Тема занятия: Дифференциация звуков П – Б.

Цель занятия: Активизировать знания детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’], дифференцировать данные звуки в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи занятия:

Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости,

Закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];

Развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;

Совершенствовать грамматические формы речи;

Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: предметные картинки, лента букв,

Ход занятия.

I.Организация начала занятия

Назвать слово «Наоборот»:

холод – жара, грязь – чистота, правда – ложь, юг – север, польза - вред

II. Формулирование темы занятия, постановка цели.

1.Выделение звуков П - Б

а) «Четвёртый лишний»:

Шапка, пальто, платок, панама

Рубашка, брюки, ботинки, блузка

Какие звуки мы встречаются в этих словах?

Назовите тему нашего занятия (звуки П - Б).

Попробуйте определить цель (научиться слышать, различать согласные П - Б и не путать их на письме).

III.Основная часть.

1.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

Произнесение звуков П – Б, наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.

Посмотрите и почувствуйте, как произносится звук П. Обратите внимание, что:

губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки не напряжены – голос не образуется.

При произнесении звука Б: губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки напряжены – образуется голос.

2.Сравнительная характеристика звуков П - Б.

Дайте характеристику звукам с опорой на таблицу:

[п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;

[б] - согласный, звонкий, твёрдый., [б’] - согласный, звонкий, мягкий.

Чем различаются эти звуки?

3.Слоговая работа.

Прочитайте слоговые таблицы, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных:

Запишите в тетрадях парами по звонкости – глухости, используя гласные первого ряда. Обозначьте твёрдость согласных.

ПА – БА ПО – БО ПУ – БУ ПЫ – БЫ ПЭ – БЭ

Внимательно послушайте цепочку слогов и повторите за мной:

па – пя – па по – по – пё пу – пю – пу пэ – пэ – пе

4. Упражнение в определении звуков П и Б на слух (сигнальные карточки).

Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба

Какую одежду я назвала? (сапоги, шляпа)

5. Составление схемы слова .

Изделие из теста, с дыркой посередине (бублик);

Как называются отверстия во льду, которые сделал человек (проруби);

Приспособление на удочке, за которым следит рыбак (поплавок).

6.Определение места звука в слове (звуковые линейки)

рыба (3), справка (2), стебель (4), капуста (з), хлопок (4), грибы (4), карп (4), голуби (5), тропка (4), коробочка (5)

7.Упражнение в звуковом анализе: угадай слово по начальным буквам:

Банан, арбуз, ракета, мостик, апельсин, лестница, ель, йогурт (Бармалей)

8. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один»

Зубы - …, грибы - …, карпы - …, голуби - …, столбы - …, супы - …

Устно составить предложения.

9. Составление словосочетаний:

грибной пакет

заботливый капли

бумажный суп

зубные брат

подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки П – Б цветными карандашами, устно составить предложения с образованными словосочетаниями.

IV. Итог занятия, рефлексия.

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    На прошлой неделе,

    Мы давно уже съели

    И ждем не дождемся,

    Когда же ты снова пришлешь

    К нашему ужину Дюжину

    Новых и сладких калош!

    К. Чуковский

    Какие сказки К. И. Чуковского ты еще знаешь?

    Дифференциация Б - П

    Занятие 1

    Цели занятия:

    § развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;

    § развивать умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;

    § развивать фонематический слух;

    § расширять словарный запас;

    § развивать внимание, логическое мышление;

    § воспитывать самоконтроль.

    Материал к занятию.

    1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Б?

    Хоть крутись, или вертись,

    Нам без Б - не обойтись!

    Только, Б, не надо якать,

    Хвастаться, сердиться, плакать!

    Нет великих букв, нет малых,

    Важных нет иль захудалых,

    Все они: от А до Я -

    Алфавитная семья!

    Сколько раз в стихотворении встретился звук П? Найдите слово с мягким звуком П.

    П - прилежна,

    П - пытлива,

    Как пчела трудолюбива,

    Пашет, пляшет и поет,

    Как блины, слова печет.

    Т. Синицина

    Напоминаем!

    Звук Б - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

    2. Проверь себя! Сравни звуки:

    § Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

    § Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.

    3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

    Ба - па, па - ба, ба - па - ба, па - ба - па, ба - па - ба,

    Зинаида Приведенцева
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

    Цели :

    1. Коррекционно-образовательные :

    Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

    Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

    Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

    Профилактика буквенных замен;

    2. Коррекционно-развивающие :

    Развитие координации речи с движением;

    Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие фонематического восприятия.

    3. Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

    Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

    Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Психогимнастика.

    Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

    Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

    Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

    Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

    На полянке, на лужайке

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве,

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали,

    Но напрыгались, устали.

    Мимо змеи проползали,

    «С добрым утром!» - им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха мать.

    Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

    Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

    Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

    Ползут ладонями, как змеи.

    Гладят коврик ладонями поочередно.

    Шла медведица спросонок,

    А за нею медвежонок.

    А потом пришли детишки,

    Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

    Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия .

    Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

    Смастерили из досок

    И надели поясок.

    И хранит посуда эта

    С грядки собранное лето.

    (бочка)

    На ветках -

    Плотный комочек.

    В нём дремлет

    Зеленый листочек.

    (почка)

    Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

    Какими звуками отличаются эти слова?

    Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

    Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

    Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

    Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

    П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

    П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

    Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

    2. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    А он взял и улетел.

    (Бабочка)

    На малину налетели,

    Поклевать ее хотели

    А увидели урода -

    И скорее с огорода.

    (Пугало)

    Посадили зернышко,

    Вырастили солнышко.

    (Подсолнух) Что на сковороду налью

    И вчетверо сверну?

    (Блины)

    3. Развитие логического мышления.

    Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

    4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

    Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

    ЗА__ОР __О__ЕЛКА

    О__ЛАВОК ХЛО__ОК

    5. Физминутка.

    Шёл по берегу петух

    Подскользнулся, в речку – бух!

    Будет знать петух, что впредь

    Надо под ноги смотреть.

    Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

    Круговое движение руками, присесть.

    Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

    Наклон вперед.

    6. Самостоятельная работа.

    Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

    1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

    2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

    Ответы :

    1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

    2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

    7. Игры со звуками [б – п] .

    «Поймайте звук [п] или звук [б] »

    Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

    Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

    «Цифровой ряд»

    Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

    Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

    Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

    «Путаница»

    Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

    Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

    «Слоговая мозаика»

    Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

    Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

    «ПО» - «БО»

    …ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

    8. Работа с предложениями.

    Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

    палка- балка

    Старушка опирается на … .

    Крыша опирается на … .

    бочка - почка

    Капусту вытащили из … .

    Листья появились из … .

    забор - запор

    Вокруг дома сделали новый … .

    У калитки хороший … .

    забыть - запить

    Ссору надо … .

    Лекарство надо …. .

    блещут - плещут

    В синем небе звезды … .

    В синем море волны …. .

    Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

    1. Черепаха ползла по песку.

    2. У малыша появился первый зуп.

    3. Боря сам постирал свою рупашку.

    4. У Полины красивая юпка.

    9. Работа с текстом.

    Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

    Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

    III. Подведение итогов.

    Какие звуки мы сегодня повторяли?

    Чем они похожи? Чем различаются?

    Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №80»

    Занятие по теме:

    «Дифференциация букв, имеющих

    кинетическое сходство.

    Дифференциация п - т »

    6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

    Дифференциация п – т.

    I Оргмомент:

    1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

    2. Работа по таблице:

    Сколько птиц летит вправо?

    Сколько птиц летит влево?

    Сколько птиц летит вверх?

    Сколько птиц летит вниз?

    (посчитавший птиц садится на свое место)

    II Ход урока:

    1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

    Сравнение слов по написанию и смыслу;

    Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

    2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

    точка – почка стал – спал

    торт – порт топил – попил

    3. Работа с таблицами:

    Конструирование букв п и т;

    Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

    4. Найти место звука в слове:

    [п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

    [т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

    (использовать карточки с цифрами)

    При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

    5. Игра «Муха».

    (нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

    6. Физминутка (игра с мячом).

    Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

    7. Работа со словом:

    Инструкция: 2-п , 3-т.

    Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

    Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

    8. Составить словосочетания:

    Березовая

    (точка, почка)

    (торт, порт)

    Маленькая

    9. Работа с предложениями:

    (вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

    челы гудя

    В оле лея,

    С оля иду

    Медок несу.

    10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

    плетет, паутину, Паучок.

    пишет, Петя, листочке, на.

    пирожки, тарелке, На, лежат.

    последние, с деревьев, Падают, листочки.

    (записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

    III Итог занятия:

    Какие буквы различали на письме?

    Какие подсказки помогут их различить?

    В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

    Учебно- методическое обеспечение:

    Наглядные пособия:

    Опорные таблицы;

    Сюжетные картины;

    Наборы индивидуальных карточек.

    Дидактические материалы:

    Образцы графических упражнений (схемы);

    Дидактические карточки и тексты стихов;

    Оборудование:

    Мяч и массажные мячики;

    Шаблоны, звуковые линейки;

    Список литературы:

    1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

    2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

    3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

    4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.