Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 20.03.2016 16:47 Просмотров: 1411

В широком смысле древнерусское искусство понимается как средневековое русское искусство, развивавшееся с IX до конца XVII вв.

Хотя историей Древней Руси считается история Древнерусского государства с 862 (или 882) г. до татаро-монгольского нашествия (вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 гг.), а история Русского государства – это период российской истории от 1478 или 1485 гг. (присоединение Новгорода или Твери) и до провозглашения Петром I Российской империи в 1721 г. Древнерусское искусство рассматривается в совокупности двух этих периодов.

Суть фотомонтажа заключается в его использовании физико-механической силы камеры и ресурсов химии с целью агитации и пропаганды. Когда фотография заменяет рисунок, художник представляет такой-то момент более реалистичным и более живым способом и, следовательно, с большей степенью чувствительности к массам.

Важная вещь этой замены заключается в том, что фотография не является наброском визуального факта, а его точной фиксацией. Это отношение, эта документальная сторона, придает фотографии силу действия на зрителя, которого невозможно достичь графическим представлением.

Искусство Древнерусского государства

Градостроительство

Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы. Детинец (центр города) защищался отдельно. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться даже население окрестностей города. Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором. В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан. Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Характерной чертой русского города XI-XIII вв. было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться вне города.

Пропагандистские плакаты, обложки и иллюстрации книг, ленинские лозунги, обои и красные клинья требовали новых, более сильных и более точных методов представления. Он нуждался в искусстве, поддерживаемом хорошей технической командой, и использовал источники химии. Нет необходимости думать, что фотомонтаж сводится к выразительному расположению фотографий. Он несет политический лозунг, цвет и чисто графические элементы.

Выразительная организация всех этих элементов могла быть реализована только на уровне идеологии и искусства новым художником - воинствующим специалистом в области массовой политической культуры, строителем, обладающим искусством фотографии, и кто строит свой состав в соответствии с совершенно новыми законами в области техники. Новые строительные процедуры стали незаменимыми для новых элементов представительства, а также для нового социального порядка.

Археологический музей «Берестье», остатки построек
В уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс. экспонатов. В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м². В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев. Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами.

В ходе своей истории живопись приняла различные формы, в соответствии с различными средствами и методами, которые руководствовались и стали конкретными для каждого из них. На Западе фресковая живопись, достигшая наивысшей степени развития в позднем средневековье и в эпоху Возрождения, основана на нанесении краски на свежую или сухую штукатурку. Еще одним древним разнообразием является темперная краска, которая состоит из нанесения порошкообразных пигментов, смешанных с яичным желтком на подготовленной поверхности, которая обычно представляет собой холст на доске.

Предметы домашнего обихода (реконструкция)
Вокруг древнего посада размещена экспозиция, посвящённая жизненному укладу славян, населявших в древности эти места: изделия из металлов, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков. Ткацкие станки назывались «кроснами».

В эпоху Возрождения масляная живопись заняла место фрески и храма; традиционно считалось, что этот метод был разработан в позднем средневековье фламандскими братьями Яном ван Эйком и Юбером ван Эйком, но теперь считается, что он был изобретен гораздо раньше.

Другие техники окраски - эмаль, энкаустика, гуашь, гризай и акварель. В последние годы использование акриловых красок, на водной основе, быстрое высыхание и со временем не потемнело. С течением веков различные методы и художественные стили происходили, а также теории, связанные с целью искусства, в некоторых случаях вновь появлялись в более поздние времена с некоторыми изменениями.

Белорусские кросны

Крепости и укрепления в Древней Руси

Укрепления играли большую роль в Древней Руси. Они постоянно совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Этого было достаточно, т.к. огнестрельного оружия ещё не существовало. Для русских укреплений того времени характеры ров, городские стены, забрала и насыпной вал.

На противоположном полюсе экспрессионистских попыток выявить внутреннюю реальность всегда существовали художники, стремящиеся точно представлять внешние аспекты. Реализм и символизм, классическое сдерживание и романтическая страсть чередовались на протяжении всей истории живописи, раскрывая значительную близость и влияние.

Доисторическая и древняя живопись

Самые старые картины, которые известны, были сделаны на стенах пещер, которые служили убежищем для человеческого рода тридцать тысяч лет назад в палеолитический период. Есть признаки палеолитического искусства на сайтах Западной Европы, Африки Сахары и Юга, а также в Австралии. В некоторых районах, таких как побережье Средиземного моря, развитие живописи продолжалось в неолитический период.

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском
Обычно крепости строились на естественном возвышении, поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий использовали топкие низины и болота.
Городские стены устанавливались на валах и состояли из городниц – деревянных срубов, наполненных землёй. Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала». В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте. В стенах делались ворота. Термин «отворити ворота» означал сдачу города. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах.

Картины, сохранившиеся в пещерах Испании и на юге Франции, с невероятной точностью представляют зубров, лошадей и оленей. Эти представления сделаны в земных цветах, состоящих из разных пылевидных минералов и смешанных с животным жиром, яичным белком, растительными экстрактами, хвостом рыбы и даже кровью; были наложены с помощью щетки из палочек и тростника или были взорваны на стене. Эти картины должны были играть роль в магических ритуалах, хотя их точная природа неизвестна с уверенностью.

Например, в росписи Ласко, Франция, среди животных появляется человек, а также несколько темных пятен; хотя его точное значение остается неизвестным, демонстрирует наличие духовного сознания и способность выражать его через изображения, знаки и символы.

Псковский Кром (Кремль)
Псковский Кром (Кремль) – историко-архитектурный центр Пскова и Псковской крепости. Занимает площадь 3 га.
Начальное поселение в этой части городища датируется серединой I тысячелетия. В X-XII вв. здесь существовали земляные (возможно, и каменные) укрепления и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV-начало XVI вв.) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.

Более 1000 лет назад египетские художники начали рисовать стены гробниц фараонов с мифологическими изображениями и сценами повседневной деятельности, такими как охота, рыбалка, сельское хозяйство или банкет. Как и в египетской скульптуре, преобладают две стилистические константы. Во-первых, изображения, более концептуальные, чем реалистичные, представляют собой наиболее характерные анатомические особенности, сочетающие лобные и профильные виды одного и того же фигуры; во-вторых, масштаб цифр указывает на их важность, и, таким образом, фараон оказывается выше его супруга, детей или придворных.

Псковский Троицкий собор (первое упоминание о нём относится к X в.)

Минойцы украшали реалистичные картины, великую живость, стены их дворцов на Крите, а также керамику. Например, знаменитая фреска бычьего прыжка воссоздает ритуальную игру между людьми и быком. Морская жизнь была частой темой, как на фреске дельфина, найденной на стенах дворца короля Миноса в Кноссе или в вазе осьминога, глобулярного сосуда, на поверхности которого пульсируют щупальца осьминогов, которые определяют и усиливают их форму.

За исключением некоторых фрагментов, нет следов греческих фресок. Однако натуралистические представления мифологических сцен в греческой керамике могут пролить свет на то, что такое крупноформатная живопись. В эллинистическую эпоху сцены и мотивы, представленные в мозаиках, также, вероятно, являются отголоском монументальной живописи, сделанной с использованием других методов, которые не дошли до нас.

Власьевская башня Псковского Кремля
Это одна из оборонительных башен Пскова. Была возведена в XV в. Имеет высокий шатёр и смотровой чердак. Защищала линию крепостных стен у спуска к реке Великой.

Древнерусское зодчество

Древнеру́сское зодчество вобрало в себя традиции восточнославянской культуры и искусства Византии и балканских стран. На этой основе были созданы выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры.

Римляне украшали свои виллы мозаичными полами и изысканными фресками, изображающими ритуалы, мифы, пейзажи, натюрморты или натюрморты и повседневные сцены. Римские художники смогли создать иллюзию реальности, используя технику, известную как воздушная перспектива, благодаря которой цвета и контуры самых отдаленных объектов представлены более размытым способом для достижения пространственных эффектов. В раскопках, проведенных в городах Помпеи и Геркуланум, которые были погребены извержением Везувия в 79 году нашей эры, был восстановлен сборник римской живописи, как гражданской, так и религиозной.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) – храм, построенный в первой половине XI в. в центре Киева. В соответствии с летописью, по указанию князя Ярослава Мудрого храм установлен на месте победы в 1037 г. над печенегами. На рубеже XVII-XVIII вв. храм был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI в. и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв.

Палеохристианская и византийская живопись. Например, Иисус появился как Добрый Пастырь, с принятой фигурой представлений греческого бога Гермеса; чтобы символизировать воскресение, представляет историю Ионы, выпущенной от кита, согласно Ветхому Завету.

Стилизованные и вытянутые фигуры, украшающие стены церкви, которые видны почти спереди, смотрят на зрителя широкими глазами и, кажется, плавают невесомыми и вневременными. Эта маленькая земная презентация стала характерной для византийского искусства, и стиль был связан с христианским императорским двором Константинополя, который длился с 330 года нашей эры. Византийский стиль также появляется в иконах, обычных картинах на столе, предназначенных для поклонения, которые представляют к Иисусу Христу, Богородице и святым.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора (XI в.)
В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в Список всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Собор Святой Софии в Киеве – первый каменный памятник архитектуры на Руси. Мозаики в Соборе Святой Софии были выполнены византийскими мастерами.

В Малой рукописи, как лежащие тексты - тексты Вергилия, так и христианские писания - Псалтирь Парижа - есть остатки греко-римского стиля. Преиспаническая живопись в Америке. Аллегории самых ценных вещей, таких как вода, кровь, жизнь, безмятежность, отражены в фресках, посвященных Тлалоку, божеству дождя и райству, предлагаемому каждый раз, когда он расточился.

В дополнение к кодексам или сценам дохиспанической жизни и истории, воплощенным в расписных книгах, выделяются настенные росписи Какастлы в Тласкале и Бонампак в Юкатане. В них были яркие сцены войны и церемониальные сцены, освещающие драму боли и гордость триумфа. Использование цветов - как характерный синий фон майи - и детали, в бесчисленных поворотах и ​​атрибутах костюмов персонажей, которые выглядят великолепными перьями, вооружениями, украшениями, туфлями, масками, закладывают основы фундаментальной основы американский пластик.

Иоанн Златоуст. Мозаика (XI в.)
Собо́р Свято́й Софи́и – главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 гг. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

В деталях фресок Бонампака, заключенного видно на лестнице в одном из самых совершенных ракурсов старой живописи. Примечательно, что несколько столетий пройдут до тех пор, пока культуры Америки не будут связаны с европейскими, и поэтому они развивались без какого-либо экстраконтинентального влияния.

Искусство средневековья, которое развивалось за пределами Византийской империи и в то, что было северными границами римского мира, можно классифицировать в соответствии с его отличительными стилистическими особенностями. Минимально оформленные манускрипты, такие как Евангелия Линдисфарна, были изготовлены с использованием сложных линейных, плоских мотивов, сочетающих кельтские и германские элементы.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.
У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная, и боковые – округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Впервые собор был расписан в 1109 г., но от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. В Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Предполагают, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX в.

В начале готического периода структура соборов придавала большое значение окнам, поэтому витражи играли более заметную роль в искусстве, чем заминированные манускрипты. Художники-миряне создали свои мастерские в Париже и других важных центрах, производя сложные рукописи для настоящих клиентов. Мы пришли к картинам светских предметов, сделанных в тот период, особенно в Италии.

Среди многих характеристик, определяющих живопись этого стиля, - это реалистичная деталь, которая обозначает проницательное наблюдение за людьми и природой со стороны живописца. Это одна из самых важных работ международного готического стиля, а ее календарные страницы изображают крестьянскую жизнь и благородство; представляет собой блестящий документ о платьях, действиях и архитектуре того времени. Хотя они полностраничные иллюстрации, они отражают предыдущий средневековый стиль, в том, что цифры малы и должны делиться вниманием читателя с другими изображениями.

Наиболее известные иконы собора

Икона Божией Матери «Знамение» (XII в.)

Напротив, примерно за сто лет до братьев Лимбург итальянский художник Джотто присвоил человеческую фигуру монументальный размер и достоинство, сделав ее главным героем истории. Своей работой он произвел революцию в итальянской живописи, и его открытия, наряду с творчеством других художников, оказывали влияние на живопись на севере. Художник также писал большие деревянные деревянные алтареи, как и многие другие художники конца средневековой сцены.

Он продолжал поклоняться достижениям античности, но в то же время произошло интеллектуальное и культурное возрождение. В Изгнании Рая его Адаму и Еве действительно стыдно; Поза Евы, пытаясь покрыть ее тело руками, основана на отношении, характерном для классической скульптуры, известной как Венская пудица.

Тихвинская икона Божией Матери (известна с XIV в.)
Всего древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода сохранилось более 50. Расскажем ещё об одном из них – храме Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли – белокаменный храм во Владимирской области России, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Он был основан в XII в. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII в. по инициативе Андрея Боголюбского.
Старые мастера умели выбирать единственно правильное место для храмов. Место расположения этого храма уникально: церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.
Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но, благодаря исключительно удачно найденным пропорциям, они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты.

Древнерусская живопись

Древняя Русь, приняв христианство в 988 г., приняла от Византии не только религию, но и художественные приемы. С началом строительства храмов началось и изготовление настенных росписей, мозаики.
Домонгольская живопись Древней Руси сохранилась очень фрагментарно. Самый яркий пример – Владимирская икона Божией Матери.

Это одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; икона считается чудотворной.
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии. На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г.) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 г. князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 г. Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был сорван оклад. Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем. Им же была восстановлена икона
Богоматери Владимирской. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
С сентября 1999 г. икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Из древнейших новгородских икон известна икона «Ангел Златые власы», датируемая XII в. Икона хранится в Государственном Русском музее (Петербург).

«Устюжское Благовещение» (XII в.) – также одна из немногих домонгольских икон, созданная в Великом Новгороде. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Искусство ремёсел в Древней Руси

К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве довольно высокого уровня, о чём свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.
Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные).

Копия шлема Ярослава Всеволодовича
Были развиты гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное и другие ремёсла. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе.

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него строили жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и другие качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её. Наиболее распространены были сосна и ель. Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д.). Широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках).

Н. Рерих «Город строят» (1902)
Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни.
Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д.). Литейное дело достигло в Древней Руси высокого художественного развития.
Древняя Русь не имела собственных цветных металлов, их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Серебро также попадало на Русь в виде монет и в слитках из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии.

Гривна, браслеты, перстни и височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка (XII-XIII вв.)
В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна для изготовления верхней одежды называлась вотола. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно.

Власяница Ивана Грозного (XVI в.)
Власяни́ца (также вре́тище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.
Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Среди костяных изделий значительное место занимали художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы.

Холмогорская резьба по кости
Гончарное дело в Древней Руси также было весьма развито в связи с наличием глины. Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах. Посуда производилась различной вместимости и формы. Изготавливали детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д., а также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия. На днищах сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков.

Древнерусский узор (изразцы)

Скопинская керамика
На рубеже IX-X вв. произошёл переход от лепной керамики к гончарной, т. е. круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось.

Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI в. и развития достигло к XII-XIII вв. В начале XI в. популярны были стеклянные бусы. С середины XI в. появляется столовая стеклянная посуда. В первой половине XII в. массовое распространение получили стеклянные браслеты.
Первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI в. в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской.

Фрагменты стеклянных браслетов

Архитектура Московского княжества (XIV-XVI вв.)

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к новому развитию архитектуры на территории города и княжества.

Успенский собор на Городке
Белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV вв. Внутри собора сохранились росписи начала XV в., приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Спас. Икона Андрея Рублева

Успе́нский собор Московского Кремля – православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 г.).

Сооружён в 1475-1479 гг. под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.

Благовещенский собор (Московский Кремль)
Благове́щенский собо́р – православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположен на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1489 г. псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV-начала XV вв. (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор сильно пострадал при пожаре 1547 г. и восстановлен в 1564 г.

Святые Константин и Елена. Фреска (1547-1551). Роспись юго-восточного столпа Благовещенского собора Московского Кремля

Гранови́тая пала́та – памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487-1491 гг. по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Архитектура Русского царства (XVI в.)

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, но в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного. Его строительство продолжалось в 1554-1560 гг. Собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного (или Покровский Собор) был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском – первый каменный шатровый храм в России. Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки.
Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585).

Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598)

Русская архитектура XVII в.

Начало XVII в. в России – сложное Смутное время, это привело к временному упадку строительства. Монументальные здания сменились небольшими постройками.

Пример подобного строительства – церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. Это одна из последних шатровых церквей.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593).

Феофан Грек. Донская икона Божией Матери. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII в. сохранилось и в Ростове Великом. Наиболее известны Ростовский кремль (1660-1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря.

Ростовский кремль

Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.
Гражданское зодчество Москвы почти всё погибло, так как деревянная Москва выгорела. Сохранились древние стены укрепленных городов с башнями и воротами и ограды монастырей, бывших, в сущности, также крепостями.
Среди гражданских построек особое место занимает кремлевский Теремной дворец, свидетельствующий о больших технических знаниях и незаурядном вкусе его зодчих. Построен в 1635-1636 гг. по приказу царя Михаила Фёдоровича. Это первые каменные покои в царском дворце.

Теремной дворец (вид с Моховой улицы)
В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.
Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от пожара 1812 г.
В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Крестовая (Соборная) комната в Теремном дворце

Оружейная палата

Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
Именно из Оружейной палаты исходили все новшества. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь начиналась деятельность Симона Ушакова – крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства.
С конца XV в. Москва превращается в центр художественных ремесел, где русские мастера создают множество памятников искусства.
Кремлевскую сокровищницу пополняли многочисленные иноземные посольства, доставляя в Москву роскошные дары. Уже в период правления Ивана III казна разрослась настолько, что для её хранения в 1485 г. в Кремле было специально возведено двухэтажное каменное здание с глубокими подвалами для драгоценностей.
Кремлевская сокровищница была разграблена польскими интервентами в Смутное время, но быстро пополнилась во времена бурного экономического роста и расцвета ремесел при первых царях династии Романовых, а при Петре Великом – за счет военных трофеев. Значительную часть ценностей составляли изделия мастеров ведущей кремлевской мастерской – Оружейной палаты, которой и обязан своим названием музей, располагающийся сегодня в здании, воздвигнутом архитектором К.А. Тоном в 1844 г.

Здание Оружейной палаты
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее рассвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово «Икона» употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сёл - Палех, Мстера и Холуй.

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая, созданная как раз в результате реформ. Русская культура, русская интеллигенция.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства российского» Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в той особой живописной технике в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось но грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой. Таким образом в начале XIX века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, по темнели уже и иконы XVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посеявший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильнопотемневшей «Троице» Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.

До середины XIX века общим оставалось представление, что «художества водворены у нас в отечестве Петром I». Только во второй половине столетия такой представление было разрушено. В это важную роль сыграла русская историческая наука. Особенно значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить точное и глубокое соответствие икон литературному источнику. Признание за древней живописью художественного значения, рост интереса к ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала жить. Для иконописи прежде всего такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьян и купцов, предки которых в середине XVII века отклонились от православной Церкви, не приняв некоторых предпринятых в то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону, как свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со старообрядцами давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по себе было важно, так как расширяло представления о древней иконописи. Но что еще важнее - у старообрядце учились ценить ту «тонкость древнего письма», которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

На исходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозов а, И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и, понимая художественное значение собранной им коллекции икон, он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой, увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде. В начала XX века были предприняты расчистки икон. Инициатором этих расчисток являлся И.С. Остроухов, бывший к тому времени не только владельцем собственного иконного собрания, но и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю живопись. С этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о «черных иконах».

Вслед за первыми расчистками последовало множество других: и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и раскрывать древние фрески.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к гонению на христианское слово, к почти полному изъятию его из народного обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского искусства. Были закрыты тысячи храмов, многое из принадлежавшего им, в том числе и древние иконы, было уничтожено.

Однако признание иконописи искусством, составной частью культуры сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои двери музеи, куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов. С послевоенных лет, когда начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции: сначала очень робко, а в 60-80-е годы уже достаточно широко и открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.