Глава 2. Статистическое наблюдение

2.1. Понятия и требования статистического наблюдения

Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:
1) полноты и практической ценности статистических данных;
2) достоверности и точности данных;
3) их единообразия и сопоставимости.

2.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

2.3. Формы, виды и способы наблюдения

В статистической практике используются две организационные формы наблюдения – отчетность и специальное статистическое обследование.

Отчетность – это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.

Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером второй формы наблюдения – специального статистического обследования – является проведение переписей населения.

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить:
- систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения – это будет текущее наблюдение (отчетность);
- регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени – это будет периодическое наблюдение (переписи населения).

Рис. 2.1. Формы, виды и способы статистического наблюдения

С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания .

При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.

Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности. Это, во-первых, индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный, механический, стратифицированный, и, во-вторых, серийный, или гнездовой, отбор.

Предыдущая

Организация государственной статистики в Российской Федерации

Предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городах.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в _ году»; Комитет по статистике г. Москвы - сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам.

Основные функции всех статистических органов - это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т.д.

Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Госкомстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.

Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.



Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатывается федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.

Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Госкомстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

В последние годы методологическая работа Госкомстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего, на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

Госкомстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники:

· полный ежегодник «Российская Федерация в... году»;

· краткий ежегодник «Россия в цифрах»;

· демографический ежегодник;

· двухтомное издание «Регионы России»;

· тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т.д.

Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями: Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским союзом (ЕС), Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН «Statistical Yearbook». Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт.

Координация деятельности статистических служб стран-членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверность и сопоставимость.

Достоверность - это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения должны быть нацелены на обеспечение достоверных данных. Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта, полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.

Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время, по единой методике. Кроме того, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление. Таким образом, необходима полная ясность организации и методологии статистического наблюдения, чтобы были понятны характер и причины различий в данных наблюдений, если таковые были вызваны именно организационно-методологическими факторами.

Сравнимость данных разных наблюдений выполняется, если использовались одно и то же определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков (таких, как себестоимость, производительность труда, рентабельность, ликвидность и т.д.).

Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд - на полгода (или год) и т.д.

Если большое влияние оказывает сезонность, то данные должны собираться по месяцам или по кварталам. Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в наиболее стабильном состоянии.

Статистическое наблюдение подразделяется на виды - по времени наблюдения и по охвату единиц наблюдения.

По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. Непрерывное (текущее) наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например, регистрируются в загсе юридические факты (рождение и смерть, брак и развод), на предприятиях учитываются выпуск продукции, явки и неявки работников, расчеты с дебиторами и кредиторами, поступление денег в кассу и денежные выплаты и т.п. При периодическом наблюдении регистрация проводится через определенные, обычно одинаковые, промежутки времени (например, учет успеваемости студентов по данным экзаменационных сессий). Единовременное наблюдение проводится один раз для решения какой-либо задачи или повторяется через неопределенные промежутки времени по мере надобности (например, перепись жилого фонда, школьная перепись и т.д.).

Какой вид наблюдения применить в конкретном случае, зависит от специфики исследуемого объекта. Так, функционирование общественного производства имеет непрерывный характер: ежедневно производится и потребляется множество различных видов продукции, изменяются их запасы и т.д. Обеспечение бесперебойного производства требует непрерывного систематического учета затрат на производство и его результатов. Иной характер носят изменения в составе населения по социальному или национальному признаку, образованию и пр. В обычных условиях для больших групп населения эти признаки изменяются несущественно в короткие промежутки времени, поэтому нет надобности в непрерывной их регистрации.

Бывает, что для изучения одного и того же процесса используется как текущее, так и единовременное наблюдение. Например, потребление населением продуктов изучается государственной статистикой по данным текущего наблюдения (бюджетные обследования). В то же время многими исследовательскими коллективами потребление продуктов изучается по данным единовременных наблюдений: фиксируются обычные дневные покупки продовольствия, иногда эти данные дополняются данными фактических покупок за последние 2-3 дня; фиксируются наличие предметов длительного пользования, покупки непродовольственных товаров за последний месяц, квартал или полгода и т.д.

По охвату единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение.

При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы совокупности. Оно применяется, например, при переписи населения, сборе данных в форме отчетности, охватывающей предприятия разных форм собственности, учреждения и организации и т.д.

Развитие многоукладной экономики увеличило число объектов экономической деятельности. Это способствовало расширению практики несплошного наблюдения, которое, в свою очередь, подразделяется на метод основного массива, выборочное и монографическое.

При методе основного массива обследованию подвергается основной массив - та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности, исключается из наблюдения, т.е. при этом методе отбираются наиболее крупные единицы. Логика метода состоит в том, что крупные единицы могут практически определять интересующие нас статистические показатели.

Часто применение метода основного массива требует установления ценза - значения признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, обследуются предприятия с числом работников 500 человек и более или устанавливается, что обследованию подлежат малые предприятия с численностью работников до 100 человек (или до 200 человек). Такой метод называется цензовым.

Следует иметь в виду, что термин «ценз» применяется в статистике не только в смысле пограничного значения признака, но и для обозначения переписей. В США, Англии цензами называют переписи населения, промышленности и т.д. При выборочном наблюдении обследованию подвергается отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а получаемые результаты распространяются на всю совокупность.

В выборке полностью реализуется основная идея несплошного наблюдения. При этом получают информацию обо всей совокупности, изучив лишь ее часть. Например, чтобы понять, хорошее пиво или нет, не обязательно выпивать целую бочку, то же можно сказать в отношении проверки качества любой продукции. В решении такого рода задач, да и во многих других случаях, может помочь только выборка.

Выборочный метод играет все большую роль в отечественной статистике. При этом обследования основного массива и выборки - это массовые наблюдения, охватывающие множество единиц. При монографическом наблюдении подробно описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное внимание обращается на качественные стороны явления, его поведение, ориентацию, перспективы развития и т.д. Примерами монографических обследований являются этнографические исследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких семей, и др.

В любом обследовании источником получения первичных данных могут быть непосредственное наблюдение, документы и опрос.

Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, снятия показаний приборов и т.д. Например, во время переписи вагонов проводится осмотр каждого вагона. Примером непосредственного наблюдения являются также: регистрация цен и объема реализации товаров на рынках; метеорологические наблюдения - регистрация температуры воздуха, снежного покрова, суммы осадков; инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей на складе.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистических сведений различных документов первичного учета предприятий, учреждений и организаций, поэтому этот способ наблюдения часто называют отчетным. Он применяется, например, при переоценках основных фондов (средств) предприятий и организаций, на базе которых осуществляется начисление амортизации, анализ использования фондов и их структуры, особенно в условиях инфляции.

При заполнении государственной статистической отчетности по переоценке каждым самостоятельным предприятием любой отрасли и формы собственности используются следующие данные первичной учетной информации:

· инвентаризационные описи;

· инвентарные карточки основных фондов;

· технические паспорта или другая соответствующая документация;

· данные бухгалтерского учета.

Непосредственное наблюдение и документальный способ обеспечивают наибольшую достоверность статистических данных. При опросе источником данных являются сведения, которые дают опрашиваемые лица. При этом могут быть использованы разные способы собирания данных: экспедиционный, корреспондентский и саморегистрация.

Экспедиционный способ заключается в том, что специально подготовленные регистраторы на основе опроса заполняют переписные формуляры, одновременно контролируя правильность получаемых ответов. Этот способ обеспечивает достаточно точные результаты, но он дорогостоящий. В отечественной статистике экспедиционный способ используется при переписях населения.

Корреспондентский способ заключается в том, что статистические или другие организации рассылают специально разработанные бланки и инструкции к их заполнению отдельным организациям или специально отобранным лицам, давшим согласие периодически заполнять бланки и присылать их статистическому органу в установленные сроки. Например, Научно-исследовательский институт по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли создал сеть корреспондентов в каждом регионе, которые периодически сообщают в центр сведения о покупательском спросе населения, товарном обеспечении в данной местности и другую информацию. Преимуществом этого способа является его дешевизна, однако он не всегда обеспечивает хорошее качество сведений, т.к. зависит от уровня восприятия вопросов опрашиваемым, от его ответственности (отправит он заполненную анкету или нет).

При саморегистрации или самоисчислении работники организации, которая проводит опрос, раздают опросные листы или анкеты опрашиваемым лицам, инструктируют их, а затем собирают заполненные формуляры, контролируя полноту и правильность полученных сведений. Этот способ используется в государственной статистике при бюджетных обследованиях семей, проведении некоторых переписей и т.д.

В последние годы при сборе статистической информации начинают использовать безбумажные технологии. Технологии электронных коммуникаций широко используют глобальную сеть компьютеров, корпоративные и локальные сети. Также в этом случае применяются базы данных и системы управления базами данных для сбора и первичной обработки статистических данных.

Остановимся чуть подробнее на методах несплошного статистического наблюдения. Это методы, позволяющие по специально отобранной части обследуемой совокупности произвести расчет обобщенных характеристик всей совокупности и показателей точности этого расчета. Преимущества и недостатки рассматриваемых методов непосредственно следуют из этого определения и обусловлены в основном двумя их свойствами:

1) возможностью ограничить наблюдение частью совокупности;

2) наличием дополнительных ошибок, обусловленных неполнотой наблюдения (ошибок репрезентативности).

Рассмотрим основные преимущества методов несплошного наблюдения, которые не носят, однако, безусловного характера и могут реализоваться или нет в зависимости от конкретных условий.

· Снижение стоимости наблюдения.

Затраты на организацию и проведение как сплошного, так и не сплошного статистического наблюдения можно представить следующей формулой:

CMOS = Co + (d× n) , (3.1)

где CMOS - общая стоимость организации проведения наблюдения;

Со - начальные затраты на организацию наблюдения, не зависящие от числа единиц наблюдения;

d - средние затраты на наблюдение одной единицы;

n - число единиц наблюдения.

Видно, что выигрыш от несплошного наблюдения обусловлен сокращением числа наблюдаемых единиц n . Однако необходимо учитывать, что точность при несплошном наблюдении определяется не долей отбора, а числом отбираемых единиц. Поэтому для обеспечения одной и той же точности для малых совокупностей требуется больший отбор. В то же время начальные затраты на организацию несплошного исследования Со , как правило, больше, чем при сплошном, т.к. требуется разработка достаточно сложного методического и программного обеспечения, сбор базовой информации, оснащение вычислительными средствами и подготовка персонала. Эти затраты особенно велики в условиях отсутствия опыта и традиций.

Таким образом, экономический выигрыш от несплошного наблюдения не всегда гарантирован, особенно на начальной стадии его внедрения.

· Оперативность получения статистических данных.

Сроки сбора и обработки информации практически всегда сокращаются при использовании методов несплошного наблюдения, особенно в тех случаях, когда достигается существенное уменьшение объема наблюдения. В некоторых странах, например, для более быстрого получения предварительных результатов переписи населения используют выборку из уже собранных анкет.

· Повышение достоверности.

Несплошное наблюдение к ошибкам регистрации добавляет ошибки репрезентативности, однако сокращение объема наблюдения создает условия для более тщательной его подготовки и контроля, привлечения более квалифицированных специалистов, что уменьшает ошибки регистрации и в большинстве случаев, при соответствующей организации, обеспечивает повышение достоверности получаемых данных. Повышение точности также связано с тем, что методы несплошного наблюдения предусматривают анализ поступающих данных.

Вместе с тем использование методов несплошного наблюдения имеет свои трудности и проблемы.

А. Методологическая сложность. Эти методы опираются на достаточно сложный математический аппарат, что требует соответствующей подготовки персонала, проводящего организацию и само наблюдение. Помимо специальной подготовки, связанной с конкретным объектом наблюдения, необходимы знания в таких областях, как теория вероятностей и математическая статистика, умение работать на ПЭВМ. Кроме того, компьютерная грамотность должна позволять работать с довольно сложными программами. Разработка программного обеспечения также предполагает наличие программистов достаточно высокого уровня, т.к. программы включают оптимизационные и комбинаторные процедуры нестандартного характера. К этой же проблеме относится необходимость для большинства методов несплошного наблюдения накапливать и хранить статистическую информацию за прошедшие периоды, что предполагает наличие соответствующих банков данных. Обсуждаемые сложности относительно легко преодолимы, когда речь идет об общегосударственном уровне, и затруднительны для регионального уровня, который как раз и наиболее важен, т.к. основной поток первичной статистической информации доходит только до этого уровня.

Б. Проблема ошибки репрезентативности. Сложность состоит не столько в том, чтобы оценить эту ошибку, хотя и это часто непростой вопрос, сколько в том, чтобы установить ее приемлемый уровень. Задача эта выходит за рамки собственно теории методов несплошного наблюдения и должна решаться с учетом того, где и как будут использоваться полученные в результате обследования статистические показатели. Объем наблюдения резко возрастает при стремлении обеспечить малую ошибку репрезентативности, особенно в диапазоне очень малых значений - порядка процента и меньше. С другой стороны, большая ошибка может обесценить статистическую информацию и даже сделать ее бессмысленной.

В. Требования к системе статистических показателей со стороны методов несплошного наблюдения. Возможности широкого использования методов несплошного наблюдения в значительной степени определяются действующей системой статистических показателей. Излишняя перегруженность системы натуральными показателями с широкой номенклатурой и разрезностью сокращает такие возможности. Особые затруднения возникают в связи с необходимостью обеспечения разрезности районного, отраслевого или иного плана, разбивающей исследуемую совокупность на мелкие подсовокупности и вызывающей необходимость работать с малыми выборками, когда доли отбора становятся неприемлемо большими, а возможности обеспечения удовлетворительной точности - проблематичными. Например, желание удержать заданный уровень ошибки репрезентативности для регионального уровня при существующем административном делении России означает увеличение объема выборки примерно в 90 раз (по числу субъектов Федерации). Таким образом, расширение области применения несплошного наблюдения является поводом для коррекции системы статистических показателей.

Г. Необходимость сочетания сплошного и несплошного статистического наблюдения. Эти две основные ветви статистического наблюдения не являются взаимоисключающими, а во многих случаях взаимодополняют друг друга.

Как уже отмечалось, большинство несплошных методов требует знания предшествующей информации об исследуемой совокупности, причем, чем эта информация полнее, тем лучше. Идеальным вариантом систематического наблюдения за объектом является сочетание относительно редких сплошных обследований типа переписей с систематическим несплошным наблюдением. Кроме того, очень эффективно и широко распространено на практике параллельное использование сплошного и несплошного наблюдения, когда одновременно со сплошным наблюдением по узкой программе часть единиц наблюдения обследуется по более широкой программе. Вообще, необходимо искать оптимальное сочетание областей применения сплошного и несплошного наблюдения, причем соотношение этих методов со временем может меняться в связи с изменяющимися условиями.

Что конкретно имеется в виду? Как уже отмечалось, большинство методов несплошного наблюдения нуждается в информации об объекте наблюдения за некоторый период в прошлом, причем, чем этой информации больше, тем лучше. Поэтому на региональном уровне, куда еще доходят потоки первичной статистической информации, необходимы унифицированные банки данных, позволяющие проводить накопление такой информации, манипулирование ею и импортирование в программы, обеспечивающие несплошное наблюдение. Такие банки имеют и самостоятельную ценность как основа аналитической работы на региональном уровне. Программы несплошного наблюдения в этих условиях должны рассматриваться как приложения, технологические элементы банков данных на региональном уровне и регистров - на федеральном.

Выборочный метод реально представляет собой большую группу методов, существенно отличающихся друг от друга, в основе которых лежит, как правило, принцип случайного отбора единиц наблюдения из исследуемой (генеральной) совокупности.

Оговорка, что случайный принцип отбора используется «как правило», сделана в связи с тем, что в некоторых руководствах по выборочным методам описывается обычно и систематический (механический) отбор, не являющийся, вообще говоря, случайным.

Выборочный метод наиболее теоретически разработан именно потому, что основан на принципе случайного отбора, т.е. при случайном отборе каждая единица генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборочную совокупность. Например, при проведении тиража какой-либо лотереи применяется этот принцип, т.к. имеется абсолютно равная возможность выигрыша (попадания в выборку) любого номера билета. Можно сказать то же самое и по-другому: выигрыш того или иного билета - это дело случая.

Случайный отбор используется и при жеребьевке. Если из 10 000 школьников с целью изучения их успеваемости в школах одного района необходимо отобрать 1000, то это можно сделать следующим образом: написать на отдельных листочках фамилии всех школьников и вслепую вытащить 1000.

Случайный отбор может быть бесповторный и повторный. Чаще на практике применяется бесповторный отбор, т.е. единица, попавшая в выборочную совокупность, обратно в генеральную не возвращается. Следовательно, численность генеральной совокупности все время уменьшается. По такой схеме проходят тиражи различных лотерей. При повторном отборе отобранная единица наблюдения возвращается в генеральную совокупность обратно. Таким образом, численность генеральной совокупности в процессе проведения выборочного обследования остается все время неизменной. В случае со школьниками это означало бы следующее: при попадании определенного листочка с фамилией в число случайно отобранных, этот листочек снова возвращался бы обратно и опять имел бы равную с другими возможность попасть в выборочную совокупность. Главное при этом, чтобы никакие факторы, никакие лица или комиссия, организующая выборочное исследование, никоим образом не влияли на случайность отбора единицы, т.е. чтобы соблюдался основополагающий принцип случайного отбора.

Однако строгая реализация этого принципа в статистической практике часто бывает затруднительна. Кроме того, для специалиста, хорошо знающего ситуацию, порой бывает неразумно довериться игре случая, игнорируя свои знания и опыт при отборе единиц наблюдения. Есть области статистики, где в силу разных обстоятельств преобладают экспертные методы отбора, например, при отборе товаров-представителей для расчета индексов цен или состава «корзин» для оценки стоимости жизни. Отказ от принципа случайного отбора может существенно повысить точность оценок, но при этом теряется их объективность и возможность иметь количественные характеристики ошибки, т.к. все зависит от квалификации эксперта.

На практике часто применяется систематический (механический) отбор. Предположим, что надо отобрать 1000 школьников из 10000. Тогда поступают так: располагают всех школьников в алфавитном порядке и отбирают из них каждого десятого, т.к. интервал равен 10 (10000 делим на 1000), т.е. осуществляется 10-процентный отбор. Если в первой десятке это оказался 3-й школьник (это можно сделать путем жребия), то отобранными окажутся 13, 23, 33-й... и т.д. до 9993-го школьника. Как мы видим, при систематическом отборе генеральная совокупность как бы механически делится на определенное количество групп и из каждой группы берется одна единица (один школьник в нашем примере). Следует отметить, что систематический (механический) отбор всегда бывает бесповторным. Важно подчеркнуть также, что при нем отобранные единицы более равномерно распределяются по генеральной совокупности.

В практике статистической работы встречаются наблюдения, когда исследуемая генеральная совокупность является неоднородной. Тогда эту совокупность делят на группы (типы) по типичному признаку, а внутри групп производят систематический (механический) отбор.

В том случае, когда типический отбор связан с несколькими стадиями, его называют многоступенчатым. Особенностью такого метода является то, что каждая стадия (ступень) имеет свою единицу отбора. Так, например, исследование успеваемости школьников какой-либо области можно провести с помощью 4-ступенчатого отбора: сначала отобрать районы (единицей отбора будет район), затем в каждом районе выбрать школы (единица отбора - школа), на третьей ступени отобрать необходимое число классов (единица отбора - класс) и, наконец, на четвертой ступени отбора - самих школьников (единица отбора - школьник). Как мы видим, применение многоступенчатого отбора вызвано сложностью исследуемого социально-экономического явления, а также желанием организовать обследование так, чтобы отобранные единицы равномерно распределялись внутри разных частей этого явления. Можно заметить также, что на каждой последующей ступени единицы отбора как бы уменьшаются по масштабам (районы, школы, классы, школьники).

В случае, когда на каждой ступени (фазе) сохраняется одна и та же единица отбора, говорят о многофазном отборе. Например, на первой фазе по краткой программе обследуется 20% генеральной совокупности, на второй - 15%, но по более широкой программе, и на третьей - 10% по полной программе.

Таким образом, видно, что отдельные фазы между собой различаются широтой исследования и объемом (процентом) отбора единиц.

Иногда в практике организации несплошных наблюдений бывают случаи, когда по тем или иным причинам приходится ограничиться малым числом наблюдений. Такая выборка называется малой. К ней прибегают в тех случаях, когда, например, технически невозможно большое число наблюдений или в процессе наблюдения отбираемая единица продукции уничтожается (при проверке качества продукции на производстве). Конечно, по небольшому числу наблюдений трудно дать точную характеристику всей генеральной совокупности. Но все же это возможно с помощью математической статистики, которая дает поправку в расчетах с учетом малого числа единиц наблюдения.

Иногда встречается неверная трактовка метода основного массива как основной массы единиц наблюдения (например, 60%), а не совокупности наиболее крупных единиц, обеспечивающих основной вклад в результаты статистического исследования. На самом деле численность основного массива может быть и невелика, но влияние на обобщающие показатели - определяющим.

Принцип основного массива - отбора наиболее крупных единиц - имеет универсальное значение. При любом методе несплошного наблюдения рекомендуется произвести предварительный отбор наиболее крупных, уникальных единиц и включать их в число обязательно наблюдаемых.

Анкетный метод состоит в рассылке анкет респондентам при отсутствии какой-нибудь предварительной договоренности с адресатами. Теории, позволяющей количественно оценить ошибки при этом методе, нет. Методические разработки относятся, в основном, к организационным и психологическим проблемам обеспечения приемлемого процента ответивших, а также учета преднамеренного искажения информации. Эффективность метода существенно зависит от уровня социальной сознательности и моральной атмосферы в обществе.

Корреспондентский метод во многом аналогичен анкетному. Отличие состоит в том, что с адресатами, которым высылаются анкеты, достигается предварительная договоренность, часто подкрепляемая определенными формами вознаграждения. В прошлом метод имел распространение в России. Так, до конца 20-х годов прошлого столетия использовалась сеть крестьянских хозяйств, в основном зажиточных, для получения данных о сельскохозяйственном производстве.

Цензовое наблюдение предписывает отбор единиц по некоторому определенному критерию (цензу). В современной практике в качестве ценза часто используется, например, некоторое заданное критическое число работников, занятых на предприятии. Использование ценза при проведении несплошного наблюдения следует отличать от его употребления при определении единицы отбора и объекта обследования. Та же численность занятых на предприятии может служить для определения малого предприятия в определенной отрасли народного хозяйства, например, не более 100 человек. И если ставится задача исследования малых предприятий, то предприятия с числом занятых более 100 человек не наблюдаются и не досчитываются, т.к. не относятся к объекту исследования.

При рассмотрении и анализе методов несплошного статистического наблюдения необходимо учесть и следующее. Если при организации исследований за один прием отбирается одна единица совокупности, то речь идет об индивидуальном отборе (число приемов может повторяться много раз). Иногда используется групповой отбор, при котором за один прием отбирается несколько единиц, т.е. группа или серия; при сочетании индивидуального и группового отбора получается комбинированный отбор.

Возможность разобраться в сложных взаимосвязях рассматриваемых методов и помочь получить целостное представление о них дает следующая схема классификации, которая представляет собой иерархическую систему наиболее важных классифицирующих признаков.

· объектно-временные характеристики наблюдения, определяемые особенностями объекта наблюдения и протяженностью наблюдения во времени;

· тип отбора единиц наблюдения, т.е. метод формирования наблюдаемой части обследуемой совокупности;

· организационный способ получения данных - организационная форма сбора первичной статистической информации;

· метод распространения (досчета) результатов несплошного наблюдения на всю обследуемую (генеральную) совокупность;

· объем отбора - количество отбираемых единиц наблюдения, которое в значительной степени определяет метод расчета ошибки статистических показателей.

Разновидностями случайного отбора являются отбор по технологии JALES и Пуассоновский отбор, в основе которых лежит присвоение единицам наблюдения в качестве своеобразных номеров случайных чисел из интервала 0-1. Эти виды отбора применяются при периодических исследованиях с использованием регистров в качестве источников базовой информации. С их помощью, в частности, очень удобно решается задача ротации.

Соблюдение принципа случайности на практике часто сопряжено со значительными трудностями, однако необходимо принимать все меры для его неукоснительного выполнения. В противном случае теряет силу теория выборочного метода и ошибка репрезентативности становится неопределимой. Суть систематического отбора состоит в том, что составляется список единиц отбора и устанавливается шаг отбора, т.е. интервал, через который единицы отбираются. Например, при 10-процентной выборке отбирается каждая 10-я единица, т.е. если взята первая единица в списке, то далее следует 11-я, 21-я, и т.д. Если единицы отбора в списке расположены произвольным образом, например, в алфавитном порядке, то систематический отбор близок к случайному, и называется неранжированным. Однако на практике часто используется ранжированный систематический отбор, когда список единиц отбора ранжируют по базовым данным исследуемого или коррелированного с ним признака. В этом случае отбор принципиально отличается от случайного и здесь возможны разные приемы отбора: с постоянным шагом, как это описано выше, и равномерный отбор, который позволяет избежать неприятностей при больших отклонениях от кратности шагу отбора численности исследуемой совокупности.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1

Организационные формы статистического наблюдения

Виды статистического наблюдения

Способы статистического наблюдения

по времени регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

  • 1. Статистическая отчетность
  • 2. Специально организованное наблюдение
  • 3. Регистры
  • 1. Текущее или непрерывное
  • 2. Прерывное:
    • а) периодическое;
    • б) единовременное.
  • 1. Сплошное
  • 2. Несплошное:
    • а) выборочное;
    • б) основного массива;
    • в) монографическое
  • 1. Непосредственное
  • 2. Документальное
  • 3. Опрос:
    • а) экспедиционный;
    • б) саморегистрации;
    • в) корреспондентский;
    • г)анкетный;
    • д) явочный.

Формы статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три организованные формы (типы) статистического наблюдения:

Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

Специально организованное статистическое наблюдения (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (НАБЛЮДЕНИЕ)

Понятие статистического наблюдения и требования к нему

Динамизм и турбулентность экономического роста, усложнение связей субъектов рыночных отношений и ужесточение конкуренции на всех уровнях, сложнейшие инновационные и репродукционные процессы - все это повышает требования к информационно- аналитическому обеспечению сферы управления общественным развитием. С развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, так как возникает все более настоятельная потребность в изучении влияния самых разных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании и обобщениях на макро-, мезо- и микроуровне. Все более важным ресурсом в управлении становится статистическая информация.

Для выполнения полного и законченного статистического исследования необходимо прежде всего создать научно обоснованную информационную базу. Она формируется в результате проведения статистического наблюдения, которое является первой, начальной стадией экономико-статистического исследования.

Статистические сведения - составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в России. Информационная база статистики призвана обеспечить поддержку трансформационных процессов в обществе и государстве, представить всестороннюю и объективную информацию для разработки вариантов, обоснования и принятия управленческих решений. Для этих целей специально созданный статистический аппарат занимается систематическим сбором сведений, их обработкой и представлением результатов в виде статистамеской информации государственным и общественным органам, научным организациям и коммерческим пользователям.

Государственные органы и предприятия, владея достоверной статистической информацией, могут эффективнее решать поставленные задачи. И наоборот, основной причиной многочисленных потерь и банкротств в нашей стране являются некомпетентные действия руководства предприятий и органов государственной власти: этому способствует отсутствие в распоряжении руководителей информации о конъюнктуре рынка (включая данные конкурентной разведки) и о многих других жизненно важных для конкретного предприятия явлениях и процессах. Статистическое наблюдение помогает предприятию реализовать маркетинговую стратегию, гибко реагировать на изменения рынка, сделать обоснованный выбор.

Надо отметить, что статистические данные представляют собой, образно говоря, «сырье», полученное в результате наблюдения. Только в процессе обработки, анализа они становятся информацией.

Результаты научного исследования также будут ценны лишь в случае, если они базируются на фактическом материале. Даже чисто теоретический анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющий углубить понимание существа процессов, как правило, базируется на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т.е. связан с необходимостью сбора исходных данных.

Применение весьма тонких методов статистического исследования для нужд управления, которые рассматриваются в последующих главах, может оказаться неэффективным или вообще бесполезным, если у исследователя не будет уверенности в качестве первичного материала.

Имеется определенная связь и различие между статистическим наблюдением и непосредственным восприятием человеком явлений. С одной стороны, статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человека. Так, установление того либо иного факта может осуществляться на основе опроса респондентов или измерения конкретного параметра объекта, подсчета объектов, а статистический характер такому наблюдению придает регистрация его результатов в определенном инструментарии - опросном листе, анкете и других специальных документах первичного учета. С другой стороны, статистическое наблюдение может представлять процесс сбора информации и по уже зарегистрированным данным, к примеру по отчетности. В данном случае наиболее ярко выражены отличия статистического наблюдения от непосредственного восприятия человеком конкретных явлений, объектов.

Но не всякие факты, собранные в ходе статистического наблюдения, могут быть использованы для дальнейшего исследования, т.е. для обработки, анализа, интерпретации результатов.

К собираемым данным и к статистическому наблюдению предъявляются определенные требования , наиболее важные из которых следующие: достоверность, полнота, сопоставимость, своевременность, рациональное сочетание обособленных и необособленных, а также централизованных и децентрализованных систем организации статистического наблюдения.

Первейшее требование к статистическому наблюдению - достоверность получаемых данных. Достоверность обеспечивается рядом условий: компетентностью участников статистического наблюдения; совершенством инструментария (бланков, инструкций); заинтересованностью или готовностью объекта и др. Достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения.

Так, если поставлена цель - исследовать возникающие у рабочих простои, то ее реализация требует, чтобы простои были зарегистрированы с приемлемой мерой точности. При этом нередко рекомендуют задавать точность в единицах измерения времени (например, в минутах). Но при проведении исследования методом моментных наблюдений желанная цель достигается фиксированием заранее рассчитанного числа моментов наблюдений (случаев работы и простоя). В такой ситуации можно получить объективную картину при обобщении данных и выработке рекомендаций.

Достоверность тесно связана с полнотой данных - полученные данные должны быть достаточно полными. Полнота обеспечивается, во-первых, пространственным охватом единиц исследуемой совокупности. Например, региональный центр по поддержке малых форм предпринимательской деятельности должен сделать вывод о развитии малого бизнеса. Очевидно, ему следует собрать информацию обо всех малых предприятиях, действующих на данной территории.

Во-вторых, полноту следует понимать и как охват самых существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность явлений носит довольно сложный характер и имеет самые разные признаки. Если в процессе наблюдения за малыми предприятиями, например, не будут зарегистрированы достигаемые ими финансовые результаты, то нельзя сделать окончательные выводы об эффективности развития малого бизнеса.

В-третьих, при изучении динамики явления полнота - это получение данных за длительные периоды, что важно для оценки складывающихся тенденций, установления причинно-следственных связей и прогнозирования изменений в объекте во времени.

Полные статистические данные носят, как правило, массовый, исчерпывающий характер. Они обеспечивают потребности системного, а также комплексного статистического исследования.

Однако на практике изучаемые социально-экономические явления очень широки и многообразны, охватить все составляющие их объекты невозможно. Исследователь вынужден проводить сбор данных лишь по части совокупности. Выводы же делаются по всей совокупности. В таких ситуациях важнейшим требованием, предъявляемым к статистическому наблюдению, является обоснованный отбор той части совокупности, по которой собираются данные. Эта часть должна отражать основные свойства и специфические особенности явления и быть типичной (эти вопросы подробно рассмотрены в главе «Методы выборочного наблюдения»).

Надо отметить еще одно требование - сопоставимость данных, их единообразие. Все явления, изучаемые во времени либо в пространстве, должны быть сопоставимы. Для этого нужно использовать единые стоимостные оценки, что особенно важно в условиях инфляции, единые территориальные границы, что также актуально для России на современном этапе, т.е. строго соблюдать единство в методологии.

В условиях рыночных отношений возрастает значение еще одного требования к собираемым в результате наблюдения данным - их своевременность. Известный французский статистик Ч. Дюма весьма образно охарактеризовал это требование: «Предприниматель нуждается в температурном листке своей фирмы, а не в свидетельстве о вскрытии трупа». Достоверная, полная, но запоздалая статистическая информация оказывается практически ненужной.

Сложившаяся практика статистических исследований налагает на наблюдение ряд особенностей, позволяя, например, выделить обособленные и необособленные системы организации наблюдения. При этом обособленная система организации статистики может быть также централизованной и децентрализованной.

В России действующая в основном централизованная система сочетается с функционированием необособленной системы, когда сбор и обработка части статистической информации осуществляются отдельными органами или ведомствами, такими как налоговая инспекция, Росимущество, органы здравоохранения и др.

Централизованная система организует сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает соответствующую методологическую базу, концентрируя ресурсы на выполнении государственных задач и имея современное техническое оснащение, квалифицированные кадры. Это дает возможность осуществлять руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах.

Поскольку в России становление структуры государственных и ведомственных статистических органов еще не завершено (например, недостаточно определенным является статус корпоративной статистики, отсутствует орган, ответственный за формирование репродукционной статистики), то это приводит к недостаточно эффективному использованию информации в управлении, а нередко и к ее невостребованное™ вообще. Все сказанное оказывает влияние и на стадию статистического наблюдения, требует постоянного совершенствования его теории и методологии.

С развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, поскольку усложняются связи субъектов рынка, возникает потребность в изучении влияния различных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании, в обобщениях, как на макро, так и на микроуровне. Важнейшим ресурсом в управлении становится статистическая информация.

Для того чтобы выполнить статистическое исследование, необходима научно-обоснованная информационная база, которая формируется в результате статистического наблюдения.

Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах. Факты, собранные в процессе статистического наблюдения, используются для дальнейшего наблюдения и должны отвечать определённым требованиям:

Достоверности и полноты данных;

Обоснованности отбора;

Сопоставимости данных (единообразию);

Своевременности.

Определённые особенности на статистическое наблюдение налагает сложившаяся в стране в целом практика статистических исследований. Она позволяет выделить обособленные и необособленные системы организации статистического наблюдения. Обособленная система может быть централизованной и децентрализованной.

Централизованная система осуществляет сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает методологическую базу, осуществляет руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах. Централизованная система используется для обработки материалов единовременных статистических наблюдений, например, перепись населения страны.

Децентрализованная система – это обработка статистических материалов путём последовательных этапов, когда отчеты предприятий сводятся последовательно различными статистическими органами региона, а итоговые данные регионов России поступают в Росстат, где и рассчитываются показатели в цедом по народному хозяйству.

Общее руководство, проводимых в стране статистических наблюдений, осуществляет Госкомстат (Росстат). Непосредственный сбор статистических данных ведётся региональными статистическими управлениями, ведомствами, которые представляют информацию в центральные статистические органы.

Статистическое наблюдение должно следовать следующим требованиям:

Иметь народнохозяйственное значение, научную или практическую ценность. Выражать социально-экономические типы явлений.

Отражать всю совокупность факторов, относящихся к рассмотренному вопросу;

Не вырывать отдельные факты и цифры из общей связи политических и экономических отношений;

Необходима тщательная проверка качества собираемых фактов, строгая достоверность, так как недостоверность фактов будут мешать принятию объективного научно-обоснованного решения;

Производиться по заранее разработанной системе, плану, правилам.

Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения и организационные вопросы наблюдения

При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Статистический план наблюдения содержит 2 группы вопросов: программно-методологическая; организационная.

К первой группе относятся вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, программы наблюдения, проектированием формуляров, текста инструкций, установлением источников и способов сбора информации.

Вторая группа вопросов включает вопросы об органе наблюдения, сроках, месте проведения наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой совокупности, расстановке и подготовке кадров.

Цель наблюдения – определить нужды информационного обеспечения для экономического и социального развития общества, это основной результат статистического исследования. Цель определяет объект статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения - это совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собраны статистические данные.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения.

Единица совокупности - это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения.

Программой статистического наблюдения называется перечень показателей, подлежащих изучению.

Статистические формуляры – это бланки определенных форм учета и отчетности. В условиях машинной обработки результатов наблюдения носителями информации служат технические средства.

Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности (например, формы статистической отчетности о товарообороте №1-торг; №3-торг; - заполняются каждой торговой организацией в отдельности).

Списочный формуляр содержит данные по нескольким единицам совокупности (например, при переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист).

К статистическим формулярам составляются инструкции.

Инструкция - это совокупность разъяснений, указаний по программе статистического наблюдения. В ней подробно излагаются цели и задачи исследования, способы наблюдения. Инструкция должна быть написана кратко, просто. Указания должны быть ясными и четкими.

Организационные вопросы статистического наблюдения.

Организационный план – основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий.

В организационном плане указывается:

-органы наблюдения;

-время наблюдения;

-сроки наблюдения;

-подготовительные работы к проведению наблюдения;

-порядок проведения наблюдения;

-прием и сдача материалов наблюдения;

-получение и представление предварительных и окончательных итогов .

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос времени проведения, включая сезон наблюдения, установление срока (периода) и критического момента наблюдения.

Сезон наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии (например, перепись населения чаще всего проводится осенью, зимой – когда наблюдается наименьшее передвижение населения).

Время наблюдения – устанавливается единое время регистрации изучаемых показателей.

Критической – называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения. При переписях обычно устанавливается время начала и время окончания регистрации наблюдения фактов (например, Всесоюзная перепись населения 1989 года проводилась 8 дней с 12 по 19 января).

Критическим моментом наблюдения выбирают полночь, момент окончания одних суток и начала других.


Похожая информация.