Рафикова Ирина Халиловна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ №7 "Незабудка"

города Мегион

Программные задачи :

Цель : знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.

Образовательные задачи.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

Развивающие задачи.

Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

Дети : Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Опыт (Море)

В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

Вею, Вою ворожу

Снег пушистый я кружу

Гуляю в поле, а не конь,

Летаю на воле, да не птица.

Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.

Воспитатель : У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики- чикалочка

Игра превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь

Имитационная игра «Дерево»

Дети : Наши ноги – это корни

Наше туловище ствол

Наши руки это ветви

Наши пальцы – это листья.

(Дети качаются как деревья на ветру)

Дети превращаются в деревья

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

Дети: Это не сильное движение воздуха.

Опыт с вентилятором

Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать что это он самый нужный и важный.

Перед вами я ветренок

Непоседливый ветринок

По обочинам дорог

Бегаю как паренек.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Дети машут веером

Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

Дети : Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель: Что такое ветерок?

Дети : Это слабое движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им тоже будет приятно.

Воспитатель : Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо что дует ветер!

Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

Используемая литература

1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г

3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002165 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120236

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.


Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)


Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».


Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    НОД в старшей группе.

    Это волшебное стекло.

    Воспитатель – Бем Дана Дмитриевна, первая квалификационная категория.

    Подготовительная работа. Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.

    Материал: изделия из стекла, гуашь, стаканчик с водой, влажные и бумажные салфетки.

    Цель: создание условий для изучения свойств стекла.

    Задачи:

    Учить выявлять свойства стекла: хрупкость, прозрачность, водонепроницаемость, прозрачность (цвет), издаёт звук;

    Развивать внимание, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения;

    Воспитывать бережное обращение со стеклянными предметами.

    Ход образовательной деятельности.

    Вступительная часть.

    Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Воспитатель предлагает произнести приветствие.

    Станем рядышком по кругу,

    Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем «Привет!» и «Добрый день!».

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.

    Основная часть.

    Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т.д.

    Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать.

    Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему? (Они все сделаны из стекла)

    Что вы знаете о стекле?

    Ответы детей.

    Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное, скользкое)

    Если уронить предмет, что произойдёт?

    Оно разобьётся.

    Давайте посмотрим, как может разбиться предмет из стекла.

    Показывает видео.

    Как вы думаете, почему мы не стали с вами проводить такой опыт?

    Ответы детей.

    Назовите изделия из стекла, в которое можно налить воду.

    Воспитатель предлагает налить воду в стакан.

    Пропускает ли стакан воду? (нет) Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

    Если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы услышите? (звук)

    Правильно, звук. Давайте попробуем.

    Дети проводят опыт на посуде разной толщины и делают вывод о том, что высота звука зависит от толщины стекла.

    Давайте опустим шарик в стакан. Посмотрите, что в стакане?

    Воспитатель интересуется, как они догадались. Выслушивает ответы детей.

    Дети делают вывод, что стекло прозрачное.

    Как используют это свойство стекла – прозрачность?

    Ответы детей.

    Стекло бывает прозрачное, а ещё какое бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.

    Дети смотрят на стол и видят изделия из цветного стекла.

    Для чего используют изделия из цветного стекла?

    Ответы детей.

    Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое. С его помощью мы сегодня будем учиться разным чудесам. Готовы?

    Давайте закроем глаза и представим, что попали на полянку, на которой почему-то нет ни одного цветочка. Как же нам быть? (нарисуем цветочки и травку)

    Выберите цвет, который вам больше нравится. Обмакните свой пальчик и наполните нашу полянку волшебством. Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов. А если у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования можно потереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.

    Дети рисуют самостоятельно.

    Когда дети закончили работу, воспитатель обращает внимание на целостность картины. Отмечает, что, благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как объёмное, пропускающее через себя свет.

    Итог.

    Давайте назовём все свойства стекла:

    Стекло прозрачное,

    Стекло может быть бесцветное и цветное,

    Стекло хрупкое,

    Стекло не пропускает воду, водонепроницаемое,

    При постукивании издаёт звук.

    Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникли? Чему новому научились?

    Задачи:

    Развивать у детей старшей группы креативное мышление, речевую, творческую активность, интеллектуальные, артистические способности;

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательность.

    Оборудование и материал: яйца куриные варёные, сырые, омлет, глазунья, яйца-инкубаторы перепелиные, заготовки сказочных героев из бумаги, яичная скорлупа, стаканы с солёной и пресной водой, скотч, книга, схема-модель куриного яйца для демонстрации, схемы экспериментов для записей на каждого ребёнка.

    Предварительная работа: свободная экспериментальная деятельность детей, отгадывание загадок, изготовление поделок из яиц, драматизация сказки «Курочка Ряба».

    Методы и приёмы: словесные (вопросы, рассказ воспитателя, диалог), наглядные, практические (игра, экспериментирование, конструирование).

    Ход занятия

    Дети заходят в группу, становятся в круг, воспитатель предлагает каждому ребёнку представить себя: дать себе определение по первой букве имени. Воспитатель начинает: «Ирина - интересная…» и т.д.

    Игра «Что умеют мои руки».

    Дети (поочерёдно). «Мои руки умеют…».

    В уголке экспериментирования подготовленный ребёнок «пишет» что-то в блокноте.

    В. (обращается к ребёнку). Скажи, пожалуйста, чем ты так увлечён?

    Ребёнок. Сочиняю сказку.

    В. Можно поинтересоваться, какую?

    Ребёнок . Сказку про курочку Рябу.

    В. Но мы эту сказку знаем ещё с яслей. Правда, ребята? А недавно инсценировали её для младших групп.

    Ребёнок. Я сочиняю продолжение этой сказки.

    В. Вспомните, ребята, чем закончилась сказка? (Курочка сказала, что снесёт целый короб не золотых, а простых яиц.)

    Ребёнок. Ну, вот я и думаю, что случится с этими яйцами потом?

    В. Это очень интересная мысль. Ребята, вы хотите сегодня узнать о яйцах что-то новое и интересное? А начать я предлагаю с загадок:

    • В какой праздник красят яйца?
    • Явился в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки!
    • Почему курица откладывает яйца?

    Молодцы! Вспомните, пожалуйста, кто выводится из яйца? (Выслушать предположения каждого ребёнка.)

    Теперь я предлагаю пройти в наш инкубатор и посмотреть, кто же проклюнулся у нас?

    Дети проходят в инкубатор и рассматривают яйца.

    В. Ребята, как вы думаете, где ещё можно увидеть яйца? (версии детей.)

    Мы имеем сегодня уникальную возможность побывать в «мини-маркете» и в «столовой».

    Скажите, пожалуйста, яйца каких птиц можно купить в магазине? (куриные, перепелиные.) Как вы думаете, почему в магазине не продают голубиные или воробьиные яйца? (предположения детей.)

    Педагог приглашает детей пройти в «столовую», где на тарелках лежат два яйца, приготовлены омлет и глазунья.

    В. Кукла Маша заказала для себя варёное яйцо. Какую тарелку мы оставим на столе? (Дети исключают глазунью, омлет.) Но на тарелке два яйца, как нам определить, какое из них варёное?

    Педагог предлагает одному из детей провести эксперимент.

    В. Молодцы, справились с заданием. Кукла Маша вам очень признательна. А хотите ещё поучаствовать в эксперименте? Тогда проходите, пожалуйста, в нашу научную лабораторию, присаживайтесь.

    Опыт 1.

    На столе перед каждым ребёнком стоят два стакана (один с пресной водой, другой - с солёной). Воспитатель предлагает опустить в каждый стакан по одному яйцу.

    В. Что произошло с яйцами? (одно всплыло, другое утонуло.)

    Подводит детей к выводу: солёная вода обладает большей плотностью, чем пресная, и поэтому с большей силой выталкивает предметы.

    Дети наблюдают, что яйцо покрылось пузырьками, и делают вывод о том, что внутри него есть воздух.

    Опыт 2.

    Педагог предлагает рассмотреть скорлупу яйца, обследовать её, потрогать на ощупь.

    В. Какая скорлупа на ощупь? Почему она хрупкая? (подводит к выводу о том, что повреждены частички, из которых она состоит.)

    Я предлагаю вам закрепить края скорлупы с помощью скотча и посмотреть, что получится.

    Дети ставят на укреплённую скорлупу различные тяжёлые предметы, но скорлупа не трескается.

    Вывод: частички яйца опять стали крепко держаться друг за дружку, и яйцо вновь приобрело свою прочность.

    В. Как вы думаете, почему скорлупа яйца должна быть прочной? (Предположения детей.)

    Ребята, три дня назад я поместила варёное яйцо в уксус.

    Давайте посмотрим, что из этого получилось.

    Воспитатель достаёт яйцо, бросает его, яйцо отскакивает от пола.

    В. У нас получился необыкновенный мячик! Какой из этого эксперимента можно сделать вывод?

    Вывод: в уксусе скорлупа растворяется.

    Воспитатель обращает внимание на схему-модель яйца и рассказывает, что яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка и канатиков.

    • Скорлупа защищает внутреннее содержание яйца от высыхания, проникновения микробов, раздавливания. В ней имеются очень мелкие отверстия - поры. Через них внутрь яйца поступает кислород, который необходим для развития зародыша.
    • Под скорлупой находятся два слоя подскорлуповой оболочки. В тупом конце яйца один слой этой оболочки отходит от другого, и образуется воздушная камера.
    • Под скорлупой с её оболочками находятся белок и желток. Белок защищает желток от резких толчков и повреждений. В нём содержится запас воды и питательных веществ, без которых невозможно развитие зародыша.
    • Желток отделён от белка тонкой оболочкой, на его поверхности хорошо заметно небольшое беловатое пятнышко - это зародыш цыплёнка, а желток - запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.
    • От оболочки желтка отходят канатики, поэтому во время высиживания яйца зародыш находится близко к источнику тепла - телу птицы.

    В. Интересное строение у яйца? Скажите, пожалуйста, ребята, что вы сегодня узнали благодаря яйцу? Теперь я попрошу вас всё это записать в свои карточки.

    Дети делают соответствующие записи, один ребёнок или несколько детей «зачитывают» их.

    В. Разрешите пригласить вас в мастерскую, где мы изготовим персонажей сказок. Заготовки из бумаги у нас уже есть, теперь всё это я предлагаю закрепить на яйце.

    Дети конструируют сказочных персонажей, используя пустые яйца.

    Итог занятия:

    В. Ребята, вы не будете против, если на вопрос о том, что вам сегодня понравилось на занятии, я попрошу ответить ваших персонажей?

    Каждый ребёнок, используя свой сказочный персонаж, вступает в диалог с другим персонажем и делится с ним впечатлениями о занятии.

    В. Большое всем спасибо за то, что внимательно слушали друг друга и меня. Вы много чего сделали своими руками. Теперь, я думаю, каждый из вас закончит самостоятельно свою сказку о курочке Рябе.

    Конспект занятия по по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитириева