Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем, и другим, тому остаётся желать немногого…

Дж. Локк

  • Что такое психологическое здоровье

Ещё в 17 веке в «Материнской школе» (фактически первой программе для начальной ступени образования) Я А Коменский призывал: «Так как обучать детей можно только в случае, если они будут живы и здоровы, то первая забота родителей оберегать здоровье детей». Минули столетия, но и сегодня важнейшей заботой взрослых, воспитывающих и обучающих детей в период, когда их организм ещё так хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья, как физического, так и психологического.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже широко используется как в специальной литературе, так и в психолого-педагогической практике. Что он означает? Чем отличается от «психического здоровья»? Последнее имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Когда речь идёт о его нарушении, то имеются в ввиду отклонения в функции психических процессов (сенсорики, памяти, мышления и др.). Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребёнка на всех этапах его детства. Психологическое же здоровье подразумевает прежде всего целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие», «внутренний душевный комфорт».

Обладание хорошим психологическим здоровьем чрезвычайно значимо для возникновения у ребёнка чувства самоценности, радости, на что в значительной степени ориентирована программа «Пралеска».

Забота о таком здоровье предполагает внимание прежде всего к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребёнка, его взаимоотношениям со сверстниками в «детском обществе».

  • Оптимизация межличностных отношений в «детском обществе» как путь укрепления психологического здоровья дошкольников

В числе важнейших психологических потребностей дошкольников - потребность в принадлежности к социальной группе, в принятии членами своей социальной группы, в общении. Для нормального развития ребёнка, его психического здоровья чрезвычайно важно удовлетворение этих потребностей. Ущемление же, депривация их негативно сказывается как на психическом, так и на психологическом здоровье воспитанников.

Важна профилактическая работа по предупреждению нежелательного во всех отношениях ущемления этих потребностей. В случае же, когда в группе есть ребёнок, чьи взаимоотношения со сверстниками неблагоприятно влияют на психологическое здоровье его самого и окружающих, чьи важные социально-психологические потребности не удовлетворены, необходимо помочь дошкольнику путём воспитательной коррекционной работы.

Кто нуждается в этой помощи чаще всего? Как осуществить такую психолого-педагогическую деятельность, какие пути, средства избрать?

Тревогу относительно психологического здоровья чаще всего вызывают «непопулярные» среди сверстников дошкольники, которым «трудно дышится» в «детском обществе», чей социометрический статус в нём невысок.

Основными направлениями коррекционной работы в таких случаях являются: переориентация недоброжелательного отношения к такому ребёнку сверстников и выработка положительных оценок его детьми. При разработке тактики по укреплению психологического здоровья таких дошкольников следует исходить из уже установленного в детской социальной психологии факта: популярность ребёнка в группе сверстников зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности.

Создание ситуации успеха в такой деятельности для «непопулярных» детей может привести к изменению их позиции, стать эффективным средством нормализации отношений со сверстниками, улучшения их психологического здоровья.

Важно основываться и на том, что коррекционные воздействия должны быть дифферинцированы относительно каждой причины непопулярности.

Нередко «непопулярность» ребёнка обусловлена дефектами операционной стороны игровой деятельности. Предмет коррекционной работы в таком случае - неразвитость игровых умений и навыков, невладение положительными способами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции при этом становится обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их весёлому, жизнерадостному настроению. Другое направление педагогических воздействий - обучение детей реализации игровых замыслов. Выполнению игровых действий; формированию умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребёнка к придумыванию собственной игры. Нецелесообразно включать медлительного ребёнка в игры, в которых он, несмотря на все старания, не сможет быть на высоте.

Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые бы позволили им управлять своим двигательным беспокойством. Следует помнить, что искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приёма включения ребёнка в игры с захватывающими развёрнутыми сюжетами, требующими высокого сосредоточения.

Предметом коррекции могут быть искажения в мотивационной сфере: отсутствие или невыраженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей, Их общение со сверстниками нужно активизировать очень осторожно, выявляя партнёров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию.

Педагог и педагог-психолог должны обратить внимание на агрессивное поведение некоторых дошкольников, частые вспышки гнева, озлобленность, разрушительную направленность деятельности, что также может стать причиной «непопулярности» в «детском обществе». В этом случае предметом коррекции становится симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обеспечение ребёнку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребёнка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционная работа должна проводиться в единстве с семьёй дошкольника. Обязательным правилом коррекции будет поощрение и положительная оценка доброжелательного отношения дошкольника к сверстникам, стремления и способности сдержать свой гнев.

В числе малопопулярных среди сверстников детей, чьё психологическое здоровье может вызывать тревогу, нередко оказываются застенчивые дошкольники. Как помочь таким воспитанникам? Специальными исследованиями доказана необходимость дифференцированного подхода к ним в зависимости от вида их застенчивости (опекаемые, обиженные невниманием) и степени развитости этого нежелательного качества у детей.

В работе с детьми из группы опекаемых на первом этапе важно привлечь их к выполнению различных обязанностей, с тем, чтобы они проявили самостоятельность, уверенность, испытали бы чувство удовлетворения от полученного результата. С застенчивыми, обиженными невниманием детьми главное - проявление уважения, доверия к ним, формирование у детей уверенности и самоуважения.

Проявление коммуникативных качеств у детей с ярко выраженной застенчивостью требует постоянного подкрепления. Благотворное влияние на этих детей оказывают игры-драматизации, где принятие на себя определённой роли существенно облегчается наличием уже готового сюжета.

С целью создания для «непопулярных» в группе сверстников дошкольников благоприятного эмоционального климата, развития общительности застенчивых детей широко используется бытовая и трудовая деятельность, коллективные и индивидуальные поручения.

Симптом усталости также является предметом коррекционной работы. Он может появляться у всех детей как защитная реакция и выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Ребёнок чувствует глубокое и полное истощение, незащищённость и бессилие, неспособность осмысливать происходящее. Единственное, чем ребёнок может себе помочь, - это плач. Коррекция такого поведения ребёнка однозначна: помочь ему успокоиться.

Внимание педагогов и педагогов-психологов требуют не только «непопулярные» дети, но и их сверстники, негативно влияющие на взаимоотношения в «детском обществе», психологический климат в нём. В числе таких могут быть «дети-антилидеры».

Симптом антилидерства - ещё один возможный предмет коррекционной деятельности. Ребёнок-антилидер пользуется авторитетом сверстников не благодаря своим достоинствам, а по ряду других причин. Это может быть использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Вмешательство таких детей в совместную деятельность носит деструктивный характер, ибо большинство действий лишены конкретного смысла. Ребёнок-антилидер ведёт себя шумно, гиперподвижно, недоброжелательно и немиролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направить на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребёнком.

Особые проблемы, связанные с регулированием межличностных отношений, возникают в разновозрастной группе. Такие детские объединения имеют ряд преимуществ перед одновозрастной группой. Эффективным средством оптимизации взаимоотношений в разновозрастной группе является совместная игровая деятельность детей.

Коррекционная работа в области межличностного взаимодействия, укрепления психологического здоровья воспитанников дошкольного учреждения более успешна тогда, когда она осуществляется комплексно, с применением игры, других значимых для рёбёнка видов деятельности; когда в неё включены наряду с психологом оба воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, другие педагоги, взаимодействующие с детьми в воспитательно-образовательном процессе, родители. При таких условиях легче отыскать адекватные пути для коррекции эмоционального климата конкретного ребёнка, средства преодоления препятствий во взаимодействии со сверстниками, самоутверждения в «детском обществе», повысить коммуникативную компетентность детей, в итоге - сохранить (и укрепить) их психологическое здоровье.

  • Повышение представления о собственном «Я» как важное направление в работе по укреплению психологического здоровья ребёнка

Когда речь идёт о ребёнке, его здоровье, то важно не забывать, что познание своих возможностей у него происходит впервые в процессе движений, и та яркая эмоциональность, которая свойственна ребёнку на ранних стадиях развития, в значительной степени также питается моторной деятельностью.

Педагогам (и родителям) следует обратить внимание на создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей детей в двигательной активности. Это важно не только для укрепления физического, но и психологического здоровья ребёнка.

Для укрепления психологического здоровья детей важно повысить их представления о собственной значимости, сформировать положительную самооценку, позитивную Я-концепцию. Самооценка человека (и не только взрослого) в значительной степени определяет активность личности, а вместе с тем - отношение к себе и другим людям.

Различают общую самооценку и самооценку ребёнка в конкретной сфере, частную. Складывается самооценка на основе опыта, который ребёнок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов, эталонов поведения, физического и двигательного развития.

При формировании самооценки субъективного «Я» в процессе двигательной деятельности важно привлечь внимание ребёнка к «картине мира» окружающей его природы; привлекая внимание ребёнка к его способностям, создавать собственный художественный образ - образ «красивого тела».

Успех в развитии самосознания детей, их самооценки во многом определяется тем, насколько педагог в воспитательно-образовательной работе учитывает собственную активность своих воспитанников, относится ли он к ним как к субъектам деятельности.

В организованном обучении взрослый не должен ограничивать инициативу детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимым должно быть не прямое, а косвенное обучение, отличающееся тем, что дидактическая задача в нём осознаётся только обучающим взрослым, да и то не всегда. А только в ситуациях, требующих педагогической рефлексии. Прямое обучение может быть вполне эффективным, однако, в подтверждение установок личностно ориентированного подхода, инициатива и свобода самоопределения ребёнка при этом не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребёнок оставался субъектом своих действий.

Целесообразно, а иногда и необходимо включать детей в деятельность, позволяющую продемонстрировать свои психомоторные и другие способности перед сверстниками.

Проявление взрослыми заинтересованности в значимых для ребёнка видах деятельности, соучастие в них, сотрудничество - ещё один важный путь к формированию у ребенка общей позитивной самооценки и Я-концепции.

Особенно нуждаются в поддержке малопопулярные, неуверенные в себе дошкольники с низкой самооценкой. При этом могут быть использованы разные подходы.

Важную роль в развитии самосознания, самооценки дошкольника имеет педагогическое общение. Особенно важна роль педагогической оценки в формировании самооценки и Я-концепции ребёнка.

Успех в формировании самооценки и позитивной Я-концепции скорее приходит при использовании педагогом методов обучения, учитывающих индивидуальные различия физической подготовленности.

Повысить представления ребёнка о собственной значимости, что так важно для его психологического здоровья, скорее удастся, если педагоги построят работу с учётом не только физического развития, но и индивидуально-типологических особенностей каждого из своих воспитанников, двигаясь при этом не против природы ребёнка, а вслед за ней.

Предупреждение серьёзных отклонений в эмоционально-личностном развитии ребёнка, создание условий для удовлетворения основных человеческих потребностей (в защищённости, любви, внимании, личностном общении с близкими взрослыми) чрезвычайно значимы для формирования у него чувства самоценности, позитивной Я-концепции, для психологического здоровья.

Внимание к психологическому здоровью детей необходимо проявлять постоянно. Но есть периоды, когда требуется особое внимание к нему со стороны взрослых - как персонала дошкольного учреждения, так и родителей. Один из них - период адаптации ребёнка к детскому саду. Новые обстоятельства требуют от ребёнка выработки новых навыков и привычек, освоение новых способов общения и деятельности. Поступление в детский сад вызывает стресс, который проявляется в виде приспособительных реакций, носящих название адаптационный синдром . Эти реакции носят общий защитный характер и возникают в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия - стрессоры.

В период адаптации ребёнка к детскому саду воспитателю необходимо:

  1. помочь ребёнку, эмоционально поддерживая его и вовлекая в интересную для него деятельность;
  2. создать условия, вызывающие интерес ребёнка к детскому саду, провести экскурсии по дошкольному учреждению;
  3. создать атмосферу радости, спокойствия, целенаправленной творческой деятельности; поддерживать самостоятельные усилия ребёнка, развивать и направлять его инициативу по установлению дружеских отношений с другими детьми;
  4. помочь ребёнку овладеть адекватными способами действия в непривычных для него обстоятельствах и ситуациях, способствовать приобретению значимых для новых условий жизнедеятельности умений и навыков.

Для того чтобы адаптироваться к детскому саду, ребёнку необходимо не менее двух месяцев ежедневного пребывания в дошкольном учреждении. Если же ребёнок не выдерживает этот срок и заболевает, то процесс адаптации начинается сначала. Важно помочь родителям такого ребёнка в организации рационального режима его жизни с полноценным питанием и отдыхом, приближённого к режиму детского сада, в создании у ребёнка позитивного образа дошкольного учреждения, положительных ожиданий по отношению к нему.

  • Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья

Важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника является работа по созданию благоприятных условий для детского творчества, стимулированию творческого воображения, лежащего в его основе. С творчеством специалисты в области психологии здоровья связывают важный критерий психологического здоровья — возможность самоактуализации. Ими замечено: самоактуализирующиеся люди обладают выраженной способностью к творчеству.

Творчество — высший компонент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активности ребенка. Ученые рассматривают ее как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности.

Творчество — основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрывая свой внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов, способностей.

Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не столько в результате, сколько в самом процессе.

Разнообразны сферы детского «творения», двигательная -одна из доступных, любимых в дошкольном детстве.

Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, «творческости», свойственные человеку в целом, и характеризуется следующими признаками:

  • когнитивными (познавательными) — способностью выделять части в целом, интегрировать из частей целое;
  • проективно-конструктивными - способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру;
  • художественно-конструктивными — способностью, умением выражать посредством движения тела свои эмоции, состояния, размышления, создавать двигательные образы;
  • эстетическими — способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения от свободного, артистического выполнения двигательного действия.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.

Проявляя заботу о развитии двигательного творчества школьника, следует стимулировать его «аппетит» к самостоятельной творческой двигательной активности, содействовать расширению его двигательного «креативного поля», развивать способности и желание творчески использовать приобретенный опыт движений в новой среде, повседневной жизнедеятельности.

В качестве средств для развития детского двигательного творчества используются игры, игровые двигательные задания, экспериментирование.

К экспериментированию детей могут побуждать:

  • двигательная творческая экспрессия, дающая ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях;
  • проблемно-двигательные задачи и проблемно-двигательные ситуации, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий.

К двигательной творческой экспрессии относятся двигательные инсценировки — разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки.

Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ.

К двигательной творческой экспрессии могут быть отнесены занятия с картинками. Дети показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их, знакомое упражнение обновляют новыми структурными частями.

Используя метод двигательной творческой экспрессии можно предложить детям инсценировать фотографии.

Проявлению двигательного творчества дошкольников способствует использование проблемных задач и ситуаций:

  • придумывание движений для необычных ситуаций: в зависимости от выбора движений дети создают образы с разной степенью фантастичности;
  • поиск аналогов: называется какое-либо явление, необходимо придумать и показать движениями как можно больше его аналогов, других движений, сходных с ним по различным существенным признакам;
  • поиск противоположного движения: надо придумать как можно больше движений, противоположных показанному;
  • поиск вариантов выполняемого движения;
  • решение двигательных парадоксов: детям предлагается найти способ действия в задании, которое не поддается практическому разрешению (пройти по приподнятой гимнастической палочке, по веревочке и др.);
  • типизация: детям предлагается показать ползающих, прыгающих животных, людей разных профессий, а затем рассказать о созданных двигательных образах, тех чертах, которые ребенок выделил и хотел «внести» в каждый образ.

Проблемные ситуации могут предлагаться детям не только на физкультурных занятиях. Еще большую ценность представляет разрешение детьми (самостоятельно, совместно со взрослым) проблемной ситуации, возникающей в естественных условиях, в повседневной жизнедеятельности (прогулка на луг, в рощу, турпоход и т. п).

Итак, успех в работе по укреплению психологического здоровья детей предполагает глубокое знание общих закономерностей развития, индивидуальных особенностей детей, их увлечений, интересов, знаний, способностей, умение использовать эти знания в процессе осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку в воспитательно--образовательном процессе.

"В здоровом теле здоровый дух" только тогда, когда физическое развитие органически связано с психологической культурой, а вместе они обеспечивают психологическое здоровье ребенка.

Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольников

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

Психическое здоровье;

Социальное здоровье;

Физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:

1) креативный уровень;

2) адаптивный уровень;

3) дезадаптивный уровень.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?

Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Важны также и следующие условия:

1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.

3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.

Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.

Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:

А) Умение любить себя и другого человека.

Б) Личностная рефлексия.

В) Потребность в саморазвитии.

Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится...»

Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.

Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.

Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.

Полезно освоить так называемые «Я - высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.

Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.

В каждом детском саду должен работать психолог - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.


Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генетическим набором. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда - факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов и знаковых систем. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

  • Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.
  • Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.
  • Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

В задачи психологической поддержки входят:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  1. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это уме­ние будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрос­лые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проиг­рывать различные роли по статусу и содержанию.

Система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
  2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
  3. С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.
  • Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
  • Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
  • Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
  • Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
  • В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
  • Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
  • Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
  • При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
  • Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
  3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
  4. Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

Из книги: Е.М. Семенова, Е.П.Чеснокова. Здоровье ребенка и педагога: психологический аспект.- Минск, 2008

По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), здоровье – это «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1946 г.). Позже ВОЗ предложила несколько иную концепцию здоровья, в соответствии с которой здоровье определяется как «величина, в пределах которой каждый человек или группа людей могут, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой – изменить или справиться с окружающей средой. Здоровье поэтому рассматривается как источник повседневной жизни, а не как цель существования, оно представляет собой позитивную концепцию, заключающую в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности» (1984 г.).

· Психическое здоровье: его критерии и уровни

Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании «здоровья» в нем отводится психологическому компоненту. И не случайно в последние годы наряду с привычным «физическим здоровьем», все чаще заходит разговор, ведутся дискуссии, споры о психическом и психологическом здоровье. В числе критериев первого (психического здоровья) ВОЗ предлагает следующие:

· осознание чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;

· соответствие психической реакции (адекватность) силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

На сегодняшний день существует немало подходов к определению основных критериев психического здоровья. Так, Г.С.Никифоров и Р.А.Березовский среди известных критериев этого вида здоровья отдают предпочтение как наиболее важным – психическому равновесию, с помощью которого можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой) и органично связанными с ним – гармоничностью организации психики и её адаптивными возможностями. О.Н.Кузнецов и В.И.Лебедев к числу значимых критериев психического здоровья относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни.


К проблеме психического здоровья, его критериям обращались и исследователи дальнего зарубежья. Эрих Фромм «психическое здоровье характеризует как способность к любви и созиданию, как освобождение от кровосмесительной привязанности к роду и земле, как чувство тождественности, основанным на переживании своего «Я» в качестве субъекта и реализатора собственных способностей.

Как видим, мнения относительно критериев психического здоровья разные. Есть среди них повторяющиеся (что можно рассматривать как их неслучайность, особую значимость), но очевиден и широкий разброс. И не случайно всё чаще в последнее время высказываются сомнения относительно возможности с помощью отдельных критериев психического здоровья адекватно охарактеризовать данный термин и, вместе с тем. активизируются попытки уровнего подхода к нему (однако при определении уровней используются различные основания).

Так, С.Б.Семичев характеризует 5 степеней, уровней состояния психического здоровья.

1. Идеальное здоровье , или эталон – не встречающееся в реальной жизни – гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье – показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания и т.д.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает определенную степень колебаний и отклонений от идеального здоровья. Тем самым этот показатель предполагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний.

3. Конституциональное здоровье – соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции. С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболеваний.

4. Акцентуация – вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определенной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени суживает границы этой адаптации и тем самым предопределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных.

5. Предболезнь – появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нередких нарушений социальной адаптированности. Это еще не болезнь, но уже и не здоровье, хотя у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из этого предболезненного состояния.

Психическое здоровье как образование, имеющее сложное, поуровневое строение, рассматривает и Б.С.Братусь. Согласно его концепции, высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья (определяется качеством смысловых отношений); следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья (определяется способностью человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений); завершающий уровень – уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности).

В разговоре о психическом здоровье не обойти вопроса и о признаках отсутствия такового . К числу типичных, характерных признаков психического неблагополучия, нездоровья чаще всего относят :

§ в сфере психических процессов – неадекватное восприятие самого себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности, хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления;

§ в сфере психических состояний – аффективную (эмоциональную) тупость, беспричинную злость, враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность;

в личностной сфере – утрата веры в себя, свои возможности, пассивность, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности за себя, утрата интересов, ослабление воли и др. (54).

Эти признаки (как и критерии психологического здоровья) важно учесть в процессе целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению данного вида здоровья – как у детей, так и своего.

· Что такое «психологическое здоровье»

Представляется важным особо остановиться и на психологическом здоровье. Возрастающий интерес ученых и практиков к проблеме психологического здоровья (прежде всего – детей!) в значительной степени обусловлен тем, что сегодня она занимает центральное место в деятельности психологической службы образования. Задачам, связанным с сохранением и укреплением психологического образования, отведено значительное место и в современных, гуманистически ориентированных программах дошкольного образования, в том числе – белорусской «Пралеске».

Термин «психологическое здоровье» относительно новый в психологии. Давая первоначальное его определение, И.В.Дубровина дифференцирует данный вид здоровья от психического здоровья: «психическое здоровье», по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья» . Расширяется круг ученых, исследующих эту важную в теоретическом и практическом отношении проблему выявляющий и уточняющий функции, структуры психологического здоровья, его критерии, пути его сбережения и укрепления. Так, в концепции Я.Л.Коломинского психологическое здоровье понимается как целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Психологическое здоровье рассматривается многими авторами как, с одной стороны, важнейшее условие, составляющая, а с другой стороны, наивысший уровень психического здоровья. Обладающего таким здоровьем человека А.Маслоу характеризовал как прежде всего, счастливого человека, живущего в гармонии с самим собой, не ощущающего внутреннего разлада, который защищается, но первый не нападает ни на кого. По его мнению, такому человеку свойственны такие качества как принятие других, автономия, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству.

Особое внимание известный представитель гуманистической психологии обращал на такие составляющие этого вида здоровья как, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал путем самоактуализации и направленность на гуманистические ценности.

Заметим, психологическое здоровья ребенка и взрослого отличаются, прежде всего – совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего полного развития у ребенка, но должны присутствовать (их наличие предполагается) у психологически здорового взрослого. Так если психологическое здоровье взрослого «включает» в себя осознанную, развитую потребность в духовном развитии (о чем мы уже писали выше), то этот вид здоровья ребенка – предпосылки данной потребности, её зачатки.

По мнению ряда современных ученых, необходимыми условиями психологического здоровья выступают полноценное психическое, личностное развитие (Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан и др.), доминирование позитивных эмоций над отрицательными (М.Ю.Стожарова, Р.С.Краснова и др.), создающее преимущественно позитивное «эмоциональное мироощущение» - «мелодию жизни», «сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка как результат взаимодействия множественных ситуативных эмоциональных переживаний» (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Согласно такому подходу, психологическое здоровье ребенка определяется модальностью преобладающих эмоций , которые закрепляются в чертах его характера, личности. Важной личностной характеристикой, связанной с психологическим здоровьем, является уровень позитивного самопринятия. Так, высокому уровню позитивного самопринятия соответствуют отсутствие ожидания угрозы и агрессии со стороны окружающих, представление о себе как о сильном человеке, уменьшение роли внешнего давления и ощущения фатальности и собственного бессилия, принятие будущего, доминирование личностных качество при восприятии других людей и интерпретации их поведения, принятие «значимых» и наделение их подлинной значимостью (Радина Н.К.).

Интересен антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Его представители исходят из интерсубъективной природы психологического здоровья. В данной концепции максима психологического здоровья понимается как интеграл жизнеспособности и человечности индивида, проявляющийся в ориентации на приобщение к родовой человеческой сущности, субъективности (способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования). Нарушение же психологического здоровья детей рассматриваются пори этом как антропогении (т.е. обусловленные человеком), как результат дисфункций детско-взрослой общности. «Антропогенный синдром – это задержанное или искаженное развитие внутреннего мира, незрелость или ущербность индивида, субъективной реальности, выраженные в стойком разобщении с человеческим сообществом…», - отмечают В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов (67-101).

Мы кратко охарактеризовали подходы к пониманию «психологического здоровья», которые получили распространение и признание и на которые преимущественно опирались авторы образовательной программы «Пралеска». Вместе с тем заметим, что пока нет однозначной трактовки термина «психологическое здоровье». Имеются и иные подходы к нему, знания которых, полагаем, может также помочь воспринять его суть, а главное – отыскать верные тропы к его укреплению.

Так некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, поведенческие аспекты (Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова). Иногда оно описывается в терминах состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека (Р.Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и общества. Сторонники адаптационной модели здоровой личности при характеристике психологического здоровья акцентируют внимание на «гармонии» - гармонии как внутри человека, так и между человеком и окружающей средой. Основная же функция психологического здоровья согласно такому его пониманию – поддержание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, прежде всего – в трудных, сложных, требующих мобилизации ресурсов личности. При этом за норму психологического здоровья (образ, служащий ориентиром при организации работы по его достижению) принимается наличие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию (для сравнения: норма психического здоровья – отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе). К числу представителей такого, адаптационного подхода к здоровью личности может быть отнесена доктор педагогических наук О.В.Хухлаева, одна из первых исследователей проблемы формирования психологического здоровья у детей. Психологическое здоровье она рассматривает как систему, включающую аксиологический (ценностный), инструментальный и потребностно-мотивационные компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует позитивное отношение человека к себе и другим людям. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать своё сознание на себе, своем внутреннем мире и своем положении в системе взаимоотношений с окружающими людьми. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Самоотношение, рефлексия и саморазвитие при этом обуславливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Положив в основу такой критерий как взаимодействие с окружающей средой, адаптацию ребенка к социуму, О.В.Хухлаевой выделены и описаны 3 основных уровня психологического здоровья у детей: креативный, адаптивный, ассимилятивно-аккомодативный.

К креативному, высшему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

К среднему уровню, адаптивному – дети в целом адаптированные к социуму, проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Они могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья.

К низшему уровню, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети дезадаптивные, с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные либо аккомодативные средства. Ребенок ассимилятивного стиля поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам даже порой в ущерб своим желаниям и возможностям, неконструктивность такого поведения проявляется прежде всего в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям взрослых. Наиболее типичная проблема таких детей – социальные страхи, прежде всего – страх не соответствовать, не ответить ожиданиям взрослого.

Ребенок, для которого свойственен аккомодативный стиль поведения, напротив, использует преимущественно активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Для стереотипов, слабая критичность, тенденция видеть причины своих неудач во внешних обстоятельствах, случайностях, что нередко является основанием неконструктивности избранной им позиции.

Каждая из этих групп требует особого внимания психолога и педагога. В первую очередь в психологической поддержке нуждаются дети с низким и средним уровнем психологического здоровья. О направлениях работы с ними речь пойдет ниже. Вначале же особо поговорим о факторах, обуславливающих психологическое здоровье, поскольку без знания их трудно, практически невозможно верно определить стратегию и тактику деятельности по оказанию помощи детям, в ней нуждающим.

Задачи по сохранению психологического здоровья детей:

§ создание в дошкольной группе атмосферы безопасности и защищенности, доверия к миру, окружающим людям, содействующей эмоциональному комфорту для каждого воспитанника;

§ развитие социальной мотивации дошкольников – углубление интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовного богатства;

§ повышение уровня самовосприятия воспитанников, формирование у них позитивной «Я-концепции»;

§ развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей и невербальных средств общения;

§ развитие социального и эмоционального мышления;

§ развитие творчества, креативности в общении;

§ развитие произвольности в общении.

· оптимизация и гуманизация межличностных отношений как путь укрепления психологического здоровья дошкольников;

· повышение представления о собственном «Я»;

· развитие творчества дошкольников как средства укрепления его психологического здоровья;

· повышение уровня психологической культуры субъектов педагогического взаимодействия и др.

Проявляя заботу о формировании у детей психологического здоровья, и прежде всего – по установлению нарушенного по тем или иным причинам гармонии ребенка с социумом, окружающими его людьми, педагог ведет работу с детьми адаптивного (среднего) уровня по таким основным. стрежневым направлениям (по О.В.Хухлаевой):

§ ценностное (аксиологическое)направление – предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

§ инструментальное направление – предполагает формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. развитие личностной рефлексии;

§ потребностно-мотивационное направление – включает в себя формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

§ развивающее направление – предполагает формирование «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности; должно способствовать переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.

«Формы и методы формирования психологического здоровья детей». Консультация для родителей

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов (внимание, восприятие, память и т. д.). Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике. Таким же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который не связан с социальным окружением.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, характеризуется:

Отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

Нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние - показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье». Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

Поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Задачи психологической поддержки:

1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей.

2. Обучение рефлексивным умениям.

3. Формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:

1. Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми.

2. Упражнения; психологические игры.

3. Решение проблемно-практических ситуаций.

4. Элементы арттерапии.

5. Игры-драматизации.

6. Подвижные игры.

7. Чтение и анализ сказок.

8. Беседы.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть) ; имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает работу по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому необходимо вести работу по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций. Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада. В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии - способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в процессе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задачам – управление собственными эмоциональными состояниями. В исследовании Я. З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуще-ствляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.

Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А. Н. Леонтьева и Л. В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тор-мозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал. Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхище-ние, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх, это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в формировании адекватной самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач психологической службы.

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже по-вышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе. Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а так-же готовностью соглашаться с мнениями других. Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах. Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы поможет тренинг социальных навыков ребенка.