В основе фильма - реальный космический полет. Причем, полет знаменитый – 18 марта 1965 года в открытый космос вышел первый человек – и был им наш Алексей Леонов. Долгие годы подробности полета корабля «Восход-2» были засекречены – мол, все прошло гладко. А то, что космонавты появились на экранах телевизоров только спустя три дня после возвращения на землю? Так они отдыхали на даче обкома КПСС.

На самом деле неприятности начались уже спустя два часа после старта.

И всего их было семь! Семь! Если все подробно показывать, фильм занял бы 24 часа! – объяснял на премьере «Времени первых» дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов.

Придумал снять фильм про полет «Восхода-2» Евгений Миронов. И как-то так получилось, что он же стал исполнителем главной роли – космонавта Алексея Леонова.

Центрифуга и немножко нервно

Евгений Витальевич, я знаю, что толчком стало то, что вы посмотрели документальный фильм про нештатные ситуации в полете Леонова и позвонили продюсеру Тимуру Бекмамбетову...

Нет, сначала я позвонил Леонову. Достал номер телефона, очень волновался...

А он вам сказал: «- Приезжай!». Вы приехали поговорили со знаменитым космонавтов и решили, что сыграете Леонова сами...

Вот прямо так я не решал! Леонов когда полетел был младше меня. Хотя в то время все члены первого отряда выглядели более взрослыми, чем были на самом деле. Мне просто очень хотелось рассказать эту историю.

Тогда как получилось, что роль Леонова досталась вам?

Да как-то так, само собой. Тимур сказал: «Мне ясно, что это ты должен играть». И еще мы сразу решили, что Костя Хабенский должен сыграть командира экипажа Павла Беляева потому что он очень похож. А мне это было радостно, потому что я никогда еще с Костей вместе не играл.

Я знаю, что к съемкам фильма вы подтягивали физическую форму по специальной программе в фитнес-центре. Вопрос – зачем? Вы, по-моему, и так в прекрасной форме, такие сложные спектакли выдерживаете...

Мы занимались по специальной программе в World Class, делали упражнения на выносливость. Проблема даже не в том, что в кадре мы должны были крутить солнышко на качелях или показывать, какие перегрузки испытываем. Мы работали в скафандре почти таком же, какой был у космонавтов - а он больше сорока килограммов. Есть такая в Центре подготовки космонавтов... Костя! – поворачивается Миронов к сидящему за соседним столиком Хабенскому. – Как она называется? Центрифуга?

Оторванный от собственного разговора Хабенский не сразу улавливает суть вопроса.

Это когда на стул садятся и крутятся вокруг своей оси? – пытаюсь я прийти на помощь.

Нет, что вы! Такая обтекаемая, как капля капсула на длинной трубе...

Это центрифуга!

Ну вот! У космонавтов в полете перегрузки доходят до 8G (это когда весь тела увеличивается в 8 раз – Авт.) Мне разрешили испытать 2G, а я попросил 3. Они пошли к доктору, он меня проверил и тогда разрешили: «Давайте!».

А на невесомость в самолете-лаборатории вы не летали?

У нас была идея, но мы от нее отказались. Нам давали тот самый самолет, который делает горки и во время этих горок в салоне наступает невесомость. Но невесомость там кратковременная – около 25 секунд. А у нас на полет корабля занимает почти час экранного времени. Представляете, сколько горок нужно было бы совершить, чтобы все отснять?

А просто на себе испытать невесомость? Такой шанс немногим выпадает.

Я вам расскажу случай из жизни Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье – они играли в одной картине... Дастину – тогда молодому артисту – нужно было в эпизоде сыграть бомжа. Он ходил по помойкам, под мостом ночевал. А Лоуренс Оливье был уже в возрасте. Как-то он сидел в кресле, и спросил проходящего мимо Хоффмана: скажите, пожалуйста, молодой человек, почему вы в таком виде и от вас такой неприятный запах? Дастин говорит – я вживаюсь в роль. Тогда Оливье его спрашивает: «А сыграть не пробовали?»

Вот это тот случай. У нас было такое количество материала, в том числе документального, много технологий, которые придумали специально для нашей картины... Мне не нужно было ощущения невесомости в космосе. Мне нужно было приспособиться к скафандру, к тому, что нужно играть, находясь в подвешенном состоянии на тросах...

Я видел фотографию со съемок - полное ощущение, что вы были в космосе...

Мы прошли все, кроме невесомости. И прошли по-настоящему.

Святые люди

Мне, как человеку, который больше двадцати лет пишет про космонавтику, важно, что в фильме кроме Королева присутствуют и другие конструкторы, медики, без которых полет не состоялся бы...

- «Время первых» - это блокбастер, фильм-катастрофа, существуют законы жанра. Раз есть герои, то должны быть и их антагонисты...

Добрые и злые...

Да. И мы даже пытались привязать образы каких-то конкретных сотрудников конструкторского бюро Королева, тех кто стоял у истоков советской космонавтики к роли негодяя, который всем мешал. А потом мы поняли, что таких не было и быть не могло! Люди, которые тогда двигали нашу космонавтики - это вообще святые! Все! А самый главный антагонист – это обстоятельства, в которых оказались космонавты. И тогда рассказ будет честный.

В прошлом столетии, посмотрев героический фильм дети играли в его героев – например, в Петьку и Чапаева... Нынешние подростки в Беляева и Леонова играть не будут. Может быть стоило параллельно с фильмом сделать компьютерную игру «выйди в космос вместе с Леоновым», «посади корабль «Восход-2»...

Сейчас во многих кинотеатрах будет такой аттракцион – можно будет надеть очки виртуальной реальности и повторить подвиг Леонова, выйти в открытый космос.

А еще мы, когда снимали фильм, думали, что он заинтересует в основном поколение 25-30 летних. Но мы сделали фокус-группы и оказалось что и ребят до 20 лет эта история очень сильно цепляет. Так что, может, они еще поиграют в космонавтов.

Все детали точные

Скафандр-то у вас был упрощенный, похоже вы надевали только верхний слой, термооболочку...

Да вы что? – чуть не обиделся Миронов. - Это документальная история! Детали воспроизведены абсолютно точно! Главный консультант Алексей Архипович Леонов нам спуску не давал. Если где-то в кадре пиджак морщинил или шапки на провожающих были не по моде того времени - как нам доставалось! Некоторые сцены даже переснимать пришлось!

Но давление-то в скафандре Леонов стравливал в открытом космосе, а не в шлюзе! Как бы он в шлюз попал, если бы давление не сбросил?

Ну, это уже закон драматургии... И это не уменьшает подвиг, который совершил Леонов.

А скафандр, наверное, у нас был даже потяжелее, чем у космонавтов. К нему же еще система подвесов крепилась. И снимать приходилось в капсуле корабля, а там очень мало места. И это несмотря на то, что мы объем увеличили процентов, наверное, на 20 чтобы камера могла входить.

Мы придумали систему апельсина, по долькам корабль открывался, чтобы камера могла входить, другая долька закрывалась и замкнутое пространство остается. Расходиться с Костей в корабле и не задевать его было очень тяжело.

И вот вы практически побывали в космосе. Что вам снилось, когда вы снимали этот фильм?

Что снилось? Да я не спал почти все время! Что вы?! Я же впервые был еще и продюсером такой большой истории. Тут нагрузка - сыграть роль. А у меня еще много других задач, не актерских было много. У нас во время съемок тоже множество ЧП случалось – разве что не было смертельных опасностей.

ВСЕМ МИРОМ

Ищем радиолюбителя, который спас экипаж «Восхода-2»!

Когда «Восход-2» приземлился в глухой тайге под Пермью, у космонавтов был только один передатчик – они могли лишь азбукой Морзе передать две буквы – «ВН» (все нормально), чтобы сообщить, что они живы, - беседуем я с Евгением Мироновым. - Не так давно вы рассказывали, что хотели найти радиолюбителя, который первым принял этот сигнал «ВН» и сообщил в милицию – хотя он таким образом явно нарывался на неприятности.

Я понимаю насколько это очень сложно было в то время. Это ведь значило признаться, что у тебя есть радиостанция, что ты можешь перехватывать сообщения. Очень надеюсь, что какие-то документальные свидетельства об этом человеке сохранились...

Знаете, в разных мемуарах об этой истории космические ветераны по-разному пишут. Кто-то говорит, что сигнал приняли на Камчатке, кто-то – в Алма-Ате...

Знаете, для меня этот радист - безымянные герой... Настоящий! Такой же герой, как Леонов и Беляев.

Тогда давайте «Комсомолка» займется поисками. Вряд ли тот радист жив – 52 года ведь прошло. Но может кто-то из родственников помнит эту историю!

Да, давайте объявим! Я вам буду очень благодарен.

Итак, «Комсомольская правда» и Евгений Миронов разыскивают радиолюбителя, который 19 марта 1965 года первым принял сообщение от только что приземлившегося экипажа «Восхода-2». Мы будем благодарны за любую информацию о нем. Пишите по адресу [email protected]

Уважаемые читатели!

Судя по кассовым сборам, вы скорее не посмотрели художественный фильм «Время первых», чем посмотрели.

За первые выходные картина собрала порядка 154 млн рублей (на момент, когда я это пишу, данные уточняются). То есть почти вдвое меньше прогнозов (280 млн руб.). Это - несмотря на поддержку (по крайней мере, формальную) Первого канала, несмотря на высокий рейтинг на Кинопоиске и на положительные в основном рецензии.

Почему отечественный зритель проявил слабый интерес - можно только строить предположения. Например, следующие:

1) Отечественный зритель подустал от «советских байопиков»: по теме судеб знаменитостей 1950-1970-х слишком плотно поработали кинематографисты и особенно сериальщики, и зритель не смог заставить себя сходить ещё на одно кино о судьбах полувековой давности.

2) Отечественный зритель подустал от орбитально-космической тематики: за последние пару-тройку лет он отсмотрел довольно много орбитальных фильмов, от суперзрелищной катастрофы «Гравитация» до неудачной чужеобразной фантазии «Живое», которую показывали вот только что.

3) А может быть, просто недопиарили.

Можно было бы добавить, что зритель не сильно доверяет отечественному кинематографу вообще - но это было бы неправдой: только недавно успешно прокатились «Экипаж», «Притяжение», «Викинг» и «28 панфиловцев». Картины с разной аудиторией и разной художественной ценностью - но нашедшие своего зрителя.

Поэтому можно констатировать, что картине Д. Киселёва просто не повезло на старте - и перейти собственно к самому произведению. Тем более что это тот редкий случай, когда рецензента не обвинят в спойлерах.

Сначала фильм, безусловно, надо похвалить. Никакого сравнения, например, с картиной «Гагарин. Первый в космосе» (2013 г.) тут быть не может. Фильм про Гагарина, снятый примерно за те же деньги ($7 млн), был откровенно беспомощной поделкой. В ней фигурировали одинокий юноша Ю.А. Гагарин, благодаря своим сверхчеловеческим добродетелям взлетевший в космос; одинокий волшебник в шляпе С.П. Королёв, силой мысли создавший в чистом поле ракету и запустивший в ней добродетельного Гагарина; стол, несколько стульев, пара вспомогательных персонажей и несколько минут недорогой графики космического полёта. А также недоумённый вопрос зрителя, куда испарились деньги бюджета.

На «Времени первых» деньги явно не пилили: картину делали с отчетливым желанием отбиться в прокате. Поэтому фильм бодр и красив и наполнен сюжетными перипетиями по всем правилам. Он начинается с того, что у лётчика Леонова загорается в полёте двигатель, и он, не сумев катапультироваться, сажает самолёт. За эту его безбашенность берут в отряд космонавтов, где из-за него тут же получает травму его напарник лётчик Беляев, и Леонов делает что может, чтобы Беляев вернулся в строй. Параллельно показана космическая гонка, из-за которой Королёву (он тоже в шляпе, но не волшебник-одиночка, а окружён вполне реальным штатом ОКБ-1) приходится сокращать срок подготовки к выходу в открытый космос и ссориться у самовара с уютным Брежневым. Риск увеличивается, испытательный корабль терпит крушение, но Леонов и Беляев выражают готовность рисковать. И Королёв отправляет их на риск, и Леонов весьма близко к реальности выходит в открытый космос и, несмотря на тяжёлую нештатную ситуацию, возвращается, а Беляев при отказе системы автоматической посадки вручную сажает капсулу, и (тут создатели уже начинают нагнетать даже излишне) оба едва не замерзают в тайге, но в последний момент всё складывается хорошо и их находят. Темп выдержан, спецэффекты на том современном уровне натурализма, когда взгляд из кинозала уже не отличает графики от действительности, действие не замирает.

Поскольку Королёва играет Ильин, Беляева Хабенский, а Леонова Миронов - вопросов к актёрской игре нет. Конечно, 50-летний Миронов с мудрыми глазами не вполне попадает в безбашенную молодость 25-30-летнего Леонова. Но он не виноват, это уже вопрос к безжалостному времени, которое не щадит никого, включая Тома Круза. Конечно, жёны космонавтов выглядят бесцветно - но это тоже уже придирки, тем более сколько там тех жён в картине.

А теперь о плохом.

Я знаю, что фильм снимался при плотном непосредственном участии самого Героя Советского Союза Леонова - и ему всё понравилось.

А вот мне нет, уважаемые читатели. Мне резко не понравилось то, как создатели картины увидели саму суть советского рывка в космос.

Они увидели, коротко говоря, только космическую гонку. И эта гонка в картине подаётся как особо крупнобюджетный и особо опасный вид спорта, в котором все - от космонавтов до Королёва - участвуют как будто по принуждению. Причём не по принуждению безжалостной государственной машины даже, нет. Уютный Леонид Ильич, беседующий с Королёвым за самоваром с баранками, тоже не сильно настаивает, чтобы космонавты наплевали на риск и летели на вероятную гибель. Просто и над Брежневым, и над Королёвым, и над Леоновым с Беляевым висит какая-то безжалостная судьба, отчётливо злая Судьба Русских, принуждающая их к подвигам.

Эта злая обречённость на подвиг поминается в фильме слишком часто, чтобы быть просто случайностью.

Вот космонавты жалуются Королёву на неудобные скафандры: «как лететь космос в кандалах?». На что Королёв внезапно заявляет (ни к селу ни к городу): «наш народ веками летает в кандалах. И если бы кандалы упали, всё бы рухнуло».

Вот Леонов убеждает Королёва, что несмотря на риск лететь готов: «Моего отца забрали как врага народа. Соседи пришли, отняли у нас еду, вещи, мебель, из дома выгнали, с меня штаны сняли... Потом война, победа - но какой ценой! Сколько родных с фронта не вернулось. И у нас в каждой нормальной семье такое, Сергей Палыч, мы так живём. Я в этом люке дыру зубами выгрызу». То есть готовность к подвигу объясняется тем, что цена жизни русского человека копейка, чего её жалеть, все мы смертники.

А вот радиолюбитель с Сахалина принял случайно морзянку приземлившихся космонавтов и накручивает диск телефона, чтоб позвонить в КГБ и доложить. Но появляется жена в ночной рубашке и почему-то сообщает ему, что его за это посадят (?!), и радиолюбитель безнадёжно отвечает ей: «Ну а как?» - и, покорившись Русской Судьбе, звонит и сообщает, тем спасая космонавтам жизни.

Эй, граждане. Всё понятно, конечно - жизнь была тяжела, трагична и полна испытаний. Но, во-первых:

у русской жизни и 80 лет назад, и полвека назад была и солнечная, праздничная сторона. Например, отца Леонова, врага народа, реабилитировали в 1939-м, когда Л.П. Берия принял дела и совершил свою первую бериевскую реабилитацию. И вернули семье, и дали вырастить детей. В концепцию фильма этот факт, видимо, не умещался - и поэтому отражён не был.

И во-вторых и в-главных:

Была такая штука, как мечта о космосе - причём не просто фантазийная, а реализующаяся прямо на изумлённых глазах граждан.

Я просто напомню, как это всё было:

13 мая 1946 г. И. В. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности.

В октябре 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли.

В апреле 1961 года в космос стартовал Ю.А.Гагарин на «Востоке-1».

В декабре 1962 года советская станция пролетела около Венеры.

В 1965 году американский «Маринер-4» добрался до Марса.

В 1969 году трое американцев во главе с Н. Армстронгом высадились на Луну.

Таким образом, между решением «создать отрасль науки» и запуском первого человека в космос прошло 15 лет. Между первым полётом в космос и первой высадкой на соседнее небесное тело - 8 лет. Между первым спутником на орбите и первой станцией у ближайшей планеты - 5 лет.

То есть на практике дух времени выражался простым словом «мечта», и мечта была духом времени. И именно ей готовы были приносить жертвы все - во главе с Сергеем Павловичем Королёвым, основным идеологом азартной «космической гонки» с нашей стороны. И космонавты (кстати для любознательных молодых читателей: у нас было ровно две космические катастрофы - столько же, сколько у американцев. В них погибли четверо космонавтов. Это впятеро меньше, чем у НАСА).

Про мечту как дух времени - это не я так решил. Это то, что писалось, пелось, говорилось и ощущалось полвека назад - всеми, по обе стороны Атлантики и во всех социальных группах ведущих держав. Сегодня космонавт А. Леонов может оценивать былое иначе - точно так же, как С. Лем в нулевых годах анафемствовал своему собственному произведению мечты «Магелланово облако», «склоняющему людей к коммунизму». Но это - реально было.

А сегодня мы живём в мире, где мечта о космосе по ряду причин уже довольно давно была признана нерентабельной. И, что трагичнее - в мире, где объяснить мечту проще какой-то роковой судьбиной, чем ею самой.

По всему поэтому, уважаемые читатели, при всех несомненных художественных достоинствах кинофильма «Время первых» - лично я не слишком расстроюсь, если вы на него так и не сходите.

К Дню космонавтики на экраны страны выйдет фильм Дмитрия Киселева «Время первых». Картина рассказывает о Павле Беляеве и Алексее Леонове - первых людях, шагнувших в открытый космос. Продюсеры фильма Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов решили напомнить о подвиге экипажа корабля «Восход-2» и рассказать в подробностях, как это было.

Миронов не только продюсировал «Время первых», но и сыграл одну из главных ролей - Алексея Леонова. Роль его напарника исполнил Константин Хабенский, а Владимир Ильин перевоплотился в конструктора Сергея Королева.

На премьеру, кроме создателей фильма, приехали Герои Советского Союза космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов, вдова космонавта Павла Беляева, а также министр культуры Владимир Мединский, заместитель министра Александр Журавский, президент Сбербанка Герман Греф, певец Филипп Киркоров, актер Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, телеведущая Елена Малышева, певица Юлия Самойлова и другие известные персоны.

Гостей премьеры создатели фильма призвали быть первыми и начать помогать тем, кто в этом нуждается больше остальных. В фойе стояли волонтеры благотворительных фондов Миронова, Бекмамбетова и Хабенского, принимавшие пожертвования. Среди неравнодушных оказался и Алексей Леонов. К «Времени первых» он имеет непосредственное отношение - космонавт консультировал кинематографистов.



Именно Леонов рассказал режиссеру Дмитрию Киселеву о проблемах, возникших во время полета на борту корабля. Подтверждение его слов Киселев нашел в архивах, прослушав более 70 часов радиопереговоров космонавтов с ЦУПом.

Наша картина очень сильно приближена к реальности 1965 года: все этапы подготовки к полету, все проблемы отражены в ней, - признался «Известиям» Дмитрий Киселев. - Мы даже показали факты, которые до недавнего времени были засекречены. Но 50 лет прошло и теперь информация доступна.

Оказалось, что на корабле из-за неисправности оборудования возник переизбыток кислорода. Экипаж мог погибнуть, корабль - взорваться. Но космонавты устранили неполадки и вручную посадили «Восход-2». Об этом молчали, ведь в СССР техника не ломалась. Правда, найти космонавтов долго не удавалось. Сигналы морзянки, которые в критической ситуации начали передавать Леонов и Беляев, засек не ЦУП, а две немецкие радиолюбительницы.

Чтобы вжиться в образы космонавтов, актерам пришлось пройти настоящую космическую подготовку, что подтвердила мама Евгения Миронова Тамара Петровна.



Я знаю, чего сыну стоили эти съемки, - рассказала Тамара Миронова. - Они с Костей мерзли в лесу, кувыркались в барокамере, так что Женя даже сознание терял. Я ему говорила: «Женя, ты мог умереть, тебе же не 25». Ему советовали: «Если будет плохо, нажми на браслет». Да там даже дышать трудно, не то что нажимать на браслеты!

После премьеры «Известия» поинтересовались у Алексея Леонова, насколько экранная реальность совпала с действительностью.

Фильм мне понравился, но в реальности было еще хуже, страшнее, чем на экране, - признался Алексей Архипович. - Это невозможно перенести в кино, даже с такими возможностями, как у Тимура Бекмамбетова. Но работа актеров мне понравилась. Я горд тем, что нас с Пашей не украсили и мы в кино такие, какие были в жизни.

Министр культуры Владимир Мединский сравнил «Время первых» с фильмом Альфонса Куарона «Гравитация». И сравнение, по его мнению, оказалось не в пользу оскароносной картины.

Много чего неожиданного и трагического происходит с Джорджем Клуни и его товарищами. Но это все фантастика. А то, что случилось с нашими космонавтами, не придумано, это потрясающая, непредсказуемая, трагическая и героическая история, - поделился впечатлениями министр.

Согласиться с первыми зрителями или нет - каждый киноман сможет решить уже совсем скоро. Фильм «Время первых» выйдет на экраны 6 апреля.