Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Используя ряд тестов, определить уровень развития скоростных способностей у учащихся ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

2. Определить уровень развития скоростных способностей методом тестирования у учащихся ДЮСШ №2 г. Кирова.

3. Провести сравнительный анализ уровня скоростных способностей у учащихся обеих групп.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) анализ научно - методической литературы;

2) педагогическое наблюдение;

3) тестирование;

4) педагогический эксперимент;

5) методы математической статистики

Анализ научно-методической литературы

При изучении и анализе литературных источников по данной проблеме были выявлены основные составляющие скоростных способностей и факторы определяющие их развитие. Был определен возраст и формы проявления быстроты и скорости движения у школьников. Также внимание было сосредоточено на работах по проблемам развития основных физических качеств при тренировке в беге на короткие дистанции: быстроты, силы, выносливости. Значительный интерес представляли работы, содержащие сведения и спортивной физиологии, биомеханики, психологии, теории и методики физического воспитании.

Изучалась также литература, обобщающая опыт педагогов, тренеров и спортсменов по вопросам спортивной подготовки спринтеров.

Педагогическое наблюдение

На всех этапах исследовательской работы использовался метод педагогических наблюдений. Объектом этих наблюдений стали тренировочные занятия с детьми.

Наблюдением необходимо было выявить, как на протяжении учебно-тренировочного процесса изменялся уровень развития скоростных способностей у учащихся 11 - 13 лет ДЮСШ.

Для регистрации результатов наблюдения использовались разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них.

Тестирование

Тест - в переводе с английского языка означает проба, испытание.

Тестирование - система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнение тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов.

При подборе тестов, выявляющих уровень развития скоростных способностей, руководствовались основными требованиями, согласно которым упражнениями должны быть:

1) достаточно простыми и доступными для всех исследуемых не требующих длительного предварительного обучения;

2) разнообразными.

В ходе исследования были использованы следующие тесты: для определения скоростных способностей:

1) измерение времени реакции - "гимнастическая палка";

2) теппингтест;

3) бег 30 м. с низкого старта;

4) бег на месте за 5 сек.

Измерение времени реакции - "гимнастическая палка".

В исходном положении исследователь удерживать ее вертикально за верхний конец, а испытуемых контролирует открытой кистью за нижний. После команды "Внимание!" испытуемый должен поймать падающую палку, как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по наименьшему расстоянию от первого хвата до заключительного (см.).

Теппингтест.

Частота движений рук оценивалась с помощью простейшего метода - теппингтеста. Испытуемый должен был за 5 сек. Поставить как можно больше точек в квадрате 2 х 2 см. Результат: число точек, т.е. движений руки за 5 сек.

Бег на 30 м. с низкого старта.

По команде "На старт!" испытуемых принимает стартовое положение: толчковая нога впереди, маховая - сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова - прямо по отношению к туловищу.

По команде "Внимание!" испытуемый выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Перемещает ОЦМ тела вверх и вперед. Туловище - прямо. Таз приподнимается выше уровня плеч.

По команде "Марш!" ученик устремляется вперед.

Результат: время пробегания отрезка 30 м. (сек.)

Бег на месте за 5 сек.

По сигналу испытуемый стремится, как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивают горизонтально на высоте, составляющей прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.

Результат: число движений ног за 5 сек.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент являлся основным методом исследований, которые проводились в естественных условиях. Эксперимент преследовал цель выявления эффективности методик развития скоростных способностей в различных ДЮСШ.

Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей были использованы методы математической статистики.

Основные этапы эксперимента приведены в разделе 2.3. Организация исследования.

Организация исследования

Исследования проводились в естественных условиях на базе ДЮСШ №2 г. Кирова и ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

Проведение эксперимента - сентябрь 2009 года.

В эксперименте приняло участие 30 мальчиков в возрасте 11 - 13 лет, ранее.

Было сформировано две группы:

группа "А" - учащиеся ДЮСШ №2 г. Кирова,

группа "B" - учащиеся ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

Условно было выделено 4 основных этапа исследования.

На первом этапе на основе результатов анализа научно - методической литературы осуществлялся выбор темы, объекта и предмета исследования. Ставилась цель, и подбирались задачи для ее успешного решения. Разрабатывалась научная гипотеза, а также методика тестирования.

На втором этапе исследования происходило формирование групп. Проводилась первое тестирование в обеих группах.

На третьем этапе проводилось повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.

На четвертом этапе - написание глав курсовой работы, выводов и были даны практические рекомендации.

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач:

    Выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки);

    Добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания;

    Систематизация и обобщение собранных данных, завершающееся составлением обзора литературы по теме исследования.

    Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки вузов или государственные библиотеки. Поэтому студентам для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для целенаправленной работы в этом плане могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида:

    Алфавитный,

    Систематический,

    Предметный.

    В алфавитном каталоге сведения об имеющихся в библиотеке литературы располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

    Наряду с алфавитным широко распространены систематические каталоги . Описание произведений в них даны по отраслям и науки и техники.

    В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги . Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

    Кроме распространенных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержит более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал изучается более подробно.

    Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

    2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

    3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

    4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

    Анализ существующих подходов к пониманию сущности информации с позиций педагогики, психологии, философии, биомеханики способствует комплексному пониманию информационного обеспечения научно-исследовательской и методической работы в физической культуре и спорте.

    Источники информации в сфере физической культуры и спорта можно условно разделить на 9 групп:

    Периодическая научная и методическая литература,

    Непериодическая научная и методическая литература,

    Труды, сборники, материалы конференций и семинаров,

    Отчеты о научно-исследовательских работах,

    Патентная информация,

    Информационная литература, справочники, энциклопедии,

    Планово-отчетная документация (по ГОСТу),

    Другая непериодическая литература.

    Наша задача – научить студента или молодого ученого изучать и обобщать научные документы, которые делятся на:

    Текстовые (книги, журналы, отчеты, описания, рефераты и т.д.),

    Графические (чертежи, схемы, графики, диаграммы и т.д.),

    Аудиовизуальные (аудиозаписи, видеозаписи, кинофильмы, диапозитивы, слайды и т.д.).

    Научные документы подразделяются на первичные и вторичные. В работы, а во вторичных – результаты аналитико-синтетической деятельности и логической переработки этих результатов. К первичным документам следует отнести: книги, журналы, отчеты, диссертации, переводы. А к вторичным – справочники, энциклопедии, реферативные издания, каталоги и указатели.

    Научную информацию, функционирующую в сфере физической культуры и спорта, по содержательному признаку можно представить как: мировоззренческую, концептуальную, фактографическую, методическую.

    Мировоззренческая литература и информация в настоящее время подлежит наибольшей ревизии. Смена общественного строя в России, возвращение к общечеловеческим ценностям, разгосударствление физкультурного и спортивного движения – предполагает детальный просмотр этой литературы.

    Концептуальная литература отражает фундаментальные положения теории и практики физической культуры и физического воспитания. В этой литературе освящаются исторические, социально-психологические, медико-биологические, педагогические вопросы физической культуры и спорта, а так же смежные с ним вопросы (например, строительство спортивных сооружений, создание высококачественного инвентаря и т.д.).

    Концептуальная литература может быть разделена на три группы:

    Частнопредметные, физкультурно-спортивные дисциплины (теория и методика легкой атлетики, гимнастики и других видов спорта, физическое воспитание в детском саду, школе, вузе);

    Отраслевые физкультурно-спортивные дисциплины (спортивная метрология, спортивная биомеханика, спортивная медицина и т.д.);

    Обобщающие физкультурно-спортивные дисциплины (история физической культуры, олимпийское движение, теория физической культуры, основы спортивной тренировки и т.д.).

    Начинающему научному работнику особое внимание необходимо уделить именно третьей группе литературных источников. В результате их изучения исследователь получает концептуальные, то есть фундаментальные и обобщенные знания об изучаемом явлении – физической культуре и спорте. Знания, изложенные в этой литературе, служат теоретической базой любого исследования.

    Документальными источниками концептуальных знаний служат учебники, монографии, проблемные и обзорные статьи в научных журналах, энциклопедии и другие источники.

    Методическая литература и документы являются результатами переработки, систематизации, адаптации результатов научных исследований для исследования их на практике. Методическая литература выходит под названиями: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, практикумы. Для методической литературы характерны конкретность, системность и обоснованность рекомендаций, планов тренировок, режимов работы и т.д. методическая литература в сфере физической культуры и спорта служит «мостиком» между наукой и практикой.

    Учебно-программная литература

    Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

    Обучающие издания

    Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

    Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

    Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

    Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

    Программно-методическая литература

    Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

    Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

    Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

    Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

    Учебно-методическая литература

    Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

    Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

    Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

    Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

    Научная литература

    Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

    Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

    Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

    Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

    Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

    Справочная литература

    Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

    Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

    Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

    Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

    Эмпирические (практические) методы исследования в физической культуре и спорте

    Анализ научно-методической литературы

    Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы выпускной квалификационной работы, будь то дипломная работа, бакалаврская или магистерская диссертации) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по выбранной студентом теме неизбежно должен присутствовать в качестве составной части выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников - основной метод исследования в реферативных работах.

    В результате по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме;

    • - ее постановку,
    • - историю,
    • - степень разработанности,
    • - применяемые методы исследования и т.д.

    Необходимо помнить, что исследовательская работа - это

    прежде всего обобщение уже имеющейся информации.

    Приступая к отбору и изучению литературных источников, студент попадает в безбрежное море информации, в котором несложно и захлебнуться. Что делать?

    Имеет смысл изучить диссертацию, монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме будущей работы. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам («Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Вестник спортивной науки» и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей студента физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и должно сформироваться неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике предстоящей работы.

    Изучение литературных источников требует прежде всего подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно-поисковые системы.

    Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и т.д.

    Научно-методическая литература и официальные документы, подобранные по теме исследования, являются основой для написания главы квалификационной работы «Анализ литературных источников», которая предшествует изложению собственного теоретического материала.

    Квалифицированный анализ литературных источников требует определенных правил их поиска, соответствующей методики их изучения и конспектирования.

    Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Студентам необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Для целенаправленной работы в обзоре литературных источников необходимо уметь пользоваться каталогами. Каталоги подразделяются на следующие основные виды:

    • - алфавитные;
    • - систематические;
    • - предметные.

    В алфавитном каталоге сведения располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Литература, опубликованная на языке с латинской графикой, как правило, располагается после изданий на русском языке.

    Широко распространены также систематические каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы в систематических каталогах строятся от общего к частному.

    Третий вид - это предметные каталоги, которые отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

    Также можно выделить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей.

    Необходимо отметить, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, поскольку книги и монографии долго готовятся и издаются. В то же время в книгах и монографиях материал излагается более подробно.

    Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

    • 1. Если известно название книги или ее автор - обращаться к алфавитному каталогу.
    • 2. Нужна книга по определенной отрасли науки - обратитесь к систематическому каталогу.
    • 3. При необходимости использовать литературу по узкому, специальному вопросу (предмету) - обращаемся к предметному каталогу.
    • 4. Интересуетесь статьей из периодического издания - обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

    Этапы чтения. Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Ознакомление с книгой целесообразно начинать с оглавления. Это позволит определить ее содержание, уяснить, с какими разделами надо ознакомиться в первую очередь. Выходные данные книги помогут оценить ее современность, надежность, характер издания (учебный, научный, популярный и т.д.). Аннотация и предисловие дадут возможность ориентироваться в главном содержании книги, отделить основное от второстепенного, понять идеи автора и критический взгляд на них, высказанный ведущими учеными, представляющими данную книгу читателям.

    Приступая к чтению основного материала в книге, нужно выписывать все незнакомые слова и термины в специальный словарик и тут же находить им объяснение. При первом прочтении книги необходимо прежде всего уяснить содержание работы в целом, понять основные мысли автора.

    Исследователь должен владеть техникой обработки литературно-документальной информации и ведения картотеки по теме исследования. Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:

    • - аннотирование - составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с критической оценкой;
    • - конспектирование - последовательное краткое изложение работы;
    • - реферирование и рецензирование - изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора;
    • - выборки и заметки - извлечения из материалов, иногда сопровождаемые комментариями.

    Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком информации. Для эффективной обработки соответствующего источника используют пятиступенчатый метод рационального чтения.

    • 1. Обзор - какую информацию несет книга, монография, брошюра и т.д.
    • 2. Постановка вопросов. Идет ли речь о новой или уже известной информации? Какие главы являются важными? и т.д.
    • 3. Чтение - целевое восприятие материала.
    • 4. Обобщение текста. Удостовериться, что материал усвоен.
    • 5. Повторное чтение с выписками.

    Основная задача выписывания - это «изъятие» важных мыслей, идей, формулировок и т.д. К нему прибегают, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей и других работ. Основной принцип выписывания - лишь самое существенное и в кратчайшей форме. Различают три типа выписок:

    • - дословная, с точным указанием источника и корректным воспроизведением выдержки (сейчас можно заменить ксерокопированием);
    • - выписка по смыслу, где мысль автора передается собственными словами;
    • - конспективная - краткая запись важнейших тезисов, идей текста.

    К литературным источникам принадлежат учебники, учебные пособия, монографии, научно-популярные книги, статьи в научно- методических журналах (прежде всего в таких, как «Физкультура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура. Образование, воспитание, тренировка», журналы спортивных федераций), сборники научных трудов, материалов научных конгрессов, научно-практических конференций и т.д.

    Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на магнитных и других носителях, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.

    Работа над литературой начинается с составления библиографии - списка подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей. Библиография обычно включает в себя книги, учебники, учебные и учебно-методические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисов докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.

    Для того чтобы охватить основную литературу по избранному направлению исследования при работе в библиотеке используются два наиболее распространенных вида каталогов (составленных в определенном порядке перечня литературных источников): систематический и алфавитный. В первом литература расположена по проблемам или наукам, во втором - по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия). Наряду с этими источниками, можно обратиться к справочно-библиографическим указателям, электронным библиотечным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях на нее, а также к справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении самого исследователя.

    Сведения о литературе выписываются обычно на четко и правильно заполненные карточки (стандартный размер 7,5х12,5 см), либо они могут быть скомпонованы в отдельный файл и храниться в памяти компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры; название и год издания; издательство, том, выпуск и номер издания. Если требуется использовать отдельные цитаты, то и страницы, на которых они приведены. Полезно указать и библиографический шифр издания.

    Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием; выборочное изучение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление с аннотированием и т. д.

    Для аналитической работы система записей иная - здесь интересующие исследователя положения, методики, тезисы, идеи записываются на отдельных листах, имеющих соответствующие графы: название источника, основное понятие или проблема, цитируемое положение или определение с указанием страницы, собственные комментарии цитируемого и др. То же самое можно сделать, используя для этого отдельный файл (файлы) в компьютере.

    Результаты этой работы систематизируются в соответствии со структурой научного труда. При изучении литературы особое внимание необходимо обращать на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании. Они должны быть четкими и однозначными.

    Результаты работы с литературой по каждому изучаемому вопросу желательно оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий и других источников, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения. При этом важно вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, существующие в них неясные и дискуссионные вопросы. Следует выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость. На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

    Часто при анализе изучаемой проблемы приходится привлекать наряду с печатными материалами материалы рукописные. Это диссертационные работы по теме исследования, описание о содержании которых дается в специальных авторефератах, а также отчеты о научно-исследовательских работах. Наряду с ними могут широко использоваться материалы исторических и текущих архивов, в которых содержатся отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, стенограммы выступлений, доклады и сообщения по вопросам исследуемой проблемы за определенные исторические этапы развития системы образования. Источниками фактических материалов служит разнообразная текущая документация учебных учреждений (планы работ, отчетно-учетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы контрольных проверок и т. д.).

    При изучении любых материалов, касающихся предмета исследования, важно четко определить цели и в соответствии с ними выделить показатели для сбора данных, выбрать способы их оформления (таблицы, графика, тематические обзоры и выборки и т. д.).

    Изучение литературы и различного рода источников продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание уже изученных книг и документов, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено должного внимания, позволяют рефлексировать аналитическую деятельность самого исследователя. Основательная документальная база научной работы - важное условие ее объективности и глубины.