БЫТОВОЙ ЖАНР -

Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).

Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в восточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, земледельцев). Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (в вазописи, рельефах, росписях, мозаиках, скульптуре).

С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии).

В средневековом искусстве Европы жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы, миниатюры).


БЫТОВОЙ ЖАНР. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван.
Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами

В эпоху Возрождения религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс), появились изображения трудовой деятельности человека (Лимбург, Шонгауэр, Косее).

В конце XV - начале XVI в. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, К. Массейс, Лука Лейденский). В произведениях П. Брейгеля и Ж. Калло изображение картин повседневности стало способом выражения актуальных общественных и философских идей (идей социальной справедливости, ненасилия и пр.).




БЫТОВОЙ ЖАНР. Нидерланды.
Брейгель Младший, Питер. Зимний пейзаж с птичьей западней

В разных национальных школах XVII в. сложились различные виды бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.

Так, в творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко.

Ведущее положение бытовой жанр занял в Голландии, где окончательно сложились его классические формы.

Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Жоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.

Во второй половине XVII - начале XVIII в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре (произведения Рембрандта, А. Брауэра, С. Розы и Дж. М. Креспи) и идеализирующим быт искусством (Д. Тенирс, К. Нетсхер в Голландии).



В противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше) возникают семейный жанр и бытовая сатира (У. Хогарт, А. Ватто и Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден; Ж. Б. Грёз).



Реалистические тенденции проявляются в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).

Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи.

В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменёв).

В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В первой половине XIX в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских жителей (А. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).

Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации.




БЫТОВОЙ ЖАНР. Франция.
Курбе, Гюстав. Гамак.

В середине и второй половине XIX в. бытовой жанр развивается в работах Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлса в Голландии, У. Хомера в США, К. Менье в Бельгии.

Бытовой жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.

Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в картинах П. Федотова, были восприняты жанристами-демократами В. Перовым и П. Шмельковым.

На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Мясоедов, В. Максимов, К. Савицкий, В. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Репин, широта задач жанровых картин которого нередко сближала их с исторической композицией.

Жанрово-бытовые черты проявляются в портрете, пейзаже, исторической и батальной живописи целого ряда художников XIX в., среди которых - Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Ботье в Германии, К. Маковский в России и др. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.

Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, 3. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. Серов, Ф. Малявин, К. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в.

Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. такими художниками, как Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.

После Второй мировой войны это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.

В странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы К. Антубам в Гане, Ф. Йдубор в Нигерии).

К бытовым сценам обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма .

Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении отечественного искусства XX в. В 20-е гг. в рамках данного жанра работали П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, художники объединения ОСТ (А. Дейнека, К. Пименов), в 30-е гг. - С. Герасимов, А. Пластов, Т. Галоненко, В. Одинцов, Ф. Кричевский.

В работах бытового жанра отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (Ю. Непринцев, Б. Неменский, А. Лактионов, В. Костецкий, А. Пахомов, Л. Сойфертис), типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Яблонская, С. Чуйков, Ф. Решетников, С. Григорьев, У. Джапаридзе, Э. Калнынь, Л. Ильина).

Со второй половины 50-х гг. бытовой жанр находит отражение в картинах Г. Коржева, В. Иванова, Е. Моисеенко, В. Попкова, Т. Салахова, Д. Жилинского, Э. Илтнера, И. Зариня, И. Клычева, Н. Андронова, А. и С. Ткачёвых, Т. Мирзашвили, С. Мурадяна, в гравюрах Г. Захарова, В. Толли, В. Юркунаса и др.

Бытовой жанр в живописи – один из самых распространённых и древних.

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Древность

Сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте ещё до эпохи европейской античности.


Вот изображения бытовых сцен, найденных в погребальной кладовой Накта (Древний Египет)
В Древней Греции бытовой жанр присутствовал в вазописи.

Акробатка. Британский музей (Лондон)
В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. То же можно сказать и о средневековой Европе.

«Женщина с попугаем». Индия (XVI в.)

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах, а затем и в других европейских странах выделились художники, которые работали, наряду с другими, и в этом жанре: Ян ван Эйк, Боутс (Нидерланды), братья Лимбург (Франция), Шонгауэр (Германия).

Развитие бытового жанра в Голландии

А вот в Голландии XVII в. бытовой жанр получил особое развитие. Художников Голландии привлекали все стороны обычной жизни, которые они видели вокруг: моряки, рыбацкие лодки, крестьяне, домашний скот, непарадные окрестности, тихие улицы и переулки, заброшенные дворы... К бытовому жанру обратились многие художники: Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом, Питер де Хох, Ян Стен и многие другие, более известные и не столь известные.

Маттиас Стом «Юноша читает при свече»

Маттиас Стом «Музыканты»

Питер де Хох «Мать с дочерью возле амбара» (1658). Амстердам

Ян Стен «Клетка с попугаем» (XVII в.). Рейксмузей, Амстердам
Но в других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был искусством «низшего сорта» (в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании). Даже обращение к бытовому жанру таких великих художников, как Рубенс или Веласкес, мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

Рубенс и др. художники «Скотный двор зимой»

Бытовой жанр в XVIII веке

Но постепенно отношение к бытовому жанру меняется. Появляются художники, работающие в основном только в этом жанре. Во Франции это Антуан Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, Себастьян Бурдон, Жан Батист Симеон Шарден, Клод Верне, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Батист Грёз и др.

А. Ватто «Общество в парке» (1718-1719). Дрезденская галерея
Бытовые картины этого художника обычно поэтичны, в простом и обыденном он умеет видеть нечто романтическое, хотя пора романтизма ещё не наступила.
Элементы правдивого изображения реальной жизни видны уже и в картинах художников других стран: Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо (Великобритания), гравера Д. Ходовецкого (Германия), Ж.П. Норблена (Польша), Ф. Гойи (Испания), М. Шибанова, И. Ерменёва (Россия).

М. Шибанов «Празднество свадебного договора» (1777)

Новый взгляд на быт

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, героями сюжетов картин становятся те, кто считался отверженным: больные, нищие, рабы, заключённые – люди социального дна. Раньше их не замечало искусство. Хотя пленники и рабы появились на полотнах ещё в искусстве барокко , но они были лишь декоративной деталью быта монархов. Самостоятельное же значение эти персонажи приобрели только сейчас.

Джованни Сегантини «Возвращение из леса» (Италия)

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых» (Нидерланды)

Гюстав Курбе «Бедная крестьянка зимой» (Франция)

Василий Верещагин «Посещение узника его семьей в Италии» (Россия)
Художники - сторонники бытового жанра: Теодор Руссо, Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов (Россия), К. Хокусай, Андо Хиросиге (Япония), Кете Кольвиц, Адольф Менцель (Германия) и др.

П. А. Федотов «Завтрак аристократа» (1849-1850). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тщеславие, жизнь напоказ, враньё, внешний блеск – все эти человеческие слабости хорошо были известны художнику и внушали ему отвращение. Поэтому картин с подобной тематикой у него несколько. Реалистично, с большой иронией и долей жалости показывает он хозяина, застигнутого врасплох непрошеным гостем. Отчего видится нам здесь жалость? Когда бедность тщательно скрывается таким вот методом – это всегда жалость. Жалость к человеку, для которого более всего важен интерьер его квартиры (чтобы не хуже, чем у других), мнение о нём других и проч. Художник не показывает нам карикатуру на этого аристократа, он просто рассказывает о суетной мелочности людей, склонных видеть главное во второстепенном. И это второстепенное так овладевает человеком, что становится его сущностью. Как старается он в последнее мгновение как-то замаскировать улику (свою бедность), прикрывая книжкой ломоть чёрного хлеба, который составляет завтрак этого «аристократа»!

Бытовой жанр в эпоху символизма

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля модерн бытовой жанр несколько видоизменяется: бытовые сцены изображаются и трактуются как вневременные символы. В связи с этим мы вспоминаем творчество Ф. Ходлера в Швейцарии, В. Э. Борисова-Мусатова в России.

Дальнейшее развитие бытового жанра

В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А.А. Пластов, А.А. Мурашко, З.Е. Серебрякова, Д.Д. Жилинский, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.

А. Пластов «Выборы комитета бедноты»

Д. Беллоуз «Нью-Йорк» (1911)
Произведения бытового жанра часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973)
Неизвестная бабка Анисья – символ непреложности жизни любого человека. В картине звучит мотив индивидуальной песни (уже законченной, но ещё звучащей в сердцах близких людей) и эпическое хоровое пение. Всё это происходит в храме, а храм этот – природа.

Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).

В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). В конце XV - начале XVI вв. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). В произведениях П. Брейгеля в Нидерландах и Ж. Калло во Франции изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII в. в обстановке борьбы феодального и буржуазного укладов и утверждал частный и народный быт как общественно значимое явление. В разных национальных школах XVII в. сложились и различные виды и принципы бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями. В творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. (см. Караваджизм), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко. Во Франции в эпоху господства идеалов классицизма братья Ленен стремились показать не только характерные черты облика крестьян, но и моральную ценность их жизненного уклада. В Испании Д. Веласкес, обращаясь к сценам придворного и народного быта, раскрывал связь человека с окружающей средой, сопоставлял чопорную изысканность и сословную гордость дворян со здоровой, естественной красотой простых людей. Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране - Голландии, где окончательно сложились его классические формы. Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю. Во второй половине XVII - начале XVIII вв. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре, приближавшимся иногда к осознанию глубоких противоречий жизни (произведения голландца Рембрандта, фламандца А. Брауэра, итальянцев С. Розы и Дж. М. Креспи), и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Нетсхер в Голландии).

В бытовом жанре XVIII в. в противовес идиллическим пасторалям и "галантным сценам" искусства рококо (Ф. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Во Франции А. Ватто и Ж. О. Фрагонар внесли в бытовой жанр эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений; правдивостью и задушевностью отмечены жанровые сцены Ж. Б. С. Шардена; сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин). Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв) и был связан с усиливающимся интересом к правдивому изображению жизни крестьян. В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В XIX в. художники-демократы рассматривали бытовой жанр как поле критики и разоблачения несправедливых социальных отношений, утверждения прав угнетённых людей труда. В первой половине века в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских демократических слоев (А. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира.

В середине и второй половине XIX в. характерными чертами демократического бытового жанра стали жизненная достоверность, пафос утверждения красоты и значительности трудового человека (Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэлс в Голландии, У. Хомер в США, скульптор К. Менье в Бельгии).

В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе). Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже, исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля "модерн" намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма, однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.

После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, - исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра. Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин. Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме, Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).

Ж. Б. С. Шарден. "Прачка". Около 1737. Эрмитаж. Ленинград.




П. А. Федотов. "Завтрак аристократа". 1849 - 1850. Третьяковская галерея. Москва.




А. А. Пластов. "Ужин трактористов". 1951. Иркутский областной художественный музей.
Литература: Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959; Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX в. (Альбом репродукций, М., 1961); Русская жанровая живопись XIX - начала XX в., М., 1964; (Е. Ю. Фехнер), Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Эрмитаже, М., 1979; Brieger L., Das Genrebild. Eine Entwicklung der bьrgerlichen Malerei, Munch., (1922); Hьtt W., Das Genrebild, Dresden, (1955).

(


Первые картины, запечатлевшие сценки из жизни, известны со времен наскальной живописи. Охота на диких зверей, приготовление пищи, ритуальные танцы и обряды жертвоприношения – эти аспекты повседневного существования людей были отражены в примитивных рисунках, сохранившихся по сей день.

Однако тема быта игнорировалась античными мастерами, которые считали, что изобразительное искусство должно быть возвышенным и утонченным, потому в нем нет места иллюстрациям к повседневной жизни.

Расцвет бытового жанра приходится на эпоху Возрождения, когда происходит переосмысление ценностей, и главное место во всех видах искусства отводится человеку. Наряду с мифологическими сюжетами многие художники изображают в своих работах обычных людей, занятых повседневными делами.

Однако бытовая живопись этого периода сильно приукрашена и возведена в абсолют – художники, по большому счету, воспевают красоту человеческого тела, а бытовой антураж служит лишь дополнением, которому придается второстепенное значение. Тем не менее, родоначальниками бытового жанра в живописи, который окончательно сформировался лишь в 18 веке, считаются такие художники, как Питер Рубенс и Диего Веласкес, Ян Вермеер Делфтский, Якоб Йорданс и Адриан Ван Остаде.

К концу 17 века в бытовом жанре изобразительного искусства наметилось два основных направления. В Европе господствовал культ рококо, поэтому неудивительно, что художники старались отредактировать бытовые сцены, сделать их изящными и утонченными. Так появилась «галантная живопись», в которой весьма преуспели такие мастера, как Карел Фабрициус, Герард Терборх, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Жан Батист Симеон Шарден. Их картины отображали, как правило, жизнь высшего сословья, и отличались фотографической точностью деталей.

В то же время параллельно развивалось социально-критическое течение бытовой живописи, где действительность практически не приукрашалась. Героями работ Уильяма Хогарта и Кима Хондо, Гюстава Курбе и Джованни Фаттори становились обычные крестьяне, а бытовые сцены с участием аристократии зачастую носили юмористический характер.

Во второй половине 19 века, когда Европу захлестнула волна импрессионизма, в бытовой живописи появилась новая тенденция, связанная с изображением случайных сцен из жизни людей. Мимолетные зарисовки на улице превращались в роскошные картины, полные жизни и движения. По сей день работы таких живописцев, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Макс Либерман, Эдгар Дега, Томас Эйкинс и Андерс Цорн являются эталоном бытового жанра в изобразительном искусстве.

На протяжении 20 века бытовая живопись являлась неотъемлемой частью различных течений и направлений. Ей уделяли внимание ярчайшие представители авангардного искусства и сторонники реализма. Однако острую социальную направленность этот жанр приобрел лишь в России благодаря Александру Лактионову, Федору Решетникову, Аркадию Пластову, Борису Кустодиеву, Глебу Савинову, Юрию Пименову, Татьяне Яблонской и Ивану Владимирову.

.

Бытовой жанр

(фр. genre, нем. Sitten-bild) - жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI- XVII вв. Ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего (ил. 21). Фламандец П. Рубенс на своих полотнах передал черты жизнеутверждающего реализма, грубоватую правду деревенских празднеств. Голландские живописцы (Г. Терборх, Я. Вермеер) любовно воссоздали жизнь самых разных слоев общества (ил. 22). Галантные беседы обретали изысканную грациозность и легкую ироничность на картинах французских художников XVIII в. (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. Шарден, О. Фрагонар). Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Критически изображали общественные отношения французские художники О. Домье, Г. Курбе и русские живописцы А. Венецианов, П. Федотов, В. Перов, И. Репин и все передвижники. Постепенно стирались границы между бытовым, историческим и батальным жанрами. Сложными и разнообразными путями идет развитие бытового жанра в XX в. Ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы (Э. Манэ, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), символический смысл бытия (П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин в России), героизация простых жизненных событий (Б. Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов) и многое другое.