В 1689 году началось правление 17-тилетнего царя Петра I-го. Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России он сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства, сильно отставшего от Запада из-за татарского ига, Петр создает Российскую империю, вошедшую великой державой в семью европейских государств. Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре года. Царем стал его старший брат Федор. После смерти Федора царями сделались одновременно братья Иван и Петр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья, умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село Преображенское, недалеко от Москвы. Там Петр прожил семь лет. Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с деревенскими мальчишками он создает основу будущей русской регулярной армии. Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании русского флота. Тогда же Петр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев Петр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело; знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Петр еще юношей получил широкое по тому времени образование. Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить Софью царицей. Петр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие влиятельные люды. В борьбе с Софьей Петр оказался победителем. Получив власть, молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов преобразования России. Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала Петра была сделана попытка добиться выхода к Черному морю. Петр сам руководил двумя походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Черное море. Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Петр отправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито, как простой солдат Петр Михайлов. В Голландии он четыре месяца работал на корабельной верфи простым рабочим. Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вел переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремесла, посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом государственных реформ. Не теряя времени, Петр сразу приступил к проведению своих реформ. Они фактически охватили все области жизни русского народа. Петр решил европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на вечеринки, как в Европе. Одновременно Петр приступил к созданию регулярной армии и флота по европейскому образцу. Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди духовенства, но и в широких кругах населения. Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Петр требовал исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он сам подавал им пример своей неутомимой деятельностью. Решительными, а порой и жестокими мерами Петр Первый в короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в главном Петр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию великой державой. При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Во всем этом Петр участвовал лично: учил, помогал и наблюдал за исполнением. При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук. Тогда же была создана новая, более простая русская азбука. Чтобы быть ближе к Западной Европе, Петр решает основать новую столицу на побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки Невы, при ее впадении в Финский залив, город Петербург, ставший по общему признанию одним из красивейших городов мира. Царь Петр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось обратить внимание на север: там был сильный враг - Швеция. В 1700 году началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год. В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой недалеко от Балтийского моря - талантливым полководцем, молодым шведским королем Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром еще в юности, все его войско бежало в полном беспорядке. Петр не пал духом. Он увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал новую сильную армию. Через несколько лет Карл ХII со своей армией появился на юге России. В 1709 году около города Полтавы произошло самое знаменитое сражение Северной войны. Петр сам руководил боем. Перед боем он отдал следующий приказ войскам: "Пусть знает Российское воинство, что пришел час решительной битвы не за Петра, но за государство, Петру врученное, за народ Всероссийский. А о Петре знайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благосостоянии." Под Полтавой русские разбили шведов. Карл ХII бежал в Турцию. Много шведских генералов и офицеров было взято в плен. Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами Балтийского моря, Петр провозгласил в 1721 году Московское государство Всероссийской Империей, а себя - Императором. Потомство назвало Петра Первого - Великим. Умер Петр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.

Первая четверть XVII столетия в России ознаменовалась преобразованиями, непосредственно связанными с "европеизацией" страны. Начало Петровской эпохи сопровождалось серьезными изменениями в нравах и быту. Коснулись преобразования просвещения и других сфер общественной жизни. Все реформы проходили на первом этапе крайне тяжело, зачастую насильственно. Рассмотрим далее основные события Петровской эпохи.

Предпосылки к реформам

Необходимо сказать, что активное проникновение западноевропейских ценностей отмечалось в стране на протяжении всего XVII столетия. Однако направленность этого влияния изменила именно Петровская эпоха. Век XVIII стал периодом внедрения новых ценностей и идей. Ключевым объектом преобразований стала жизнь русского дворянства. Интенсивность реформ обуславливалась в первую очередь государственными целями. Петр Первый стремился к преобразованию в административной, военной, промышленной и финансовой сферах. Для этого ему необходимы были опыт и достижения Европы. Успех государственных реформ он связывал с формированием качественно нового мировоззрения элит, перестройкой быта дворянства.

Первый опыт

Петровская эпоха проходила под влиянием западного образа жизни. Симпатия правителя России появилась к европейским ценностям еще в юности. В свои ранние годы Петр часто приезжал в Немецкую слободу, где обрел своих первых друзей. После первого визита за границу у него возникла идея перенести из Европы в Россию обычаи, институты, формы развлечений и общения. Однако он не учитывал, что все это будет восприниматься с определенными сложностями, поскольку почвы и органичной предыстории для этого в стране создано не было. Петровская эпоха, кратко говоря, ассоциируется с насильственным внедрением в русскую жизнь европейских ценностей. Как свидетельствуют записи, государь фактически требовал от подданных переступить через себя и отказаться от вековых традиций предков.

Первые преобразования

Если говорить о том, какой была Петровская эпоха, кратко, то сближение с Западом выражалось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. После приезда из-за границы Петр приказал принести ножницы и сам обрезал бороды у шокированных бояр. Эту операцию государь проделывал не один раз. Борода для него стала символом старины. Он негативно воспринимал ее присутствие на лице бояр. Хотя издавна борода выступала как неприкосновенное украшение, признак чести и родовитости, предмет гордости. Указ 1705 г. обязал всех мужчин, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороду. Таким образом, общество оказалось разделено на 2 неравные части. Одна - дворянство и элита городского населения, которая находилась под давлением европеизации, другая же сохраняла привычный уклад.

Живопись

Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Русские граверы могли иллюстрировать только церковные книги. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед.

Специфика реформ

Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В свое работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин.

Гравюра

Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. Спектр сюжетов сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы.

Миниатюрные портреты

Они также стали появляться в начале столетия. Первыми авторами являлись Овсов и Мусикийский. Первое время создавались миниатюрные портреты государственных деятелей и их родственников. Однако спустя время спрос на эти работы настолько вырос, что в Академии художеств в последней четверти 18 столетия был создан специальных класс.

Книги

Наиболее ярко отражала веяния нового времени литература Петровской эпохи. В 1717 г. было опубликовано "Рассуждение…", в котором описывались причины войны со Швецией. Издание было подготовлено вице-канцлером Шафировым по поручению государя. Это "Рассуждение" стало первым отечественным дипломатическим трактатом о внешнеполитических приоритетах России. Экономические преобразования отражались в трудах Посошкова. Наиболее известной его публикацией стала "Книга о богатстве и скудости". Блестящим писателем, оратором, церковным и общественным деятелем в Петровскую эпоху был сторонник реформы церкви Феофан Прокопович. Он разработал "Духовный регламент", "Правду воли монаршей". Еще одним видным деятелем был Стефан Яворский. Он создал такие религиозные трактаты, как "Камень веры", "Знамение пришествия антихристова". Эти труды были направлены против протестантизма и реформаторства.

Развлечения

Во время реформ предпринимались попытки создать публичные театры в Петербурге и Москве. На сцене ставили комедийные и исторические пьесы ("Амфитрион" и "Доктор Принужденный" Мольера, например). Стали появляться и первые отечественные драматические работы. Так, Петровская эпоха была ознаменована созданием трагикомедии Прокоповича "Владимир", пьесы Жуковского "Слава Российская". Изменения в нравах проявлялись в появлении новых видов развлечений. К концу 1718 г. элиты петербургского общества известили о введении ассамблей. Эта идея родилась у Петра после посещения французских гостиных. В них собирались и беседовали крупные политические, научные деятели, живописцы и другие представители высшего общества. Учреждая ассамблеи в России, Петр стремился приучить дворян к светскому поведению, а также приобщить женщин государства к общественной жизни. В процессе организации реформатор использовал и практические, и теоретические достижения Европы. В указе, регламентировавшем порядок собраний в домах, приводился перечень правил, описывался распорядок развлечения, которым должны были следовать присутствующие.

Летоисчисление

"Полезность" была основной идеей, которой пронизывалась вся Петровская эпоха. Годы правления великого реформатора ознаменовались введением нового летоисчисления. Теперь отсчет велся не от сотворения мира, а с Рождества Христова. Новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Учреждались также праздники. Так, Петром был введен Новый год. Его празднование должно было осуществляться с 1 по 7 января. При этом ворота дворов следовало украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями или ветвями. По большим улицам вечерами было предписано жечь костры, а встречающиеся люди должны были друг друга поздравлять. В Новый год в столице устраивали фейерверки. Петр стал, таким образом, основателем многих государственных праздников. Победные торжества стали устраиваться по примеру триумфов Рима. В 1769-м в празднествах по поводу победы под Азовом проявились ключевые элементы будущих мероприятий. В них достаточно явно просматривались римские признаки. По распоряжению государя были сооружены триумфальные ворота.

Приобщение женщин к светской жизни

Проводя свои реформы, Петр не учитывал, что население не совсем к ним готово. Так, например, женщинам было крайне проблематично в один момент отойти от домостроевского уклада. Однако реформатор проявлял заботу о них. Он указывал женщинам, как себя вести, одеваться, говорить. На первых порах на ассамблеях, по воспоминаниям современников, русские дамы, туго затянутые в корсеты, не умели не только грациозно и легко танцевать, но и не знали, как им нужно сесть или стать. По большей части они были неуклюжи, неповоротливы.

Значение Петровской эпохи

Преобразования государя позволили стране выйти на качественно новый уровень. В первую очередь существенно сократилось отставание культурной и экономической сфер от передовых стран Европы. Кроме этого, Россия стала превращаться в великую и могущественную державу. За счет внедрения европейских ценностей страну стали воспринимать на международной арене. Благодаря петровским реформам теперь ни одно важное событие не решалось без участия России. Изменения, которые произошли в жизни государства в первой четверти 18 столетия, были весьма прогрессивными. Однако они еще сильнее увеличили разрыв между дворянством и низшими классами. Бояре превратились в благородное элитное сословие. Использование культурных достижений и благ стало только их привилегией. Все это сопровождалось распространением презрения к русскому языку и древней культуре в среде дворян. Многие историки отмечают, что европеизация усилила негативные культурные проявления допетровской России. Вводимые новшества тяжело воспринимались дворянством. Зачастую преобразования провоцировали действия, совершенно противоположные тем, что ожидались. Вежливость и обходительность по приказу не могли стать внутренней потребностью, они порождали грубость и непристойность. Перемены затронули только верх общества. Русский крестьянин еще очень продолжительное время после окончания Петровской эпохи не ходил в театр, не читал газет, не знал о существовании ассамблей. Таким образом, реформы изменили социальное положение привилегированного класса в сторону Запада, а жизнь низших классов - в противоположном направлении, к Востоку. С одной стороны, преобразования в сфере быта и культуры формировали условия для развития просвещения, науки, литературы. Однако многие европейские ценности и стереотипы переносились насильственным и механическим путем. Это создавало существенные препятствия для полноценного развития исконно русской культуры, основанной на древних национальных традициях. Представители дворянского сословия, принимая европейские ценности, довольно резко отходило от народа. Хранитель русской культуры - русский крестьянин - был привязан к национальным традициям. И эта его связь только усиливалась по ходу модернизации государства. В результате начался глубокий социально-культурный раскол в обществе. Все эти явления во многом предопределили острые противоречия и силу общественных потрясений, возникших в начале 20 столетия.

Заключение

Петровские преобразования в культурной, общественной сфере жизни государства отличались ярко выраженным политическим характером. Зачастую реформы проводились насильственными методами. Людей заставляли принимать чуждые им ценности, науки. Все это делалось в интересах государства, формировавшееся по жестким распоряжениям монарха. Принципиальное отличие Российской империи, созданной за четверть столетия, должны были подчеркиваться внешними атрибутами Петровской эпохи. Реформатор пытался придать величественность государству, ввести ее в международные отношения на правах европейской страны. Именно поэтому так активно внедрялись в жизнь западные ценности. Реформы коснулись абсолютно всех сфер жизни дворян. На первых этапах нововведения вызывали жесткое сопротивление. Однако неповиновение монарху не допускалось. Элитным сословиям приходилось подчиняться и учиться жить по новым правилам. Внедряя реформы, Петр стремился к тому, чтобы дворянство получало практический европейский опыт. Поэтому он часто ездил за границу сам, отправлял за рубеж своих подданных, приглашал иностранцев в Россию. Он стремился вывести страну из политической изоляции. В эпоху Петра появилось огромное количество произведений искусства. Русские мастера, переняв опыт и навыки европейцев, создавали шедевры, ставшие впоследствии известными на весь мир. Существенные изменения отмечались и в архитектуре. Несмотря на достаточно жесткое введение новшеств, Россия смогла приблизиться к Европе. Однако, как выше было сказано, реформы коснулись только высших сословий. Крестьянство продолжало оставаться необразованным. Низшие классы были хранителями древних традиций и свято их чтили. Личность Петра считается многими историками противоречивой. Неоднозначно воспринимаются исследователями и его реформы. Его преобразования коснулись не только нравов и быта, искусства и архитектуры. Значительные изменения претерпела военная сфера, административный аппарат. Многие нововведения прочно укоренились в стране. Последующие поколения совершенствовали созданную Петром систему. Монарх стал символом решительных преобразований, плодотворности и эффективности использования западноевропейских достижений.
Петр провел колоссальную работу в стране. Несмотря на то что он не учитывал многие обстоятельства и особенности русского менталитета, историки признают, что государство в период его правления сделало огромный шаг вперед. Общество стало прогрессивным, светским, воспитанным, образованным. У потомков Петр Первый, можно сказать, практически единственный правитель, который сохранил титул Великий, дарованный ему еще при жизни.

Русская культура первой половины XVIII века

Татьяна Понька

Просвещение. До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона ― первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую―либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.
Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Во второй четверти XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово "сadete" означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек. В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни ― по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов. Кадетский Шляхетский корпус нередко называли "рассадником великих людей". Из его стен вышли фельдмаршалы П.А. румянцев и М.Ф. Каменский, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И.П. Елагин, герои Отечественной войны 1812г. генералы Д.С. Дохтуров, Я.П. Кульнев, И.С. Дорохов и др.
В первой половине XVIII в. появились профессионально ― художественные училища. Так, в 1738 г. в Петербурге была открыта Танцевальная школа, ныне ― Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой.
Книжное дело. Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука. Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" ― комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718―1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Общественно-политическая мысль. В первой четверти XVIII в. активно расширяются научные и культурные контакты России с Западной Европой. В России стали известны работы крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений. Происходят изменения и в общественном сознании.
В общественно-политической мысли XVIII в. нашли отражение ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. В петровских преобразованиях государству принадлежала ведущая роль. От государства зависела судьба преобразований. В обществе росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху.
Одним из наиболее видных сподвижников Петра I и крупнейших мыслителей своего времени стал вице-президент Синода Ф. Прокопович (1681―1736). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отправился в Польшу, где принял униатство, потом в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. По неизвестным причинам он бежал из Рима и вернулся в Киев в 1702 г. убежденным противником иезуитов и "папежского духа". В Киеве он принял православие под именем Феофан и стал преподавателем поэтики и риторики в академии, с 1711 г. ― ректором. В Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии перед царем он произнес яркую речь. Личность Феофана привлекла царя тем, что молодой священник был убежденным сторонником петровских преобразований. Учреждая Синод, царь сделал Ф. Прокоповича вице-президентом Синода. Ф. Прокопович был сторонником европейской науки, обычаев, законов, русскому православию он был чужд. Вся его деятельность была направлена на отделение церкви от государства, что ослабляло положение церкви в обществе. После петровских реформ Русская церковь уже никогда не займет в обществе былого положения.
Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Прокопович рассматривает такие формы правления, как "народодержавство", при котором важнейшие вопросы решаются "согласием всех жителей", и аристократия, когда "несколько избранных мужей сословием правится отечество". Прокопович отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. В "Духовном регламенте" основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм. Власть монарха объявлялась "никаким законам не подлежащей", т.е. безграничной, абсолютной. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам "соборного правления".
После обнародования в 1722 г. Указа о престолонаследии он пишет книгу "Правда воли монаршей", в которой доказывает, что право передачи престола тому или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца.
В петровское время закладывались зачатки буржуазных отношений. Идеологом нарождающейся российской буржуазии был купец И.Т. Посошков. Сын ремесленника-серебряника И.Т. Посошков к концу жизни стал купцом-виноторговцем. В 1724 г. он написал "Книгу о скудости и богатстве", которая стала выдающимся произведением русской экономической мысли. Посошков считал, что избавить страну от бедности можно реформой управления. Для этого от всех сословий следует избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения. Он придавал огромное значение купечеству и предлагал меры для поощрения торговли и промышленности. По его мнению, занятие торговлей должно было быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам занятие торговлей должно быть запрещено; русское купечество нужно защищать от конкуренции иностранцев. Импорт нужно резко сократить, а экспорт - увеличить. Он требовал, чтобы государство поддерживало купечество ссудами и передачей в собственность казенных заводов. Он выступал также за создание единой купеческой организации. Он осуждал сословное деление, считая полезным допускать на государственную службу выходцев из различных слоев общества, а не только дворян. Он осуждал чрезмерное отягощение крестьян работами, предлагал ограничить законом размер повинностей и отменить подушную подать. Он считал целесообразным распространение грамотности среди крестьян. Идеальным государственным устройством он считал абсолютную монархию, которую он противопоставлял тем странам, где короли "не могут по своей воле что сотворити, но самовластные у них подданные их". Проекты И.Т. Посошкова показались подозрительными, в 1726 г. он был схвачен Тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости.
Литература. Изменения в общественной жизни отражались и в литературе. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было началом расцвета повести ("гистории"). Появляется принципиально новый герой, он образован, смел, удачлив, любит путешествия. Большую популярность приобрела "Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской". Сын дворянина Василий Кариотский отправляется на морскую службу. Он едет в Голландию, где добивается успеха на службе у купца. Попав в плен к разбойникам, он вскоре становится их атаманом, обнаружив удаль и острый ум. Галантным обхождением он покоряет высокородную пленницу - флорентийскую королевну. Освободив ее, он женится на ней и живет "в великой славе". Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности рода.
Театр. Петр I в детском возрасте видел первые театральные спектакли при двре своего отца царя Алексея Михайловича. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" ― большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры. Театр должен был способствовать просвещению народа, поэтому он превращался в общедоступное зрелище. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Театр был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна. Театр заводила и придворная знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается "на злобу дня". Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени.
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов ― Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.

Русское искусство 1-ой трети 18 в. (“петровская эпоха”): архитектура Трезини, портретная живопись И. Никитина, А. Матвеева .

Реформы Петра 1 касались всех сторон русской жизни, с осбой наглядностью проявились они в изобразительном искусстве и архитектуре. Главные тенденции – переход от средневековья к новому времени, прозападная и светская ориентация, ускоренное развитие. Еще в 17 веке появились ростки новой культуры (парсуна, лубок, круглая пластика), шло нарастание реалистических черт, усилились контакты с Западом. Но только благодаря прогрессивным деяниям Петра они получили разитие и привели полному обновлению художественной культуры.

Реформы касались всех видов и жанров искусства, всех сторон художественной жизни. Пока молодые русские художники (“пенсионеры”) учились за границей, в России работали приглашенные западные мастера. Одним из них был архитектор Д. Трезини . Его постройки (Петропавловский собор (1712 - 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1742), Гостиный двор (1723- 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился) Летний дворец,) . решены в стиле сдержанного северного, петровского барокко, напоминающего голландскую архитектуру. Французский мастер Ж.-Б. Леблон разрабатывал план застройки Санкт-Петербурга , а также типовые проекты жилых домов . Вводились новые строительные материалы, композиционные приемы, соответствующие западно-европейским архитектурным традициям.

Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса - Екатерининский дворец (1752 - 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754-1762) и Смольный монастырь (1748-1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

Подобные процессы шли и в изобразительном искусстве. Самыми оригинальными живописцами были “пенсионеры” Никитин (учился в Италии, п-ты Петра 1, цесаревны Анны Петровны, “Напольного гетмана” ) и Матвеев (учился во Фландрии и Голландии, автопортрет с женой, п-т Голицыной ). Оба работали в портретном жанре, в барочном стиле, который эволюционировал в сторону реализма. Матвеев первым из русских мастеров возглавил “живописную команду” Канцелярии от строений, которая вела все монументально-декоративные работы в столице.

В скульптуре этого времени заметный след оставил Растрелли -отец, приглашенный из Италии для создания конного памятника Петра 1 . Помимо которого он сделал множество эффектных барочных портретов, заложил основы русской светской скульптуры (бюст Петра 1, “Анна Иоанновна с арапчонком”).

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х - начало 1740-х и 1740-е - 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап - время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко.

Трезини. Петропавловский собор.


Трезини. Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. Гостиный двор.

Трезини. здание Двенадцати коллегий.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец.

Франческо-Бартоломео Растрелли. Смольный монастырь.

Петровская эпоха — это интереснейший период российской истории. Россия меняется и укрепляется, становится великой империей. В стране проходят реформы одна за другой. Достигнуты колоссальные успехи в промышленности и экономике. В стране идут постоянные войны, что неудивительно, ведь именно войны Петр I считал необходимыми для завоевания выхода к морю и усиления России. Сам Петр, бунтарь и реформатор, заставляет одних восхищаться им, других же приводит в бешенство. Ведь он дал настолько мощный толчок развитию своей страны, что, как говорят историки, «едва не сломал ей хребет».

  • - Развитие страны и превращение ее в европейскую державу требовало не только многочисленных реформ, но и экономической независимости во внешнеторговых отношениях. Для этого империи требовался выход к морским берегам.
  • - Историки называют внешнюю политику Петра безупречной. Он показывает себя лояльным союзником и человеком, который держал свое слово. В военном деле Петр был гениальным организатором и полководцем. В результате проведенных реформ российская армия не только увеличилась, но и качественно изменилась в лучшую сторону.
  • - Личность Петра, как и его реформы, потомки и современники оценивают неоднозначно. Отдавая все силы службе государству, Петр требовал того же от своих подчиненных. В государственном управлении стремился ввести принцип законности. Петр потерпел много неудач, велики были жертвы, но также велики были его достижения.
  • - Петр всячески старался придать офицерам привилегированное положение, сделать их элитой общества. За особые заслуги военных награждали орденами. Армия при Петре не испытывала трудностей с оружием и продовольствием. Большое значение придавалось дисциплине и несению караульной службы.
  • - После неудачной попытки найти путь в Индию через Среднюю Азию, Петр решает зайти с другой стороны. В результате персидского похода к России было присоединено побережье Каспийского моря. Однако приемники Петра не видели в этом выгоды. После смерти Петра русские войска были выведены с завоеванных земель.
  • - Огромным успехом России был заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия получала земли на побережье Балтийского моря, решив, таким образом, важную внешнеполитическую задачу. Швеция утратила статус великой державы. Границы России отодвинулись далеко на запад, на Балтийском море появился мощный военный флот.
  • - В 1712 г. Россия продолжает войну и ведет успешные действия, одержав ряд побед. Петр вел переговоры с королем Швеции о союзе, однако король погибает, а его сестра решает продолжить войну с Россией. Начинаются активные боевые действия на море. Русский флот одерживает победу у Гренгама, что становится последним сражением войны.
  • - Несмотря на возникшие проблемы со снабжением, Петр решает двигаться вперед. Турецкий султан предлагает ему мир в обмен на земли, Петр отказывается и начинает наступление. «Союзники» России бежали в первом же сражении, положение русской армии становится тяжелым, однако турки соглашаются на переговоры, в результате которых был заключен крайне невыгодный для России Прутский мир.
  • - После победы над шведами Петр решает продолжить завоевание Балтийского побережья. В 1710 г. была окончательно покорена Лифляндия, захватом Выборга и Кексгольма создан плацдарм, надежно прикрывший Санкт-Петербург. Однако дальнейшие успехи русского оружия были остановлены в результате происков Карла XII в Турции.
  • - 28 сентября в битве при Лесной шведские войска были наголову разбиты и понесли большие потери. После нескольких неудачных попыток захватить Белгород, Карл решает захватить Полтаву. Однако осада не приносит успеха. 27 июня состоялся решающий бой. В результате шведская армия была полностью разгромлена, Карл бежал к туркам.
  • - Русские войска продолжали боевые действия на западном направлении. Под Головчино Русская армия терпит поражение в результате неправильного выбора позиции. В дальнейшем ситуация сложилась благоприятно для русских. Карл, не имея вестей от генерала Левенгаупта, отступил на Украину.
  • - К началу Северной войны русская армия была недостаточно подготовлена и понесла большие потери. После этого по приказу Петра началось лихорадочное строительство промышленных предприятий, было завершено оформление рекрутской системы. Благодаря этому, а также более эффективной тактике, вскоре русская армия одержала ряд побед, захватив стратегически важные территории и закрепившись на них.
  • - Первоочередной задачей для Петра Первого было обеспечение России надежного выхода к морю. Архангельск на севере и Азов на юге не решали в полной мере эту задачу. Так как Черное море, по мнению Петра, представляло множество неудобств, его основное внимание было направлено на Балтику.
  • - Петр стремился не просто ввести в России европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение до европейского уровня. Для этого молодых людей отправляли учиться за границу. Были созданы различные учебные заведения. Массово печатались книги светского содержания, было положено начало периодической печати. В столицах по приказу Петра устраивали вечерние публичные собрания.
  • - Высокие военные расходы вынуждали Петра искать новые источники государственных доходов. С 1704 г. вводится бесконечный ряд новых налогов. Для повышения производительности и качества народного труда Петр принимал ряд мер по повышению качества и производительности труда в сельском хозяйстве, заботился о развитии горного дела, крупной фабрично-заводской промышленности и достиг в этих направлениях немалых успехов.
  • - При Петре Первом исчезает боярство. Должностных лиц он назначал, не считаясь с происхождением. Служебная повинность дворянского сословия не только не облегчилась, но и стала более тяжелой, чем в Московском государстве. Отношения крестьян и помещиков законодательством Петра не регулировались, однако введение «подушной подати» ухудшало положение крестьян.
  • - Петр Первый видел в своем сыне Алексее будущего наследника. Однако Алексей не разделял взглядов отца и отказывался от престола, впоследствии сбежав за границу. Петр обманом убедил его вернуться в Россию, где Алексей был арестован и умер от пыток. После смерти Петра Первого вопрос о престолонаследии стал спорным.
  • - В результате церковной реформы, проведенной Петром, патриаршество было заменено коллегиальной формой управления. По мнению историков, события, пережитые Петром в детские годы, оказали существенное влияние на его личность. Поэтому его стремление обустроить все по западному образцу коснулось и церкви.
  • - После Азовских походов Петр убедился в малой пригодности войск к военным действиям. В 1698 г. начинается военная реформа. Изменился принцип комплектования войск, большинство командных должностей было отдано иностранцам. В 1703 г. начинается подготовка к созданию военно-морского флота.
  • - В процессе проведенной Петром реформы государственного управления боярская дума была заменена Сенатом. Были учреждены государственные контролирующие органы. В 1708 г. Россия была разделена на 8 административных округов, названных губерниями. Предпринимались попытки создания городского самоуправления.
  • - В 1705 г. после распоряжения о новых чрезвычайных налогах в Башкирии вспыхивает восстание, в результате которого пострадали не только царские чиновники, но и простые крестьяне. Были разорены сотни русских деревень. Башкиры вели переговоры о переходе под власть крымского хана. Подавить бунт удалось только в 1711 г.
  • - Петр I недоволен поселениями на Дону и отправляет туда отряд во главе с князем Долгоруким. Против правительственного войска выступили донские казаки. Возглавили войска казаков Кондратий Булавин и Лукьян Максимов. Среди казаков не было единства и они были разбиты.
  • - Жители Астрахани недовольны правлением воеводы и высокими налогами, которые он ввел. В 1705 году начался бунт, в результате которого убиты члены астраханского правления, в том числе сам воевода Ржевский. Все указы и налоги, введённые Ржевским были отменены.
  • - На российских мануфактурах использовался принудительный труд крепостных, бездомных, осужденных. Некоторые мануфактуры в стране, в первую очередь металлургические, полностью обслуживались только ими. Связано это с тем, что труд в металлургии был изнурительным.
  • - Удачи в промышленности России при Петре I. Растет продажа металла. Быстрое развитие Урала, строительство новых металлургических заводов. Металл необходим для российской армии и флота. Строительство мануфактур за счёт казны. Льготы для всех успешных мануфактур.
  • - Слой крепостных крестьян России был неоднороден. Среди них были и зажиточные крестьяне и бедняки. Крестьяне могли заниматься промыслами в городе: торговлей или работой на мануфактурах. Немногим удавалось разбогатеть и они могли выкупить себя и свою семью.
  • - Знать при Петре получала большие владения земли. Крестьяне платили помещикам натуральный и денежный оброк, отрабатывали на их землях барщину. Положение крестьян ещё больше ухудшилось, когда правительство перешло к подушному налогообложению (вместо подворного).
  • - В 1724 году издан таможенный тариф, который увеличивал торговый баланс России за счёт большой пошлины с иностранцев. Пошлина на товары, которые не производились в России, составляла 10 %. Самую большую пошлину платили за ввоз железа, шелка, воска и парусины.
  • - В российских городах быстрыми темпами развивается ремесло, но уровень развития ремесла очень сильно отстаёт от европейского. Ремеслом в городе занимаются в основном бывшие крестьяне. Знаменитые российские ярмарки и их особенности. Расширение торговли с Европой.
  • - Контроль государства абсолютно над всеми сферами жизни. Развивается торговля между российскими городами. Расширяются торговые связи с Востоком. Государственная монополия на торговлю привела к пополнению казны, однако одновременно «расцветает» контрабанда в стране.
  • - Российская торговля продолжает развиваться, однако страны Европы пытаются оказывать давление на страну. Россия пытается сохранить независимость в торговле и диктовать свои условия. Российские купцы поворачиваются лицом к восточным странам, которые наиболее открыты.
  • - Длительное отсутствие государя, как и следовало ожидать, привело к восстаниям и попыткам перевернуть власть. Однако, по возвращении, молодой Петр I проявил все задатки сильного правителя, которого ждали впереди великие свершения. Он объявил «стрелецкий розыск».
  • - Царю следовало себя проявить и в качестве великого полководца. Отчасти именно поэтому был совершен Азовский поход, ставший знаменательным событием в российской истории. Он укрепил Петра I на троне, а также имел далеко идущие последствия для самого государства.
  • - Софья, старшая сестра будущего императора Петра I, страстно желала власти, но морально была не готова к ней. В итоге годы перед восшествием царя были полны смуты и противоречий, а также бунтов и восстаний. В такой атмосфере воспитывался будущий великий государь.
  • - Первые годы правления Петра I отличались сложностью и противоречивостью. Россия в конце XVIIв была вовсе не той страной, какой она стала к концу правления императора. Какой она досталась еще совсем молодому Петру, становится ясно из дальнейшего повествования.
  • - Какие именно нововведения и преобразования внедрил император в жизнь русского народа? Все, что поменялось с его правлением, исчезло навсегда, появилось и устоялось в политике, экономике, быту стало толчком для дальнейшего развития государственности в России.