Подготовка к лунной экспедиции
Американцы, проиграв Советскому Союзу начальный этап космической гонки, поставили себе целью любой ценой опередить соперника в другом отношении - первыми высадиться на Луне. Возглавил эту работу Вернер фон Браун, немецкий конструктор, вывезенный американцами из фашистской Германии в 1945 году. Для отправки астронавтов на Луну он предполагал использовать гигантскую - высотой 111 метров - ракету «Сатурн», созданную в конце 1966 года.
Однако дорога к Луне оказалась трудной. В январе 1967 года планировался пилотируемый полет «Апол-лона-1», но во время тренировки в наполненной чистым кислородом кабине произошел пожар, и три космонавта - Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи - сгорели заживо. Программу «Аполлон» заморозили более чем на год, потратив это время на улучшение системы безопасности кораблей.
После трагедии с «Аполлоном-1» 11 октября 1968 года был успешно проведен пилотируемый запуск «Аполло-на-7». В декабре того же года «Апол-лон-8» облетел Луну с тремя астронавтами на борту. Лунная гонка достигла своего апогея.
Гигантский прыжок для человечества
«Это один маленький шаг для человека - и гигантский скачок для всего человечества», - эта фраза принадлежит командиру «Аполлона-11» Нилу Армстронгу, 21 июля 1969 года ставшему первым человеком, который ступил на лунную поверхность. Выход Армстронга из посадочного модуля «Орел» на Луну в прямом эфире наблюдали миллионы телезрителей на всей Земле. Армстронг провел на поверхности Луны 134 минуты, после чего вместе со своими товарищами - Эдвином Олдрином и Майклом Коллинзом - благополучно возвратился на Землю. На Луне Армстронг и Олдрин оставили мемориальную пластину с именами пятерых погибших к тому времени космонавтов, в том числе Гагарина и Комарова.
Имя 38-летнего Армстронга погремело на весь мир. Прежде он был пилотом морской авиации и принимал участие в Корейской войне. В 1955 году он работал летчиком-испытателем, а затем, пройдя четырехлетний курс подготовки в космическом центре, в 1966 году совершил свой первый полет в космос на корабле «Джемини-8», проведя успешную стыковку с ранее запущенным беспилотным кораблем. Еще через три года его назначили командиром «Аполлона-11».
Конец космической гонки
После этого на Луне совершили посадку еще шесть кораблей, а всего на поверхности спутника Земли до конца 1972 года побывало 12 человек. Общая стоимость программы «Аполлон» составила 24 миллиарда долларов, в ней приняло участие 20 ООО компаний и 400 ООО человек. Всего планировалось десять посадок на Луну, однако из-за колоссальных расходов полет последних трех кораблей был отменен. При этом лунные экспедиции, укрепив престиж США как ведущей космической державы, не принесли сколько-нибудь серьезных научных достижений, сопоставимых с гигантскими затратами на осуществление лунной программы.
Советский Союз в те же годы ответил посылкой на Луну двух управлявшихся с Земли самоходных аппаратов. Они действовали на спутнике в 1970-1971 годах («Луноход-1») и в 1973 году («Луноход-2»). Завершением советской лунной программы стал запуск космического аппарата «Луна-24», взявшего пробу грунта с глубины 2,7 метра и вернувшегося на Землю.

16 июля 1969 года три американских астронавта: Нил Армстронг (командир корабля), Майкл Коллинз (пилот основного блока) и Эдвин Олдрин (пилот лунного отсека) - заняли свои места в космическом корабле "Аполлон-11". Перед ними была поставлена главная задача: совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю.

И вот наступил долгожданный момент. В 16 часов 32 минуты (все события указаны по московскому времени, которое впереди вашингтонского времени ровно на 7 часов) гигантская ракета-носитель "Сатурн-5" (ее длина 111 м, а стартовая масса около 3000 т), объятая клубами дыма и пламени, оторвалась от пусковой платформы и стала стремительно удаляться, унося с собой трех землян. Им предстояло совершить труднейший полет, равного которому еще не бывало. Еще бы! Цель полета - высадка на Луну!

Через 12 минут после старта "Аполлон" вместе с последней, третьей ступенью ракеты-носителя (масса этого комплекса около 130 т) вышел на околоземную орбиту. Третья ступень "Сатурна" выполняла роль разгонного ракетного блока. С ее помощью скорость "Аполлона" была доведена почти до 11 км/с (38 945 км/ч), и космический корабль направился к Луне. По мере удаления от Земли скорость "Аполлона" уменьшалась: движение тормозило притяжение нашей планеты. И когда "Аполлон" пролетал около Луны, его скорость была немногим больше 2,5 км/с.

Но, как известно, вторая космическая скорость вблизи нашего спутника составляет около 2,4 км/с. Поэтому для выхода на орбиту ИСЛ астронавтам пришлось притормозить свой корабль. После окончания работы тормозного двигателя его скорость относительно Луны составляла 1,6 км/с. А это как раз то, что и требовалось, первая космическая скорость вблизи Луны. Теперь силой лунного притяжения КК надежно удерживался на селеноцентрической орбите со средней высотой около 110 км.

Как же устроен космический корабль "Аполлон"?

Корабль, предназначенный для полетов людей на Луну, состоит из двух самостоятельных состыкованных космических аппаратов - основного блока и лунной кабины. Сам КК, точнее, его основной блок представлен командным отсеком, или отсеком экипажа, и двигательным отсеком. Эти два отсека составляют единое целое от начала полета и почти до его конца. Только при возвращении на Землю перед входом в атмосферу отсек экипажа с астронавтами отделяется от двигательного отсека и завершает полет самостоятельно. Лунная кабина представляет собой пилотируемый космический аппарат, приспособленный для полетов в окололунном пространстве, лишенном атмосферы. Она состоит из посадочной ступени с тормозным ракетным двигателем и взлетной ступени с кабиной для двух астронавтов. Посадочная ступень обеспечивает посадку аппарата на Луну, а взлетная - взлет с ее поверхности и доставку людей обратно на корабль, движущийся вокруг Луны. Общий вес "Аполлона" вместе с лунной кабиной и запасом ракетного топлива достигает 47 т, а длина - 17,7 м.

После того как Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли из отсека экипажа в лунную кабину (вес лунной кабины 14,7 т, включая топливо; высота - 7 м), последняя была расстыкована с основным блоком. Затем был включен двигатель посадочной ступени и кабина стала приближаться к Луне. А третий член экипажа, Майкл Коллинз, в основном блоке "Аполлона" нес бессменную вахту на окололунной орбите. Он должен был дождаться своих коллег и принять их на корабль, когда те возвратятся с Луны.

Конструкция лунной кабины допускала возможность прилунения в автоматическом режиме. Однако Армстронг еще на Земле решил: когда до Луны останутся последние метры, он перейдет на полуавтоматический режим спуска. Ведь автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки, а если к моменту прилунения не будет полностью погашена горизонтальная скорость, то лунная кабина может еще за что-нибудь зацепиться на Луне и опрокинуться. И Армстронг на последнем участке спуска (с высоты 150 м) стал управлять лунной кабиной вручную.

Автоматическая посадка вела кабину прямо в кратер с камнями диаметром до 3 м. Но Армстронг решил не рисковать - тянуть дальше... В это время Хьюстон передал: "Шестьдесят секунд!" Это означало, что горючего у тормозного двигателя "Орла" (позывной лунной кабины) осталось ровно на одну минуту работы. Предельный минимум запаса - 20 секунд. Дойдя до этого предела, Армстронг был обязан прекратить дальнейший спуск (отказаться от посадки на Луну!), запустить стартовый двигатель взлетной ступени и идти на соединение с основным блоком.

Прошло еще секунд десять, а командир почему-то медлил с посадкой... В Центре управления полетом (в Хьюстоне) не знали, что перед Армстронгом встало новое препятствие: струя газов, вытекавшая из сопла работающего двигателя, подняла облако пыли, и Нил не видел решительно ничего! Его пульс достиг 156 ударов в минуту! И когда до критической черты осталось каких-то 10 последних секунд, "Орел" коснулся лунного грунта.

"Есть лунный контакт! - закричал Олдрин. - О"кей! Выключить двигатель". Но Армстронг, находясь в состоянии сильного нервного напряжения, забыл выключить двигатель. И вот раздался взволнованный голос Армстронга: "Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орел" прилунился!"

Это событие произошло 20 июля 1969 года в 23 часа 18 минут (в 16 часов 18 минут по вашингтонскому времени). Прилунение состоялось на юго-западной окраине Моря Спокойствия.

В заботах о посадке все забыли про Коллинза, который в основном блоке продолжал делать витки вокруг Луны. Не без волнения он стал вызывать на связь Хьюстон:
"Хьюстон, вы слышите Колумбию?" ("Колумбия" - позывной основного блока.)
"Мы слышим тебя, Колумбия. Он сел на Базе Спокойствия. "Орел" на Базе Спокойствия".

Коллинз: "Эх, я слышу такую вещь... фантастика!"

После посадки астронавты в течение 3 минут находились в полной готовности совершить аварийный старт с Луны. А так как этого не потребовалось, Армстронг и Олдрин получили разрешение продолжать выполнение программы.

Прежде чем выйти из лунной кабины, астронавты помогли друг другу облачиться в скафандры, проверили их герметичность и работу системы жизнеобеспечения. И только примерно через 6,5 часов после прилунения Армстронг открыл люк лунного отсека и осторожно спустился по трапу. Став на Луну сперва правой, а затем левой ногой, он произнес свою знаменитую фразу:

"Этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачок для человечества" .

Итак, 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени, или 20 июля 1969 года в 22 часа 56 минут 20 секунд по вашингтонскому времени, человек впервые ступил на Луну. Астронавт был в специальном защитном скафандре. За спиной - ранец с системой жизнеобеспечения и рация для связи. Подобное снаряжение весит около 80 кг. Но это в условиях земной силы тяжести, а на Луне все предметы в 6 раз легче. Поэтому даже с таким снаряжением астронавт весил неполных 25 кг и во всем теле ощущал удивительную легкость.

Через 19 минут к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрин. "Пустынное великолепие!" - такими словами охарактеризовал он лунный пейзаж.

Время прилунения было выбрано так, чтобы Солнце находилось невысоко над горизонтом и температура не так сильно отличалась бы от земной. Сперва астронавты определяли, насколько прочен лунный грунт, и осваивались с непривычной обстановкой, а затем стали ходить удивительно большими шагами. Ослабленная тяжесть заметно облегчала передвижение. Оказалось, что в лунном мире удобнее всего передвигаться "по способу лягушки" - прыжками. Высота прыжков достигала 2 м. Плавные полеты астронавтов напоминали движения, заснятые замедленной киносъемкой.

Астронавты заметили, что на Луне можно гораздо сильнее наклоняться, чем на Земле, в любую сторону без потери равновесия. Во время сбора лунных минералов им было легко опускаться на колени, а затем снова вставать. Они не почувствовали никакой усталости, ни разу не споткнулись и не упали, хотя лунная поверхность была почти везде изрыта метеоритной бомбардировкой.

И все же, несмотря на небольшую силу тяжести, ранец, находившийся за спиной, тянул назад. Чтобы уравновесить это действие, приходилось немного наклоняться вперед - принимать позу "усталой обезьяны".

Сверху поверхность Луны была покрыта каким-то мелкозернистым порошкообразным веществом черного цвета, похожим на измельченный уголь. И поэтому везде, где только ступали астронавты, на лунной поверхности оставались отпечатки четких следов. Толщина рыхлого пылевого слоя не превышала нескольких сантиметров и только на склонах некоторых кратеров была больше. Как заметил Олдрин, в лунном мире по внешнему виду "трудно определить прочность грунта, пока не ступишь на него ногой и не почувствуешь его твердости. Вот почему на Луне нужно ходить очень осторожно".

Отсутствие на Луне атмосферы придавало лунному ландшафту необычную контрастность. Когда астронавт переходил в не освещенную Солнцем сторону лунного отсека, то, находясь в кромешной темноте, он становился "невидимкой". При этом в скафандре с водяным охлаждением хорошо чувствовалось резкое понижение температуры снаружи.

Первая "прогулка" по Луне продолжалась 2,5 часа. Она оказалась менее утомительной, чем предполагали. Астронавты проверили способность передвижения человека по лунной поверхности, собрали 21 кг образцов лунных пород, установили на Луне научные приборы - сейсмометр и лазерный отражатель.

Первые лунопроходцы укрепили на лунной поверхности национальный флаг США и оставили медали с изображением людей, отдавших свою жизнь делу изучения Вселенной: советских - Юрия Гагарина и Владимира Комарова и американских Вирджила Гриссома, Роджера Чаффи и Эдуарда Уайта. Кроме того, на Луну были доставлены миниатюрные флажки 136 государств мира, в том числе флажок Советского Союза и металлическая пластинка с выгравированными на ней словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили ногой на Луну. Июль, год 1969 от Рождества Христова. Мы пришли с миром от всего человечества".

"Находясь на поверхности Луны, - рассказывал Эдвин Олдрин, - мы не ощущали никаких запахов ни в скафандрах, ни в гермошлемах. Вернувшись в кабину и сняв шлемы, мы почувствовали какой-то запах... я уловил отчетливый запах лунного грунта, едкий, как запах пороха. Мы занесли в кабину довольно много лунной пыли на скафандрах, башмаках... Запах ее мы почувствовали сразу".

Первая экспедиция пробыла на Луне около 22 часов. 22 июля в 3 часа 54 минуты был включен двигатель взлетной ступени лунной кабины (ее масса 4,8 т вместе с топливом), и она направилась на встречу с основным блоком. Но если бы "Орел" по какой-то причине не смог взлететь с Луны, гибель двух астронавтов была бы неизбежной. Это был риск, и, как говорили сами астронавты, риск немалый.

Старт с Луны наблюдал с орбиты третий член экипажа Майкл Коллинз: "Для меня самым приятным было видеть, как "Орел" поднимается с поверхности Луны. Это привело меня в сильное возбуждение, так как впервые стало ясно, что мои товарищи справились с задачей. Они сели на Луну и снова взлетели. То был прекрасный лунный день, если только можно говорить о лунных днях".

Операция по сближению и стыковке длилась 3,5 часа. После ее завершения лунные путешественники перешли в командный отсек "Аполлона", а взлетная ступень за ненадобностью была оставлена на орбите. Посадочная ступень лунной кабины, выполнившая роль стартовой площадки, осталась на Луне. 22 июля, находясь по другую сторону Луны (в самом начале седьмого дня пребывания в космосе), астронавты включили маршевый двигатель командного отсека, и корабль "лег на курс" к Земле.

С каждой минутой увеличивая скорость, "Аполлон-11" приближался к месту завершения своего полета. 23 июля в 22 часа 58 минут КК миновал среднюю точку возвратного пути. А, в Тихом океане стоял начеку авианосец "Хорнет", готовый в любое время подобрать путешественников и драгоценный груз лунных пород. Но метеостанции предупредили о сильном шторме в районе приводнения. Поэтому руководители полета решили опустить "Аполлон-11" в другом месте. И авианосец полным ходом устремился к новому месту приводнения.

В четверг, 24 июля "Аполлон-11" со второй космической скоростью подлетел к Земле, обогнул Австралию... Командный отсек корабля отделился от отсека обслуживания. На высоте 130 км командный отсек с экипажем пронесся над островами Гильберта и стал входить в атмосферу, оставляя за собой огненный след, подобный следу болида. Минут через пятнадцать после этого раскрылись три огромных парашюта и отсек со скоростью около 9 м/с опустился на воды Тихого океана в 1530 км к юго-западу от Гавайских островов - в 4,3 км от расчетной точки приводнения и в 22 км от спешившего к нему авианосца. Так 24 июля 1969 года в 19 часов 50 минут (в 12 часов 50 минут по вашингтонскому времени) завершилась первая лунная экспедиция.

Очутившись в воде, отсек с астронавтами повернулся вверх дном и выровнялся лишь после того, как под водой были надуты прикрепленные к нему резиновые мешки. Затем спасательная команда приступила к вылавливанию кабины из воды. На все это ушло 3 часа и 3 минуты.

С помощью вертолета экипаж был доставлен на палубу авианосца. Заиграл военно-морской оркестр, и астронавты, помахав руками, один за другим быстро прошли в блестящий карантинный фургон. В нем люди, их вещи и образцы лунных пород были доставлены в Хьюстон, в лунную приемную лабораторию, где первые покорители Луны в обязательном порядке должны были пройти 18-дневный карантин. Ведь тогда еще всерьез обсуждался вопрос о лунных микроорганизмах. Поэтому были приняты самые строгие меры, чтобы не занести с Луны на Землю какую-нибудь опасную инфекцию. Но все обошлось благополучно. "Лунной болезнью" не заболел никто.

Участники трёх последних экспедиций программы «Аполлон» наездили по Луне около 90 км, путешествуя на специальном лунном вездеходе

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну .


Символический след подошвы астронавта на лунном грунте - свидетельство того, что нога человека, наконец, ступила на Луну

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой, ибо человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке, однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи, а позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере, и астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке, однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7», но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.


Так выглядит с Луны восход Земли. Снимок сделан во время экспедиции «Аполлона-8». Лунный горизонт находится примерно в 570 км от корабля, а Земля - в 384 тыс. км

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь, и в декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю (что гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны). За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну. Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.


Экипаж «Аполлона-11» (слева направо): Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин «Баз» Олдрин. 16 июля 1969 года они отправились в исторический полёт с Земли на Луну

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

1. Выход на околоземную орбиту. 2. Старт с околоземной орбиты. 3. Перестыковка команджного и лунного модулей. 4. Окололунная орбита. 5. Посадка лунного модуля. 6. Обратный путь. 7. Приводнение

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»


Так выглядела связка командного и двигательного отсеков «Аполлона» с борта лунного модуля на пути к Луне

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Лунный модуль, в котором астронавты «Аполлона» совершили посадку на Луне. Он был снабжён двумя ракетными двигателями - одним для спуска, другим для возвращения на орбиту

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей, однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час, но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия - обширной лунной равнине, получившей своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса. В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.


Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.


Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров, и астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород. Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).


Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию. Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб» - в 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

Чем глубже уходят в историю первые полёты людей на Луну, тем больше мифов и сплетен о них возникает. В Интернете появляется всё больше сайтов, авторы которых с маниакальным усердием пытаются доказать, что такого события, как ПОКОРЕНИЕ ЛЮДЬМИ ЛУНЫ в истории ХХ века не было, а космические корабли APOLLO либо никуда не летали, либо возили на Луну роботов (обутых в ботинки астронавтов). Фотоснимки и видеофильмы с людьми на Луне нам предлагают считать фальшивками, сфабрикованными в Голливуде. Как ответ на мутный поток лжи, клеветы и гнусных измышлений в адрес Героев Космоса, покоривших Луну, как форпост исторической правды, как дань уважения подвигу астронавтов NASA, я, cropman , создал этот сайт.

Историческая справка : в мае 1961 года президент США Джон Кеннеди, выступая в конгрессе, поставил перед своей страной задачу: доставить первых людей на Луну и вернуть их обратно на Землю. Через два года подлый убийца оборвал земной путь этого великого мечтателя. Но дерзкий проект "Аполлон", набравший к тому времени обороты, уже ничто не могло остановить, американцы продолжали упорно и настойчиво решать поставленную президентом Кеннеди задачу. Их не остановили ни технические трудности, ни гибель при наземных испытаниях в январе 1967 года экипажа Аполлона-1. 20 июля 1969 года они высадили первых людей на Луне, а затем успешно вернули их на Землю. Сбылась вековая мечта человечества! Первыми людьми на Луне стали Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Затем американцы осуществили ещё пять успешных лунных экспедиций.

На этом сайте размещена коллекция прямых и косвенных доказательств,
и любых доводов в пользу утверждения:




1. За полёт в космос (успешный или не очень) в СССР космонавтам присваивали звание "Герой СССР". Нил Армстронг 16 марта 1966 года совершил полёт в космос на космическом корабле Джемини-8. Эдвин Олдрин 11 ноября 1966 года совершил полёт в космос на космическом корабле Джемини-12. Эти полёты (вокруг Земли) никто и никогда не оспаривал и если у нас не двойная мораль, то мы должны считать Армстронга и Олдрина - Героями. Многие астронавты также побывали в космосе прежде, чем стали участниками программы "Аполлон". Вопрос: могут ли Герои "по-совместительству" быть жуликами, аферистами, фальсификаторами, разводилами, обманувшими доверчивое и наивное человечество? И не отдельные личности, а целиком весь отряд астронавтов, поголовно, без исключений. Надо быть ампутантом совести, чтобы ответить - да, могут. Давно замечено, - те, кто постоянно подозревает других людей в подлости, как правило сами являются подлецами. "Всякий негодяй, - говорил В. В. Стасов, - всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости".

2. Все знают, что врать нехорошо, но многие американцы - верующие люди. Для них враньё исключено в принципе - нарушение девятой заповеди, за которое Господь может осудить на вечные муки в аду. Поэтому лично для меня слова одного верующего Эдвина Олдрина весят больше, чем слова всех безбожников, и нигилистов, не боящихся ни греха, ни Божьего суда, которыми почему-то и являются все известные мне горе-изобличители NASA.

3. В программе "Аполлон" прямо или косвенно участвовали 36 тысяч специалистов NASA и 376 тысяч контрактников и никто из них и по сей день не сознался и не покаялся во лжи. А ведь заговорщики должны быть малочисленны, иначе утечка информации неизбежна и заговор обречён на провал. Более четырёхсот тысяч - совершенно несуразное число участников для успешной аферы. Как случилось, что среди тысяч негодяев, обманувших доверчивое человечество, не нашлось ни одного предателя? Отсутствие хотя бы одного раскаявшегося заговорщика (лунного сноудена) - зияющая брешь в гипотезе "лунного заговора".

4. Авторами программы "Аполлон" являются учёные, подданые Науки. Это люди особого сорта, у них своя система фундаментальных ценностей и приоритетов (где честь и совесть не на последнем счету). Настоящий учёный также чужд Мамоне, как математик Григорий Перельман (отвергший миллион долларов). Сколотить из таких людей сплочённый коллектив лжецов, аферистов, мошенников (авторов величайшей мистификации) никому не под силу.

5. Фальсификация полётов на Луну не имела никаких шансов на успех, потому что одновременно с Аполлонами на Луну летали советские автоматы. Советский Союз мог произвести инспекцию любого из мест высадки американцев на Луне. АМС Луна-15 садилась на Луну одновременно с Аполлоном-11, Луноход-2 высадился на Луну просто возле Аполлона-17 (~175 км). Бессмысленно затевать аферу, не имеющую ровно никакой ЗАЩИТЫ от разоблачения. Даже карманник на базаре не полезет в чужой карман зная, что за ним наблюдают, что его стерегут. Уж лучше остаться без добычи, чем быть пойманным.

6. Фальсификация полётов на Луну могла иметь лишь ВРЕМЕННЫЙ успех. Следы на Луне сохраняются в неизменном виде миллион лет. Рано или поздно тайное станет явным и что тогда? Национальный позор, ущерб от которого на несколько порядков превысит размер призовых за победу в лунной гонке? Неужели руководителям NASA не был известен постулат Авраама Линкольна: "Можно всё время обманывать некоторое число людей, и всех людей - некоторое время, но нельзя обманывать всех людей всё время"? Фальсификация должна быть бессмертной (а это Линкольн запретил) или не рождаться вовсе.

7. А так ли уж нужна была американцам победа в лунной гонке? Им что больше нечем было утишить уязвлённое самолюбие? Они и так первые в науке (по числу Нобелевских лауреатов), первые в экономике (по величине валового национального продукта), первые в спорте (по числу выигранных Олимпиад). Ну не получилось бы у них стать первыми на Луне, так впереди Марс и вся Солнечная система, найдётся на чём отыграться. Стоит ли рисковать репутацией ради какой-то Луны? Изобличители явно преувеличивают степень мотивации "лунных аферистов". США разумнее было сдать очередной этап космической гонки (ну сдали же они несколько этапов перед этим), чем идти на безумно рискованный подлог.

8. Кстати, изобличители не могут внятно объяснить, почему фальсификаторы "проспали" такие престижные космические свершения как: запуск первого спутника, полёт в космос первого живого существа, полёт туда первого человека и первой женщины? Почему объектом фальсификации стали именно полёты на Луну, которые труднее всего подделать? Где фальсификаторы раньше-то были со своим Голливудом? Уж явно проще и в тысячи раз дешевле было подделать первый выход человека в открытый космос, например. Да и за 2 месяца до Аполлона-11 к Луне летал Аполлон-10. Почему "аферисты" в ходе того полёта не заявили о высадке людей на Луне? Вместо этого, пошли на риск утраты приоритета, позволив Луне-15 первой доставить лунный грунт на Землю. Не могли же они заранее знать, что она разобьётся...

9. Обращаясь к сессии Генеральной ассамблеи ООН 20 сентября 1963 года президент Джон Кеннеди официально и публично пригласил Советский Союз присоединиться к Соединённым Штатам для совместной реализации экспедиции на Луну. Считаю, что отвергнув это приглашение, русские, в тот период обогнавшие в космическом соревновании Америку "на несколько кругов", лишили себя морального права на ревизию итогов лунной гонки по её окончании.

10. Наоборот, граждане Советского Союза имеют полное право разделить триумф победителей лунной гонки, потому что без участия их страны в этой гонке, никаких людей на Луне и по сей бы день не было. Именно первенство СССР в космических достижениях в эпоху первых полётов в космос, больно ударив по самолюбию американцев, вынудило их осуществить явно опередившую своё время программу Аполлон, для возвращения США временно утраченного ими первенства в научно-технических достижениях. Нам следует, не отрицать полёты на Луну, а гордиться ими, - без нашего участия они бы не состоялись. Вот поэтому в названии этой веб-страницы я и написал "Люди", а не "Американцы" летали на Луну.

11. NASA на деле доказывает свою состоятельность, "в гордом одиночестве" (после распада СССР) исследуя Солнечную систему. Уже исследованы Марс и Венера, система Юпитера и система Сатурна, недавно зонд Мессенджер начал исследования Меркурия, а зонд Даун исследовав астероид Весту, отправился к Церере и исследует её. Наконец, зонд Новые Горизонты добрался до Плутона. Нет ничего удивительного в том, что именно NASA доставило первых людей на Луну. Это лишь одно, в череде прочих, космическое достижение американцев. Вот если бы о полёте на Луну своих подданных заявила республика Буркина Фасо , думаю возникли бы понятные сомнения, даже несмотря на перевод названия этой африканской страны (Родина Честных Людей).

12. На Луне находятся научные приборы - лазерные уголковые отражатели, сейсмометры, фиксирующие лунотрясения, оборудование для измерения солнечного ветра, обнаружения следов атмосферы и измерения потока тепла из недр Луны. С этими приборами длительное время (вплоть до 1978 года) работали астрономы и селенологи многих стран мира. Лазерные уголковые отражатели доступны для экспериментов по локации Луны и сегодня. Расположены эти научные приборы точно в заявленных местах посадки лунных модулей Аполлонов. Нет никаких причин сомневаться в том, что их доставили туда участники лунных экспедиций.

13. Астронавтами в ходе шести лунных эспедиций доставлено на Землю около 380 килограммов лунного грунта , который в силу условий его формирования (вакуум, космические излучения, микрометеориты) невозможно подделать. Образцы лунного грунта были переданы для изучения учёным многих стран мира, а отчёты об исследованиях этих образцов публиковались в научных журналах. Например, 13 апреля 1972 года Президиум Академии наук СССР посетили представители NASA. Состоялась передача образцов лунного грунта, доставленного экипажем Аполлона-15 в обмен на образцы лунного грунта, доставленного станцией Луна-20.

14. Американские учёные, исследовавшие лунный грунт, доставленный экипажем Аполлона-11, открыли не известные на тот момент на Земле минералы . И только через 14 месяцев появился советский грунт (доставленный автоматической грунтозаборной станцией Луна-16) с теми же невиданными прежде минералами. Также впервые американцами было заявлено, что свободное железо из лунного грунта не окисляется на воздухе, что позже подтвердили советские исследователи, ухитрившиеся при этом оформить патент на открытие. Непостижимое умение "аферистов" NASA угадывать новые минералы и необычные свойства химических элементов в лунном грунте - ещё одна неразрешимая проблема тех, кто отрицает полёты на Луну.

15. В июле 2002 года в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне произошла дерзкая кража сейфа с лунным грунтом, совершённая студентом-практикантом Тэдом Робертсом с тремя подельниками. Воришек поймали при попытке сбыта краденного через сайт минералогического клуба. Состоялся суд. Организатор кражи получил 8 лет тюрьмы, из которых отсидел 6. Хочется спросить тех, кто отрицает полёты на Луну: кто из них готов отсидеть 6 лет за решёткой, ради временного обладания "фальшивым" лунным грунтом? Или грунт всё же подлинный?

16. Экипажем Аполлона-12 доставлены на Землю некоторые части аппарата Сервейер-3 , простоявшего на Луне почти два с половиной года. В частности: образцы алюминиевых труб, кусок стеклянной облицовки, обрывки проводов, скребок механической лопаты и телевизионная камера. Так в распоряжении творцов новой космической техники оказались ценнейшие данные по космическому материаловедению. Как эти предметы могли вернуться на Землю, если лунные экспедиции - вымысел?

17. В результате лунных экспедиций в архивах NASA образовался огромный массив данных. Эти данные позже были оцифрованы и выложены в Интернете на сайтах NASA. Вот неполный перечень этих сайтов:
http://next.nasa.gov/alsj/a11/images11.html
http://next.nasa.gov/alsj/a12/images12.html
http://next.nasa.gov/alsj/a13/images13.html
http://next.nasa.gov/alsj/a14/images14.html
http://next.nasa.gov/alsj/a15/images15.html
http://next.nasa.gov/alsj/a16/images16.html
http://next.nasa.gov/alsj/a17/images17.html

Из фотоматериалов лунных экспедиций изготовлены великолепные лунные панорамы, которыми можно долго любоваться на мониторах современных компьютеров в режиме полноэкранного просмотра. Вот они:


18. В каждом полёте по программе Аполлон астронавты снимали себя, интерьер корабля и виды в иллюминатор на 16-мм киноплёнку. Все эти фильмы (разумеется оцифрованные) ныне общедоступны. Погуглите "Apollo 16mm onboard film" и посмотрите. Во время просмотра обратите внимание на длительность эпизодов, иллюстрирующих состояние НЕВЕСОМОСТИ, - нередко эпизоды длятся десятки минут. А ведь искусственную невесомость на Земле никто до сих пор не научился создавать дольше, чем на десятки секунд. Спецэффекты в кинофильмах тех лет были весьма примитивны, а компьютерная графика появилась лет через 20.

19. Командир Аполлона-15 Дэйвид Скотт, находясь на Луне 2-ого августа 1971 года, продемонстрировал перед телекамерой знаменитый опыт Галилея, в ходе которого молоток и орлиное перо упали на лунный грунт одновременно. В павильоне Голливуда этого произойти никак не могло, потому что перо падало бы медленнее молотка из-за трения о воздух. http://youtu.be/w0GqrtbQnxI

20. Астронавты экспедиции "Аполлона-16" (Янг и Дьюк) доставили на Землю снимки Млечного Пути и некоторых галактик в диапазоне ультрафиолетового излучения. Эти снимки были получены астронавтами с помощью небольшого взятого с собой в полет телескопа. Как известно, ультрафиолетовое излучение не проходит сквозь земную атмосферу, так что Янг и Дьюк как минимум побывали за пределами земной атмосферы. Кстати, телескоп остался на Луне, так что первая лунная обсерватория уже 40 лет ждет своих астрономов.

21. Благодаря доставленным астронавтами на Луну сейсмометрам удалось поставить там несколько активных сейсмических экспериментов. Начиная с полета "Аполлона-12", взлетная ступень лунной кабины, после того как астронавты возвращались на ней в основной блок, тормозилась и сбрасывалась на поверхность Луны. Удар аппарата массой 2,5 тонны на первой лунной космической скорости (1.6 км/с) был эквивалентен взрыву 800 кг тротила. А начиная с полета "Аполлона-13", на Луну направлялась и последняя ступень ракеты "Сатурн-5". Падение на Луну ступени массой 15 тонн уже со скоростью 2,5 км/с производило эффект, как от взрыва 10 тонн тротила. При этом сейсмометры на лунной поверхности фиксировали сейсмические колебания, вызванные падением ступеней и лунных кабин. Падение третьей ступени ракеты, отправившей "Аполлон-13" к Луне стало для селенофизиков настоящим сюрпризом: после удара Луна буквально загудела, как колокол. Сейсмические колебания продолжались целых четыре часа. Появились подозрения, что Луна внутри полая. 13 мая 1972 года в 142 км от сейсмостанции А-14 упал метеорит, размером 2 м со скоростью 20 км/с. Удар был настолько силен, что образовался кратер диаметром 100 м. Приборы на сейсмостанциях А-12 и А-14 зашкалили, а на станциях А-15 и А-16 (расположенных соответственно в 967 и 1026 км) получили записи сильнейшего лунотрясения. Лунная сейсмология просто не родилась бы - будь программа Аполлон лишь мистификацией.

22. В настоящее время исследования Луны осуществляют не только США (LRO), но также Китай, Япония и Индия. Индийским спутником получены данные, подтверждающие наличие на Луне следов пребывания астронавтов Аполлона-15 (izvestia.ru). А японский зонд "Кагуйя" передал на Землю данные, на основе которых построена 3D-модель горы Хэдли. Достаточно сравнить вид этой модели из места высадки астронавтов Аполлона-15 с фотографией горы Хэдли, доставленной на Землю Скоттом и Ирвином, чтобы признать, что в Голливуде шестидесятых годов прошлого века не могли построить декорацию в мельчайших деталях совпадающую с оригиналом, находящимся на Луне (Hadley.jpg).

23. В реальности программы "Аполлон" лучше всего убеждает разработка аналогичной программы в СССР (кстати тщательно засекреченной и даже официально отрицавшейся советской пропагандой тех лет). Только с наступлением эпохи гласности стали известны её подробности и её название: Н1-Л3 . Ракета Н1 по характеристикам уступала ракете Сатурн-5, но всё же могла доставить на Луну одного космонавта. К сожалению "нет повести печальнее на свете, чем повесть о..." нашей лунной ракете. После четырёх неудачных пусков проект был закрыт. Дальнейшие испытания не имели смысла - американцы к тому времени уже закончили полёты на Луну. Удобнее было сделать вид, что Советский Союз рисковать жизнями советских космонавтов и не собирался. Так и поступили.

24. С появлением искусственных спутников Земли (ИСЗ) у астрономов появились новые инструменты, предназначенные для их наблюдения . Крупнейшие обсерватории мира стали создавать станции слежения за спутниками и фотографировать их. Астрономы научились фотографировать даже межпланетные станции , а спутники на низких орбитах видны , как с орбиты - автомобили на улицах Москвы. Разумеется отслеживались и полёты на Луну. Снимки сохранились и они доступны. Изобличители смогут объяснить: каким образом NASA вовлекла в "лунную аферу" астрономов разных стран мира? Вряд ли.

25. В 1958 году создан Международный Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР). КОСПАР объединяет ведущие научные учреждения многих стран и международных научных союзов, деятельность которых связана с космическими исследованиями. КОСПАР ежегодно созывает международные симпозиумы по исследованию космического пространства, которые позволяют подвести итоги космических исследований. В июне 1970 г. в моём родном городе прошла ХIII Сессия КОСПАР , на которой с докладом выступил первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг. Мысль о том, что международных экспертов по космонавтике можно "развести как последних лохов" выглядит убедительно лишь в умах настоящих, а не мнимых лохов.

26. 14 октября 1905 г. в Париже была учреждена Международная авиационная федерация (FAI). Ныне членами этой международной организации являются более 60 стран мира. ФАИ обеспечивает контроль за авиационными достижениями во всем мире, сопоставляет их и тем самым способствует развитию конструкторской мысли, авиации, авиационного спорта, их прогрессу. Она также наблюдает за достижениями в астронавтике и межпланетных полетах, регистрируя рекорды и в этой области. В настоящее время ФАИ учитываются и регистрируются научно-технические и рекордные достижения не только пилотируемых человеком кораблей, но и автоматических станций, совершающих полеты как вокруг Земли, так и к другим планетам Солнечной системы. У NASA не возникло никаких проблем с регистрацией многочисленных космических рекордов установленных в ходе реализации программы Аполлон, хотя комиссары ФАИ проверяли всё тщательно и скрупулёзно.

27. СССР собственными средствами контролировал ход выполнения программы "Аполлон". Для этого в конце 1967 г. специалистами НИИ-885 был создан специальный контрольный радиотехнический комплекс, который позволял принимать сигналы с американских космических кораблей Аполлон, совершавших облет Луны и посадку на ее поверхность. Этот комплекс использовал антенну ТНА-400 с диаметром тарелки 32 м, которая размещалась в Крыму, вблизи г.Симферополя. Слежение велось за космическими кораблями экспедиций Аполлон-8, Аполлон-10, Аполлон-11 и Аполлон-12 с декабря 1968 г. по ноябрь 1969 г. С этих космических кораблей принимались с хорошим качеством телефонные переговоры астронавтов с Землей и телеметрическая информация о состоянии бортовых систем.

28. На этом видео детали лунного рельефа, заснятые астронавтами Apollo-11 в иллюминатор лунной кабины, убедительно идентифицируются с деталями новейшей лунной карты, относящимися к траектории снижения лунной кабины перед посадкой на Луну. В 1969 году лунных карт такого высокого разрешения ещё не было, и даже Стэнли Кубрик не мог бы создать декорации, на 40 лет опередившие своё время.

29. На этом коллаже один из кадров фильма, снятого астронавтами Apollo-14 в феврале 1971 года во время взлёта с Луны, наложен на фрагмент современного снимка Луны высокого разрешения. Посмотрите насколько совпадают детали изображений. Лунных карт с таким разрешением 40 лет назад просто не существовало, поэтому нетрудно понять, что в иллюминаторе взлётной ступени лунного модуля Antares видна реальная лунная поверхность, а не голливудская декорация.

30. На другом коллаже один из кадров фильма, снятого астронавтами Apollo-15 в первые секунды взлёта с Луны предлагается сравнить с фрагментом современного снимка места посадки лунного модуля Фэлкон, выполненного Лунным Орбитальным Разведчиком 11 июня 2011 года. Совпадение деталей лунного рельефа на этих изображениях можно объяснить лишь тем, что изображена реальная лунная поверхность.

31. В апреле 1972 года астронавты Apollo-16 (Янг и Дьюк), взлетая с поверхности Луны, сняли фильм, фрагмент которого выложен . На 31-ой секунде появляется кадр, который можно сравнить с фрагментом снимка LRO - M175179080LR. Посмотрите насколько совпадают детали рельефа лунной поверхности на этих

32. В декабре 1972 года астронавты Apollo-17 (Сернан и Шмитт), взлетая с поверхности Луны, сняли фильм, фрагмент которого выложен . На 42-ой секунде появляется кадр, который можно сравнить с фрагментом снимка LRO - M129086118LR. Посмотрите насколько совпадают детали рельефа лунной поверхности на этих двух изображениях, полученных с интервалом в 40 лет.

33. Любимым занятием изобличителей NASA является отыскание в необъятных архивах лунных экспедиций фотоматериалов, на которых можно указать несоответствие каких-то деталей тому, "как должно это быть на самом деле". За этим следует обвинение в фотомонтаже и подлоге, и громкая презентация нового доказательства "лунной аферы". Например, флаг на вмонтирован позже, т.к. не имеет тени. Эти изыскатели улик не понимают, что 40 лет назад единственным инструментом фотомонтажа были ножницы! Они просто не знают о том, что персональные компьютеры появились через 10 лет, а программа Фотошоп через 20 лет после экспедиций на Луну, а значит для фальсификации всех лунных фотоснимков NASA требовалась целая армия вооружённых ножницами фотомонтажников.

34. Мировое научное сообщество (за исключением нескольких чудаков) едино во мнении о том, что лунные экспедиции Аполлонов подлинны и достоверны, а гипотеза "лунного заговора" - детище дилетантов и малоинформированных псевдо-знатоков. Впрочем, единой гипотезы "заговора NASA" на самом деле и нет, потому что изобличители никак не могут договориться между собой, то ли американцы никуда не летали, то ли летали, но лишь вокруг Земли, то ли летали к Луне, но на неё не высаживались. До тех пор, пока эти "скептики" не выработают единой версии "лунного заговора", не вижу оснований называть их противоречивые гипотезы теорией.

35. Забавный казус случился с редакцией Международного Научного Журнала "Витязь ". Одному из самых одиозных ненавистников США (бессрочно забаненному в Википедии), Антону Колмыкову удалось тиснуть в этот якобы рецензируемый журнал свою вздорную статейку "Как США летали на Луну... ". После нескольких протестов научной общественности редакция журнала "Витязь" опомнилась и отреклась от уже опубликованной статьи Колмыкова как от антинаучной ереси. Теперь номер 6 этого журнала скачивается из его архива уже в сокращённом виде (без злополучной статьи). Хотя журнала "Витязь" и нет в списке ВАК, он тем не менее представлен в НЭБ и его следовало бы исключить оттуда, но повинную голову меч не сечёт.

36. Советские и российские космонавты, а также специалисты, работающие на космос, в абсолютном своём большинстве не сомневаются в подлинности полётов людей на Луну на кораблях Аполлон. И уж никто и никогда не убедит Леонова и Макарова, Быковского и Рукавишникова, Поповича и Гречко, которые сами готовились к полётам на Луну, что это - совершенно неразрешимая техническая проблема:

"А в космосе открытом, чтоб вы знали, нужна защита, целый метр свинца!
А значит, на Луну и не летали, избегнуть, чтоб летального конца!"

37. Фонд "Общественное мнение" в 2000 году провёл всероссийский опрос городского и сельского населения (1500 респондентов). На вопрос: "ВЕРИТЕ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ АСТРОНАВТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОБЫВАЛИ НА ЛУНЕ?" ответили - да/нет, среди всех опрошенных - 51/28, имеющих высшее образование - 62/21, имеющих неполное среднее образование - 38/30, проживающих в Москве и Петербурге - 62/25, проживающих на селе - 45/29. Голосованием исторические истины не устанавливают, но данное социологическое исследование ясно указывает на причины недоверия россиян к полётам на Луну. Это недостаток у опрошенных образования, эрудиции и культуры.

38. В учебниках истории всех стран мира первые полёты людей на Луну зафиксированы как исторический факт. Несмотря на многочисленные вопли опровергателей этого факта, сайты которых размножаются "перекрёстным опылением", никто из профессиональных историков не собирается переписывать свои монографии или школьные учебники. Статус данного события (полёт людей на Луну) в исторической науке остаётся неизменным - "факт", а не "миф".

39. Энциклопедии на языках всех народов Земли содержат статьи, посвящённые первым полётам людей на Луну. Энциклопедия это - научно-справочное издание, содержащее сведения, не вызывающие никаких сомнений, содержащие только объективно достоверные данные. Авторами энциклопедий являются как правило самые эрудированные учёные, обладающие глубокими знаниями предмета, о котором пишут. Поэтому во всех энциклопедиях чёрным по белому написано, что 12 человек побывали на Луне. А как Вы думаете, присутствуют в энциклопедиях хотя бы упоминания о гипотезе "лунного заговора"? Я смог найти такое упоминание только в Википедии, если Вам повезёт больше - прошу сообщить мне.

40. Музеи науки и техники в самых разных городах мира имеют экспозиции, посвящённые космическим исследованиям. Там представлены экспонаты, являющиеся вещественными доказательствами достоверности лунных экспедиций. Вот примеры таких музеев: Museum of Science and Industry почтовых марках . Интересно, что по возвращении экипажа Аполлона-15 на Землю, произошёл известный филателистический скандальчик . Руководство NASA примерно наказало астронавтов за пронос на борт Аполлона-15 почтовых конвертов сверх санкционированной нормы. Об этом инциденте изобличители NASA помалкивают, потому что он показывает - моральный облик сотрудников NASA был на должной высоте и инкриминировать им супернадувательство (обман всего человечества) - безнадёжное дело.

42. Противники полётов людей на Луну (нежный эпитет опровергателя Олега Олейника), а проще говоря ненавистники NASA не устают повторять тезис о том, что за 40 лет никто НЕ СМОГ повторить не только полёт на Луну, но даже и облёт Луны. Так вот этот их тезис - неправда! Можно говорить лишь о том, что никто НЕ ЗАХОТЕЛ. В СССР был создан и испытан в полётах космический корабль Зонд . По сути это обычный Союз, но без бытового отсека, выводимый на траекторию облёта Луны ракетой Протон . В таком корабле за две недели до астронавтов Аполлона-8 в облёт Луны (первый в истории человечества) готовы были отправиться 2 советских космонавта, но руководство отменило запуск, поскольку предыдущий корабль Зонд-6 разбился при посадке. В наши дни в Интернете появились слухи о том, что одно из двух мест на таком корабле, который в 2015 году может отправиться в полет вокруг Луны, уже продано за 150 млн долларов. Так что Луна давно доступна не только для NASA.

43. Настоящая правда о полётах на Луну содержится в книгах соратников С.П. Королёва и в книгах летописцев советской космонавтики. Вот далеко не полный список этих книг:
Борис Евсеевич Черток "Ракеты и люди. Лунная гонка"
Василий Мишин "Почему мы не слетали на Луну"


Вердикт: мнение о том, что полёты на Луну - наглая мистификация, является маргинальным (от франц. marginal - сбоку на полях), то есть незначительным, несущественным, второстепенным, оставаясь уделом дилетантов, невежд и шарлатанов.


ЧЕСТЬ И СЛАВА ПОКОРИТЕЛЯМ ЛУНЫ!
СТЫД И ПОЗОР ШЕЛЬМОВАТЕЛЯМ ГЕРОЕВ!

P.S. Можно не сомневаться, что моя коллекция доводов в пользу достоверности первых полётов людей на Луну является неполной. Если Вам известны доводы, способные пополнить эту коллекцию - присылайте их мне по электронной почте и они будут здесь опубликованы. А вот господа опровергуны могут не беспокоиться, их измышлений я начитался достаточно и поэтому сразу ПОСЫЛАЮ их всех по известному адресу (я форум имею ввиду, а не то, что Вы подумали). Теперь доступна pdf-версия книги Nikomo "Анти-Попов", в которой выявлена антинаучность конспирологических инсинуаций А.И. Попова, а также мои

Так или иначе, НАСА не станет рассказывать всему миру о контактах с внеземной цивилизацией. Это может вызвать непредвиденные последствия: разве можно, вот так в одночасье, ломать веками устоявшееся в человеческом сознании мировоззрение. Не случайно британскому хакеру Гарри Маккиннону, взломавшему в 2002 году сети Пентагона и НАСА с целью приоткрыть завесу тайны, грозит до 60 лет тюрьмы. В одном из своих интервью он утверждает, что нашёл на серверах космического агентства множество неоспоримых доказательств сокрытия от общественности фактов существования .

Некоторые не знают, что высаживались американцы на Луне не один раз, а целых шесть. Первым был Аполлон-11 . 20 июля 1969 года Н. Армстронг и Э. Олдрин прилунились, а 21 июля на поверхность Луны впервые ступила нога человека. Они пробыли там 21,5 часов из них 2,5 гуляли вне кабины лунного модуля. Это та самая высадка, о которой идёт так много споров — была она на самом деле или нет.

Затем был Аполлон-12 . 19 ноября 1969 года Ч. Конрад и А. Бин гуляли вне кабины около 8 часов, удалялись от неё на 500 метров. Всего они провели на Луне 37,5 часов. Чудом спасли свои жизни астронавты Аполлона-13 , им так и не удалось погулять по спутнику земли. Уже на подлёте к Луне у них взорвался баллон с кислородом. Чтобы сохранить энергию, на корабле выключили всё, кроме систем жизнеобеспечения. Астронавты укрылись в модуле, который был предназначен для высадки. В тысячах километров от земли они парили в тёмном холодном корабле. Их тела истощились до предела, но духом герои не падали, выдержали все испытания, долетели до Земли и благополучно приземлились.

Аполлоны -14, -15, -16 и -17 успешно выполнили возложенную на них миссию, и пилоты этих кораблей побывали . В последнюю экспедицию в качестве астронавта был включен учёный, 37-летний доктор геологии Гарвардского университета Гаррисон Шмитт. Этот полёт стал не только последним, но и рекордным по своим показателям. Астронавты находились на Луне 75 часов, проехали 38,7 километров на электромобиле со скоростью до 18 км/ч, прихватили с собой 117 кг лунного грунта. Всего их полёт продолжался 12 дней 14 часов.

Отметим, в каких условиях реализовывалась лунная программа. Жёсткая конкуренция между СССР и США. Битва, которая велась между двумя державами за победу в умах всего человечества. Космическая баталия была лишь частью этой, так называемой, холодной войны. Первые успехи нашей страны в космосе поставили США в роль догоняющих. Понимая всю важность победы в лунной гонке, американское правительство сделало «шаг конём», не пожалело ни денег, ни людей. 26 миллиардов долларов было вложено в полёты на Луну — в 10 раз больше, чем в . Астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи погибли при первом испытании Аполлона.

Уже после полёта Аполлона-11 интерес общественности к космической программе американцев резко упал. Население страны принялось слать на телевидение жалобы на отмену любимых передач из-за трансляции полётов. Шоу, можно сказать, закончилось. СССР реализовал свою программу по запуску искусственных спутников Луны, доставке на её поверхность луноходов, что было гораздо дешевле и намного безопаснее, так как гибель людей исключалась. Зато результаты были не менее сенсационными.

Поэтому, хотя в своё время и было объявлено об Аполлонах -18, -19, -20…, пришлось закруглиться на семнадцатом. Ведь главная цель была достигнута: американцы доказали всем своё превосходство, и дальнейшие полёты смысла не имели.

Джордж Буш-младший во время своего правления пообещал, что американские граждане вернутся на Луну к 2020 году, более того, высадятся на Марсе! Возможно, такие заявления были связаны с тем, что инопланетяне дали, наконец-то, добро на новые посещения, а может, с успешным развитием космической программы Китая — нового соперника США в борьбе за мировое господство. Так или иначе, кризис загубил эту идею, и во внесённом Обамой к рассмотрению Конгрессом проекте бюджета на финансовый год лунная программа отсутствует.

Так что же послужило истинной причиной прекращения полётов людей на Луну? Инопланетяне? Всё проще. После того как политические амбиции супердержавы улеглись, стало ясно: вкладывать огромные деньги в полёты астронавтов на спутник Земли нецелесообразно. Идея высадки человека на Луне, как идеологической таблетки для поднятия патриотических чувств, исчерпала себя. Проведенные социологические исследования показали, что половина населения Америки не видит смысла в дальнейшем финансировании программы. Да и НАСА не горело желанием продолжать полёты. Любой непредвиденный поворот событий или жертвы могли дать совершенно противоположный триумфальному эффект.

Специалисты утверждают, что если сопоставить научный вклад, сделанный программой «Аполлон», с затратами на неё, то выглядит он весьма скромно. Поэтому, думаю, что приятель мой весьма ошибается, и инопланетяне здесь совсем ни при чём.