Хоть основное содержание диетической системы полковника Брэдфорда и схоже с тибетскими диетическими практиками, Питер Кэлдер допускает, что корни его находятся в популярной в 30-е годы XX в. (равно как и сейчас) школе здоровья «.Естественная гигиена».

Действительно, с точки зрения современной естественной гигиены исповедуемые полковником Брэдфордом принципы питания абсолютно корректны. Правда, представитель этой школы посоветовал бы совсем отказаться от кофе, а также не употреблять в пищу сырые яйца из-за опасности заражения сальмонеллой.

Возможно, Питер Кэлдер что-то слышал или читал об основных тезисах естественной гигиены у д-ра Герберта М. Шелтона, человека, сумевшего практически в одиночку возродить философскую школу XIX в., известную под названием «Гигменя». Доктор Шелтон собрал воедино, усовершенствовал и обновил положения этого учения и дал ему новое название «Естественная гигиена». Доктор Шелтон выпускал ежемесячный журнал, написал семитомное учебное пособие; также он являлся автором статей в журналах Бернара Мак-Фаддена, посвященных физической культуре, а также в других альтернативных изданиях, специализировавшихся в то время на вопросах здоровья. Долгое время у естественной гигиены были хоть и преданные, но немногочисленные приверженцы. В 1985 году Харви и Мэрилин Даймонд опубликовали книгу «Шаг навстречу жизни», в которой рассматривались вопросы здоровья, диеты и пояснялись положения естественной гигиены. Написанная простым языком и наполненная захватывающими историями об успехах разных людей, эта книжка вскоре стала бестселлером. Многих она научила более разумному способу жить и есть, популяризовав тем самым идеи естественной гигиены.

Сегодня уже тысячи людей состоят в Американском обществе естественной гигиены. Несмотря на то что о ней уже написаны сотни книг, сущность этой системы можно выразить несколькими фразами. Если следовать этим несложным правилам здравого смысла, то и здоровье, и вся жизнь человека улучшается настолько, что это трудно даже представить:

1.Ешьте простую, преимущественно не подвергавшуюся кулинарной обработке растительную пищу.

2.Рационально сочетайте продукты.

3.Дышите свежим воздухом.

4.Ежедневно как можно чаще подставляйте свое тело солнцу. Однако никогда не допускайте обгорания кожи.

5.Пейте простую чистую воду.

6.Сон и отдых должны длиться по меньшей мере 8 часов в сутки.

7.Трижды в неделю хотя бы по 20 минут отводите на физкультуру. Одни специалисты рекомендуют аэробные упражнения: бег трусцой, плавание, езда на велосипеде и др.; другие советуют заняться тяжелой атлетикой или совершать резкие движения. Большинство же сходится на том, что ежедневная получасовая ходьба быстрым шагом является великолепным и универсальным упражнением.

8.Придерживайтесь правил личной гигиены.

9.Всегда стремитесь поддерживать эмоциональное равновесие посредством действия, а не противодействия.

10. Избегайте экстремальных температур.

11. Просвещайте своих домашних и друзей.

Сознавая то, что далеко не всем по вкусу сырая растительная пища, пропагандируемая естественной гигиеной, доктор Шелтон развил некоторые положения системы, касающиеся сочетаемости продуктов и направленные на оптимизацию пищеварения. Когда продукты подобраны правильно, эффективнее работает желудочно-кишечный тракт, легче усваиваются питательные вещества, что способствует улучшению здоровья.

Что значит «совместимость продуктов»

Вопрос о совместимости продуктов относится к теме одновременного употребления различных видов пищи: вначале ложка салата из помидоров и огурцов, затем вареные на пару овощи, потом полный рот каши или хлеба, сдобренного куском мяса, глоток фруктового сока или какого-нибудь напитка - и опять к салатику. В большинстве случаев этот цикл повторяется, пока тарелка не опустеет, после чего следует десерт, чем-то еще и запиваемый.

Такое смешение разных продуктов не проходит бесследно; для переваривания каждого из них требуются различные временные промежутки (см. стр. 193-199). Наиболее концентрированная пища (обычно это белки) усваивается организмом медленнее любой другой, в то время как перевариваться она начинает в первую очередь. Время, необходимое для усвоения белков (протеинов), исчисляется часами, а если присутствуют еще и жиры сверх желательного (совершенно ничтожного) количества, процесс тянется еще дольше.

В то же время быстро усваиваемым продуктам, таким, как овощи и фрукты, приходится задерживаться в желудке, дожидаясь, когда переварится «тяжелая» пища. Все это может растянуться на добрых восемь часов. Ожидая своей очереди, фрукты, сырые и вареные овощи начинают в желудке разлагаться и бродить. Желудок, пытаясь все же переварить это месиво, выделяет ": газы, кислоту, даже алкоголь (не говорим уж о несварении). Переваривание пищи заканчивается тогда, когда она достигает, кишечника, откуда дополнительные ферменты должны удалить неусвоенные организмом остатки продуктов, а минеральные вещества - нейтрализовать кислоты. Ясно изложенные, принципы совместимости продуктов ориентируют на то, что и с чем можно или нельзя сочетать для достижения оптимального пищеварения и крепкого здоровья.


Шелтон писал, что гигиенистов в мире третируют, преследуют. И он сам не избежал этой участи.

Натуральная Гигиена - это, по существу, еще не изученная в истории медицины страница, которую предстоит, особенно в сегодняшней России с ее безграмотным даже в элементарных вопросах здоровья народом, по-настоящему осмыслить, глубоко изучить и претворить в практику, сделав концептуальной основой перспективного здравоохранения, которому принадлежит будущее.

Язык Шелтона богат, а стиль своеобразен. Обладая широкой эрудицией в разных сферах знаний - от поэзии до философии, от истории до медицины, - он порой сочетает разные жанры: от строго научного до популярного и даже поэтического. Нередко Шелтон прибегает к методу повторов, делая это, по его признанию, намеренно, ибо людям свойственно забывать порой самые простые истины, имеющие для них жизненно важное значение. Имя этого великого американского гуманиста и просветителя, посвятившего жизнь делу просвещения простых людей для сохранения их «главного капитала» - здоровья, будет вписано в историю человечества и служить примером верного служения людям всего мира.

Герберт м. Шелтон (биографические сведения)

Герберт М. Шелтон - выдающийся американский врач-гигиенист, крупнейший представитель движения за Натуральную Гигиену в XX веке, обладатель девяти званий почетного доктора наук и автор многих работ. Родился 6 октября 1895 года на ферме близ городка Уайли в округе Коллин на севере штата Техас. Умер 1 января 1985 года. Его родители - Мэри Фрэнсис Гутри и Томас Митчелл Шелтон. Предки - шотландцы, ирландцы, немцы, англосаксы.

Детство провел в основном на отцовской ферме. В 1911-1913 годах: в средней школе в г. Гринвиль (штат Техас) впервые познакомился с гигиеническими знаниями по работам Р. Тролла, Р. Уолтера, Ф. Освальда, Ч. Пейджа, И. Дженнингса, С. Грэхема. С 1913 года - вегетарианец. В то время Шелтон еще не проводил различия между натуропатией и Натуральной Гигиеной как наукой. В 1918 году был призван в армию, но как пацифиста его определили поваром. В это же время он продолжал изучение Натуральной Гигиены по работам Дж. Джексона, М. Гоув, X. Остина, Дж. Тилдена. После войны получил первоначальное медицинское образование в «Интернациональном колледже врачей, не признающих лекарств» (Чикаго), основанном в 1920 году Бернаром Макфэдденом и известном еще как «Макфэдден колледж оф физкальтопати». В 1923 году окончил колледж: «Американ колледж оф нэйчурал терапетикс оф Линдляр» (Чикаго). Но, испытывая неудовлетворенность натуропатической системой Линдляра, в 1923 году поступил в колледж «Американ скул оф хиропрактик» (Нью-Йорк), где закончил курс по диетологии, защитил два диплома - по натуропатии и натуропатической литературе. Однако, разочаровавшись в Натуропатии, окончательно перешел на позиции Натуральной Гигиены, предписывающей отказ от всякого насильственного воздействия любыми внешними средствами на организм и переход к здоровому образу жизни и самовосстановлению на базе иммунитета как главному условию оздоровления человеческого организма.

В 1921 году Шелтон издал свою первую книгу «Основы естественного лечения», где изложил принципы Натуральной Гигиены. В том же году он женился. С 1925 по 1928 год работал в редакции журнала «Физикал калчер» и одновременно вел рубрику «Здоровье» в нью-йоркской газете «Ивнинг график». В 1928 году стал одним из основателей и совладельцем журнала «Хау ту лив» («Как жить»), заложившего основу его будущего журнала «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона» («Доктор Шелтонз Хайджиник ревью»), который начал выходить ежемесячно с сентября 1939 года. Отличительной чертой журнала было отсутствие в нем привычной для американской прессы рекламы патентованных средств. «Мы, - писал Шелтон, - основали «Обозрение» не для того, чтобы делать деньги, а для того, чтобы распространять правду о здоровье и вести борьбу за свободу от медицины». Журнал никогда не окупал расходы на его издание и тем не менее выходил регулярно даже в тяжелые дни Второй мировой войны, когда финансовая помощь была ограничена, а бумага лимитирована. К 1941 году тираж журнала достиг 750 тысяч экземпляров. В 1939 году Шелтон основал «Школу здоровья» в г. Сан-Антонио (штат Техас), куда переехал с семьей еще в 1928 году. На протяжении практически всей своей активной деятельности Шелтон подвергался преследованиям и даже тюремным заключениям (август, сентябрь 1927, 1932, 1933 гг. и др.) по обвинению в якобы «нелегальных занятиях медициной». Его травля достигла такого размаха, что даже Ф. Рузвельт - будущий президент США, бывший в то время губернатором, - выразился по поводу очередного тюремного заключения Шелтона так: «Чтоб он там сгнил». В 1980 году из-за гонений со стороны консервативных кругов нефтеносного штата Техас, известного своими реакционными взглядами, Шелтон был вынужден прекратить издание журнала, а в апреле 1981 года закрыть «Школу здоровья» (единственную в то время в США).

Несмотря на его крайне драматическую судьбу, популярность Шелтона росла, в том числе за рубежом. В 30-е годы Махатма Ганди восхищался деятельностью Шелтона в области питания и лечебного голодания и пригласил его посетить Индию. Но война помешала Шелтону осуществить этот визит.

В 1949 году Шелтон основал Американское общество Натуральной Гигиены (совместно с другими лицами), бессменным руководителем которого оставался до самой своей кончины. После его смерти Общество продолясает функционировать во главе с исполнительным директором Джеймсом Майклом Ленноном. Раз в два месяца выходит журнал «Наука здоровья» («Хелс сайенс»). Штаб-квартира Общества и редакция журнала - в г. Тампа, штат Флорида.

Благодаря пропаганде идей Натуральной Гигиены в ряде стран активно развивается натургигиеническое движение - Канаде, Австралии, Англии, Франции, Японии, Индии и других. А в последние годы и в России, где оно, однако, крайне разобщено и представлено разрозненными группами энтузиастов здорового образа жизни. Создание Российского общества Натуральной Гигиены (а учитывая важность для России этого дела - даже Партии Натургигиены) является насущной задачей, без решения которой невозможно предотвращение дальнейшего вымирания народа и деградации личности в стране.

Шелтон - автор большого числа книг и брошюр, а также многих статей в его журнале. Главный труд - «Гигиеническая Система» из семи томов, первый том которого вышел в 1934 году, - считается по праву основой натургигиенической литературы XX века. Его работы переведены на иностранные языки - немецкий, французский, испанский, шведский, греческий, турецкий, хинди, иврит и др., а в последние годы и на русский («Основы правильного питания», «Голодание может спасти вам жизнь», «Миф о необходимости секса» и ряд других, в том числе в таких изданиях, как приложение к газете «Советский спорт» Вестник ЗОЖ («Здоровый образ жизни»), журнал «Будь здоров!»).

Г. Шелтон - отец троих детей: дочери - Уилло-удин, сыновей - Уолдена и Бернарра.

На вопрос, заданный Шелтону в 1982 году, «каким он хотел, чтобы его вспоминали?» - он ответил: «Как человека, который вывел порядок из хаоса и восстановил гибнувшее движение гигиены». По отзывам, одни считали Шелтона «слишком радикальным», другие преклонялись перед ним как возродившим натургигиеническое движение. В ответ на обвинения в радикализме он заявлял, что принимает это за похвалу, ибо «радикальный» - от слова «коренной», «главный», синоним понятий «цельный», «органичный», «совершенный», «естественный». Таким образом, быть «слишком радикальным» - быть «слишком истинным». Что и необходимо в сфере здоровья человека. При похвалах в его адрес он говорил: «Чтобы не показалось, будто я считаю себя больше, чем есть на самом деле, хочу сказать, что с 1936 года мне помогали многие мужчины и женщины, которые посвятили свою жизнь пропаганде Натуральной Гигиены. Никто в одиночку не в состоянии создать такое движение. Один человек может лишь дать толчок движению. Но если другие не присоединятся к нему, оно обречено».

России, во имя спасения, и предстоит создать такое общенародное движение - Натуральная Гигиена приходит и как спаситель российского рода. Список основных работ Г. Шелтона.

- «Гигиеническая Система» (семь томов):

т. I. Ортобиономика. Основы физиологии человека, правила ухода за разными органами тела для их поддержания в здоровом состоянии («ортос» - с греческого - «правильный», «истинный»; т. П. Ортотрофия - 1. Основы правильного лечебного голодания; т. III. Ортотрофия - 2. Основы правильного питания; т. IV. Ортокинезиология. Основы правильных физических упражнений; т. V. Ортогенетика. Основы правильного полового воспитания; т. VI. Ортопатия - 1. Теория болезни и здоровья; т. VII. Ортопатия - 2. Описания 400 болезней и естественных методов их лечения.

Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека.

Красота человека. Ее культура и гигиена.

Здоровье для миллионов.

Здоровье для всех.

Как стать здоровым.

Рубины в песке.

Лечение рака естественными методами.

Голодание может спасти вам жизнь.

Совершенное питание.

Как правильно сочетать пищу.

Гигиенический уход за детьми.

Как «лечат» болезни.

Пороки вакцин и сывороток.

Сифилис: оборотень медицины.

Жить, чтобы жить долго.

А. А. Владимирский

Предисловие

Главы этой небольшой книги первоначально были опубликованы в виде статей в журнале «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона». Это объясняет содержащиеся в ней частые повторы. В то же время многие годы обучения людей правильному образу жизни показали большую потребность в таких повторениях и потому неразумно пытаться исключить любое из них. Физиологи утверждают, что любое положение надо повторить, по крайней мере, три раза, прежде чем рядовой человек усвоит его. Наш опыт убедил нас, что при выдвижении новых, радикальных и революционных истин их необходимо повторять неоднократно и многими путями до того, как они будут восприняты простым человеком. Понимание приходит медленно и не сразу.

Мы пришли к такому времени, когда почти все, что требуется для лечения, - обложенный язык и рецепт сульфаниламидов. Но мы не достигли того времени (и никогда не достигнем его), когда можно игнорировать причины самой болезни.

Эта книга уникальна в том отношении, что она останавливает внимание как раз на причинах болезней. Мы подчеркиваем главным образом причины страдания, ибо лишь при их распознавании и устранении молено восстановить здоровье и избежать новых страданий в будущем. «Школа здоровья» доктора Шелтона была основана в 1928 году. В последующий период там лечились и обучались пациенты из Ирландии, Шотландии, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Мексики, Никарагуа, Венесуэлы, Бразилии, Кубы, Коста-Рики, Гавайи и всех районов США - молодые и пожилые, дети всех возрастов.

Большинство наших пациентов болели до этого по 30-40 лет, испробовав все «обычные» и «необычные» средства лечения. Врачи травили их лекарственными ядами, лечили вытяжными пластырями, вакцинировали, подвергали электро- и радиолечению, остеопаты растягивали их ноги, хиропрактики манипулировали их позвоночником, их пытали психотерапевты, их морозили, обжигали на солнце, бессчетное количество раз промывали ирригаторами толстый кишечник, испытывали диетами, их обрабатывали психологи и духовные целители, тестировали на патентованные медикаменты, травы и «безлекарственные» слабительные, их посылали на горячие и минеральные источники и т.д. и т.п.

В «Школу здоровья» с большим разнообразием так называемых болезней приезжали пациенты, многие из которых были объявлены неизлечимыми. Она была для них последней надеждой.

Описанная в этой книге программа ухода и лечения - это та самая программа, которая с успехом нами применялась. Тысячи бывших больных из разных районов Земли, ныне наслаждающихся хорошим здоровьем, - полное доказательство эффективности гигиенических методов. Не каждый, кто приезжал в
а) почти уже умирающие, они были слишком больны и их жизненно важные органы не могли жить; б) приехавшие своевременно для полного восстановления своего здоровья, но по той или иной причине они не могли долго оставаться для осуществления поставленной цели: у них не было достаточно или времени, или денег, или у них просто хватало терпения выполнять всю длительную оздоровительную программу излечения; в) немало было неразумных, кто тратил и время, и деньги на лечение и обучение, но не выполнял предписаний, всячески их нарушая. Они хотели купить здоровье, не желаяего заслужить.

Автор этой книги надеется, что она попадет в руки тех, кто достаточно благоразумен, чтобы пользоваться ею правильно. Для одних содержащаяся в книге информация будет иметь неоценимое значение, дли других же будет лишь диковинкой, предметом любознательности. «Мудрые да поймут».

Ортопатия - физиологическая закономерность

Каждый орган тела предназначен для определенной функции и управляется законами столь лее незыблемыми, как и закон земного притяжения. Эти законы предназначены управлять действиями организма и сохранять его целостность. Каждая непроизвольная способность, проявляемая в человеческом организме, постоянно и непрерывно подчиняется этим законам. Самим порядком вещей не может быть иначе. Органы должны выполнять функции, для которых они предназначены. Они должны подчиняться законам их конституции. Они также не могут действовать иначе, как не может Земля повернуть вспять или брошенный камень падать вверх.

Пока работают наши органы, они должны действовать в соответствии с законами. И действие их должно быть поступательным вверх и правильным. Их действие никогда не может быть вниз и неправильным. При болезни, как и в здоровом состоянии, все действия организма соответствуют незыблемым законам.

Каждый орган и выполняет определенную функцию, и производит работу, для которой он предназначен, каждое его действие правильное, вверх и производится для того, чтобы спасти, улучшить и увековечить жизнь. К природной конституции нет дополнений. Никакие из ее законов не отменены, их нельзя уничтожить. Но зато человек может уничтожить самого себя, если попытается преступить законы. Лишь сами мы произвольными действиями можем поставить себя в оппозицию к законам бытия, и каждый раз, когда мы делаем это, законы приносят нам определенное наказание. И этого наказания избежать нельзя. Это и есть Вселенная Закона и Порядка.

Каждый закон - выражение силы, стоящей за ним. А каждая сила должна действовать по закону не может действовать по-другому. Законы и силы, управляющие организмом, те же самые и в болезни, и в здоровье, и их действие преследует одну цель - создание гармонии. Действие болезни не в меньшей степени, чем действие здоровья, есть правильное действие. И, тем не менее, оно иногда выражает страдание вследствие негативных условий, которые были навязаны организму. Таким образом, под термином «ортопатия» мы имеем в виду правильное страдание. Индивид страдает не потому, что действие закона неправильное, а потому, что организм под действием закона борется в единственном направлении в каком он может бороться, чтобы освободиться а надвигающейся опасности, проистекающей от вредных привычек, всяческих злоупотреблений и нарушений.

Пусть никто не обманет вас, пусть никто не уведет вас в сторону. Действия организма всегда правильны и в болезни так лее направлены на голос здоровья, как стрелка компаса на северный полюс. Так называемые симптомы болезни, которые озадачивают выдающихся врачей, не являются разрушающими. Это не зло, которому надо сопротивляться и с которым надо бороться, подавлять, покорять или уничтожить. Это всего лишь стремление организма под воздействием управляющих им законов сохранить свою целостность и здоровье. И врач, который рассматривает действия организма как нечто иное, проявляет свое полное непонимание фундаментальных законов жизни. Уходите от такого врача, как если бы уходили от яда.

Болезнь - это жизненный процесс

Жизненные процессы можно разделить на две группы:

1. Нормальные - регулярные процессы жизни по осуществлению ее ординарных функций, обычно называемые физиологическими.

2. Анормальные - такие модификации регулярных или ординарных процессов жизни, необходимые для преодоления и устранения ненормальных, необычных или вредных условий и веществ или приспособления к ним организма; эти процессы обычно называются патологическими.

Первую мы называем здоровьем, вторую - болезнью.

Чтобы ясно понять, что такое болезнь, и как следствие этого понимания - как организовать надлежащие лечение и уход за больным, нам необходимо признать важное единство процессов, происходящих в организме при здоровье и при болезни, а также тот факт, что основой этих процессов, являются одни и те же жизненные силы и одни и те же усилия по сохранению и улучшению здоровья.

Физические, химические, тепловые, электрические и прочие вещества способны разрушить организм. Их действия можно разделить на химические и механические. Как врачи, так и рядовые люди, не медики, обычно путают действия вредных веществ с действиями живого организма по их преодолению и разрушению и по устранению повреждения. Краткое рассмотрение некоторых из таких фактов может помочь нам отделить одно от другого. Разрежьте тело живого человека, и наступят боль и кровотечение, произойдет образование фибрина и свертывание крови, появится покраснение, опухание, затем наступит исцеление и отторжение струпьев. Разрежьте тело мертвого человека, и никакое из этих явлений не последует. Ударьте молотком по вашему пальцу, и появится боль, кровоизлияние в тканях, свертывание крови, воспаление, произойдет исцеление, удаление мертвой ткани. Ударьте по пальцам мертвого человека, и ничего подобного не произойдет: единственным результатом будет ушиб. Все перечисленные явления есть примеры реакции живого организма на физическое и механическое повреждения.

Капните соляную кислоту на мертвое тело, и она разрушит ткань, с которой вступает в контакт. Капните ее же на живое тело, и она сделает то же самое. Положите негашеную известь на мертвое тело, и она разрушит ткань. Положите ее на живое тело, она сделает то же самое. Это примеры действия вредных химических веществ на организм, они разрушают. Но если в мертвом теле за этим действием следует лишь дальнейший распад, то в живом организме - боль, воспаление и исцеление. Приложите горчичный пластырь к телу мертвого человека, и ничего не произойдет. Приложите его к живому телу, наступит покраснение, сильное жжение и образование волдырей. Приложите этот пластырь к слабому, анемичному, отечному телу, и появится слабая реакция. Введите дозу солей в мертвое тело, и ничего не будет, дайте ее здоровому человеку, и она вызовет сильный понос. А дайте ее слабому человеку, результатом будет слабый понос.

Образование волдырей и понос являются защитными реакциями организма, направленными на то, чтобы защитить себя от разрушительного действия лекарств. Это примеры реакции живого организма на лекарственные вещества. Из последних двух примеров мы выводим следующий закон, который может быть проиллюстрирован многочисленными клиническими случаями: «Действия живого организма в присутствии лекарства являются реакциями его собственных функций на это лекарство и прямо пропорциональны степени его жизненной энергии».

Эти модификации функций рассматриваются различными обычными, ортодоксальными «лечебными школами» как враги жизни. Усилия организма защитить и восстановить себя они считают как раз тем, что угрожает жизни. Они путают жизненный процесс с действиями патогенных веществ и вредных влияний. И их практика, базирующаяся на данной ложной предпосылке, - это в основном практика подавления симптомов


Далее:

Натуральная Гигиена - это массовое общественное движение за здоровье человека. В практическом плане Натуральная Гигиена есть последовательная система комплексного оздоровления человека естественными методами и целительными силами природы на строго научной основе, на базе точных знаний. Натуральную Гигиену отличают от так называемой народной медицины, по крайней мере, три момента: а) системность, б) научная обоснованность, в) просветительский характер. Конечная цель движения за Натуральную Гигиену - обучение рядового человека здоровью, то есть конкретным знаниям объективно действующих биологических законов, управляющих организмом, механизмов здоровья и болезни, возможностей и резервов организма и путей их реализации в повседневной жизни. Девиз Натуральной Гигиены: «К сорока годам человек сам себе или врач, или глупец». По существу, центральная задача Натуральной Гигиены - организация своеобразного всеобуча Здоровья населения. В интересах достижения этой цели движение осуществляет многогранную деятельность, выполняя одновременно следующие функции:

Научно-исследовательская работа (изучение проблемы здоровья и болезни, углубленное познание человека);

Лечебно-оздоровительная деятельность по апробации теоретических знаний (путем создания, например, «школ здоровья» и других подобных учреждений);

Учебно-педагогическая деятельность (в учебных заведениях типа гигиено-терапевтических колледжей в США и т. д.);

Просветительская деятельность (организация лекций, издание литературы и пр.);

Организационно-массовая деятельность (созыв съездов, конгрессов, семинаров по обмену опытом и информацией и др.).

С годами это движение (в США, например) фактически переросло в «общественное здравоохранение», здравоохранение «на общественных началах», успешно конкурирующее с официальной медициной. Координирует эту работу многие годы Американское общество Натуральной Гигиены.

Формированию организованного движения за Натуральную Гигиену в XIX веке предшествовало длительное многовековое противостояние, борьба двух основных направлений в мировой практике по оздоровлению человека - лекарственного и природно-оздоровительного (натургигиенического). Драматической истории конфронтации двух систем посвящена интересная, обстоятельная монография Г. Шелтона, носящая символическое название «Рубины в песке» (1969) *.

* Под рубинами имеются в виду знания о Натуральной Гигиене.

Нынешняя западная медицина, пишет Шелтон, зародилась в Греции, а точнее, в ее колониях в Малой Азии на рубеже V - IV веков до н.э., «в период полного игнорирования анатомии, физиологии, патологии и других наук...». Зарождение этой медицины самым непосредственным образом связано с именем Гиппократа, культ которого был непомерно и искусственно раздут. В главе «Отец медицины» Шелтон приводит следующее высказывание американского ученого X . Сайджериста: «Они (работы, приписываемые Гиппократу), вероятно, не содержат ни единой строчки, написанной самим Гиппократом».

Многие ученые, указывает Шелтон, признают, что наше знание об историческом Гиппократе почти полностью заимствовано у одного Платона, но «мы не можем исключить возможность того, что этот человек мог быть образцом для характера, придуманного Платоном».

Около 460 года до н.э. на острове Кос (Малая Азия) родился человек действительно по имени Гиппократ, который в дальнейшем служил жрецом известного храма. Как жрец, он занимался и лечением, будучи рядовым врачом. Но по прошествии времени произошла его трансформация в «отца медицины». Редакторы книги «Великие книги» дают, по Шелтону, следующее описание этой трансформации: «Фигура легендарного «отца медицины» вскоре заменила истинного Гиппократа. Хотя и нет свидетельств его времени, что он оставил какие-либо письменные работы, в течение столетия медицинские работы приписывались ему, особенно выходящие из медицинской школы в Кос. Работы, которые сейчас выходят под именем собрания сочинений Гиппократа, состоят в большинстве своем из ранних греческих трактатов, которые были собраны воедино александрийскими учеными третьего века».

Миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. «Поскольку рукописи прошлого, из которых почти все анонимные, были собраны в Александрийской библиотеке, читатели считали, что они обнаружили «доктрины Гиппократа» во многих анонимных рукописях IV - V веков до н. э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их авторство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание «трудов Гиппократа» продолжало расти, пока оно не стало включать почти все анонимные работы классического века Греции».

Гален первым закрепил «авторитет» Гиппократа как «отца медицины». Гален, пишет Шелтон, «видимо, первым обратил внимание на заслуги «отца медицины», хотя сам родился в 130 году н.э. и не имел доступа ни к каким источникам о делах Гиппократа».

Работы Гиппократа, указывает Шелтон, представляют интерес лишь потому, что они дают нам ясное представление об эллинской медицине V - начала IV века до н.э. В трудах, приписываемых Гиппократу, хотя, по Шелтону, и «много чепухи», но «есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой медицины».

Однако правильные концептуальные подходы и естественные методы лечения, первоначально заимствованные из храмовой медицины, постепенно были заменены на иные, прямо противоположные. Греческая медицина все больше отрывалась от природы самого человека, естественных целительных сил и превращалась в набор искусственных методов и средств лечения, которые в силу своего характера в отличие от природных факторов (солнца, воды, воздуха и т. д.) могли становиться и становились монополией дельцов от медицины, преследовавших скорее свои корыстные интересы, а не интересы больного.

В Греции, как и в древнейших цивилизациях, отмечает Шелтон, приводя слова исследователя Бернала, «врач был нечто вроде аристократа, имеющего дело с богатыми патронами. Лечение же простых людей оставалось в руках старых бабок и шарлатанов, использовавших традиционные магические средства». Вот как описывает этот процесс Шелтон:

«Школа Гиппократа вначале не отбрасывала более простые средства лечения - отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные ванны, водные ванны и т.д., хотя и отказалась от священных заклинаний и чар и от большинства других форм магии, которые были долгое время в моде. Но она сохранила и расширила применение тех магических веществ, которые позже стали известны как лекарства, и наделила их медицинскими свойствами. Другими словами, школа Гиппократа украла у богов силу врачевания и вложила ее в вещества, которые раньше использовались при обращении к богам. Новой (медицинской) профессии было трудно отучить народ от простых средств ухода за больными.

Лишь постепенно ей удалось увести людей от природных средств и навязать им жалкую и рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов лекаря. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного, лишь постепенно все более сильные яды заменяли мягкие и менее агрессивные средства. Нарастающая агрессивность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н. э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекарственного лечения».

Если бы школа Гиппократа, замечает Шелтон, «делала бы больший упор на гигиену и меньше на лекарственные средства, вполне возможно, той медицинской практики, какую мы имеем сейчас, вообще не существовало бы. Лучшие из врачей той школы были самыми отъявленными шарлатанами. Претендуя на знания, которыми они не обладали, и провозглашая достоинства своих лечебных средств, они заложили структуру, которой до сих пор следует медицина. Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа». «В трудах Гиппократа,- пишет Шелтон,- можно найти слова, отражающие один из самых фатальных обманов, господствовавших в умах медиков. Там сказано: «Экстремальные средства являются самыми подходящими при экстремальных состояниях». Этой лжи все еще придерживаются современные медики. Нет ничего более ужасной практики, основанной на принципе, что чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в радикальных средствах. Когда у больного снижается способность к сопротивляемости и его легко убить, врачи устраивают ему самое опасное лечение».

«Концепции» и «правила поведения» врача были закреплены в так называемой «клятве Гиппократа», которой и сегодня присягают врачи. Однако, пишет Шелтон, ссылаясь на мнения историков, «знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных египетскими жрецами задолго до нашей эры, по оценкам египтологов, в XVI веке до н.э.». При этом «существует несколько вариантов клятвы. Все они, как считают, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа».

Одно из наиболее важных положений клятвы - положение о клановости медицинской профессии, что указывало на ее, по сути, антидемократический характер. «Эта клятва,- пишет Шелтон,- содержит, несомненно, идущее от храмов обязательство не обучать медицине никого, за исключением членов семьи самого врача и других родственников». Другой американский врач, автор книги «Великий медицинский обман в миллиарды долларов» (Нью-Йорк, 1980) К. Ласко, начинает свою книгу с беспощадной критики этой клятвы, называя ее «клятвой лицемерия».

О «кодексе молчания» в клятве говорится достаточно откровенно: «передавать знания наставлениями, лекциями и всеми другими способами моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой. Но никому более... И что бы в жизни людей я ни увидел или услышал во время лечения или вне его, что не должно быть открытым, я буду хранить молчание, веруя, что об этом не следует говорить... И если я проступком нарушу клятву, да получу я по заслугам». Практический вред культа Гиппократа заключается в том, что его именем были освящены, закреплялись в медицине многие эклектичные, путаные положения, не говоря уже об искусственном характере применяемых ею средств, ее антидемократизм и клановость, что в конечном итоге вылилось в кризис всей западной системы медицины.

Однако наряду с западной, несовершенной медициной в мире существовала и иная, истинная медицина. Прежде чем рассматривать принципы Натуральной Гигиены, вкратце остановимся на ее предшественнице, родственной по духу и приемам древнеиндийской медицине «аюрведа» (в переводе с санскрита - «наука жизни»). Как отмечает индийский философ и историк Д. Сингх в статье «Традиционная индийская медицина», в отличие от западной медицины, сосредоточившей все внимание на болезни, в Индии понятие «аюс» - «жизнь» было основой индийской медицины и ее классической системы лечения на протяжении пяти с половиной тысяч лет. На базе этой философии жизни сформировалась строгая логическая медицинская система «аюрведа», превосходящая все остальные достижения индийского научного и теоретического мышления. В то время как в основе многих древних методов врачевания лежали магия, колдовство, шаманство, индийская медицина, опираясь на логику, стремилась разработать научную диагностику.

Будучи составной частью всеобъемлющей философии, касающейся материи и эволюции, «аюрведа» отвергала теологию, молитвы, ворожбу. Вместо этого она искала причины недуга, чтобы его можно было предотвратить или исцелить. Колониальное порабощение Индии англичанами в течение двух веков отбросило назад страну в развитии не только экономики, но и медицины. Но с завоеванием независимости Индией в 1947 году началось возрождение древней медицины. За годы независимого существования средняя продолжительность жизни в Индии увеличилась более чем в полтора раза, в чем несомненная заслуга принадлежит и древнеиндийской медицинской системе «аюрведа».

Советский спорт, 2001. - 122 c.
ISBN 5-85009-641-8
Скачать (прямая ссылка): zdorovyedlavseh2001.doc Предыдущая 1 .. 14 > .. >> Следующая
В 1949 году Шелтон основал Американское общество Натуральной Гигиены (совместно с другими лицами), бессменным руководителем которого оставался до самой своей кончины. После его смерти Общество продолясает функционировать во главе с исполнительным директором Джеймсом Майклом Ленноном. Раз в два месяца выходит журнал «Наука здоровья» («Хелс сайенс»). Штаб-квартира Общества и редакция журнала - в г. Тампа, штат Флорида.
Благодаря пропаганде идей Натуральной Гигиены в ряде стран активно развивается натургигиеническое движение - Канаде, Австралии, Англии, Франции, Японии, Индии и других. А в последние годы и в России, где оно, однако, крайне разобщено и представлено разрозненными группами энтузиастов здорового образа жизни. Создание Российского общества Натуральной Гигиены (а учитывая важность для России этого дела - даже Партии Натургигиены) является насущной задачей, без решения которой невозможно предотвращение дальнейшего вымирания народа и деградации личности в стране.
Шелтон - автор большого числа книг и брошюр, а также многих статей в его журнале. Главный труд - «Гигиеническая Система» из семи томов, первый том которого вышел в 1934 году, - считается по праву основой натургигиенической литературы XX века. Его работы переведены на иностранные языки - немецкий, французский, испанский, шведский, греческий, турецкий, хинди, иврит и др., а в последние годы и на русский («Основы правильного питания», «Голодание может спасти вам жизнь», «Миф о необходимости секса» и ряд других, в том числе в таких изданиях, как приложение к газете «Советский спорт» Вестник ЗОЖ («Здоровый образ жизни»), журнал «Будь здоров!»).
Г. Шелтон - отец троих детей: дочери - Уилло-удин, сыновей - Уолдена и Бернарра.
На вопрос, заданный Шелтону в 1982 году, «каким он хотел, чтобы его вспоминали?» - он ответил: «Как человека, который вывел порядок из хаоса и восстановил гибнувшее движение гигиены». По отзывам, одни считали Шелтона «слишком радикальным», другие преклонялись перед ним как возродившим натургигиеническое движение. В ответ на обвинения в радикализме он заявлял, что принимает это за похвалу, ибо «радикальный» - от слова «коренной», «главный», синоним понятий «цельный», «органичный», «совершенный», «естественный». Таким образом, быть «слишком радикальным» - быть «слишком истинным». Что и необходимо в сфере здоровья человека. При похвалах в его адрес он говорил: «Чтобы не показалось, будто я считаю себя больше, чем есть на самом деле, хочу сказать, что с 1936 года мне помогали многие мужчины и женщины, которые посвятили свою жизнь пропаганде Натуральной Гигиены. Никто в одиночку не в состоянии создать такое движение. Один человек может лишь дать толчок движению. Но если другие не присоединятся к нему, оно обречено».
России, во имя спасения, и предстоит создать такое общенародное движение - Натуральная Гигиена приходит и как спаситель российского рода. Список основных работ Г. Шелтона.
- «Гигиеническая Система» (семь томов):
т. I. Ортобиономика. Основы физиологии человека, правила ухода за разными органами тела для их поддержания в здоровом состоянии («ортос» - с греческого - «правильный», «истинный»;
т. П. Ортотрофия - 1. Основы правильного лечебного голодания;
т. III. Ортотрофия - 2. Основы правильного питания;
т. IV. Ортокинезиология. Основы правильных физических упражнений;
т. V. Ортогенетика. Основы правильного полового воспитания;
т. VI. Ортопатия - 1. Теория болезни и здоровья;
т. VII. Ортопатия - 2. Описания 400 болезней и естественных методов их лечения.
- Натуральная Гигиена. Праведный образ жизни человека.
- Красота человека. Ее культура и гигиена.
- Здоровье для миллионов.
- Здоровье для всех.
- Как стать здоровым.
- Рубины в песке.
- Лечение рака естественными методами.
- Голодание может спасти вам жизнь.
- Совершенное питание.
- Как правильно сочетать пищу.
- Гигиенический уход за детьми.
- Как «лечат» болезни.
- Пороки вакцин и сывороток.
- Сифилис: оборотень медицины.
- Жить, чтобы жить долго.
А. А. Владимирский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Главы этой небольшой книги первоначально были опубликованы в виде статей в журнале «Гигиеническое обозрение доктора Шелтона». Это объясняет содержащиеся в ней частые повторы. В то же время многие годы обучения людей правильному образу жизни показали большую потребность в таких повторениях и потому неразумно пытаться исключить любое из них. Физиологи утверждают, что любое положение надо повторить, по крайней мере, три раза, прежде чем рядовой человек усвоит его. Наш опыт убедил нас, что при выдвижении новых, радикальных и революционных истин их необходимо повторять неоднократно и многими путями до того, как они будут восприняты простым человеком. Понимание приходит медленно и не сразу.
Мы пришли к такому времени, когда почти все, что требуется для лечения, - обложенный язык и рецепт сульфаниламидов. Но мы не достигли того времени (и никогда не достигнем его), когда можно игнорировать причины самой болезни.

Хоть основное содержание диетической системы полковника Брэдфорда и схоже с тибетскими диетическими практиками, Питер Кэлдер допускает, что корни его находятся в популярной
в 30-е годы XX в. (равно как и сейчас) школе здоровья «.Естественная гигиена».
Действительно, с точки зрения современной естественной гигиеныисповедуемые полковником Брэдфордом принципы питания абсолютно корректны. Правда, представитель этой школы посоветовал бы совсем отказаться от кофе, а также не употреблять в пищу сырые яйца из-за опасности заражения сальмонеллой.
Возможно, Питер Кэлдер что-то слышал или читал об основных тезисах естественной гигиены у д-ра Герберта М. Шел-тона, человека, сумевшего практически в одиночку возродить философскую школу XIX в., известную под названием «Гигме-ня». Доктор Шелтон собрал воедино, усовершенствовал и обновил положения этого учения и дал ему новое название «Естественная гигиена». Доктор Шелтон выпускал ежемесячный журнал, написал семитомное учебное пособие; также он являлся автором статей в журналах Бернара Мак-Фаддена, посвященных физической культуре, а также в других альтернативных изданиях, специализировавшихся в то время на вопросах здоровья. Долгое время у естественной гигиены были хоть и преданные, но немногочисленные приверженцы. В 1985 году Харви и Мэрилин Даймонд опубликовали книгу «Шаг навстречу жизни», в которой рассматривались вопросы здоровья, диеты и пояснялись положения естественной гигиены. Написанная простым языком и наполненная захватывающими историями об успехах разных людей, эта книжка вскоре стала бестселлером. Многих она научила более разумному способу жить и есть, популяризовав тем самым идеи естественной гигиены.
Сегодня уже тысячи людей состоят в Американском обществе естественной гигиены. Несмотря на то что о ней уже написаны сотни книг, сущность этой системы можно выразить несколькими фразами.

Если следовать этим несложным правилам здравого смысла, то и здоровье, и вся жизнь человека улучшается настолько, что это трудно даже представить:

  1. Ешьте простую, преимущественно не подвергавшуюся кулинарной обработке растительную пищу.
  2. Рационально сочетайте продукты.
  3. Дышите свежим воздухом.
  4. Ежедневно как можно чаще подставляйте свое тело солнцу. Однако никогда не допускайте обгорания кожи.
  5. Пейте простую чистую воду.
  6. Сон и отдых должны длиться по меньшей мере 8 часов в сутки.
  7. Трижды в неделю хотя бы по 20 минут отводите на физкультуру. Одни специалисты рекомендуют аэробные упражнения: бег трусцой, плавание, езда на велосипеде и др.; другие советуют заняться тяжелой атлетикой или совершать резкие движения. Большинство же сходится на том, что ежедневная получасовая ходьба быстрым шагом является великолепным и универсальным упражнением.
  8. Придерживайтесь правил личной гигиены.
  9. Всегда стремитесь поддерживать эмоциональное равновесие посредством действия, а не противодействия.
  10. Избегайте экстремальных температур.
  11. Просвещайте своих домашних и друзей.

Сознавая то, что далеко не всем по вкусу сырая растительная пища, пропагандируемая естественной гигиеной, доктор Шелтон развил некоторые положения системы, касающиеся сочетаемости продуктов и направленные на оптимизацию пищеварения. Когда продукты подобраны правильно, эффективнее работает желудочно-кишечный тракт, легче усваиваются питательные вещества, что способствует улучшению здоровья.