Переходим к самому интересному - к туалетам и мусору.

Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

Туалет Иоанна Бесстрашного

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Унитаз сэра Харрингтона

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Парижская ливневая канализация XV в.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Желтые кресты на фасадах домов средневековых городов означали, что мочиться здесь строго запрещено.

Общесвтвенный туалет XV в.

Парижская выгребная яма. Фото XIX в.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Общественные туалеты в Тарту.

Шиффхаузен. Вид со дна туалетной цистерны на ее свод. Цифрой 1 обозначено очко.

Вывоз мусора

Еще в начале ХХ века западные археологи писали об отсутствии археологических доказательств опасного санитарного состояния городов средневековой Европы. Грязь на улицах в средневековом городе была также не приемлима, как и в современном мегаполисе. Как только процесс средневековой урбанизации превратил скопление нескольких сотен деревянных лачуг в поселение с большей частью каменными домами, обнесенными городской стеной, органы управления начали решать вставшую перед ними проблему мусора. Как правило делалось это следующими способами: улицы мостились камнем, за городской стеной устраивались свалки, на которые специально созданные службы вывозили отходы. Само собой, мусорить на улицах строго запрещалось. Археологически доказано, что пресловутые желоба посреди улиц не были заполнены нечистотами, они служили как ливневые стоки и выводили дождевую воду в реку. По этому же принципу устроены все современные ливневые канализации.
Другой дело, что в средние века, как и сегодня, этот запрет соблюдали далеко не все горожане. Также следует учесть, что объемы бытовых отходов, производимых средневековым городом, не идут ни в какое сравнение с современными городами, даже если численность населения в них равная. Средневековье не знало упаковки, которая составляет львиную долю современного мусора. Средневековый горожанин не бросал на мостовую окурки, целлофановые пакеты или обертки от конфет, его домашний мусор состоял главным образом из биологических отходов, часть которых уже тогда шла на переработку. Изношенная одежда попадала к старьевщикам, а затем собиралась как сырье для производства бумаги.
В 1280 г. король запретил горожанам мусорить на улицах Лондона. В 1347 г. королевским эдиктом лондонцам было снова запрещено выбрасывать отходы на улицу, в Темзу или городские ручьи. Однако это не касалось туалетов, которые по-прежнему могли быть расположены над этими водными артериями, однако теперь за право строить из здесь нужно было платить. К XVI в. туалеты над ручьями были окончательно запрещены, а вскоре они были убраны под землю.
Запрет казался как твердых, так и жидких ТБО. Это значит, что с конца XIII в. в Лондоне нельзя было просто так вылить из окна помои на улицу – за этим следили и штрафовали. Конечно, закон нарушали. В 1414 г. была создана специальная сеть информаторов, которая следила за соблюдением этих предписаний. Тем не менее, на улицах было грязно.
По закону горожане должны были выливать помои и выбрасывать мусор в выгребные ямы и сточные колодцы. Выгребные ямы имелись при каждом доме, и ассинизаторы должны были очищать их раз в неделю. В 1427 г. была создана комиссия, которая должна была следить за работой ассинизаторов. В 1531 г. король Генрих VIII издал закон о канализации, по которому комиссия ассинизации была не только возрождена, но и получила общегосударственный статус. Под ее началось были созданы городские службы, в том числе ив Лондоне. И, хотя выгребные ямы часто оставались переполненными, а улицы – грязными, этим вопросом занимались. Сохранилась жалоба лондонца на своего соседа, который не чистит свою выгребную яму, датируемая 20-м годами XV в. Само наличие подобного документа свидетельствует о том, что такое положение вещей считалось ненормальным и порицалось общественностью.
В январе 1421 г. по инициативе новоизбранного мэра Ковентри городской совет принят новые санитарные правила. Остановимся на них подробнее. Итак: при приготовлении пищи отходы запрещалось кидать под стол или выбрасывать на улицу, выпас свиней разрешался только за городской стеной, там же должны были забивать скотину мясники. Горожанам запрещалось выбрасывать отходы у себя во дворе, на улице или в реку, они должны были вывозить их за пределы города на одну из трех свалок. Кроме того, жители города были обязаны следить на чистотой улицы перед своим домом, магазином или мастерской и убирать ее каждую субботу. Те, кто жил на берегу реки, должны были периодически чистить его, чтобы по время наводнений вода беспрепятственно уходила в отводные каналы.
Первая парижская свалка появилась в начале XIII в. Она была расположена там же, где и знаменитая городская виселица Монфокон. Этот полигон ТБО существовал до XVIII в. В XV в. за городскими стенами было создано еще несколько свалок. Именно сюда свозили твердые отходы мусорщики. В 1348 г. парижанам под страхом тюремного заключения было запрещено выбрасывать свой мусор на улицу. В 1404 г. предприятиям, расположенным на берегу Сены, главным образом скотобойням и кожевенным мастерским, было запрещено выбрасывать отходы в реку.
Аналогично обстояло дело и в Германии. Еще в XIII в. бургомистр Мюнхена запретил жителям выбрасывать мусор на улицу и в городские ручьи.

Физиологические потребности существуют в человеке изначально: потребность в пище, воде, воздухе, сне, и конечно уединения в туалете. Первый сидячий туалет принадлежал шумерской царице в 2600 году до нашей эры. Сейчас этот экспонат выставлен в британском музее. В тот же период туалеты появились и на Крите. Среди руин Кносса найдены каменные стульчаки, к которым при помощи труб подводилась вода. Это были первые в мире «смываемые» туалеты. В римскую эпоху были общественные туалеты. Кроме того они использовались как место общения.

Туалет в древнем городе Остия — ровесник города Помпеи, и ему более 2 тыс лет.

На улицах города люди не стеснялись прилюдно справить нужду. Такие ниши вмонтированы в античном городе Перге (Турция).

Туалет замка сорока колонн на Кипре в Пафосе (7-12 в)


Римский туалет.

Любопытно, что римский император Веспасиан ввел налог на общественные уборные. Урину собирали в большие глиняные горшки и использовали как средство для стирки одежды, чистки зубов и дубления кожи!

В средневековой Европе не было системы канализации. Не было общественных туалетов. Были другие нравы. Было нормой оправить нужду прямо на улице. Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим.

В замках Англии средневековый туалет - маленькая ниша с отверстием вниз, на которой лежит решетка.

Туалет Франции

В большинстве замков средневековья только зажиточные хозяева могли позволить себе иметь специальные помещения для осуществления естественных нужд. Подобные помещения в Англии назывались гардеробами. Они представляли наклонный желоб для выброса … либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки.

В замках удивляет то, что туалеты бывают, как одиночные, двойные, и даже с тремя открытыми кабинками. Люди того времени не смущались присутствия «соседей».

На стене туалета стоит надгробная плита перевёрнутая вверх ногами.

Туалет с тройными кабинками

Туалетные принадлежности: стационарный туалет

Переносной горшок.

В замке «Роз» (Австрия) туалет назывался комнатой «грохота», потому, что всё, что летело из туалетной комнаты, застывая на лету, с грохотом падало на землю. справа переносной горшок.


Средневековый туалет в замке Локет. (Чехия)

Туалет в Шпиц замке (Швейцария)

Для аристократии в моде были фарфоровые или фаянсовые предметы типа ваз и супниц. Дамы носили с собой бурдалю - узкие горшки, которые было удобно подсовывать под пышные юбки.

Первый ватерклозет - туалет с бачком и водным резервуаром, похожим на современный - появился в Англии в 1590 году для Елизаветы I, правда, воду в бачок нужно было заливать самостоятельно.

Но начиная с конца 1870х, наступила мода на унитазы всех форм и расцветок, в стиле ампир и ренессанс, богато украшенные лепкой, росписью и т.д.

Первая «современная ванна» была построена в Версале. В холостяцкой спальне графа замка Кардифф (Уэльс) была мраморная ванна, привезённая из Рима лордом Бьют, имела металлические вставки из рыб и морских существ , которые, под водой казались в движении.

На фото внизу небольшая ванная комната другой спальни, построенной позднее в замке, облицованная панелями из грецкого ореха с вставками из 60 видов мрамора.

Ванна заключена в массив из грецкого ореха. Мойка раковины установлена в мраморной плите. Особенно великолепна чаша, где в нижней её части изображена русалка расчесывающая волосы.


Довольно скромная обстановка ванной комнаты царской четы Николая II во дворце Ливадии. Ванна с лепниной, как и на стенах помещения. Обратите внимание на кольцо над ванной, где необычно крепилась шторка, закрывающая человека вокруг, чтобы не плескать лишнюю воду.

Вестибюль Марии Бурбон или ванная Наполеона. Дворец и музей Питти в Италии.

Каменная ванна в археологическом музее города Ассизи (Италия).

Умывальник, или рукомойник в Воронцовском дворце.

Зубастые умывальники с редкими зубьями смотрятся зловеще в средневековом подвале, и в полумраке с ними наедине как-то не по себе. Креативные арт-объекты в Крумловском замке. (Чехия)

В Индии в конце 19 века вспыхнула чума. Результатом её служила нечистоплотность населения, как бедных людей, так и богатых. (фото из интернета)

Одной из причин была ужасная «грязь» так называемых уборных помещений. Была создана комиссия для исследования этих отхожих мест. У комиссии создалось впечатление, что уборные в богатых домах были грязнее. Они были тёмными, зловонными и кишели червями. А у касты » неприкасаемых» наоборот лачуги чисто выметены, и горшки блестели. Люди справляли свои нужды на открытом воздухе. В кварталах высшего класса в каждой из комнат был сделал сток, как для воды, так и «отходов». В результате весь дом был наполнен зловонием. Иногда стоки второго этажа спускались на первый этаж. Как жильцы умудрялись там спать? Такие же вещи были и храмах, где ко всему прочему добавлялась свалка отбросов, где гнездились вороны и коршуны. В домах города по западному образцу в комнатах отсутствовали стоки для нечистот, а в комнаты ставили ночные горшки. Прислуга обязана была убирать как за хозяевами дома, так и за гостями. Так писал в своей книге Махатма Ганди.

Любопытна гигиена некоторых северных народов, которые мылись по-особому - натирались жиром нерпы, а потом соскребали с себя жир вместе с грязью. Летом мылись у водоемов, натирая тело песком. Новорожденного младенца сразу не мыли, а обтирали заячьей шкуркой и заворачивали в чистую заячью шкурку, насыпав в ноги труху из гнилого дерева. Мыть начинали с третьего дня жизни. Вместо пелёнок использовали сухой мох-сфагнум, используя и как туалетную бумагу, а так же подкладывали его в качестве подгузников под младенцев. Такая гигиена сохранилась до их пор.

Так описывает свидетель побывавший в гостях у эвенков: » В гости к местному жителю приехала молодая семья, они прошли в тёплую ярангу, оставив свои вещи в холодной. Когда хозяйка вышла за продуктами в холодную комнату, услышала как в коробке что-то шевелится. Она подумала, что гости что-то забыли, и сообщила об этом. Гостья спокойно сообщила, что в коробке спят её дети. Ребёнок зашевелился по двум причинам: хочет есть, или проблема с туалетом. Моча в коробке с младенцем в трухе дерева скатывается шариками, поэтому их просто вытряхивают, и добавляют новую порцию. Если ребёнок голоден, женщина наклоняется над ним, потому что что младенец лежит голенький во мху или древесной трухе, кормит его грудью. Всё очень просто.


Миф или правда?

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

В большинстве замков средневековья не было ни водоснабжения, ни канализации, ни сортиров. Только зажиточные хозяева замков позволяли себе иметь специальные помещения для осуществления естественных нужд. Подобные помещения в Англии назывались гардеробами. Они представляли наклонный желоб для выброса испражнений либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки. Увидеть подобные «туалеты» можно на старинных гравюрах: на внешних стенах имеются небольшие пристройки, представляющие отхожие места с отверстиями, а не сторожевые стрелковые башенки, как может показаться.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!». Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Туалеты были

Другое дело, что они были скрыты от посторонних глаз. Под туалеты были оборудованы, например, шкафы (комоды) - заходишь в шкаф, а там стул с отверстием, а под ним горшок.

В средневековой Европе были другие проблемы:

  • Не было системы канализации. Пока не была создана организованная система сбора и утилизации экскрементов, отходы человеческой жизнедеятельности очень быстро переполняли выгребные ямы и в результате оказывались на улицах городов, в реках и каналах. От переполненных выгребных ям стояла вонь. Многие для оправления естественных нужд использовали ведра и горшки.
  • Не было общественных туалетов. Были другие нравы. Было нормой оправить нужду прямо на улице. Тысячи придворных, тусующихся в Версале, не заморачивались поисками туалетов, а делали свои дела за портьерами или в саду.
  • Когда изобрели унитаз со смывом, Европа столкнулась с другой проблемой - великим зловонием. Дело в том, что канализационные трубы выводили прямо в реки. Ни о какой очистке тогда не речи не было. В результате реки переполнялись фекалиями и сточными водами.

Вспомни сортир

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Туалеты в замках




Как был устроен европейский средневековый туалет и как была организованна в средневековых городах утилизация бытового мусора.

Средневековые туалеты были нескольких типов.

Например, наружние Garderobe, над выгребной ямой, рвом, каналом или местом где не проходит дорога

Макет внутреннего туалета оборонительного замка

Поближе

Вот они, гардеробчики

Здесь фекалии сбрасываются в воду, она конечно должна быть проточной



Прошу не путать Гардероб с Ein Dansker- туалет в виде оборонительного сооружения в конвентхаузах Тевтонского ордена в форме эркера или сильно выдвинутой за периметр защиты башни и галереи-хода к ней. Тут два в одном было, сиди, какай врагам на головы и отстреливайся.

Красным цветом отмечен нужник, внизу выгребная яма

Фекалии или стекали по стене с той стороны где все равно не жалко. Вот примеры таких туалетов. Нужно так же учитывать, что замки это старинные сооружения. Много воды утекло с тех пор как их построили. И вполне вероятно, что содержимое этих «кабинок» стекало не на головы проходящих, а в лесной массив, что окружал замок. Шли годы, местность изменялась, там, где был непроходимый лес стала туристическая тропа.

Вот и складывается мнение, что падало все прямо на головы.


Обратим внимание как здесь ответственно подошли к делу. По-видимому эта стена замка выходила к дороге и поэтому фекалии спускались по трубе.

Внизу это дело убиралось.

Схематичное изображение "Нужник в разрезе" внизу видим ассенизатора

Еще несколько схем нужников

Ранее внизу стояла бочка, куда стекали отходы


Замки в разрезе, можно поиграть в игру "Найди нужник"

Находите?

Вот тут, можно разглядеть процесс очистки, если приглядеться конечно




Раз зашел такой разговор, хочу упомянуть часто встречающееся изображение средневекового нужника, которое приводится в пример того, что все падало прямо на прохожих.
Вот этот фрагмент.

А вот само полотно.


Называется оно «Мир вверх тормашками» на нем Питер Брегейль Старший изобразил фламандские народные пословицы и поговорки. Данная сцена с попами из нужника означает пословицу «Ходят вместе в один нужник» и означает- находятся в согласии друг с другом.

Сам же двойной нужник выглядел так. Пятые точки в окно высовывать не надо было.

Обратите внимание на связку сухих трав, средневековый ароматизатор


Вот еще, уютно посидеть, поболтать с товарищем.

Одиночные.



Я обратила внимание, что почти во всех случаях туалет был сделан таким образом, что можно было удобно сесть. Конечно не на голые камни, имелись специальные сидушки защищающие нежное место от грубого кирпича. Поэтому в «позе орла» стоять было без надобности.

Я иногда, когда захожу в современную туалетную кабинку и вижу следы того, что в ней побывала «орлица» невольно задаюсь вопросом- зачем они так рискуют покалечиться? Ну протри ты этот ободок, и сядь удобно. Может у них половые органы по особенному устроены, что соприкасаются с ободком? У обычного человека такой проблемы нет, его слизистые не касаются ободка. Чем отличается прикосновение кожи пятой точки к сиденью туалета от прикосновения ладонью к поручню метро? И там и там кожа. И там и там микробы. С руками даже больше риска, можно забыться, не вымыть и чего нибудь в рот положить. И все- готово дело занесли инфекцию. С пятой точкой такого риска нет.

Ладно, спишем на загадочную женскую душу.

Мамадорогая, они что и в коньках это делают?

Да, чувствую будущим историкам будет чего про наше время рассказать.

Возвращаемся в средневековье.

Имелись и заглушки, чтобы не распространялся запах.




Чтобы не бродить в темноте по холодным коридорам имелись внутренние туалеты. Там уже слуга должен был горшок выносить.


Кстати, если вы поклонники «Игра престолов» то припомните сцену убийства папаши Ланнистера- его как раз застрелили из арбалета в замковом нужнике.


Туалеты в городских домах располагались или с выводом в канал или в выгребную яму.

Европейские дома обычно лепятся друг к дружке тесно, но тем не менее каждый дом имеет задний двор с хозяйственными постройками и отхожим местом.

Некоторые городские улицы имели две сточные канавы по обеим сторонам, те, что поуже одну посередине. Использования вода сливалась туда, а во время дождей канавы служили как ливневая канализация отводя воду с улиц. Городские законы средневековых городов регламентировали утилизациию отходов. На нерадивых нарушителей заводились судебные дела.


Первое городское право Страсбурга

(последние десятилетия XII в.)

82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим

домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением

предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей,

также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и

около места, которое называется Гевирке.

Сточный желоб идет из дворика


Видите как улица сужается к середине, чтобы все стекало, в том числе и во время дождя

Сточная канава за ненадобностью заделана камнем

Имелись городские мусорщики именуемые на английском Night soil

Вот пожалуйста, горшок на музыкантов. Ну не понравилась тетке мелодия в ночи и она окатила бродячих попрошаек.

Я ее с одной стороны понимаю, когда едешь бывало в Брюсселе вечером с работы, усталая, хочется побыстрее уже домой, а тут в вагон заходит «Крокодил Гена» попрошайка- типамузыкант. И начинает фальшиво наяривать на аккордеоне или гитаре. Ты сидишь терпишь, благо он дольше одной станции в вагоне не едет, ему евро косить надо. А потом заходит второй, конкурент.

Но особенная жесть в праздничные дни. Когда ты в пятый раз послушаешь на все лады «Джингел бел, джингел бел ляляляля ля» тебе реально хочется вытолкнуть их из поезда. А будь под рукой горшок, не могу утверждать наверняка, дрогнула ли у меня рука.

Как бы то ни было, я безусловно не оправдываю такое поведение, которое конечно имело место быть, но осуждалось обществом и за норму не считалось.

И раз уж зашла речь за ночные вазы, то вот несколько средневековых chamber pot

Гошок под кроватью скурпулезно от отображен средневековым рисовальщиком


К горшку приучали с детства


Даже у бедных стояли ночные вазы под кроватью

Еще детский горшок

Имелись так же дорожные уриналы, чтобы справить нужду во время езды в экипаже.


В более поздние годы они стали изящными и богато расписанные, как впрочем все предметы быта галантного века.


В средневековье так за красотой не гнались. Удобно и ладно.

В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

У пейзан туалеты были попроще

Историческая реконструкция

Слева нужник под навесом

В монастырях тем более не гнушались удобствами.



Может возникнуть закономерный вопрос- а чем подтирались? Да в основном сухим мхом, листьями и соломой. Стояло ведро в нужнике, достал жмень, подтерся и выбросил. Или стоял кувшин с водой и губкой, как на картинке из монастырского туалета.

Сухой мох так же использовался в качестве прокладок во время «красных дней календаря» у женщин. Его заворачивали в ткань и облегчали себе жизнь. Потом стирали, сушили и по новой. Мох отлично впитывает, поэтому и приходил на помощь как в обычные дни, так и в критические.

Нельзя обойти вниманием факт о попытках изобретения унитаза со смывом.

Унитаз «Аякс» представлен Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г.

Работала смекалка в верном направлении.

На этой прогрессивной ноте позвольте откланяться и возблагодарить прогресс за центральную канализацию и унитаз со смывом. (Прямо как тост сказала)

Источники

Информация о повально немытой Европе в Средние века, зловонных улицах, грязных телах, блохах и прочих «прелестях» подобного рода пришла большей частью из XIX столетия. И с ней соглашались и отдавали должное многие ученые той эпохи, хотя сам материал едва ли был изучен. Как правило, все выводы основывались на периоде Нового времени, когда чистота тела действительно была не в почете. Умозрительные конструкции без документальной базы и археологических данных привели многих в заблуждение о жизни и гигиене в Средние века. Но, несмотря ни на что, тысячелетняя история Европы со своими взлетами и падениями смогла сохранить для потомков огромное эстетическое и культурное наследие.

Мифы и реальность

Гигиена в Средние века, как и быт, несправедливо подверглась жесткому нареканию, но собранного материала этого периода вполне достаточно, чтобы опровергнуть все обвинения и отделить правду от вымысла.

Надуманные гуманистами эпохи Возрождения, далее дополненные и распространенные мастерами пера Нового времени (XVII-XIX века) мифы о культурной деградации средневековой Европы были призваны сформировать определенный выгодный фон для будущих свершений. В большей степени эти мифы строились на выдумках и искажениях, а также на выводах опустошительного кризиса XIV столетия. Голод и неурожай, социальная напряженность, вспышки болезней, агрессивные и упаднические настроения в обществе...

Эпидемии, скосившие население областей вдвое и больше, окончательно дестабилизировали гигиену в средневековой Европе и обернули ее расцветом религиозного фанатизма, антисанитарии и закрытых городских купален. Оценка целой эпохи по наихудшему периоду быстро распространялась и стала самой очевидной исторической несправедливостью.

Мылись или не мылись?

Каждая эпоха в истории человечества в той или иной степени отличалась своими понятиями и критериями чистоты физического тела. Гигиена в Европе в Средние века, вопреки сложившемуся стереотипу, не была столь ужасающей, как ее любят преподносить. Конечно, о современных стандартах речи быть не могло, но люди регулярно (раз в неделю), так или иначе, мылись. А ежедневный душ заменяла процедура обтирания влажной тканью.

Если обратить внимание на художественные произведения, книжные миниатюры и символику городов того времени, то банно-мытейные традиции Древнего Рима благополучно наследовались европейцами, что особенно было характерно для раннего средневековья. В ходе раскопок усадеб и монастырей археологи обнаруживали специальные емкости для умывания и общественные купальни. Для домашнего омовения тела роль ванны играла огромная деревянная кадка, которая в случае необходимости переносилась в нужное место, обычно в спальню. Французский историк отмечает также, что частные и общественные бани с купальнями, парилками и бассейнами являлись обычным делом для горожан. При этом данные заведения были рассчитаны на все классы.

Мыло Европы

Применение мыла получило повсеместное распространение именно в Средние века, гигиена которых так часто порицается. В IX веке из-под рук итальянских алхимиков, которые практиковались изготовлением очищающих составов, вышел первый аналог моющего средства. Затем началось массовое производство.

Развитие мыловарения в государствах Европы основывалось на наличии естественной сырьевой базы. Марсельская мыловаренная промышленность имела в своем распоряжении соду и оливковое масло, которое получали через простое прессование плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после третьей прессовки, применялось для производства мыла. Мыльный продукт из Марселя стал значимым товаром торговли уже к X веку, но позднее он уступил пальму первенства венецианскому мылу. Помимо Франции мыловарение в Европе успешно развивалось в государствах Италии, Испании, в районах Греции и на Кипре, где культивировались оливковые деревья. В Германии мыловарни были основаны лишь к XIV столетию.

В XIII веке во Франции и Англии производство мыла стало занимать вполне серьезную нишу в экономике. А к XV веку в Италии начался выпуск твердого кускового мыла промышленным способом.

Гигиена женщин в средние века

Часто сторонники «грязной Европы» вспоминают Изабеллу Кастильскую, принцессу, которая дала слово не мыться и не менять белье, доколе не будет одержана победа. Это действительно так, она верно блюла свой обет три года. Но следует обратить внимание, что этот поступок получил большой резонанс в тогдашнем обществе. Было поднято много шума, и в честь принцессы даже был выведен новый цвет, что уже говорит о том, что подобное явление не являлось нормой.

Благовонные масла, ткани для обтирания тела, гребни для волос, лопаточки для чистки ушей и маленькие щипчики являлись ежедневными помощниками в гигиене женщин средневековой Европы. Последний атрибут особенно ярко упоминается в книгах того периода как незаменимый участник дамского туалета. В живописи красивые женские тела изображались без лишней растительности, что дает понимание, что эпиляцию проводили и в интимных зонах. Также трактат итальянского врача Тротулы Сарленской, датированный XI веком, содержит рецепт от нежелательных волосков на теле с использованием мышьяковой руды, муравьиных яиц и уксуса.

Упоминая женскую гигиену в Европе в нельзя не коснуться столь деликатной темы «особых женских дней». На самом деле об этом мало что известно, но некоторые находки позволяют делать определенные выводы. Тротула упоминает о процедуре внутреннего очищения женщины с применением хлопка, обычно перед половым сношением с мужем. Но сомнительно, что такой материал мог быть использован в виде тампона. Некоторые исследователи предполагают, что для прокладок вполне могли употреблять мох сфагнум, который широко применялся в медицине как антисептик и для остановки кровотечения при боевых ранениях.

Быт и насекомые

В средневековой Европе быт и гигиена хотя и не были столь критичны, но все же во многом оставляли желать лучшего. Большинство домов имели толстую соломенную кровлю, которая была самым благоприятным местом для обитания и размножения всякой живности, особенно мышей и насекомых. Во время непогоды и холодных сезонов они забирались на внутреннюю поверхность и своим присутствием достаточно усложняли быт жильцам. Не лучше дела обстояли и с половым покрытием. В зажиточных домах пол устилался сланцевыми листами, которые в зимнее время становились скользкими, и чтобы было легче двигаться, его присыпали толченой соломой. В течение зимнего периода истертую и грязную солому не раз перекрывали свежей, создавая идеальные условия для развития болезнетворных бактерий.

Насекомые стали настоящей бедой этой эпохи. В ковровых покрытиях, кроватных балдахинах, матрасах и одеялах и даже на одежде жили целые полчища клопов и блох, которые помимо всех неудобств несли и серьезную угрозу здоровью.

Стоит отметить, что в раннем Средневековье большинство зданий не располагало отдельными комнатами. Одно помещение могло иметь сразу несколько функций: кухня, столовая, спальня и прачечная. При этом мебели почти не было. Немного позднее зажиточные горожане принялись отделять опочивальню от кухни и столовой.

Туалетная тема

Принято считать, что понятие «отхожее место» напрочь отсутствовало в средневековом времени, и «дела» делались там, где придется. Но это совсем не так. Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях и представляли собой небольшую пристройку на стене, которая нависала надо рвом, куда и стекали нечистоты. Данный архитектурный элемент назывался гардеробом.

Городские туалеты устраивались по принципу деревенской уборной. Выгребные ямы регулярно чистились ассенизаторами, которые по ночам вывозили из города продукты жизнедеятельности людей. Безусловно, ремесло было не совсем престижным, но очень необходимым и востребованным в больших городах Европы. Люди этой специфичной профессии имели свои гильдии и представительства, как и прочие ремесленники. В некоторых областях ассенизаторы именовались не иначе как «ночные мастера».

Начиная с XIII века в туалетную комнату приходят изменения: окна стеклят во избежание сквозняков, устанавливают двойные двери, дабы предотвратить проникновение запаха в жилые помещения. Примерно в этот же период стали проводить первые конструкции для смыва.

Туалетная тема хорошо раскрывает, как далеки от реалии мифы о гигиене в средневековой Европе. И нет ни одного источника и археологического свидетельства, доказывающего отсутствие уборных мест.

Водопроводы и системы канализации

Ошибочно предполагать, что отношение к мусору и нечистотам в Средневековье было более лояльным, нежели сейчас. Сам факт существования выгребных мест в городах и замках говорит об обратном. Другой разговор, что городские службы не всегда справлялись с поддержанием порядка и чистоты, в силу экономических и технических причин того времени.

С увеличением численности городского населения, приблизительно с XI века, проблема обеспечения питьевой водой и выведение нечистот за городские стены приобретает первостепенную важность. Зачастую продукты жизнедеятельности человека сбрасывались в ближайшие реки и водоемы. Это приводило к тому, что воду из них невозможно было пить. Неоднократно практиковались разные методы очистки, но питьевая вода продолжала быть дорогим удовольствием. Вопрос был отчасти решен, когда в Италии, а в дальнейшем и в ряде других стран, начали применять насосы, действующие на ветряных двигателях.

В конце XII века в Париже был возведен один из первых самотечных водопроводов, а к 1370 году началась эксплуатация подземной канализации в районе Монмартра. Археологические находки самотечных свинцовых, деревянных и керамических водопроводов и канализации были обнаружены в городах Германии, Англии, Италии, Скандинавии и других государствах.

Санитарные службы

На страже здоровья и гигиены в средневековой Европе постоянно стояли определенные ремесла, своего рода санитарные службы, которые вносили собственную лепту в чистоту общества.

Сохранившиеся источники сообщают, что в 1291 году только в Париже было зафиксировано более 500 цирюльней, без учета уличных мастеров, занимающихся практикой на рынках и прочих местах. Лавка цирюльника имела характерную вывеску: обычно над входом подвешивали медный или оловянный таз, ножницы и расческу. Перечень рабочих инструментов состоял из бритвенного тазика, пинцета для удаления волос, гребня, ножниц, губок и повязок, а также склянок «ароматной воды». Мастер всегда должен был иметь в наличии горячую воду, поэтому внутри помещения устанавливалась небольшая печь.

В отличие от других ремесленников прачки не имели собственного цеха и в основном оставались одиночками. Состоятельные горожане временами нанимали профессиональную стиральщицу, которой отдавали свое грязное белье и в заранее обговоренные дни получали уже чистое. Своими прачками обзаводились гостиницы, и тюрьмы для особ благородного происхождения. Богатые дома тоже имели на постоянном окладе штат прислуги, занимавшейся исключительно стиркой. Остальной люд, не имевший возможность оплатить профессиональную прачку, вынужден был сам стирать свою одежду на ближайшей реке.

Общественные купальни существовали в большинстве городов и были настолько естественными, что возводились едва ли не в каждом средневековом квартале. В свидетельствах современников работа бань и банщиков отмечается довольно часто. Имеют место также юридические документы, где подробно отражена их деятельность и правила посещения подобных заведений. В документах («Саксонское зерцало» и другие) отдельно упоминаются воровство и убийство в общественных мыльнях, что только больше удостоверяет об их широком распространении.

Медицина в Средние века

В средневековой Европе существенная роль в медицине принадлежала церкви. В VI веке при монастырях начинают функционировать первые лечебницы для помощи немощным и калекам, где в роли докторов выступали сами монахи. Но медицинская подготовка Божьих слуг была настолько малой, что не хватало элементарных знаний физиологии человека. Поэтому вполне ожидаемо, что в их лечении акцент делался, прежде всего, на ограничении в пище, на лекарственных травах и молитвах. Они были практически бессильны в области хирургии и инфекционных заболеваний.

В X-XI веках вполне развитой отраслью в городах становится практическая медицина, которой занимались в основном банщики и цирюльники. В перечень их обязанностей, помимо основных, входило: кровопускание, вправление костей, ампутации конечностей и ряд других процедур. К концу XV века из цирюльников стали учреждаться цеха практикующих врачей-хирургов.

«Черная смерть» первой половины XIV века, завезенная с Востока через Италию, по некоторым данным, унесла около трети жителей Европы. И медицина с ее сомнительными теориями и набором религиозных предрассудков заведомо проигрывала в этой борьбе и была абсолютно бессильна. Распознавать болезнь на ранней стадии лекари не могли, что приводило к значительному увеличению числа зараженных и опустошало города.

Таким образом, медицина и гигиена в Средние века не могли похвастаться большими изменениями, продолжая основываться на трудах Галена и Гиппократа, предварительно хорошо отредактированных церковью.

Исторические факты

  • В начале 1300-х годов бюджет Парижа регулярно пополнялся налогом от 29 бань, работавших ежедневно, кроме воскресенья.
  • Большой вклад в развитие гигиены в Средние века привнес выдающийся ученый, врач X-XI веков Абу-Али Сина, более известный как Авиценна. Его основные работы были посвящены вопросам быта людей, одежде и питанию. Авиценна первый предположил, что массовое распространение недугов происходит посредством зараженной питьевой воды и почвы.
  • обладал редкостным предметом роскоши - серебряной ванной, сопровождавшей его по полям сражений и в путешествиях. После поражения под Грансоном (1476) она была обнаружена в герцогском лагере.
  • Опорожнение ночных горшков из окна прямо на головы прохожим являлось ни чем иным, как своеобразной реакцией жильцов дома на несмолкающий шум под окнами, нарушающий их покой. В иных случаях такие действия вели к неприятностям от городских властей и налаганию штрафа.
  • Отношение к гигиене в средневековой Европе можно проследить и по количеству общественных городских туалетов. В городе дождей, Лондоне, насчитывалось 13 уборных мест, и пару из них разместили прямо на лондонском мосту, соединявшем две половины города.