Конспект непосредственной образовательной деятельности по фгос. Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по фгос. Для детей средней группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание»
Для детей средней группы.
По теме: «Чудеса природы».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность». «Социализация»
Форма НОД — групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы : игровой, наглядный, словесный.
Оборудование и материалы : цветная бумага, клей, кисточки, листочки средства ИКТ.
Используемые технологии : здоровье сберегающая, игровая, икт.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; чтение рассказов о природе, рисование «Волшебное дерево», лепка «Грибы»
Планируемый результат :
Ребенок проявляет любознательность, наблюдательность. Различает грибы съедобные, несъедобны, деревья. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к природе.
Задачи непосредственно образовательной дельности :
Образовательные:
— расширять представления детей об охране природы.
— закрепить правила поведения в природе.
— дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Развивающие:
— развивать у детей познавательные интересы, наблюдательность.
— развивать воображение, образное восприятие, творчество.
Воспитательные:
— формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
— воспитывать любовь к родному краю.
Ход непосредственно образовательной деятельност и.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто это? А где он живет? (ответы детей).
Старичку-Лесовичку очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста.
Слайд № 2. Как называется это дерево? Какое время года? Полезны ягоды рябины?
Слайд№3. А это что за дерево? Расскажите о нем? Какое оно хвойное или лиственное? На какое дерево похоже (ответы детей).
Дети рассматривают изображения разных деревьев, называют их. Из чего состоит дерево? Какую пользу приносят деревья?
Воспитатель: - Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).
Дидактическая игра: С какого дерева листик?» Воспитатель: - А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-Лесовичка и попробуйте их разгадать:
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(волнушки)
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат - для малых ежат. (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …(мухомор).
Дети рассматривают и называют грибы.
Воспитатель: А где растут грибы (на пеньке, на стволе деревьев на земле). Гриб мухомор какой он: съедобный или ядовитый? А кто из животных любит мухомор? (Лось).Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько чудес хранит лес. Мы должны оберегать его.
Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей)
(не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель: - Дети, расскажите, пожалуйста, поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса - не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Воспитатель: Молодцы! Давайте сделаем подарок Лесовичку, предлагаю Вам сделать коллективную работу по вашему выбору.
Коллективная работа (аппликация) - «Деревья, грибы, ягоды».
Воспитатель: - Спасибо тебе, Старичок – Лесовичок за чудеса в твоем лесу. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наши работы. До свидания, приходи к нам еще!
«Познавательное развитие»:
И его разновидностями. . Побуждать детей к познавательной активности, наблюдательности. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»:
Изобразительной деятельности;
«Физическое развитие»:
Оборудование для педагога:
Оборудование для детей:
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
|||
Дети сидят на ковре. Воспитатель: Ответы детей. Воспитатель: Катя: Воспитатель: |
У педагога кукла Катя |
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Воспитатель: Ответы детей. Из мыла Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель |
Познавательное развитие |
Групповая, словесный (вопросы к детям) |
тазик с водой |
||
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Воспитатель Воспитатель: Физкультминутка |
Физическое развитие |
Групповая, практический (упражнения) |
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле |
Развитие крупной моторики |
|
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
на двух ногах) Весело поскачем мы. Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Ответы детей: подарок. Воспитатель: Конечно, подарок. |
Познавательное развитие |
Групповая, практический (опыт) Дыхательная гимнастика |
Познакомить детей со свойствами мыла Развитие интереса к различным видам |
||
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Познавательное развитие |
Подгруппы продуктивная деятельность Использо-вание ИКТ |
пузыри, ватманы |
изобрази- тельной деятельности |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Групповая, словесный (вопросы к детям) сюрпризный момент |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе
по теме: «Праздник для друга»
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
Задачи ОО в интеграции: «Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым
«Речевое развитие»:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Обогащение словарного запаса
«Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
«Физическое развитие»:
Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле
Предпосылки учебной деятельности:
Развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, приучение детей слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.
Оборудование для педагога: Кукла Катя, мультимедийная установка с презентацией «Шоу мыльных пузырей», мыло жидкое и твердое, аппарат для мыльных пузырей, магнитофон, песня группы Барбарики «Мыльные пузыри», два тазика с водой, деревянная палочка, краски
Оборудование для детей: ватманы, формочки для мыльных пузырей, стаканчики
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Дети сидят на ковре. Воспитатель: Здравствуйте, дети. У меня сегодня замечательное настроение. А у вас? Ответы детей. Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет. Да это же наша кукла Катя. Катя, почему ты плачешь? Катя: У моей подружки Маши сегодня день рождения, и я хотела сделать ей сюрприз, и принести на праздник мыльные пузыри. Но в магазине все пузыри закончились и теперь я не знаю что делать. Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь Кате? Как? |
Социально- коммуникативное развитие |
Групповая, игровой (внезапное появление игрушки) |
У педагога кукла Катя |
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым |
Развитие эмоционального вовлечения в действия с игрушками |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, где можно взять мыльные пузыри? Ответы детей. Купить, попросить, сделать. Воспитатель: Сделать самим – это хорошая идея. А из чего можно сделать мыльные пузыри? Ответы детей. Из мыла Воспитатель: Да, из мыла. Ребята, а где мы с вами сейчас можем взять мыло? Где мы им пользуемся? Ответы детей. Воспитатель: Ксюша, принеси, пожалуйста, мыло из туалетной комнаты. Дети трогают, нюхают мыло. Воспитатель: Ребята, какое мыло, когда оно сухое? Ответы детей: гладкое, душистое, розовое, белое, желтое, и т.д. Воспитатель: А каким станет мыло, если его намочить? Дети опускают мыло в тазик с водой. Ответы детей: скользкое, выскальзывает из рук. Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму. Мы с |
Познавательное развитие |
Групповая, словесный (вопросы к детям) |
тазик с водой |
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновид-ностями. Совершенс-твовать восприятие детей путем активного использования органов чувств |
Умение владеть активной речью, включенной в общение; умение обращаться с вопросами и просьбами, понимая речь взрослого. Умение использовать культурно фиксированные предметные действия. Закреплять знание детей о мыле |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
вами посмотрели твердое мыло, а еще мыло бывает жидким. Воспитатель: А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы детей) Воспитатель : Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. Воспитатель: Ребята, а подскажите, когда нужно мыть руки? Ответы детей: после улицы, посещения туалета, перед едой Физкультминутка Мыло в руки мы возьмем, (дети берут в руки импровизированное мыло) Кран с водой откроем. (имитация открывания крана) Щечки, шейку мы потрем, (ладошками трут щеки, шею) Личико умоем. (имитируют умывание) Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши) Мы намылим ножки, (топают ножками) Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя) И друг другу улыбнемся. (улыбаются) А теперь, как мячики (прыгают на месте |
Физическое развитие |
Групповая, практический (упражнения) |
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле |
Закреплять навыки самообслужи-вания Развитие крупной моторики |
|
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
на двух ногах) Весело поскачем мы. Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами сделать мыльные пузыри? Воспитатель приглашает детей к столу, просит в один тазик с водой налить жидкое мыло, в другой тазик положить стружки твердого мыла и обращает внимание на то, что жидкое мыло растворяется быстрее. Предлагает детям при помощи формочки для пузырей выдуть мыльные пузыри. Воспитатель: Ребята, какие молодцы. Мы помогли Кате сделать мыльные пузыри. Воспитатель: Ребята, а что же ждет именинник на свой день рождения? Ответы детей: подарок. Воспитатель: Конечно, подарок. Хотите помочь Кате сделать подарок своими руками? Нам с вами понадобятся ватман, мыльные пузыри, которые мы с вами сделали, |
Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие |
Групповая, практический (опыт) Дыхательная гимнастика |
Тазики с водой, жидкое мыло и стружка твердого мыла, деревянная палочка Формы для мыльных пузырей, мыльные |
Познакомить детей со свойствами мыла Развитие интереса к различным видам |
Умение играть в игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
формы для мыльных пузырей, краски. Саша, возьми форму для пузырей, подуй на формочку. Давайте посмотрим: пузырь прозрачный и его не видно на бумаге. Попробуем добавить красной краски. Даша, помоги мне, надуй пузырь. (так проделать с тремя видами красок) Дети делятся на подгруппы и делаю картины, выдувая мыльные пузыри на ватманы. Воспитатель: Какие вы молодцы, какие замечательные картины у нас получились. Катя: Спасибо ребята, вы сегодня мне так помогли. Просмотр фрагмента видео «Шоу мыльных пузырей» |
Познавательное развитие |
Подгруппы продуктивная деятельность Использо-вание ИКТ |
пузыри, ватманы У педагога мультиме-дийная презента-ция «Шоу мыльных пузырей» |
изобрази- тельной деятельности Воспитывать желание и умение взаимодейс-твовать со сверстниками при создании коллективной работы Побуждать детей к познаватель-ной активности, наблюда-тельности |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? О чем разговаривали? Что вам больше всего понравилось? Воспитатель включает аппарат для мыльных пузырей, песня группы Барбарики «Мыльные пузыри», дети веселятся |
Социально- коммуникативное развитие. |
Групповая, словесный (вопросы к детям) сюрпризный момент |
Магнито-фон, музыка, аппарат для мыльных пузырей |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект НОД «В гостах у сказки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2 . Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.
3 . Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно.
Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени.
Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10 -15 задач. Пяти, максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание.
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать – «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на три группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет две группы задач: развивающие и образовательные.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Любая образовательная деятельность по ФГОС ДО должна быть развивающей.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации . В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Памятка в оформлении написания конспекта непрерывной образовательной деятельности в ДОУ (2 вариант)
В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.
Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Этапы работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.
Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Титульный лист:
Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации:
группа, подгруппа.
Цель:
конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи:
образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов
: (если есть)
Предварительная работа
: (если проводилась)
Оборудование и материалы
: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)
Титульный лист:
название ДОО
возрастная группа
Ф,И.О. педагога полностью
Должность
Возрастная группа детей
Номер группы
Название и номер детского сада
(населенный пункт и год написания)
Лист
Тип НОД: ( занятия по сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).
Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Тема НОД:
Возрастная группа детей:
Программное содержание:
1. Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????
2. Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
3. Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ
Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.
Необхолдимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Раздаточный материал:
Предшествующая работа воспитателя:
Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Структура и методические приемы НОД:
1. Вводная часть – 3 мин. Например:
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т.д.
2. Основная часть – 15 мин. Например:
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т.д.
3. Заключительная часть – 2 мин.например:
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия
Организация детей на НОД:
Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Как правильно разработать конспект
непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный и общий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Памятка в оформлении написания конспекта
непрерывной образовательной деятельности в ДОУ
В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
- сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
- раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
- продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
- проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.
Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Этапы работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.
Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Титульный лист:
Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации:
группа, подгруппа.
Цель:
конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи:
образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов
: (если есть)
Предварительная работа
: (если проводилась)
Оборудование и материалы
: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)
Титульный лист:
название ДОО
возрастная группа
Ф.И.О. педагога полностью
Должность
Возрастная группа детей
Номер группы
Название и номер детского сада
(населенный пункт и год написания)
2 лист
Тип НОД: ( занятия по сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).
Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Тема НОД:
Возрастная группа детей:
Программное содержание:
- Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????
- Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
- Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ
Словарная работа:
Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.
Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предшествующая работа воспитателя:
Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Структура и методические приемы НОД:
- Вводная часть – 3 мин. Например:
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т.д.
2. Основная часть – 15 мин.
Например:
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т.д.
3. Заключительная часть – 2 мин.
Например:
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия
Организация детей на НОД:
Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.