Индекс ГРАУ - 15П961 и 15П060, код СНВ - РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО - SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 - в период испытаний на полигоне)


Стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Является последующим развитием комплекса РТ-23.


Основной разработчик - Конструкторское бюро «Южное». Поступил на вооружение в 1987 году.

Ракетные комплексы

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768-247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что создание единой ракеты должно учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки - сначала мобильные комплексы, затем - стационарный.


Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») производил МИТ. Для транспортировки ракеты был создан проект и собраны опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.


Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на базе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была создана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс поступил 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003-2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и разрезаны на металолом.

Стационарный шахтный комплекс также создавался на базе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 проекктировались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ.



На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993-2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».


В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей.

Конструкция ракеты

РТ-23 УТТХ сделана в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX». Конструкция ракет 15Ж60 и 15Ж61 несколько различается. Ниже по умолчанию рассмотривается конструкция ракеты 15Ж61 (для БЖРК).

Конструкция первой ступени

Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряжённой ступени составляет 53,7 т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.


Для 15Ж60 был создан совершенно новый РДТТ 15Д305 с корпусом коконной конструкции и центральным поворотным соплом, в самом теплонапряжённом критическом сечении которого был применён вкладыш из углерод-углеродного композиционного материала. Топливо типа ОПАЛ на основе октогена.


Конструкция второй ступени

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ 15Д290 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. От двигателя 15Д207 второй ступени РТ-23 он отличался новым высокоэнергетическим смесевым топливом типа СТАРТ и повышенной стойкостью к ПФЯВ (поражающие факторы ядерного взрыва). Корпус РДТТ - коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени

Третья ступень включает маршевый двигатель 15Д291 (заимствован с ракеты 15Ж52 без изменений), по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.


Головная часть

Ракета оснащается РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения) с десятью ББ (боевой блок), расположенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.

ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже - складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.

На внешней поверхности обтекателя располагаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.


Устройство БЖРК

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.


БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.


Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.


ТТХ

Индекс ракетного комплекса
Пусковая установка
Шахтная типа «ОС» (отдельный старт), автоматизированная, индекс 15П760 Железнодорожная из трёх вагонов, стартовый комплекс 15П261, пусковой модуль 15П761
Индекс ракеты
15Ж60 15Ж61
Максимальная дальность, км
10 450 10 100
Стартовая масса, т
104,8 104,5
Забрасываемая масса ГЧ, кг
4050 4050
Длина ракеты (в ТПК/в полёте), м
21,9/23 22,6/23,3
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м
2,4 2,4
Тип ГЧ
Разделяющаяся ГЧ индивидуального наведения
Количество ББ х мощность, Мт
10 х 0,43 10 х 0,43
Тип системы управления
Автономная, инерциальная Автономная, инерциальная
Круговое вероятное отклонение, км
0,22 0,2-0,5
Топливо
Смесевое твердое (ОПАЛ на первой ступени, СТАРТ на второй) Смесевое твердое (Т9-БК-8Э на первой ступени, СТАРТ на второй, АП-65 на третьей)
Тяга двигателя I ступени (на земле/в пустоте), тс
280/310 218/241
Удельный импульс тяги в пустоте, с
280 271,2
Органы управления
Клапаны вдува газа в закритическую часть сопла
Полётная надежность
н/д 0,98



Сохранившиеся экземпляры

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.


Изготовитель ПО «Южмаш» Основные характеристики Количество ступеней 3 Длина (с ГЧ) Длина (без ГЧ) Диаметр 2,4 м Стартовая масса Забрасываемый вес 4050 кг Вид топлива твёрдое смесевое Максимальная дальность 10450 км Тип головной части РГЧ ИН Количество боевых блоков 10 Мощность заряда 550 Кт Система управления автономная, инерциальная Способ базирования шахтное, подвижное История запусков Состояние снята с вооружения Принята на вооружение 28 ноября 1989 РТ-23 УТТХ на Викискладе

РТ-23 УТТХ «Мо́лодец» (Индекс ГРАУ - 15П961 и 15П060 , код СНВ - РС-22Б и РС-22В , по классификации МО США и НАТО - SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel , англ. Скальпель (PL-4 - в период испытаний на полигоне)) - стратегические ракетные комплексы с твердотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60 , подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования, соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23 .

Штатно ракеты РТ-23 УТТХ были рассчитаны на 15-летний срок эксплуатации и по мере его истечения ракеты были выведены из эксплуатации в 2002-2004 гг. в связи с разработкой нового железнодорожного комплекса «Баргузин », обладающего меньшей нагрузкой на железнодорожное полотно и не требующего его усиления по маршрутам курсирования.

Ракетные комплексы

Конструкция ракеты

РТ-23 УТТХ выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой LGM-118 . Конструкция ракет 15Ж60 и 15Ж61 несколько различается. Ниже по умолчанию рассмотривается конструкция ракеты 15Ж61 (для БЖРК).

Конструкция первой ступени

Для 15Ж60 был разработан совершенно новый РДТТ 15Д305 с корпусом коконной конструкции и центральным поворотным соплом, в самом теплонапряжённом критическом сечении которого был использован вкладыш из углерод-углеродного композиционного материала. Топливо типа ОПАЛ на основе октогена.

Конструкция второй ступени

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ 15Д290 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. От двигателя 15Д207 второй ступени РТ-23 он отличался новым высокоэнергетическим смесевым топливом типа СТАРТ и повышенной стойкостью к ПФЯВ . Корпус РДТТ - коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени

Третья ступень включает маршевый двигатель 15Д291 (заимствован с ракеты 15Ж52 без изменений), по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.

Головная часть

На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Устройство БЖРК

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных , почтово-багажных и пассажирских вагонов . Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети . Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м . Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части . Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра .

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель . Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда , так и автономно .

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было выпущено около 100 изделий.

Тактико-технические характеристики

Индекс ракетного комплекса 15П060 15П961
Пусковая установка Шахтная типа «ОС» (отдельный старт), автоматизированная, индекс 15П760 Железнодорожная из трёх вагонов, стартовый комплекс 15П261, пусковой модуль 15П761
Индекс ракеты 15Ж60 15Ж61
Максимальная дальность, км 10 450 10 100
Стартовая масса, 104,8 104,5
Забрасываемая масса ГЧ, кг 4050
Длина ракеты (в ТПК /в полёте), м 21,9/23 22,6/23,3
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2,4
Тип ГЧ Разделяющаяся ГЧ индивидуального наведения
Количество ББ × мощность, Кт 10 × 550
Тип системы управления Автономная, инерциальная
Круговое вероятное отклонение, метров 200 200-500
Топливо Смесевое твердое (ОПАЛ на первой ступени, СТАРТ на второй) Смесевое твердое (Т9-БК-8Э на первой ступени, СТАРТ на второй, АП-65 на третьей)
Тяга двигателя I ступени (на земле/в пустоте), тс 280/310 218/241
Удельный импульс тяги в пустоте, с: 280 271,2
Органы управления Клапаны вдува газа в закритическую часть сопла
Полётная надежность н/д 0,98

Оценка проекта и сравнение с аналогами

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения
Наименование ракеты РТ-2ПМ Р-36М2 РТ-23 УТТХ РТ-23 УТТХ (БЖРК)
Конструкторское бюро КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе , Б. Н. Лагутин В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор , С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ , Е. А. Негин ВНИИП , Б. В. Литвинов
Начало разработки 19.07.1977 09.08.1983 09.08.1983 06.07.1979
Начало испытаний 08.02.1983 21.03.1986 31.07.1986 27.02.1985
Дата принятия на вооружение 01.12.1988 11.08.1988 28.11.1989 -
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 23.07.1985 30.07.1988 19.08.1988 20.10.1987
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 369 88 56 36
Максимальная дальность , км 10500 11000 10450 10000
Стартовая масса , т 45,1 211,1 104,5 104,5
Масса полезной нагрузки , кг 1000 8800 4050 4050
Длина ракеты , м 21,5 34,3 22,4 22,6
Максимальный диаметр , м 1,8 3,0 2,4 2,4
Тип головной части Моноблочная

И человечество перешло в новую эпоху. С той поры над нашей цивилизацией нависает угроза полного ядерного уничтожения, способного смести ее с лица земли. Особенно высока опасность ядерного Армагеддона была в эпоху Холодной войны, во время масштабного противостояния США и СССР.

Уже к середине 70-х годов две супердержавы скопили такие арсеналы ядерного оружия, что хватило бы уничтожить все живое на территории вероятного противника. В то время хрупкий мир на планете держался на балансе страха, на гарантии неминуемого взаимного уничтожения. Ученые и военные обеих стран постоянно ломали голову над созданием новых видов ядерного оружия и средств его доставки, чтобы даже после нанесения первого удара противник не остался безнаказанным.

Одним из самых опасных видов советского оружия западные военные эксперты считали «ракетные поезда». Подобные поезда-призраки курсировали по всей необъятной территории Советского Союза, отследить их было практически нереально. Каждый состав мог устроить противнику 900 Хиросим .

Американцы хотели создать такой комплекс, но эта задача оказалась слишком сложной. В СССР работы над созданием боевых железнодорожных комплексов (БРЖК) начались еще в середине 60-х годов. На вооружение БРЖК были приняты только в 1987 году. Согласно договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, к 2007 году все «ракетные поезда» были уничтожены.

В 2013 году представители российского Министерства обороны официально заявили о начале работ по созданию БРЖК нового поколения. Новый БРЖК назвали «Баргузин», работы над ним были активизированы в 2015-2016 годах. Предполагается, что БРЖК «Баргузин» поступит в войска в 2020 году.


Совсем не добрый «Молодец»

Существует легенда, что идею о создании БРЖК советским военным подбросили американцы. Они сами занимались разработкой подобных комплексов, но сочли их слишком сложными и дорогими. После этого американская разведка подбросила идею создания ракетного железнодорожного комплекса СССР, чтобы вынудить противника потратить на разработку миллиарды рублей.

Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. Немцы хотели запускать с железнодорожных платформ Фау-2 .

В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы ракетной техники: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.


Созданием поезда занимались знаменитые братья: академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.

Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.

Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.

Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал провода во время старта ракеты, для препятствия воздействию на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.


В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Оба испытания прошли успешно.

В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).

При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.


Описание комплекса

Каждый железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось за счет двух тепловозов ДМ-62.

Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя, а затем, наоборот, догружали его.

Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.


В головной части находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 Мт. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.

Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным стартом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы ракетные газы не уничтожили поезд и железнодорожные пути под ним.

Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.

БРЖК «Молодец» действительно можно назвать уникальным комплексом. После выхода на боевое дежурство они мгновенно растворялись на гигантских просторах страны и терялись среди десятков тысяч обычных железнодорожных составов. Вероятному противнику гораздо проще было обнаружить советскую подлодку в глубинах Атлантики, чем БРЖК во время боевого патрулирования. Кроме того, для поездов были созданы специальные отстойники, вдоль маршрутов их патрулирования было модернизировано железнодорожное полотно.


Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»

В последние годы американцы активно работают над системой противоракетной обороны и программой быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), которая способна наносить массированный удар по объектам в любой точке планеты. Естественно, что основными потенциальными целями для подобного оружия на территории нашей страны являются объекты российских стратегических сил.

Давным-давно известно расположение МБР шахтного базирования, потенциальный противник знает о маршрутах мобильных ракетных установок («Тополь»). Наибольшую проблему в настоящий момент для американцев представляют российские подлодки-ракетоносцы. Но их мало.

Именно поэтому в начале нынешнего десятилетия было принято решение о воссоздании ракетных железнодорожных комплексов. БРЖК нового поколения получил название «Баргузин». Его разработкой занимается Московский институт теплотехники (МИТ). Представители российской «оборонки» уже не раз заявляли, что «Баргузин» будет абсолютно новым комплексом, а не модернизацией «Молодца». За тридцать лет, которые прошли со времени создания советского ракетного комплекса, технологии далеко ушли вперед.


Информации о новом комплексе и ракете, которой он будет вооружен, пока немного. В 2014 году стало известно, что на «Баргузин» будет установлена ракета Р-24 «Ярс» . До этого рассматривались такие варианты, как Р-26 «Рубеж» и 3М30 «Булава» .

До 2020 года планируется полностью выполнить конструкторские работы и провести испытания комплекса. БРЖК «Баргузин» после 2020 года должен уже поступать в войска. Это все было указано в планах 2012 года. Насколько они выполняются, соблюдается ли график работ – неизвестно. Не так давно появилась информация, что в 2014-2015 годах был проведен большой объем работ в рамках этого проекта.

«Баргузин» во многом будет повторять предыдущий ракетный железнодорожный комплекс. В его состав будет входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для МБР, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Пусковую установку для БРЖК разрабатывает волгоградский ФГУП ЦКБ «Титан», по крайне мере, именно это предприятие получило соответствующий патент. Стартовое оборудование для комплекса разрабатывается в КБСМ. В комплексе будет использован один тепловоз, вместо двух на БРЖК «Молодец».


В начале нынешнего года появилась информация, что за 2015-2016 год была полностью отработана конструкторская документация по проекту.

В СМИ появлялась информация, что комплекс «Баргузин» будет иметь шесть вагонов с МБР (один полк РВСН), а ракетная дивизия – пять полков.

Комплекс будет вооружен ракетой «Ярс» или «Ярс-М», унификация будет высокой, но, конечно, ниже 100%.

Ракета будет иметь три ступени с твердотопливными двигателями классической компоновки. Система наведения боевых блоков – инерциальная. Возможно, блоки будут оснащены системой маневрирования. Ракета будет оснащена системой преодоления ПРО противника.

«Ярс» легче, чем РТ-23УТТХ, он содержит всего четыре разделяющихся блоков, вместо десяти у советской ракеты. В новом комплексе будут использованы технические решения, разработанные при создании «Молодца»: минометный старт, отвод контактного провода, отклонение ракеты после старта.

Автономность «Баргузина» должна составлять тридцать суток, за сутки он будет способен пройти 1 тыс. км. Комплекс ничем не будет отличаться от обычного грузового состава, что станет гарантией его неуязвимости.


Тактико-технические характеристики нового комплекса

Ниже указана ТТХ БРЖК «Молодец».

Видео о ракетных комплексах

Правильно. Америкосы не дураки. Купив Горбачева, развалившего СССР, задаривших Ельцина сказками о дружбе, выкормивших наших отцов демократии, трех паршивых поросенков, Развалили СССР и поставили Россию на колени. Ослабив нашу армию и флот, до такого уровня, что равносильно поражению в войне. Давая деньги на уничтожение наших ракетных систем и вооружений под благовидным предлогом, уничтожали наш оборонный потенциал нашими же руками, заливаясь от смеха с нас, наблюдая такой цирк, которого в мире еще не было. Ведь америкосы у себя практически ничего не уничтожили, а если и уничтожили, то старое отслужившее свое, все складировали. А сейчас ихний проект тоже успешно претворяется в жизнь и название ему Украина. Оторвать ее от России. Ведь они прекрасно понимают, какой потенциал будет, если Украина будет с Россией. И делают все, не жалея ни ничего для этих целей. Первым пунктом у них Севастополь. Потеря его для России, как базы флота, которая в нынешнее время в военном смысле, не играет такой роли, как в прошлые века, будет политическим поражением, национальным унижением нашей нации. А открывающееся перспектива, в непосредственной близости от наших границ, иметь базу и порт для своих кораблей, создавать постоянную угрозу нам, вскружило им головы. Вот почему сейчас и такой бардак на Украине, под который легко насаждать антирусские настроения, русофобию, национализм. И если мы и дальше будем сносить это, в конце концов действительно станет вопрос о существовании России, как государства. Политика америкосов направлена на уничтожение России, руками же своего народа. Война для них не нужна и зачем, если есть другие способы.Уничтожить Россию военным путем, как Югославию, они не смогут и не хотят, можно получить и сдачи. Вот за все это этих отцов пересторойки, отцов демократии нужно поставить к стенке и расстрелять. а они живут и в ус не дуют, и не испытываю даже морального стыда от содеянного, и живут небезбедно, как простые смертные наших стран, не знающие как нормально жить и детей своих растить. Во все времена было предательство и предатели, но такого предательства у славян еще не было за всю историю. Лишний раз убеждаешься, что прав был Сталин, уничтожая таких, как Горбачев, Чубайс, Гайдар, Бурбулис и других, потому что такие бы еще в 30 годы наверное бы развалили бы страну. И не знаешь, что лучше для России жесткая рука или дешевая демократия, при которой страна становится на грань развала. Поэтому славянские страны должны быть вместе, иначе америкосы сперва развалят наши страны, а потом и славянскую нацию низведут как нацию. Просторы бывшего Советского Союза им не дают ни покоя, ни сна.