4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: Кадры решают все!

Товарищи!

Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколько слов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей Красной Армии.

Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталую технически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годами империалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны, страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисами промышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - вот какую страну получили мы в наследство от прошлого.

Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБО мы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная в культурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав.

Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники. Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не было машин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чего немыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельные предпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию. Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизовать технически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и наш железнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести во всем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и на мануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии. Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин, и мы шли в этом деле по стопам Ленина.

Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.

Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех наших товарищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлись люди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят, что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но у человека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итогов нашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей и стали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всех тех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, да еще первоклассной индустрии - опасная мечта".

Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшей экономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратить на импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Это тоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии внутренней и внешней.

Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления, который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления, который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.

Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назад этих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, но закрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма в нашей стране.

Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивным сопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии против Центрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо, они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Эти люди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли, что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем больше впадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевики для новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.
Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того, укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дороги все и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бока кое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться, что я тоже приложил руку к этому делу.

Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации и коллективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.
Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов. Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность, мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в гору транспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.
Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.

Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.
Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.
Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все".
В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значение этого нового лозунга? Я бы этого не сказал.
В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.
Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.
Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу" . Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все".
Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.
Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.

Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяние наших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в деле организации и руководства обороной нашей страны!

Товарищи! Вы окончили высшую школу и получили там первую закалку. Но школа - это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается на живой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей. Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а наоборот - идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их.
Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армия будет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будет непобедима .

За ваше здоровье, товарищи!

"Кадры решают всё" - кто сказал эту фразу? Согласитесь, неглупый человек. Потому что это абсолютная истина, так как под словом «кадры» подразумевались профессионалы своего дела. Именно они двигают нашу жизнь вперёд, созидают, создают материальные блага, которыми мы с вами пользуемся. Всё, что есть в этом мире (не имеется в виду первозданное) создано ими: учёными, инженерами, мастерами, рабочими.

Что такое кадры?

Многим интересно, кто сказал: «Кадры решают всё». Но все ли знают, что же это за слово такое - "кадры". Кто же подразумевается под ним? Это слово имеет двоякое значение:

  • Военное. В словаре Ожегова можно найти определение, что кадры - это состав регулярных воинских частей. В советское время делалось уточнение, под военными кадрами подразумевали списочный рядовой и командующий состав воинских частей.
  • Гражданское. Это понимание пришло в советское время, когда этим словом обозначали списочный состав квалифицированных работников предприятий, учреждений. На каждом из них существовали отделы кадров, у которых были определённые обязанности по учёту, внесению записей в трудовые книжки. Кадры бывают разными: рабочими, ИТР (инженерно-технические работники), АХП (административно-хозяйственный персонал), управленческими, научными, руководящими и так далее.

В настоящее время кадры - это состав, входящий в штат учреждения, компании, фирмы. Но, как и в Советском Союзе, - это цвет нации.

Роль кадров в развитии страны

Впервые эта фраза Сталина «Кадры решают все» прозвучала в мае 1935 года на выпуске военных академий, в его речи, обращённой к выпускникам. Неудивительно, что она тут же стала лозунгом. Теперь это назвали бы брендом, только не в понимании продукта или услуги, а в смысле поставленной цели. В то далёкое время это был лозунг, который необходимо было претворять в жизнь. То есть перед всем народом была поставлена задача - учиться.

Что же в нём удивительного, что не дает покоя многим противникам всего советского? Реальный работающий призыв к действию. Он обозначил цель, к которой необходимо было двигаться. Именно претворение его в жизнь дало Советскому Союзу возможность удивительного скачка в развитии экономики, длящегося с 50-х по 80-е годы ХХ века, который привёл страну в число мировых лидеров.

Речь Сталина в мае 1935 года

Некоторые утверждают, что фразу «Кадры решают все» сказал первым Бисмарк, кто-то ищет других первопроизносителей, называя иные фамилии. Может, и так, это не столь важно. Главное, что даже если это сказал Бисмарк, он также был великим канцлером Германии, который знал, о чём говорил.

Сталин в своей речи подчеркнул, что путём многих лишений в стране были сэкономлены огромные деньги. На них можно было накупить ширпотреб, мануфактуру, как предлагали оппоненты Сталина в партии, но принято решение направить эти деньги на развитие машиностроения, металлургии и всей тяжёлой промышленности в целом. Были закуплены машины, механизмы, станки, тракторы, всё, чего не хватало для развития страны. Все силы брошены на индустриализацию. Чтобы управлять ими, необходимы специалисты, то есть квалифицированные рабочие, инженеры.

Сталин подчеркнул, что быстрых результатов в этом деле ждать не приходится, успехи обозначатся спустя определённое время. Но ждать их нужно, не останавливаясь, а идя вперёд. Нужно быть терпеливыми, не пасуя после первых неудач, а двигаться дальше без колебаний и неуверенности в своих силах. Преодолев голод в технике, стана встала перед голодом в области людей, кадров, работников, способных двинуть эту технику, выжать из неё всё возможное.

Без людей, можно с уверенностью сказать, техника мертва. Техника с квалифицированными кадрами творит чудеса. Большую часть речи Сталин посвятил вопросу бережного отношения к людям. Он назвал неумение ценить людей пережитком прошлого. Именно кадры решают всё. Кто сказал, что без них можно построить социализм, тот заблуждается.

Коснулся Сталин и разногласий по этому вопросу внутри партии, откуда можно предположить, что дискуссия по нему была довольно жаркой, и дело дошло до угроз расколоть партию. Время показало, что Сталин и его последователи были правы, так как именно проведённая индустриализация, кадры позволили стране выстоять в годы Отечественной войны и принесли ей славу Великой державы.

Немного истории

Что предшествовало провозглашению этого лозунга и что означает фраза «Кадры решают все»? В своей речи Сталин дал этому объяснение. Советской республике досталась страна, находящаяся в полной разрухе. Россия в первые годы ХХ века всё ещё пребывала, по сути, в феодальных отношениях. Капитализм только начинал своё развитие. Начало века ознаменовано для России позорным поражением в русско-японской войне 1904-1905 годов. Причиной её стала экономическая отсталость. 70% потенциала составляли мелкие отсталые крестьянские хозяйства, разбросанные по всей стране.

Революция 1905 года вскрыла жестокую эксплуатацию рабочих, к которым относились хуже, чем к американским неграм на плантациях. Не успев окрепнуть, Россия вступила в Первую мировую войну, которая унесла жизни миллионов русских граждан, разорив запад России. Февральская Буржуазная революция 1917 года привела к власти Временное правительство, которое состояло из бездарнейших и продажных представителей либеральной интеллигенции, поставивших страну на грань катастрофы.

Октябрьская революция 1917 года, три года гражданской войны, интервенция против Советской России - это всё печальным образом повлияло на экономическое состояние страны. К 1920 году она была похожа на смертельно израненного великана. Её нужно было возрождать заново. Руководители страны прекрасно понимали, что пока Европа воевала, Америка стремительно развивалась и намного ушла вперёд.

Цель - индустриализация страны

Странные разговоры о том, что царская Россия была страной с развитой экономикой, лишены всякого основания. Да, в стране была горстка супербогатых и просто богатых людей, приближенных к царской семье, крупных капиталистов, золотопромышленников, торговцев хлебом. Не может народ процветающей страны находиться в таких удручающих условиях, в которых находились русские рабочие и крестьяне до революции.

Россия была технически отсталой страной, с зарождающейся промышленностью. Поэтому в Советской России была поставлена цель на индустриализацию и выдвинут лозунг: «Техника решает всё». В результате проведённой жесточайшей экономии были собраны средства и закуплены трактора, станки, машины и механизмы. Но тут встал ещё более острый вопрос: где взять специалистов? "Кадры решают все" - кто сказал первым эту фразу? Страна впервые её услышала из уст Сталина. Был принят курс на всеобщую грамотность.

Ликвидация неграмотности

Как можно было получить достаточное количество специалистов, если более половины населения было просто неграмотным?! Это печальное наследство царской России. Началась вторая революция - культурная. Вся страна села за парты. Ликбезы, рабфаки, школы рабочей молодёжи. Именно их выпускникам предстояло стать элитой, гордостью советской и мировой науки, техники, литературы.

Советские генералы и маршалы вместе с народом привели нашу армию к великой Победе во Второй мировой войне. Кто сказал «Кадры решают всё»? Сталин. При этом он подчеркнул, что если не будет у нас их, то страна станет хромать на две ноги. Если они будут, то страна будет процветающей и победить её станет невозможно.

Отношение к кадрам во времена перестройки

"Кадры решают всё" - кто сказал фразу, неважно. Обидно, что не все руководители нашей страны понимали это. Политика Горбачёва середины 80-х годов была направлена на борьбу с самым ценным, что лелеяли и пестовали в Советском Союзе, - квалифицированными кадрами. Об этом мало говорят, но вся перестройка началась с борьбы с руководящими кадрами предприятий, фабрик, заводов, учреждений. Убирались профессионалы, прошедшие путь от низов и знающие производство от и до. Они обвинялись в авторитаризме.

Вместо них приходили люди случайные, выбранные на собраниях, которые не соответствовали ни по опыту, ни по знаниям занимаемым должностям. Убирались только те руководители, которые пользовались авторитетом и ответственность за принятые решения брали на себя. Обезглавленные предприятия легче было разваливать и захватывать уже в начале 90-х годов.

Вспомните отношение к профессии "инженер". Именно в это время к ним, самым квалифицированным кадрам, относились с насмешкой. Это было своего рода клеймо неудачников. История таких ошибок не прощает. В наше время мы пожинаем плоды этой политики. Не хватает квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженерно-технических работников. Без них развивать экономику просто невозможно.

Отношение к кадрам в западных странах

Любой капиталист, владелец предприятия знает цену специалистам. Он не будет уточнять, кто сказал «Кадры решают всё», он с уважением относится к ним. Он так считает. Поэтому ведущие компании тратят немалые деньги на обучение своих специалистов. Разве хозяин допустит, чтобы работники его предприятия выбирали себе руководителя? Нет, в этом мире всё строится на авторитарных отношениях, и никакой демократии. Знания, опыт, авторитет никто не отменял. Цена их на Западе, в той же Америке, очень высокая. Потому и экономическое положение этих стран намного выше, чем в нашей стране.

Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя Дружилов Сергей Александрович

2-я пятилетка: «Кадры, овладевшие техникой, решают все»

В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Страна переходила к новому этапу своего развития – завершению социалистической реконструкции народного хозяйства. Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) проходила под лозунгом «Кадры, овладевшие техникой, решают все».

Ставшее афоризмом выражение «Кадры решают все» изначально прозвучало в речи И.В. Сталина, произнесенной 4 мая 1935 г. перед выпускниками военных академий РККА в следующем контексте: «. Раньше мы говорили, что "техника решает всё". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно. … Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. … Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг "техника решает всё", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменён новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решает всё". В этом теперь главное» [Сталин,

Речь в Кремлевском дворце…]. В газете «Правда» эта речь публиковалось 6 мая 1935 г. одновременно с редакционной статьёй «Кадры решают всё!».

В связи с новым «лозунгом дня» ускоренная подготовка кадров, овладевших техникой, стала одной из важнейших задач. По плану второй пятилетки общий контингент учащихся высших учебных заведений возрастал с 469,8 тыс. в 1932 г. до 660,6 тыс. в 1937 г., прежде всего, расширялась подготовка инженерно-технических кадров [Волков, 1999].

С другой стороны, в период второй пятилетки было прекращено наращивание числа студентов. Оно выросло за 1933-1938 гг. лишь на 31 % вместо 2,5 раз за годы первой пятилетки. Теперь акцент делается на качество – как вузовского преподавания, так и качество жизни преподавателей и студентов.

В 1933 г. Постановлением СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученые степени кандидата наук и доктора наук, т.е. фактически сохранилась дореволюционная система с заменой ученой степени «магистр» на ученую степень «кандидат наук». Восстановление ученых степеней, отмененных в 1919 г., а также защит диссертаций, имело большое значение для повышения качества высшего образования в СССР.

Проводится работа по укреплению университетов, призванных готовить высококвалифицированных специалистов по общенаучным дисциплинам и педагогов. В них были восстановлены географические, химические, геологические и другие естественнонаучные факультеты, закрытые в период разукрупнения высших учебных заведений. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты Московского и Ленинградского университетов.

Особенно остро встали вопросы повышения качества подготовки специалистов. В постановлении ЦК партии и СНК СССР от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» указывалось, что к вузам должны быть предъявлены более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных, политически воспитанных, всесторонне образованных и культурных кадров.

В этой связи большая работа проводилась по совершенствованию учебных планов и программ. Она имела целью повышение общенаучной и общетехнической подготовки специалистов, осуществление более тесной связи обучения с производством. Большое значение имело решительное осуждение бригадно-лабораторного метода преподавания и повышение роли лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов.

В 1937 г. были приняты постановления Правительства СССР «Об ученых степенях и званиях», «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах». Введена научно учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава применялась до 1956 г. Продолжительность рабочего времени составляла для профессора – заведующего кафедрой 540-600 часов в год, для профессора и доцента – 660-780 часов, для старшего преподавателя, ассистента, преподавателя – 720-840 часов. Переработка оплачивалась исходя из ставки соответствующего оклада [Антонов, 2005].

Другим проявлением упора на качество образования явилось устранение в середине 30-х годов социальной дискриминации при поступлении в вузы и в аспирантуру. Изменилась к лучшему и организация учебного процесса, вернувшись, в сущности, к дореволюционным формам.

В 1940 г. в СССР приходилось 42 студента 10 тыс. населения, что превысило аналогичные показатели в странах западной Европы в 2-5 раз; но до США (где этот показатель составлял 108 студентов) [Миронов, 2003, с. 384] было еще далеко… Развивается культура: к 1940 году число библиотек в СССР почти в 7 раз превзошло Российский уровень 1913 г. [Там же, с. 385]

За годы второй пятилетки общие расходы на содержание высшей школы по линии государственного бюджета возросли с 1060 млн. рублей в 1933 г. до 2276 млн. рублей в 1937 г., т.е. более, чем в 2 раза. Уделяется серьезное внимание подготовке новых кадров для высшей школы: работает аспирантура, растет численность аспирантов.

В.В. Антонов пишет, что в 1940/41 учебном году только в Москве готовились стать преподавателями и научными сотрудниками 9 тыс. человек. Это совпадает с данными С.В. Волкова о том, что как раз столько человек поступило в аспирантуру три года назад, в 1938 г.) [Волков, 1999, табл. 27]. При этом общее число научных работников составило в 1940 г. приблизилось к 100 тыс. человек [Там же, табл. 28].

В целом в этот период были устранены самые негативные стороны предыдущего (первой пятилетки) этапа развития высшего образования. С другой стороны, в 1930-е годы окончательно произошла трансформация места высшего образования в жизни общества. Из центра науки образования вузы в СССР окончательно стали, в основном, центрами только образования. Наука была выедена из вузов в систему Академии наук СССР и ВАСХНИЛ СССР и союзных республик и отраслевые институты ведомств.

Вместе с тем следует признать, что отделение науки от высшего образования имело пагубные последствия для высшей школы, т.к. это привело к снижению качества образования. Правда, это отделение, как пишет Г.И. Ханин (2008), не было тотальным: лучшие вузы в порядке совместительства привлекали к преподаванию лучших ученых, но, все же, – эпизодически.

Кровавые репрессии 1937-1938 гг. отразились и на высшей школе. Но они в меньшей меньше, чем в других областях общественной жизни, касались большинства членов преподавательского корпуса. Преимущественно репрессии этого периода затронули административный персонал и преподавателей общественных кафедр. Самым губительным же было, как отмечает Г.И. Ханин, их влияние на нравственную жизнь вузов: эпидемия доносов, «стукачества», бессудных арестов калечила моральный облик и студентов и преподавателей.

О деморализации преподавателей и студентов вузов (применительно к упоминавшемуся нами выше московскому вузу ИФЛИ, формировавшего элиту общества, идеологический корпус власти), пишет Л.М. Млечин: «Это может показаться странным и невероятным, но в тридцать седьмом, восьмом, девятом, то есть в годы разгула сталинского террора, не пощадившего и ИФЛИ (и там сажали – и студентов, и преподавателей, а на комсомольских собраниях, проходивших каждую неделю по два-три раза, на трибуну выходили чередом дети „врагов народа“ и каялись, что проглядели, не увидели, как у них под боком мама или папа… – говорилось с оттенком отчужденной брезгливости: „отец“, „мать“ или чаще – „он“, „она“.), в это время поэты ещё громогласно провозглашали что-то свое» [Млечин, 2004].

Отметим, что деморализация в среде преподавателей и ученых, являвшаяся следствием общей гнетущей атмосферы в стране, в то время была весьма существенной. Академик А.Д. Сахаров (1921-1989 гг.) в своих воспоминаниях пишет, что в конце 1930-х годов по инициативе самих ученых из ФИАН (физический институт академии наук СССР) были изгнаны их коллеги -физики С.Л. Мандельштам, М.Л. Леонтович, И.Е. Тамм … [Сахаров, 1990, с. 35]

Каковы же результаты повышения внимания властей СССР к высшему профессиональному образованию? А вот они: За две пятилетки национальный доход в нашей стране вырос в 2,8 раза (или, в расчете на душу населения, при расчете в долларах – в 2,5 раза). За этот же период национальный доход Франции вырос только на 36,7 %, а при расчете на душу населения – на 35.4 %); в Великобритании – на 17 %, а при расчете на душу населения – на 11.5 % (рассчитано по [Миронов, 2003, табл. 25, с. 394]).

К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США (если считать британскую метрополию, доминионы и колонии одним государством, то СССР будет на третьем месте в мире после США и Британии). Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 г. до 45 % в 1940 г., что обеспечило около половины роста ВНП. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня. К 1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов.

Если кратко сформулировать итоги довоенного развития отечественной высшей школы, то следует констатировать, что она сыграла важнейшую роль в модернизации советской экономики и общества. Кроме того, сформированную за советские годы систему высшего профессионального образования можно рассматривать очень важный культурный феномен, как результат проводимой «сверху» культурной революции.

За этот период советская власть сделал для образования населения страны больше, чем царская за весь период своего существования. Это было советское ноу-хау, обеспечившее модернизационный рывок 1930-х годов.

Конечно, сама по себе система образования не могла изменить социальноэкономическую ситуацию в стране. Однако, как напоминает А.Л. Андреев, не нужно забывать, что «именно в советской школе 1930-х – 1940-х годов проходило интеллектуальное и нравственное становление будущее поколение "оттепели"» [Андреев, 2008, с. 228] конца 1950-х – начала 1960-х годов. В качестве примера назовем ряд известных фамилий, ставших своеобразными символами «хрущевской оттепели»: Р. Рождественский (род. 1932 г.), Е. Евтушенко (род. 1933 г.), А. Вознесенский (род. 1933 г.). Все эти люди закончили школу в конце 30-х – начале 40-х годов XX столетия.

По доле расходов на образование в ВВП СССР в этот период почти в два раза опережал развитые капиталистические страны. В предвоенном 1940 г. расходы на образование в СССР, согласно расчетам Г.И. Ханина (2008), составляли примерно 5,5 % ВВП, в то время как в ведущих западных странах они, по данным В.А. Мельянцева, даже в 1950 г. составили в среднем лишь 3,3 % [Мельянцев, 1996].

Но даже при огромных усилиях невозможно за два десятка лет преодолеть многовековое культурное отставание. И, конечно, этому препятствовал «красный террор», преследование по политическим мотивам, целенаправленно проводимое по отношению к интеллигенции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

2.1. Деятельность человека в системах управления техникой Проблема устойчивости, надежности деятельности человека-оператора в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологического (профессионального) стресса привлекла к себе повышенное внимание и

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Постановка голоса (звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса) “Не в том дело, чтобы мочь то, что мы хотим, а в том, чтобы хотеть то, что мы можем”.(Делькроз)“Все голоса от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Звездные кадры Составить график концертных выступлений, одоб-рить костюмы и грим, организовать интервью с прессой, пообщаться с фанатами… у личного менеджера звезды дел невпроворот! В этом бизнесе все решает имидж. Если вы хотите, чтобы имя вашего клиента не сходило со

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей,

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Как последователи метода Сильва решают проблемы со здоровьем. Во время 32-часового курса по изучению метода управления разумом Сильва упор в последние часы делается на обнаружение и исправление физических нарушений. Причина такого акцента на проблемах здоровья связана

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

13.1. Деятельность человека в системах управления техникой и стресс Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле связан с комплексной автоматизацией работы систем управления, широким применением вычислительной техники,

автора Хин Шейла

Дети решают головоломки Исследования Дуэк начались с простого вопроса: как дети справляются с неудачами? Чтобы выяснить это, она собрала группу детей в своей лаборатории и начала озадачивать их головоломками постепенно возрастающей сложности. Когда головоломки

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Ключевые кадры диалога Концепция ключевых кадров – или ключевых моментов – полезна и при обсуждении обратной связи. Ни коммуникатор, ни получатель обратной связи не могут прописать весь диалог заранее, а если и пытаются сделать это, то ваши собеседники с непонятным

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

36 Интеллектуалы решают проблемы, гении избегают проблем Окружающие люди являются зеркалом нас самих. Нам важны отношения, в которых мы видим себя и чувствуем мир. Поэтому для счастливой жизни необходимо завязывать позитивные и конструктивные отношения.Не менее

автора Шереметьев Константин

Страх перед техникой На вебинаре «Супер-интеллект» я рассказывал о том, что люди часто останавливают свое мышление, потому что наталкиваются на какой-либо внутренний барьер.Одним из таких барьеров является страх перед техникой. Очень часто люди не пытаются даже

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Страх перед техникой-2 Как я не раз говорил, интеллект работает только в том случае, если в результате наступают изменения в материальном мире. Иначе мышление превращается в патологию.В предыдущем разделе я уже приводил пример выполнения задания на вебинаре

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

1-я пятилетка: «Техника в период реконструкции решает всё» О первом пятилетнем плане (его контрольные сроки: с 1-го октября 1928 г. по 1-е октября 1933 г.) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 г. как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Придумайте утверждение для настройки на работу с техникой Теперь, когда вы определили силу своего переживания, следующий шаг – создать то, что я называю «утверждение для настройки». Это настраивает энергию вашего переживания, с которым вы собираетесь работать. Как

(выступление Сталина перед выпускниками военных академий в 1935 году)

Товарищи!

Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколько слов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей Красной Армии.

Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталую технически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годами империалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны, страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисами промышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - вот какую страну получили мы в наследство от прошлого.

Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБО мы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная в культурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав.

Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники. Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не было машин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чего немыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельные предпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию. Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизовать технически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и наш железнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести во всем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и на мануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии. Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин, и мы шли в этом деле по стопам Ленина.

Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.

Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех наших товарищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлись люди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят, что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но у человека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итогов нашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей и стали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всех тех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, да еще первоклассной индустрии - опасная мечта".

Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшей экономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратить на импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Это тоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии внутренней и внешней.

Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления, который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления, который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.

Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назад этих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, но закрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма в нашей стране.

Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивным сопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии против Центрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо, они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Эти люди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли, что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем больше впадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевики для новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.

Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того, укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дороги все и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бока кое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться, что я тоже приложил руку к этому делу.

Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации и коллективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.

Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов. Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность, мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в гору транспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.

Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.

Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.

Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.

Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все" .

В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значение этого нового лозунга? Я бы этого не сказал.

В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.

Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.

Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все" .

Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.

Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.

Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяние наших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в деле организации и руководства обороной нашей страны!

HR-Стратегии

1 -1

Разговор в рамках вебинара №124 «Кадры решают всё! И всё», состоявшегося 29 ноября 2017 года.

КАДР №1 И СТАБИЛЬНОСТЬ КЛАДБИЩЕНСКОГО СОРТА

«Кадры решают все» - известная историческая цитата Сталина ровно так, как и его другие цитаты: «Есть человек - есть проблема. Нет человека - нет проблемы». Я бы переиначил одну из этих цитат: «Каков человек, таковы и проблемы».

Есть небольшой забавный анекдот. Стучится в дверь к мужику Смерть, мужик открывает:

Я - Смерть.

Так и с кадрами. И все…

Разговор потому актуален, поскольку наши данные по объективному показателю жизнеспособности России за 26-летний уже постсоветский период и в особенности за последние годы путинского периода показывают, что Россия теряет свою жизнеспособность. Страна - это живой организм, в глубокой истории рождается, может заболевать, находиться в кризисных условиях, может и умирать, как умерла Российская империя в 1917 году, Советский Союз в 1991 году. И по этому показателю Россия сейчас идет к порогу своей жизнеспособности, то есть к порогу своей кончины.

Множество задается вопросов о причинах тотальной деградации страны. Один из актуальных вопросов - вопрос о кадрах. Иной раз один единственный кадр может решить очень многое, и сегодня мы, конечно, будем говорить о кадрах, не столько о профессионально-специализированных каких-нибудь слесарях, ремонтниках, наладчиках, аппаратчиках, а о кадрах в системе государственного управления, в системе государственной политики, о том самом единственном кадре, на который история как в фокусе потом возлагает значительную долю ответственности. Например, Михаил Сергеевич Горбачев, усилия которого привели к разрушению Советского Союза. Фраза упрощенная, конечно, но никто не будет спорить о том вкладе, который он внес в подготовку распада большой страны. Как и кадр по фамилии Ельцин.

Мы понимаем, что первое лицо, руководитель государства - это особый кадр, который, во-первых, сам, лично, персонально вносит громадный вклад в состояние, динамику страны, но кроме того он еще и порождает кадровую пирамиду, потому что при приходе новой политической команды с новым политическим руководителем им могут реализовываться совершенно разные принципы. Почему сейчас это особенно актуально? На прошлой неделе наш Президент, всенародно избранный, побил рекорд. По длительности правления он уже перекрыл Леонида Ильича Брежнева. И эта самая стабильность, которой гордится сейчас руководство страны, так называемая «стабильность», стабильность кладбищенского сорта и природы, в том, что на ближайшие шесть лет они так и планируют ничего в стране не менять, то есть и кадровая политика, и кадр №1 по этим планам в стране не изменятся. Анализ в этой области государственного управления развитием страны может дать очень важное понимание причин сегодняшней деградации и прогноз, что ожидать людям ответственным, людям, любящим свою страну, людям, понимающим, какая угроза ей грозит.

Поэтому тема о кадрах, которые решают все, невероятно актуальна.

КАК БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ СМЕНА ВЛАСТИ В РОССИИ, ЕСЛИ НА ВЫБОРАХ ПОБЕЖДАЕТ НЕ ПУТИН, А ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОППОНЕНТ?

В 1999 году, когда отдел кадров, не только и не столько кремлевский, сколько заокеанский, решал, кто же унаследует Ельцину, сначала остановился на кадре №1 в лице Николая Емельяновича Аксененко. Я это знаю достоверно, как исторический свидетель. Это была очень сильная фигура, дееспособная и профессиональная с точки зрения отношения к стране, к идеологии в треугольнике «социализм-либерализм-фашизм». Это был человек, который мог дать шанс нашей стране. Но вмешались Дьяченки, Березовские, Волошины, «обком» кадров, «отдел» кадров известного сорта, и был избран Владимир Владимирович Путин. Прошло 18 лет. И во что превратилась страна? К чему она сейчас устремлена, совершенно понятно.

Простой вопрос: «Зависела ли от кадра №1 эта 18-летняя судьба страны, крушение тех надежд и чаяний, которые были в первые годы связаны, признаюсь, и в моем сознании с шансами, которые вроде бы принес новый Президент - Владимир Владимирович Путин?». Что происходило? Теория говорит о том, что при смене первого лица государства в демократических странах происходит замена политической команды. В Соединенных Штатах Америки называют цифру примерно в 120 человек, которые приходят в Белый дом, в правительственные и исполнительные инфраструктуры власти вместе с новым президентом. Это действительно так. Процедура смены отлажена. При завершении выборов, определении победителя на президентских выборах, в последнем случае - Трампа, создаются две команды: уходящего Президента и приходящего, которые передают дела, передают, в том числе чувствительные и секретные институты, документы и процессы, ядерный чемоданчик и тому подобное.

Давайте зададим простой вопрос: «А как будет происходить смена власти в России, если на выборах (ну, помечтаем, пофантазируем, точнее) побеждает не Путин, а его политический оппонент?». Как эта процедура будет устроена? Какие новый Президент приведет с собой кадры? Какие кадры из старой команды, по каким принципам и процедурам покинут свои кабинеты? А первый, простейший вопрос такой: «Если действующий политический режим абсолютно, на голубом глазу, может нарушать Конституцию и законы (я имею в виду процессы формирования власти федерального уровня, которые мы, собственно говоря, уже наблюдали в виде глобальных общероссийских, на уровне организации государственной системы, в разы фальсификации выборов), если нынешняя политическая власть в стране к политическим приличиям, законам, которые вроде как-то не так детально, как в США, но описывают переходную процедуру, относятся с таким пренебрежением, то как они будут передавать власть Президенту, оппозиционному Путину и путинизму? Новому политическому режиму, который в своей президентской предвыборной программе заранее объявил, как, что, в каких масштабах, в каком направлении он и новая политическая команда будут менять в стране?».

Совсем упрощу эту картинку. Избрался будущий Президент (я думаю об этом не абстрактно, а конкретно в связи с известными собственными намерениями), узнает на утро в Центральной избирательной комиссии, что да, он победил и идет типа постучаться в дверь Спасской башни: «Пропустите, пожалуйста, нового Президента». А там Росгвардия. А там вся эта гвардия, которая за 17 лет уже обсиделась, обжилась, уже пожизненными себя чувствуют. Они что? Вот так распахнут ворота и скажут: «Милости просим! Вот - хлеб, соль. Вот - тут кабинеты. Вот - тут комнаты отдыха. Вот - тут секретные ордера. Вот - тут горячий телефон с Трампом»?

Значит, первый очень серьезный вопрос, который я поднимаю в этой теме: «Каковы гарантии того, что в России станет реальностью и возможностью смена не только первого лица, кадра №1, но и смена сотен на верхних уровнях высокопоставленных чиновников на команду приходящего Президента под приходящую политику, под приходящие планы и программы, которые будут разворачивать страну во многом от того, что сейчас в политологии называется путинизмом, то есть моделью страны, которая за 18 лет в чем-то преемствовала ельцинскую модель, воспроизвела ее, а в чем-то развила до совершенно предельного, даже до абсурдного качества, которое, собственно, и отвечает за движение к порогу распада государства?».

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД, ИЛИ РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ

Вторая проблема, которую я считаю очень серьезной, и необходимо ее обсуждать: «А что за команда? Откуда она может взяться у нового Президента под новые цели, новый политический курс, новую Конституцию, новую программатику страны?». Кто эти люди? Откуда они возьмутся? Начну немножко с другого. А кто те люди, которые сейчас сидят в кремлевских кабинетах, кабинетах Белого дома, многих очень чувствительных федеральных организациях и службах, в том числе специальных службах, силовых структурах? Эти люди кто? Откуда они взялись? Они - кадровый высокорангированный корпус страны. Он сформирован за 18 лет. Но за 18 лет уже люди, родившись, вырастают, становятся совершеннолетними и даже могут прийти в эти же органы власти на какие-то там посильные должности. Что за кадровый процесс шел во времена путинизма? Кто эти люди? Каково их образование? Каковы их идеологические и нравственные императивы? Откуда они взялись? Что они делают? На каком уровне качества? Каковы вообще были принципы этой путинской кадровой политики?

Мы можем вспомнить исторические примеры, когда действительно первое лицо закладывало и принципы кадровой политики, и осуществляло отбор и подбор кадров, и обустраивало политику и культуру кадрового процесса, меру, степень и уровни ответственности этих назначенцев, систему контроля их деятельности и те санкции, которые к ним применяли в случае, если чего недорабатывалось. Много достаточно ярких, даже экзотических, примеров породили такие мощные фигуры, как первые руководители, как Петр I. У него была очень специфическая кадровая политика: «Подчиненный перед лицом начальства должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы начальство могло распознать, что он там из себя представляет». Не дословная, но цитата.

Сталинская, наверное, тоже очень яркая кадровая история, в которой удивительным образом даже молодые люди отбирались, вроде как и в путинский период, но те люди становились выдающимися государственными деятелями, руководителями, которые решали сложнейшие задачи государственного строительства, задачи обороны, задачи развития страны. Что это за секреты? Что за способы распознавания таких людей? Что за риски и способы предугадать, что некий молодой человек может вырасти и решать задачи, которые перед ним стоят? Многие вопросы не классифицируются, в книжках ответы не найдешь. Но анализ и специальный взгляд на кадровую политику высшего уровня кое-какие уроки дают и кое-какие рецепты и видение будущего тоже подсказывают.

С чего начнем? Начнем, конечно, с общеизвестного. Каков поп, таков и приход. Откуда рыба гниет? Тоже известно. Рыба гниет с головы. Роль первого лица в системе государственной власти и управления, системе государственной политики определяющая. Что мы видели в годы того же цитированного Сталина? Этот человек обладал невероятной интуицией, невероятной жесткостью и жестокостью, он был человек идеи, человек-функция. Вся его жизнь, все его управление, все его решения, как прорывные, так и преступные, были направлены к цели, цели строительства государства, развития новой модели социалистического государства, к борьбе с геополитическим, геоэкономическим и военно-политическим, военным давлением, угрозами и агрессиями. И страна в этот период превратилась из аграрной, разваленной после Гражданской войны, в первую-вторую страну мира, на первой-второй ступеньке пьедестала мирового развития. Этот человек решал, прежде всего, задачу развития страны, продвижения к цели. Он обладал собственным интеллектом, природным, для того, чтобы цель формулировать, видеть, проецировать ее на этажи операционального целеполагания и под это уже подбирать людей, которые могли организовывать целедостижение. То есть от качеств этого человека в значительной степени зависели импульсы, организующие кадровое строительство в стране, и это вряд ли кто-то сможет оспорить.

Но смотрим на нынешний пример, в котором усмотреть ценностно-идеологическую позицию, платформу, понимание и подкованность первого лица невозможно. Этого попросту нет. Ни ценностей, ни целей нет. Это вытекает из анализа прямой речи, из анализа государственно-управленческих документов, подписываемых, генерируемых первым лицом государства и его командой. Целей нет. Цели иногда странные, какие-то болезненные, типа: «Вхождение в мир», «Раскрытие России», «Мы - Европа! Мы - Европа!». Партнеры, партнеры. Фактически это означает, в переводе на открытый язык, десуверенизацию страны. Собственно это и происходит. Десуверенизация дошла до такого уровня, что на сегодня страна в статусе изгоя, под финансовыми и политическими санкциями, в изоляции, что ускоряет движение вниз. Вряд ли нужно доказывать, что у нынешнего главного кадра № 1 и главного руководителя кадровой государственной политикой в стране целеполагания в управлении развитием страны попросту нет.

ОТ ПЛЕЧА

А отсюда и подбор кадров, который осуществляется в некоей методологической развилке, и это тоже теоретический посыл. Первое: руководителю нужны кадры, которым он доверяет. Ну, как иначе? Возможности саботажа, сговора, дворцового переворота и так далее - эти классические атрибуты жизни верховной власти - никуда не исчезли, особенно на сегодня они начинают набирать свою силу и наращивать вероятность реализации. Недавно Эрдоган с этим столкнулся. Путинизм с этим столкнется с неизбежностью.

Развилка: подчиненный должен быть доверительным, или подчиненный должен быть профессиональным, дееспособным - это вызов. Как совместить два этих требования: и доверительный, и профессиональный, дееспособный? Понятно, что данный критерий резко сужает поле выбора, потому что твои друзья по школе, по ленинградской улице, по спортивному залу, по собчаковской мэрии, по делишкам всяким интересным - это довольно ограниченный круг людей, которые, являясь, безусловно, доверительными, профессиональную дееспособность на высшем уровне государственного управления ниоткуда взять и получить не могут: ни по образованию, ни по включенности, ни по какой-то традиции, ни даже по жизненным, самым фантазийным планам, стратегиям будущей жизни обретения для себя нужных знаний, профессий и так далее. Ничего этого не было и не будет. Принципом подбора кадров «под цель» тут и не пахнет. Почему? Так целей нет!

То есть можно достаточно уверенно сейчас говорить о том, что кадровый процесс в путинизме строился по принципу доверительности. О профессиональности с трудом можно говорить, когда министрами или вице-премьерами становились и становятся люди, не имеющие никакого профессионального бэкграунда: они не служили в соответствующих профессиональных сферах, они не росли в профессиональной пирамиде, лестнице, они не набирали профессиональные знания в этой сфере. Совершенно ярчайшим и равно также диким примером является назначение министром обороны человека, который в армии не служил, который никогда в жизни этого не касался, занимался торговлей, занимался финансами, чем угодно. Как это в итоге отразилось на обороноспособности страны, специалисты хорошо понимают. Несмотря на телевизионную картинку, несмотря на демонстрации, изрядно постановочные в Сирии, еще какие-то картинки, несмотря на все это, специалисты хорошо знают, насколько сейчас снижена национальная безопасность страны и ее обороноспособность.

Пример, когда журналист, защитившийся по философии, становится ответственным за военно-промышленный комплекс, создавая свои экспертные институты. Правда тут же у человека, который в жизни паяльника в руках не держал, «нарисовалась» степень д.т.н. Ну такие чудеса бывают, а вот чудес надежных стартов от философии с космодрома Восточного не бывает. Руководителем экспертного совета в сфере оборонно-промышленного комплекса назначает кандидата философских наук- это еще один пример. И стоит ли удивляться, что ракеты с Восточного то не взлетают, то падают. Но не буду перечислять эти примеры. Они хорошо известны. Они на слуху. Но кадр - доверительный! На все руки. Развалить патриотическую оппозиционную партию-пожалуйста. НАТО облаивать - пожалуйста. Голубей гонять с косы Тузла - пожалуйста.

Стоит ли удивляться, что губернаторский корпус, который в этой кадровой пирамиде тоже обслуживает одну сверхзадачу - быть доверительным, профессиональные кадровые решения вообще не имеет в виду. Человек попадает в регион, в котором он, условно говоря, никогда в жизни не бывал, выборы якобы проводятся, выборы, которые должны выбрать наилучшего, профессионально наиготовнейшего к этой роли, заменены административным фильтром - как скомандуют, так все это и случится. Никаких выборов, конечно, никакого механизма легитимизации доверия, а также требовательности со стороны населения к, так называемым, губернаторам сегодня нет. Разговора об этом нет. Суррогат, а не кадровая политика. Губернаторов могут пачкой взять и снять, снять (за успехи не снимают) и тут же награждать в Кремле орденами. Маразм.

Это кадровая политика, как нам кажется, описывается формулой «От плеча». Если руководитель слабый, профессионально не состоятельный, то он боится своих подчиненных, они могут оказаться более профессиональными, чем он. Подчиненный конечно будет прятать глаза, когда докладывает начальству о каких-то сложных вещах, но оно и видит, и понимает, и у него в глазах написано, что начальство ничего в этом не понимает. Начальство читает бумажки, написанные кем-то, иногда спотыкаясь, иногда талантливо разучив эти бумажки, хлопоча бровями, делая соответствующие паузы, вставляя даже анекдоты, оживляя эти самые конспекты. Но ведь это абсолютно далеко от ценза профессиональности и ответственности за вверенное кому-то государство, кому-то - министерство, кому-то - человеческую сферу.

Непрофессионализм по этой схеме - «От плеча» - тиражируется. На каждом последующем этаже назначений - вновь от плеча предыдущего начальника. Так и получается страна управленческих гномов. Возможно ли опять же теоретически, то есть как бы принципиально, возможно ли совместить в этой развилке кадрового выбора доверительность и профессиональность? Да, возможно. Во-первых, доверительность определяется совместной работой. Так и начни эту работу! Поставь человека в испытательный срок и проверяй его! Поставь его сначала на четвертом уровне, потом переведи на третий, на второй, и ты убедишься, что он вписывается в твою команду, он исповедует твою идеологию, он в твоем ценностном пространстве, или он случайный, или он играет роль, подыгрывая, заглядывая в глазки и так далее.

Но внимание! Что является основным в этом технологическим приеме? Возможность этого человека тестировать в поле единого ценностного мировоззрения, единой идеологии, которая проецируется на ценностное, целеположенное, проблемное и далее управленческое поле. Если человек озабочен другими ценностями, чем ты, первый руководитель, как же ему можно будет доверять? Профессиональный отбор абсолютно необходим. Это не место для импровизаций. Эти места для людей, которые знают предмет управления, знают методы управления, имеют методологию подходов в режиме онлайн к возникающим проблемам. Но должна быть идеология и целеполагание. Без них, с одним только желанием карьеры и обогащения ничего не получится.

А если этот человек вынужден звонить другу, спрашивать помощи у зала, или какие там еще фантасмагорические сценки мы наблюдаем? Если вице-премьер Правительства, отвечающий за сложнейшую сферу жизни страны, никогда в жизни не проходил эту пирамиду? Он пришел помощником, советником и в этих кабинетах стал вице-премьером. Он не руководил ни одним институтом, ни одним предприятием, ни одним регионом, ничем.

Эту кадровую политику, этот прием мы тоже видим, и мы понимаем, что именно эта часть кадрового корпуса как раз и составляет основу пятой колонны, потому что досье на этих выдающихся руководителей включают в себя известные открытые данные о том, как они учились за рубежом в школе, как они учились в университетах за границей, какие они стажировки там проходили. Замечательные фотографии видны на некотором цикле: Шохин, Гайдар, Чубайс, Авен, Греф (кто там еще с ними) в Йельском университете, а потом это кадровый корпус в ельцинские времена, да и на сегодня эти господа-товарищи занимают ключевые места.

Иными словами, эта часть размышления показывает на недобром, несостоятельном примере, насколько губительная, некачественная кадровая политика, которая собственно, я вновь утверждаю, производна от качества первого руководителя, его политической команды опасна. Так политическая команда, которая должна приходить с каждым новым руководителем, формироваться не должна.

НЕ НАВРЕДИ!

Естественно, что вторая часть сегодняшнего разговора заключается в том, откуда и как возьмутся новые кадры, и что будет происходить со старыми кадрами, если, пофантазируем, в стране произойдет политическая перемена. Путин и его путинизм в виде идеологии, практик, кадрового корпуса уйдут в историю, а подходить будут новый руководитель, команда, идеология, новые технологии управления. Как это все может происходить? Откуда эти люди возьмутся? Что делать со старыми?

Простой принцип из медицины - «Не навреди». Преемственность кадровых корпусов, конечно, должна быть, потому что хотя бы накопления управленческого опыта, потоков делопроизводства, тех документов и архивов, которые накоплены уже теперь, за десятки лет, не должны исчезнуть. Это опыт. Хорошо известно, что даже негативный опыт -тоже опыт.

Что я наблюдал в Государственной Думе, когда она переизбиралась? Фактически менялся и управленческий аппарат, аппарат комитетов, а те наработки, которые в комитетах накапливались, просто выносили и выбрасывали. Приходили неофиты, круглыми радостными глазами смотрели: «А где тут чего? А как тут бумажку переложить с левого стола на правый? А как? Что?». Не детский сад. Поэтому, конечно, уровень отсечения по вертикали - сменяемая политическая команда и преемствующий кадровый корпус - это важнейший принцип.

На какой высоте будет эта линия отсечки? Будет ли она совершенно горизонтальной? Скорее всего, она будет избрательной. И, скорее всего, понятие переходного периода будет обязательным. Причем переходный период будет в различных смыслах этого слова. Это и изменения конституционно-правового пространства, это и изменения курса страны во внешнем пространстве и во внутренней политике. Это будет очень интенсивный переходный период коммуникаций с собственным народом в открытую, по-честному, объясняя ему, что происходило, что это было за головокружение от успехов, и куда страна разворачивает свой курс. Это будет интенсивнейшая политическая коммуникация с миром, объясняя ему те же вопросы. Открытость, профессиональное понимание, откуда, куда и как двигаться, программатика, которая будет объявляться и объявляться в режиме обязательств.

Но переходный кадровый процесс, конечно, должен происходить по принципу «Не навреди». Те чиновники, те руководители в органах власти, президентуры, президентского эшелона, исполнительной власти, которые, конечно же, очень сопряжены, а равно и совмещены по фактору производности от президентского набора полномочий корпуса в судебной правоприменительной системе, в законодательной системе, в институтах средств массовой информации, во внешних представительствах России - все это тоже, конечно, войдет в режим переходного периода.

Будет создан, целесообразно создать временный орган кадровой смены, который будет тестировать, фильтровать и производить решительную, но при этом плавную, уважительную к людям и задачам кадровую пересменку. То, что будет неформальная переаттестация, почти очевидно. То, что она должна быть по принципу профессиональности и совместимости с новым идеологическим, политическим наполнением всего государственного управления, новым целеполаганием - это тоже, безусловно, будет совпадать с новациями с точки зрения присутствия идеологического и партийного ценностного компонента. Не только в корпусе управленцев всех ветвей власти, включая президентский, но и различных институтов жизни общества. Об этом мы тоже отдельно будем говорить. Новый закон о партиях, новый закон о выборах все эти элементы будут включать. Ценностное целеполагание должно будет прийти в страну на всех уровнях, и этот принцип будет серьезно касаться новой кадровой политики.

ЕСТЬ ШАНС, ЧТО КАДРОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО

Будет ли чистка? Да. Безусловно, да. Очень любопытный эффект мы ретроспективно через специальные методы распределенной экспертной оценки получили на момент перехода от ельцинизма к путинизму. Ельцин ушел, Путин пришел, и тема государственной коррупции тогда выглядела удивительно интересно. Уровень коррумпированности дорос до своего локального максимума при Ельцине. Приходит Путин - он резко упал. Почему? Чиновники присели. Они начали ждать, вычислять, как новая метла мести собирается. Метла - это выходец, профессионал из Комитета Госбезопасности, ФСБ. Он же - Владимир Владимирович - поработал директором ФСБ некоторое время. Присела коррупция. Чиновничество конъюнктурило, дожидалось ответа. Ответ состоялся… Коррупция выросла до исторически максимального уровня во времена развитого путинизма. А ведь ответ мог быть другим. Но к чему я этот пример привел? А к тому, что новая культура ответственности, контроля, санкций в корпусе политических руководителей может поменять стиль поведения и деятельность даже тех, кто, будем говорить, разбаловался. Те, кто неисправим, те, кто нанес значимый вред российскому государству, те, кто зафиксирован в нарушении российского законодательства, конечно, попадут под люстрации.

Люстрация - это поражение в правах. Делаться это должно по закону. Ныне такого закона нет. Он должен будет появиться в числе первых, и будет отстранять определенный контингент чиновников от возможности занимать государственно-управленческие должности. По некоторым составам и квалификациям это будет пожизненное лишение таких прав.

Конечно, могут возникнуть и злоупотребления, и всякие неприятные вещи. Соответственно этому, конечно, возникнут временные органы не только кадровой пересменки, но и контроля и надзора за переходными процедурами. На ум приходит такое понятие, как «новые центурионы», которые приносят новый шанс стране. На ум приходят аналоги стражей исламской революции, корпус которых идеологически, ценностно мотивирован. Кто-то, конечно, скажет: «О! Опять Степан Степанович про новый тоталитаризм задумался!». Полнейшая чепуха.

Дело в том, что у классического государства в отличие от воровской малины есть свои законы, не понятия, а законы строительства, эффективности, обеспечения чистоты помыслов, обеспечения механизмов защиты от мутации интересов людей, которые попадают на высшие государственные должности. Там действуют очень важные механизмы мутации. Я цитирую, как опытные люди меня, тогда еще молодого государственного деятеля, поучали: «Мы же - власть! Мы можем все. Мы можем и закон под себя (закон Ротенберга) принять, и Конституцию под себя, победителей, и Конституцию под Ельцина супер-сверх-супер-пупер-президентской республики принять! Да мы можем законы и нарушать, потому что мы же сами - и судьи! Да мы можем из юрисдикции судов, например, ЕСПЧ, выйти, если нам не нравятся его решения!».

Есть такой соблазн во власти - быть выше законности, выше моральности, выше социальности, выше ответственности перед большинством населения, собственным народом. Мы эту проблему видим, не хочу сравнивать и проводить исторические параллели, но нет в нашем политическом эшелоне задачи обогащаться, в офшорах свои заграничные мешки набивать. Достаточно и мне, и тем людям, которые придут во власть, или, скажем, не мне и тем людям, а для принципов, которые теоретически возможны для новой России, обеспечить себя, свою семью на здоровом, нормальном, нестяжательском уровне. Не претендовать ни на что иное, отрезая соблазны, искушения и претензии специальными институтами контроля, надзора, в том числе специальными антикоррупционными институтами и не в режиме болтушек, болтовни («Вор должен сидеть в тюрьме!», «Мы против коррупции!»), а точно зная, как именно многочисленными решениями ноу-хау с этой болезнью, с этой бубонной чумой, которая страну поразила (коррупция), бороться. Значит есть шанс, что кадровое оздоровление быстро и решительно наступить сможет.

ЗНАЕМ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ЗНАЕМ ЛЕКАРСТВА, МЫ ИХ НАМЕРЕНЫ ПРИМЕНИТЬ

Кто новые кандидатуры? Откуда они возьмутся в кабинетах, которые по естественным причинам, о которых я рассказывал, будут освобождаться? Что это за люди? Откуда они? Есть данные наших многолетних исследований, что кадровый корпус московского разлива, вроде бы даже с опытом кремлевских и иных белодомовских, госдумовских кабинетов, проигрывает по своему качеству кадровому корпусу регионов. Несмотря на то, что деградация идет повсеместно, проигрывает. Свежая кровь в Москву в кадровом отношении будет притекать.

Второе важнейшее соображение. Постсоветский период, путинизм в частности, имеет замыслы, очень далеко идущие, которые они реализуют и которые были в переводе с английского внедрены и в 1991, и в последующих ельцинских годах, и в 2000-х, и последующих путинских годах. Ведь фактически разрушена система образования и подготовки кадров, кадров высшей квалификации. Мало того, что коррупция привела к подмене качественного диссертационного процесса, ЕГЭ привело к процессам снижения качества образованности молодых людей, Болонская система привела к резкому, заметному, совершенно значимому снижению качества университетского образования, постуниверситетская аспирантура превратилась в абсолютное фуфло, и это снизило общий уровень качества подготовки кадров высшей квалификации.

Что тут можно сделать? Первое - фильтрация, тестирование и кастинг в этих временных органах будут и должны быть самыми жесткими и самыми эффективными. Второе - конечно же, сама эта система вырастает от среднего образования. Никакого ЕГЭ там больше не будет, не должно быть системы тестирования, которая не просто поменяла способы экзаменования, она всю систему школьной подготовки изменила. Создала обезьянник, который творческих людей отбрасывает на обочину, а конъюнктурных людей, зубрилок, которые способны вместо знания пользоваться любыми, в том числе незаконными способами, расплодила.

Эта система должна будет поменяться и интенсивно для того, чтобы уже через небольшое количество лет новый кадровый корпус пришел бы как потенциал для обновления в государственном управлении. Хэдхантинг, специальные институты будут выискивать наиболее талантливых и дееспособных людей по всей стране. То, что называется, непотизмом, кумовством, наследниками в ключевых и критически важных кадровых назначениях, будет искоренено публично и демонстративно. И не образцово-показательные примеры борьбы с коррупцией, которые в нынешнем периоде выглядят как антиобразцовые, на примерах Сердюкова, Васильевой и других странных случаев, а народу как в Китае примерно будут показывать, насколько решительно и поучительно для всех остальных государственных кадров будет происходить борьба с коррупцией.

Я практически убежден, что временное размораживание моратория на смертную казнь неизбежно для самых тягчайших составов - насилия над женщинами, над детьми, государственной измены и тягчайшей коррупции. Это будет мерой неизбежной. Потерпит Европа, потерпит, как там говорят сейчас, все цивилизованные страны, поскольку для России период приближается геополитического выживания, отодвигания страны от грани распада государства. Ничего. Потерпят, поскольку Россия, распадающаяся Россия, агрессивная Россия, путинская Россия, вздорная Россия, безнравственная Россия, асоциальная для мира гораздо большую угрозу представляет собой, чем Россия, которая будет восстанавливать свое здоровье, становиться открытым, прозрачным, добропорядочным участником мировых дел и процессов. А через некоторое время и национальный лидер, и новая государственная ценностная идеология, и целевое программирование, государственное управление, кадровый корпус, который под это будет настроен, позволят стране стать лидерами мира со своим новым мировым проектом.

Вы можете сейчас сказать: «Степан Степанович! Ну, как вы можете про кадры, которые решают…?» . Друзья! Государство, страна - это такая система, в которой все связано со всем. Я действительно рассказывал о кадровой проблеме, о кадровом строительстве и о кадровой политике в стране на стратегическую перспективу. Но смотрите, как все связано с общим оздоровлением страны, которое начинается, как и все в жизни человека и общества, с самого главного - с ценностей, которые движут человеком, его друзьями, его командой, его политической командой. Ценности, которые движут на сегодня нынешним руководителем, его политической командой, превратили государственное управление в то, во что превратили, в то, что для России стало заболеванием, смертельно угрожающим. Это мы видим. От этого отталкиваясь, мы говорим, что кадровая чистка, кадровое обновление, кадровая технология, кадровая политика будет иной, вот такой, такой и такой.

Тема сегодняшняя, конечно, не исчерпана, но она оптимистична, потому что когда знаешь диагноз страшной болезни, то оптимистично, что получаешь шанс найти лекарство и вылечиться от этой болезни. Оптимистично то, что, зная, из-за чего организм заболел, мы можем этому организму предписать здоровый образ жизни, в том числе в таком ключевом чувствительном звене, как кадровая государственная политика.

А кто же первый руководитель страны? А кто рядом с ним? А кто его политическая команда? А каковы принципы, которые доходят до самого земного уровня, который у нас будет называться «народное самоуправление» (следующий уровень - местное управление, субъект федерации и так далее)?

Совершенно безнадежны те обещалкины, которые говорят: «Я решу эту проблему, отвинтив здесь винтик, эту гаечку», и не говоря о том, как она связана со всем остальным в государстве, которое все взаимоувязано и требует комплексированного (не комплексного, а комплексированного) подхода. Имея в виду также, что это не статическая задача, а задача динамическая, задача, которую надо решать в развитии. Вот такое комплексированное управление обязательно в страну придет.

Все со всем связано и будет решаться в единой парадигме, на единой платформе, с единым подходом, которого на сегодня нет. Почему нет? Потому что, повторяю, нужна государственная идеология как собрание высших ценностей народа, страны и государства, от них все будет производным и зависимым.

Поэтому хочу вас обнадежить. Хочу вам передать толику оптимизма. Знаем причины заболевания, знаем, в чем лекарство, мы их намерены применить. И поскольку все это связано со словом «здоровье», то все будет у нас здорово.