Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

Статья по психологии. Особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Описание работы: Предлагаю статью об особенностях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Данная статья будет полезна педагогам - психологам, воспитателям детского сада, студентам.

Творческая активность старших дошкольников

В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается, что сегодня требуется обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования, в том числе и совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества, а также поддержание творческой активности молодёжи. Так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования среди множества задач, которые он решает, выделяет следующую:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Благоприятным периодом для развития творческой активности с психологической точки зрения является дошкольное детство потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева находят подтверждение идеи, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности - творческий. И его своеобразие заключается в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, педагоги и психологи отмечают специфичность этой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка проявляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативности в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение в дошкольном детстве проявляется в трёх этапах развития, и на третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте у детей развивается творческое воображение.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление. Как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определённый уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих целях. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой (в том числе воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Анализ научной литературы позволил мне выделить показатели творческой активности детей:
1. Высокий уровень интереса.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности.
Воспитание творческой активности у старших дошкольников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития.
Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.
Для формирования способности к творчеству существуют оптимальные сензитивные периоды. К ним относится, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), старший дошкольный возраст, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития ребенка является педагог . Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий невозможно говорить о творческом развитии ребенка. Главной задачей педагога является умение заинтересовать его, зажечь сердца, развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Одним из определяющих факторов творческого развития детей является создание условий, создания такой атмосферы, когда у детей возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития логического мышления, творческого воображения и творческой активности.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности - это необходимое условие всестороннего развития личности, которое может осуществляться в различных видах деятельности. Одним из таких видов является проектная деятельность.

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Путь к развитию личности - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков”.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель - во что играть, что рисовать . При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

  • а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
  • б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
  • в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

  • а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
  • б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением. Анализ специальной литературы показывает, что структура деятельности выглядит таким образом:

  • 1. Возникновение замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это может выражаться в выборе ребенком того или иного вида деятельности, нахождении формы ее организации, привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.
  • 2. Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
  • 3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях по ее дальнейшему ходу и окончанию.

Вместе с тем, в зарубежной и отечественной педагогике и психологии широко дискутируется вопрос о необходимости руководства художественной деятельностью детей. Искусство в современных теориях трактуется с различных позиций - экзистенциализма, неопрагматизма, бихевиоризма и т.д. Разнородность подхода к искусству не позволяет говорить о единых направлениях. Тем не менее, доминируют идеи об искусстве как о явлении независимом и чисто интуитивном. В теории воспитания это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении к педагогическому руководству.

Во многих трудах подчеркивается, что искусство не отражение жизни, а только способ выявления личных переживаний, такова и сущность художественной деятельности детей.

Ряд исследований, впрочем, признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей, делают вывод, что процесс этот не спонтанный, а педагогически обусловленный. Педагогическая обусловленность зависит от установления правильного соотношения субъективных и объективных причин. Сформированные взрослым интересы детей, скопившиеся впечатления - все это выливается в попытках “самовыявления” своих переживаний. Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого носит косвенный характер и требует от него:

  • - обогащения сознания детей впечатлениями;
  • - создания предметной среды, позволяющей им легко ориентироваться и действовать с художественными материалами; благожелательного отношения, располагающего детей к деятельности;
  • - установления правильного соотношения между различными формами организации деятельности детей;
  • - развития своих педагогических способностей, которые помогут педагогам творчески и тактично формировать способы самостоятельных действий детей.

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в игре показывает, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских игр, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к художественной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных игровых действий. Это - организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения.

Взрослый может активно участвовать в ролевой игре, в драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, или исполнителя.

Дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к его реакции, и, если он поддерживает, одобряет их действия, активность их возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное.

Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной игровой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. В частности, Н.С.Карпинская, исследовавшая развитие художественных способностей детей в процессе игр-драматизаций, писала, что “вне процесса специального обучения детские игры-драматизации, передача текста сказок лишены красок, выразительности” Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с..

Среди основных методов, определяющих эффективность руководства были выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников, развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. 113 с..

Но работа воспитателя по развитию дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами психологии воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой и личностной инициативы.

Р.И.Жуковская подчеркивает, что творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи.

Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение - великое качество педагога. Еще В.Г.Белинский писал: “Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участия; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей”.

Таким образом, роль педагога в управлении игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности - процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и творческих интересов.

Задача педагога - своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Очевиден вывод: между обучением и любой игрой существует прямая взаимосвязь.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Проблема еще в том, что школьное обучение не всегда может создать условия для развития таких способностей. То есть знания, полученные в одной области, ученики не умеют использовать в другой. Получается, что обучение в российской школе блокирует нормальное развитие ученика.

В основе концепции образовательного процесса - признание необходимости включения школьников в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности , приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом существенные изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников, превращение предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач.

Работая более 30 лет в сельской школе, я часто сталкивалась с невысокой познавательной активностью ребят. Тот факт, что наши ученики на протяжении двух десятков лет никогда не занимали призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, заставил меня задуматься над проблемой развития творческого потенциала сельских учеников. Появилась необходимость создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности.

Стратегия активного обучения ориентирует на совершенствование творческого потенциала каждого ученика. Надо предоставить возможности школьнику осознанно развивать свою активность. Как это сделать? Я нашла ответ: наполнить новым содержанием и кардинально изменить структуру и методику проведения занятий по предметам.

При этом следует иметь в виду, что если цели обучения меняются, то должна меняться и классно-урочная система. Изменение форм деятельности школьников само по себе приводит к появлению новых форм организации учебной работы. Опыт показывает, что использование технологий личностно-ориентированного обучения способствует развитию творческой активности даже в тех классах, где много учащихся с низким уровнем познавательной самостоятельности. Убедилась, что если создать определенные условия, то учебно-практическая деятельность позволяет повысить познавательную активность и довести ее у некоторых учащихся до творчества.

Покажу это на примере выпуска 2011 года. Ребята пришли ко мне в 8 классе. 67% учеников - с низким уровнем мотивации. Чтобы цели обучения были достигнуты по возможности всеми учениками, я решила использовать следующий метод активизации познавательной деятельности: разнообразие жанров уроков.

Стала комбинировать и применять на своих уроках алгоритмы нескольких педагогических технологий: интегрирование, лабораторные занятия, педагогическая мастерская, методы исследования и проблемного обучения. Тем более, что в «Концепции модернизации российского образования» обращается серьезное внимание на эти подходы в обучении и воспитании:

  • личностно-ориентированный;
  • интегрированный и, как его элемент, компетентностный;
  • ненасильственные способы взаимодействия в поликультурном мире;
  • использование интерактивных способов и средств образования.

Для развития творческой активности учащихся этого класса пришлось искать новые пути. Решила уделить серьезное внимание урокам развития речи. Образный язык, острый глаз, цепкая на детали память, хороший вкус никогда не появятся на пустом месте. Все это вырабатывается годами и благодаря разнообразным приемам и средствам, активизирующим познавательную деятельность учащихся.

Поэтому определила для себя необходимые условия для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках развития речи: ; создание благоприятной атмосферы; использование дифференцированного и индивидуального подходов; педагогическое сотрудничество; возможность каждого ученика видеть свой рост; постановка проблемных вопросов; использование заданий, направленных на развитие творческого мышления.

Среди них особенно хочется выделить различные приемы технологии развития критического мышления (ассоциации, перепутанные логические цепочки, инсерт, маркировочная таблица, двухчастный дневник, таблица аргументов, кластер, синквейн, фишбоун, древо предсказаний, перекрестная дискуссия).

Давно замечено, что интерес к предмету вырабатывается и дифференцированными творческими заданиями. Работа в группах по уровням познавательной активности приобретает реальный смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками. Отпадает необходимость снижать общий уровень требований, оглядываться на учеников с низким уровнем обученности. Применение дифференцированных заданий на уроках позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащихся в учебной деятельности:

  • проблемно-поисковая постановка учебных задач,требующая не восприятия материала, а активной мыслительной деятельности;
  • роль учителя сводится к направляющей и организующей функции;
  • систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Сочетание элементов разных методик и технологий помогает ученикам глубже проникнуть в структуру языка, осознать его непреходящие ценности. Я разработала серию таких авторских уроков, делилась опытом на профессиональном районном смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения по одной из сложнейших тем «Анализ поэтического текста как искусство образной речи».

Главная задача учителя - любым способом заставить учеников думать. Возможность под новым углом взглянуть на изученный материал - один из способов заставить ученика быть активным на уроке. Исследование любого текста, попытка проникнуть в глубины языка - это предмет лабораторной работы, которую с успехом можно применять на уроках развития речи. У каждого ученика появляется возможность проявить умение обобщать материал. Самый простой прием - составление в лабораторной карте опорных конспектов на основе выводов, полученных в результате наблюдений. На первых порах это трудно. Когда работа ведется в системе, с этим справляется большинство учащихся.

Последовательность действий при осуществлении учебного процесса играет наиважнейшую роль. Подготовительный этап, этап организации совместной деятельности учителя с учащимися; этап подведения итогов, анализа, должны быть продуманы и отработаны.

Считаю, что такая организация учебной работы изменила ситуацию к лучшему. Показателем активности учащихся является отношение учащихся к предмету. Мы с психологом проводили диагностику. Ученикам была предложена анкета с вариантами ответов.
Сравнительный анализ показал, что ученикам в 10 классе русский язык нравится больше, чем в 8 классе. Эти показатели отражает диаграмма.

Отношение к предмету учащихся.


Цель: исследовать отношение учащихся 8 и 10 класса к предметам
Диагностика свидетельствует о том, что процент положительного отношения к предмету у десятиклассников вырос по сравнению с их же отношением к русскому языку в 8 классе. Нет ни одного ученика, которому всегда скучно на уроках.
О повышении уровня познавательной активности свидетельствует следующая диаграмма.

Уровень развития познавательной активности учащихся

(диагностика подготовлена завучем по УВР)
Цель диагностики: на основе выявленных критериев и показателей провести сравнительный анализ сформированности у учащихся познавательной активности.
Диаграмма показывает позитивные изменения. Возросло количество учащихся, находящихся на среднем уровне, и, наоборот, уменьшилось количество учеников, находящихся на низком уровне. Переход учащихся с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует о правильности выбранной методики.
Повышение познавательной активности учащихся на уроках повлияло и на развитие творческих качеств личности. Это показала и анкета выявления творческих качеств учащихся (по методике В.И.Андреева). Какие качества творческой личности развились у учащихся, показано на этом графике.

Развитие творческих качеств личности

(диагностика подготовлена школьным психологом)
Цель: исследовать развитие творческих качеств каждого ученика
График развития личностных качеств показывает, что использование форм и методов личностно-ориентированного обучения способствует формированию творческих качеств учащихся. Уровень сформированности творческих качеств у десятиклассников выше, чем у этих же учеников в 8 классе.
Создание среды для развития мыслительных способностей, индивидуально-дифференцированный и деятельностный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ученика, ситуация успеха на занятиях - все это способствовало развитию творческих способностей учащихся с высоким уровнем познавательной самостоятельности. Об этом свидетельствуют достижения выпускников 2011 года.

Работая над развитием творческой активности сельских школьников, заметила, как у многих появился устойчивый интерес к предмету, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности. Анализ результатов свидетельствует о том, что стратегия активного обучения формирует положительную мотивацию учащихся на учебную работу, а значит, способствует развитию творческой активности. Творческие работы учащихся выпуска 2011 неоднократно отмечались на районном и краевом уровнях. Возросло количество победителей и призеров на школьном и муниципальном этапах.

Сравнительный анализ лучших результатов ЕГЭ по русскому языку показывает положительную динамику роста, средний балл увеличился с 72 до 95. В 3 раза увеличилось количество учащихся, имеющих лучшие результаты по итогам ЕГЭ. Средний балл по литературе по результатам ЕГЭ составил 73 балла, что значительно выше муниципальных, региональных и территориальных значений.

Анализ проведенного исследования на базе данного класса показал, что сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе внедрения отдельных технологий личностно-ориентированного обучения на уроках способствует росту творческой активности учащихся. Подтвердилась мысль: движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к любым самостоятельным творческим действиям, включение учащихся в поиск нестандартных решений.

У каждого педагога свои педагогические средства и приемы для достижения целей обучения. В каких формах это сделать, каждый решает сам, так как это связано с особенностями личностных качеств учащихся и самого учителя, с возможностями общеобразовательного учреждения. Главное условие повышения эффективности обучения - это стремление повысить свой учительский КПД, повысить ученический КПД, изменить потенциал в сторону практического.

Как я поняла из опыта своей работы, научить абсолютно всех школьников решать практические задачи на уроках, сформировать у каждого ученика творческие способности - очень сложная задача. Изучая мир по учебникам, мы, учителя и ученики, в целом так и не приближаемся к его пониманию. Выходит, что понимание нельзя усвоить или выучить - его можно только выстрадать… на себе, на собственной шкуре. Новейшие педагогические технологии позволили мне раскрыть потенциальные способности у большего числа учащихся, чем раньше. Радует, что сегодня я могу в большей степени способствовать формированию у школьников самостоятельности, творчества, хотя многому еще предстоит учиться.

Иногда мне приходится слышать от коллег: «Раньше ничего не было: ни компьютеров, ни Интернета, и ученики учились, никаких тебе технологий и инноваций». Новое потому и появляется, что старое уже неприемлемо. Раньше мы не говорили о недостатках традиционного подхода потому, что не было смысла критиковать то, чему нельзя предложить альтернативу. Сейчас просто другое время, другие потребности, другие дети, потому и МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ПО-ДРУГОМУ.

Список литературы
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. - Русский язык в школе, 2007, № 7. С. 3 - 6
2. Прищепа Е.М. «Ученическая исследовательская деятельность» Библиотека журнала «Литература в школе».-№ 12, 2004.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.
4. Селестен Френе Грамматика на четырех страницах и школьная типография (перевод Рустама Курбатова). - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, № 13. С. 9-11.
5. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности учащихся / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991.