ в том, что главное отличие начала тысячелетия - это максимальное число степеней свободы. Нет жестко закрепленных условий, все гибко, подвижно, непредсказуемо. И в этом подвох. Ведь маленькие дети с непредсказуемыми возможностями, воспитанные родителями, бабушками и дедушками, так же непредсказуемо будут проявлять ценности периода времени XX столетия.
Все вышесказанное и можно считать ответом на поставленный вопрос. Я уверена, что среди нас нет нервных и эгоистичных, озлобленных современных людей XXI века. Ведь наша профессия не позволяет нам быть такими.
Бернард Шоу однажды сказал: «Я уверен, что если бы пришлось выбирать: жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине».
На мой взгляд, педагоги самые нормальные и здоровые люди XXI века!

Лариса КИСКИНА, председатель Совета молодых педагогов ЗелАО

В современном обществе укрепляются позиции телесной оболочки человека как объекта изучения для многих наук: анатомии, биологии, физиологии, генетики, психологии, антропологии, философии, культурологии.

В отличие от всех иных исторических периодов, когда чуть ли не единственными способами познания тела являлись созерцание и осязание, сейчас возможно проникновение на молекулярный и генетический уровни функционирования.

С одной стороны, человеческое тело перестает быть тайной: оно практически "на ладони" у ученых - под микроскопом, в томографе, под рентгеновскими лучами.

С другой стороны, вопрос об отношениях между телом и психикой, телом и обществом с его нормами и правилами, телом индивидуальным и телом коллективным остается до сих пор открытым и дискутабельным.

Теперь тело является не только объектом коммерческого и потребительского интереса, но и сферой приложения сил по сохранению здоровья, физической формы, внешней привлекательности.

Индустрия красоты и моды по всему миру вкладывает значительные финансовые средства в продвижение "образцов для подражания": изображения "эталонной" внешности.

В связи с этим приобретают большую популярность разнообразные процедуры, направленные на совершенствование внешнего облика.

Любое вмешательство и нарушение целостности тела, добровольное или нежелательное, оказывает сильнейшее влияние на сохранность психики индивида.

Развитие и внедрение инновационных технологий в теоретическую и практическую медицину порождает сложные философские и этические проблемы: статус эмбриона и клонированного тела, генетические эксперименты по созданию "идеальных людей", искусственное выращивание и трансплантация органов, смерть и эвтаназия.

Современному обществу стоит осмыслить в новом контексте разнообразные философские вопросы, касающиеся тела, сознания, самоидентичности.

Век информационных технологий поставил человечество перед рассмотрением одной из самых объективных и насущных проблем - информатизацией тела.

Согласно предвидению ученого и теоретика искусственного разума Рэя Курцвайля, "к концу XXI века утратится четкая разница между людьми и роботами.

В конце концов, какая разница между человеком, который усовершенствовал свое тело и мозг с помощью вычислительных и нанотехнологий, и роботом, который разумом и чувствительностью превосходит своих человеческих создателей?".

Теории информационного пространства и искусственного интеллекта приводят, по мнению М.Н. Эпштейна, к обезжизневанию тела - "семиотизация и девитализация, отношение к телу как к информационной машине, способной симулировать любые биологические функции и превосходить в этом природу".

Если в Средневековье отдаление от тела было обусловлено переключением внимания на духовную составляющую, а в во времена Ренессанса тело воспринималось как механизм, то в современном мире сходные процессы являются продуктом развития информационных технологий, переходом к жизни в киберпространстве.

Так называемая перспектива пост-телесной цивилизации ставит именно перед философией задачи ценностно-смыслового сбережения человеческого тела и внешности.

Таким образом, в современной науке и общественном сознании тело может быть проанализировано в следующих контекстах: как предмет информационной или биогенетической расшифровки и трансформации; как предмет культа и подражания, торговли и профессиональной деятельности.

Внешний облик человеческого тела изначально задан генетической информацией, переданной от родителей, и максимально индивидуален.

То есть внешность - это самый первый и очевидный индивидуализирующий признак.

Каждому человеку под силу определенным образом влиять на свой внешний облик с помощью различных процедур.

Мотивация таких поступков многоаспектна: выразить характерные черты личности; определить себя относительно социальной или религиозной группы; добиться уважения и принятия; соответствовать эталонам красоты и привлекательности.

Отношение к человеческой телесности - вопрос, терзающий умы философов, культурологов, психологов, историков, антропологов на протяжении тысячелетий.

Можно сказать, что тело человека как особый объект научного и общественного интереса прошло долгий путь, познав и унижение, и превозношение, и стандартизацию.

Если к прекрасному и красивому философы, культурологи, историки и художники обращались достаточно часто и, соответственно, проследить историю эстетической мысли довольно просто, то с безобразным дело обстоит сложнее - о нем всегда упоминали вскользь, нехотя.

Поэтому предполагается, что у истории уродства есть нечто общее с историей красоты, ведь их можно рассмотреть как две стороны одной медали.

Понятия прекрасного и безобразного определяются относительно конкретной культуры и конкретного исторического периода.

Причем, как бы ни изменялись представления относительно времен и культур, умы людей поглощала идея найти общий знаменатель - определить красивое и уродливое относительно неизменного вечного образца.

Однако исследовании в области психологии внешности и красоты принесли необычные результаты: в современном мире, несмотря на тиражируемые эталоны внешней привлекательности, объективных идеалов не существует, есть только субъективные представления конкретных людей.