Рисунок карандашом на тему бытовой жанр. Школьная энциклопедия
Возникновение бытового жанра в русской живописи
Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Развитие бытового жанра в русском искусстве связано, прежде всего, с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников России к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой важных социальных вопросов. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Итак, вначале дадим определение бытовому жанру как одному из видов искусства. Согласно определению Словаря искусствоведческих терминов, бытовой жанр – это «жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изхображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре».
Больльшинство исследователей считают временем зарождения бытового жанра вторую половину 1760-х гг. В это время, находясь в Париже, Иван Фирсов создал небольшую картину «В мастерской юного живописца» (Приложение 1 ). На полотне изображена маленькая девочка-шалунья, которая позирует мальчику-художнику под присмотром матери, уговаривающей ее посидеть смирно.
Имя Фирсова обнаружил в 1913 г. И. Грабарь. Оно было закрыто фальшивой подписью Лосенко. Вероятно, так поступили, чтобы картину легче было продать: Лосенко был знаменитым мастером, а Фирсов никому не был известен. Возможно, художник так и остался бы забытым, если бы не Грабарь.
Однако, собственно создателями бытового жанра принято считать Михаила Шибанова и Ивана Ерменёва.
Год рождения и год смерти Михаила Шибанова неизвестны. Предполагают, что он был крепостным. Сохранилось несколько достоверных работ Шибанова, среди которых – портреты Екатерины II и ее фаворита -Мамонтова. Однако, о двух работах этого художника следует поговорить особо. Это «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777).
обращает внимание на время создания этих картин. Вот что он отмечает: «Первая написана в разгар крестьянской войны под предводительством, вторая – через два года после ее подавления. Что побудило художника обратиться к сценам из крестьянской жизни, к жанровой живописи, рассматривавшейся в те времена, да и позднее (до Венецианова) как нечто низменное, недостойное кисти художника? Не зная почти ничего о Шибанове, мы не можем, к сожалению, ответить на эти вопросы. Но все же нельзя не задуматься над датами создания картин, в которых сочувствие, уважение художника к крестьянам бросается в глаза»
Скорее всего образы крестьян Шибанов исполнял с натуры. Человеческое достоинство – первое, на что обращаешь внимание, знакомясь с изображенными Шибановым людьми.
В «Крестьянском обеде» (Приложение 2 ) впечатляют правдиво изображенные пожилой человек, молодой крестьянин и старая женщина. Идеализированным представлен только образ молодой матери с ребенком на руках. Эта героиня вызывает ассоциации с ликом Мадонны, как ее принято было изображать в западноевропейской традиции.
Крестьянская семья приступает к обеду. Молодые члены крестьянской семьи отвлеклись от обеда. Отец приготовился было привычным движением резать хлеб, но задержался и с ласковой улыбкой смотрит, как его жена дает грудь ребенку. Та тоже забыла об обеде – все ее внимание малышу. Но на лицах старших – спокойная сосредоточенность. К еде они относятся истово, серьезно, поскольку добывается она тяжелым трудом.
В сцене нет слащавости. Вся семья воспринимается в целом, ее как бы объединяют тяжелые, натруженные руки свекрови, подающей миску на стол. Обстановка в избе почти не показана, но угадываются ее простота и суровость. Весь строй картины убеждает в том, что перед нами люди, живущие небогато, в тяжелом труде, но дружно, достойно.
«Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. Невеста растеряна, смущена и важностью события в ее жизни, и всеобщим вниманием, и непривычным своим праздничным нарядом. Но у всех на лицах благожелательные улыбки, жених ласково держит ее за руку, готовясь усадить в красный угол. В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». На него указывает пальцем парень, приглашая сидящую рядом девицу посмеяться над нетерпеливым. Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту.
В картинах Шибанова нет обличения крепостнических порядков, за что порой его упрекают. Но этот упрек, по мысли, является несправедливым. Он считает, что обе работы художника правдивы. В них нет идеализации крестьянской жизни. На обороте картин Шибанов писал, что они представляют «суздальской провинции крестьян». Возможно, сам художник происходил из тех же суздальских крестьян. Во всяком случае, знание и понимание им быта и характера русского крестьянина несомненно.
Не один Шибанов обращался к этой теме. В экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге есть две картины из крестьянской жизни, слабые по исполнению, но любопытные как свидетельство возникшего интереса к крестьянской теме и бытовому жанру. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. Вишнякова. На столе стоит большая сковорода с яичницей, хозяйка ставит блюдо с пирожками, в руках у сидящих за столом рюмки. В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг.) «Праздник в деревне». Здесь мы видим деревенскую улицу, избы, голубятню, подгулявших крестьян, пляшущего ученого медведя – обычное развлечение на народных гуляниях. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. Работы Танкова, как отмечает большинство исследователей, неглубоки по содержанию и не отличаются мастерством.
Однако, совсем иное впечатление производят акварели Ивана Ерменева, который в то время сказал совершенно новое слово в русском искусстве.
В 70-х годах Ерменев создает серию акварельных рисунков под общим названием «Нищие» («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищая», «Нищие» и др.). Художник обычно изображает две фигуры в полный рост на фоне неба, например, нищая старуха и ребенок, нищий и поводырь. Иногда – это одинокая фигура нищего или нищей. Несколько особняком стоит композиция из нескольких фигур, которая называется так же, как и рассматриваемая нами выше работа М. Шибанова, – «Крестьянский обед».
Сравним его «Крестьянский обед» с аналогичной картиной Шибанова. Женщина с ребенком на руках, большая общая миска, каравай хлеба. Но у Шибанова сама композиция картины такова, что она сближает людей. Та же миска, руки матери как бы объединяют, связуют сидящих за столом. У Ерменева люди за столом не объединены общим чувством. Общая миска, к которой тянутся их руки, как-то далека от всех, люди не смотрят друг на друга. Не только бедность и усталось, но и какое-то отупение чувствуется в них.
На акварели «Нищие певцы» старик в центре с голой грязной ногой, более молодой нищий слева с тряпкой на глазах вызывают смешанное чувство жалости и отвращения. Иное впечатление производит старик, сидящий справа. У него крупная голова с довольно еще густыми волосами, он согбен, но ясно видно, что высок ростом, его могучие руки бессильно лежат на коленях. Крестьяне, стоящие вокруг певцов, слушают внимательно (за исключением двух справа, о чем-то разговаривающих), их лица сосредоточены и суровы.
Изучая работы художника, можно сделать вывод, что художник остро ощущал и передавал некоторые мрачные стороны русской действительности. Но он еще не поднялся до больших художественных и социальных обобщений.
считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство; силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». И все же глядя на эти картины, показывающие устрашающих нищих в одежде с громадными заплатами, зритель чувствует подлинную монументальность персонажей. По мнению одного из исследователей, они представляются не жалкими, отверженными людьми, а грозной силой. Так неожиданно творчество этого мастера открывает еще одну, почти неизвестную, грань искусства XVIII столетия. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. В работах Ерменева совершенно отсутствует светлое настроение, так характерное для русского искусства.
Историки искусства пытались по-разному оценить эти картины. Некоторые усматривали в героях художника остатки разгромленных отрядов Пугачева или нищих после какой-нибудь эпидемии, однако, возможно, Ерменев хотел придать своим работам более глубокий, философский смысл. Ведь на Руси всегда очень бережно относились к нищим, которых называли «каликами перехожими». Возможно, этих страшных слепцов можно расценить как символ общественного неблагополучия.
Следующим этапом в развитии бытового жанра русского изобразительного искусства является первая половина XIX века, когда предметом изображения правдивого и поэтического искусства стали прозаические мотивы повседневной русской жизни. К середине 1840-х гг. художники демократического направления обращались к бытовому жанру как к программному искусству, позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные нормы, господствовавшие в буржуазно-дворянском обществе, и их проявления в повседневном быту.
Реалистические и демократические веяния эпохи. со всей полнотой и отчетливостью нашли свое отражение в творчестве крупнейших представителей бытового жанра – и.
Заслуга утверждения бытового жанра в романтическом стиле принадлежит (1780 – 1847), который обратился к жанровой живописи в 1820-х годах XIX столетия.
Художник запечатлевал на своих полотнах сцены деревенской жизни и нелегкого крестьянского труда. Основой его творческого метода стало изучение действительности. Как говорил сам живописец, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника». В результате русская жанровая живопись обогатилась новыми образами, пришедшими на смену идеализированным, то сентиментальным, то героическим представителям народа. В основу новой трактовки образов был положен светлый и гуманный взгляд на человека, характерный для прогрессивного искусства первой половины XIX столетия. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность.
Так, центральный образ его произведения «На пашне. Весна» (1830-е гг) – молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону (Приложение 3 ). Художнику хотелось рассказать о начале полевых работ как о радостном, долгожданном событии крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, мастер для этого, вероятно, «принарядил» героиню в розовый сарафан и кокошник.
Такая одежда, конечно же, усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, кокошник – диадему. Это впечатление усугубляет и легкий, «танцующий» шаг фигуры. Героиня картины выглядит ожившей статуей богины Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Красивости впечатления способствует и унаследованное Венециановым от Боровиковского тяготение к гамме разбеленных, высветленных тонов.
Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Это говорит о том, что на своих полотнах художник в первую очередь стремился воплотить идеал национальной русской красоты, которую видел в одухотворенности и высоких нравственных качествах. В этом смысле показательна своеобразная галерея крестьянских типов, созданная художником, который ищет в своих героях прежде всего умиротворенности, душевной цельности и чистоты. Представления о моральной чистоте и духовном здоровье человека Венецианов неразрывно связывал с образом простого русского крестьянина.
В начале 1820-х годов пишет картину «Гумно» (Приложение 4
). Побудительным мотивом к ее созданию, как сообщает саем художник, было знакомство с картиной Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме», находящейся в Эрмитаже. «Сия картина, - писал художник, - произвела сильное движение в понятии нашем о живописи. Мы в ней... увидели изображение предметов не подобными, а
точными, живыми; не писанными с натуры, а изображающими самую натуру... Некоторые Артисты уверяли, что в картине Гране фокусное освещение причиною сего очарования, и что полным светом, прямо освещающим, никак невозможно произвести сего разительного оживотворения предметов, ни одушевленных, ни вещественных. Я решился победить невозможное... Для успеха в этом, мне надобно было совершенно
оставить все правила и манеры, чтобы ничего не изображать
иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной, без
примеси манеры какого-нибудь художника...». Из этих слов нетрудно убедиться, что Венецианова увлекло желание не подражать этой картине, а превзойти ее. Он решил передать пространство в условиях обычного освещения, без применения эффекта сильного света.
В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. Каждый отрезок расстояния отмечен художником на первый взгляд незначительными, но очень существенными для передачи перспективы деталями: метла и грабли на первом плане, фигура мужчины, куча зерна и лошадь в центре, телега в глубине и т. д. Художник точно и бесхитростно следует натуре, он внимателен ко всем ее проявлениям. Крестьяне в его картине позируют, и Венецианов не скрывает этого. Они специально приоделись, на женщинах – нарядные сарафаны, белые кофты, на мужчинах – чистые армяки. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Главное для него – верно изобразить натуру. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение; должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине – снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Одновременно с этим полотном Венецианов исполнил в технике пастели картину «Чистка свеклы». Здесь впервые художник объединяет персонажей единым действием и настроением. Выдвигая фигуры на первый план, он стремится передать душевное состояние своих героев. Композиция естественна, позы крестьян наблюдены в самой действительности. Благородство колористического решения усиливает выразительность картины.
Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы», изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Лицо помещицы, ее взгляд, ее жест обращены к присевшей на корточки крестьянке, держащей пряжу. Стоящая крестьянка повернула лицо к зрителю, как бы призывая его быть свидетелем этой сцены. Тишиной, уютом, покоем веет от этого произведения, в котором художник запечатлел жену Марфу Афанасьевну и крепостных крестьянок из своего небольшого имения. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице. Вся сцена решена убедительно и по-особому достоверно, ведь художник до мелочей знал эту жизнь со всей ее обстановкой: простой сосновой ширмой, небольшим красного дерева столом, в темном углу статуэтками на комоде, зелеными занавесями на окне. Венецианов тонко разработал характеристику освещения в интерьере, где контрасты света и тени соседствуют с мягкими, еле заметными переходами, что позволило художнику наполнить картину ощзущением подлинной жизни.
В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5 ) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю. Утомленное, некрасивое лицо крестьянки привлекает высокой человечностью, жизненной правдивостью изображения. Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Крестьянам доступно глубокое понимание прекрасного, именно на это Венецианов обращает внимание зрителя. Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. В левой верхней части и в правой нижней художник помещает серпы, которые как бы замыкают композицию, придавая ей устойчивость и уравновешенность. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Мы ощущаем и тяжелый зной летнего дня, и необъятность стеной стоящей нивы, и охватившее людей чувство сопричастности красоте земли и душевной близости.
Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6 ). Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Здесь Венецианов прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня, когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату. Горячая, прогретая земля. Поля со спелыми, частично уже заскирдованными снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идет горизонталь покрытого травой поля, и дальше опять нивы.
Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. Весна». И это, прежде всего, изображение в качестве главной темы времени года, причем не отвлеченно, не посредством введения аллегорий , как это было свойственно академическому искусству, а через показ полевых работ с включением фигур работающих и отдыхающих крестьян. Конечно, этот показ еще не совершенен: тема тяжелого крестьянского труда, в сущности, обойдена художником. Героями этих картин, имеющих светлое, лирическое звучание, являются реальные, современные художнику русские крестьяне.
В полотне «На жатве. Лето» Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Ее облик свободен от того налета идеализации, который имел место в предыдущем произведении.
Картина «Лето» звучит монументальнее. Ее композиция своеобразна: на первом плане выделяется написанная в крупном масштабе женская фигура, за ней расстилается пейзаж, композиция которого построена на горизонталях. Фигура женщины, сидящей на помосте, кажется застывшей. Рядом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп – постоянный венециановский атрибут полевых работ.
И. Дорогоневская отмечает, что в некоторых произведениях Венецианова близко соприкасаются друг с другом портрет и бытовой жанр. Она пишет: «По существу художник продолжает здесь свою линию спокойно-описательной жанровой живописи, но в несколько иных формах. Он создает своеобразные портреты-картины, в которых образ человека раскрывается в его деятельности, что усиливает его типические черты».
Более всего мастера интересовало более выявление характеров, чем сам сюжет. Так, в картинах «Девушка с бураком» (около 1824 г.), «Жнецы» (1825) и др. прежде всего показываются человеческое достоинство русского крестьянина, его нравственная чистота, большое душевное богатство.
К венецианскому типу портретов-жанров принадлежит одно из самых тонких произведений художника – «Крестьянка с васильками» (1830-е гг.). Широта живописного охвата натуры, смелость и уверенность письма здесь удивительны. С глубоким вниманием и проникновенностью передан в картине трепетный душевный мир русской женщины.
Большое место в творчестве Венецианова занимали изображения детей. Жизненной непосредственностью отмечены образы деревенских ребятишек в картинах «Крестьянские дети в поле» и «Крестьянский мальчик, надевающий лапти». Художник запечатлевает своих юных героев то среди просторов полей, то в обстановке бедной избы. С поразительной серьезностью и уважительностью трактует он детские характеры.
Таким образом, родоначальник русского бытового жанра ни в коей мере не был обычным бытописателем. Он был художником-поэтом, чрезвычайно чутко воспринимавшим, остро чувствовавшим поэзию и красоту в жизни людей и природы.
Как мы уже отмечали, некоторые исследователи творчества Венецианова упрекали художника в идеализации крестьянских образов, в том, что он не показал тягот крестьянского труда. В этих случаях полезно вспомнить о целом ряде исторически обусловленных причин, которые художник в то время не мог переступить. Нам гораздо важнее правильно оценить вклад Венецианова в русскую живопись, определить характер его новаторства.
Как отмечает, «Венецианов одним из первых в отечественной живописи XIX века утвердил в искусстве право закрепощенного человека на изображение, открыл в его существовании высокую духовность и нравственную силу».
С конца 40-х годов XIX века художнки начали открыто обнажать пороки современного им общества. на смену академическому искусству пришел реализм. Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. То, чего недоставало всем художникам предшествующего поколения и его ближайшим современникам – глубины постижения повседневной жизни, ее драмматической сути, ее социальных конфликтов, все это является содержанием творчества Федотова. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь», и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях.
Главным в творчестве Федотова явилась бытовая живопись. отмечает: «Даже тогда, когда он пишет портреты, в них легко обнаружить жанровые элементы (например, в акварельном портрете «Игроки»). Его эволюция в жанровой живописи – от образа карикатурного к трагическому, от перегруженности в деталях, как в «Свежем кавалере» (1846), где все «обсказано»: гитара, бутылки, насмешливая служанка, даже папильотки на голове незадачливого героя, – к предельному лаконизму, как во «Вдовушке» (1851), к трагическому ощущению бессмысленности существования, как в последней его картине «Анкор, еще анкор!» (1851 – 1852). Та же эволюция и в понимании колорита: от цвета, звучащего вполсилы, через чистые, яркие, интенсивные, насыщенные краски, как в «Сватовстве майора» (1848) или «Завтраке аристократа», до изысканной цветовой гаммы «Вдовушки», передающей предметный мир как бы растворяющимся в рассеянном свете дня, и цельности единого тона его последнего полотна («Анкор...»). Это был путь от простого бытописательства к претворению в ясных, сдержанных образах важнейших проблем русской жизни, ибо что такое, например, «Сватовство майора», как не обличение одного из социальных фактов жизни его времени – браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками»? А «Разборчивая невеста», написанная на сюжет, заимствованный у (очень, кстати, ценившего художника), как не сатира на брак по расчету? Или же обличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза, – в «Завтраке аристократа»?»
Первым значительным произведением Федотова является картина «Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крестик» (Приложение 7 ). Картина написана чрезвычайно детально, с неослабным вниманием к каждому предмету. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. Полотно изображает канцеляриста, отмечавшего накануне вечером бурной пирушкой награждение орденом Станислава III степени (кстати, низшим из орденов российской империи) и теперь безусловно бахвалящегося перед сожительницей, развязной служанкой. Последняя же, в ответ на браваду, намешливо протягивает дырявый сапог – уже не собирается ли барин починить свою стоптанную обувь на серебро нацепленной побрякушки?
пишет: «Сатира Федотова, как и сатира Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой кухарки. Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Сама жизнь сформировала этот тип. Вся обстановка чиновничьей службы с ее низкопоклонством и надутой спесью отпечаталась на нем с чрезвычайной отчетливостью. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Под стать герою и закулисная хозяйка этого грязного гнезда, в котором оба они чувствуют себя вполне уютно».
Второй, основной для Федотова, является его картина «Сватовство майора» (1848), которая воссоздает эпизод из купеческой жизни. за эту работу художник получил звание академика (Приложение 8 ). В дверях гостиной бывшего барского особняка, приобретенного купчиной, появляется наконец будущий зять-дворянин.
Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. Едва только взглянув на полотно, он останавливается на светлом силуэте фигуры купеческой дочери, вырисовывающейся на общем приглушенном темном фоне помещения. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Поскольку поведение невесты понятно с первого взгляда, смотрящий переходит от центра ко второму выделенному освещением элементу композиции – проему двери, залитой светом передней, в которой темнеет фигура майора.
Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира, ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Потому-то взгляд зрителя от фигуры майора вновь возвращается к купеческой дочери – к центру. Цветовая взаимосвязь розовых тонов в наряде девушки и сиреневых переливов в уборе матери заставляет внимательнее всмотреться в купчиху, схватившую дочь за юбку. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура!»). Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю.
Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Оп – настоящая «военная косточка». Невеста же попросту миловидна. Здесь отрицательные оценки даются не отдельным лицам, а жизненным правилам окружающей среды. Негативные выводы приходят к зрителю не в результате чего-то непосредственно воспринимаемого, а как плод размышлений, их итог.
Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9 ). С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы! Выражение томного восторга написано на ее лице. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом преклонил перед нею колени, преподнося букетик цветов. У него старообразная физиономия сатира. Он весь блестит и лоснится, начиная с розовой плеши, обрамленной нафиксатуаренными волосами, и кончая начищенными модными ботинками. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители, они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете». Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах.
Показную жизнь светского хлыща изобразил художник в «Завтраке аристократа» (Приложение 10 ). Изо всех сил маскируется персонаж Федотова под богача-аристократа, а на самом деле он ест черный хлеб, кусок которого торопливо проглатывает, заслышав шаги неожиданного гостя.
Одним из самых поэтических произведений Федотова является однофигурная композиция «Вдовушка» (Приложение 11 ), которая стала воплощением тоски художника по возвышенному, прекрасному и человечному в жизни.
Вдовушка – это незабываемый образ страдающей женщины. Весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул. Ей угрожают нищета и голод. Невозможно и несправедливо видеть в этой картине Федотова какую-то сентиментальную жалобную сцену. Жизнь показана здесь на острой грани прошлого и будущего.
Одной из последних работ художника является незаконченная картина «Анкор, еще анкор!» (Приложение 12 ). В отличие от всех предшествующих полотен в этой небольшой картине отсутствует развернутое действие. Взяв за основу самый простой и незамысловатый сюжет, сохранив элементы смешного лишь в названии (повторение одного и того же слова по-русски и по-французски), Федотов возводит ничего не значащий мотив до высокоообощенного образа.
Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. Среди золотисто-коричневой темноты небольшой комнаты ярким пятном выделяется красная скатерть. На столе мерцает огонек свечи, а сразу за ним через маленькое оконце видна улица в зимнюю ночь – чистый снег, искрящийся в лунном сиянии, мороз и тишина. Противопоставление голубоватых и красных оттенков подчеркивает резкий трагический контраст между офицером, убивающим свое время, и безучастным к его судьбе миром.
Идея бессобытийности этого бытия как бы разлита по всей картине, вошла в ее плоть и кровь, разрослась, стала символом. Это символ удушья, тоски, безысходности, томления души – символ страшной жизни.
По мысли, «Анкор, еще анкор!» «проникнута идеей автобиографизма . Это не значит, что художник изхображает себя в виде главного героя (что, кстати, он часто делал в своих работах). Картина исполнена того чувства смертельной тоски, которым был обуреваем художник накануне смерти. Здесь неминуемо должна была кончиться эволюция художника, должна была оборваться его жизнь».
Искусством Федотова-жанриста завершается развитие живописи первой половины XIX столетия, и вместе с тем совершенно органически – благодаря своей социальной заостренности – «федотовское направление» открывает собой начало нового этапа – искусства критического реализма.
Продолжателями дела и традиций и стали художники-передвижники, передовое искусство которых было выражением демократических идей в отечественном искусстве второй половины XIX века. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности . Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века.
Передвижники – члены Товарищества передвижных художественных выставок, которое было основано в 1870 году, начали новый этап в развитии реалистической живописи. Бытовой жанр, ведущий в их творчестве, получает оргомное социальное звучание.
Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873) , в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. «Г-н Репин – реалист, как Гоголь, и столько же, как он, глубоко национален, - писал Стасов.- Со смелостью, у нас беспримерною, он оставил и последние помыслы о чем-нибудь идеальном в искусстве и окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина, и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели... По плану и по выражению своей картины г. Репин – значительный, могучий художник и мыслитель, но вместе с тем он владеет средствами своего искусства с такой силою, красотой и совершенством, как навряд ли кто-нибудь еще из русских художников».
Одно из центральных мест в живописи передвижников заняла крестьянская тема, и это вполне естественно, ибо все коренные вопросы пореформенного развития общества в 70 – 80-е годы касались по преимуществу сферы крестьянской жизни.
Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. В этом, казалось бы, обыденном бытовом сюжете художник-демократ без прикрас изобразил современную ему действительность, убедительно показал, что участие крестьян в местном самоуправлении, о котором так много шумели правительственные органы после реформы 1861 года, – лишь фикция, обман и лицемерие. Значительное достоинство этой картины – то особое внимание, которое уделяет художник внутренней характеристике крестьян, умение создать выразительные типы, как, например, образ крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. В его сосредоточенной позе с опущенной головой, в мужественных чертах лица читается глубокая дума, желание осмыслить происходящее.
Художником, посвятившим свое дарование целиком крестьянской теме, явился передвижник. Наиболее крупная картина Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) привлекает не только глубоким знанием деревни, но и огромной любовью к ее людям. Основное в этом произведении, исполненном с незаурядным композиционным и живописным мастерством, – стремление раскрыть обаяние народных образов, показать своеобразную поэзию крестьянского быта.
Уже в самом названии этой картины было что-то необычное, поэтическое и почти сказочное. Приход колдуна! А между тем все абсолютно реально. С полным знанием дела убедительно описал Максимов крестьянскую свадьбу в русской деревне XIX в., и празднично убранную избу, и принарядившихся гостей. Тут и степенные люди, и бойкая молодежь. У каждого свой характер, и образ каждого индивидуален, психологичен.
Среди всех этих людей колдун – могучий старик с недобрым лицом и настороженным взглядом – такой же человек и так же реален, как все остальные. Между тем колдун – живое воплощение далеких языческих обрядов, сохранившихся в патриархальной деревне. Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна, и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза», и их любопытство, и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна, и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта.
В творчестве Максимова нашли также яркое отражение самые различные стороны безрадостной крестьянской жизни («Семейный раздел», 1876; «Больной муж», 1881, и др.).
В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). Изображенный типичный для деревни момент дал возможность художнику развернуть целую галерею характерных образов, передать разнообразнейшую гамму чувств и переживаний. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. С одной стороны, искреннее чувство, наивная вера темной, нищей крестьянской массы в чудотворную икону, с другой – полное равнодушие ко всему происходящему представителей духовенства. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. Серый, пасмурный осенний день во многом определил приглушенный темновато-серебристый колорит картины.
Однимиз лучших худоэжников-передвижников по праву считается (1833 – 1882), который уже ко времени организации передвижных товарищеских выставок сложился как удивительный мастер, большинство работ которого носили социальное звучание.
В своем творчестве Перов, несомненно использовал традиции Федотова, но вместе с тем пошел дальше своего предшественника и осмелился коснуться таких тем, о которых Федотов даже не смел мечтать. В начале своего творческого пути Перов с бесжалостной критикой обружился на жизнь и нравы русского духовенства.
Центральной картиной этого круга является «Сельский крестный ход на Пасхе» (Приложение 13 ), которая написана в 1861 г. Содержание и образный строй этого холста стали подлинно новаторскими. Священник, который едва держится на ногах, непочтительно зажал в руке крест. На крыльце растянулся мертвецки пьяный причетчик с кадилом. Одетый в лохмотья крестьянин несет перевернутую икону. Картина разоблачает убожество жизни и темноту русской деревни того времени.
Одним из значительных произведений русской реалистической живописи считается картина Перова «Проводы покойника» (Приложение 14 ), написанная в 1865 году. Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом.
«Проводы покойника» переносят зратилеля в русскую деревню, и перед ним раскрывается одна из величайших трагедий в жизни крестьянской семьи – смерть кормильца. Похороны… На облучке вместо возницы, опустив голову, согнувшись, сидит молодая вдова, а в санях, прижавшись к гробу, неподвижно застыли двое детей. Настроением скорби и одиночества пронизано все полотно. Конь, точно чувствуя горе хозяев, медленно и тяжело ступает в гору. Даже природа молчаливо замерла застыл застеженный лес, тяжело нависли зимние тучи.
Синеватый тон заснеженного пространства и вечернего неба, дровни с гробом и осиротевшей семьей вызывают ощущение бесприютности и тоски. Светло-лимонная полоса зимнего заката под надвигающимися ночными облаками, своим цветом контрастирующим с окружающими синеватыми тонами, усиливает эмоциональное воздействие холодной гаммы. Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе.
«Проводы покойника» исследователи закономерно связывают с поэмой «Мороз, Красный нос», вышедшей из печати в 1863 году. Известно, что Перов был страстным почитателем этого поэта.
В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15 ), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Здесь крайне лаконичен рассказ, но картина глубоко волнует, вызывает цепь ассоциаций, перекликается с русской поэзией. Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. Синевато-серый снег, темные силуэты домов с красновато-желтыми пятнами окон, холодная, щемящая, лимонно-желтая полоса заката у горизонта, на фоне которой чернеют силуэты заставы, единый тональный колорит – более теплый на первом плане, как бы сохраняющий частицу тепла жилых домов, и холодный на втором – придают картине цельность и эмоциональность, вызывают чувство тревоги и скорби.
Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Чистота цвета и легкость письма составляют ее отличительные живописные особенности. Свободный мазок усиливает ощущение пронизывающего ветра, который заносит снегом сани, двери и окна домов, треплет гривы лошадей. Эмоциональность пейзажа является средством истолкования события и человеческих переживаний. Это чрезвычайно характерно не только для лучших работ Перова, но и целого ряда произведений русских поэтов и художников того времени.
Притягательная сила жанровых произведений передвижников заключалась в новизне не только самих сюжетов, но и в необыкновенно доступной форме развернутого живописного повествования, живо перекликавшегося с прогрессивной литературой и драматургией. Это было новое идейно-эстетическое содержание искусства, непосредственно отражавшее жизнь, полное глубокой человечности и благородных мыслей, разительно противостоявшее холодным академическим полотнам на отвлеченные темы.
Успех произведений жанристов был связан и с высоким профессиональным мастерством исполнения. Их картины свидетельствуют о прекрасном знании художниками натуры, умении передать острую социальную ситуацию, проникновенно обрисовать душевное состояние изображенного. Широкая гамма неброских тональных отношений в живописи, свободный и точный рисунок, внимательная разработка необходимых подробностей композиции характерны для большинства жанровых картин передвижников. Все было направлено к одной цели: донести до зрителя содержание, заставить сопереживать, любить или ненавидеть.
Творчеством художников-передвижников завершилось формирование бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Благодаря их новаторству, бытовой жанр занял ведущее место среди других жанров русского изобразительного искусства. Со времен их творчества основополагающей чертой бытового жанра стало соединение обостренно воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщенностью, эмоциональной насыщенностью, заастую символичностью обраов и ситуаций, непосредственно выражающих симпатии и антипатии, мироощущение и общественные взгляды художника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батажкова Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с.
2. Дорогоневская Гаврилович Венецианов. // Алексей Венецианов. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – С. 2 – 8.
3. Ильина искусств. Русское и советское искусство. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.
4. История русского искусства. / Под ред. и. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 400 с.
5. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. . – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 312 с.
6. Конькова история живописи. – М.: Вече, 2002. – 512с.
7. Краснобаев истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.
8. Кузнецова. // Венецианов. Образ и цвет. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – С. 4 – 5.
9. Из истории русской художественной культуры. Исследования, очерки, статьи. – М.: Советский художник, 1982. – С. 132 – 142.
10. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М.: Просвещение, 1973. – 430 с.
11. Парамонов. // Передвижники. Альбом. – М.: Искусство, 1976. – С. 5 – 22.
12. Пикулев изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1977. – 288 с.
13. Сарабьянов. // Федотов. Образ и цвет. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – С. 4 – 5.
14. Словарь искусствоведческих терминов. – М.: Искусство, 1997. – 351 с.
Словарь искусствоведческих терминов. – М.: Искусство, 1997. – С. 35.
Краснобаев истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – С. 216.
Конькова история живописи. – М.: Вече, 2002. – С. 186.
Цит. по: Конькова история живописи. – М.: Вече, 2002. – С. 253.
Цит. по: Кузнецова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – С. 4.
Дорогоневская Гаврилович Венецианов. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – С. 6.
Кузнецова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – С. 5.
Ильина искусств. Русское и советское искусство. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 195 – 196.
Из истории русской художественной культуры. Исследования, очерки, статьи. – М.: Советский художник, 1982. – С. 137 – 138.
Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – С. 5.
Цит. по: Парамонов. – М.: Искусство, 1976. – С. 9.
Посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая , позже Кореи , Японии).
В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова , в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников , который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов , В. М. Максимов , К. А. Савицкий , В. Е. Маковский , и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин , показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко , Н. А. Касаткина, С. В. Иванова , А. Е. Архипова в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко , К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии , К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии , Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии , Л. Романьяч на Кубе). Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже , исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега , О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании , Т. Эйкинс в США, В. А. Серов , Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).
На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля "модерн " намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).
Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии , М. Сабри в Ираке , А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма , однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.
После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, - исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра . Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский , К. С. Петров-Водкин . Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.
Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме , Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).
Лит.: Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959; Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX в. [Альбом репродукций, М., 1961]; Русская жанровая живопись XIX - начала XX в., М., 1964; [Е. Ю. Фехнер], Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Эрмитаже , М., 1979; Brieger L., Das Genrebild. Eine Entwicklung der bьrgerlichen Malerei, Mьnch., ; Hьtt W., Das Genrebild, Dresden, .
БЫТОВОЙ ЖАНР -
Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).
Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в восточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, земледельцев). Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (в вазописи, рельефах, росписях, мозаиках, скульптуре).
С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии).
В средневековом искусстве Европы жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы, миниатюры).
БЫТОВОЙ ЖАНР. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван.
Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами
В эпоху Возрождения религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс), появились изображения трудовой деятельности человека (Лимбург, Шонгауэр, Косее).
В конце XV - начале XVI в. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, К. Массейс, Лука Лейденский). В произведениях П. Брейгеля и Ж. Калло изображение картин повседневности стало способом выражения актуальных общественных и философских идей (идей социальной справедливости, ненасилия и пр.).
БЫТОВОЙ ЖАНР. Нидерланды.
Брейгель Младший, Питер. Зимний пейзаж с птичьей западней
В разных национальных школах XVII в. сложились различные виды бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.
Так, в творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко.
Ведущее положение бытовой жанр занял в Голландии, где окончательно сложились его классические формы.
Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Жоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.
Во второй половине XVII - начале XVIII в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре (произведения Рембрандта, А. Брауэра, С. Розы и Дж. М. Креспи) и идеализирующим быт искусством (Д. Тенирс, К. Нетсхер в Голландии).
В противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше) возникают семейный жанр и бытовая сатира (У. Хогарт, А. Ватто и Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден; Ж. Б. Грёз).
Реалистические тенденции проявляются в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).
Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменёв).
В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).
В первой половине XIX в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских жителей (А. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).
Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации.
БЫТОВОЙ ЖАНР. Франция.
Курбе, Гюстав. Гамак.
В середине и второй половине XIX в. бытовой жанр развивается в работах Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлса в Голландии, У. Хомера в США, К. Менье в Бельгии.
Бытовой жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.
Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в картинах П. Федотова, были восприняты жанристами-демократами В. Перовым и П. Шмельковым.
На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Мясоедов, В. Максимов, К. Савицкий, В. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Репин, широта задач жанровых картин которого нередко сближала их с исторической композицией.
Жанрово-бытовые черты проявляются в портрете, пейзаже, исторической и батальной живописи целого ряда художников XIX в., среди которых - Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Ботье в Германии, К. Маковский в России и др. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.
Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, 3. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. Серов, Ф. Малявин, К. Юон в России).
На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в.
Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов в России).
Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. такими художниками, как Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.
После Второй мировой войны это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.
В странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы К. Антубам в Гане, Ф. Йдубор в Нигерии).
К бытовым сценам обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма .
Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении отечественного искусства XX в. В 20-е гг. в рамках данного жанра работали П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, художники объединения ОСТ (А. Дейнека, К. Пименов), в 30-е гг. - С. Герасимов, А. Пластов, Т. Галоненко, В. Одинцов, Ф. Кричевский.
В работах бытового жанра отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (Ю. Непринцев, Б. Неменский, А. Лактионов, В. Костецкий, А. Пахомов, Л. Сойфертис), типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Яблонская, С. Чуйков, Ф. Решетников, С. Григорьев, У. Джапаридзе, Э. Калнынь, Л. Ильина).
Со второй половины 50-х гг. бытовой жанр находит отражение в картинах Г. Коржева, В. Иванова, Е. Моисеенко, В. Попкова, Т. Салахова, Д. Жилинского, Э. Илтнера, И. Зариня, И. Клычева, Н. Андронова, А. и С. Ткачёвых, Т. Мирзашвили, С. Мурадяна, в гравюрах Г. Захарова, В. Толли, В. Юркунаса и др.
Первые картины, запечатлевшие сценки из жизни, известны со времен наскальной живописи. Охота на диких зверей, приготовление пищи, ритуальные танцы и обряды жертвоприношения – эти аспекты повседневного существования людей были отражены в примитивных рисунках, сохранившихся по сей день.
Однако тема быта игнорировалась античными мастерами, которые считали, что изобразительное искусство должно быть возвышенным и утонченным, потому в нем нет места иллюстрациям к повседневной жизни.
Расцвет бытового жанра приходится на эпоху Возрождения, когда происходит переосмысление ценностей, и главное место во всех видах искусства отводится человеку. Наряду с мифологическими сюжетами многие художники изображают в своих работах обычных людей, занятых повседневными делами.
Однако бытовая живопись этого периода сильно приукрашена и возведена в абсолют – художники, по большому счету, воспевают красоту человеческого тела, а бытовой антураж служит лишь дополнением, которому придается второстепенное значение. Тем не менее, родоначальниками бытового жанра в живописи, который окончательно сформировался лишь в 18 веке, считаются такие художники, как Питер Рубенс и Диего Веласкес, Ян Вермеер Делфтский, Якоб Йорданс и Адриан Ван Остаде.
К концу 17 века в бытовом жанре изобразительного искусства наметилось два основных направления. В Европе господствовал культ рококо, поэтому неудивительно, что художники старались отредактировать бытовые сцены, сделать их изящными и утонченными. Так появилась «галантная живопись», в которой весьма преуспели такие мастера, как Карел Фабрициус, Герард Терборх, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Жан Батист Симеон Шарден. Их картины отображали, как правило, жизнь высшего сословья, и отличались фотографической точностью деталей.
В то же время параллельно развивалось социально-критическое течение бытовой живописи, где действительность практически не приукрашалась. Героями работ Уильяма Хогарта и Кима Хондо, Гюстава Курбе и Джованни Фаттори становились обычные крестьяне, а бытовые сцены с участием аристократии зачастую носили юмористический характер.
Во второй половине 19 века, когда Европу захлестнула волна импрессионизма, в бытовой живописи появилась новая тенденция, связанная с изображением случайных сцен из жизни людей. Мимолетные зарисовки на улице превращались в роскошные картины, полные жизни и движения. По сей день работы таких живописцев, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Макс Либерман, Эдгар Дега, Томас Эйкинс и Андерс Цорн являются эталоном бытового жанра в изобразительном искусстве.
На протяжении 20 века бытовая живопись являлась неотъемлемой частью различных течений и направлений. Ей уделяли внимание ярчайшие представители авангардного искусства и сторонники реализма. Однако острую социальную направленность этот жанр приобрел лишь в России благодаря Александру Лактионову, Федору Решетникову, Аркадию Пластову, Борису Кустодиеву, Глебу Савинову, Юрию Пименову, Татьяне Яблонской и Ивану Владимирову.
|
БЫТОВОЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад - труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия, и др.). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т.п.).
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Сюжеты пословиц и поговорок, игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Веласкес и др.). Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо; Ж. Б. С. Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт); в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Милле, Г. Курбе); сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых - в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. В середине - 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад - представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки, итальянского неореализма.
В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа. С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого, и современности (Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П. П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, различные аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф. П. Решетниковым, молодёжно-спортивной - А. А. Дейнекой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В. Н. Яковлева. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта.
Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII века. Реальность и символика. М., .