Образно выражаясь, можно сказать, что до Коперника люди были отгорожены от космоса глухой стеной. Коперник проделал в этой стене широкие ворота, через которые человеческий ум устремился в бездны Вселенной.
До издания своего основного труда «О вращениях небесных сфер» Коперник составил краткое рукописное изложение гелиоцентрической системы мира под названием «Commentariolus», т.е. «Малый комментарий», а в печатном виде основы теории Коперника были впервые опубликованы в 1540 г. учеником Коперника Ретиком в брошюре под названием «Первое повествование». Все эти сочинения были написаны по-латыни.
На русском языке труд Коперника в полном виде издается впервые. Вместе с ним печатаются и переводы «Малого комментария» и «Первого повествования».

СодержаниеОт редакции (5).
О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР
Святейшему повелителю великому понтифику Павлу III предисловие Николая Коперника к книгам о вращениях (11).
Книга первая
Вступление (16).
Глава I. О том, что мир сферичен (18).
Глава II. О том, что Земля тоже сферична (18).
Глава III. О том, каким образом земля с водой составляют единый шар (19).
Глава IV. О том, что движение небесных тел вечное, равномерное и круговое или составлено из круговых движений (20).
Глава V. О том, свойственно ли Земле круговое движение, и о месте Земли (22).
Глава VI. О неизмеримости неба по сравнению с величиной Земли (23).
Глава VII. Почему древние полагали, что Земля неподвижна в середине мира и является как бы его центром (25).
Глава VIII. Опровержение приведенных доводов и их несостоятельность (26).
Глава IX. О том, можно ли приписать Земле несколько движений, и о центре мира (30).
Глава X. О порядке небесных орбит (30).
Глава XI. Доказательство тройного движения Земли (36).
Глава XII. О прямых линиях, стягиваемых дугами (41).
Глава XIII. О сторонах и углах плоских прямолинейных треугольников (57).
Глава XIV. О сферических треугольниках (60).
Книга вторая
Глава 1. О кругах и их наименованиях (72).
Глава II. О наклоне зодиака, расстоянии тропиков и о том, как они определяются (73).
Глава III. О дугах и углах между пересекающимися кругами - равноденственным, зодиаком и меридианом, по которым определяются склонение и прямое восхождение, и об их вычислении (75).
Глава IV. О том, каким образом можно найти склонение и прямое восхождение любого светила, находящегося вне круга и проходящего по средней линии зодиака, если известна широта и долгота светила, а также вместе с каким градусом зодиака это светило разделяет небо пополам (82).
Глава V. О сечениях горизонта (83).
Глава VI. О том, каковы различия полуденных теней (84).
Глава VII. О том, каким образом определяется взаимная связь величины наибольшего дня, широты места восхода и наклонности сферы, а также об остальных различиях дней (85).
Глава VIII. О часах и подразделениях дня и ночи (94).
Глава IX. О косом восхождении градусов зодиака и о том, как для каждого восходящего градуса определяется тот, который делит небо пополам (94).
Глава X. Об угле пересечения зодиака с горизонтом (96).
Таблицы восхождений знаков и углов, составляемых зодиаком с горизонтом (98).
Глава XI. Об употреблении этих таблиц (102).
Глава XII. Об углах и дугах, проведенных через полюсы горизонта к тому же кругу зодиака (102).
Глава XIII. О восходе и заходе звезд (103).
Глава XIV. Об определении мест звезд и табличном описании неподвижных звезд (105).
Каталог знаков зодиака и звезд (110).
Книга третья
Глава I. О предварении равноденствий и солнцестояний (158).
Глава II. История наблюдений, доказывающих неравномерность предварения равноденствий и солнцеворотов (160).
Глава III. Предположения, которыми можно объяснить изменение равноденствий и наклонности зодиака к равноденственному кругу (162).
Глава IV. О том, каким образом колебательное, или либрационное, движение составляется из круговых (165).
Глава V. Доказательство неравномерности движений, предваряющих равноденствия и изменяющих наклон (166).
Глава VI. О равномерных движениях предварения равноденствий и наклонности зодиака (168).
Глава VII. О том, какова наибольшая разность между средним и видимым предварением равноденствий (176).
Глава VIII. О частных значениях разностей указанных движений и составлении их таблиц (178).
Глава IX. Об уточнении и исправлении всего изложенного относительно предварения равноденствий (181).
Глава X. О том, какова наибольшая величина разности угла в сечении равноденственного круга и зодиака (182).
Глава XI. Об установлении эпох средних движений равноденствий и аномалии (183).
Глава XII. О вычислении предварения весеннего равноденствия и наклона зодиакального круга (185).
Глава XIII. О величине и различиях солнечного года (187).
Глава XIV. О равномерных и средних движениях в обращениях центра Земли (191).
Глава XV. Предварительные теоремы для определения неравенства видимого движения Солнца (199).
Глава XVI. О видимом неравенстве Солнца (204).
Глава XVII. Определение первого, или годичного, солнечного неравенства с особыми его значениями (207).
Глава XVIII. Об уточнении равномерного движения по долготе (208).
Глава XIX. Об установлении исходных пунктов равномерного движения Солнца (210).
Глава XX. О втором и двойном неравенстве, которое получается вследствие изменения апсид Солнца (211).
Глава XXI. О том, какова величина второй разности солнечного неравенства (214).
Глава XXII. О том, как определяется среднее движение солнечного апогея вместе с неравномерным (216).
Глава XXIII. Об исправлении солнечной аномалии и установлении ее исходных точек (216).
Глава XXIV. Составление таблицы неравенств среднего и видимого движений (217).
Глава XXV. О вычислении видимого положения Солнца (220).
Глава XXVI. О??????????, то есть о различиях естественных суток (221).
Книга четвертая
Глава I. Предположения о лунных кругах согласно мнению древних (225).
Глава II. О недостатке вышеприведенных предположений (227).
Глава III. Другое мнение о движении Луны (229).
Глава IV. О вращениях Луны и ее особых движениях (231).
Глава V. Объяснение первого неравенства движения Луны, которое бывает в новолуниях и полнолуниях (240).
Глава VI. Проверка того, что было изложено относительно средних движений Луны по долготе, а также аномалии (247).
Глава VII. Об исходных точках для лунной долготы и аномалии (247).
Глава VIII. О втором неравенстве Луны и о том, какое отношение первый эпицикл имеет ко второму (248).
Глава IX. О последнем неравенстве, с которым Луна кажется неравномерно движущейся от верхней апсиды эпицикла (250).
Глава X. О том, как видимое движение Луны определяется при помощи заданных равномерных (251).
Глава XI. Составление таблиц простаферезов, или лунных уравнений (253).
Глава XII. О вычислении лунного движения (257).
Глава XIII. О том, каким образом исследуется и определяется движение широты Луны (258).
Глава XIV. Об эпохах аномалии движения Луны по широте (260).
Глава XV. Устройство параллактического инструмента (262).
Глава XVI. О том, как определяются параллактические смещения Луны (263).
Глава XVII. Определение расстояния Луны от Земли и как оно выражается в частях, если расстояние от центра Земли до поверхности принять за одну часть (265).
Глава XVIII. О диаметре Луны и земной тени в месте прохождения Луны (267).
Глава XIX. О том, каким образом одновременно определяются расстояния Солнца и Луны от Земли, диаметры их и тени в месте прохождения Луны, а также ось тени (268).
Глава XX. О величине трех упомянутых светил - Солнца, Луны и Земли - и об их соотношениях (271).
Глава XXI. О видимом диаметре Солнца и его параллактических смещениях (271).
Глава XXII. О неодинаковости видимого диаметра Луны и об ее параллактических смещениях (272).
Глава XXIII. О мере изменения земной тени (273).
Глава XXIV. Составление таблицы различных значений параллактических смещений Солнца и Луны для круга, проходящего через полюсы горизонта (274).
Глава XXV. О вычислении параллакса Солнца и Луны (280).
Глава XXVI. О том, как различаются параллаксы по долготе и по широте (281).
Глава XXVII. Подтверждение изложенного относительно лунных параллаксов (283).
Глава XXVIII. О средних соединениях и противостояниях Луны и Солнца (284).
Глава XXIX. Об исследовании истинных соединений и противостояний Солнца и Луны (287).
Глава XXX. О том, как отличаются от других эклиптические соединения или противостояния Солнца и Луны (288).
Глава XXXI. О том, какова будет величина затмения Солнца или Луны (289).
Глава XXXII. К предсказанию продолжительности затмения (290).
Книга пятая
Глава I. Об обращениях и средних движениях планет (293).
Глава II. Объяснение среднего и видимого движений планет согласно мнению древних (306).
Глава III. Общее объяснение кажущейся неравномерности вследствие движения Земли (307).
Глава IV. О том, каким образом собственные движения планет могут казаться неравномерными (309).
Глава V. Объяснение движения Сатурна (312).
Глава VI. О трех других недавно наблюдавшихся акронихических положениях Сатурна (316).
Глава VII. О проверке движения Сатурна (321).
Глаза VIII. Об установлении исходных положений Сатурна (322).
Глава IX. О параллактических обращениях Сатурна, получающихся вследствие годового движения Земли по орбите, и о том, каково его расстояние от Солнца (322).
Глава X. Определение движения Юпитера (324).
Глава XI. О трех других недавно наблюдавшихся акронихических положениях Юпитера (327).
Глава XII. Подтверждение расчетов среднего движения Юпитера (332).
Глава XIII Установление исходных точек движения Юпитера (332).
Глава XIV. Об определении параллактических движений Юпитера и его высоты по отношению к земной орбите (333).
Глава XV. О планете Марс (335).
Глава XVI. О трех других недавно наблюдавшихся противостояниях планеты Марс (338).
Глава XVII. Подтверждение расчета движения Марса (341).
Глава XVIII. Установление исходных точек для Марса (341).
Глава XIX. О том, какова величина орбиты Марса, выраженная в частях, одной из которых является «радиус» годичной орбиты Земли (342).
Глава XX. О планете Венере (344).
Глава XXI. О том, каково отношение диаметров орбит Венеры и Земли (346).
Глава XXII. О двойственном движении Венеры (347).
Глава XXIII. Об исследовании движения Венеры (348).
Глава XXIV. Об исходных точках аномалии Венеры (352).
Глава XXV. О Меркурии (352).
Глава XXVI. О положении верхней и нижней апсид Меркурия (355).
Глава XXVII. О том, каков эксцентриситет Меркурия и какова соразмерность его орбит (356).
Глава XXVIII. По какой причине отклонения Меркурия вблизи гексагональных аспектов кажутся большими тех, которые получаются в перигее (359).
Глава XXIX. Исследование среднего движения Меркурия (360).
Глава XXX. О ^недавних наблюдениях движения Меркурия (362).
Глава XXXI. Об установлении исходных точек для Меркурия (368).
Глава XXXII. О некотором другом представлении приближения и удаления (368).
Глава XXXIII. О таблицах простаферезов пяти планет (370).
Глава XXXIV. О том, как вычисляются положения пяти планет по долготе (381).
Глава XXXV. О стояниях и попятных движениях пяти блуждающих светил (382).
Глава XXXVI. О том, как определяются времена, места и дуги попятных движений (385).
Книга шестая
Глава I. Общие сведения о движениях пяти планет по широте (388).
Глава II. Предположения о кругах, которыми эти планеты движутся по широте (390).
Глава III. О том, какова величина наклонения орбит Сатурна, Юпитера и Марса (395).
Глава IV. О вычислении широт этих трех светил в других положениях и вообще (397).
Глава V. О широтах Венеры и Меркурия (398).
Глава VI. О втором отклонении Венеры и Меркурия по широте вследствие наклонности их орбит в апогее и перигее (401).
Глава VII. О том, каковы углы об ликвации для каждой планеты - Венеры и Меркурия (403).
Глава VIII. О третьем виде широты Венеры и Меркурия, который называют девиацией (406).
Глава IX. О вычислении широт пяти планет (415).
МАЛЫЙ КОММЕНТАРИЙ. ПОСЛАНИЕ КОПЕРНИКА ПРОТИВ ВЕРНЕРА. УПСАЛЬСКАЯ ЗАПИСЬ
Николая Коперника малый комментарий относительно установленных им гипотез о небесных движениях (419).
О порядке сфер (420).
О видимых движениях Солнца (421).
О том, что равномерность движения должна определяться по отношению не к равноденствиям, но к неподвижным звездам (422).
О луне (423).
О трех верхних планетах - Сатурне, Юпитере и Марсе (424).
О Венере (427).
О Меркурии (429).
Послание Коперника против Вернера (431).
Упсальская запись (438).
Примечания (458).
ПРИЛОЖЕНИЯ
От переводчика (469).
А.А.Михайлов. Николай Коперник. Биографический очерк (471).
Георгия Иоахима Ретика о книгах вращений Николая Коперника первое повествование к Иоанну Шонеру (488).
О движении неподвижных звезд (489).
Общие соображения относительно года, считаемого от равноденствия (491).
Об изменении наклона эклиптики (493).
Об эксцентриситете и движении апогея Солнца (494).
О том, что соответственно движению эксцентра сменяются мировые монархии (495).
Специальное рассмотрение величины года считаемого от равноденствий (498).
Общие соображения о движениях Луны вместе с новыми гипотезами господина наставника (502).
Основные причины, по которым следует отступать от гипотез древних астрономов (505).
Переход к перечислению новых гипотез всей астрономии (508).
Расположение Вселенной (509).
О том, какие движения соответствуют Великому кругу и с ним связанным. Три движения Земли - суточное, годовое и деклинационное (513).
О либрациях (517).
Вторая часть гипотез о движениях пяти планет (522).
Гипотезы о движении пяти планет по долготе (526).
О том, каким образом планеты кажутся отклоняющимися от эклиптики (533).
Похвала Пруссии (540).


О вращениях небесных сфер
«О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР» («De Revo-lutiobus Orbiumo coelestium») - труд Николая Коперника, состоящий из шести книг, вышел в свет в 1543 г. (рус. пер. И.Н. Веселовского, под ред. А.А. Михайлова; М., 1964). Главная идея этого сочинения сводилась к тому, что Земля не является центром Вселенной и по своему астрономическому статусу может быть приравнена к другим планетам солнечной системы, а наблюдаемые движения планет и Солнца могут быть объяснены трояким движением Земли. Это полностью опрокидывало точку зрения греческих астрономов и математиков, которые считали, что целью их науки является не раскрытие реального механизма движения небесных тел, а лишь «спасение явлений». Поиск скрытой основы наблюдаемых явлений определяет примат теоретического подхода перед данными астрономического наблюдения. Заслуга Коперника состоит не в открытии новых фактов, но в развитии новой теории. В основе этой теории лежит принцип относительности, который применяется при изучении всех воспринимаемых движений. Всякое воспринимаемое изменение, согласно Копернику, происходит вследствие движения либо наблюдаемого предмета, либо наблюдателя, либо вследствие движения того и другого. Непонимание этого принципа греческими астрономами и математиками приводило к тому, что их доводы были основаны лишь на кажущемся, пишет Коперник в «Малом комментарии». Так, видимое движение Солнца происходит не от его движения, а от движения Земли и ее сферы. То же самое можно сказать и о видимых простых и попятных движениях планет.
Какова же роль Солнца в гелиоцентрической системе Коперника? Она чрезвычайно велика, но не в механическом ее истолковании. Во-первых, центр планетных движений находится не в самом Солнце, а где-то рядом с ним, так что светило не оказывает никакого механического воздействия на движение планет, как это было и в ари-стотелизме. Специфическая роль Солнца, как ее понимает Коперник (и пифагорейцы), состоит в том, чтобы освещать Вселенную и давать ей тепло и жизнь. Солнце казалось Копернику разумом, который управляет миром и создает его. «Действительно, - пишет он, - в таком великолепнейшем храме кто мог бы поместить этот светильник в другом и лучшем месте, как не в том, откуда он может все освещать». В этом отношении Коперник является продолжателем античной организмической концепции Космоса (пифагорейской и аристотелевской). Особое значение он придает сферичности мира, тому, что мир является шарообразным, поскольку эта форма является самой совершенной из всех и представляет собой цельность, обладая наибольшей вместимостью. Ретик в своем «Первом повествовании» также подчеркивает важность идей Платона и пифагорейцев о сферичности небесных тел, которая является причиной их движения (кругового вокруг Солнца и вращательного вокруг своей оси). Таким образом, Коперник обращается не к одному, а к нескольким источникам древнего происхождения, включая также герметизм и неоплатонизм. В его конструкции мира важнейшую роль играют такие эстетические категории, как совершенство, симметрия, красота, гармония и простота. В плане эпистемологии методология Коперника может быть в значительной мере идентифицирована с аристотелизмом, так как, по словам Ретика, «в физике и астрономии к основным принципам восходить нужно, главным образом, от результатов и наблюдений».
В целом логическую структуру метода Коперника можно реконструировать следующим образом.
1. В эпоху Коперника сложилось твердое убеждение в том, что система Птолемея и другие известные астрономические учения не соответствуют наблюдениям «всех времен» и от них следует отказаться.
2. Решение Коперником специальной проблемы определения продолжительности года и месяца, связанной с реформой календаря, нуждалось в более точных наблюдениях и требовало принятия новых гипотез, которые противоречили «свидетельству наших чувств» и были «как бы противоположны гипотезам древних».
3. Гипотеза тройного движения Земли, принятая в ходе решения специальной проблемы движения Солнца и Луны, в результате тщательных наблюдений была последовательно распространена на остальные светила.
4. Предварительная прикидка к наблюдениям «всех времен» указывала на то, что речь идет не о простом обновлении астрономии (очередной гипотезе, призванной «спасти явления»), но о коренном преобразовании ее оснований.
5. Следующий шаг состоял в математическом выводе возможных следствий из принятых гипотез с целью согласования их со всей совокупностью наблюдений, накопленных астрономией в течение двух тысячелетий.
6. Подтверждение этих следствий возводило принятые гипотезы в ранг законов астрономической науки.
Таким образом, в своем исследовании Коперник опирался преимущественно на гносеологию и методологию Аристотеля, но не на его физику, исходившую из круговых орбит и равномерного движения планет.
B.C. Черняк
Историография книги «О вращениях небесных сфер». Труд Коперника был включен Ватиканом в список запрещенных книг (запрет снят в 1822 г.). Следы коперниканства в России можно обнаружить в «Атласе новом» Г. и И. Блеу, в «Селенографии» И. Гевелия (1647). Пропаганда идей Коперника представлена в работах Д. Бернулли, Л. Эйлера, М.В. Ломоносова. После посещения Торуни в 1902 г. В.И. Вернадский дает ряд высоких оценок творчества Коперника (см.: Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. М., 1981. С. 101-102, 228).
Революционное значение книги Коперника было осознано сразу же после ее издания. И. Кеплер, будучи платоником, в трактате «В защиту Тихо против Урса» в 1600- 1601 гг. (Apologia Tychonis contra Ursum // Kepler I. Opera omnis. Frankfurt am Main, 1858. Vol. 1. P. 215-287) высоко оценивает коперниканский гелиоцентризм и ищет его предшественников в Марциане Капелле, Макробии, Плинии, Витрувии и Платоне. Правда, Лютер назвал Коперника дураком, вознамерившимся перевернуть всю Вселенную, а Меланхтон призвал власти укротить ученого. Ф. Бэкон, отстаивая эмпиристскую, качественную, методологию, выступал против учения Коперника, считая Землю неподвижной (Бэкон Ф. Соч. М., 1978. С. 147). Галилей рассмотрел его учение в «Диалоге о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой» (1632), сочинении, вызвавшем осуждение и отречение Галилея. Т. Гоббс связывает гелиоцентрическую систему Коперника с возвращением к идеям Пифагора, Аристарха и Фи-лолая (Гоббс Т. Избр. произв. М., 1964. Т. 1. С. 45) о круговом движении планет. В «Первоначалах философии» (1644) Р. Декарт называл системы Тихо Браге и Коперника гипотезами, отрицая движение Земли даже с большим тщанием, чем Коперник (Декарт Р. Соч. М., 1989. Т. 1. С. 388). Апологией гелиоцентрического мировоззрения стали «Беседы о множественности миров» Фонтенеля (1686). Хотя в это время и были противники учений Коперника и Ньютона (напр., Ж.Д. Кассини), однако подавляющее большинство историков науки подчеркивали гениальность открытия Коперника (Ж.-С. Байи, Даламбер, Ж. Кювье). Кондорсэ, говоря об успехах развития естествознания в Новое время, заметил: «Коперник воскресил истинную систему мира» (Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 149). В «Трактате о системах» Кондильяка подчеркнуто, что «гипотеза Коперника была подтверждена как наблюдениями, так и явлениями, которые она объясняла проще всякой другой гипотезы» (Кондилъяк Э.Б. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 155). Антиклерикальная направленность «Философских писем» Вольтера выразилась в том, что, выступая против невежества и нетерпимости, он метил в католических иерархов: «Разумеется, инквизиторам, имевшим бесстыдство проклясть систему Коперника не только как еретическую, но и как абсурдную, нечего было страшиться этой системы. Земля, как и другие планеты, могла сколько угодно вращаться вокруг Солнца, они от этого не теряли ни капли своих доходов и почестей» (Вольтер. Филос. соч. М., 1988. С. 159). Он выступает против мнения, согласно которому пифагореизм - источник системы Коперника, называя это «галиматьей, не имеющей ничего общего с возвышенными истинами, поведанными нам Коперником, Галилеем, Кеплером и особенно Ньютоном» (Там же. С. 710).
В «Мыслях о воспитании» Д. Локк, характеризуя наиболее легкий и естественный путь для подготовки учащегося к пониманию движения и теории планет, полагает, что надо ознакомить его с гипотезой Коперника «не только потому, что это простейшая и наименее сложная гипотеза для учащегося, но и потому, что она в то же время и наиболее правдоподобна сама по себе» (Локк Д. Соч. М., 1988. Т. 3. С. 577).
Лейбниц, называя систему Коперника гипотезой, связывает ее с возрождением пифагореизма, который «спустя столько времени где-то у берегов Балтийского моря, к величайшему счастью, вновь вызвал к жизни Николай Коперник» (Лейбниц. Соч. М., 1992. Т. 1. С. 192). Он также подчеркивает, что в Италии, Испании и Германии «по-прежнему продолжают запрещать учение Коперника, к великому ущербу этих народов, которые могли бы сделать прекраснейшие открытия, если бы они пользовались разумной и философски обоснованной свободой» (Лейбниц. Соч. М., 1983. Т. 2. С. 532). Д. Беркли подчеркивает противоположность обыденного восприятия движения Солнца вокруг Земли и учения Коперника, связывая ошибочность обыденного восприятия с ложным выражением в речи, с ошибками языка (Беркли Д. Соч. М., 1978. С. 194).
П. Бейль, воюя с предрассудками своего времени, в том числе и против неприятия учения Коперника со стороны Кассини, писал: «Разве против одного (или почти одного) Коперника, теория которого ныне празднует победу, не выступали все школы и все народы?.. Во всех искусствах, во всех ремеслах мнение малого числа специалистов предпочтительнее мнения многочисленных невежд» (Бейль П. Исторический и критический словарь. М., 1968. Т. 2. С. 364). Система Коперника «была столь гибка, столь проста, механична, что ее должны были предпочесть системе Птолемея» (Там же. С. 174).
Для демократа и атеиста Л. Фейербаха «в будущем человечества Коперник так же победит Птолемея в политике, как он его уже победил в астрономии» (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т. П. С. 870). По его словам, «система Коперника является блестящей победой, которую одержал идеализм над эмпиризмом, разум - над чувствами» (Фейербах Л. История философии. М., 1967. Т. 3. С. 244). Она победила систему Птолемея в силу своей естественности, простоты и разумности, провозглашая, что «пусть Коперник будет вашим образцом, и благодаря ему познайте истину...» (Там же. С. 345). Имя Коперника открывает у него список ученых, которые выдвинули новый принцип познания - отношение предмета к самому себе; он называет Спинозу «Коперником новейшей философии» (Там же. Т. 2. С. 147), выступает против системы Тихо де Браге, пытавшегося примирить систему Птолемея с системой Коперника (Там же. С. 260), показывает, какое влияние оказало осуждение системы Коперника католической Церковью на историю мысли, в частности на мышление Декарта (Там же. С. 324).
И. Кант воспринял идеи Коперника как полную революцию в способе мышления, как модель, которая оказалась благоприятной для естествознания и которой следует подражать в метафизике (Кант И. Критика чистого разума // Соч. М., 1964. Т. 3. С. 87, 90-91). Такая же высокая оценка революционного характера идей Коперника представлена у Ф. Энгельса, для которого труд Коперника - «революционный акт, которым исследование природы заявило о своей независимости» и бросило «вызов церковному авторитету в вопросах природы» (Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1955. С. 5). Чешский просветитель А. Сметана в статье «Значение современной эпохи» (1848) назвал Коперника среди «апостолов нового времени» (Антология чешской и словацкой философии. М., 1982. С. 353).
Если в начале 20 в. доминировала кумулятивистская интерпретация космологической теории Коперника, представленная П. Дюэмом, развернувшим историю космологических учений от Платона до Коперника в «L e systeme du monde» (Tt. 1 - 1 0. P., 1954-59), то во второй половине столетия идеи Коперника становятся моделью и образцом научной революции (Hall A.R. The scientific Revolution, 1500-1800. L., 1954; Kuhn T. The Copernician Revolution. Planetary Astronomy in the Development of Western Thought. Cambridge, 1957). С именем Коперника связывают великий поворотный пункт в развитии науки, сдвиг в проблемах и в стандартах профессиональной деятельности ученых, формирования новой парадигмы мышления (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 22, 97). Т. К у н понимает теорию Коперника как новый способ видения проблем физики и астрономии: «После Коперника астрономы стали жить в ином мире» (Там же. С. 152). Причем К у н интерпретирует теории Птолемея и Коперника как несовместимые парадигмы, а возникновение теории Коперника объясняет накоплением аномалий, ставших чем-то большим, чем головоломки, ростом неопределенности в правилах нормальной науки и кризисом прежней парадигмы. Как социолог науки Кун говорит о решающей роли внешних факторов развития науки в становлении гелиоцентрической теории. Для А. Койре теория Коперника тоже является образцом научной революции, однако в отличие от Т. Куна он делает акцент на метафизических, эстетических и религиозных истоках гелиоцентрической астрономии Коперника (Коугё A. La revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli. Paris, 1961). Он проводит мысль о значимости труда Коперника для гипотетико-дедуктивного метода в физике и астрономии, поскольку тот говорит о принципах и допущениях, называя их гипотезами и отождествляя с постулатами и аксиомами (Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 179- 180). Да и сама гелиоцентрическая система Коперника долгое время воспринималась как гипотеза.
В настоящее время основные усилия историков науки посвящены кропотливому изучению идейно-духовных истоков системы Коперника, роли Николая Кузанского, Региомонтана, итальянских неоплатоников, в частности Пико делла Мирандоллы, и пифагореизма в становлении идей Коперника (исследования Л.А. Биркенмайера, монография Г. Блюменберга «Генезис коперниканского мира», 1975), роли воображения и риторических приемов в истории новоевропейской астрономии (Lambert L.B. Imagining the Unimaginable: The Poetics of Early Modern Astronomy. Netherlands, 2002).
А.П. Огурцов
Лит.: Николай Коперник. М. - Л., 1947; Рыбка Е.В., Рыбка Коперник: человек и мысль. М., 1973; Веселовский И.Н., Белый Ю.А. Коперник. М., 1974; Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. С. 81-88.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .

В «Малом комментарии» Коперник не дает математических доказательств своей теории, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение - «О вращении небесных сфер. Шесть книг» («De revolutionibns orbium coelestium») - издано в Регенсбурге, в 1543г., оно разделено на шесть частей и печаталось под наблюдением лучшего и любимейшего ученика Коперника, Ретикуса. Автор имел отраду видеть и держать в руках это творение хоть на смертном одре.

В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а также изложены правила решения прямоугольных и сферических треугольников; во второй даются основания сферической астрономии и правила вычисления видимых положений звезд и планет на небесном своде. В третьей говорится о прецессии или предварении равноденствий, с объяснением ее попятным движением линии пересечения экватора с эклиптикой. В четвертой - о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой - о причинах изменения широт планет.

Написание «главной книги жизни» заняло больше 20 лет упорного труда. Астроном считал, что разработка гипотезы должна быть непременно доведена до чисел, больше того - до таблиц, чтобы полученные с ее помощью данные можно было сравнить с действительными движениями светил.

В начале книги Коперник вслед за Птолемеем излагает основы действий с углами на плоскости и, главное, на сфере, относящиеся к сферической тригонометрии. Здесь учёный внес в эту науку много нового, выступив как незаурядный математик и вычислитель. Среди прочего Коперник приводит таблицу синусов (правда, это название не применяет) с шагом в десять угловых минут. Но, оказывается, это лишь выдержка из более обширных и точных таблиц, которые он вычислил для своих расчетов. Их шаг составляет одну угловую минуту, а точность - семь десятичных знаков! Для этих таблиц Копернику потребовалось вычислить 324 тыс. величин. Эта часть сочинения и подробные таблицы были позже изданы отдельной книгой.

Книга «О вращениях» содержит описания астрономических приборов, а также новый, более точный, чем у Птолемея, каталог неподвижных звезд. В ней разбирается видимое движение Солнца, Луны и планет. Поскольку Коперник использовал только круговые равномерные движения, ему пришлось потратить много сил на поиски таких соотношений размеров системы, которые бы описывали наблюдаемые движения светил. После всех усилий его гелиоцентрическая система оказалась ненамного точнее птолемеевской. Сделать точной ее удалось только Кеплеру и Ньютону.

Книга также была снабжена анонимным предисловием, которое, как установил позднее И. Кеплер, было написано лютеранским богословом Осиандером. Последний, желая завуалировать прямые противоречия между Библией и учением Коперника, пытался представить его только как «удивительную гипотезу», не связанную с действительностью, но упрощающую вычисления. Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято.

Николай Коперник .

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти. Учение Коперника было революционным событием в истории науки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Гениальный реформатор естествознания, основатель новой астрономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польской городке Торуни, расположенном на Висле. После смерти отца Коперника забота о семье переходит во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512) , сыгравшего в жизни Николая исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и, по-видимому, был незаурядной личностью. Начальное образование Николай Коперник получили в торуньской школе, а несколько позже он был переведен в кафедральную школу во Влоцлавске с целью подготовки для поступления в Краковский университет, славившийся во всей Европе высоким научным уровнем преподавания и лучшими гуманистическими традициями. На факультете свободных искусств, студентом которого был Коперник на первом году обучения, преподавались математика, физика, теория музыки. Здесь же он получил и

определенные познания в медицине. Большое внимание в преподавании уделялось учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима. Астрономию читал известный профессор Войцех (Альберт) Бляр Брудзевский (1445-1497) , который в педагогической деятельности руководствовался лучшей в то время книгой по астрономии "Новые теории планет", написанной замечательным венским астрономом Пурбахом.

Воспитывая в молодежи глубокое уважение к древним мыслителям, оставившим грядущим поколениям впечатляющие астрономические результаты, Брудзевский учил сравнивать и сопоставлять различные теории и идти дальше простого освоения достижений древней науки.

Эту черту истинного исследователя Коперник пронес через всю жизнь

В 1497 году Коперник был избран каноником с официальным трехлетним

отпуском для получения ученой степени в Италии. Место каноника давало ему средства свободно продолжать свои ученые занятия.

Коперник провел в разных городах Италии почти десять лет, в течение которых стал образованным и широко эрудированным ученым.

Помня беседы по астрономии со своим профессором Брудзевским, Коперник увлекся астрономическими наблюдениями и стал помощником известного болонского астронома

Доменико Мариа ди Новара (1454-1504) , который также поощрял его посвятить себя астрономии.

В конце 1505 года Коперник навсегда покидает Италию и возвращается в родные

края. За девять лет пребывания в Италии Коперник из талантливого молодого человека превратился в ученого-энциклопедиста, математика, астронома и медика, впитавшего в себя все достижения теоретических и прикладных наук того времени.

Все исследователи жизни и научной деятельности Николая Коперника сходятся на том, что в этот период им осмыслены основные постулаты гелиоцентрической системы мира и начата ее разработка.

Авторитет Коперника как крупного ученого-математика и астронома, был настолько велик, что он получил от председателя комиссии по реформе календаря Павла Миддельбургского специальное приглашение высказать свое мнение относительно реформы. Конечно, Ватикан интересовался реформой календаря прежде всего для установления дат религиозных праздников, а не просто для правильного объяснения движений Солнца и Луны.

В ответ на просьбу председателя комиссии Коперник ответил, что считает реформу

преждевременной, так как для этого предварительно нужно существенно уточнить теории Солнца и Луны относительно звезд. Эти соображения также, несомненно, говорят о том, что уже в 1514 году (именно в этом году был поставлен вопрос о реформе календаря) Коперник серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения.

Один из величайших мыслителей человечества был похоронен во Фромборкском соборе без особых почестей. Лишь в 1581 году, т.е. спустя 38 лет после смерти, на стене собора против его могилы была установлена мемориальная доска.

БЕССМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА "О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР"

Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 годах у него

сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и составляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира.

Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничиться высказыванием гипотез, а посвятил много лет своей жизни получению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории. Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими

непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца.

В учении вся гелиоцентрическая система мира преподносится лишь как некий способ расчета видимых небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мировоздания Клавдия Птоломея. Точка зрения Коперника в отношении предложенной им новой системы мира была совершенно иной. Католическая церковь не сразу оценила мощь того удара, который нанесло учение Коперника по вековым, казалось, незыблемым, религиозным догмам. Только в 1616 году собрание

богословов - "подготовителей судебных дел святой инквизиции" приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении творения Коперника, мотивируя это тем, что оно противоречит "священному писанию". В этом постановлении говорилось: "Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно". Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные.

Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. Понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной:

"... Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры Вселенной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял деятельностью божественных сил.

Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчеркнуть еще раз основное естественнонаучное значение великого произведения Коперника "О вращениях небесных сфер", которое состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира.

Двинувший Землю

Современная космонавтика — это союз науки и техники, соединенные усилия тысяч людей, твердо веривших в безграничность озарений человеческого разума. На протяжении многих столетий выковывалась эта прекрасная вера, побеждая в жестоких схватках веру в непостижимость божественного мироздания.

О значении вклада великих мыслителей и ученых прошлых веков в развитие естествознания напоминают горельефные портреты на одной из стен Вводного зала Храма космонавтики. Художники Д. Шаховской и И. Васнецова создали образы людей, одержимых жаждой познания мира. Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Константин Циолковский, Альберт Эйнштейн — вот имена предвестников космической эры, гению которых человечество обязано тем, что Земля стала берегом Вселенной.

Галерею портретов великих подвижников естествознания открывает горельеф Николая Коперника.

Родился польский астроном 5 столетий назад в городе Торуне в семье состоятельного купца. Отец умер, когда Николаю было 10 лет; воспитывать мальчика взялся его дядя по линии матери, который впоследствии стал епископом Вармии (провинции Польши). Богатство и душевное расположение Луки Ватченроде — так звали епископа — позволили Копернику получить прекрасное образование сначала на родине, в Краковском университете, затем в университетах Италии.

В Польшу Коперник вернулся уже священником. Так пожелал дядя, и племянник не посмел ослушаться. Вскоре его избрали каноником Фромборгского монастыря.

Как каноник Николай Коперник не имел права заниматься астрономией: это не только не входило в его обязанности, но и заметно ухудшало отношения с другими монастырскими чинами, поскольку в их среде действовал известный принцип: если ты не такой же, как мы, значит, ты опасен для нас.

По характеру Коперник был скромным и в общем-то послушным человеком. Но все же каждый вечер он поднимался в свою обсерваторию, чтобы вести наблюдения за звездами и планетами. Попять такую тягу к небу можно из слов самого Коперника. Во вступлении к первой книге его гениального труда «О вращениях небесных сфер» читаем: «Так как цель всех благородных наук — отвлечение человека от пороков и направление его разума к лучшему, то больше всего может сделать астрономия вследствие представляемого ею разуму невероятно большого наслаждения» , Там же он восклицает: «Что может быть прекраснее небесного свода, содержащего все прекрасное!»

«Обсерватория» Коперника располагалась на гребне монастырской крепостной стены. С небольшого балкона он следил за движением планет, измеряя их высоту с помощью соединенного шарнирами деревянного треугольника — трикветра. Сверяя свои результаты с данными Птолемея, Коперник обнаруживал несоответствие между ними. Мужество польского астронома состояло в том, что он поверил собственным результатам и поставил под сомнение авторитет Птолемея.

Обработанное Птолемеем учение Аристотеля о том, что Вселенная конечна, ограничена сферой неподвижных звезд и что центром Вселенной является Земля, христианские богословы приняли как истинную картину мира. Нет лучшего места для Бога, чем непостижимость, простирающаяся за сферой неподвижных звезд. И если Иисус Христос приходил на Землю, то разве это не доказательство того, что Земля — центр мироздания.

Христианские монахи тщательно отредактировали книги Аристотеля и Птолемея, приведя их в соответствие со священным писанием. Они объявили Аристотеля предшественником Христа в делах науки. Астрономические таблицы Птолемея позволяли худо-бедно вычислять сроки празднования пасхи, его атлас звезд помогал мореплавателям ориентироваться вдали от берегов — чего еще надо!

Закономерность, усмотренная Коперником в накопленных им наблюдениях, сводилась к тому, чтобы Солнце было названо центром мира. Вопреки "здравому смыслу" реальное положение вещей по вычислениям Коперника требовало поместить в пространстве, остающемся между выпуклой орбитой Венеры и вогнутой Марса, и вокруг того же центра (Солнца.— Б. Б.) — сферу или орбиту Земли со спутником ее Луной и со всем, что содержится под Луной.

На масленицу в Эльблонге, как и во всех других польских городах, устраивалось карнавальное шествие. По узким улочкам двигались толпы подвыпивших ремесленников и съехавшихся по случаю праздника крестьян. Отовсюду слышались бой барабанов и завывание труб; на площадях скоморохи разыгрывали шутовские интермедии, героями которых частенько оказывались лица духовного звания.

Весной 1531 года, во время масленицы 50-летний каноник Фромборкского монастыря, совершавший поездку с ревизией по монастырским владениям, прибыл в Эльблонг. На паперти церкви святого Николая был разыгран фарс, о котором тотчас заговорил весь город. Главным действующим лицом комедии явился плут-астролог по имени Коперник. В шутовских стихах скоморох пропел, как «волчком вертится, вертится, вертится земля». Ему стала подыгрывать вся собравшаяся перед папертью толпа. Хмельные зрители вколачивали в землю колья и хватались за них с таким старанием, будто действительно могли сорваться и улететь с бешено вращающейся земли.

Закончилось представление хором скоморохов, которые воздали хвалу господу Богу за то, что он создал землю неподвижной вопреки причудам Коперника, «спятившего с ума от прочитанных книг».

Каноник не обиделся. Он давно уже был готов к худшему. Разве можно сравнивать дурачества скоморохов с тем, что может быть записано в судебном приговоре инквизиции!

Но, возвращаясь в Фромборк, в свой монастырь, Коперник еще более укрепился в решимости сделать так же, как поступали много веков назад мудрые пифагорейцы. Свой труд, на который ушло более 30 лет жизни, он не станет отдавать издателям. Он передаст его из рук в руки верному ученику.

Однако годы уходили, а такой ученик все не являлся. Вот это по-настоящему тревожило стареющего астронома...

И все-таки Коперник дождался ученика!.. Весной 1539 года к старому больному канонику пожаловал профессор математики из немецкого университетского города Виттенберга решительный молодой человек, назвавшийся Иоахимом Ретиком. Он заявил, что приехал с твердым намерением изучить систему Коперника, о которой в Германии слышал самые противоречивые отзывы.

Ретик не только основательно изучил труды польского астронома, прожив ради этого 2 года во Фромборге, по и сам написал книгу «Первое повествование», где в популярной форме изложил гелиоцентрическую систему своего учителя. Изданная в Германии, эта книга многое сделала для подготовки общественного мнения Европы к принятию коперниканства. Ретику также удалось уговорить учителя отдать в печать труд всей жизни — книгу «О вращениях небесных сфер», которая была издана в мае 1543 года (правда, с досадным предисловием, вставленным не в меру осторожным монахом, наблюдавшим за изданием книги). Легенда рассказывает, что Коперник умер, держа в руках только что полученный экземпляр своей книги, сделавшей его имя бессмертным. На памятнике, поставленном Николаю Копернику в польском городе Торуне, есть надпись: «Остановившему Солнце и двинувшему Землю».

Пылающий пророк

Джордано Бруно по профессии был преподавателем философии. Выдающиеся астрономические открытия он совершил, блестяще владея логикой.

Бруно родился в 1548 году в небольшом поселке — предместье итальянского города Нола, в семье неимущего неаполитанского офицера. В 15 лет Филиппо (так родители называли мальчика) был принят послушником в один из старейших католических монастырей Сан-Доменико Маджоре. По существовавшему правилу, он расстался со своим светским именем и стал называться "брат Джордано".

Монастырь принадлежал могущественнейшему в ту пору католическому ордену, основанному религиозным фанатиком Гусманом Доменико. Ордену доминиканцев поручалось ведать инквизицией; его монахи называли себя "псами божьими" и изображали на знаменах псов, разрывающих на куски тела еретиков.

В XIII веке в этом монастыре жил величайший схоласт средневековья Фома Аквинский. Создав многотомный «Свод богословия», он разработал методику, по которой в течение нескольких веков преподавали богознание во всех университетах Европы. Аквинский объявил философию служанкой богословия. 5 его постулатов, доказывавших существование бога, были известны более, чем постулаты эвклидовой геометрии.

Именно Фома Аквинский ввел Аристотеля в ранг предшественника Христа в делах природы. Аквинскому принадлежит тезис, насаждавшийся церковниками во всех отраслях науки: «Все, что нужно знать о строении мира, есть в библии и у Аристотеля. Поэтому незачем изучать природу» .

Разрушению «Свода богословия» посвятил всю свою жизнь "брат Джордано". Просиживая долгие часы в монастырской библиотеке, юный послушник изучал не только богословские трактаты. Вышедшую за 5 лет до его рождения книгу Коперника «О вращениях небесных сфер» инквизиция еще не удосужилась внимательно прочесть и потому не включила в список запрещенных книг. Знакомство Бруно с трудом гениального польского астронома превратило молодого монаха в убежденного атеиста и горячего приверженца коперниканской системы. Тем самым он навлек на себя пожизненное проклятие. Ему пришлось бежать из монастыря, потому что в канцелярии уже готовился приказ об аресте Джордано и передаче суду Святой службы, то есть инквизиции, за вольномыслие и богохульство.

Начались годы скитаний по странам Европы. Французский король Генрих III брал у Джордано уроки логики и учился искусству запоминания; познаниям молодого ноланца поражались австрийский король Рудольф, английский лорд Сидней, брауншвейгский герцог Юлий, французский поэт Ронсар. Однако ни в одном из университетов Европы, несмотря на высокое покровительство, Бруно не мог удержаться надолго: в Женевском университете господствовали профессора-кальвинисты, в Сорбонне — поклонники Аквинского, в Марбурге — лютеране, в Праге — протестанты. А Джордано Бруно во всеуслышанье объявил себя врагом всякой веры и проповедовал дополненное и развитое им учение Коперника.

Бруно был убежден, что цель философии — познание природы в ее единстве. Истинный философ тот, кто полагается на собственный разум и чувства, а не на догматы церкви, и ничто не может так возвышать человеческую душу, как процесс познания и созерцания достигнутой мыслью истины.

Ирония была его главным оружием в борьбе со схоластами. Высмеивая профессоров, которые познавали природу, не отрывая взгляда от страниц Библии, он писал: «Невежество — лучшая наука. Оно дается без труда и не печалит душу» .

В Риме помнили о побеге Джордано из монастыря и знали деяния его зрелости — сонеты, комедии, философские трактаты, в которых он утверждал свою ноланскую философию рассвета и зло высмеивал церковных схоластов, изощрявшихся в комментировании священного писания. Окажись Бруно в Италии, первый же встречный донес бы на него Святой службе — его имя давно было включено в список особо опасных еретиков.

Но Джордано уже не мог жить без Италии. Он не медля ответил согласием на приглашение некоего Джовани Мочениго, богатого гражданина Венецианской республики, который звал Бруно в учителя, обещая приличную плату и жилище.

«Что ж, в Венеции инквизиторы не так сильны, как в других областях!» - утешал себя ноланец и спешил, точно на крыльях, под родное небо Аппенин.

Этот Мочениго был отпрыском знатного рода, однако даже такое обстоятельство не помогло ему сделать карьеру. Не знаний добивался он от Бруно, а колдовских секретов, с помощью которых мог бы опутывать и принуждать людей. Вначале учитель пытался объяснить хозяину дома, что только невежды могут верить в колдовские чары. Но тот настаивал. Когда, потеряв терпение, Джордано попытался освободиться от Мочениго, тот подверг его домашнему аресту и поспешил с доносом к инквизиторам.

Капкан захлопнулся. Венецианцы передали осквернителя церковных устоев в Рим, ну а там-то уж знали, как поступить с беглым "братом Джордано"...

С мая 1592 года друзья и знакомые ноланца больше ничего не знали о его судьбе. Он перестал существовать для мира.

Однако Бруно был жив. Целых 8 лет издевались над ним католические правоведы, стараясь принудить к покаянию. Все было напрасно!

Вклад, сделанный Бруно в развитие естествознания, бесценен. Рассуждая умозрительно, он пришел к выводу, что звезды — это солнца, находящиеся на колоссальных расстояниях от Земли. Он считал, что звезды могут иметь собственные планетные системы, и все эти далекие миры составлены из тех же элементов, что и Земля. Бруно первым предположил, что наше Солнце — всего лишь рядовая звезда и что оно вращается вокруг собственной оси. Он был уверен, что обитаемыми могут быть и другие планеты, например, те, что вращаются вокруг иных солнц, то есть звезд. Мировое пространство, по мнению Бруно, бесконечно — такое утверждение разрушало сферу неподвижных звезд, от которой не мог отказаться даже Коперник. Наконец Джордано из Нолы с гениальной прозорливостью указал на возможность существования тогда еще не известных планет солнечной системы с орбитами, лежащими дальше орбиты Сатурна.

Все эти утверждения Бруно были старательно извлечены из его книг кардиналом Беллярмином и предъявлены ему как обвинение в вопиющей ереси. Инквизиция поставила его перед выбором: либо отказаться считать свои открытия истинными и остаться в живых, либо — костер.

Но не затем Джордано так жадно пробивался к истине, чтобы отречься от нее. Он выбрал костер.

После полудня многотысячная толпа стала расходиться. Костер догорал, от большой кучи хвороста с высоким столбом посредине, к которому был привязан еретик и свалены написанные им книги, остались лишь тлеющие в пепле головни.

К вечеру на Площадь Цветов пришли монахи в длинных хламидах. За несколько скудо, обещанных папской курией, они ворошили лопатами золу, подбрасывая ее вверх. Ветер подхватывал пепел и нес его ввысь, к освященным тысячелетиями портикам вечного города, к куполу храма святого Петра и еще выше — к чистому весеннему небу Италии.

Еще с одним безбожником было покончено. Начинался новый XVII век. Папа Климент VIII, с чьего согласия и благословения 17 февраля 1600 года был сожжен Джордано Бруно Ноланец, молился Иисусу, дабы Спаситель оценил исполненный наместником бога на земле долг и избавил его от мучительного видения: задыхающийся в дыму еретик с гневом отворачивается от протянутого на длинном древке распятия. Это видение мешало папе Римскому испытывать полное удовлетворение...

Придворный астролог

Учитель математики был тщедушен; под тонкой бледной кожей лица проступали голубые прожилки, близорукие глаза беззащитно щурились; на локтях бархатного камзола наметились дыры... Еще недавно Иоганн Кеплер слушал лекции в Тюбингенском университете, живя на скудную стипендию, которую выплачивал ему родной город Вейль. Однако с каждым месяцем стипендия становилась все меньше и меньше, оттого-то и пришлось Кеплеру, не дослушав университетского курса, стать учителем математики в средней школе.

Дети бюргеров, купцов и зажиточных ремесленников, обучавшиеся в школе, математикой не увлекались. Частенько класс Кеплера оказывался наполовину пустым. Впрочем, он не огорчился бы, если ученики вообще бы не являлись на уроки. Они мешали ему размышлять.

Однажды, показывая, как надо решать задачу о вычислении радиусов окружностей, одна из которых вписана в треугольник, а другая описывает его, учитель вдруг замолчал, положил кусочек мела на стол и с потрясенным видом отошел к окну...

Ученики переглядывались, прыскали в кулаки. Кеплер, сутулясь, стоял возле окна и вполголоса разговаривал сам с собой. Потом ринулся к доске и начал что-то вычислять.

Урок давно закончился, дети разошлись, а учитель все делил, умножал, складывал на доске большущие числа, ничего не замечая...

Все лето 1595 года 24-летний математик потратил на вычисления. А в следующем году за собственный счет издал тоненькую книжицу под названием «Космографическая тайна». В ней Кеплер с волнением поведал читателям, что разгадал тайну божественной гармонии, заключенную в небесных сферах. Весь секрет, утверждал он, состоит в том, что между сферами, в которых лежат орбиты планет, можно поместить правильные многогранники: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Радиусы вписанных и описывающих эти тела сфер будут относиться между собой, как относятся расстояния от Солнца до каждой из 5 планет солнечной системы. Там же Кеплер приводил вычисленные им относительные радиусы. Они, действительно, были близки к тем, которые дал Коперник.

В «Космографической тайне» автор выступал как сторонник пифагорейской школы — подобно Пифагору и его ученикам он верил, что числа управляют Вселенной. Построенная на основе чисел картина солнечной системы была компактной, изящной, но не соответствующей действительности. В этом Кеплер сам довольно скоро убедился, проводя наблюдения за планетами и не находя их там, где они должны были располагаться по его «космографической» теории.

Тем не менее эта первая книга сыграла большую роль в жизни Иоганна Кеплера. Во-первых, он показал себя превосходным математиком и привлек внимание знаменитого датского астронома Тихо Браге. Во-вторых, автор «Космографической тайны» незыблемо стоял на позициях коперниканства и тем самым вызвал глубокую симпатию у Галилео Галилея. Между ними завязалась дружеская переписка.

В начале 1600 года Кеплер получил из Праги письмо, в котором Тихо Браге приглашал молодого математика сотрудничать с ним. С точки зрения астронома, Браге обладал колоссальными сокровищами: результатами 30-летних наблюдений за движением планет. Эти наблюдения поставили под сомнение таблицы Птолемея, но и Копернику Браге не поверил. Он создал свою систему мира — нечто среднее между коперниковской и птолемеевской космологией. Не решившись "сдвинуть" Землю, он оставил ее в центре мира, заставив обращаться вокруг Солнце, окруженное остальными планетами. Но дальше пойти не смог.

Кеплер перебрался в Прагу в те самые дни, когда в Риме, на Площади Цветов уже свозили хворост для костра, на котором должен был сгореть за приверженность коперниканству Джордано Бруно. Молодой математик предпочел при Браге не вспоминать о Копернике и согласился вести наблюдения в соответствии с геогелиоцентрической системой "князя" астрономов.

Весной 1600 года Браге поручил своему помощнику наблюдения за Марсом. Видимое движение этой планеты казалось астрономам "таинственно" запутанным. Знаменитый римский ученый Плиний даже утверждал, что разгадка тайны движения Марса непосильна для смертных. Кеплер, принявшись за наблюдения, надеялся закончить порученную ему работу в полторы недели. Однако первые же измерения координат Марса взволновали его: планета упорно не хотела быть там, где ей следовало быть по таблицам Птолемея и Браге.

Не 8 дней, а 8 лет потратил Кеплер на то, чтобы "укротить" загадочную красную планету.

Сотрудничество с Браге оказалось недолгим. Знаменитый датчанин, основатель самой совершенной по тем временам обсерватории Ураниборг (Урания — богиня астрономии), скоро скончался, завещав Кеплеру свои сокровища, а именно: результаты 30-летних наблюдений за небесными светилами.

Использовав данные Браге и проделав невероятное количество вычислений, Кеплер раскрыл тайну движения Марса, а также объяснил волновавшие астрономов странности в движении других планет. В 1609 году вышла из печати книга Кеплера «Новая астрономия», в которой автор обобщил результаты своих вычислений и сделал вывод: планеты движутся вокруг Солнца не по круговым, а по эллиптическим орбитам.

14 лет отделяли «Новую астрономию» от времени появления «Космографической тайны», в которой Кеплер сделал первую, неудавшуюся попытку понять законы движения планет. Каким же мужественным должен быть человек, решивший не отступать перед такой задачей! «Сегодня, когда этот научный акт уже свершился, никто не может оценить полностью, сколько изобретательности, сколько тяжелого труда и терпения понадобилось, чтобы открыть эти законы и столь точно их выразить» , — писал о Кеплере Альберт Эйнштейн.

Современники Кеплера еще не знали дифференциального и интегрального исчислений. Даже логарифмических таблиц в то время еще не было. Чтобы оценить, какого труда стоили немецкому астроному его открытия, нужно вспомнить, что Иоганн Кеплер в течение почти всей жизни по 16 часов в сутки занимался математическими вычислениями. «После бесчисленных попыток Кеплер пришел к следующему выводу: орбита каждой из планет представляет собой эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце. Он нашел и закон, по которому меняется скорость в течение одного года: отрезок Солнце — планета в равные промежутки времени описывает равные площади. Наконец, он нашел, что квадраты времен обращения относятся как кубы осей эллипсов. На решение этих задач ушла вся жизнь Кеплера» (А. Эйнштейн).

Грандиозным научным подвигом этого человека было и составление так называемых Рудольфинских таблиц, с помощью которых можно было надолго предсказывать движение любой из планет, фазы Луны, а также затмения Луны и Солнца. Таблицы Кеплера стали новой астрономической энциклопедией, окончательно вытеснив господствовавший в течение 15 веков «Альмагест» Клавдия Птолемея.

Этих таблиц с нетерпением дожидались астрономы и мореплаватели всего мира, а они могли бы и не появиться, потому что в Германии во время их печатания уже бушевала Тридцатилетняя война. При осаде Линца, где жила семья Кеплера, сгорела типография, а вместе с ней набор таблиц и часть отпечатанного тиража. Лишь чудом сохранился оригинал. Ради того, чтобы отпечатать эту книгу, содержавшую почти 600 страниц текста, из которых половину составляли колонки вычисленных на протяжении четверти века результатов, всему семейству Кеплеров пришлось переехать в маленький городишко Ульм, где было относительно спокойнее.

Кеплер внес значительный вклад не только в развитие представлений о Вселенной. Он существенно продвинул вперед оптику и теорию зрения, подготовил почву для возникновения дифференциального и интегрального исчислений, многое сделал в области геометрии и решительно рационализировал технику вычислений, развив теорию логарифмов.

Кеплер — открыватель фантастического жанра в литературе. В течение всей жизни он работал над научно-фантастической повестью, называвшейся «Лунная астрономия». «Предвижу корабль или паруса, приспособленные к небесным ветрам, и найдутся люди, которые не побоятся даже пустоты межпланетного пространства…» — писал он в этой книге. С удивительной зоркостью Кеплер предсказал многие детали полета на Луну: влияние перегрузов при отрыве от Земли, космический холод, потребность в кислороде для дыхания, особенности посадки на Луну.

Кеплер умер в 1630 году, в возрасте 59 лет. Над останками великого математика и астронома не осталось и простого могильного камня. Но имя Кеплера не забыто. Открытые им законы остаются незыблемыми и в наши дни, а один из самых крупных кратеров на Луне назван именем Кеплера.