Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного.

От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, которая включает морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные индивидуальные признаки (конституция, цвет кожи, волос, глаз, группа крови, тип ВНД и т.д.). У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения - безусловных рефлексов. Ребенок, в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой.

Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой, своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем влиянии социальной среды.

Например, при возникновении определенных психических реакций может изменяться в зависимости от условий, созданных взрослым. Если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, добро разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Ребенок получает от рождения способность к элементарным психических функций (так называемые задатки): различных видов ощущения и восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.п.), простого запоминания. Высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольная память, воображение, воля) потребует длительного периода обучения и воспитания.

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние.

Внешние - факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) Стратегическое - национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;

3) микросреду - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Внутренние условия психического развития ребенка - это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.

Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основные формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации.

Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе ученики усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (екстериоризация).

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.

Движущие силы - внутренние противоречия, побуждающих человека к активности, направленной на их преодоление. Например, Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.

1. Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, в результате появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.

2. Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности". В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.

3. Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.

4. Между перспективными и близкими целями.

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, происходит только из-за ее активность.

ВЫВОДЫ о предпосылках, условиях и движущие силы психического развития ребенка:

Предпосылкой психического развития ребенка является его естественная основа, обусловленная генотипом;

Источником и внешней условием психического развития ребенка является социальная среда;

Внутренним условием психического развития ребенка является его психические особенности;

Противоречия между внешними и внутренними условиями развития психики ребенка выступают движущими силами его психического развития.

Принцип детерминизма является общенаучным принципом научного познания и объясняет зависимость любого явления от производящих его фактов (от лат. determinare - определять). Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом. Его понимание существенным образом изменялось с развитием психологической науки. Этот принцип не исчерпывается простой причинностью. Предполагается, что изучаемый феномен обусловлен взаимодействием «доступных эмпирическому контролю факторов» . Является приоритетным принципом научного познания. Принцип детерминизма взаимосвязан с принципами развития и системности.

Нельзя отдельно рассматривать причинность для мира внешнего и мира внутреннего; причинность задана единой общей детерминацией.

С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма в психологической науке: «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». «Внешние причины действуют через систему внутренних условий», среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта. По С. Л. Рубинштейну, личность выступает как единая целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Преломление внешнего через внутреннее предполагает опосредствование внешних воздействий всей историей развития личности. Возможности человека определять своё будущее связаны с развитием предшествующих этапов его жизни, каждый из которых ранее был будущим.

То есть детерминизм включает в себя историзм. Причина, порождающая следствие как изменения в объекте, даёт разные эффекты в зависимости от внутренних условий. Природа объекта, его состояние изменяет её влияние. Важно также, что суммарный эффект действия разных причин не аддитивен, общее следствие не равно сумме отдельных следствий. Возникают также обратные причинно-следственные отношения.

Среда обусловливает психические явления опосредованно, преломляясь через личностные свойства субъекта. Для того, чтобы говорить о влиянии внешних факторов, необходимо знать внутренние. Состояние выученной беспомощности возникает под воздействием травмирующих событий у тех людей, кто имеет внутренние предпосылки (пессимистический атрибутивный стиль, высокую тревожность, низкую самооценку, внешний локус контроля и т. д., то есть совокупность устойчивых характеристик, которая в настоящем исследовании обозначена как личностная беспомощность и в работе детально исследуются именно эти предпосылки), которые, в свою очередь, обусловлены всей историей жизни человека, его опытом взаимодействия с миром. Эти внутренние предпосылки на более раннем этапе формировались во взаимодействии с семьёй и наличием или отсутствием опыта травмирующих событий.

««Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде...»

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

достижений) в том или ином виде деятельности.» Президентская программа «Дети

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание

условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их

потенциальных возможностей.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда.

Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;



3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. дети, хорошо обучающиеся в школе

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Характеристика одарённых детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

Они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Эгоцентризм, как и у обычных детей.

Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.

Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Чувствительность к новым ситуациям. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.

Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами:

отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пятьшесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.

Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.

Задача учителя начальных классов:

во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

И какое счастье открывать в каждом ребёнке талант и развивать его. Каждый ребёнок в чём-то особенный. И моя задача как учителя помочь моим ученикам.

Наблюдая за своими детьми, я составила словесный портрет ученика, относящегося к данной категории.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

11. Своими знаниями охотно делится с другими.

12.Всегда находит выход из любой сложившейся ситуации.

Существуют в основном две стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности:

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

Дифференцированный и индивидуальный подход;

Современные образовательные технология (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников);

Работу в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);

Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива);

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;

5. синектика.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что?

Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью»

стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Эффективным будет использование на уроках при работе с одарёнными детьми в начальной школе следующих приемов работы:

1.Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало).

2.Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

3.Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

4.Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

5.Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

Развитие способностей во внеурочной деятельности:

Исследовательская работа;

Предметные олимпиады;

Интеллектуальные марафоны;

Различные конкурсы и викторины;

Словесные игры и забавы;

Проекты по различной тематике;

Ролевые игры;

Создание детских портфолио;

Индивидуальные творческие задания;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

Психологические консультации, тренинги, тестирование;

Использование современных средств информации;

Театрализованные праздники.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;

Легкость ассоциирования;

Способность к прогнозированию;

Высокая концентрация внимания.

При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

Использовать в своей работе большое количество творческих заданий;

Учёба должна приносить ребёнку удовольствие;

Необходимо самостоятельное добывание информации;

Уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

Поощрение настойчивости, активности;

Не снижать самооценку ученика.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

Включение в учебный план факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

Организация научно-исследовательской деятельности;

Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

Контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

Поощрение одаренных детей:

По следующим критериям составляется:

1. Активность учащихся во внеклассной деятельности.

2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.

3. Учёба (по 5 бальной шкале).

Вручение грамот, благодарственных писем, медалей.

4.Оформляется презентация «Лучшие ученики класса».

5.Организация выставок.

6.Выступление перед зрительской аудиторией.

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования:

Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

Посещение кинотеатров, театров, музеев, выставочных залов(участие в тематических выставках творческих работ учащихся города);

Детская центральная библиотека (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);

Детская музыкальная школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);

Физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня;

Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

1. Обеспечить благоприятную атмосферу, т.к. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению и развитию его мышления.

2. Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.

3. Стараться не перехваливать одаренного ребенка за какие-то индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми, что будет способствовать принятию одаренного ребенка в группе сверстников.

4. Неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность. Другая крайность - публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя - конечно, недопустима.

5. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.

6. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

7. Извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей одаренных детей.

8. Поощрять работу над проектами, предложенными самими учениками.

9. Изучайте индивидуальные особенности,особенности поведения одаренного ребенка.

10. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке; не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

11. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

12. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

13. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся.

14. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

15. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

16. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.

Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

17. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке.

Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

18. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

19. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

20. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

21. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

22. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

23. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

24. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

25. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

26. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Сотрудничество с родителями:

Проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

Консультации для родителей и индивидуальные встречи;

Открытые внеклассные мероприятия;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества.

Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

Они ценят то, что хотят привить ребенку в (моральном, социальном или интеллектуальном) плане.

Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.

Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.

Они практически не оказывают давления на ребенка в эго школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.

Избегайте сравнивать детей друг с другом.

Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему прежде всего ценить собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта.

Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Творческое развитие вашего ребенка. Советы Дэвида Льюиса:

* Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

*Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

* Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

*Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.

* Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

* Покажите ребенку, что его любят и принимают, безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

* Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

* Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. * Помогайте ему улучшать результаты его работы.

* Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

* Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.

* Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

* Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

* Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

* Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

* Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

* Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

* С вниманием относитесь к его потребностям.

* Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

* Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

* Не упрекайте ребенка за ошибки.

* Хвалите за любые успехи.

* Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

* Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

* Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

* Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

* Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

* Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

* Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

* Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

* Помогайте ребенку стать личностью * Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

* Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

* Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

* Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

* Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему «этого тоже не умеешь».

* Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

* Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Список использованной литературы:

1.Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей.

2.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991.

3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат.1993.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа, - № 9.- 1990.

5. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. М.,1960.

6. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984.

7. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 4, 2008.

8. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.

9. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 8, 2009.

10. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 4, 2011.

11.Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. - М., 1981.

12.Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.

13.Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.

14.Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.

15. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М: РОСМЭН-Пресс, 2004.

16. Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. - Волгоград: Учитель, 2007.

17. Монина Г.Б. Ох уж эти одарённые дети. - С-Пб: Творческий центр, 2010.

18. Соловьёва И.В., Джумагулова Т.Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание. - С-Пб:

Творческий центр, 2009.

1.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.,1994.

2.Матюшкина Л.Л. Развитие творческой активности школьников. М., 1991.

3.Мудрость воспитания: Книга для родителей //Сост. Б.М. Бим – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б.

Корнетов. – 2-е изд., доп.-М.: Педагогика, 1989.

4.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей//Академия развития, Академия Холдинг, 2004.

5.Савенков А.И. Развитие логического мышления// Академия развития, 2005.

6.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

Приложение 1 Характеристики доминирующих способностей ребенка

1. Интеллектуальные способности

1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.

1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.

1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

2. Художественные способности

2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок.

Открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.

3. Музыкальный талант

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4. Способности к занятиям научной работой

4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»:

конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

5. Литературное дарование Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

6. Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2. Интересуется механизмами и машинами.

6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

7. Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4. Бегает быстрее всех в классе.

7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

Приложение 2 Портфолио учащихся Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

–  –  –

Упражнения для развития творческого восприятия Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

1.Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

2.Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

3.Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала.

Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

4.«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

6.«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

7.«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

8.«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

9.«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

10.«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

11.«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

12.«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

13.«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

14.«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

Приложение 4 Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

3. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) машете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспомнить не могу.

13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а» – 3, «б» – 1; «в» – 2.

Результаты:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вас необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения».

Автоматизированные системы управления производством ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО.КРАТКОЕ СОДЕР...»методический аспект индикации совершенства управления в высокотехнологичной производственной системе (на примере вертолетостроения) Аннотация В статье ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» УТВЕРЖДЕНО Приказом генерального директора ОАО «СПб ЦДЖ» от «14» октября 2013г. № 2013-10/03 (в редакции П...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский иациоиальный исследовательский политехиический уииверситет»УТВЕРЖДАЮ: Ректор ~~~==IА.А. Ташкинов ~~"&Щ.lI!Y-.:L-_ 20/Ег. ПРОГРАММА вступительного...»

«Наукові праці. Випуск 151. Том 163 УДК 538.525:621.926 Ризун А. Р., Голень Ю. В., Денисюк Т. Д., Ризун И. Р. ЭЛЕКТРОРАЗРЯДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ СОЗДАНИЯ ВОДНОУГОЛЬНОГО ТОПЛИВА Приведены сведения о возможности применения новейших технологий электроразрядного приготовления устойчивых водно-...»

Mikhail I. Petrov старший научный сотрудник Центра по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника е-mail: m_i_petrov@m...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Признаки одаренности

  • Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.



Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

  • Наличие специфических стратегий деятельности.

  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

  • Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

  • Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.


Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками :

  • Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

  • Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.



Основные виды деятельности

  • практическая,

  • теоретическая (познавательная),

  • художественно-эстетическая,

  • коммуникативная,

  • духовно-ценностная.


  • сенсомоторный

  • пространственно-визуальный

  • понятийно-логический


Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики»


Виды одаренности по критерию “степень сформированности одаренности”

  • Актуальная одаренность

  • психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.


Виды одаренности в соответствии с критерием«форма проявления»

  • проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.




Общая одаренность

    Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.


Специальная одаренность

  • Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).



Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка»

  • Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

  • Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

  • Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.



ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Принципы выявления одаренных детей:

  • 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

  • 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п.;

  • 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

  • 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

  • 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.




  • а) систему дошкольных образовательных учреждений;

  • б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

  • в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

  • г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т. п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.


Формы обучения детей в системе дополнительного образования


чем отличаются «причины» от «предпосылок» .

  1. Их часто путают. Причина может быть одна, а предпосылок - много, но их всех недостаточно без этой одной причины, чтобы что-то произошло. Возьмем хотя бы пример с пожаром. мы можем сказать: причиной пожара стала сигарета. А предпосылками были нерадивость хозяев, отсутствие должного места для курения, регулярное пьянство сторожа и т. д.
  • ПРЕДПОСЫЛКА Слово предпосылка книжное, отвлеченное. Оно обозначает предварительное условие, исходный пункт чего н. , напр.: Исходить из ложной предпосылки; Создать необходимые предпосылки для чего нибудь; Опираться на какую нибудь предпосылку. Слово История слов
  • Причина

    1) основание, предлог для каких-нибудь действий

    Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того.. ; по той причине что.. , союз (книжн.) из-за того что.

    2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

    Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

    Ещ неоплатонический философ Прокл (в свом комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает у одного Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырх у Аристотеля.

    1. предварительное условие чего-либо #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

    2. мысль, положение, суждение взятые за исходный пункт в каком-либо рассуждении #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

    3. филос. то же, что посылка; основание для вывода, умозаключения (в логике) #9670; Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.

  • Например: сильный ветер зачастую является предпосылкой дождя, но он не есть его причиной.
  • предпосылки - предшествуют событию, предвещают его

    причины - собственно мотивируют событие, его проишествие

  • нет, разные, хотя и близкие понятия. сумма предпосылок=причине. Это е составные части, предпричины

    Уголовное право. Общая часть

    Причинная связь как необходимое условие уголовной ответственности в материальных составах преступления - страница 2

    Причинная связь развивается во времени и пространстве. Ее особенностью является то, что между причиной и следствием всегда существует разница во времени. Поэтому первый вопрос, на который должен ответить судья или следователь, устанавливающий причинную связь, - вопрос о временной последовательности предполагаемой причины. Его можно сформулировать так: предшествовало ли действие, совершенное субъектом, наступившим общественно опасным последствиям?

    Отрицательный ответ исключает целесообразность дальнейшего исследования обстоятельств дела. Положительный ответ обязывает исследователей идти дальше и определить наличие или отсутствие какой-либо связи между ними. Именно после установления последовательности событий и начинается процесс исследования причинной зависимости, поскольку «после этого» еще не означает «вследствие этого».

    Главным критерием истинности такого исследования является опыт. Если мы, наблюдая определенную последовательность в развитии двух явлений, сумеем ее искусственно воспроизвести, придав ей желательное направление, значит, мы правильно определили причинную связь, т.е. причинную зависимость этих двух явлений.

    Развитие причины происходит в сложных условиях при взаимодействии с ней многих других более или менее существенных или незначительных связей, и все это в определенной мере влияет на формирование последствия, конкретизируя и индивидуализируя его либо исключая возможность его наступления.

    Следует еще раз подчеркнуть, что нельзя смешивать причину и условие наступления преступного результата. Причина порождает следствие генетически, благодаря процессам, происходящим внутри нее. Условия же только внешним образом благоприятствуют наступлению последствия, среди них могут быть и те, которые препятствуют наступлению последствия, т.е. действию причины.

    Итак, между причиной и условием существует качественное различие, а не разница в степени причинения. Именно причина служит решающим и определяющим фактором наступления последствия. Смешение причин и условий ведет к неправильному заключению о наличии или отсутствии причинной связи.

    Порочность теории причины - условия заключается в том, что ее сторонники считают наличие необходимого условия конечным моментом констатации причинной связи. Сторонники необходимого причинения считают, что подобная констатация - лишь начальный момент в исследовании наличия или отсутствия причинной связи между действиями обвиняемого и наступившими последствиями.

    Думается, что основным пороком теории причины - условия является отрицание роли случайности в формировании конечного результата преступной деятельности. Но случайность - безусловно, реальная сила в окружающем нас мире вещей и событий. Более того, любое закономерное явление всегда несет печать случайности. Однако она не может быть подлинной причиной определенного явления.

    Случайность - это явление объективной действительности, иное, чем необходимость, хотя, достигнув определенного количества, случайности принимают значение стохастических закономерностей (например, закон больших чисел). Причинная же связь выражает категорию необходимости. Поэтому только то явление, которое с внутренней необходимостью, закономерностью порождает, вызывает другое явление, может быть признано его причиной.

    Случайности могут выступать в двух видах: как форма проявления необходимости и как форма дополнения последней. Случайность шагает рядом с необходимостью и всегда в той или иной мере присутствует в ней, делая ее индивидуальной, т.е. придает ей форму. Противоположны ей такие случайности, которые не связаны с данным процессом, а вторгаются в него со стороны.

    Итак, случайность выражает внешние, нестойкие, нехарактерные для данного процесса связи. Конечно, необходимость и случайность нигде не проявляются в чистом виде, ибо в самых строгих закономерностях (необходимостях) всегда присутствует элемент случайности и наоборот. Уголовное право имеет дело с индивидуальными явлениями, а не с глобальными закономерностями, следовательно, и соотношение необходимости и случайности значимо только в таком контексте.

    Когда мы говорим, что причинная связь - это связь между действием и последствием, при котором первое с необходимостью порождает, вызывает второе, то в данном контексте необходимость нельзя отождествлять с неизбежностью.

    Неверно было бы и утверждать, что существуют необходимые и случайные причинные связи. Последние не являются связью причины и следствия. Если преступный результат наступил вследствие случайного стечения обстоятельств, пересечения двух рядов причинности, одним из которых были действия обвиняемого, то ответственности быть не может.

    Однако это положение не применяется в случаях, если случайность есть одна из форм проявления необходимости. Элемент случайности имеется почти в каждом развивающемся процессе, заканчивающемся конкретным результатом, ибо необходимость проявляет себя как тенденция, заложенная в процессе развития, а случайность придает ей индивидуальную форму. Как же практически установить, была ли связь необходимой или случайной?

    Для этого надо мысленно установить, к каким закономерным последствиям приводило развитие причинной связи, если бы не вмешались посторонние для действия субъекта силы, действия других лиц, - к тем ли, которые наступили, или к иным? В первом случае результат объективно необходим. Во втором - объективно случаен. Здесь действия обвиняемого могут быть необходимым условием наступления преступного результата, но не его причиной.

    Как же на практике следует проводить исследование наличия и отсутствия причинной связи? Основываясь на собственном опыте, исследователь анализирует простые закономерности. К помощи экспертизы он прибегает, если располагает недостаточными знаниями и опытом в области науки, искусства или ремесла.

    Возвращаясь к вопросу о теории причинной связи, необходимо заметить, что всякое событие вызревает в причине как реальная возможность. Ее появлению предшествуют определенные изменения, происходящие в причине. Реальной следует считать возможность, для осуществления которой имеются все необходимые основания и которая при определенных условиях закономерно превратится в действительность. Чаще всего действия лица создают возможность одного из сходных по роду последствий, а наступление именно этого результата вызвано случайными обстоятельствами.

    Например, убийца хотел выстрелить в голову жертве, а попал в сердце. Тем не менее он должен отвечать за убийство, так как несовпадение желания с результатом было формальным и ничтожным; желаемый результат наступил в несколько измененном виде, но соответствовал намерению убийцы.

    Как правило, подобные случаи имеют место при нанесении ударов в драке, которые могут повлечь смерть и вред здоровью любой тяжести. Факт наступления одного из последствий реализуется случайными обстоятельствами, возможность которых виновный предвидел. Подобный результат возможен при неопределенном умысле.

    В чем отличия «причин» от «предпоссылок»?

    предпосылки - причина - повод.

    Т. е. предпосылки - этосложившаяся обстановка, условия, благоприятные для возникновения какого-либо процесса. Причина - это глубинное, конкретное основание для этого процесса. А повод - это формальность, катализатор, какое-нибудь событие, служащее толчком для развития процесса.

    2).явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

    Предпосылки, ж. (книжн.) . Предварительное условие, исходный пункт чего-н. Создать нужные предпосылки для чего-н. Исходить из правильной предпосылки. …

    Толковый словарь Ушакова

    Предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решения. …

    Словарь терминов антикризисного управления

    ж. 1. Предварительное условие чего-л. 2. Мысль, положение, взятые за исходный пункт в каком-л. рассуждении. 3. То же, что: посылка (2) (в логике) …

    Разница между предпосылками и причинами

    Происходящие в жизни события можно рассматривать с разных сторон. В частности, особую важность относительно случившегося имеет выявление причин и изучение предпосылок. Что понимается под теми и другими? И чем отличаются предпосылки от причин? Попытаемся это выяснить.

    Определение

    Одно из значений слова «предпосылка» – условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий (Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества. ).

    1. то, чем вызываются чьи-либо действия (Работники предприятия совершили коллективную акцию протеста по причине противозаконной задержки заработной платы. ), состояние (Причиной ее радости было получение диплома. );
    2. то, что служит основанием для существования какого-либо явления или факта (Причиной неурожая картофеля стало засушливое лето. ), возникновения процесса (Незатушенный костер – потенциальная причина лесного пожара. ).

    Сравнение

    Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие предпосылок от причин, следует поразмыслить, на какие вопросы отвечает изучение тех и других. К примеру, совершилось определенное событие. Рассмотрев его предпосылки, можно прийти к заключению о том, что предвещало произошедшее, какие предварительные условия имели значение в этом случае, какой в целом была сложившаяся обстановка.

    В то же время исследование причин события дает ответ на вопрос, из-за чего все случилось, что лежит в корне произошедшего. Причины – это нечто более глубинное, чем предпосылки. Они обязательно влекут за собой следствие в виде каких-то действий, явлений, процессов. Впрочем, и сами причины могут представлять собой явления, действия (В класс вошел учитель, и ученики перестали шуметь. ). В некотором смысле причиной иногда называют человека (Ты причина всех моих бед! ).

    Разобраться, в чем разница между предпосылками и причинами, поможет и такой пример. Родители Петра были юристами, и это являлось предпосылкой для того, чтобы сын пошел по их стопам. Однако Петр увлекался живописью, по причине чего молодой человек выбрал профессию художника. Из этого примера также следует, что предпосылки могут существовать относительно самостоятельно и лишь намекать на возможное развитие событий. Причины же напрямую связаны с тем, что происходит.

    • Общая психология
    • Общение
    • Самосовершенствование
    • Семейная жизнь
    • Чувства и влечение
  • ©18 TheDifference.ru. 16+

    Адрес:г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д 49 Б, оф. 17

    За ответы на эти вопросы отдам все свои 79 балов.

    Ну если вам не сложно то вот вам ещё задачка:

    5 Причин отмены крепостного права.

    • Попроси больше объяснений
    • Следить
    • Отметить нарушение

    Ответы и объяснения

    • неизвестна
    • светило науки

    Причина-это повод,побуждающий к началу каких-нибудь действий.

    Предпосылка-это сложившиеся условия для возникновения какого-нибудь процесса.

    5 причины отмены крепостного права:

    1.Кризис крепостничества стал одной из главных причин поражения в Крымской войне

    2. Крепостичество сдерживало развитие промышленности т.е мешало индустрилизации России.

    3.Учащенные волнения крестьян

    4.Разорение многих помещичьи землевладений т.к они увеличивали «барщину»

    5.С/х развивалось по экстенсивному принципу.

    чем отличаются причины от предпосылок?

    Заходи и общайся - скучно не будет!

    возьмите определения из словаря Ожегова

    ПРИЧИНЫ В потугах жалких друга не вини: \ Когда узнать причину пожелаешь, \ Глазком одним на зеркало взгляни -\ Загадку эту сразу разгадаешь: Уильям Шекспир. Перевод Р. Бадыгова Сонеты\103\ Увы, какую муза нищету

    ПРИЧИНЫ Дозволь узнать причину вашей воли! \ Менелай\ Причина есть. Союзника и друга\ Мы в нем найти надеялись для нас, \ И для того под Трою привели; Софокл. Перевод Ф. Ф. Зелинского АЯКС

    ПРИЧИНЫ Он никаких причин\ Не называл. Он просто заявил, \ Что таково его расположенье, \ Что не намерен он ни с кем считаться. Уильям Шекспир. Троил и Крессида Перевод Т. ГНЕДИЧ

    ПРИЧИНЫ Во мне причина - не хочу прийти, \ И этого довольно для сената. \ Но я тебя люблю и потому\ Тебе открою все. Меня жена, \ Кальпурния, удерживает дома. \ Ей снилось, будто статуя моя\ Струила, как фонтан, из ста отверстий\ Кровь чистую и много знатных римлян\ В нее со смехом погружали руки. \ Уильям Шекспир. Юлий Цезарь Перевод Мих. Зенкевича

    ПРИЧИНЫ Светлейший князь, восстановить велите\ Причину этого кровопролитья. \ Рукой Ромео умерщвлен и нем\ Убивший сам Меркуцио пред тем. Уильям Шекспир. Перевод Бориса Пастернака РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

    ПРИЧИНЫ Склони внимание, узнаешь ты причину: \ Когда наш полк облег под Этною равнину\ И по хребту горы проходы замыкал, \ От вас тогда вдали, близ брега я стоял, \ Где враг выдерживал всю нашу крепость боя. Вольтер 1759 Перевод Николая Гнедича 1809 ТАНКРЕД\Трагедия

    причины 4. Разговорить скотину\ о сути бытия\ и выяснить причину\ несносного житья. Андрей Полонский ПЕРЕВОДЫ С ВЕГЕТАРИАНСКОГО

    ПРИЧИНЫ ДОН ГВИДО\ (с балкона, гневно) \ Я вижу все, мерзавка. \ ГОЛОС ДОННЫ БЬЯНКИ\ (равнодушно) \ Да иди ты. \\ ДОН ГВИДО\ (в зал, разводя руками) \\ Как дальше жить, позвольте вас спросить?! \ Лес вырублен. Холмы в округе срыты. \ Так что ж, теперь и дом еще сносить?. . Леонид Филатов. НОВЫЙ ДЕКАМЕРОН, ИЛИ РАССКАЗЫ ЧУМНОГО ГОРОДА\Рассказ о ревнивом супруге

    ПРИЧИНЫ Когда в саду цвели жасмины, Я волновался без причины. \ О чем при звездах, по ночам, \ Я слезы лил - не знаю сам. Сергей Андреевский 1879 В начале жизненной дороги

    ПРИЧИНЫ Но если поразмыслишь над причиной\ Того, что духи и огни блуждают, \ Что звери неверны своим повадкам, \ Что старцев превзошли умом младенцы, \ Что все они, внезапно изменив\ Своей природе и предначертанью, \ Уильям Шекспир. Юлий Цезарь Перевод Мих. Зенкевича