23 апреля 1968 г. ракетой-носителем 11А511 был выведен на околоземную орбиту новый космический корабль 7К-ОК, получивший название «Союз». Корабль пилотировал летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Владимир Комаров. В ходе полета выявилось много отказов из-за несовершенства конструкции, что послужило причиной сокращения программы. А 24 апреля, во время спуска с орбиты, произошла катастрофа - отказала система спасения спускаемого аппарата. Он разбился от удара о землю, и космонавт, к сожалению, погиб. Это была первая жертва пилотируемой космонавтики.

Так трагически начиналась судьба нового космического корабля.

В дальнейшем упорным трудом разработчиков и испытателей космический корабль и его ракета-носитель неоднократно совершенствовались и были доведены до высокой степени надежности. Созданы новые модификации космических кораблей - это «Союз Т» и «Союз ТМ», а также ракеты-носите-ли для них- «Союз У» и «Союз У-2». Они предназначались для пилотируемых полетов по программам долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также советско-американской программы «Союз-Аполлон», в ходе выполнения которой состоялся первый полет международного экипажа. В настоящее время космический корабль и ракета-носитель служат для обеспечения международной космической станции.

Предлагаем чертежи ракеты-носителя «Союз У-2», которая 18 мая 1991 г. вывела на околоземную орбиту космический корабль «Союз ТМ-12», совершавший полет к космической станции «Мир». В состав международного экипажа входили два космонавта СССР Анатолий Арцебарский, Сергей Крикалев и англичанка Хелен Шарман. Эта ракета послужила Александру Левых прототипом для создания в лаборатории ракетно-космического моделизма Московского городского дворца детского (юношеского) творчества ее модели-копии и помогла стать ему чемпионом России, Европы и мира.

История ракеты-носителя (РН) «Союз» началась в 1960 г., когда в ОКБ-1 под руководством главного конструктора ракетно-космических систем С.П.Королева приступили к разработке четырехступенчатой РН, позже получившей название «Молния». Эта ракета-носитель должна была решать широкий круг задач: от запуска межпланетных станций до вывода на околоземные орбиты телекоммуникационных искусственных спутников Земли. Ее трехступенчатый вариант, получивший индекс 11А57, предназначался для вывода на околоземные орбиты тяжелых разведывательных кораблей-спутников «Зенит-4».

Базой для РН 11А57 стала знаменитая королевская «семерка». Вновь разработанная мощная 3-я ступень - ракетный блок (РБ) И - имела диаметр 2,66 м и длину по корпусу 6,745 м. Основой для нее послужили конструкция и двигатель 2-й ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. Ее четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-0110 «открытой» схемы с тягой 30 т работал на жидком кислороде и керосине, как и обе нижние ступени, и имел удельный импульс 330 с. Двигатель разработан воронежским КБ под руководством главного конструктора С.А.Косберга.

Блок И состоял из сферического бака горючего, приборного отсека, бака окислителя и хвостового отсека. Особенности его конструкции позволили заметно снизить массу. Двигатель без традиционной силовой рамы крепился к днищу бака окислителя, а хвостовой отсек был отделяемым. Управление полетом производилось четырьмя рулевыми соплами, через которые выпускался отработанный газ из турбонасосного агрегата ЖРД. Разделение 2-й и 3-й ступеней происходило по «горячей схеме» (то есть при работе двигателя 2-й ступени), а через 5- 10 с сбрасывался и хвостовой отсек блока И, разделяющийся на три секции. Трехступенчатый носитель позволял выводить на околоземные орбиты полезный груз массой до 5,9 т. С его помощью запущены первые многоместные корабли-спутники «Восход» и «Восход-2». При полете последнего, в марте 1965 г., космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в мире вышел в космическое пространство.

В марте 1963 г. в ОКБ-1 был завершен эскизный проект комплекса сборки и маневрирования на орбите, одна из целей которого- пилотируемый полет к Луне. В состав комплекса входили: космический корабль 7К, заправляемая на орбите космическая ракета 9К и танкер-заправщик 11 К. Для выведения их на околоземные орбиты предполагалось создать на базе РН 11А57 новый носитель 11А511. В дальнейшем схема комплекса неоднократно видоизменялась и в итоге трансформировалась в современную, состоящую из орбитальной станции, пилотируемого («Союз») и транспортного («Прогресс») кораблей.

Пилотируемый корабль 7К-ОК состоял из трех частей. Спереди располагался бытовой отсек (БО) со стыковочным узлом и переходным люком. За ним - спускаемый аппарат (СА), служивший кабиной космонавтов. Далее - приборно-агрегатный отсек, в котором размещались приборы управления, баки с топливом и корректирующая двигательная установка корабля, предназначенная для изменения траектории полета, причаливания и торможения при спуске на землю. Стартовая масса корабля составляла от 6,46 до 6,56 т.

У ракеты-носителя 11А511 (по сравнению с 11А57) увеличилась до 6,5 т масса выводимого полезного груза и изменилась система аварийного спасения. Для этого ракета запускалась с наклонением 51,5 градуса к плоскости экватора, использовалась облегченная до 150 кг система телеизмерений и осуществлялся индивидуальный подбор двигателей для центральных блоков с удельным импульсом не менее 252 с у земли и 315 с в пустоте. Конструктивные доработки носителя были минимальны - изменены стыковочный узел 3-й ступени (блок И) с полезным грузом и форма головного обтекателя (ГО).

Ракета-носитель 11А511 состояла из пакета ракетных блоков 1 -й и 2-й ступеней, 3-й ступени (блока И) и космического корабля 7К-ОК, закрытого на активном участке головным обтекателем, на вершине которого располагалась двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС). Длина РН составляла 49,913 м, стартовая масса - 309 т. Размах по аэродинамическим рулям - 10,412 м.

САС предназначалась для спасения экипажа во время выведения КК на орбиту. На первом участке полета, от момента старта до сброса ДУ САС и ГО, предусмотрен увод от аварийной ракеты отделяемого головного блока (ОГБ). В его состав входит ДУ САС и верхняя часть головного обтекателя, внутри которого размещена уводимая часть корабля (БО и СА). На обтекателе смонтированы четыре решетчатых стабилизатора, раскрывающихся при отделении ОГБ. Приведение САС в действие, когда РН находится на Стартовом комплексе, производится по команде с пункта управления запуском, а во время полета - автоматически. На первом участке САС действует следующим образом: при подаче команды отделяется СА от приборно-агре-гатного отсека и верхней части динамического обтекателя, раскрываются замки консолей решетчатого стабилизатора, который обеспечивает аэродинамическую стабилизацию полета, затем срабатывает основной двигатель ДУ САС, который уводит ОГБ на безопасное расстояние (около 1 км). Там СА отделяется от ОГБ, и вводится в действие его парашютная система.

ДУ САС представляет собой комбинацию из трех ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ): основного двигателя, двигателя увода, который уводит ДУ САС от ракеты-носителя в момент Штатного отделения от головного обтекателя, и двигателя склонения, предназначенного для увода ДУ САС в сторону от направления полета РН.

Летные испытания корабля «Союз» начались 28 ноября 1966 г. Программа завершилась к концу 1971 г. За этот период было 19 пусков (один из которых оказался неудачным). По традиции название корабля перешло и к ракете-носителю.


1 -двигательная установка системы аварийного спасения; 2-головной обтекатель; 3 - решетчатый стабилизатор; 4 - переходник; 5 - бак горючего блока И; 6,24 - антенны; 7 - бак окислителя блока И; 8 - сбрасываемый хвостовой отсек блока И; 9 - ферма-переходник; 10 - приборный отсек блока Л; 11 - бак окислителя блока Л; 12 - кронштейн; 13 - силовой конус; 14 - бак окислителя бокового блока; 15 - бак горючего блока А; 16 - бак горючего бокового блока; 17 - стяжные стержни; 18 - хвостовой отсек блока Л; 19-хвостовой отсек бокового блока; 20 - аэродинамический руль; 21 - двигатель РД-108; 22 - двигатель РД-107; 23 - двигатель РД-0110; XVI - заклепочный шов (заклепки с потайной головкой); XVII- заклепочный шов (заклепки с полусферической головкой); XVIII- шов точечной сварки; XIX - сварной шов


Во второй половине 1969 г. в связи с развертыванием работ по созданию долговременной орбитальной станции ДОС-7К (позднее названной «Салют») началась разработка транспортного корабля «Союз», получившего обозначение 7К-Т. Его стартовая масса была увеличена до 6,7 т. Беспилотные запуски этого варианта корабля не проводились. Этап летно-конструкторских испытаний совместили с началом эксплуатации корабля в составе ДОС «Салют». Первый полет состоялся 23-25 апреля 1971 г. (КК «Союз-10»), Второй полет проходил 6-30 июля того же года (КК «Союз-11», экипаж: летчики-космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев). При спуске, в момент разделения отсеков, произошла - разгерметизация корабля, повлекшая гибель экипажа. Катастрофа потребовала внесения ряда изменений в конструкцию корабля, в первую очередь в средства спасения космонавтов (летные скафандры с системой жизнеобеспечения). Это уменьшило экипаж до двух человек и увеличило стартовую массу корабля до 6,8 т.

С начала 70-х годов начались работы по следующей модификации КК «Союз», которая должна была позволить вернуться к экипажу из трех человек. Для нее приняли обозначение 7К-СТ, а в дальнейшем - наименование «Союз Т». Стартовая масса корабля возросла до 6,83 т. Это потребовало продолжить работы по дальнейшему совершенствованию и унификации ракет-носителей в самарском КБ «Прогресс» под руководством главного конструктора Д.И.Козлова, которые завершились созданием унифицированного носителя «Союз У» (индекс 11А511У), эксплуатирующегося и в настоящее время. Создание нового носителя позволило существенно сократить номенклатуру ракетных блоков.

В 1972 г. начались работы по реализации международной космической программы «Союз-Аполлон» (Программа ЭПАС). Для нее разрабатывалась модификация КК «Союз», получившая обозначение 7К-М. Для выведения на орбиту было решено использовать РН «Союз У» с новой ДУ САС. Спасение экипажа от момента сброса ДУ САС до сброса ГО обеспечивалось установкой под обтекателем четырех РДТТ. Испытания КК 7К-М с новым носителем начались с полета в автомагическом режиме 3 апреля 1974 г. и завершились в том же году полетом КК «Союз-16» со 2 по 8 декабря. А 15 июля 1975 г. стартовал «Союэ-19», который 17 июля успешно состыковался с американским «Аполлоном».

Летно-конструкторские испытания КК 7К-СТ, начатые 6 августа 1974 г., были завершены пилотируемым полетом КК «Союз Т-3» с 27 ноября по 10 декабря 1989 г. Корабли серии «Союз Т» эксплуатировались в составе орбитальных станций «Салют-6, «Салют-7» и «Мир» с марта 1981 по июль 1986 г. В этот период было 13 пилотируемых пусков. При запуске «Союза Т» в сентябре 1983 г. произошла авария РН 11А511У на стартовом комплексе и САС обеспечила спасение экипажа.

Дальнейшая модернизация корабля «Союз Т» привела к созданию очередной модификации 7К-СТМ («Союз ТМ»), стартовая масса которой достигла 7,07 т. Это связано с совершенствованием орбитальных станций и, в частности, с тем, что для них предусматривалась возможность увеличения наклонения орбиты до 65 градусов. Стало необходимым компенсировать потерю 330-350 кг выводимого ракетой-носителем груза. Задача могла быть решена только комбинированным путем: во-первых, за счет повышения возможностей РН, а во-вторых, за счет снижения массы корабля.

В 1984 г. закончились работы по усовершенствованию РН «Союз У». Модернизированная ракета получила название «Союз У-2» (индекс 11А511У-2). Главным ее отличием было использование в центральном блоке вместо керосина синтетического углеводородного горючего «циклин». Его применение позволило достичь более полного сгорания топлива и увеличить удельный импульс двигателя центрального блока на 2-3 с. Это, наряду с некоторыми другими доработками, связанными с модернизацией и уменьшением массы аппаратуры управления, позволило увеличить массу полезного груза до требуемой величины.

Возросшее тепловое воздействие на боковые блоки заставило увеличить размеры теплозащиты на них. Для кораблей «Союз ТМ» была создана новая ДУ САС, имевшая уменьшенный диаметр, что улучшило аэродинамические характеристики ОГБ САС и снизило массу балансировочного груза. Наружную поверхность верхней части головного обтекателя покрыли теплоизоляцией для защиты от воздействия реактивной струи, истекающей из сопел ДУ САС. Важно изменение времени сброса ДУ САС со 160-й на 115-ю секунду полета, что позволило увеличить полезный груз и совместить районы ее падения с боковыми блоками. Летные испытания КК «Союз ТМ» в беспилотном режиме начались 21 мая 1986 г., а пилотируемые полеты -17 февраля 1987 г.

РН «Союз У-2» состоит из пакета ракетных блоков 11С59-2, образованного блоком А 2-й ступени и блоками Б, В, Г и Д 1 -й ступени; 3-й ступени (ракетного блока И 11С510) и сборочно-защитного блока 11С517АЗ, состоящего из ДУ САС, головного обтекателя и переходного отсека. Космический корабль «Союз ТМ» монтируется на переходном отсеке. Сверху он закрывается сборочно-защитным блоком. Длина носителя с КК «Союз ТМ» - 51,316 м, размах по аэродинамическим рулям - 10,303 м, стартовая масса 310 т.

Циклограмма выведения выглядит следующим образом: контакт подъема - 0-я с, сброс ДУ САС -115-я с, отделение блоков 1-й ступени -118-я с, сброс динамического обтекателя - 166-я с, отделение центрального блока-297-я с, сброс хвостового отсека РБ И -305-я с, отделение КК - 541-я с.

В настоящее время РН «Союз У-2» не используется, так как синтетическое горючее весьма дорого, а задачу по выводу КК «Союз ТМ» на орбиты с наклонением 51,5 градуса можно решать, используя носитель «Союз У». В его состав входят пакет 11С59 и верхние блоки, аналогичные «Союз У-2». Размеры комплекса РН «Союз У» - КК «Союз ТМ» такие же, как у РН «Союз У-2», а стартовая масса - 309,7 т.

Сейчас ведутся работы по дальнейшей модернизации РН «Союз» по программе «Русь». Ее задача -повысить энергетические возможности РН для проведения пилотируемых полетов с космодрома Плесецк. Программа состоит из нескольких этапов. На первом предусматривается заменить устаревшую аналоговую систему управления на цифровую с бортовой ЭВМ. Это уменьшит массу аппаратуры управления и повысит ее надежность.

На втором этапе намечается провести модернизацию маршевых ЖРД РД-107 и РД-108 центрального и боковых ракетных блоков. В частности, в камере сгорания заменить головку устаревшей конструкции с 650-ю центробежными форсунками на новую, с 1000-ю струйными форсунками. Эта замена улучшит процессы смешения и горения компонентов топлива в камерах сгорания двигателей, что, в свою очередь, уменьшит пульсации давления и увеличит на несколько единиц удельную тягу. Название модернизированных двигателей - РД-107А и РД-108 А, а модификации РН -«Союз ФГ».

Третий этап предполагает создание усовершенствованного ракетного блока И при сохранении его геометрических размеров. Основой модификации станет новый ЖРД РД-0124 «замкнутой» схемы. Ее применение и улучшенный процесс горения, достигнутый за счет изменения соотношения горючего и окислителя, позволят увеличить удельный импульс на 33 с по сравнению с базовым вариантом двигателя РД-0110. Изменение соотношения компонентов приведет к уменьшению объема бака горючего, нижнее днище которого станет чечевицеобразным. Ракету-носитель со всеми планируемыми модификациями назвали «Союз-2». Она позволит запускать пилотируемые корабли с космодрома Плесецк. Ее летные испытания должны начаться в скором будущем.

Четвертый этап программы «Русь» предполагает глубокую модификацию РН «Союз». Это будет создание практически новой РН с еще более высокими энергетическими возможностями, проект которой уже получил название «Аврора». Он базируется на использовании в центральном блоке мощного ЖРД НК-33 с тягой 150 т, созданного 30 лет назад в ОКБ под руководством главного конструктора Н.Д.Кузнецова для лунной ракеты-носителя Н-1. Его применение потребует перераспределения топлива по ступеням. Диаметры топливных баков центрального блока предполагается увеличить на 0,61 м при сохранении их длины. Боковые блоки останутся без изменения. Это позволит с минимальными переделками использовать конструкцию существующего стартового комплекса РН на базе «семерки». Предстоит создать новую конструкцию 3-й ступени, диаметр которой увеличится до 3,5 м.

Трехступенчатый вариант нового носителя сможет при запуске с космодрома Байконур выводить на низкие орбиты полезный груз массой 10,6 т. А в четырехступенчатом варианте, с разгонным блоком «Корвет», запускать на геостационарную орбиту полезный груз в 1,6 т. В прошлом году между Россией и Францией подписано межправительственное соглашение о строительстве на космодроме Куру (Французская Гвиана) стартового комплекса для ракет-носителей на базе «семерки». Также существует проект строительства космодрома на острове Рождества, расположенного в Индийском океане. В случае реализации любого из проектов новая РН сможет выводить на низкие орбиты груз массой 12 т, а на геостационарные-2,1 т.

В.МИНАКОВ,инженер

Транспортный пилотируемый корабль новой серии «Союз ТМА-М» с модернизированными системами разработан ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева» на базе корабля «Союз ТМА» по заказу Федерального космического агентства.

Работы по созданию модернизированного корабля велись с 2005 года. Целью разработки корабля новой серии является обеспечение выполнения современных требований к надежности пилотируемых кораблей и безопасности экипажа.

Предпосылками к модернизации систем стало моральное старение аппаратуры и технологии изготовления, а также прекращение выпуска ряда комплектующих.

Модернизация позволила:

  • улучшить эксплуатационные характеристики корабля;
  • решить проблему обеспечения гарантированных поставок ключевых служебных систем;
  • уменьшить массу и занимаемый объём.

Основными модернизируемыми системами стали система управления движением и навигации (СУДН) и система бортовых измерений (СБИ).

В результате модернизации бортовых систем произведена замена бортового оборудования СУДН и СБИ приборами на основе современных бортовых вычислительных средств с развитым программным обеспечением: всего заменено 36 устаревших приборов на 19 приборов новой разработки.

Для обеспечения управления, электропитания и термостатирования вводимых приборов новой разработки проведены сопутствующие доработки систем управления бортовым комплексом (СУБК) и обеспечения теплового режима (СОТР). Кроме того были проведены дополнительные усовершенствования конструкции корабля (направленные на повышение технологичности его изготовления), а также доработки интерфейсов корабля с МКС.

В результате всех доработок масса корабля уменьшается на величину около 70 кг, что позволит проводить в дальнейшем доработки корабля для повышения его надежности (например, увеличение энергоемкости системы электропитания за счет установки дополнительного блока питания, установки дополнительной метеороидной защиты на бытовом отсеке корабля и т.д.).

«Союз ТМА», на базе которого создан «Союз ТМА-М», в свою очередь является модификацией корабля «Союз ТМ», отличающегося высокой надежностью и безопасностью полёта для экипажа, о чем свидетельствуют все запуски этого корабля, проведенные в период с 1986 года по 2002 год в целях обслуживания орбитальных станций.

«Союз ТМА-М» создан согласно межгосударственным соглашениям России и США и является составной частью комплекса орбитальной станции.

Корабль «Союз ТМА-М» в случае возникновения аварийных ситуаций на борту МКС является основным средством спасения её экипажа, а также средством доставки экипажей российских экспедиций посещения станции.

Корабль состоит из трех отсеков:

  1. бытового (орбитального),
  2. спускаемого аппарата (СА),
  3. приборно-агрегатного отсека.

В процессе полёта корабль выполняет следующие задачи:

  • доставка на станцию экипажа численностью до трех человек и полезных грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т. п.);
  • постоянное дежурство корабля на станции в период её пилотируемого полёта в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т. п. (функция корабля-спасателя);
  • плановый спуск экипажа на Землю (состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться);
  • доставка на Землю полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции, личных вещей и др.);
  • удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.


Основные характеристики

Наименование характеристики, размерность Значение Примечание
Масса корабля, кг до 7220
Масса спускаемого аппарата, кг ~ 2900
Экипаж, чел. 2 – 3
Параметры орбиты:
— наклонение, град. 51,6
— высота выведения, км 202 / 238 перигей / апогей
— высота при стыковке корабля, км до 425
— высота при спуске корабля, км до 460
Геометрические характеристики корабля, мм:
— длина по корпусу 6980
— максимальный диаметр 2720
— диаметр жилых отсеков 2200
— размах солнечных батарей 10700
Масса груза расчетная (при экипаже 3 чел.), кг:
— доставляемая до 180
— возвращаемая до 50
— удаляемая (отходы) до 180
Полётный ресурс, сутки 200 в том числе ресурс автономного полёта 5,2 сут.
Скорость приземления после срабатывания ДМП, м/с:
— на основной парашютной системе
(макс. /ном.)
2,6 / 1,4 3,6 / 2,6 (у КК «Союз ТМ»)
— на запасной парашютной системе
(макс. / ном.)
4,0 / 2,4 6,1 / 4,3 (у КК «Союз TM»)
Ракета-носитель «Cоюз-ФГ» создана для корабля «Союз ТМА» и прошла летную отработку при запусках кораблей «Прогресс» в 2001 – 2002 гг.

В 1960 году, на заре практического освоения космического пространства, в ОКБ под руководством Сергея Павловича Королёва были сформулированы предложения по созданию средств для орбитальной сборки. Подчеркивалось, в частности, что одна из важнейших задач сближение и сборка космических аппаратов на орбитах искусственных спутников Земли. Отмечалось, что обслуживание постоянно действующих пилотируемых спутников (смена экипажа, доставка продовольствия, специального снаряжения и др.) связано с регулярными сближениями и стыковками на орбите, наработанный в этом деле опыт позволит в случае необходимости успешно осуществлять спасение экипажей пилотируемых спутников и космических кораблей.

Корабли «Восток» и «Восход» выполняли ограниченный круг научно-технических задач, главным образом экспериментально-исследовательских. Новые космические корабли серии «Союз» были предназначены для относительно длительных полетов, маневрирования, сближения и стыковки на околоземных орбитах.

10 марта 1962 года Королёв утверждает технический проспект, озаглавленный «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема "Союз")». В этом документе впервые дается обоснование возможности использования модификации космического корабля «Восток-7» с космонавтом-«монтажником» на борту для отработки стыковки и сборки на орбите. Для этого корабль предполагалось снабдить системами сближения и стыковки, а также маршевой ДУ многократного включения и системой микродвигателей причаливания и ориентации. «Восток-7» мог быть использован для сборки на орбите искусственного спутника Земли космической ракеты, состоящей из трех одинаковых ракетных блоков. С помощью такой космической ракеты предлагалось выполнить облет Луны специальным кораблем Л1 с экипажем из одного-трех человек.

Через некоторое время появился второй проспект, озаглавленный «Сборка космических аппаратов на орбите спутника Земли», утвержденный СП. Королёвым 10 мая 1963 года. В нем тема «Союз» звучит уже четко и убедительно. Основной объект документа - комплекс, состоящий из последовательно выводимых и стыкующихся на орбите разгонных блоков кораблей-танкеров для его заправки и «Союз».

В проспекте ставились две основные задачи: отработать стыковку и сборку на орбите и облететь Луну пилотируемым аппаратом. По мнению Королёва, увязка решений по двум этим задачам обеспечивала приоритет СССР в освоении космоса.

В связи с разработкой варианта прямого облета Луны кораблем Л1 программа «Союз» была нацелена на отработку сближения и стыковки космического корабля с последующим переходом членов экипажа из корабля в корабль. Эскизный проект «Союза», подписанный в 1965 году, отражал уже новые тактико-технические требования к кораблю. Отработка «Союза» в беспилотной варианте была начата 28 ноября 1966 года запуском спутника «Космос-133». После неудачной попытки запуска беспилотного «Союза» в декабре 1966 года, окончившейся аварией ракеты-носителя и срабатыванием системы аварийного спасения на старте, 7 февраля 1967 года орбитальный полет с посадкой в Аральское море совершил второй беспилотный «Союз» («Космос-140»).

Первый пилотируемый полет на «Союзе-1» совершил 23-24 апреля 1967 года летчик-космонавт В.М. Комаров, однако из-за отказа парашютных систем при спуске полет окончился катастрофой.

Первая автоматическая стыковка была выполнена 30 сентября 1967 года беспилотными кораблями-спутниками «Космос-186 и -187» и повторена 15 апреля 1968 года кораблями-спутниками «Космос-212» и «Космос-213». После беспилотного полета корабля «Союз» (спутник «Космос-238»), запущенного 28 августа 1968 года, начались регулярные полеты «Союзов».

Фактически задача программы «Союз» - стыковка пилотируемых космических кораблей с переходом космонавтов через космос — была выполнена 16 января 1969 года в ходе полета кораблей «Союз-4 и -5» с космонавтами В.А. Шаталовым, Б.В. Волыновым, А.С. Елисеевым и Е.В. Хруновым. Оставшиеся корабли «Союз» были перенацелены на выполнение технологических экспериментов в групповом полете и длительном полете.

В октябре 1969 года по программе «Союз» состоялся групповой полет трех космических кораблей - «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» с семью космонавтами на борту. Уже сам факт запуска с одного космодрома с минимальными интервалами трех космических кораблей подряд представлял собой значительное техническое достижение. Большое значение имел полученный в этом эксперименте опыт управления групповым полетом. Слаженно действовала целая система, состоявшая из трех космических кораблей, наземного командно-измерительного комплекса, группы научно-исследовательских судов и спутника связи «Молния-1».

На борту «Союза-6» был проведен уникальный эксперимент - сварка в условиях космоса. Она производилась на специально сконструированной сварочной установке «Вулкан». Сварочный узел «Вулкана» был смонтирован в орбитальном отсеке, а пульт дистанционного управления находился в кабине корабля.

Орбитальный отсек был разгерметизирован, и сварка была выполнена тремя способами: сжатой дугой, электронным лучом и плавящимся электродом. В ходе эксперимента проводились сварка тонколистовой нержавеющей стали и титана, резка нержавеющей стали, титана и алюминия, обработка неметаллических материалов. Затем орбитальный отсек был вновь загерметизирован, космонавты демонтировали установку, перенесли образцы в спускаемый аппарат и впоследствии доставили их на Землю. Успешный эксперимент открыл перспективы для строительных и монтажных работ в космосе.

1 июня 1970 года стартовал новый «Союз» - девятый. Этот полет дал неоценимый материал для дальнейшего развития космонавтики. Особенно ценными были медико-биологические исследования влияния факторов длительного космического полета на организм человека.

Командир корабля А.Г. Николаев, совершивший свой второй космический рейс, и бортинженер В. И. Севастьянов установили тогда мировой рекорд длительности космического полета. Они работали на околоземной орбите 424 часа. Программа полета была насыщена многими экспериментами по автономной навигации в космосе, научными исследованиями околоземного космического пространства.

Корабль «Союз» имеет внушительные размеры. Его длина около 8 метров, наибольший диаметр - около 3 метров, масса перед стартом составляет почти 7 тонн. Все отсеки корабля покрыты снаружи специальным теплоизолирующим «одеялом», защищающим конструкцию и оборудование от перегрева на Солнце и слишком сильного охлаждения в тени.

В корабле три отсека: орбитальный, приборно-агрегатный и спускаемый аппарат. Орбитальный отсек по форме представляет собой две полусферы, соединенные цилиндрической вставкой. На наружной поверхности орбитального отсека установлены большие и малые антенны радиосистем корабля, телекамеры и другое оборудование.

В орбитальном отсеке космонавты работают и отдыхают во время полета по орбите. Здесь размещаются научная аппаратура, спальные места экипажа, различные бытовые устройства. На верхней полусфере отсека шпангоут, на котором установлен стыковочный агрегат, и люк для перехода в корабль, с которым стыкуется «Союз».

Круглый люк соединяет орбитальный отсек со спускаемым аппаратом. «Спускаемый аппарат имеет сегментально-коническую форму, напоминает фару, пишет в своей книге Л. А. Гильберг. - Такая форма при определенном расположении центра тяжести придает аппарату аэродинамическое качество при полете в атмосфере возникает аэродинамическая подъемная сила, которая регулируется разворотом аппарата вокруг продольной оси. Это позволяет осуществить управляемый спуск - снизить перегрузки до 3-4 единиц и существенно повысить точность приземления.

На наружную поверхность спускаемого аппарата нанесено прочное теплозащитное покрытие; нижняя часть аппарата, которая рассекает воздух при спуске и сильнее всего подвержена аэродинамическому нагреву, закрыта особым теплозащитным экраном, который сбрасывается после раскрытия парашюта, чтобы облегчить кабину космонавтов перед приземлением. При этом открываются прикрытые экраном пороховые двигатели мягкой посадки, которые включаются перед самым соприкосновением с Землей и смягчают толчок при посадке.

Спускаемый аппарат имеет два иллюминатора с жаропрочными стеклами, люк, ведущий в орбитальный отсек. Снаружи находится оптический визир, который облегчает космонавтам ориентацию и позволяет наблюдать за другим кораблем при причаливании и стыковке. В нижней части по окружности спускаемого аппарата расположены шесть двигателей системы управления спуском, которые используются при возвращении корабля на Землю. Эти двигатели помогают удерживать спускаемый аппарат в положении, позволяющем использовать его аэродинамические качества.

В верхней части спускаемого аппарата находятся отсеки с основным и запасным парашютами».

Приборно-агрегатный отсек цилиндрической формы с небольшой конической «юбкой» пристыкован к спускаемому аппарату и предназначен для размещения большей части бортовой аппаратуры корабля и его двигательных установок.

Конструктивно отсек разделяется на три секции переходную, приборную и агрегатную. Приборная секция представляет собой герметический цилиндр. В нем находятся радиосвязная и радиотелеметрическая аппаратура, приборы системы ориентации и управления движением, некоторые агрегаты систем терморегулирования и электропитания. Две другие секции не загерметизированы.

В приборно-агрегатном отсеке размещена основная двигательная установка корабля, которая используется для маневрирования на орбите и торможения при спуске.

Она состоит из двух мощных жидкостных ракетных двигателей. Один из них — основной, другой - резервный. С помощью этих двигателей корабль может перейти на другую орбиту, сблизиться с орбитальной станцией или отойти от нее, замедлить движение для перехода на траекторию спуска. После торможения на орбите отсеки корабля отделяются друг от друга. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере, а спускаемый аппарат приземляется в заданном районе посадки. Когда до Земли остается 9-10 километров, срабатывает парашютная система. Сначала раскрывается тормозной парашют, а затем - основной. На нем аппарат совершает плавный спуск. Непосредственно перед приземлением на высоте одного метра включаются двигатели мягкой посадки.

Система двигателей малой тяги состоит из 14 двигателей причаливания и ориентации и из 8 двигателей для точной ориентации. В приборно-агрегатном отсеке находятся также гидроагрегаты системы терморегулирования, баки с топливом, шаровые баллоны системы наддува исполнительных органов, аккумуляторы системы электропитания. Источником электроэнергии служат также солнечные батареи. Две панели этих батарей полезной площадью около 9 квадратных метров закреплены снаружи на приборно-агрегатном отсеке. На кромках батарей - бортовые огни красного, зеленого и белого цветов, которые помогают ориентироваться при причаливании и стыковке кораблей.

Снаружи установлен и ребристый радиатор-излучатель системы терморегулирования, который позволяет отвести в космос избыточное тепло корабля. На приборно-агрегатном отсеке много антенн - радиотелефонной связи корабля с Землей на коротких и ультракоротких волнах, радиотелеметрической системы, траекторных измерений и датчиков системы ориентации и управления движением.

Опыт применения корабля «Союз» и станций «Салют» показал, что необходимо совершенствовать орбитальные комплексы не только для увеличения длительности работы станций, расширения программ и сферы исследований, но и для увеличения возможностей транспортного корабля, повышения безопасности экипажа, улучшения эксплуатационных характеристик.

Для решения этих задач на базе «Союза» был создан новый корабль - «Союз Т». Оригинальные конструкторские решения позволили увеличить численность экипажа до трех человек. Корабль оснастили новыми бортовыми системами, в том числе вычислительным комплексом, объединенной двигательной установкой, солнечными батареями, системой жизнеобеспечения для автономного полета.

Особое внимание конструкторы уделили высокой надежности и безопасности полета. Корабль позволял вести управление в автоматическом и ручном режимах, включая участок спуска, даже в такой тяжелой расчетной нештатной ситуации, как разгерметизация на орбите спускаемого аппарата. Длительность полета «Союза Т» в составе станции была доведена до 180 суток.

Все эти новые технические решения в полной мере оправдали себя во время полета космонавтов В. Джанибекова и В. Савиных к «Салюту-7», находившемуся в свободном дрейфе. После стыковки корабль своими ресурсами дал возможность экипажу провести восстановительный ремонт станции. Другим не менее ярким примером служит перелет космонавтов Л. Кизима и В. Соловьева со станции «Мир» на «Салют-7» и обратно с грузом массой до 400 килограммов.

Дальнейшее развитие космической программы с целью создания постоянно действующего орбитального комплекса потребовало усовершенствования корабля «Союз Т». Перед разработчиками стояла задача обеспечить совместимость корабля со станцией «Мир», повысить его энергетические возможности и усовершенствовать бортовые системы.

Как пишет И. Минюк в журнале «Авиация и космонавтика»: «Необходимость повышения энергетики космических транспортных средств обусловлена тем, что корабль "Союз Т" обеспечивал доставку экипажа из трех человек только на орбиту высотой порядка 300 километров. А ведь устойчивая орбита станции лежит выше 350 километров.

Выход был найден за счет снижения «сухой» массы корабля, применения для парашютных систем более легкого высокопрочного материала и новой двигательной установки системы аварийного спасения. Это позволило довести высоту- стыковки трехместного корабля "Союз ТМ" со станцией «Мир» до 350—400 километров и увеличить массу доставляемого груза.

Одновременно шло совершенствование его бортовых систем, в том числе радиосвязи для переговоров экипажа с Землей, измерителей угловых скоростей, двигательной установки с секционированным хранением запасов топлива, а также теплозащитной одежды космонавтов. Необходимо отметить, что "Союз ТМ" в составе орбитального комплекса может резервировать некоторые функции станции. Так, он в состоянии проводить необходимую ее ориентацию и подъем орбиты, осуществлять электропитание, а его система терморегулирования способна сбросить избыток тепла, образовавшегося на орбитальном комплексе».

На базе «Союза» создан еще один космический аппарат, обеспечивающий функционирование долговременных орбитальных станций, - это «Прогресс». Так назван
одноразовый автоматический грузовой транспортный космический корабль. Его масса после заправки и загрузки — немного более 7 тонн.

Автоматический грузовой космический корабль «Прогресс» предназначен для доставки на орбитальные станции «Салют» различных грузов и топлива для дозаправки двигательной установки станции.

Хотя он во многом напоминает «Союз», в его конструкции имеются и существенные отличия. Этот корабль тоже состоит из трех отсеков, но их назначение и. следовательно, конструкция иные. Грузовой корабль не должен возвращаться на Землю. Естественно, в его составе нет и спускаемого аппарата. После выполнения своей функции он отстыковывается от орбитальной станции, соответствующим образом ориентируется, включается тормозной двигатель, аппарат входит в плотные слои атмосферы над расчетным районом Тихого океана и прекращает существование.

Вместо спускаемого аппарата имеется отсек для перевозки топлива - горючего и окислителя, а орбитальный отсек в «Прогрессе» превратился в грузовой. В нем на орбиту доставляют запасы пищи и воды, научную аппаратуру, сменные блоки различных систем орбитальной станции. Весь этот груз весит более двух тонн.

Приборно-агрегатный отсек «Прогресса» похож на аналогичный отсек корабля «Союз». Но и в нем есть некоторые различия. Ведь «Прогресс» - корабль автоматический, и поэтому здесь все системы и агрегаты работают только самостоятельно или по командам с Земли.

Пилотируемые грузовые корабли постоянно совершенствуются. С 1987 года космонавты доставляются на орбитальные станции и возвращаются на Землю на модифицированном корабле «Союз ТМ». Модифицирован и грузовой «Прогресс».

ТАСС-ДОСЬЕ. На 28 июля 2017 г. в 18:41 мск запланирован запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-05".

На Международную космическую станцию (МКС) отправится экспедиция МКС-52/53 . В основной состав экипажа входят российский космонавт Сергей Рязанский, американский астронавт Рэндольф Брезник и астронавт Европейского космического агентства (ЕКА), представитель Италии Паоло Несполи.

Корабль

"Союз МС" ("МС" - "модернизированные системы") - российский пилотируемый космический корабль. Входит в семейство кораблей "Союз" (первый запуск - в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.).

Предназначен для доставки экипажей на МКС (до 2011 г. эту функцию также осуществляли американские многоразовые корабли типа Space Shuttle) и обратно на Землю. Выполняет роль корабля-спасателя в случаях вынужденной или аварийной эвакуации экипажа (при возникновении опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавтов). Кроме того, используется для доставки на станцию и возвращения на Землю небольших грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, результатов экспериментов и др.), удаления отходов с МКС в бытовом отсеке.

Головной разработчик и производитель - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королёва (РКК "Энергия"; город Королёв, Московская обл.). Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне - госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 г. "Союз МС", как и предыдущая модификация ("Союз ТМА-М"), создан на базе серии "Союз ТМА" (эксплуатировалась в 2002-2011 гг.) путем глубокой модернизации.

Характеристики

Внешняя конфигурация "Союза МС" полностью соответствует кораблям двух предыдущих серий. Он состоит из трех отсеков: приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата. Длина - 6,98 м, максимальный диаметр - 2,72 м, диаметр жилых отсеков - 2,2 м.

Стартовая масса корабля - 7,22 т, масса спускаемого аппарата - около 2,9 т, масса полезного груза - до 100 кг (при экипаже из трех человек). "Союз МС" рассчитан на экипаж до трех человек (при росте космонавта 150-190 см и весе 50-95 кг). Полетный ресурс - 200 суток.

Стыковка с МКС может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме управления (командиром корабля).

Модернизация

В "Союзе МС" были обновлены почти все внутренние системы.

  • Усовершенствована система управления движением и навигацией, которая обеспечивает связь с космонавтами на всем этапе полета. Благодаря ей обнаружение спускаемого аппарата занимает меньше времени.
  • Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС-ТКА (впервые была установлена на грузовой корабль "Прогресс МС-01", который был запущен в декабре 2015 г.). Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники-ретрансляторы "Луч-5" (в декабре 2015 г. система "Луч" в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с кораблем почти в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.
  • Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН), которая позволяет определять параметры движения корабля по сигналам от спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS и тем самым упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля на орбите (без привлечения дополнительных наземных средств). АСН позволяет определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией - до одного метра (в перспективе - до 3-4 см).
  • Модернизирована система стыковки и сближения со станцией. Научно-исследовательский институт точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на "Курс-НА" (НА - "новая активная"). В системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.
  • Вместо аналоговой телевизионной системы "Клёст" на "Союзе МС" применяется цифровая телевизионная система (поддерживает связь между кораблем и станцией посредством межбортовой радиолинии).
  • На спускаемом аппарате корабля используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) заменена на многоразовый "черный ящик". Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (Королёв, Московская обл.; входит в структуру компании "Российские космические системы"). Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до 10 раз и имеет ударотеплозащитный корпус: способен выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 мин. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.
  • Повышена эффективность солнечных батарей путем увеличения их площади и мощности фотоэлементов. "Союз МС" получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.

Запуски

Запуски "Союза МС" проводятся с космодрома Байконур (арендуется Россией у Казахстана) с помощью ракеты-носителя "Союз-ФГ" самарского Ракетно-космического центра "Прогресс". В первых полетах корабля для отработки установленных на нем новых систем использовалась двухсуточная 34-витковая схема сближения с МКС вместо укороченной шестичасовой (начала применяться для пилотируемых кораблей типа "Союз" с марта 2013 г.), когда корабль делает всего четыре витка вокруг Земли.

Впервые "Союз МС" был выведен на околоземную орбиту 7 июля 2016 г. Через двое суток, 9 июля, корабль доставил на станцию трех членов экспедиции МКС-48/49. После расстыковки с МКС 30 октября того же года спускаемый аппарат корабля вернул экипаж на Землю.
Запуск второго корабля с экипажем МКС-49/50 был осуществлен 19 октября 2016 г. "Союз МС-02" находился в составе станции с 21 октября 2017 г. по 10 апреля 2017 г.

17 ноября 2016 г. был выведен в космос "Союз МС-03" с членами экспедиции МКС-50/51. Корабль пристыковался к МКС 20 ноября и входил в состав станции до 2 июня 2017 г.

"Союз МС-04" стартовал 20 апреля 2017 г. В тот же день корабль пристыковался к МКС, доставив на борт станции экипаж экспедиции МКС-51/52. В настоящее время "Союз МС-04" находится в составе станции. Всего к 27 июля 2017 г. осуществлено четыре запуска пилотируемого корабля - все успешные.

Перспектива

Впоследствии на основе технических решений "Союза МС" РКК "Энергия" планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль, получивший название "Федерация". В августе 2015 г. корпус его возвращаемого аппарата впервые демонстрировался широкой публике на авиасалоне МАКС в Жуковском (Московская обл.).

Согласно планам госкорпорации "Роскосмос", первый запуск "Федерации" в беспилотном варианте может состояться в 2022 г. с Байконура (ранее планировался на 2021 г. с космодрома Восточный).

Космический корабль «Восток» - первый в мире пилотируемый орбитальный КК, на котором был осуществлен полет человека в космическое пространство. Созданная на базе двухступенчатой РН «Спутник» ее трехступенчатая модификация, впоследствии названная РН «Восток», позволила вывести на геоцентрическую орбиту корабль-спутник массой более 4,7 т.


Космический корабль «Восток» (рис. 3.17) состоял из спускаемого аппарата и приборного отсека с тормозной двигательной установкой. Его основные технические характеристики приведены в табл. 3.2.



Таблица 3.2. Технические характеристики космического корабля "Восток"

Работа над проектом космического корабля (КК) началась в 1958 г.

15 мая 1960 г. был запущен первый КК-спутник в беспилотном варианте без теплозащиты, 19 августа 1960 г. - второй с двумя собаками на борту, который благополучно возвратился на Землю, а затем еще три КК, причем в двух последних (март 1961 г.) была полностью проверена программа будущего пилотируемого полета.

12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени РН «Восток» вывела на орбиту с перигеем 181 км, апогеем 327 км и наклонением 65° КК «Восток» массой 4725 кг с летчиком-космонавтом СССР Ю. А. Гагариным. Через 108 мин, совершив один виток вокруг Земли, КК «Восток» и летчик-космонавт Ю. А. Гагарин благополучно приземлились на территории Советского Союза.

6 августа 1961 г. был выведен на орбиту КК «Восток-2», на котором летчик-космонавт СССР Г. С. Титов впервые выполнил суточный орбитальный полет.

В августе 1962 г. состоялся первый групповой полет двух КК «Восток-3» (летчик-космонавт А. Г. Николаев) и «Восток-4» (летчик-космонавт П. Р. Попович).

В июне 1963 г. был выполнен новый групповой полет двух КК «Восток-5» (летчик-космонавт В. Ф. Быковский) и «Восток-6» (летчик-космонавт. В. В. Терешкова). Максимальная продолжительность полета КК «Восток-5» составила 5 сут. Успешное выполнение полетов по программе «Восток» послужило основой для дальнейшего развития советской космической техники.

Космический корабль «Восток» имел следующие бортовые системы:

управления движением и стабилизации, обеспечивающую автономную и ручную ориентацию и стабилизацию КК при выполнении программы полета; в этом случае для ручной ориентации использовалось оптическое устройство «Взор», а для автоматической ориентации - датчик автономной солнечной ориентации; для контроля работы систем и ручной выдачи команд имелся пульт космонавта;

газовых сопел ориентации, состоящую из двух автономных систем реактивных сопел (по 8 шт. в каждой), работающих на сжатом азоте, поступающем из шар-баллонов, размещенных на приборном отсеке;

управления бортовой аппаратурой и электропитания, включавшую командно-логические и электрокоммутационные устройства и блоки аккумуляторных батарей (в приборном отсеке), автономную аккумуляторную батарею (в СА), а также преобразователи тока;

жизнеобеспечения и терморегулирования, поддерживающие в кабине КК нормальную атмосферу давлением 755 - 775 мм рт. ст. с содержанием кислорода 21 - 25% по объему и температуру 17 - 26°С и состоящие из регенерационной установки, холодильно-сушильного агрегата, поглотителей влаги, фильтра для поглощения вредных примесей, контролирующей и регулирующей аппаратуры, а также из резервной системы испарительного охлаждения в СА; тепло от холодильно-сушильного агрегата отводилось хладагентом, подаваемым из приборного отсека, на котором были установлены радиатор-излучатель и жалюзи; система терморегулирования обеспечивала заданный температурный режим аппаратуры и в приборном отсеке КК;

радиосвязи в составе УКВ-радиолинии, двух КВ-радиолиний для обеспечения двусторонней телефонной связи, КВ-передатчика системы «Сигнал» для передачи данных о самочувствии космонавта, дублированного комплекта радиоаппаратуры, обеспечивающего траекторные измерения, ТВ-передатчика и широковещательного приемника, двух комплектов приемных и дешифрирующих устройств аппаратуры командной радиолинии, двух комплектов радиотелеметрической аппаратуры с соответствующей аппаратурой коммутации; в момент введения основных парашютов космонавта и СА предусматривалась работа пеленгационных КВ-передатчиков, а после приземления - УКВ-передатчиков;

программно-временного устройства, обеспечивающего заданную циклограмму работы бортовой аппаратуры;

двигательную установку для торможения при сходе с орбиты (сухой массой 396 кг), включавшую жидкостной реактивный двигатель с тягой 1,6 тс, топливные баки, систему подачи топлива и запас (280 кг) двухкомпонентного топлива; стабилизация КК при работе двигателя осуществлялась автоматически по сигналам от гироскопов с помощью рулевых сопел двигательной установки;

приземления в составе парашютной системы посадки спускаемого аппарата, катапультируемого кресла космонавта с парашютными системами и блоком НАЗ и автоматикой управления работой системы;

аварийного спасения космонавта, построенную с учетом того, что при аварии РН на старте или в начале полета космонавт катапультируется из спускаемого аппарата, а при аварии на остальных участках полета СА отделяется от приборного отсека КК и РН для последующего спуска на Землю.

Вся наружная поверхность СА была покрыта теплозащитой (массой до 800 кг), защищавшей конструкцию из алюминиевого сплава от нагрева при полете в атмосфере на участке спуска. Снаружи теплозащиты были наложены маты из экранно-вакуумной теплоизоляции.

Стартовая масса всей РКС «Восток» составляла 287 т при тяге двигателей I и II ступеней 408 тс на Земле, запускаемых одновременно, а общая длина РН с КК «Восток» (от вершины головного обтекателя до среза сопел рулевых камер) - 38,4 м. Более подробные сведения о РН «Восток» приведены в книге «Ракеты-носители» (М., Воениздат, 1981).

Космический корабль «Восход» - первый многоместный орбитальный КК - имел две модификации и состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата и приборного отсека с тормозной двигательной установкой (КК «Восход»), и двух указанных отсеков и шлюзовой камеры (КК «Восход-2»). Основные технические характеристики КК «Восход» приведены в табл. 3.3.


Первый многоместный КК «Восход» (летчики-космонавты В. М. Комаров, К. П. Феоктистов, Б. Б. Егоров) был выведен 12 октября 1964 г. на орбиту с перигеем 177,5 км, апогеем 408 км и наклонением 65°; 13 октября 1964 г. он совершил мягкую посадку на территории СССР.

18 марта 1965 г. был запущен КК «Восход-2» (летчики-космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов) на орбиту с перигеем 173 км, апогеем 498 км и наклонением 65°. Используя надувной шлюзовой отсек и специальное оборудование, летчик-космонавт А. А. Леонов впервые в мире вышел в открытое космическое пространство, пробыв вне КК 12 мин.

Бортовые системы КК «Восход» по сравнению с бортовыми системами КК «Восток» имели следующие отличия:

двигательная установка для торможения при сходе с орбиты имела дублирующий резервный тормозной пороховой реактивный двигатель массой 145 кг, установленный в верхней части КК;

система ориентации была дополнена аппаратурой ориентации с использованием ионных датчиков;

система приземления имела два основных парашюта и двигатель мягкой посадки в стренгах их подвески, а в СА вместо катапультируемого кресла были установлены два (или три) амортизационных кресла с индивидуальными ложементами для членов экипажа;

в состав системы жизнеобеспечения был введен специальный скафандр с автономным ранцем, а также надувная шлюзовая камера массой 250 кг, обеспечивающие выход человека в открытое пространство (КК «Восход-2»).

Ракетой-носителем КК «Восход» была ракета-носитель, разработанная на базе РН «Восток», но с более мощной III ступенью, что позволило увеличить стартовую массу КК.

Космический корабль «Союз» - многоцелевой орбитальный КК второго поколения. КК «Союз» (рис. 3.18) состоит из трех отсеков: орбитального (бытового) отсека с агрегатом стыковки (или специальным отсеком), спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Его основные технические характеристики приведены в табл. 3.4. В 1962 г. была начата разработка КК «Союз», а уже в 1964 г.- экспериментальная отработка его бортовых систем и конструкции.

Летная отработка бортовых систем и конструкции была начата на ИСЗ «Космос-133» 28 ноября 1966 г.

Первый испытательный пилотируемый полет КК «Союз-1» состоялся 23 апреля 1967 г. (летчик-космонавт В. М. Комаров). Корабль был выведен на орбиту с перигеем 180 км, апогеем 228 км и наклонением 51,6°. После проведения дополнительной экспериментальной отработки началась длительная эксплуатация КК «Союз» в пилотируемом варианте, начиная с КК «Союз-3» во время сборки (летчик-космонавт Г. Т. Береговой), запущенного 28 октября 1968 г. к беспилотному кораблю «Союз-2». При стыковке на орбите 16 января 1969 г. двух пилотируемых КК «Союз-4» (летчик-космонавт В. А. Шаталов) и КК «Союз-5» (летчики-космонавты Б. В. Волынов, А. С. Елисеев, Е. Н. Хрунов) была образована первая экспериментальная станция массой 12924 кг и осуществлен переход через открытое космическое пространство двух членов экипажа из одного КК в другой. Впоследствии на КК «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» был выполнен групповой полет с маневрированием и сближением на орбите. В июне 1970 г. КК «Союз-9» (летчики-космонавты А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов) совершил полет продолжительностью 17,7 сут. В 1971 г. КК «Союз» был модернизирован в транспортный корабль (ТК) для доставки экипажа на орбитальную станцию «Салют» и в этом качестве использовался по 1981 г. включительно, обеспечивая длительную эксплуатацию станций «Салют» и выполнение программы «Интеркосмос».


В 1974 г. КК «Союз» был доработан для экспериментального полета по программе «Союз» - «Аполлон». В полете КК «Союз-16» (летчики-космонавты А. В. Филипченко и Н. Н. Рукавишников) была проведена проверка нового варианта корабля, а совместный полет был осуществлен 15 - 20 июля 1975 г. при участии советского КК «Союз-19» (летчики-космонавты А. А. Леонов и В. Н. Кубасов) и американского КК «Аполлон» (астронавты Т. Стаффорд, Д. Слейтон, В. Бранд). КК «Союз-19» в полете (снимок сделан из КК «Аполлон») показан на рис. 3.19.

На корабле «Союз-22», запущенном 15 сентября 1976 г. (летчики-космонавты В. Ф. Быковский и В. В. Аксенов), была осуществлена программа фотографирования земной поверхности с помощью многозонального космического фотоаппарата МКФ-6, разработанного совместно специалистами СССР и ГДР и изготовленного в ГДР на народном предприятии «Карл Цейс Йена».

Бортовые системы КК «Союз» включают:

систему ориентации и управления движением;

систему реактивных двигателей причаливания и ориентации;

сближающе-корректирующую двигательную установку;

систему электропитания;

комплекс систем жизнеобеспечения экипажа;

системы радиосвязи;

систему стыковки;

систему приземления спускаемого аппарата;

систему управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования;

систему аварийного спасения.

Система ориентации и управления движением работает как в автоматическом, так и в ручном режиме и оснащена командными приборами: гирокомплексом, датчиками ориентации, интегратором ускорений, датчиками угловых скоростей, а также приборами-преобразователями, коммутационно-логическими приборами и приборами визуального контроля ориентации корабля.

Часть этой системы, размещенная в СА, обеспечивает управление его движением на участке спуска; ее исполнительными органами являются шесть реактивных двигателей ориентации, в том числе четыре двигателя по тангажу и рысканью номинальной тягой по 7,5 кгс и два двигателя по крену номинальной тягой по 15 кгс, которые работают на однокомпонентном топливе (запас перекиси водорода - 30 кг), размещенном в двух баках и подаваемом вытеснительной системой подачи.

Для ручного управления КК используются пульт космонавтов с информационно-сигнальными приборами, два командно-сигнальных устройства и две ручки управления.

Система реактивных двигателей причаливания и ориентации предназначена для выполнения разворотов КК относительно его центра масс вокруг трех осей и обеспечения координатных малых перемещений центра масс вдоль каждой из этих осей. В состав системы входят четырнадцать реактивных двигателей причаливания и ориентации с номинальной тягой 10 кгс и восемь двигателей ориентации с номинальной тягой 1 - 1,5 кгс, а также топливные баки с однокомпонентным топливом (запас перекиси водорода - 140 кг), трубопроводы, система вытеснения и подачи топлива и автоматика системы. Из четырнадцати двигателей причаливания и ориентации десять расположены на раме переходной секции приборно-агрегатного отсека рядом с топливными баками (в районе центра масс), а остальные четыре двигателя причаливания и ориентации, а также восемь двигателей ориентации - у нижнего шпангоута агрегатной секции приборно-агрегатного отсека.

Сближающе-корректирующая двигательная установка предназначена для изменения скорости КК в направлении его продольной оси (при проведении коррекций орбиты и при торможении для схода с орбиты) и состоит из основного сближающе-корректирующего однокамерного двигателя многократного запуска с номинальной тягой 417 кгс, дублирующего двухкамерного двигателя с номинальной тягой 411 кгс, четырех топливных баков, системы подачи топлива в двигатели и автоматики двигательной установки. При работе основного двигателя КК стабилизируется с помощью двигателей причаливания и ориентации, а при работе дублирующего двигателя - с помощью рулевых сопел, работающих на газе одного из турбонасосных агрегатов двигательной установки. Основной и дублирующий двигатели работают на двухкомпонентном топливе: окислитель - азотная кислота и горючее - типа гидразина (запас топлива в зависимости от программы полета КК - 0,5 - 0,9 т).

Система электропитания обеспечивает аппаратуру КК постоянным током с номинальным напряжением 27 В и включает основную химическую батарею, резервную батарею, а также статические преобразователи тока, счетчики ампер-часов и коммутационные щитки. Емкость основной батареи достаточна для проведения автономного полета КК ДО его стыковки и последующего автономного полета перед спуском на Землю. Для увеличения времени автономного полета на КК могут устанавливаться солнечные батареи площадью -11 м2. Автономная батарея СА обеспечивает электропитанием его системы на участке спуска и после приземления или приводнения.

Комплекс систем жизнеобеспечения включает комплект скафандров, системы обеспечения газового состава атмосферы жилых отсеков, терморегулирования, питания и водообеспечения, ассенизационно-санитарное устройство, средства гигиенического и медицинского обеспечения. В жилых отсеках КК «Союз» с помощью регенерационных агрегатов поддерживается обычная кислородно-азотная атмосфера с давлением около 760 мм рт. ст. с возможным увеличением процентного содержания кислорода по объему до 40% и понижением давления до 520 мм рт. ст.

Скафандры используются экипажем при разгерметизации КК, на участке выведения КК на орбиту, при проведении стыковки, а также на участке спуска и возвращения на Землю. Система терморегулирования обеспечивает сброс избыточного тепла в космическое пространство путем прокачивания теплоносителя через специальные радиаторы-излучатели, установленные снаружи основного корпуса приборно-агрегатного отсека. Кроме того, для исключения притока тепла от Солнца и неконтролируемого сброса тепла конструкцией все отсеки КК закрыты многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией. Системы питания и водообеспечения включают в себя специальные рационы и запасы воды в емкостях с устройствами подачи воды; эти системы размещены как в орбитальном отсеке, так и в спускаемом аппарате, ассенизационно-санитарное устройство в полном комплекте - только в орбитальном отсеке.

Системы радиосвязи КК состоят из командной радиолинии, систем радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиотелеметрии, телевидения и радиотехнической системы сближения.

Командная радиолиния позволяет передавать на борт КК команды с выдачей на Землю квитанции о приеме, а также обеспечивает траекторные измерения. Она работает в дециметровом диапазоне радиоволн через многовибраторную антенну с круговой диаграммой обзора.

Система радиотелефонной и радиотелеграфной связи работает в KB и УКВ диапазонах, обеспечивает внутренние переговоры экипажа, связь экипажа с Землей и между КК на орбите, а также передает сигналы оперативной телеметрической связи через антенны, установленные на корпусе приборно-агрегатного отсека (или солнечных батареях) в виде штырей различной длины. Эта же система обеспечивает связь при спуске через щелевую антенну СА, связь и пеленг на участке парашютирования и после посадки с помощью антенны в стропах парашюта и антенн, раскрывающихся на спускаемом аппарате (после посадки).

Радиотелеметрическая система позволяет вести передачу телеметрической информации о состоянии бортовых систем и агрегатов КК и данных о самочувствии членов экипажа как в режиме непосредственной передачи, так и в режиме воспроизведения с запоминающих устройств, используя автономные передатчики и антенны.

Телевизионная система предназначена для контроля за процессом причаливания и стыковки и для проведения телерепортажей из жилых отсеков КК, причем телевизионное изображение в первом случае поступает на бортовое видеоконтрольное устройство, а во втором - передается на Землю по автономной радиолинии или через командную радиолинию. Система имеет наружные телекамеры на орбитальном отсеке и телекамеру в СА.

Радиотехническая система сближения предназначена для автоматического сближения и стыковки КК и станции с взаимным поиском, обнаружением и последующими измерениями углового положения и угловой скорости линии визирования относительно связанной с корпусом КК системы координат, расстояния между КК или КК и станцией, радиальной составляющей относительной скорости КК и угла взаимного крена между стыкующимися КК и станцией. Система начинает работать с расстояния около 20 км между КК или КК и станцией при относительной скорости до 40 - 60 м/с без предварительного целеуказания об их взаимном угловом положении. На «активных» и «пассивных» КК и станциях установлены идентичные антенны обзора и пеленга. Кроме того, на «пассивном» КК или станции имеются две антенны маяка, антенна ретранслятора и антенна крена, а на «активном» - гиростабилизированная антенна головки наведения (в кардановом подвесе), работающая с антенной ретранслятора, и антенна запроса, работающая в режиме причаливания на антенну обзора и пеленга «пассивного» КК или станции. Электронная аппаратура системы радионаведения установлена в орбитальном отсеке КК «Союз» и в рабочем отсеке станции «Салют».

Система стыковки КК «Союз» состоит из стыковочного агрегата и приборов автоматики стыковки, задающей необходимые режимы работы при стыковке. Стыковочный агрегат установлен в верхней части орбитального отсека КК и имеет люк диаметром 800 мм.

Система приземления спускаемого аппарата обеспечивает его посадку вместе с экипажем и включает основную и запасную парашютные системы, четыре твердотопливных двигателя мягкой посадки (на корпусе СА), срабатывающих по команде от высотомера, амортизационные кресла и автоматику системы.

Система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования состоит из коммутационно-логических приборов, размещенных во всех отсеках КК.

Система аварийного спасения предназначена для обеспечения безопасности экипажа в случае аварии РН на старте и на участке выведения КК на орбиту и построена по принципу использования как специальных средств (двигательная установка, автоматика и др.), так и штатных систем КК (см. главу 10).

Спускаемый аппарат, изготовленный в основном из алюминиевого сплава, имеет сбрасываемый перед посадкой лобовой теплозащитный экран, а также боковую теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию.

Приборно-агрегатный отсек выполнен из алюминиевого, а орбитальный отсек - из магниевых сплавов.

Для выведения КК «Союз» на орбиту ИСЗ используется трехступенчатая ракета-носитель «Союз», имеющая стартовую массу до 310 т, общую длину (с КК «Союз») до 49,3 м и максимальный размер по воздушным рулям на боковых ракетных блоках - 10,3 м (рис. 3.20)


I ступень (как и РН «Восток») имеет четыре боковых ракетных блока длиной 19,8 м и диаметром 2,68 м каждый, оснащенных четырехкамерными (с двумя дополнительными рулевыми камерами) двигателями РД-107.

II ступень включает центральный ракетный блок длиной 27,76 м (у РН «Восток» - 28,75 м) с максимальным диаметром 2,95 м, оснащенный четырехкамерным (с четырьмя дополнительными рулевыми камерами) двигателем РД-108.

III ступень состоит из ракетного блока длиной 8,1 м и диаметром 2,66 м (у РН «Восток» - 2,98 м и 2,58 м соответственно), оснащенного четырехкамерным двигателем (с рулевыми соплами) тягой в пустоте 29,5 тс (у РН «Восток» - однокамерный тягой 5,6 тс).

Двигатели всех ступеней работают на керосине и жидком кислороде. При старте двигатели I и II ступеней запускаются одновременно, развивая тягу 418 тс на Земле.

Двигатель II ступени продолжает работу после сброса боковых ракетных блоков. Через определенное время сбрасывается головной обтекатель КК. Двигатель III ступени включается в конце работы двигателя II ступени перед ее отделением, после чего сбрасывается хвостовой отсек III ступени. Продолжительность активного участка работы двигателей всех ступеней РН около 9 мин.

Космический корабль или автоматическая межпланетная станция (АМС) «Зонд» - КК для отработки техники полета к Луне с возвращением на Землю. АМС «Зонд» (рис. 3.21) состояла из СА и приборно-агрегатного отсека, а также сбрасываемого перед стартом к Луне опорного конуса массой 150 кг, установленного в носовой части.

Основные технические характеристики АМС «Зонд» приведены в табл. 3.5.

Старт к Луне выполнялся с промежуточной орбиты с перигеем 187 км и апогеем 219 км.

Первый полет АМС «Зонд-5» к Луне был выполнен 15 сентября 1968 г. Облетев Луну, АМС вошла в атмосферу Земли со второй космической скоростью и выполнила спуск по баллистической траектории в акваторию Индийского океана (рис. 3.22). На АМС, запущенных 10 ноября 1968 г. («Зонд-6») и 8 августа 1969 г. («Зонд-7»), были отработаны облет Луны и возвращение на Землю с управляемым спуском в атмосфере в заданный район территории СССР. При полете АМС, запущенной 20 октября 1970 г. («Зонд-8»), был отработан вариант возвращения на Землю со стороны северного полушария.



В проведенных полетах был получен ценный материал, включая фотографии Земли и Луны с различных расстояний, причем на борту АМС «Зонд-5» находились живые существа - черепахи.

Бортовые системы АМС «Зонд» имели следующие особенности:

система ориентации и управления движением новой разработки имела гироплатформу, датчики солнечной и звездной ориентации и специальный вычислитель;

было увеличено количество реактивных двигателей, управляющих движением СА на участке спуска в целях их дублирования по каналу крена;

система реактивных двигателей ориентации с номинальной тягой 1 - 1,5 кгс имела дублирующий комплект из восьми двигателей;

корректирующая двигательная установка была оснащена однокамерным реактивным двигателем номинальной тягой 410 кгс, снабженным рулевыми соплами, с массой топлива 0,4 т;

система электропитания имела солнечные батареи площадью 11 м 2 для подзаряда буферной химической батареи;

система дальней радиосвязи была оснащена остронаправленной антенной, работающей в дециметровом диапазоне волн для обеспечения надежной связи на больших расстояниях;

тепловая защита СА была модернизирована с учетом ее нагрева при входе СА в атмосферу со второй космической скоростью;

система приземления имела одну парашютную систему с основным парашютом площадью 1000 м2, двигатели мягкой посадки и автоматику управления системой;

двигательная установка системы аварийного спасения была более мощной с учетом особенностей РН.



Ракетно-космическая система включала РН типа «Протон» с дополнительной разгонной ступенью для старта АМС к Луне

Космический корабль «Союз Т» (рис. 3.23) - усовершенствованный трехместный орбитальный КК, созданный с учетом опыта разработки и эксплуатации КК «Союз» - состоит из орбитального (бытового) отсека с агрегатом стыковки, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека новой конструкции.

Основные технические характеристики КК «Союз Т» приведены в табл. 3.6.

16 декабря 1979 г. для отработки операций сближения и стыковки со станцией «Салют-6» и выполнения 100-суточного полета в составе орбитального комплекса был запущен корабль «Союз Т» в беспилотном варианте. Первый испытательный пилотируемый полет КК «Союз Т-2» (летчики-космонавты Ю. В. Малышев и В. В. Аксенов) со стыковкой к станции «Салют-6» состоялся 5 июня 1980 г. 27 ноября 1980 г. стартовал КК «Союз Т-3» (летчики-космонавты Л. Д. Кизим, О. Г. Макаров, Г. М. Стрекалов). Основной задачей полета была отработка транспортного корабля при полном составе экипажа.

12 марта 1981 г. был запущен КК «Союз Т-4» (летчики-космонавты В. В. Коваленок и В. П. Савиных), полет которого положил начало регулярной эксплуатации КК «Союз Т».

Космические корабли «Союз Т» выводятся на орбиту РН «Союз».

Бортовые системы КК «Союз Т» по сравнению с КК «Союз» имеют следующие особенности:

система управления движением построена на принципах бесплатформенной (отсутствуют гироскопы или гироплатформы) инерциальной системы на базе бортового цифрового вычислительного комплекса; все режимы ориентации, в том числе на Землю и Солнце, выполняются как автоматически, так и при участии! экипажа, а режимы сближения - на основе расчетов с помощью БЦВК траекторий относительного движения и оптимальных маневров при использовании информации от радиотехнической системы сближения; система автоматически контролирует динамические операции, расход топлива, состояние ряда приборов и агрегатов и может принимать решения об изменении режима работы или о переключении на резервные комплекты аппаратуры; система управляется по командной радиолинии с Земли или экипажем с использованием бортовых устройств ввода и отображения информации, включая дисплей, обеспечивает возможность перехода к ручному управлению на любом этапе полета и спуска; сближающе-корректирующая двигательная установка с маршевым двигателем тягой 315 кгс в кардановом подвесе объединена по питанию с системой двигателей причаливания и ориентации, использует единые компоненты топлива в общих баках; применение такой комбинированной двигательной установки (КДУ) позволяет перераспределять топливо между разными двигателями, что обеспечивает оптимальное его использование и гибкость при выполнении программы полета, особенно в нештатных ситуациях; комбинированная двигательная установка имеет четырнадцать двигателей причаливания и ориентации номинальной тягой до 14 кгс каждый и двенадцать двигателей номинальной тягой 2,5 кгс каждый;

система электропитания оснащена солнечными батареями, исключающими зависимость (в части электропитания) времени автономного полета от емкости химических источников тока;

комплекс систем жизнеобеспечения рассчитан на экипаж до трех человек с использованием запасов газообразного кислорода и поглотителей углекислого газа, скафандры имеют усовершенствованную конструкцию;

система терморегулирования оснащена новыми гидроагрегатами, радиатором-излучателем и автоматикой;

системы радиосвязи имеют телевизионную систему с лучшим качеством передачи изображения, усовершенствованные командно-программную радиолинию и радиотелеметрическую систему, при этом кроме обычных используются антенны типа «антенной решетки»;

система управления бортовым комплексом новой разработки имеет повышенную надежность, усовершенствован пульт космонавтов;

система приземления СА снабжена новыми парашютными системами и автоматикой, двигателями мягкой посадки с повышенной энергетикой и высотомером для их запуска;

система аварийного спасения оснащена новыми твердотопливными двигателями и обладает улучшенными характеристиками, в частности по уводу СА из опасной зоны.