18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ - вторым пилотом.

Пятьдесят лет назад Алексей Леонов открыл шлюз своей крошечной космической капсулы, которая вращалась вокруг Земли и вступила в пустоту. В течение 12 минут советский космонавт плыл над нашей планетой, привязанный к его кораблю 16-футовым кабелем. При этом Леонов стал первым человеком, который шел в космос.

Первая космическая прогулка - в картинках

Это событие было необычайно важным - для выхода в открытый космос с тех пор стали основой большинства основных видов деятельности на орбите Земли. Однако космические походы могут быть опасными, и собственная миссия Леонова почти закончилась катастрофой после того, как она была поражена серией неудач, которые лягут в основу нового фильма «Первое время», который планируется выпустить в России в следующем году.

Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.

Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

Для задачи был выбран Леонов, который прошел подготовку в качестве космонавта с Юрием Гагариным, первым человеком в космосе. После завершения одной орбиты Леонов получил добро, чтобы начать свой космический поход и залез в самодельный шлюз корабля. Он открыл свой люк, выскользнул и поплыл в космос, чтобы начать свою миссию.

Поездка Леонова почти закончилась катастрофой. В вакууме космического пространства его скафандр начал выходить из строя, и его ткань стала опасно зависеть. Его руки выскользнули из его перчаток, его ноги вышли из его сапог, и Леонов уже не мог пройти через шлюз своего корабля. Хуже того, корабль мчался к тени Земли. Через пять минут космонавт понял, что он погрузится в полную темноту.

В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Поэтому он начал кровоточить воздух из своего костюма с клапана в его внутренней подкладке. Очень медленно его костюм сдулся, как Леонов начал замечать первые признаки декомпрессионной болезни. Я мог чувствовать пальцы и иглы в руках и ногах, - вспоминал он. Леонов сжал себя через воздушный шлюз и едва успел закрыть его люк позади него, и его температура теперь витала в крайнем напряжении его возвращения на космический корабль. Леонов опустился на свое место рядом с Беляевым. Однако его беды были далеки от завершения.

Во-первых, был уволен заряд, чтобы взорвать воздушный шлюз, который больше не нужен, в космос. Взрыв заставил «Восход-2» вращаться, дезориентируя двух своих членов экипажа. В то же время инструменты показали, что уровни кислорода в капсуле теперь поднимаются с угрожающей скоростью, угрожая вызвать пламя, которое сожгло бы обоих людей живым. Прошло несколько часов, прежде чем Леонов и Беляев смогли восстановить уровень кислорода в корабле.

После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде - имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.

К настоящему времени корабль должен был вернуться на Землю. Однако два космонавта обнаружили, что его автоматическая система повторного входа больше не работает. Таким образом, пара вручную выпустила ракеты-носители корабля. Этот маневр должен был отделить десантную капсулу, содержащую Леонова и Беляева, от орбитального модуля космического корабля. «Через несколько секунд после обстрела двигателя мы почувствовали толчок, когда орбитальный модуль отделился от нашей кабины, но что-то пошло не так», - сказал Леонов. Мы почувствовали, как напрягающая сила отталкивает нас!

Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.

В результате оба модуля быстро вращались по мере того, как мы круто падали на Землю! Восход 2 погрузился в разрушение, но был спасен теплом повторного входа, который сожжен через кабель связи. Модуль посадки отделен и его парашюты были развернуты. Мы были в безопасности, - сказал он. Проблемы членов экипажа еще не закончились. Прошло два дня, прежде чем спасательная миссия дошла до пары, которая должна была сжиматься в своей крошечной капсуле при температурах, значительно ниже нуля. Мы провели две холодные ночи в лесу, - сказал Леонов. Мы не встречали волков или медведей, но мы знали, что их было много.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

Было весеннее время, и животные были очень агрессивны. Фактически, он приблизился к кончине катастрофы, хотя эти близкие катастрофы не были обнаружены через много лет после возвращения «Восхода». Беляев умер через пять лет после миссии от перитонита, вызванного операцией на язву желудка. Леонов стал выдающимся космонавтом. Действительно, если бы события были распущены лишь несколько иначе, Леонов, возможно, стал бы первым советским космонавтом, чтобы идти по Луне.

Леонов никогда не попадал на Луну, но он принимал участие в еще одной заметной космической миссии. Позже Леонов, который также является талантливым художником, был назначен командующим командой советского космонавта и получил звание главного космонавта.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

Один над звездной бездной

Алексей Леонов проведет лекцию, организованную Британским межпланетным обществом, в Музее науки в Лондоне в 19 21 мая. Несмотря на то, что он должен был стать профессиональным художником, авиация поманила, и Леонов вскоре летал на самолетах и ​​изучал технику.

Космическая прогулка Леонова избила астронавта Эд Уайта на три месяца. В капсуле «Восход» Леонова были двое мужчин, таких как Близнецы, но Советы построили надувной шлюз для выхода в космос Леонова. Были напряженные моменты, когда Леонов обнаружил, что его скафандр слишком жесткий, чтобы снова войти в шлюз. Леонов выбросил воздух из своего костюма, но едва мог вернуться. Позже, сбой ракеты заставил Леонова и его товарища по команде приземлиться в горах и глубоком снегу, а волки рычали и царапались на частично открытом люке «Восход».

В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

Мы несем эти художественные отпечатки Алексея Леонова

Все подписывается художником и пронумеровано. Но Кубасов заболел, и запасной экипаж, отправленный в Салют, умер, когда воздушный клапан потерпел неудачу на своем космическом корабле, когда они возвращались на Землю. Леонов и Кубасов были перенаправлены на проект «Аполлон-Союз», первое соединение советского и американского космических аппаратов в Леонову, обучавшееся в Хьюстоне, изучающее английский язык и впечатляющее всех своим остроумием, юмором и обаянием.

Генерал Леонов - человек эпохи Возрождения; талантливый спортсмен, пилот и художник-самоучка. Он несколько раз обманывал смерть, в раннем парашютном происшествии, затем дважды на борту своей миссии по космосу «Восход-2». Леонов погиб бы вместо своего резервного экипажа, если бы Валерий Кубасов не заболел перед полетом «Салют-1». Леонов также выжил, когда его машина скользнула и погрузилась в глубокое ледяное озеро. Леонов героически вытащил свою жену и водителя в безопасное место. Он пережил покушение на премьер-министра Брежнева, когда в их машину попали пули.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.

Гауптвахта от Брежнева

Водитель был убит, но Леонову удалось присечь за сиденье. Леонов всегда потворствовал своей любви к искусству, рисуя все от стоических русских церквей, сибирских снежных сцен и, конечно же, космического искусства. Как первый художник в космосе, Леонов часто рисует из реальных цветных эскизов, сделанных в космосе на борту своих двух рейсов. Несмотря на самоучку, его работы показывают полированность и реализм, характерные для обученного профессионала. После совместной выставки с американскими космонавтами в Москве он возглавил советских космонавтов на Международном семинаре по космонавтике, который прошел в Исландии в следующем году.

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза - один метр, а ширина скафандра в плечах - 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.

Он был опубликован в нескольких книгах и в «В потоке звезд: советско-американская книга по космическому искусству» доктора. Генерал Леонов - заместитель директора Центра космонавтов имени Гагарина, отвечающий за международных и гостевых космонавтов. Его жена Светлана - учительница, и у них две дочери, Виктория и Оксана.

Советские, а затем и российские космонавты наблюдали в космосе интересные, необычные и часто необъяснимые явления. Некоторые из них говорили о своем опыте, хотя их космическая программа не поощряется. Космонавт - человек, обученный программой космических полетов человека командовать, пилотировать или служить членом экипажа космического корабля; космонавты - профессиональные космические путешественники.

Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

Дальнейшая карьера космонавта

Космонавт Владимир Ляхов однажды заметил очень необычное явление, которое он наблюдал на своем космическом корабле, смотрящем на Землю: две гигантские волны поднимались из вод Индийского океана и врезались друг в друга. Масса воды в результате крушения казалась гигантской горой, которая исчезла в одно мгновение. Космонавт Владимир Ковалёнок сообщил о очень похожем водяном столбе высотой более 100 километров в Тиморском море недалеко от Австралии. Свойства неопознанных объектов просто поражают воображение.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В открытом космосе

Через год он был откровенен в другом интервью. Это было в доперестроечное время, и Хрунов не мог говорить свободно. Космонавт Алексей Губарев сделал еще один шаг: он признался, что верил в инопланетян. Интересно, что он упомянул информацию, предоставленную американцами, информацию, подтверждающую его веру. Космонавт Валерий Рождественский, космонавт, который не верит в присутствие внеземной цивилизации где-то в непосредственной близости от нас, в то же время обнаружил знания о тайных слухах или информации, которые не могли знать те, кто вне специальных кругов.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.

Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

В статье в «Техника-Молодежь» он заявил, что не верил, что «маленький зеленый человек» фактически постучал в иллюминатор космического корабля «Союз». В статье, опубликованной в газете «Спектра», перечислены несколько инцидентов. Они сообщили об этом наземному контролю.

Встреча над Эльбой

Советские космонавты Ковалёнок и Иванченков наблюдали за облаками облака на орбите Зальюта-6. Тень имела очень странный оранжево-красноватый оттенок. Что более удивительно, это изменило его размер. Их происхождение остается необъяснимым. Севастьянов был загипнотизирован их тусклым, иногда жемчужно-белым, холодным, блестким. Структура таких облаков была либо очень тонкой по краям темно-темного неба, либо пористой, напоминающей лебединое крыло.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

Эти облака считаются волшебным зрелищем. Российский астроном Витольд Цесарский впервые сообщил им, что они состоят из рассеянных частиц, его природа до сих пор неясна. Космонавт Георгий Гречко сообщил о странном существовании гигантских размеров над Монголией. Георгий Гречко и Юрий Романенко также сообщили Центру, что, находясь на своей орбитальной станции над Фолклендскими островами, они фактически наблюдали огромные письма. Фотография, которую они взяли, была доставлена ​​на Землю, посетив космонавтов Джанибекова и Макарова.

Земля была внизу, и он был на орбите, но слышал странные звуки. К его смерти Волков не смог это объяснить. Космонавты Гагарин и Леонов слышали музыку, которую первый называл «не этой Землей». Не все могло быть объяснено чувственным развратом. Также никто не пытался попытаться получить объяснения.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» - 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду - Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.

В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.

Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.

А главную страницу российского коммуникационного портала mail.ru украсил тематический баннер.

Леонов, Алексей Архипович

(р. 30.V.1934 г.) - летчик-космонавт СССР. Род. в с. Листвянка, Тисульского р-на Кемеровской обл. В 1957 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище, служил летчиком в частях Военно-воздушных сил. С 1960 г. в отряде космонавтов. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

18 марта 1965 г. совместно с П. И. Беляевым совершил полет в космос на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Впервые в мире вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 м, проведя в открытом космосе 12 мин. Впервые выполнил визуальные наблюдения атмосферно-оптических явлений на ночном и сумеречном горизонте Земли.

Был командиром космического корабля "Союз-19", который совершил 15-21 июля 1975 г. первый космический совместный советско-американский полет по международному проекту "Союз-Аполлон". Вместе с бортинженером корабля "Союз-19" В. И. Кубасовым выполнил ряд астрономических экспериментов, впервые наблюдал и сфотографировал искусственное затмение Солнца во время расстыковки космических кораблей и отхода их друг от друга на расстояние около 200 м.

Полет по программе "Союз-Аполлон" был первым шагом международного сотрудничества в космическом пространстве и показал возможность совместного решения сложных организационных и технических проблем, связанных с изучением космоса. (Кораблем "Аполлон" управлял экипаж в составе Т. Стаффорда - командира корабля, В. Бранда и Д. Слейтона).

Леонов известен как художник своими картинами на космические сюжеты.

Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), Герой Социалистического труда НРБ. Герой ДРВ.

Леонов, Алексей Архипович

(род. 30.05.1934) - военный летчик 1 класса, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда СРВ, лауреат Государственной премии (1981), действительный член Международной академии астронавтики, генерал-майор авиации, к.т.н. (1981). В марте 1960 г. зачислен в отряд космонавтов. Совершил 2 космических полета (1965, 1975). Впервые в истории человечества вышел в открытый космос (18 марта 1965 г). Прошел подготовку к полетам на Луну. С 1974 г. был зам. начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Награжден Золотой медалью им. К. Э. Циолковского АН СССР, 2 большими золотыми медалями "Космос" (FAI). Член Союза художников СССР. С 1992 г. возглавляет фирму "Четек-космос". Его имя носит кратер на обратной стороне Луны, теплоход, школы и улицы ряда городов. Бронзовые бюсты установлены в Москве и с. Листвянка Кемеровской обл. Вместе В. И. Лебедевым написал книги: "Восприятие пространства и времени в космосе", "Психологические проблемы межпланетного полета" и др.

Леонов, Алексей Архипович

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации; родился 30 мая 1934 г. в с. Листвянка Тисульского района Кемеровской области; окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков в 1957 г., Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского в 1968 г., кандидат технических наук; с 1957 г. служил в частях ВВС; в 1960 г. был зачислен в отряд космонавтов; 18-19 марта 1965 г. совершил свой первый космический полет на корабле "Восход-2", в ходе которого 18 марта впервые в мире осуществил выход из корабля в открытый космос продолжительностью 12 минут; второй полет продолжительностью 5 суток 22 часа совершил 15-21 июля 1975 г. в качестве командира космического корабля "Союз-19" по программе советско-американского космического эксперимента "Союз-Аполлон", в ходе которого была осуществлена первая в мире стыковка кораблей двух разных стран; с 1971 г. был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, командиром отряда космонавтов; с 1992 г. - директор фирмы "Четек-космос", президент АО "Альфа-Капитал"; сопредседатель Исполкома Международной ассоциации участников космических полетов, сопредседатель международного общества "Славяне"; автор ряда книг и научных работ; действительный член Международной академии астронавтики; лауреат Государственной премии СССР (1981), премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства; награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР", медалями; Герой Социалистического Труда СРВ; награжден орденом Знамени 1-й степени с бриллиантами (Венгрия), орденом Карла Маркса (ГДР), золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством" и медалью Зденека Неедлы (Чехословакия); удостоен двух золотых медалей "Космос", двух медалей де Лаво и золотой медали им. Ю. Гагарина (FAI), международного авиационного приза им. К. Хармона; Почетный гражданин городов Калуги, Перми, Вологды, Кемерово, Нальчика, Калининграда, Владимира, Белгорода (Россия), Друскининкай (Латвия), Караганды, Джезказгана, Аркалыка (Казахстан), Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Хьюстона, Сан-Антонио, Сан-Франциско, Вашингтона, Атланты, Нашвилла, Солт-Лейк-Сити, Чикаго (США), Усти-над-Лабой (Чехия), Альтенбурга (Германия); именем Леонова назван кратер на поверхности Луны; автор книги "Особенности психологической деятельности космонавтов"; женат, имеет двух дочерей; серьезно увлекается живописью, автор многочисленных произведений на космические темы, неоднократно представлял работы на выставках.