Мышление в более широком смысле означает сочетание всех сознательных умственных (психических) действий. В более узком смысле речь идет об их наиболее сложной, присущей конкретному человеку, части, обеспечивающей абстракцию и рефлексию.

Мышление от индивидуального восприятия переходит к общим понятиям, а через них – к практическому и теоретическому восприятию мира. Свойство связано с сенсорным и пространственным восприятием. Оно использует память и креативность. Этот специфический способ связывания, различения, сравнения и оценки существенно коррелируется с языком, являющимся его средством и, одновременно, определяющей средой.

Логическое мышление

Логическое мышление перед принятием эмоциональных решений – это способность, желательная для большинства людей. Логика полезна не только во время учебы, работы или различных профессиональных встреч. Логическое мышление необходимо и в повседневной жизни, в межличностном общении, в установлении отношений (с друзьями, семьей, партнерами).

Есть несколько способов развить мышление у взрослого человека и ребенка и усовершенствовать логику.

Тренируйте мозг

Мозг, как и остальную часть тела, можно тренировать. Старайтесь каждый день улучшать его функцию, выполняя следующие шаги.

Технология развития памяти и логики:

  • Память – основа всех типов мышления. Тренировка памяти и внимания – важный шаг в развитии мыслительных способностей. Попробуйте улучшить ее выполнением небольших задач, таких как запоминание списка покупок, любимых цитат.
  • Обратите внимание на детали. Вы любите считать ступеньки на лестнице? Часто ищете ошибки в тексте? Или заметили, что у коллеги появились новые часы? Это мелкие детали, способные помочь в тренировке мозга, следовательно, мышления.
  • Решайте головоломки, кроссворды, судоку. Вы увидите, что, как и в спорте, ваши способности к решению судоку через некоторое время улучшатся. И это одна из характеристик хорошо тренированной памяти.
  • Изучайте новые вещи. Живопись, музыкальный инструмент, иностранный язык – это может помочь мыслить логически.

Развитие логического мышления у детей

С раннего возраста необходимо учить ребенка (кроме речи и ходьбы) умению логически мыслить. Основы логического мышления особенно полезны для ребенка, готовящегося к поступлению в 1 класс. Эти навыки пригодятся не только в математике, но и в решении повседневных жизненных проблем.

Обучение посредством игры

Возраст, в котором дети могут логически рассуждать и осваивать этот навык, составляет 3-4 года. Лучше всего начать с настольных игр, пазлов, конструкторов и более простых головоломок. Пазл – это лучшая игра для развития логического мышления. Она помогает младшим детям развивать и воображение. Им приходится не только подбирать подходящую форму отдельного компонента, но и представлять картинку в общей форме.

Чередуйте игры

Часто игра, смысл которой становится детям понятным, перестает быть интересной. Ребенок все делает автоматически, не находит ничего нового. Это не поддерживает формирование логического мышления, поэтому целесообразно чередовать головоломки и игрушки. Делайте это с учетом возраста – детям 3-5 лет подойдут соответствующие пазлы, старшие дошкольники и младшие школьники оценят конструктор, благодаря которому улучшат техническое и пространственное восприятия.

Примите участие в играх

Хорошо выделить время, чтобы присоединиться к детям в игре. Особенно в начале, когда ребенок не знает головоломки или конструктора, объясните ему, что делать. Если он уже что-то создал, поинтересуйтесь творением. Детям нравится придумывать разные истории. Своим вопросом вы подтолкнете его к размышлению. Это поспособствует развитию фантазии, общего логического мышления. Интересуйтесь искренне. Не отходите во время общения повесить стирку или помыть посуду.

Ожидание рассказа ребенка – хороший урок терпения, концентрации, внимательности. Эти свойства пригодятся в школе. Также хорошо объяснить ему, что такое прошлое, настоящее и будущее, как эти термины связаны между собой.

Вместе с родителями ребенок учится быстрее, лучше понимает события и связи.

Абстрактное мышление

Способность мыслить дана человеку с рождения, её важно развивать, для чего существует много книг, игр, программ и советов экспертов, призванных помочь развить абстрактное мышление. Упражнения включают ряд головоломок, ребусов. Не менее эффективен труд и творчество: музыка, танцы, рисование.

Есть много упражнений, направленных на развитие абстрактного мышления. Все они интересные и увлекательные, поэтому с вниманием детей проблем не будет.

Театр теней

Интересный способ развития абстрактного мышления – театр теней. С тенью можно создавать что угодно. Например, можете придумывать различные истории, впоследствии воспроизводя их. Для организации домашнего театра теней понадобится:

  • настольная лампа;
  • картонные фигурки, которые можно сделать самостоятельно.

Попросите ребенка воспроизвести любимую историю. В процессе визуализации он использует абстрактное мышление и память.

Также можно поиграть с тенью на стене, создавая различные изображения руками: летящую птицу, собаку, зайца. Далее ребенок придумает собственную абстракцию.

Упражнение с облаками

Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака и описать, как они выглядят. Это очень увлекательное занятие. Оно будет не менее интересным и для взрослых.

Вначале можете немного помочь чаду, заставить его задуматься. Придумайте интересные истории. Ему понравится такое занятие, в будущем он будет играть с удовольствием.

Абстрактное мышление развить не сложно. Главное проводить тренировки систематически, поощрять ребенка в его попытках воображения. Помогайте ему делать сначала простые, затем сложные выводы.

Креативное мышление

Многие люди считают, что творчество, трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядка несовместимы. Но люди с креативным мышлением имеют большой опыт, высокоразвитые творческие способности. Все это требует значительных усилий, кропотливой работы, ответственности. Творчество – это удачное сочетание мышления, навыков, опыта и внутренней открытости миру, способности учиться в любом возрасте и в любых ситуациях.

Творчество – это открытость ума и сердца. Есть ряд практических методов и упражнений для развития творчества. Помните, что каждое упражнение должно помочь избавиться от беспокойства, изменить привычный образ мышления. Рассмотрим наиболее простые и эффективные упражнения для развития творческого мышления.

Необычное применение обычных вещей

Возьмите обычный предмет, используемый в повседневной жизни. Постарайтесь придумать наиболее нестандартные варианты его применения. Например, ложка. Это не только приспособление для приема пищи. Из нее можно сделать уникальную лампу, обозначить ею место посадки цветов в саду.

Изменение привычек

Время от времени прерывайте обычный ход вещей, меняйте свои привычки. Например, если ходите на ужин в один и тот же ресторан каждую неделю или каждый день, поменяйте его.

Попробуйте блюда другой кухни мира, выберите новый маршрут для возвращения домой и т.д. В жизни есть много мелких привычек, препятствующих развитию творческого мышления. Попробуйте расширить рамки, выйти за их пределы.

Поиск новых решений

При возникновении проблемы, не пытайтесь решить ее как обычно. Люди часто думают, что придумывание новых способов решения задачи, когда старые методы работают, – это безумство. Но А. Эйнштейн утверждал, что безумие – это совершение одних и тех же вещей с ожиданием нового результата. Так что не принимайте решение, пока не найдете хотя бы один альтернативный способ.

Творческое занятие

Еще ​​один отличный способ развития креативного мышления – посвящение любому виду творчества. Начните рисовать, писать стихи или песни, учиться играть на музыкальном инструменте. Цель не заключается в достижении успеха в этой деятельности. Главное – получение нового опыта, новой перспективы. При изучении новых вещей мозг начинает работать по-другому. Ведь творчество – это прерывание мыслей, обычной последовательности слов, поступков, хода жизни.

Спорт, путешествия

Полезно путешествовать, заниматься новыми видами спорта. В целом, новые места или меняющиеся ситуации значительно расширяют горизонты, способствуют креативности. Важно путешествовать с открытыми глазами и сердцем, чтобы не пропустить ничего нового.

Развитие ассоциативного мышления

Научите мозг соединять вместе, казалось бы, несвязные понятия. Это улучшит память, натренирует мозг для объединения различных концепций, ведь не каждый человек способен создать такую ​​ассоциацию.

Один из эффективных способов тренировки ассоциативного мышления – поиск связанных слов. Например: пшеница → хлеб, зелень → растения и т.д.

Развитие детской креативности

Стратегический шаг в развитии детского творчества – обеспечение пространства и свободы. Младенцы и младшие дети исследуют мир всеми своими чувствами. Поддержать их развитие можно даже ценой грязных брюк и ободранных коленей.

Позже дети начинают манипулировать предметами осмысленней. Их игра более продуманная. Речь идет, например, о строительстве песчаного замка с камнями вместо окон и листьями в качестве флагов, гаража для автомобилей из деревянных кубиков, города из спичечных коробков. Взрослый в игре с ребенком не должен быть ведущим. Лучше занять место секунданта. Можно предложить ребенку тему, в соответствии с которой он сам разработает игру. Городу можно придумать историю: кто и где в нем живет, куда ходит на работу, сколько у него детей

Чем старше ребенок, тем более абстрактными и нестандартными могут быть методы развития творчества. Со школьниками можно попробовать разные игры со словами: придумать предложение, в котором игроки поочередно добавляют все больше и больше слов, вместе рассказывать истории (родитель и ребенок поочередно придумывают их).

Художественно или технически одаренное чадо может активно помочь в обустройстве и декорировании своей комнаты или всей квартиры.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление – это процесс мышления, в котором одно суждение вытекает из другого, и конечный результат является правильным выводом. Следовательно, речь идет о ключе к принятию правильного решения. Аналитический ум обрабатывает информацию, выбирает важные моменты, рассматривает корреляции. Люди с развитым аналитическим мышлением способны быстро оценить ситуацию, отреагировать соответствующим образом.

Аналитически мыслящие люди всегда пытаются выяснить суть проблемы. Их основные активы – сравнение и исследование. Сложные отношения они могут разделить на отдельные части, которые затем классифицировать, подготовить стратегию для следующего действия. Таким же образом они определяют позиции своих партнеров по коммуникации, возможности для устранения препятствий, необходимые меры.

Люди с развитым аналитическим мышлением – хорошие планировщики, способные быстро обрабатывать тексты (особенно, содержащие большое количество цифр). Эта способность особенно полезна в областях, где ведущую роль играет точная информация, разрабатываются теории и организуются новые знания (например, наука, системный менеджмент, медицина, информационные технологии).

Работодатели ценят сотрудников, способных быстро и эффективно исследовать проблемы, находить решения. Для получения успеха в будущем изначально важно сделать акцент на этих навыках (в идеале, уже во время собеседования).

Ниже представлены 4 шага, составляющие общий метод развития мышления у взрослых, позволяющий поддержать и улучшить аналитические навыки.

Подготовка

Подготовьте разум путем утреннего «опустошения» головы. Начните уже завтра. В течение 30 дней просыпайтесь на 25 минут раньше. Подойдите к письменному столу, возьмите ручку, бумагу и пишите. Не модифицируйте написанное. Все, что выходит из головы и оказывается на бумаге, должно быть потоком сознания. Цель состоит в заполнении 3-х листов бумаги (в обеих сторон), которые послужат контейнером для непродуктивных мыслей, способных отвлекать вас в течение дня.

Подумайте наедине с собой

Обеспечьте себе достаток времени для самого себя, задумайтесь о насущной проблеме. Создайте в дневнике событие и каждый день выделяйте время для размышлений о нем. В это время можете сидеть за письменным столом, прогуливаться, отдыхать в машине с опущенными окнами. Куда бы вы ни пошли, ум должен быть сосредоточен на одной проблеме, которую надо решить.

Найдите полезный источник

Найдите коллегу, который поможет проанализировать ситуацию. Это не пример аналитического подхода; скорее, речь идет о просьбе сотрудника о помощи. Возможно, он предложит свой собственный аналитический подход. Мы часто забываем, что коллеги – это ценный ресурс. Столкнувшись с препятствиями на работе, желая прояснить идею, запланируйте встречу с коллегами, чтобы рассмотреть другую точку зрения.

Прежде чем обращаться за помощью, убедитесь, что четко понимаете, в чем именно нуждаетесь. Нужен совет? Или вопросы, направленные на прояснение ситуации? Каждый из этих подходов может помочь создать креативную идею, не рассматриваемую вами ранее.

Подведем итоги

Мышление – это один из познавательных процессов. Речь идет о работе с информацией, идеями, концепциями. Оно позволяет находить взаимосвязи, решать проблемы.

Мыслительные функции – это формирование понятий, распознавание и нахождение соотношений, рассуждение, принятие решений, создание чего-то нового. Результатом мышления является новая информация (новые знания). Следовательно, развитие мышления в целом или его отдельных типов – важный шаг в достижении успеха, как в личной, так и в профессиональной сфере.

В этой статье мы поговорим о видах мышления и их развития. В современном мире без умения нестандартно мыслить выйти в люди очень тяжело. Человеку не , если он не развивает свое мышление. Ведь если присмотреться к богатым людям, то мы обнаружим, что все они имеют развитое нестандартное мышление. Все выдающиеся люди думают не так как обычные люди, поэтому имеют исключительные результаты. Так как развить мышление? Об этом ниже.

Как развить творческое мышление?

Как развить воображение? Я не буду говорить о том, как развивается дедуктивное и индуктивное мышления, я лучше остановлюсь на развитие творческого мышления. У большинства людей проблема заключается именно с этим видом мышления. Мы привыкли в школьные и студенческие годы руководствоваться логикой, что наше воображение у нас атрофировалось. Почему я так смело утверждаю об этом? Мои наблюдения за людьми, аналитика и логика помогли мне это увидеть. Если Вы читаете меня давно, то знаете, что я хожу на танцы, занимаюсь актерским мастерством, изучаю английский язык. На курсах актерского мастерства педагоги заставляли нас придумывать миниатюрные сцены. Я не хочу хвастаться, но подобные задачи давались мне легко и просто. Вот с решением равенств, неравенств, логорифм у меня были серьезные проблемы, а с придумыванием приколов не было никогда. Так вот я заметил, как многие люди вообще ничего придумать не могут, они даже сыграть нормально не могут свои готовые роли.

На танцах то же самое: что преподаватель дал, то человек и выучил. Там мы учим связки и иногда фристалим. На freestyle мало кто ходит, ведь там тоже нужно воображение плюс храбрость. Многие люди бояться показать себя. Проще связку заучить и все. Так вот, любую связку можно переделать под себя, некоторые движения убрать, некоторые добавить. Преподаватели не против этого. Но почему-то из всех людей, подобным занимаюсь только я один? Я ничего кардинально не меняю, просто где-то я добавляю свои движения. Другие люди тупо заучивают движения.

На курсах английского языка та же проблема. Люди тупо выполняют упражнения и ничего не придумывают. Было задание – сравнить животных. Там были картинки животных, а внизу были готовые варианты, надо было правильно их прочитать. Например: big/rhino/elephant. Правильный ответ: An elephant is bigger than a rhino. Любой тупица справится. Мы работали в парах, я работал с одной не очень… вообще некреативной девушкой. Я ей говорю, сравни медведя (bear) с жирафом (giraffe). Так она мне ответила то, что в задании такого варианта нет (я имею ввиду в списке готовых ответов). Я настоял на том, чтобы она попробовала придумать свой вариант, не готовый, и она сделала это. Она сказала: A bear is stronger than a giraffe. Я сказал: A giraffe is taller than a bear and more yellow than a bear.

Чтобы развить творческое мышление, человеку необходимо постоянно что-то придумывать, переделывать под себя, творить и сочинять. Мозги-то на что Вам? Читайте статью – . Даже если Вы придумаете полную чушь, это лучше чем тупо следовать системе, быть как все, думать как все, делать как все. Успешные и богатые люди потому и стали успешными, так как руководствуются воображением.

На этом статья о развитии мышления и видах мышления подошла к финалу. Я Вам желаю больших мозгов и бесконечного творческого воображения. Чао!

развитие мышления, виды мышления, как развить мышление

Нравится

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.

Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.

Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.

Это самое ценное.

Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.

Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.


Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то. Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.

Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.

Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.

Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно дает эффекта.

Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.

Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд. Старайтесь запоминать расположение фигур и внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

P.S.

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Как развить логическое мышление? Этим вопросом задаются миллионы людей, чтобы избегать ошибок, быстрее решать задания по учебе и работе, применять его в жизни, быть лучшим в своей сфере, достигать поставленных целей и просто развиваться. Для этого необходимо разобраться: что это такое, какие есть разновидности и как его натренировать.


Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим, зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Логические мыслительные процессы

Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.

Вот основные операции, происходящие в нашей голове:

  1. Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
  2. Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
  3. Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
  4. Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
  5. Конкретизация. Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
  6. Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
  7. Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.

Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

  • Наглядно-действенное, практическое. Основывается на наблюдении, учете мелочей и деталей, умении пользоваться пространственными образами. Для практического мышления характерно оперативно переключать между мыслями и действиями, и наоборот. В равной степени применяется теория и практика.
  • Наглядно-образное. Суть заключается в образах и представлениях, возникающих в процессе обработки полученных данных извне. Распространено у детей, воображение и образы помогают им решать задачи, понимать мир.
  • Абстрактно-логическое. В основе этого вида лежит сам процесс мышления, нахождение общих закономерностей, оперирование фактами и категориями.

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.


Формы мышления

У мышления есть три формы: понятие, суждение и умозаключение.

  1. Понятие отражает группу однородных предметов через фиксацию их общих существенных характеристик.
  2. Суждение может быть в виде утверждения, сомнения, критики, заявления и др. Но его суть заключается в установлении связи между понятиями, в ходе которого формируется мнение.
  3. Умозаключение подразумевает мыслительную работу с суждениями и понятиями, их обработку, после этого вынесение нового суждения. Зачастую мы пользуемся двумя распространенными видами умозаключений: дедуктивным и индуктивным.

Как обучиться

Перед началом обучения следует понимать, что существует теория и практика логического мышления.

Теоретическое обучение подразумевает ознакомление с основными терминами и логическими законами, на основе которых следует делать суждения.

Практическое обучение заключается в применении полученных знаний в реальной жизни и бытовых ситуациях. Также к практике относятся упражнения, помогающие тренировать мозг.

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление, следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций специалистов.

Совет 1 . Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2 . Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3 . Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4 . Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5 . Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6 . Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7 . Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8 . Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9 . Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10 . Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Вывод

Логическое мышление нужно и можно тренировать, причем упражнения увлекательные и помогают не только лучше мыслить, но и становиться лучшей версией себя и интересной личностью. Достаточно каждый день выполнять несколько упражнений и эффект не заставит себя ждать.

Наша жизнь – результат принятых нами решений ранее. И чтобы будущее было таким, каким хочется, необходимо научиться принимать правильные решения, основанные на логическом мышлении.

Екатерина Чистякова

Фрилансер. Увлекаюсь в свободное время бизнесом.