План работы по самообразованию на тему

«Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

на 2010-2015 годы

Воспитатель: Шамсутдинова Г.Ш.

Начиная работу по самообразованию, я поставила перед собой:

Цель: создать оптимальные условия для ребёнка дошкольного возраста как основы познавательного, интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу по данной теме,изучить педагогический опыт через статьи интернет.

2.Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «

3.Воспитать интерес к играм.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный) 2010-2011 учебный год

Изучение научной, методической литературы,

Закон «Об образовании в РФ»,Конвенция о правах ребёнка,

Анализ и обобщение теоретических данных,

Разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)2012-2014 год

Организация игровых центров

Внедрение в практику полученных теоретических знаний.

Размещение публикаций

Практические выходы, выступления, участия на конкурсах, консультации:

Практические выходы:

Познавательные проекты на темы: «_Моя дружная_семья»для воспитателей МБДОУ,«Чудо эксперименты», «Здоровейка»,«Развивающие игры», «Национальные игры», «В гостях у Витаминки», «Всякое познание начинается с удивления»

«Современные технологии по развитию речи Синквейн.Составление загадок по Нестеренко

Работа с родителями,консультации,родительские собрания:

Консультации: «Какие игрушки необходимы детям», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»,«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка», « Народные игры»; «Поисково-познавательная деятельность», «Игра в жизни детей»

Родительские собрания по темам: « Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности», «Роль игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса детей к предметному миру»

Выступление на обще родительском собрании на тему: «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»

Выступление на районном семинаре на тему: «Взаимное сотрудничество – залог успешного воспитания дошкольника»

Выступление на семинаре-презентации воспитателей МБДОУ на тему: «Использование инновационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Развитие познавательности детей через нетрадиционные техники рисования»

Показ открытых занятий, мероприятий:

Показ театрализованной игры по теме: «На день рождения к Нюше» с участием представителей ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ»

Показ открытого занятия для воспитателей МБДОУ по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Путешествие в научную лабораторию»

Показ открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «Путешествие в мир предметов»

Показ районного занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ теме: «Одуванчик»

Показ открытого районного занятия по развитию речи для воспитателей МБДОУ по теме: «Матрёшки»

Показ районного открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «В гостях у снеговика»

Участие в районных, республиканских, во всероссийских семинарах, конкурсах, мероприятиях:

Участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства размещённых в сети интернет.

Участие в межрегиональном конкурсе образовательных программ и методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий»

Участие воспитанников в открытом межрегиональном интеллектуальном турнире способностей: «РостОК-SuperУм»

Трансляция опыта работы по теме: «Всякое познание начинается с удивления»

III этап (обобщающий)2014-2015 год

Обобщение опыта работы по теме: « Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность »

Практическая работа по теме самообразовани

1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».

3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».

4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

5. Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 г.г.

Должность - воспитатель

ФИО Трубач Елена Владимировна

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) среднее специальное: Саратовское педагогическое училище (окончила в 1994 г.)

Специальность по диплому Дошкольное воспитание; Воспитатель с правом обучения детей иностранному языку.

Когда обучался на курсах повышения квалификации :

    По программе «Современные подходы к обновлению содержания дошкольного образования» в объеме 144 ч. (апрель 2011г.)

    По программе «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (май 2011г.)

    По программе «Деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 78 ч (май 2015г.)

Тема МДОУ «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

Индивидуальная тема «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Когда начата работа над темой - сентябрь 2015г.

Когда предполагается закончить работу над темой - май 2016 года

Цель самообразования по теме

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

Задачи самообразования

    Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.

    Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности.

    реализация рабочей программы младшей группы «Буратино» в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

    поддержка инициативы детей в познавательной и игровой деятельности.

    обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Создание предметно-пространственной образовательной развивающей среды в группе, способствующей развитию познавательных способностей.

    Изучение нормативных документов (Закона Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования)

    Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Повышение педагогической культуры родителей и оказание методической поддержки по данной теме.

    Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.

Этапы проработки материала

Цель. Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по развитию познавательных способностей детей в игре.

Задачи.

    Анализ организованной образовательной деятельности

    Изучение возможности качественной реализации развития познавательных способностей в системе образовательного процесса.

    Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой

    Осуществить отбор критериев мониторинга.

Содержание.

    Анализ методической литературы

    Разработка рабочей программы педагога

    Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий.

    Оценка уровня развития познавательных способностей детей, составление индивидуальных маршрутов.

    Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат. Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа

Сентябрь

Прогностический

Цель. Введение игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи.

    Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.

    Подобрать игры для развития умственных способностей детей в младшей группе.

Ожидаемый результат.

Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей.

октябрь

Практический

Цель. Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

    Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми.

    Разработка и проведение ООД с применением игровых технологий.

    Постоянный анализ развития познавательных способностей детей.

    Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе

Ожидаемый результат.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации познавательных способностей.

Проведение консультаций с родителями:

«Развитие познавательных способностей детей в 4-х летнем возрасте»

«Игра – дело серьезное»

«Формирование мыслительных процессов посредством дидактических игр»

«Учим ребенка думать»

Семинар «Сенсорное развитие детей 4-х летнего возраста»

Выступление на педагогическом совете «Образовательные технологии при проведении ООД с дошкольниками»

Выступление на районном методическом объединении «Современная предметно-развивающая среда»

Ноябрь-апрель

Обобщающий

Цель. Обобщение результатов по теме самообразования.

Задачи.

    Развивать познавательную активность дошкольников

    Проведение занятий с использованием игровой деятельности.

    Привлечение родителей к развитию познавательной активности у детей и оказанию помощи в проведении ООД

    Анализ формирования познавательных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития)

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

Ожидаемый результат. Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме.

Оформление паки – передвижки»

«Играть - это интересно, играть - это полезно!»

Выступление на районном методическом объединении:

« Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

май

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы.

Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсе «Педагогический Олимп»

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Какой предполагается результат

Повышение активности детей во время проведения организованной образовательной деятельности, желания узнавать, что-то новое самостоятельно. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Форма предоставления результатов - отчет

Трусова Елена Сергеевна
План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад "Изумрудный город"

Перспективный план по самообразованию на 2017 -2018 учебный год.

Подготовила и разработала: воспитатель 1 младшей группы "Звонкий ручеек": Трусова Елена Сергеевна.

Тема: Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: разностороннее развитие личности ребенка, создание

условий для самоопределения и самореализации воспитанников на основе социокультурных, духовно - нравственных правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для реализации целевых ориентиров ФГОС ДО.

Работа по самообразованию одна из форм повышения профессиональной компетенции.

Работа будет строиться по следующим направлениям:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

Изучение учебной и научно-методической литературы.

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии.

Изучение новых программ и педагогических технологий.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Повышение общекультурного уровня.

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте ФГОС.

Проявление творческого потенциала.

Пропаганда своих достижений.

Развитие исследовательской деятельности.

Тему для самообразования подбирала с учетом Программы развития ДОО, следуя стратегическим ориентирам развития образования в округе.

Учитывала основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество Организации с семьей.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

Актуальность выбранной темы.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Цель:

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

Продолжать создать картотеку дидактических игр;

Развивать мышление у детей; самостоятельность в поиске решений;

умение отвечать на вопросы.

В течение года мной будет изучена специальная методическая литература:

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека».

Использование дидактических игр позволит:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу я буду проводить по трем направлениям:

1. Создание предметно - развивающей среды в группе.

Подготовлю новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.

2. Работа с детьми.

Работа с детьми будет строиться по следующим путям развития познавательных способностей:

Развитие мышления;

Развитие внимания;

Развитие восприятия и памяти;

Развитие речи;

Развитие творческого воображения.

Свою деятельность буду выстраивать поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр будут учитываться особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания мной будут использоваться сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры будут включены в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий буду подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.

3. Работа с родителями.

В октябре будет проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

В ноябре для родителей будет подготовлена папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

В течение года буду привлекать родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

Завершением послужит родительское собрание в конце учебного года «Играем вместе с родителями в занимательные игры».

В конце года проведу самоанализ по изученной теме и сделаю прогноз на будущее. В творческой форме подготовлю презентацию – отчет о проделанной работе по теме.

алла куркина
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

ПЛАН

по самообразованию на тему :

«Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста »

Воспитатель : Куркина А. А.

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Актуальность :

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир , в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию .

Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию , преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.

Проблема :

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так : «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям : нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Цели :

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи :

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира :

Знакомить с различными свойствами веществ.

Развивать представления об основных физических явлениях

Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания .

Литература :

1. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты. pdf,

2. formir_ekol_predstav (1) .ppt,

3. Рыжова, Методика детского экспериментирования. pdf

4Тугушева, Чистякова : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности . ФГОС

Подробнее : https://www.labirint.ru/books/628504/

5. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников . – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2006.

1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности . сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч . года Оформлены :

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов :

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей , а так же ребенка со сверстником

5. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы : «Воздух вокруг нас» , «Волшебница вода» , «Свойства снега» , «Удивительная крупа» , «Бумажные фантазии» , «Как увидеть звук?»

6. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется, но пополнять постоянно

7. Работа с воспитателями :

Показ мастер-класса

Просмотр занятия на РиМО

Итоговое занятие май Разработать памятку общих правил исследовательского обучения.

9. Работа с родителями :

Консультации :

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов.

План по самообразованию «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» ПЛАН РАБОТЫ.

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

  • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

    Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

  • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
  • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

    Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.


Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Специалист Примерная тематика работ Цели
Музыкальный работник
  • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
  • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
  • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
  • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
  • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
  • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
  • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
  • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
  • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
  • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Развивать навыки коллективного творчества.
  • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Инструктор по физическому воспитанию
  • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
  • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
  • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
  • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
  • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие физических способностей детей.
  • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Логопед
  • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
  • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
  • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
  • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
  • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
  • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
  • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
  • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
  • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
  • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
Педагог-дефектолог
  • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь
  • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
  • Проведение диагностики музыкальных способностей.
  • Изучить литературу:
    • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
    • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
  • Провести диагностику.
  • Консультация для педагогов.
Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
Апрель
  • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
  • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
  • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
  • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  • Доклад для педагогического совещания.
  • Праздник «В гостях у Феи красоты».
Май
  • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
  • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
  • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
  • Проведение диагностических исследований.
  • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
  • Анализ результатов диагностики.

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
Месяц Форма работы
с детьми с педагогами с родителями
  • Сентябрь,
  • октябрь,
  • ноябрь.
Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
Январь
Февраль
  • Весёлые старты.
  • Лыжные гонки.
Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
родительские собрания.
Март
Апрель
  • Нестандартное оборудование, его использование.
  • Мастер-класс.
Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
Месяц Содержание Ожидаемый результат
Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
Декабрь.
Январь
Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
  • Наличие консультаций и рекомендаций.
  • Наличие практического материала (карточки).
Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
Март
Апрель
Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
Этап Содержание
Информационно-аналитический Изучение литературы