Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроке русского языка

Кекух Ольга Леонидовна

«Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Остановлюсь на сочинении-миниатюре. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.

Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая.

Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства.

Темы беру разные: «Музыка дождя», « Шепот осенних листьев», « В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.

Например, сочинение-миниатюра «Пробуждение весны».

На уроке обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка («Времена года» Чайковского) - обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.

Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка, не только развития речи.

Так например, опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства.

Основой для построения высказывания может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.

Поскольку русский язык и литературанеразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков.

Это может быть

практическая часть к монологическому ответу на уроке

Работа над высказыванием известного драматурга

Отрывок из прекрасного художественного произведения при работе над орфограммами + лингвистический анализ текста.

А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка.

Через творческие работы (лучшие из них демонстрируются на постоянно действующем стенде « Проба пера»)можно выйти на детскую одаренность.

Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке,как одна из эффективных форм повышения качества образования.

Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.

Я к этому шла в три этапа.

1 этап - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;

2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;

3 этап – привлечение ребят среднего звена (это мои семиклассники) к исследовательской деятельности. Которая, повторюсь, развивает творческие способности.

ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать,о обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников + наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.

Перед учащимися ставлю цель: научиться находить, отбирать и конкретизировать материал (конкретно по теме).

За курс 7-го класса такая работа проделана по всем темам.

С каждым уроком увеличивается количество желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.

Все это есть у меня на электронных носителях – прекрасный дидактический материал к любому уроку.

На начальном этапе это выглядело просто в форме презентаций.

Сейчас это уже вполне законченные исследовательские, творческие работы.

Например, творческие группы самостоятельно изучают тему «Частица» - последнее, что мы изучаем в 7 классе:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ (теоретические знания)

Задание « ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

ТЕСТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ФОРМА КОНТРОЛЯ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (уже в 7 классе работа над частью «С» ЕГЭ).

Это творчество, побуждающее к знанию. Ожидаемый результат – повышение качества образования.

Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательскойдеятельности и речевом творчестве.


В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.

Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.

А. Астафурова.

Скачать учебник СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система-тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексическйх тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси-ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1)лексикологические задания по содержанию текстов упраж-нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси-ческими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополни-тельных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексиче-ском значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2)Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс-ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5)В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в пред-ложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повтори-тельных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лек-сическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном чис-ле от слова лист образуется две формы - листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать крат-кую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя обра-зовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен-тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра-боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес-се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре-бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси-ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це-лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю-щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки "уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1)при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2)при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони-мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3)при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений):подчеркнуть синонимы (антонимы

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо-вания в школе имеет огромное значение для познания особен-ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов-ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV-VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в зву-ковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме то-го, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че-тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ-альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь-ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова-тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I-III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова - это его струк-тура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе-ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко-вых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к те-ме урока «Состав слова»:

Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по-мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова - это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа-дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру-гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон-чания: существительные и прилагательные надо изменить по па-дежам, а глагол - по лицам. Для закрепления умения выполня-ется упражнение 4 - учащиеся составляют предложения с дан-ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ-ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия - «ко-рень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделя-ется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко-ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне-ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три-дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился-див-; испугал-ся-пуг-; рыбачил-рыб-; слыхивал - слых-; говорила - го-вор-; сказал - сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело-веческой доброте; упражнение 9 - о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за-дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде-лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка - осина; приехать - ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет-ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз-бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов-кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повто-ряются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лек-сики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по-лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе-вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не-которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель-ных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокорен-ные слова» имеет как образовательное, так и практическое зна-чение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формооб-разования; в практическом отношении осознание различий меж-ду формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Кос-венно различение понятий «формы слова» и «однокоренные сло-ва» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэто-му необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следую-щим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лек-сическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные осо-бенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесооб-разно ввести при выполнении упражнения 328,

Творческие работы по русскому языку и литературе

учащихся 2 «Б» класса

«МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА»

«Моя любимая книга».

Я люблю книгу "Снежная королева". Её автор Ганс Христиан Андерсен.

Снежная королева разбила зеркало и осколок попал в глаз Каю.

Это происходило зимой в замке Снежной королевы. В сказке есть герои такие как бабушка, Герда, Кай, Принц и Принцесса, маленькая разбойница, лапландка и финка. Одни совершали плохие поступки, а другие хорошие.

К хорошим поступкам героев я отношусь положительно, а к плохим - отрицательно. Мне нравится эта книга, потому что Кай и Герда выращивали розы, а их любовь победила злую Снежную королеву.

Воробьева Влада

«Моя любимая книга»

Моя любимая книга В. Осеева «Волшебное слово».

В этой книге рассказывается о старичке, который научил Павлика говорить волшебное слово «пожалуйста». Это произошло во дворе на скамейке.

Самый главный герой в этой книге Павлик. У него есть бабушка, сестренка Лена и брат. Павлик не умел просить вежливо и все брал без спросу. Из-за этого Лена не дала ему краску, бабушка прогнала его с кухни тряпкой, брат не взял его покататься на лодке. Но когда Павлик пришел, вежливо попросил и сказал волшебное слово «пожалуйста», то сестра Лена с радостью дала ему краску, бабушка угостила горячим пирожком, брат взял его покататься на лодке.

Павлик стал хорошим, вежливым мальчиком.

Малюков Ефим

«Энциклопедия».

На выпускном в садике мне подарили большую книгу. Она называется «Моя первая энциклопедия». Её автор Чайка Е. С.

Эта книга предназначена для детей младшего школьного возраста. В ней можно найти ответы на многие вопросы: про животных и растениях, про разные страны и народы и много другое.

Она очень интересна и познавательна, на каждой странице есть рисунки. Книга помогает мне для приготовления домашних заданий.

Калабин Арсений

«Моя любимая книга».

Моя любимая книга «Дюймовочка». Её написал Х. К. Андерсен. В этой книге пишется о маленькой девочке – Дюймовочке. Она попала на болото, чуть не вышла замуж за жабу. А потом крот хотел жениться на Дюймовочке. Но от всех неприятностей она улетает на ласточке и встречает принца.

Мне очень нравится Дюймовочка. Она маленькая, красивая, смелая девочка.

Абросимова Анастасия

«Моя любимая книга».

Моя любимая книга – «Денискины рассказы». Автор Виктор Драгунский.

В рассказе «Похититель собак» мальчик по имени Денис воровал чужих собак, думая что они его. Все это было летом, на пляже. Борис Клементьевич доверил свою собаку Денису. Денис встретил на улице другую собаку очень похожую на Чапку и закрыл ее у себя дома! Так было пять раз. Когда Денис вернулся домой, его встретили шесть собак одинаковой породы и их хозяева. Денису пришлось вернуть чужих собак. Борис Клементьвич и хозяева собак простили Дениску, ведь он думал что они Чапки! Ведь они одно лицо.

Мне очень понравился этот рассказ. Я перечитывал его несколько раз!

Это история о детской шалости, которая случилась не специально, а Денис - ненастоящий похититель собак!

Баландин Никита.

«Моя любимая книга».

Моя любимая книга - Принцесса на горошине. Автор Г.Х.Андерсен.

Жил - был принц, который очень хотел жениться только на настоящей принцессе. Он объехал весь белый свет, но так и не нашел настоящую принцессу. Однажды, когда на улице лил сильный дождь, в городские ворота постучались. Когда старый король открыл дверь, перед ним стояла принцесса. Она была очень сильно промокшая, вода стекала с её платья. И было трудно поверить, что это принцесса.

Только старая королева знала, как проверить настоящая ли эта девушка принцесса. Спать ее уложили на 20 тюфиков и 20 перинок из гагачьего пуха, и под них положили горошину. Утром принцесса встала и пожаловалась, что ей мешало спать что-то твердое, и что все тело у нее в синяках. Королева поняла, что только настоящая принцесса может почувствовать горошину через столько перин. Принц женился на этой девушке.

Эта книга интересна тем, что даже через 40 тюфяков и перинок принцесса почувствовала горошину.

Шишковец Ильяс

«Моя любимая книга».

Моя любимая книга «Сказки о животных» В. Бианки. В книге рассказывается о жизни, повадках животных.. Мне очень понравился рассказ «Красная горка». Главные герои - воробей Чик и рыжий кот. Чик и Чирика хотели построить гнездо и вывести птенцов, а кот мешал и разорял их гнезда. Но все жители Красной горки помогли Чику и Чирике справиться с рыжим котом.

Мне нравятся герои рассказа за их доброту, желание помочь друг другу. Книга В. Бианки учит любить, понимать мир животных.

Михалкина Василиса

Моя любимая книга «Айболит»

Её сочинил Корней Чуковский. В книге написано, как доктор Айболит лечит зверей. Это происходит в Африке.

Герои сказки: корова, волчица, жучок, червячок, медведица, лиса, собака. Звери приходили к доктору лечиться. Доктор Айболит - очень добрый человек, а Бармалей - злой. Мне понравилась книга, как животные дружат с людьми.

Белякова Мария

Моя любимая книга.

Моя любимая книга «Про Веру и Анфису». Её автор Э. Успенский. В этой книге рассказывается о том, как в одной семье появилась обезьянка по имени Анфиса. Обезьянка подружилась со всей семьей, а особенно с девочкой Верой. Анфиса и Вера совершают много смешных поступков: шалят в детском саду, теряются на улице, устраивают пожар и устраняют его.

Мне понравилась эта книга потому, что все их дела добрые и поучительные.

Артамонова Яна

Моя любимая книга.

Мне очень нравится книга «Рикки-Тикки-Тави», её автор Р.Киплинг. Книга о дружбе мангуста с мальчиком. Это происходило в Индии. Герои – мангуст Рикки, мальчик Тедди, птичка Дарзи, крыса Чучундра и злые враги кобры Наг и Нагайна. Они совершали плохие поступки, хотели ужалить мальчика и его родителей. А мангуст спас их от смерти.

Я с уважением отношусь к героям, считаю, что животные и люди должны помогать друг другу.

Алферов Семен

Моя любимая книга.

Моя любимая книга «Снежная королева». Её автор Х.К.Андерсен. Книга о девочке Герде и мальчике Кае. Это происходит зимой, Кая забрала Снежная королева, а Герда отправилась его искать. В пути Герде встретились интересные персонажи: старушка с цветами, говорящий ворон с вороной, принц с принцессой, маленькая разбойница и олень. Все они помогали Герде найти Кая.

Мне понравились герои сказки, потому что она учит помогать друг другу в беде.

Власова Полина

Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык

К.Г.Паустовский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины –ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа

Говори правильно!

21 февраля Международный день родного языка
Выполнила: ученица 7 класса
Грошева Екатерина МБОУ Яковская ОШ
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Грошева Тамара Александровна

Умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться цели, легко адаптироваться в обществе, даже завести друзей!!!
ЗАПОМНИ!
слИвовый пОднял
позвонИшь сдалА
прАвы свЁкла
баловАть балУю
сОгнутый щавЕль
закУпорить ляГте
чЕрпать красИвее
вероисповЕдание облегчИт
каталОг тУфля
тОртов тУфель
брелОков углублЁнный
положИть договОров
квартАл класть
Иксы началсЯ
нОгтя обеспЕчение
оптОвый облегчИть
отключИт Отрочество
плАтья исключИт

Говорить правильно – это культурно!
Говорить правильно – это красиво!
Говорить правильно – уважать себя!

пара ботинок, валенок, сапог, чулок

НО! пара носков, апельсинов, помидоров

среди армян, грузин, осетин, румын
НО! среди монголов, узбеков, якутов
Несколько примеров часто встречающихся ошибок:
1. Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда правильно – «прийти».
2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили, говорите «ЭСПРЕССО»!
3. Как правильно: «едь», «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» нежелательно.
4. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед.числа в будущем времени. «Одержу победу» или «сумею победить».
5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ»!
6. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ».

7. «ВыИграть»! Не выЙграть!Проверочное слово – ИГРА.
8. Не существует слова «ихний», только «ИХ» и никак иначе.
9. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ! Никаких «иду на день рожденИЕ» или
«с днём рожденИЕМ».

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .