Должностная инструкция

классного руководителя в соответствии с ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее - директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

Конвенцию о правах ребенка;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Этику делового и межличностного общения;

Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

Общую, возрастную и социальную психологию;

Возрастную физиологию;

Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3. Права

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.


Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно

    Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия школьников на уроках. Контроль за успеваемостью учащихся. Организация питания учащихся. Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
    Проверка дневников учащихся. Проведение классных мероприятий согласно плана. Работа с родителями (по необходимости). Работа с учителями-предметниками (по необходимости).
Ежемесячно
    Посещение уроков в своем классе. Посещение семей учащихся. Встреча с родительским активом. Участие в рейдах совместно с членами УС, школьным омбудсменом.
Один раз в четверть
    Оформление классного журнала по итогам четверти. Участие в заседании МО классных руководителей. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть. Проведение родительского собрания.
Один раз в год
    Оформление личных дел учащихся. Анализ воспитательной работы за год. Заполнение диагностических карт учащихся.

Воспитательная система

«Один за всех, все за одного»

    Концепция воспитательной системы класса

      Цели и задачи воспитательной системы класса

Цель : свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Задачи :
    развивать субъективность личности каждого учащегося; создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника; поддерживать творческие стремления и действия каждого ребенка.

      Направления воспитательной системы класса

Подпрограммы:

«Учение»

Задачи :

    развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;

    формирование интереса к процессу познания;

    воспитание читательской активности;

    осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.

Формы работы :

Викторины;

Экскурсии;

Читательские пятиминутки.

«Труд, художественная деятельность»

Задачи:

    стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;

    формирование творческого воображения, любознательности;

    осуществление эстетического воспитания школьников;

    воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;

    создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.

Формы работы : - беседы;

Творческие конкурсы;

Коллективные дела;

Практикумы.

«Классный коллектив»

Задачи:

    формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;

    привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;

    раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;

    формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.

Формы работы: - тематические классные часы;

Практические занятия;

Праздники;

Чтение художественной литературы по теме.

«Здоровье»

Задачи:

    формирование установки на здоровый образ жизни;

    сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;

    развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.

Формы работы: - тематические классные часы;

Встречи с медицинскими работниками;

Практические занятия;

Спортивные соревнования;

Утренняя зарядка;

Физминутки на уроках;

Походы в лес.

«Досуг»

Задачи:

    развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;

    формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;

    воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Формы работы: - познавательные игры;

Утренники;

Тематические праздники;

Конкурсы;

Семейные вечера;

Классные посиделки.

«Культура поведения»

Задачи:

    формирование у детей навыков культурного поведения;

    привитие учащимся потребности выполнения правил поведения в общественных местах.

Формы работы: - тематические классные часы;

Индивидуальные беседы;

Практические занятия.

      Механизм построения и функционирования воспитательной системы .

В основе воспитательной системы лежит методика коллективных творческих дел. Она базируется на следующих принципах и подходах:

    природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

    сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

    деятельностного подхода – в деятельности изменяются, укрепляются, развиваются отношения между воспитанниками;

    личностно-ориентированного подхода – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношения к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

      Этапы воспитательной работы с классом.

1 этап: «Будем знакомы» (1 класс)

Задача: изучение интересов, потребностей, склонностей учащихся.

2 этап: «Ребята! Давайте жить дружно!» (2 класс)

Задача: создание предпосылок для формирования классного коллектива.

3 этап: «Без друзей меня чуть-чуть!» (3 класс)

Задача: создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.

4 этап: «Что один не сделает – сделаем вместе» (4 класс)

Задача: воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное дело.

      Критерии и способы изучения

эффективности воспитательной системы.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному учителем, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов личности:

- нравственный: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, дружба и т.д.; потребность выполнять правила для учащихся; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;

- познавательный: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде; устойчивый интерес к познанию;

- коммуникативный: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;

- художественный: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

- физический: соблюдение режима дня и правил личной гигиены; стремление быть сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:

    сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;

    проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

    сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:

    Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.

    Социометрические методы.

    Анкета «Я и моя школа».

    Краткий тест творческого мышления.

    Тест «Цветок настроения».

    Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».

    Сбор – коллективный разговор об итогах прошедшего месяца или проведенного дела.

    1. Ожидаемый результат .

    Родители в системе воспитательной работы

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Для ее решения необходимо организовать работу с родителями по следующим направлениям:

Изучение семей учащихся;

Педагогическое просвещение родителей;

Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

Индивидуальная работа с родителями;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

    Направления индивидуальной работы с учащимися

Основными направлениями индивидуальной работы с учащимися являются:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

Установление межличностных контактов с каждым ребенком;

Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;

Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

Взаимодействие с родителями с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся;

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Схема взаимодействия классного руководителя

в системе воспитательной работы







  1. Классный руководитель – учитель-предметник

Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в кол­лективе. Классный руководитель и учителя обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности.

Задачи:

    изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;

    изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;

    регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

    определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

    педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

    Классный руководитель – школьный омбудсмен

Взаимодействие классного руководителя и школьного омбудсмена имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Задачи:

1. выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой стороны;

2. своевременное решение конфликтных ситуаций,

3. оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

4. способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

5. обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей;

6. развитие демократических основ жизни детских коллективов;

7. поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

8. взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных

служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и

попечительстве, а так же, попавшими в трудные жизненные ситуации.

    Классный руководитель – кружки по интересам

Процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность кружков по интересам, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников.

Задачи:

1. развитие творческого потенциала учащихся;

2. формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

3. развитие коммуникативных качеств учащихся;

4. формирование художественного и эстетического вкуса.

    Классный руководитель – семья

Огромное значение в работе родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья».

Задачи:

1. создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка;

2. приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательного процесса школы;

3. включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности ОУ;

4. повышение психолого-педагогической культуры родителей.

    Классный руководитель – дети

Ученики начальной школы находятся в постоянном контакте с классным руководителем, который ещё и является их учителем. Такое тесное сотрудничество обязывает классного руководителя строить процесс воспитания в целом очень чётко, грамотно, продуманно.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следу­ющих принципах.

Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководи­тель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учи­теля и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев­нования, театрализации и т. д., поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.

Принцип свободы участий. Предлагая ребятам участие во внеклас­сном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой под­ход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, боль­шое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо чествовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях учащихся с классным руководителем.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два способа: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка внеклассной работе и по достоинству ее оценивать.

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА 2012-2013 УЧ. ГОД


Основной задачей второго этапа реализации программы «Я - гражданин России» была задача по сплочению классного коллектива и вовлечению ребят в общественно-полезную деятельность.

Работа проводилась по пяти направлениям: патриотическому, правовому, трудовому, экологическому и эстетическому.

В течение всего учебного года в классе продолжалась работа по ознакомлению ребят с правилами поведения в школе и их выполнению. Для этого проводились такие мероприятия как беседы «Вспомним правила поведения в школе», «Как вести себя в столовой», классный час «По каким правилам мы живём в школе». Практика показывает, что учащиеся прекрасно знают все правила, объясняют необходимость их соблюдения, но сами не всегда их выполняют. Поэтому в следующем учебном году работу по привитию навыков культурного поведения в школе, дома, на улице необходимо продолжить.

Велась работа по формированию у ребят статуса «ученика», вовлечению их в интеллектуальную деятельность. Прошли праздники «Здравствуй, школьная семья», «Посвящение в читатели», беседа «Я - ученик», конкурс рассказов «Я люблю свою школу», викторина «Наш школьный портфель». Анализ успеваемости по итогам года показал, что из 12 учащихся класса 6 закончили год «хорошистами».

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей проходило через такие мероприятия как Осенняя и весенняя спартакиады, «Кросс наций», соревнования между классами, выполнение динамических пауз на уроках, беседы « Режим дня», «Вредные привычки», конкурс рисунков «Скажи сигарете нет!». Чистота и порядок в классном кабинете, который поддерживался учащимися, так же способствовал укреплению здоровья детей.

Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою страну, село, школу, класс. В течение года были проведены беседы «Символы родного края», «История моего посёлка», прошли конкурсы рисунков «Наш край», «Осень пришла в посёлок», трудовой десант «Пусть будет чисто в нашем посёлке всегда», помогали в оформлении стендов школьного музея.

Работа по трудовому воспитанию учащихся шла через организацию дежурства в классе, столовой, участие в осеннем и весеннем экодесантах.

В течение года шла работа и с родителями учащихся класса. Каждую четверть проводились родительские собрания, индивидуальные беседы, оказывалась консультативная помощь.

Многое из запланированного удалось выполнить, но проблемы есть: остаётся низким уровень воспитанности у некоторых ребят, родители по-прежнему мало интересуются делами своих детей, неохотно идут в школу, хотя уже сформировалась группа, которая принимает активное участие во всех мероприятиях/


2013-14 учебный год


Цель: создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.Задачи: 1. развитие познавательной активности учащихся; 2. воспитание самостоятельности, самодисциплины;3. формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка; 4. развитие творческих способностей; 5. сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей; 6. воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;воспитание уважения, любви и бережного отношения к своим родным и близким;

7. формирование культуры поведения учащихся.

Программа

профилактической работы

с детьми из неблагополучных семей

на 2013-2014 учебный год

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Анализ показывает, что в настоящий момент в нашей стране существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института, усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:

    отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

    незнание их интересов и потребностей;

    неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

    отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

    чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

    сверхзанятость родителей в сфере общественного производства;

    потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.

Цель программы: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей.

Задачи программы:

    повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений;

    содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;

    коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
    повышение престижа здоровой семьи; повышение активной жизненной позиции; коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная); поддержка самореализации семьи; социальное партнерство всех служб; профилактика проблем.

План работы

Мероприятия

Прогнозируемый результат: сформированная мотивация родителей на самостоятельное и эффективное решение возникающих проблем в семье.

Программа

индивидуальной работы

с одарёнными детьми

на 2013-14 учебный год

Одаренные дети - это особый мир детства, интеллектуальный потенциал общества, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Каждый ребенок одарен по-своему и для учителя важнее выявление не уровня, а качества одаренности. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Эти дети выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. В современном обществе возросло значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала, задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть, развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развивать его способности, подготовить почву, чтобы его способности были реализованы Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна работа на уроке, они читают словари, энциклопедии, специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности Работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.и продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений работы классного руководителя и учителей-предметников.

Цель программы: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества обучения; расширение возможностей развития их индивидуальных способностей.

Задачи программы:

  • развитие личности одаренных учащихся;

    развитие учебной деятельности;

    развитие позитивной Я-концепции;

    развитие творческой самостоятельности;

    развитие коммуникативных умений;

    развитие рефлексивных умений.

Приоритет индивидуальности.

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы:

    групповые занятия с одаренными учащимися;

    предметные кружки;

    кружки по интересам;

    конкурсы;

    участие в олимпиадах;

    исследовательская деятельность.

План работы с учащимися

Сроки

Прогнозируемый результат:

    совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся;

    развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

    развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков учащихся.

Программа

индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися класса

на 2013-2014 учебный год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм обучения особенностям личности каждого ребенка. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Нужны дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

Цель программы: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по изучаемым предметам.

Задачи программы:

    создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

    создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности учащихся;

    пробуждение природной любознательности детей;

    формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;

    повышение ответственности родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

Принцип построения программы: приоритет индивидуальности.

Принципы реализации программы :

    создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

    выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Педагогические технологии, используемые при работе:

    индивидуализация образовательного процесса;

    обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

    диалоговая форма обучения;

    игровые формы обучения;

    памятки, карточки, творческие задания.

Список слабоуспевающих учащихся класса

План работы с учащимися

Мероприятия

Прогнозируемый результат: ликвидация пробелов; успешное окончание учебного года.

Индивидуальный план работы

с учащимся, стоящим на ВШК

Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________

Дата рождения ____________ Класс _____________

Домашний адрес _______________________________________________________________________

Дата постановки на учет ________________ Дата снятия с учета __________________

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

2. Функции классного руководителя

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к детям, получающим такое питание.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с роди-телями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

класс во время урока без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятель-ности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:

    Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

    Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.

    Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.

ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Изучение индивидуальности учащегося;

Анализ и изучение характера развивающего коллектива и

личности;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ

Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;

Установление связи школы и семьи;

Работы с малым педколлективом;

Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива

как субъект этой деятельности.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ

Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Дискуссионные;

Игровые;

Состязательные;

Творческого труда;

Ролевого тренинга;

Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

    контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

    контролировать успеваемость каждого ученика;

    координировать работу учителей-предметников, оказывающих

    воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

    выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

    приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

    отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

    определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

    вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

    выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

    апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

  • вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

    фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

    оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

    вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;

    работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).

    Работать над формированием культуры личности.

    Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.

    Прививать нормы нравственного поведения.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

    Воспитывать самостоятельность.

    Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

    СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.

    НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)

3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного

руководителя - диагностика воспитательной

коммуникативности).

1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста

К развитию

Страсть к взрослению

к свободе

2. Наличие гуманной цели:

а) создать свой собственный образ;

б) развивать речевую культуру ребенка.

Характер организационного воздействия
Педагогический аспект имеет 2 стороны:
1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель

2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:

    Нравственность в своей ценности для окружающих.

    Не испытывать страха (насмешки...).

    Коммуникативная интеллектность.

Структурные компоненты педагогики общения

Функции педагогического общения

Классный руководитель

Педагогическая технология

Инициирование активности

Оснащение способами жизнедеятельности

Стимулирование свободного выбора

Субъективность ребенка

Ребенок

Педагогическое общение

Открытие -соучастие - возвышение

Положительное подкрепление

Педагогическая оценка

Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений

«Я -сообщение»

Педагогическое требование

Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности

Безусловные нормы

Информационное воздействие

Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность

Тезис Аргумент Иллюстрация

Валеолотия - это :

Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптималь­ной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;

интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.

Кодекс здоровья.

    Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!

    Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.

    Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.

    Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

    Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.

6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.

8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе

10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.

11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).

12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй

ПРОПИСИ Узелок на память

АРТЕМА

АРСЕНЬЕВА

I . Ведите дневник.

Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?

Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть глав­ное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумы­ваясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.

2.Улыбайтесь .

Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.

3. Состояние д у ш и учителя.

Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промед­ления.

На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.

Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюби­те эти восхождения в горы.

4. Будьте доступными.

Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.

5. Н и слова лжи!

Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.

6. Доброкачественность,

Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.

7. Недоброкачественность.

Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет­ ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза­ ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.

Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.

8. Радость.

Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра­ дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.

9. Великодушие сердца.

Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.

Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.

10. П у т ь в бесконечность.

Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.

Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.

11. Победа ч е д о вечества.

Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.

12. Торжество духа.

Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,

13. Т а и н с т в о вечного.

Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай­ те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!

14. Привилегия ученика.

Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.

Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.

15. Стадион под окнами квартира.

Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".

16. Общая трапеза.

Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.

17. И з у м л е н и е.

Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.

18. Ч у м а.

Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту­ пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подрост­ков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.

19. Пустоты.

Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.

20.Жизнь и смерть.

Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.

  • Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
  • Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
  • Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
  • Основные задачи и содержание работы классного руководителя.
    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
  • Режим работы классного руководителя.
    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
  • Классный руководитель должен уметь:
    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
    5. организовать и провести родительское собрание;
    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
  • Должностные обязанности
      Классный руководитель:
    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
    6. заботится о внешнем виде учащихся;
    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Документация и отчётность.
    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
      • до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
      • в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
      • за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
      • до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
      • до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
      • до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
  • Классный руководитель не имеет права:
    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Ответственность классного руководителя.
    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
  • Классный руководитель должен знать:
    • Конституцию Российской Федерации;
    • документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
    • основы доврачебной медицинской помощи;
    • основы гражданского законодательства;
    • педагогику детскую;
    • возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
    • возрастную физиологию;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • программы и учебники;
    • средства обучения и их дидактические возможности;
    • основы трудового законодательства;
    • правила и нормы охраны труда;
    • техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
    договора с ______________________________________________________________
    наименование должности лица, на которого составлена настоящая
    должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
    Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании" и иных нормативных
    актов.

    1. Общие положения

    1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
    учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
    наименование, номер общеобразовательного учреждения
    направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
    учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
    процесса.
    1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
    от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
    лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
    не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
    классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
    частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
    подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
    и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
    могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
    работающего в данном классе;
    1.3. Классный руководитель должен знать:
    - основы общей психологии, педагогической психологии, общей
    педагогики, физиологии детей и подростков;
    - методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
    социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
    групповых занятий в рамках класса;
    - особенности воспитательной системы;
    - условия работы и особенности проведения занятий в данном
    общеобразовательном учреждении.
    1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
    Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",
    Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
    общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
    образования.

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности классного руководителя
    являются:
    2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
    2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных
    учащихся;
    2.3. организация внеучебной жизни класса;
    2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
    2.5. социальная помощь и защита учащихся;
    2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
    работниками.

    3. Должностные обязанности классного руководителя

    Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
    3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
    3.2. ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;
    3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
    с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
    обязанности дежурных;
    3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
    общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
    3.5. заботится о внешнем виде учащихся;
    3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
    с Уставом общеобразовательного учреждения;
    3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
    его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
    3.8. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
    пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
    педагогом посещает семьи "трудных" детей;
    3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
    по поводу успеваемости учащихся;
    3.10. создает условия для развития познавательных интересов,
    расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
    викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
    экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    3.11. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
    межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
    спортивную деятельность;
    3.14. проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
    в месяц, собрания, беседы с учащимися.
    3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
    внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
    активно сотрудничая с социальным педагогом. Выявляет и ведет учет детей
    социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
    3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
    классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
    дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
    _______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
    родителей к организации внеучебной деятельности.

    4. Права классного руководителя

    Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
    4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
    4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
    учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
    урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
    урока);
    4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
    учителями-предметниками;
    4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
    поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
    установленном организационными документами общеобразовательного
    учреждения;
    4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
    документами общеобразовательного учреждения;
    4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов
    учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
    индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
    социально-психологического климата в коллективе;
    4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
    учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
    4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
    учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
    учреждения;
    4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
    4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
    содействовать их функционированию.

    5. Ответственность классного руководителя

    Классный руководитель несет ответственность:
    5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
    причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
    общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
    должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
    руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
    трудовым законодательством РФ;
    5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
    хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
    ответственность, предусмотренную организационными документами
    общеобразовательного учреждения;
    5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
    или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
    может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
    законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой
    проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
    5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
    (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
    несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
    трудовым или гражданским законодательством РФ.