Тема: Отечественная живопись в допетровскую эпоху

Особенности древнерусской живописи

1. Наличие многочисленных религиозных символов , т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.

В прошлом на болгарских землях существовало более 500 скальных монастырей и церквей, построенных в естественных пещерах или каменных нишах, подобных тем, которые были построены в поселениях. Конечно, у них нет своего памятника из-за ограниченных возможностей скал. Три из этих монастырей расположены на земле деревни.

Существующий и ныне известный монастырь «Успение Богородично» расположен недалеко от деревни Луковит, среди ущелья Искар, расположенного во внутреннем дворе больницы для душевнобольных. По словам историков, в этом регионе были фракийские и римские святилища. Во время Второго болгарского царства монастырь известен под названием «Викторова Лука», но из-за многочисленных развалин монастыря, каменных монастырей, которые находятся в радиусе 2 км. на каждой стороне русла реки.

2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов , т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.

3. Яркий чистый свет и его определённая символика . Ещё византийцы разработали учение о цвете: белый цвет – символизирует нравственную чистоту и святость; чёрный – смерть, загробное царство, силы зла; зелёный – молодость, юность, надежду; голубой – небесность, божественность; червлёно –красный – мученически пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь; золотой – вечность, божественность, это как бы даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир.

Разрушенный во время Османского вторжения, в течение столетий опустошен. Можно разумно предположить, что Карлуковский монастырь был не только живой духовной, религиозной, но и литературно-светлой деятельностью. Настенная роспись монастырской церкви иллюстрирует полный цикл евангельских событий. Сильные впечатления вызывают сцены «Вступление в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Презрение Христа» и особенно композиция «Рождество», в которой элементы дома и природного ландшафта придают характер жанровой картины.

В «Тайной Вечере» апостолы сидели по обеим сторонам Христа вокруг круглого стола, и Сцена Христа была динамичной и шевелящейся. Наиболее впечатляющим является настенная композиция «Распятие Христа», который занимает всю восточную стену нефа церкви. Таким образом, выразительной и так крупномасштабный сюжет «Распятие Христа» не изображали ни в одном из ранее окрашенные местные храмы и монастыри в болгарских землях. У входа в церковь есть в основном сцены, написанные Девой Марией и Мудростью Иоанна Златоуста.

4. Своеобразная, специфическая форма изображения . Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.

Сравнивая фрески в неф с теми, что находятся в прихожей, нетрудно установить определенную разницу в стиле и цвете иконописцев и, главным образом, моделирование человеческих лиц. Это дает основание предполагать, что вся картина Карлуковского монастырского храма была сделана по крайней мере двумя мастерами-художниками. К сожалению, они не оставили никаких письменных уведомлений о себе или о том, где они изучали искусство.

Наряду с фреской в ​​Карлуковском монастырском храме было много иконописцев, которые считались замечательными произведениями иконографического искусства. Маленькие иконки иконостаса в круглых медальонах представляли интерес в их изображении и жизнеспособности изображений. Особенно ценны большие иконки иконостаса, некоторые из которых расписаны самоковским художником Димитар Христов Зографом.

Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.

Никола имеет интересную архитектуру, которая напоминает архитектуру церквей, построенных в то время в поселениях, как естественная скальная пещера или ниша. На этих загадочных скалах монастыри сохранили множество ценных граффити - рисунки и надписи, а также фрески большой художественной ценности.

Недавно обнаруженные фрагменты первого слоя краски удалены со стен и расположены на складах музея в городе Ловеч. Архитектура памятника была изучена греческой ученой аркой. Он выделил три строительных этапа. Первые картины являются одними из самых ранних сохранившихся в этой части страны. Они обогащают наши знания не только для развития нашей настенной живописи, но и для средневековой одежды и украшения.

В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.

В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.

Расположен на правом берегу реки Искыр, против Карлуково монастыря. Уникальный памятник конца болгарского средневековья. Построенное на неприступной скале платформе в нише около 20 метров над рекой, он был построен из местных каменных блоков, соединенных с раствором. Он имел деревянный каркас и двускатную крышу с керамической плиткой. Небольшое окно украшена южный фасад. На восточной стене две алтарные апсиды - маленькие и большие.

Информация об этой разновидности вытекает из обломков, записей, книг и исследований. Трудно найти точные параллели стиля к каждому и почти каждый памятник остается представителем тенденции в развитии монументальной живописи или развития стиля отдельной студии. Марина провела минимум сцен и образов святых, обязательных для церковного здания. По всей вероятности, потолок под двускатной крышей не было написано.

В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.

По мнению ученых, фрески являются работы двух мастеров. Монастыри были созданы в трудных условиях и ограниченных ресурсах, они имеют непреходящее значение в качестве памятников знаний для болгар и болгарского государства в Средних веках. Приказ о их ликвидации был выпущен непосредственно начальником талибов муллой Мухаммадом Умаром. Несколько дней апокалиптическая работа по уничтожению была завершена приверженцами талибов в марте. Извинение нашло нетерпимый режим в исламском запрете на демонстрацию живых существ, особенно тех, которые могут служить объектом поклонения. В Тимбукту есть 333 святых могилы, и более 16 000 мавзолеев потеряли более четырех тысяч исторических рукописей. Они также зажег историческую библиотеку в соседней мечети. Подобные нападения на гробницы уже состоялись в Триполи и Мисуре. В марте прошлого года сообщалось, что ливийские радикалы, которые сообщили о своем движении в исламское государство, начали уничтожать другие взгляды, напоминающие другие культуры и убеждения, по образцу их родительской организации. Используя земснаряды, они уничтожили несколько других шиитских святынь. Многие статуи и церковные здания и другие объекты, священные места христианского, еврейского и мусульманского наследия были уничтожены. Некоторые ассирийские дворцы были также снесены. Цель уничтожения исламистов стала редким археологическим объектом на месте древних городов Хатра, Нимруд, Ниневия и Чорсабад. Сообщалось, что весь археологический объект с останками древних храмов, победоносной дугой, колоннадами с сотнями колонн и амфитеатром был заминирован. В июне прошлого года было объявлено, что они уничтожили статую столетнего льва, стоящего у ворот городского музея, а в следующем месяце они уничтожили статую богини Аль-Лат, датируемую веками до нашей эры. Сообщалось также, что он уничтожил «Ниже Храма», который, вероятно, является самым известным храмом в Палмари. Исламисты также омрачали Мари, древний древний шумерский город в Сирии. После разрушения статуй волна протестов охватила весь мир. . В прошлом году радикалы продолжали принимать гомосексуалистов - например, видеоролики.

5. Строгое следование канону, т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.

Международная коалиция выросла, Россия нападает на террористов самостоятельно

Личность была известна - Брито, который сокращает пленников на видео. Конфликты власти Сил все более интенсивные. В результате есть декларация о необходимости прекращения прекращения огня, переговоров о выборах и сохранении единой светской Сирии. Но в резолюции не говорится о судьбе сирийского президента. В то время как Запад продолжает требовать падения Асада, Россия, Иран или Китай стоят за ним.

Военные преступления и преступления против человечности в Сирии

Тысячи людей были арестованы, некоторые из которых подверглись пыткам или были убиты в тюрьме. Гражданская война до сих пор требовала четверть миллиона погибших, по оценкам, 11 миллионов человек, многие из которых бежали за границу. Сначала объединенная антисоветская оппозиция постепенно разлагалась на большее количество групп, включая радикальных исламистов, таких как исламское государство. Военные преступления или преступления против человечности обвиняются как в режиме асадов, так и в повстанцах. Первый год умер в войне около 10 тысяч человек, во втором году 70 тысяч и в третьем году 60 тысяч. Границы 100 000 погибших были преодолены в июне. Во время войны было обвинено несколько нападений на химическое оружие, оба из которых обвиняли правительство и оппозицию. Дамаск отрицал использование химического оружия, но согласился ликвидировать их под контролем Организации по запрещению химического оружия. Сирийскую армию обвиняют в использовании кассетных бомб, но Дамаск не подписывает запрет на эти боеприпасы года.

  • Протесты в конечном итоге привели к гражданской войне.
  • Эти группы также сражаются друг с другом.
Они совершают военные преступления армии и повстанцев Асада.

Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.

Другие серьезные конфликты - от Израиля и Палестины до Афганистана

Но президент Сирии отвергает это. Он подчеркнул, что нет намеренного убийства гражданских лиц. В этом году войны не произошло, но десятки жертв потребовали нападения с ножом на Израиль с сентября. Они начались главным образом из-за разногласий по святым местам на Храмовой горе Иерусалима, где есть две крупные мечети, и там был еврейский храм. В последнее время в соответствии с давними договоренностями было больше евреев, которые имеют право посещать, а не молиться там. Палестинцы растущего числа входящих, в том числе некоторые из членов израильского правительства, решили, что Израиль хочет изменить режим и разрешить там еврейские молитвы, которые они рассмотрят как осквернение. Палестинцы продолжают парировать расширение еврейских поселений на Западном берегу. Также не нравится Брюссель - Европейская комиссия хочет отметить товар, поступающий с оккупированной территории. Палестинская администрация также присоединилась к странам, подпадающим под юрисдикцию Международного уголовного суда. В апреле прошлого года члены Боко Харам похитили 276 девушек из школы Чибок, 57 из которых сумели убежать, а судьба еще 219 неясна. Нигерия и соседние страны объединили свои силы для нападения на группу в этом году и вытолкнули их из большинства территорий, которые они держали на северо-востоке. С тех пор Боко Харам совершает отдельные атаки и взрывы смертников. В прошлом году в Йемене шиитские повстанцы сражаются с правительством, погибло почти шесть тысяч человек. В марте коалиция во главе с Саудовской Аравией вошла в конфликт на стороне президента Хаади. Тем летом ему удалось освободить Адена на юге Майами, где правительство и Хади отступили из ссылки. Повстанцы все еще контролируют столицу Сана. В настоящее время он должен заплатить несколько месяцев молчания, но он нарушается. После свержения Муаммара Каддафи четыре года назад это североафриканское государство было разделено на две крупные фракции. Именно эта страна служит отправной точкой для беженцев из Африки в Европу. На египетском полуострове Синай есть радикалы, подчиняющиеся исламскому государству, которые несут ответственность за гибель сотен полицейских и солдат. Но бомбовые удары также происходят в других частях страны, таких как Каирский мегаполис. Африканская страна насилия в размере одиннадцати миллионов долларов была избита с апреля, когда президент Нкурунзиза объявил о своей кандидатуре на третий срок подряд, что оппозиция заявила неконституционным. На оспариваемых выборах в июле президент обеспечил правительству еще пять лет. Почти четверть миллиона бежали в соседние страны. В этом году боевики ненадолго захватили один из крупнейших афганских городов Кундуза, а в декабре они убили 50 гражданских лиц в результате нападения на аэропорт Кандагар. Декабрьское среднесрочное соглашение призвано компенсировать людям, которые каким-то образом повредили нападения правительственных войск или повстанцев. Правительство пообещало позаботиться о восстановлении инфраструктуры в сельских районах, наиболее пострадавших в результате боевых действий, который на протяжении более чем полувека, самый длинный вооруженный конфликт в Латинской Америке унес жизни более 200 000 людей. В сентябре правительство мятежников согласилось с основным требованием амнистии для всех комбатантов, за исключением тех, кто будет признан военными преступлениями вновь созданными специальными трибуналами. При мысли о русской живописи мы часто вспоминаем иконописцев, таких как Андрей Рублев, Саймон Ушаков или исключительные пейзажи, такие как Иван Сыщин или оригинальный, ностальгический Иван Айвазовский.

Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.

Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.

Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.

6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание . Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечаютежегодно и в определённые дни.

Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери (Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.

Таблица «Виды древнерусской живописи»

Вид живописи

Определение

Характерные особенности

Мозаика

Вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты, керамической плитки.

Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи, пришедшая на Русь из Византии. Исходное сырьё – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Стены и своды церквей в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором, поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Самое ценное качество мозаики – светоносность (игра света и цвета), для чего кубики смальты вдавливались в цемент под разными углами.

Фреска

с итальянского

- «свежий»

Вид монументальной живописи, произведения которой создаются с помощью красок, разведённых на воде, по сырой штукатурке.

Фреска – менее сложный и дорогой вид живописи, требующий большого мастерства, быстроты и точности в работе. Исправления не допускались. Испорченное изображение удалялось вместе со штукатуркой. При несомненных достоинствах, существенным недостатком фрески является то, что содержащаяся в штукатурке и краске известь, частично съедает цвет, отчего она выглядит поблекшей, особенно по сравнению с мозаикой.

Икона

С греческого –

Произведение иконописи, «живопись на досках» в православии и католицизме. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение.

Это как бы окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее рассвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово «Икона» употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сёл - Палех, Мстера и Холуй.

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая, созданная как раз в результате реформ. Русская культура, русская интеллигенция.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства российского» Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в той особой живописной технике в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось но грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой. Таким образом в начале XIX века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, по темнели уже и иконы XVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посеявший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильнопотемневшей «Троице» Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.

До середины XIX века общим оставалось представление, что «художества водворены у нас в отечестве Петром I». Только во второй половине столетия такой представление было разрушено. В это важную роль сыграла русская историческая наука. Особенно значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить точное и глубокое соответствие икон литературному источнику. Признание за древней живописью художественного значения, рост интереса к ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала жить. Для иконописи прежде всего такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьян и купцов, предки которых в середине XVII века отклонились от православной Церкви, не приняв некоторых предпринятых в то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону, как свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со старообрядцами давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по себе было важно, так как расширяло представления о древней иконописи. Но что еще важнее - у старообрядце учились ценить ту «тонкость древнего письма», которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

На исходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции А.В. Морозов а, И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и, понимая художественное значение собранной им коллекции икон, он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой, увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде. В начала XX века были предприняты расчистки икон. Инициатором этих расчисток являлся И.С. Остроухов, бывший к тому времени не только владельцем собственного иконного собрания, но и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю живопись. С этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о «черных иконах».

Вслед за первыми расчистками последовало множество других: и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и раскрывать древние фрески.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к гонению на христианское слово, к почти полному изъятию его из народного обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского искусства. Были закрыты тысячи храмов, многое из принадлежавшего им, в том числе и древние иконы, было уничтожено.

Однако признание иконописи искусством, составной частью культуры сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои двери музеи, куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов. С послевоенных лет, когда начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции: сначала очень робко, а в 60-80-е годы уже достаточно широко и открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.