Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка.

Учитель немецкого языка

Шапошникова Л.В .

Нетрадиционные методы обучения основаны на активности и интенсификации деятельности учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким методам можно отнести игровые методы, проблемное обучение, коммуникативный метод.

Интерес к активным методам обучения вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки учеников за счёт мастерства педагога. Особое место новые нетрадиционные методы находят в преподавании иностранных языков.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, “погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми”.

Современные педагогические технологии требуют от педагога умений конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяется интерактивным методам – методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовывать собственный опыт.

Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, позволяют участникам включиться в реальные события. Активные методы позволяют учителю создать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Соединение в сознани человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию – новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию.

Специалисты по активным методам обучения не однозначно оценивают их эффективность. Неоспоримым остается результат –

новые подходы в обучении позволяют более эффективно усваивать учебный материал. Активные методы обучения приносят не только удовольствие от процесса познания, но и раскрывают путь к решению проблемы.

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т. е. пользоваться полученными знаниями. Поэтому использование проектной методики, позволяющей применять речевые навыки и умения на практике, очень важен. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

    занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

    учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

    в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

    в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ученика: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

    усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

    совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и отработать статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

Работа над проектом имеет следующие этапы:

    Подготовительный: планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи учителем на уроке, обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.

    Организация работы: формирование микрогрупп, распределение заданий в микрогруппах, практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

    Завершающий этап: промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, презентация результатов проекта всей группе на вечере, на пленуме и т.д., подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта /в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д./.

В зависимости от продолжительности работы проекты подразделяются на минипроекты и большие проекты.

Проект “Schuleralbum ” , например, органично вписывается в тему “Die Schule ”. На первом уроке по этой теме учитель выдвигает идею проекта. Потом эта идея обсуждается учащимися. Формируются группы, распределяются роли и задания в группах: кто что делает. Учащиеся получают задание обдумать проект и предложить свои идеи. На следующем уроке обсуждаются идеи и то, какие трудности встретились. Обсуждается также форма презентации, например, комментарии к каждой странице альбома. Подбираются различные рубрики для альбома, например: из истории школы; наша школа в настоящее время; наша школа в будущем. Презентация альбома проходит на заключительном уроке по теме “Школа”. Учащиеся сами анализируют свой проект, делают выводы: что удалось, что не очень и почему.

Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Игру как метод обучения использовали с древности. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:

Деятельность;

    мотивированность;

    индивидуализированная деятельность, личная;

    обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

    развитие психических функций и способностей;

    учение с увлечением”.

Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

    Формирование определенных навыков, например:

    Отгадайте, куда мы пойдем?

    Вы пойдете в кино? – Нет.

    Вы пойдете в парк? – Нет. И т.д.

    Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру:

    Ваня получил новую квартиру / на доске ее схема/, поможем ему расставить мебель.

    Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника, поздоровайтесь и сделайте комплимент и т.д.

    Развитие необходимых способностей и психических функций, например, игра “Снежный ком”:

1-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло.

2-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло и зубную пасту. И т.д.

    Познание в сфере страноведения и языка: викторины, лото, путешествия, конкурсы.

    Запоминание речевого материала: рифмовки, сопровождение слов мимикой и жестами.

Усвоение материала в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика, т. к. проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу на основе уже известных учащимся способов; здесь от решающего требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности. Иначе говоря, под проблемным методом понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение может использоваться в различных видах учебной работы по предмету: при изучении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных работ, выполнении домашних заданий.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности. Эти методы предполагают собственную структуру организации учебного процесса и целенаправленную деятельность учащихся.

Любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов, однако это не исключает возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих.

.

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация .

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора .

В качестве главных целей введения в образовательную практику метода проектов можно назвать следующие:

  • показать умение отдельного обучаемого или группы обучаемых использовать приобретённый исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости .

Проект является альтернативным способом организации учебного курса и исключает традиционные принципы планирования и организации обучения определённой учебной дисциплины. При реализации метода проектов используются различные проблемные, исследовательские, поисковые методы, ориентированные на реальный практический результат. Интеграция метода проектов в учебный процесс предполагает выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. В процессе изучения иностранного языка метод проектов рассматривается как комплексный вид учебной деятельности, так как интегрирует различные виды иноязычного речевого общения для решения творческих практических задач. При его использовании изучаемый иностранный язык выступает, с одной стороны, в качестве средства образовательной творческой деятельности, а с другой – в процессе работы над проектом происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его использования .

В курсе немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значительный для школьника.

В наших условиях дети начинают изучать немецкий язык с 2 класса и достигают базового уровня владения предметом. Уже на начальном этапе обучения необходимо постепенно готовить учащихся к поисковой деятельности, конечным продуктом которой, могут быть ассоциограммы, коллажи. Например, так как изучение немецкого языка начинается с ознакомления учащихся с кратким культурологическим портретом страны, с фактами языкового поведения носителей немецкого языка, то можно предложить составить ассоциограммы: «Was fällt euch zu Deutschland ein?» и объединить их в коллаж «Наше представление о Германии и немцах».

Такое наличие поисковой деятельности уже на первых этапах обучения позволит учащимся начать проектную деятельность .

На этапе основного общего среднего образования (например, в 5-6 классах) происходит дальнейшее вовлечение учащихся в проектную форму учебной деятельности. На этой ступени обучения целесообразно осуществлять небольшие по объему проекты, рассчитанные на один урок, например, проект «Wir malen, bauen, basteln» .<Приложение 1 >

Такое постепенное вовлечение учащихся сформирует у них прочные навыки проектной деятельности (умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, объяснять, и т.д.), что позволит им следующих этапах обучения самостоятельно осваивать интересующие их темы.

Метод проекта является одним из прогрессивных методов обучения и развития учащихся. Недаром он относятся к технологиями XXI века.

Список литературы

  1. Брейгина, М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностр. яз. в шк. – 2004. – № 2. – С. 28-32.
  2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С.3-10.
  4. Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.

Применение технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

Чаленко Е.С., учитель немецкого языка

Великая цель образования - не только знания,

Но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

СЕЙЧАС – время перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Репродуктивное обучение устарело. Необходим переход к инновационным методам преподавания. РЯДОМ со мной – мои ученики. Каждому необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И основным моим ДЕЛОМ как педагога является создание эмоционально-комфортной, мотивирующей и творческой обстановки, в которой отсутствует принуждение, и есть возможность для каждого ученика найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение технологии активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

1. Учебная игра способна обеспечить высокую степень мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации. Она похожа на развлекательную игру: веселая, занимательная, содержит элементы конкуренции. Но учебная игра имеет две цели: игровую и языковую. Мы не только играем, но и упражняемся. Одним из главных преимуществ такого метода обучения является то, что учебная игра как нельзя лучше помогает создать положительный эмоциональный настрой , атмосферу психологической комфортности, ориентацию на успех каждого ученика , что значительно повышает эффективность урока. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и целей урока использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые и творческие игры. В процессе работы с детьми придумываем свои собственные игры. Например,

«Биатлон»

Класс: 2

Цель: запоминание букв немецкого алфавита.

Необходимые материалы : карточки с буквами.

Технология проведения : Карточки выставляются на доске. Ученик называет изображенную букву. Учитель (сильный ученик) контролирует выполнение задания. При слове «Richtig» участник переворачивает букву обратной стороной, «Falsch» - буква остается открытой.

«Найди меня!»

Класс:5-7

Цель: закрепление лексики по теме «Город», повторение грамматической темы «Предлоги».

Необходимые материалы: карточки с планом города.

Предварительная подготовка: ученики готовят план города и повторяют грамматическую тему «Предлоги».

Технология проведения: обучающиеся делятся на пары. Перед ними лежит план города. Ученики договариваются об отправной точке. Затем один из них озвучивает свой путь, другой следует за ним мысленно, в конце пути звучит команда «Найди меня!». Второй ученик указывает определенное место на карте. Потом меняются ролями.

2. Классная корреспонденция Современные формы переписки обучающихся – это E-Mail, SMS, чаты, блоги. Цифровое общение не несет того очарования, которое имеет старое классическое письмо на бумаге. Письмо, конверт, сюрприз внутри, ожидание ответа. В нашем классе есть почтовый ящик. Письма достаем по пятницам. Есть личные письма, есть от класса классу. Этот метод работы использую на уроках и во внеурочное время.

Например, урок в 8 классе. После повторения прошедшего времени за 10-15 минут до конца урока делю класс на группы. Сильные ученики получают задание – написать письмо 11 классу о том, как провели выходные. А остальные обучающиеся выполняют треннинговые упражнения по выяснению результатов усвоения пройденного материала.

В группе сильных учеников наблюдаю следующее разделение: один записывает, другой работает со словарем, двое рисуют «фотографии». И каждый ученик в трех предложениях диктует свой мини-рассказ о выходных, используя форму прошедшего времени.

3. Метод «Шесть шляп» используется мною в старших классах для разностороннего анализа прозаических текстов или проблемной ситуации. Мы все воспринимаем мир по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Каждому обучающемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).

Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.

Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа – это шляпа модератора. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы.

4. Обучение по станциям. Обычно этот метод используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. «Обучение по станциям» требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся. Поэтому такой формы уроки проводятся не часто. Но это и повышает интерес учеников. Стараюсь предлагать станции с различными социальными формами, чтобы задания выполнялись не только индивидуально, но и в парах, и в группах. Задания могут быть обязательными, а могут – по выбору. Обычно отмечаю это цветом. Судя по практике, ребята с удовольствием проходят все этапы урока. И даже в случае получения нежелаемого результата сильно не расстраиваются. Ведь оценивали они свою работу САМИ.

5. Проектная работа. Это мой любимый метод. Его принцип – обучение в действии. Теория очень тесно связана с практикой. Проектная работа готовит учеников к самостоятельному обучению в течение всей жизни. Для этого метода характерны ориентирование на жизненный опыт и интересы обучающихся, целенаправленное планирование, ориентирование на доступный продукт, а не на туманную теорию, способствование самоорганизации и ответственности за выполняемую работу, общественная практичность.

На уроках обучающиеся с удовольствием выполняют творческие проекты. Например, в 4 классе строится зоопарк, в 5 классе организуется выставка домашних животных, в 6 классе проектируется школа мечты, в 7 классе проводится заочное путешествие по городам Германии и России, в 8 классе оформляются коллажи о лете, в 9 классе рекламы будущих профессий, в 10 классе стенд «Германия и немцы», 11 класс оформляет презентацию «Великие люди Германии и России».

Исследовательские проекты требуют больше времени. Поэтому мы чаще всего занимаемся ими во внеурочное время. Лучшие проекты представляем на ежегодном заседании школьного научного общества учеников «Эврика».

Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности обучающихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.






Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

доклад

26.03.2015

МБОУ «СОШ с. Натальин Яр Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Подготовила: учитель немецкого языка

Сарсембаева Наталья Александровна

    Введение.

В настоящее время, когда необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств.

Изучение немецкого языка в условиях же муниципальной школы не имеет возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета “иностранный язык”. Современное обучение в школе сегодня имеет ряд недостатков, которые естественным образом влияют на уровень обученности немецкому языку школьников.

Отсюда определяются некоторые противоречия в преподавании иностранного языка в средней школе:

между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

В то же время постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения немецким языком ставят вопрос о повышении качества обучения по иностранному языку, “разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения немецкому языку”.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение иностранному языку преследует две основные цели:

    развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;

    развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников к изучению немецкого языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

    Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка.

    1. Понятие пассивного, активного и интерактивного метода обучения.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

2.2 Перечень активных и интерактивных методов.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.

2.3. Интерактивные методы на уроках иностранного языка.

Одной из технологий, обеспечивающей интерактивное обучение, является метод проектов , как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Метод обучения в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве .

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве :

Studentteamlearning ( STL , обучениевкоманде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learningtogether (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится, очевидно, что учащиеся ведут себя более активно. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознают свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия, так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств учащихся, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.

Целью обучения иностранному языку в гуманистической педагогике, по мнению Гальсковой Н.Д., является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Сопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта учащегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Учащиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:” v ”-знаю, ”+”-новая информация,”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, надо больше узнать. То, что учащиеся узнали из текста, мы дополняем другим цветом к кластеру.

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь учащиеся осмысляют изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

3. Практический опыт.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что “каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности” . Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие кооперации и сотрудничества.

На своих уроках я также стараюсь вовлечь всех обучающихся в работу, используя формы интерактивного обучения. Главная задача, которую мне приходится на данном этапе решать, это повышение мотивации учащихся к изучению предмета «Немецкий язык». Поэтому необходимо так строить уроки, чтобы они были не только эффективными, но и интересными.

    Мозговой штурм.

В ходе этого упражнения учащиеся коллективно или индивидуально разрабатывают определённую тему или семантическое поле какого-либо понятия. Учащиеся свободно высказывают мнения и идеи в связи с темой или понятием, затрагивают различные аспекты темы и фиксируют своё мнение в виде отдельных слов, словосочетаний, незаконченных фраз, коротких предложений. Данное упражнение позволяет учащимся с разным уровнем владения языком вносить свой вклад в разработку идеи, общими усилиями расширить общее информационное поле, активизировать словарь школьников.

Пример 1: на доске написаны буквы немецкого алфавита. Учитель просит класс вспомнить слова по теме «Школа» (« Die S chule »), начинающиеся с данных букв и написать их на доске. Ученик выбирает отдельную букву, записывает слово.

А -Abitur В - Bücher P - Pause K – Klasse U – Unterricht

M – Mitschüler L – Lehrer H –Hausaufgabe итакдалее .

Пример 2. На доске записаны даты (н-р, основных этапов жизни учителя). Учащиеся должны предположить, о чём свидетельствуют эти даты.

1975 - Geburtstag

1982 – das erste Schultag

1992- Schulabschluss

1995 – Heirat usw .

    Ролевая игра.

Ролевые игры часто используются на моих уроках. Данное упражнение предполагает попеременное исполнение учащимися социальных и психологических ролей, освоение общения в условиях социального контакта, которые максимально приближены к условиям реального общения.Наиболее часто обучающимся приходится примерять на себе социальные роли, например, покупатель – продавец, врач – пациент, турист – местный житель, учитель – ученик, официант – посетитель кафе или ресторана. Психологические роли чаще принимают на себя учащихся старших классов. Они отражают психологическое состояние (взрослый, ребёнок, друг, враг, соперник).

Примеры:

А) социальная ролевая игра. Типичным примером, в которой доминируют общепринятые условности, являются ситуации запроса - предоставления информации.

А.: Извините, не могли бы вы мне сказать, как мне пройти на автовокзал?

В.: Конечно, идите прямо и придёте на автовокзал.

Б)Психологическая ролевая игра. Даны высказывания нескольких взрослых о подростках подростков об их родителях. Попытайтесь в роли психолога найти для них разъяснение для любой из ситуаций. Работайте вдвоём.

    Работа в малых группах.

Чтобы прочувствовать, как осуществляется работа в группах на уроках немецкого языка, я предлагаю Вам поучаствовать в работе данного вида.

Мастер-класс

    Этап мотивации.

L.: Hört euch zwei Musikstücke an. Was für die Musikstücke sind das?

(die Nationalhymne Deutschlands und Russlands)

L.: Was meinen Sie? Worüber werden wir heute sprechen?

(über die beiden Länder)

L.: Ganz richtig. Wir sprechen heute über Deutschland und Russland.

Wir arbeiten heute in Gruppen. Haben Sie nichts dagegen? Wollen wir uns teilen!

(раздаются карточки с изображением флагов Германии и России, соответственно этим карточкам создаются две группы)

    Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

a)L.: Was können Sie schon von Deutschland und Russland? (…)Wir brauchen heute Mehrzahlen. Wiederholen wir die!(…)

3. Этап закрепления изученного с проговариванием во внешней речи.

L .: Ü ben wir uns ein bisschen . Schreiben Sie je zwei Numeralien auf den Kärtchen und tauschen Sie gegen einander. Jetzt nennen Sie diese Mehrzahlen.

b) Работа в группах

Heute müssen wir auch unsere Kenntnisse systematisieren und vielleicht sogar erweitern. Hier helfen uns der Plan, die Landkarten und Arbeitsblätter. Füllen Sie bitte die Tabellen aus, benutzen Sie dabei die Landkarten und Arbeitsblätter, wo Sie richtige entsprechende Information wählen können.

    Этап включения изученного в систему знаний.

L.: Also, welche Ergebnisse haben Sie bekommen. Beachten Sie die Mehrzahlen! Tauschen Sie bitte die Informationen. Schreiben Sie die fehlenden Angaben..

Der Plan

Deutschland

Russland

Die Lage (Wo liegt das Land?)

Die Grenzen (An welche Länder grenzt …?)

Die Flӓche(Wie ist die Fläche des Landes?)

Die Hauptstadt (Welche Stadt ist die Hauptstadt …?)

Die Staatsflagge (Wie sind die StaatsfarbenDeutschlands/Russlands?)

Die gröβten Städte sind…

Die gröβten Flüsse sind…

5. Этапрефлексииучебнойдеятельности .

L.: Sie haben heute sehr gut und produktivgearbeitet. Was haben Sie besonders gut geschafft? Mit welchem Fach war unsere Stunde eng verbunden?

Die Hausaufgabe:

L.: Welche Aspekten fehlten heute in Ihren Berichten? Was möchten Sie noch über diese Länder erfahren oder erzählen? Machen Sie bitte das zu Hause und erweitern Sie bitte die Tabellen. Suchen Sie bitte auch die Information über Saratower Gebiet anhang der Tabelle.

4.Проект.

Достаточно эффективным интерактивным методом работы является проект.

Проект помогает мне решить сразу несколько задач. Это развитие интереса к предмету, к стране изучаемого языка, расширение общего кругозора учащихся и словарного запаса учащихся, формирование универсальных учебных действий и информационной компетенции.

В зависимости от ступени обучения меняется и характер проектной работы. На начальном и среднем этапе создаются чаще всего индивидуальные краткосрочные проекты «Книга о себе», «Моё расписание», « Школа моей мечты», «Моё любимое время года» и другие. Среди индивидуальных долгосрочных проектов на среднем этапе можно назвать проект «Разговорник».Далее проекты становятся более долгосрочными, основательными и чаще всего групповыми. Я хочу представить Вам несколько вариантов ученических проектов.

    Вывод.

Использование активных и интерактивных методов обучения делает процесс обучения живым, эффективным и интересным.

Из опыта работы И.И. Матюшиной, учителя немецкого языка МОУ СОШ №3 г. Облучье В данном сборнике предложен опыт использования ролевых игр на уроках немецкого языка с целью повышения мотивации к изучению предмета. Учитель предлагает ряд заданий для проверки усвоения учащимися языкового материала. Сборник может быть рекомендован для учителей немецкого языка.

Слово об учителе

Ирина Ивановна Матюшина работает учителем средней общеобразовательной школы №3 города Облучье в течение 20 лет. Немецкий язык преподает в 5-х-11-х классах по федеральным программам с использованием базовых учебников. Профессиональная культура педагога проявляется в сформированности у него таких умений, как-то:

  • Организационные (умение организовать любой вид работы);

  • Проектировочные (умение планировать работу);

  • адаптационные (умение действовать по плану в конкретных учебных условиях);
  • мотивационные (умение эффективно стимулировать познавательную деятельность учащихся);
  • коммуникативные (умение общаться с обучаемыми на уроке и вне его);
  • познавательные (интерес к исследовательской деятельности);
  • умение контроля и самоконтроля.
Педагог имеет высокий уровень языковой компетенции: демонстрирует свободное владение немецким языком, грамотно использует лексико-грамматический и фонетический материал в рамках обсуждаемых тем и проблем. Не испытывает трудностей социолингвистического и социокультурного характера.
И.И. Матюшина в числе первых включилась в эксперимент по раннему обучению школьников немецкому языку.
Для привития интереса к предмету «Немецкий язык» учитель использует технические средства обучения: аудио-, видео- и компьютерные технологии. На своих уроках учитель уделяет внимание нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, развивает их мышление, обучает навыкам общения и прививаем им черты цивилизованной личности. В целях развития мотивации к изучению предмета Ирина Ивановна использует и свой личный опыт пребывания в Германии, знакомя учащихся со страноведческими реалиями страны изучаемого языка на уроках и во внеурочной работе.
Наряду с традиционными педагог использует инновационные технологии обучения, например, информационно-коммуникативные. Так, данную технологию учитель применяет в интегрированном уроке по теме «Музыка».
Педагог ведет целенаправленную работу с одаренными детьми. Учащиеся 9-х-11-х классов на протяжении ряда лет становятся призерами предметных олимпиад по немецкому языку.
Ирина Ивановна дает своим учащимся также возможность проявить себя и на всероссийском уровне. Это участие ее учеников во Всероссийском конкурсе «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Не отстает от своих учеников и сам педагог, принимая участие в областных конкурсах (в 2005 году - в конкурсе информационных технологий в номинации «Уроки с использованием информационных технологий», в 2006 году - в конкурсе программ факультативных и элективных курсов).
Стремление к повышению профессионального уровня, желание делиться с коллегами собственным опытом обучения школьников делает И.И. Матюшину активной участницей различных мероприятий, организуемых в регионе. Например, в 2001 году она принимала участие в семинаре «Немецкий язык: литература, страноведение, дидактика» (г. Хабаровск), в 2006 году - в муниципальной методической конференции «Использование информационных технологий как средство повышения качества образования» и в этом же году (т.ж. в Хабаровске) - в международной научно-практической конференции «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения».
Тема самообразования учителя Ирины Ивановны Матюшиной - «Эффективные методы и приемы обучения иностранным языкам».