Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.

Объем основных фондов за 1990 - 1999 годы в научно - технической сфере снизился более чем в три раза.

Уровень инновационной активности (доля инновационно - активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.

Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

Реформирование научно - технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:

объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

передать часть научных организаций в ведение регионов;

акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.

Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.

Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.

Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.

В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:

информационные технологии и электроника;

производственные технологии;

Перестройка экономического механизма, широкомасштабное распространение принципов хозрасчета на предприятиях и в организациях во второй половине 1980х гг. существенно повлияли на положение научных организаций. Была сделана попытка внедрения экономических методов в управление наукой: исследования и разработки стали рассматриваться как товар, были расширены права научных организаций в выборе тематики и направлений исследований, использовании собственных финансовых ресурсов, установлении договорных цен на научнотехническую продукцию и услуги.
В целом расходы на научную сферу в 1989 г. по сравнению с 1986 г. увеличились в 1,5 раза, однако результативность, инновационная активность, технический уровень образцов новой техники продолжали снижаться: число впервые использованных изобретений сократилось на 21%, а число созданных образцов новой техники - на 34%, удельный вес разработок, соответствующих уровню лучших зарубежных аналогов, снизился с 33,9% до 24,4%.
Не смогли продемонстрировать свои преимущества и созданные во второй половине 1980х гг. межотраслевые научнотехнические комплексы (МНТК), задуманные как новая прогрессивная форма интеграции науки и производства, ориентированная на сокращение цикла «разработка - создание - распространение» новых видов техники, технологий и материалов.
новых видов техники, технологий и материалов.
По ведомственной подчиненности МНТК подразделялись на академические (12% от общего количества), отраслевые (61%) и комплексные двойного подчинения (17%). В МНТК
«Микрохирургия глаза», например, находилось около 50 организаций 15 министерств и ведомств (Минздрав, Минприбор, Минхимпром, Академия наук и т.д.). Поставки сырья и деталей для опытноэкспериментального завода по производству оптических приборов и инструментов осуществляли более 70 предприятий. Научнотехнические приоритеты разрабатывала головная организация - НИИ микрохирургии глаза. Экспертная оценка уровня разработок МНТК «Микрохирургия глаза» свидетельствует об огромном потенциале этого коллектива: 75% разработок соответствовали мировому уровню, 20% - превышали его.
МНТК были нацелены на получение конкретных практических результатов. Так, МНТК «Антикор» разрабатывал технологии с использованием нетоксичных электролитов в гальваническом производстве; МНТК «Робот» предполагал создать опытный образец робота для работы на автоматизированных заводах, МНТК «Геос» внедрял в производство компьютеризированные технологии геологоразведочных работ.
МНТК и другие научные организации, возникшие в конце 1980 гг. (инженерные центры, внедренческие организации, научнотехнические кооперативы, технопарки), обладали огромным потенциалом, но существовал ряд ограничительных факторов, которые сводили на «нет» усилия инициативных организаторов. Так, инфляция 19891990 гг. привела к значительному сокращению спроса предприятий на научнотехническую продукцию. Отрицательное влияние на процессы, происходящие в науке, оказало нарушение плановой системы распределения материальнотехнических ресурсов. Для предприятийпоставщиков оказалось более выгодным производство товаров массового спроса, а не уникального и трудоемкого лабораторного оборудования. Изза сокращения импортных поставок научные организации испытывали острую нужду в химических реактивах и уникальных приборах, составлявших основу новых технологий.
Ситуация еще более осложнилась после принятия в 1991 г. Закона РСФСР о предприятии и предпринимательской деятельности. В результате из научнопроизводственных объединений начали выходить опытноэкспериментальные базы, нарушив тем самым единый научнопроизводственный цикл. Отсутствие правовой защиты интеллектуальной собственности стимулировало бесплатную, нерегулируемую приватизацию результатов интеллектуальных разработок, исполненных в государственных учреждениях.

Деструктивные процессы в науке усугубил Закон о налогах на прибыль предприятий (1991 г.), который лишил научнотехнические организации возможности обновлять материальнотехническую базу и проводить исследования за счет собственных средств.
С распадом СССР были нарушены сложившиеся связи и контакты, разрушено целостное научное пространство. Многие передовые институты, проводившие исследования в области фундаментальной науки, уникальные научные установки (космодром Байконур, Крымская и Армянская обсерватории) оказались вне территории России.
В условиях формирования новой российской государственности у ученых сохранилась возможность для реализации своих творческих способностей. А принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации заложила правовую основу прав и свобод граждан, отношений собственности, предпринимательской деятельности.
Централизованный заказ на выполнение исследований и разработок постепенно стал заменяться рыночной системой формирования спроса, повысилось влияние промышленных ассоциаций, предприятий, местных органов власти.
В 1990е гг. российская наука получила реальные шансы выйти на международный рынок технологий. Ученые из России стали принимать участие в международных проектах, многие из них работали по контракту за рубежом. В стране были созданы научнотехнические предприятия с участием иностранного капитала.
В соответствии с классификацией, принятой в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в структуре научного потенциала РФ можно выделить четыре основных сектора: государственный, предпринимательский, высшего образования и частный бесприбыльный. В государственный сектор (57,8%) входит более 1000 научных организаций, в том числе Российская АН. Институты РАН остаются традиционно ведущими центрами фундаментальных исследований мирового значения.
Предпринимательский сектор (29,4%) состоит из более чем 2300 рыночно ориентированных научных организаций, специализирующихся на выполнении прикладных исследований и разработок. Формирование предпринимательского сектора связано с процессами приватизации, выходом многих отраслевых научных организаций из прямого подчинения министерствам и ведомствам, вступлением в промышленные ассоциации, концерны, технопарки. В этом секторе занята почти четверть научных кадров страны.
Лишь в 54% российских вузов в 1996 г. проводились научные исследования и разработки, поэтому сектор высшего образования в общей структуре научной сферы страны составляет чуть более 12%.
Новым для России является частный бесприбыльный сектор науки (0,2%). Число входящих в его состав научных организаций пока еще незначительно. В 19911995 гг. возникло более 60 новых общественных академий наук, многие из которых имеют региональные отделения и объединены в Союз научных обществ.
Основным источником финансирования науки остаются бюджетные средства, большая часть которых расходуется на так называемое базовое финансирование. Бюджетные ассигнования на эти цели в 1995 г. составили 462 трлн рублей (около 80% их общего объема). Стремление компенсировать инфляционное удорожание стоимости жизни потребовало экономии материальных затрат. Продолжающийся при этом рост цен на оборудование и материалы, тарифов на тепло и электроэнергию, коммуникационные услуги, аренду и охрану помещений привел к тому, что научные организации практически прекратили приобретение приборов, реактивов, научнотехнической информации.
Примерно треть совокупного бюджета гражданской науки приходится на академические институты и вузы, из них почти 25% получают институты РАН, уступая лишь научным организациям оборонного комплекса. Распределение осуществляется по 18 направлениям, среди которых: исследования в области физики и астрономии, общей и технической химии, информационных технологий, работы общественнополитического и экологического профиля и т.д.
Научнотехническая сфера стала менее зависима от государства и администрации. Российские ученые получили гарантии защиты авторских прав на создаваемые ими интеллектуальные продукты: они могут получать автономное финансирование из негосударственных источников для проведения исследований по избранной тематике.
Все большее распространение получает конкурсное распределение бюджетных средств, которое осуществляют созданные в последние годы фонды поддержки науки (Российский фонд Фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере). Средства распределяются в виде грантов для финансирования научных проектов, осуществляемых небольшими коллективами или отдельными учеными, а также для развития материальнотехнической базы и информационных систем, издательской деятельности, организации научных конференций и экспедиций, для создания центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием.

С 1995 г. в РФ начала действовать программа экстренной поддержки ведущих ученых, с 1996 г. - конкурсы с целью оказания поддержки ведущим ученым и научным школам. В 1995 г. на реализацию перспективных научнотехнических проблем, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы, направлено около 20% всех ассигнований, выделенных федеральным бюджетом на науку.
Поддержка принципиальноважных направлений в развитии науки и техники способствует постепенной концентрации ограниченных бюджетных ресурсов на ключевых проблемах. А распределение по приоритетным направлениям через систему грантов вносит элемент состязательности, способствует формированию новых рыночных механизмов.
Бесспорным является утверждение, что кадры в научной сфере играют определяющую роль. За годы реформ численность занятых исследованиями и разработками сократилась более чем в два раза. Процесс сокращения численности научных кадров различных категорий носил неравномерный характер. На первом этапе, в 19891991 гг., высвобождение затронуло в большей мере лаборантов и вспомогательный персонал. Это объяснялось попытками сохранить коллективы исследователей и снизить накладные расходы. Сокращение сказалось на эффективности труда ученых, вынужденных совмещать исследовательскую работу с выполнением технических функций.
Сокращение научных и научноисследовательских кадров непосредственно связано с особенностями спроса на рынке труда, наличием широких возможностей для работников науки в сфере предпринимательства. Высококвалифицированные ученые сравнительно легко могли найти высокооплачиваемую, перспективную работу. В условиях, когда задолженности по выплате заработной платы, переводы в режим неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе администрации превратились в массовое явление, многие ученые стали фактически заниматься другой деятельностью. По имеющимся оценкам, доля ученыхсотрудников РАН, постоянно работающих в частных фирмах, выросла в 19921993 гг. с 35 до 45%, а с учетом частично занятых в коммерческих структурах приблизилась к 80%.
Одной из причин сокращения научных кадров является низкий уровень оплаты труда. Уже с начала 1990х гг. сложилась ситуация, когда уровень зарплаты в науке не превышает 75% среднего по стране. Более того, система оплаты труда не стимулирует занятость молодых ученых, поэтому доля исследователей в возрасте до 40 лет в институтах РАН снизилась за 1992- 1994 гг. с 42 до 37%. Примерно 44% докторов наук в РАН - люди пенсионного возраста.
На динамику кадрового потенциала науки существенное влияние оказывает также международная миграция ученых: эмиграция или выезд за рубеж на работу по контракту. Численность эмигрантовученых не превышает 0,5% общего оттока кадров из сферы исследований и разработок, однако это явление затрагивает, как правило, высококвалифицированных и перспективных специалистов.
Участие России в международном научнотехническом сотрудничестве открыло для ученых возможность выезда на работу по контрактам. Если в 19911992 гг. в длительных командировках находилось более 1700 научных сотрудников РАН (2,8% общей численности), то уже в 1993 г. - более 2,5 тыс. (3,1%). Основную часть работающих за рубежом сотрудников составляют специалисты в области общей и ядерной физики, астрономии, общей и технической химии, биологии. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности российских ученых, но в то же время вызывает и определенную обеспокоенность.
В 1990е гг. наблюдалось дальнейшее снижение результативности работы научных организаций. Если в 1991 г. было выдано 52,2 тыс. авторских свидетельств на изобретение, то в 1995 г. - лишь 25,8 тыс. патентов. Экспорт технологий из России многократно уступает по объему ведущим индустриальным странам. Отличительной его чертой является преобладание неохраноспособных видов интеллектуальной собственности, значительно менее ценных с коммерческой точки зрения.
В этих условиях значение государственного регулирования сферой науки имеет первостепенное значение, оказывает неп°средственное влияние на макроэкономические показатели и структуру общественного производства, социальную стабильность, состояние окружающей среды, конкурентоспособность экономики, национальную безопасность и т.д. В современном мире способность общества к прогрессу зависит во все большей степени от его способности к обновлению.
Основой проведения государственной научной политики стали одобренная в 1996 г. доктрина развития российской науки и принятый в том же году Закон о науке и научнотехнической политике. Важнейшими принципами государственной научной политики являются: приоритет отечественного научного потенциала; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни ученых; защита прав и интересов российских ученых за рубежом и т.д.
В переходный от административнокомандной экономики к рыночным отношениям период роль государственного регулирования в сфере науки значительно возросла. Был предпринят ряд мер по поддержке научнотехнического потенциала страны. В постановлении Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научнотехнических разработок» были предусмотрены меры по оздоровлению финансового состояния научных организаций, установлен 3% размер расходов федерального бюджета на научные исследования гражданского назначения, разработана программа инновационной деятельности в регионах.
Следующим шагом по смягчению кризисной ситуации в сфере науки стала разработка «Межведомственной программы мер по регулированию миграции научных и научнотехнических кадров», установление государственных стипендий выдающимся деятелям науки и талантливым молодым ученым, учреждение 100 ежегодных президентских грантов для поддержки исследовании, отсрочка от призыва на действительную военную службу молодых специалистов РАН.
Для правового регулирования сферы науки разработан целый пакет законодательных актов и федеральных законов: «О статусе научного работника», «О научной организации», «О статусе наукограда» и т.д. Вопросам интеллектуальной собственности и патентнолицензионной системы посвящены закон РФ «Об авторском праве», Патентный закон и ряд других документов. Объектами правовой охраны стали научные публикации, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания. В стране создан Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности.
Государство стимулирует научную деятельность также при помощи налоговых льгот, льготного кредитования, финансового лизинга, то есть посреднических операций по ассигнованию средств для выкупа оборудования у производителя с последующей передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Действенной мерой является государственное страхование рискового (венчурного) предпринимательства в обмен на часть акций, гарантирующих участие государства в прибыли в случае успеха проекта. Ряд льгот по инновационной деятельности содержит в себе межвузовская научнотехническая программа «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы».
Основная задача государственной политики - переход от мобилизационного к инновационному типу общества, то есть обществу с установками на изменение, развитие, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы. Определенную роль в этом играют новые общественные организации - Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ.
Б 1995 г. при президенте РФ создан Консультативный совет по научнотехнической политике, основными задачами которого являются: информирование президента о ситуации в иаучнотехнологической сфере в стране и за рубежом; разра°тка предложений о стратегии в данной области и формироание приоритетных направлений; анализ и экспертиза покупающих на заключение президента проектов законодательЬ1х актов по научнотехническим вопросам и т.д. Основным органом, координирующим деятельность миниеРств и ведомств в научнотехнической области, является
Правительственная комиссия по научнотехнической политике. Координацией региональных вопросов занимается Межведомственный совет по региональной научнотехнической политике, проводящий экспертизу проектов, предлагаемых местными администрациями для федерального финансирования.
Изза ограниченности ресурсов, которые общество может выделить на развитие науки, остается актуальной проблема определения государственных приоритетов. Выбор диктуется как мировой практикой, так и спецификой развития страны. В перечень, утвержденный Правительственной комиссий в июле 1996 г., кроме фундаментальных исследований включено семь областей: информационные технологии и электротехника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технология биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Особое внимание уделяется фундаментальным научным исследованиям. В РАН разработаны 19 программ, предусматривающих развитие естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. Обращается внимание, в частности, на разработку перехода к рыночной экономике, решение проблем социального, политического и духовного обновления общества.
Государственная поддержка важнейших научных направлений, коллективов и отдельных ученых дала определенные положительные результаты. В России действуют научные организации, результаты работы которых получили международное признание. В Обнинском филиале Научноисследовательского физикохимического института им. Л.Я. Карпова создан и освоен выпуск эффективных радиофармапрепаратов. В Государственном научном центре «Прикладная химия» разработана соответствующая технология и на ее основе начато производство озонобезопасных хладонов, необходимых для предотвращения разрушения озонового слоя. В Институте биоорганической химии РАН совместно с акционерным обществом «Биопрепарат» активно ведутся работы по созданию генноинженерного инсулина человека, который не уступает импортным аналогам. Институт физики прочности и материа ловедения РАН создал оптикотелевизионный измерительный комплекс, позволяющий прогнозировать разрушение нагрУ" женных конструкций до появления микротрещин. НИИ атомных реакторов создал уникальную технологию эффективной наработки изотопов трансурановых элементов"ме1°"лИаХетСПие;
лнческие свойства удельной активности. Это делает их Заменимыми в ядерной технике, геологии, медицине и дру
ГИХСовЕеменное состояние российской науки позволяет вести ре,ь о наличии потенциальных резервов и надеяться на будущие открытия и достижения.

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

Активная, умеренная или пассивная;

Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

Наиболее характерными чертами этой политики являются:

Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.

Государственная политика в области образовательная – это целенаправленная деятельность государственных органов в области образования. Основополагающие начала, идеи, на которых базируется вся деятельность государственных органов, направленная на эффективное регулирование образовательных отношений, на их развитие, совершенствование, называются принципами государственной политики в сфере образования.

В Законе об образовании провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования (общие принципы):

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» выделяются следующие принципы, присущие сфере высшего и послевузовского профессионального образования (специальные принципы):

· непрерывность и преемственность процесса образования;

· интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

· конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

· государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;

Российское государство провозгласило область образования приоритетной. Основные направления развития образования обозначены в национальном проекте «Образование», первоочередная задача которого – дать системе образования новый стимул к движению вперед.

Реализация проекта предусматривает несколько аспектов. Во-первых, она поможет выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, чтобы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Различные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.


Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

5) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Федеральным законом от 01.12.2007 №308-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в Закон о высшем образовании введена статья 2.1 «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки», которая предусматривает формы такой интеграции:

1) проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации , установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначила необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Она включает 43 позиции, отражающие широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти и к разным уровням государственной власти и управления.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года , определяющая основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, обеспечение экономической самостоятельности, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами модернизации.

В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:

· повышение качества профессионального образования;

· обеспечение доступности качественного общего образования. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

· обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

· создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

· повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

· сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

· создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся;

· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При внедрении нормативно-подушевого финансирования приходится решать одновременно две задачи:

Первая – оптимизировать сеть образовательных учреждений, оптимизировать наполняемость классов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Денег в образовании не так много, чтобы позволить финансировать огромную сеть учреждений с маленьким количеством учащихся. Нужны средства на повышение заработной платы работников образования, на учебные расходы, поскольку от этого зависит качество обучения.

Вторая – не ухудшить финансирование образовательного процесса, сохранить, где это необходимо в силу социально-экономических причин, сеть малочисленных школ (чтобы населенный пункт не «умер», а возможно имел точки роста). Тем более, что в настоящее время принимается много мер по улучшению демографической ситуации (в том числе на селе).

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

В 2005 году была принятаФедеральная программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята

Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных программах, учитывающих социально-экономические, национально-культурные, демографические, экологические и другие параметры региона, области, края и направлены на решение проблем, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. В рамках модернизации российского общества программа нацеливает развитие системы образования на основе современных достижений науки и практики.

· Приоритетный национальный проект «Образование», инициированный Президентом Российской Федерации в 2005 году , включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Национальный проект предусматривает несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования.

Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Однако государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование - лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентноспособным на мировых рынках образовательных услуг.

Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века условно можно назвать Общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит как минимум из следующих частных теорий: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 октября 2000 г. № 751 утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Эта доктрина как правовой документ, который придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, еще не заняла предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития.

Лекция №2

Тема: Образовательное право в российской правовой системе.

Образовательное право и образовательное законодательство, их соотношение.

Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система.

Образовательное право – как отрасль законодательства.

Систематизация образовательного законодательства. Образовательный кодекс РФ.