Воля и волевые свойства личности

Специфика волевого регулирования

Воля

Воля высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

¨ допсихические непроизвольные реакции;

¨ образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

¨ речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где крайне важно соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - ϶ᴛᴏ деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоциональный;

3) поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1) побуждение и осознание цели;

2) борьба мотивов;

3) акт принятия решения;

4) исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целœей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Воля-это сознательное регулирование человеком своих дейс­твии, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Волевое поведение характеризуется сознательностью деятель­ности. Человек сознательно идет к поставленной цели.

Другим важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инœертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может служить отсутствие необ­ходимого инструмента для работы или противодействие других лю­дей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

На базе второсигнальных связей осуществляется вся созна­тельная регуляция человеческого поведения, происходит выбор мес­та͵ времени и характера, способа, интенсивности действия при ре­ализации полученной информации.

Огромное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. В них происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Пора­жение лобных долей приводит к апраксии (быстрой отвлекаемости, невозможностью сосредоточения в течении длительного времени на какой-либо деятельности). Абулия (болезненное безволие) развива­ется чаще после энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм).

Важный вклад в механизм волевого регулирования вносит ретику­лярная формация. Она является своеобразным фильтром, отбирающим одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация является также своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетичес­кому снабжению коры.

П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних со­бытий. На базе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На базе сигнала в моз­ге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанная многократным повторением.

Волевые свойства личности. К волевым свойствам личности относятся следующие: Целœеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определœении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определœенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда всœе-таки оказывается перед крайне важно стью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, должна быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не про­думав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Настойчивость (проявляется в способности долгое время направлять и контролировать поведение в соответствии с намечен­ной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно нас­тойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собс­твенные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы бывают ошибочными или, по крайней мере, не лучшими.

Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие дости­жению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять приня­тые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной ини­циативе начать и закончить более или менее сложное волевое дейс­твие; Οʜᴎ проявляют активность в том случае, в случае если получают ука­зания, распоряжения, совет. Οʜᴎ быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в зна­чительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определœенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всœех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании во­левых свойств личности имеет повсœедневный регулярный труд.

Раздел четвёртый. Личность.

Физиологические основы воли. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Физиологические основы воли." 2017, 2018.

Всякая активность, любое поведение в первую очередь выражается в виде определенных движений тела и его отдельных органов. Это обстоятельство настолько очевидно и закономерно, что некоторые психологические направления, особенно бихевиоризм, считают поведение полностью производным от нашего мышечного аппарата, полагая, что для его объяснения совершенно достаточно изучить работу данного аппарата. Но, разумеется, наше поведение представляет собой отнюдь не только мышечное явление, ведь огромная роль психики в поведении вообще, тем более в произвольном, совершенно несомненна. Однако несомненно и то, что едва ли многое в психике столь тесно связано с телом, как волевые процессы. Поэтому представляется совершенно необходимым рассмотрение общих телесных основ воли.

Анатомо-физиологической основой воли, без которой ни одно живое существо не обладало бы ею, является большой мозг. Когда мы действуем произвольно, в определенном центре коры больших полушарий мозга возникает физиологический импульс, передающийся через нижележащие аппараты - продолговатый и спинной мозг - моторному нерву и вызывающий таким образом сокращение мышц

и движение соответствующего органа. Это движение является произвольным, отличающимся от рефлекторного движения не только своим корковым происхождением (тогда как рефлекс имеет непосредственно субкортикальное происхождение), но и тем, что в случае рефлекса физиологический импульс распространяется по неизменным, врожденным путям, вызывая движения стереотипного характера, а в случае волевого поведения эти врожденные пути не имеют никакого значения - произвольные движения протекают всегда в новом виде, изменяясь сообразно цели, преследуемой субъектом. Центром, регулирующим эти движения, считается зона левого полушария, и понятно, что при ее поражениях у субъекта снижается способность осуществления осмысленной, целенаправленной деятельности. Описанное впервые Гуго Липманом заболевание, названное им апраксией, проявляется именно в расстройстве способности к осуществлению произвольного поведения: субъект проявляет полную неспособность к выполнению даже самых простых преднамеренных действий, тогда как импульсивно он легко выполняет эти же акты. Например, он не способен расстегнуть или застегнуть пуговицу по заданию, однако, когда ему самому нужно ее расстегнуть или застегнуть, то есть при наличии актуальной потребности в этом, выполнение данного акта не представляет для него никакой трудности. Апраксия является расстройством произвольного поведения, связанной, как было уже отмечено, с поражением определенной зоны коры.

Специфика воли как психического процесса. Физиологические основы воли. Функции воли. Структура волевого действия. Понятие процесса речь. Теории возникновения речи. Виды речи. Функции речи. Этапы развития речи. Развитие речи в онтогенезе. Патология речи.




Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность, сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», - пишет С.Л.Рубинштейн. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.


В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто. Воля переживается как активность Я.


А.Н.Леонтьев считает, что волевое действие – есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объективно-предметными и наглядными. При наличии у человека побуждающего и тормозящего действия мотивов, возникает равновероятная альтернатива. Может победить как один мотив, так и другой. Леонтьев считает, что у сложившейся личности социальный мотив за счет волевого акта всегда будет играть решающую роль и возьмет верх над объективными и биологическими. Данный эффект А.Н.Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации».


Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров.




Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять 2 функции: активизирующую тормозящую


Селективная функция – выбор мотивов и целей при их конфликте; Инициирующая функция – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации; Ингибирующая функция – ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия; Стабилизирующая функция – поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех; Произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов.




Разумная решимость. Мотивы начинают угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. в случаях, когда нерешительность затягивается, возникает потребность в принятии решения. В этом случае, человек может принять неправильное решение, чем не принять никакого. Человек как бы подчиняется судьбе. нравственное перерождение, пробуждение совести. Изменяется шкала ценностей и внутренняя борьба мотивов прекращается. У человека происходит внутренний перелом и возникает решимость действовать в конкретном направлении. в некоторых случаях, человек выбирает определенный образ действий. В этом случае, он с помощью воли усиливает мотив. Разум заменяется волей.


Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами психики человека. Речь влияет на протекание психических процессов человека. Но особенно тесно речь связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом. Язык выступает материальной оболочкой мысли


Теория научения.Каждый ребенок обладает потребностью и способностью подражать. Получая эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков, затем слогов, слов и высказываний.. таким образом, овладение речью сводится к научению всем элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление. теория специфических задатков Н.Хомского. Он утверждает, что в организме человека с рождения присутствуют некоторые специфические задатки к усвоению речи. Они начинают проявляться к концу первого года жизни ребенка до трех лет. Именно в данный период происходит развитие речи без осложнений. Вне данного периода, усвоить речь либо достаточно трудно, либо вообще невозможно. когнитивная теория Ж.Пиаже. согласно данной теории, развитие речи происходит из-за врожденной способности ребенка воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Развитие речи связано с развитием мышления, т.к. ребенок начинает изначально произносить слова, значение которых он понимает. В период с года до трех происходит прогрессирующее развитие мышления, которое создает предпосылки развития речи в данный период.


Развитие речи рассматривают также с психолингвистических позиций. Согласно данной теории, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Изначально, мысль формируется в слово, которое выступает одновременно и фразой и предложением. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена как в одном слове, так и в целом предложении. теория знаков Л.С. Выготского. Согласно его теории, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Таким образом, слово является «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления.


Устная речь – речь, которая облекает мысли в звучащие слова и передает их другим людям Письменная речь – речь, которая служит средством записи и сохранения информации. Кинетическая речь – речь, которая используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов, жестов. Внешняя речь – речь, которая имеет соответствующие внешние признаки (звуковые, знаково-письменные, двигательные и т.д.) Внутренняя речь – речь, не имеющая внешних признаков, не воспринимаемая окружающими людьми и не осознаваемая самим человеком, который ей пользуется Диалогическая речь – это речь в порождении которой принимают участие два человека.


Функция выражения. С помощью данной функции человек выражает свое отношение к предметам. При высказывании наша речь эмоционально окрашена, что способствует наилучшему пониманию окружающими нашего отношения к предмету о котором мы говорим. функция воздействия. С помощью речи человек побуждает окружающих к действию или принять определенную точку зрения. Обычно, данная функция реализуется через приказ, призыв или убеждение. функция сообщения. Данная функция заключается в обеспечении осуществления контакта между людьми. функция обозначения. С помощью данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий. Данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.


Возникновение кинетической речи, которая очень близка к языку общения животных. Эта форма речи связана с первобытным образным мышлением. Под кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Появление жестов. С постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения. Появление звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия Развитие письменности. Изначально письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи. В дальнейшем, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков. Это привело к возникновению современного письма.


Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов: период подготовления словесной речи. Данный период начинается с первых дней жизни ребенка. период первоначального овладения языком. Данный период начинается в конце первого, начале второго года жизни. В этот период потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка. Речь ребенка всегда связана с его деятельностью, манипуляцией предметами. Причем оно слово выражает сразу несколько предметов. Это одно слово также заменяет целое предложение. период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Данный период начинается с двух с половиной лет и завершается к шести годам. В этот период у ребенка развивается речевое общение, отвлеченное от конкретной ситуации. На данном этапе речевое общение становится одним из источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. К концу данного периода дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов. этап развития речи в связи с изучением языка. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. В процессе обучения ребенок овладевает более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.


Речевой напор – нарушение речи, выражающееся патологическим речевым возбуждением, при котором больной ощущает непрерывную потребность говорить и не может прекратить свои многословные высказывания. Вычурная речь – проявляется использованием пациентом необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничанием. Зеркальная речь (эхолалия) – непроизвольно повторяемые слова услышанные от окружающих. Монотонная речь – расстройство речи, при котором отсутствуют изменения интонаций. Обстоятельная речь – замедленная речь, в рамках которой больной излишне подробно излагает маловажные и несущественные детали. Персевераторная речь представлена многократным повторением испытуемым одного и того же слова или оборота речи и невозможности подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи. Пуэрильная речь напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи. Рифмованная речь представляет собой речь, наполненную рифмами, которые больной использует часто в ущерб смыслу. Скандированная речь – это расстройство речи, при котором больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова.



В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми кон-цами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуж-дение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож-ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало-гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым меха-низмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга -- предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе вре-менной нервной связи складываются и закрепляются самые раз-нообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь со-здает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерыв-но получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже вы-работанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в те-чение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме-няется либо практическая деятельность, либо, предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функ-циональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения пред-полагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимос-ти, который может быть вызван не только действующим в дан-ный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптималь-ной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осу-ществить данное действие и выполнение принятого решения.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу-дительных сил конкретных волевых действий выступают опре-деленные потребности и мотивы человека. Они могут быть са-мыми различными. Но в любом случае заставляют активно ра-ботать мышление человека, принуждают его оцениватьмотивацию будущего поведения, ставить перед собой опреде-ленные цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате
возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показа-телем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре-вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы-вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас-тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя-занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения на-меченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правиль-ного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это -- значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, зат-раченной на выполнение целенаправленного действия или удер-жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он стро-ит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в.созна-нии замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудо-вом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напря-жении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризует-ся количеством энергии, затраченной на выполнение целенап-равленного действия или удержание от него. Например, одно-му школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому -- необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенеивность его будет различной. Раз-ная степень волевого усилия может проявиться и у одной лич-ности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отража-ясь в сознании, порождают состояние напряженности, освобо-диться от которого можно, либо, отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого уси-лия преодолеть их в практической деятельности.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена -- представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетли-во обозначены все указанные пять звеньев.

Воля и возможные ее физиологические механизмы. Когда человек принимает решение и собирается его реализовать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого совершить действие. Однако часто со­вершение такого действия сопряжено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия нич­тожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен спе­циальный механизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический про­цесс, получивший название «воля». Существуют различ­ные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля - это регулирующая сто­рона сознания, благодаря которой человек способен со­вершать преднамеренные действия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия;

2) воля - это пуско­вой и тормозный процесс, направленный на достижение цели;

3) воля - это осознанный контроль поведения;

4) воля - это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведения, направленного на удовлетворе­ние доминирующей потребности;

5) воля - это процесс осознания необходимости достижения цели, несмотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку называется внушением.

По мнению И.П. Павлова , физиологической основой воли является «рефлекс свободы», или «рефлекс сопро­тивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современная физи­ология полагает, что лобная кора совместно с гипоталамусом является тем субстратом, который осуще­ствляет контроль поведения, т.е. волю. Именно взаимо­действие этих двух структур приводит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение до­минирующей потребности. При повреждении этих струк­тур наблюдается безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотива­ция, действие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место так как за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие.

направленное на удовлетворение потребности. Возникаю­щие при достижении цели положительные эмоции слу­жат своеобразной наградой, или подкреплением, для во­левого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, также слу­жат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматичес­кую активность.

Воля представляет собой условнорефлекторный про­цесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свободы. Очевидно, что существует множество образовав­шихся в онтогенезе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении трудовых успе­хов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкрепление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлекса воли. С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения прохо­дят стадию генерализации, стадию специализации и стадию автоматизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внешнее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации рефлексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положи­тельными и отрицательными (при отсутствии воли)