В основе доказательств животного происхождения человека лежат доказательства эволюции органического мира.

I. Палеонтологические доказательства

1. Ископаемые формы.

2. Переходные формы.

3. Филогенетические ряды.

Палеонтологические находки позволяют восстановить внешний облик вымерших животных, их строение, черты сходства и различия с современными видами. Это дает возможность проследить развитие органического мира во времени. Например, в древних геологических пластах обнаружены остатки лишь представителей беспозвоночных, в более поздних - хордовых животных, а в молодых отложениях - животных, сходных с современными.

Палеонтологические находки подтверждают наличие преемственности между различными систематическими группами. В одних случаях удалось найти ископаемые формы(напр. синантроп),в других переходные формы, сочетающие признаки древних и исторически более молодых представителей.

В антропологии такими формами являются: дриопитеки, австралопитеки и др.

В животном мире такими формами являются: археоптерикс - переходная форма между рептилиями и птицами; иностранцевия - переходная форма между рептилиями и млекопитающими; псилофиты - между водорослями и наземными растениями.

На основании таких находок удается установить филогенетические (палеонтологические) ряды -формы, последовательно сменяющие друг друга в процессе эволюции.

Таким образом, палеонтологические находки четко свидетельствуют о том, что по мере перехода от более древних земных слоев к современным происходит постепенное повышение уровня организации животных и растений, приближение их к современным.

II. Биогеографические доказательства

1. Сопоставление видового состава с историей территорий.

2. Островные формы.

3. Реликты.

Биогеография изучает закономерности распределения растительного (флоры) и животного (фауны) мира на Земле.

Установлено: чем раньше произошла изоляция отдельных частей планеты, тем сильнее различия организмов, населяющих эти территории - островные формы.

Так, животный мир Австралии весьма своеобразен: здесь отсутствуют многие группы-животных Евразид,зато сохранились такие, которых нет в других районах Земли, например яйцекладущими сумчатые млекопитающие (утконос, кенгуру и др.). В то же время животный мир некоторых островов сходен с материковым (например. Британские острова, Сахалин), что говорит об их недавней изоляции от континента. Следовательно, распределение видов животных и растений по по-верхности планеты отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.

Реликты -ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп прошлых эпох. Реликтовые формы свидетельствуют о флоре и фауне далекого прошлого Земли.

Примерами реликтовых форм являются:

1. Гаттерия - рептилия, обитающая в Новой Зеландии. Этот вид является единственным ныне живущим представителем подкласса Первоящеров в классе Рептилий.

2. Латимерия (целокант) - кистеперая рыба, обитающая в глубоководных участках у берегов Восточной Африки. Единственный представитель отряда Кистеперых рыб, наиболее близкий к наземным позвоночным.

3. Гинкго двулопастный - реликтовое растение. В настоящее время распространено в Китае и Японии только как декоративное растение. Облик гинкго позволяет представить древесные формы, вымершие в юрском периоде.

В антропологи под реликтовым гоминидом подразумевается мифологический «Снежный человек».

III. Сравнительно-эмбриологические

1. Закон зародышевого сходства К. Бэра.

2. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера.

3. Принцип рекапитуляции.

Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Данные сравнительной эмбриологии указывают на сходство зародышевого развития всех позвоночных.

Закон зародышевого сходства Карла Бэра (1828) (такое название закону дал Дарвин), свидетельствует об общности происхождения: эмбрионы разных систематических групп имеют между собой гораздо больше сходства, чем взрослые формы тех же видов.

В процессе онтогенеза вначале появляются признаки типа, затем класса, отряда и последними появляются признаки вида.

Основные положения закона:

1) В эмбриональном развитии эмбрионы животных одного типа последовательно проходят стадии - зигота, бластула, га-струла, гистогенез, органогенез;

2) эмбрионы в своем развитии переходят от

более общих признаков к более частным;

3) эмбрионы разных видов постепенно обособляются друг от друга, приобретая индивидуальные черты.

Немецкие ученые Ф. Мюллер (1864) и Э. Геккель (1866) независимо друг от друга сформулировали биогенетический закон, который был назван Законом Геккеля-Мюллера: зародыш в процессе индивидуального развития (онтогенеза) кратко повторяет историю развития вида (филогенез).

Повторение структур, характерных для предков, в эмбриогенезе потомков было названо - рекапитуляпиями .

Примерами рекапитуляции являются: хорда, пять пар сосков, большое количество волосяных зачатков, хрящевой позвоночник, жаберные дуги, 6-7 зачатков пальцев, общие стадии развития кишечника, наличие клоаки, единство пищеварительной и дыхательной систем, филогенетическое развитие сердца и основных сосудов, жаберные щели, все стадии развития кишечной трубки, рекапитуляции в развитии почки (предпочка, первичная, вторичная), недифференцированные половые железы, половые железы в брюшной полости, парный мюллеров канал из которого образуется яйцевод, матка, влагалище; основные этапы филогенеза нервной системы (три мозговых пузыря).

Рекапитулируют не только морфологические признаки, но и биохимические и физиологические - выделение зародышем аммиака, а на поздних стадиях развития - мочевой кислоты.

Согласно сравнительно-эмбриологических данных на ранних стадиях эмбрионального развития у зародыша человека появляются признаки, характерные для типа Хордовые, позже формируются признаки подтипа Позвоночные, затем класса Млекопитающие, подкласса Плацентарные, отряда Приматы.

IV. Сравнительно-анатомические

1. Общий план строения тела.

2. Гомологичные органы.

3. Рудименты и атавизмы.

Сравнительная анатомия изучает общность и различия в строении организмов. Первым убедительным доказательством единства органического мира явилось создание клеточной теории.

Единый план строения : для всех хордовых характерно наличие осевого скелета - хорды, над хордой располагается нервная трубка, под хордой - пищеварительная трубка, на брюшной стороне - центральный кровеносный сосуд.

Наличие гомологичных органов - органов, которые имеют общее происхождение и сходный план строения, но выполняющие разные функции.

Гомологичными являются передние конечности крота и лягушки, крылья птиц, ласты тюленей, передние ноги лошади и руки человека.

У человека, как у всех хордовых, органы и системы органов имеют сходное строение и выполняют сходные функции. Как и все млекопитающие человек имеет левую дугу аорты, постоянную температуру тела, диафрагму и др.

Органы, которые имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции, называются аналогичными (напр., крыло бабочки и птицы). Для установления родства между организмами и доказательства эволюции аналогичные органы значения не имеют.

Рудименты - неразвившиеся органы, которые в процессе эволюции утратили свое значение, но были у предков. Наличие рудиментов можно объяснить только

тем, что у предков эти органы функционировали и были хорошо развиты, но в процессе эволюции утратили свое значение.

У человека их насчитывается около 100: зуб мудрости, слабо развитый волосяной покров, мышцы, двигающие ушную раковину, копчик, ушные раковины, аппендикс, мужская маточка, мышцы, поднимающие волосы; рудименты голосовых мешков в области гортани; надбровные дуги; 12-пара ребер; зубы мудрости, эпикант, непостоянное количество копчиковых позвонков, плечеголовной ствол.

Многие рудименты существуют только в эмбриональном периоде, а затем исчезают.

Для рудиментов характерна вариабельность: от полного отсутствия до значительного развития, что имеет практическое значение для врача, особенно хирурга.

Атавизмы - проявление у потомков признаков, свойственных отдаленным предкам. В отличие от рудиментов они являются отклонениями от нормы.

Возможные причины формирования атавизмов: мутации регуляторных генов морфогенеза.

Существуют три варианта атавизмов:

1) недоразвитие органов, когда они были на этапе рекапитуляции - трех камерное сердце, «волчья пасть»;

2) сохранение и дальнейшее развитие рекапитуляции, характерных для предков -сохранение правой дуги аорты;

3) нарушение перемещения органов в онтогенезе - сердце в шейном отделе, неопущение яичек.

Атавизмы могут быть нейтральные: сильное выступание клыков, сильное развитие мышц, двигающих ушной раковиной; а могут проявляться в виде аномалий развития или уродств: гипертрихоз (повышенная волосатость), шейная фистула, диафрагмальная грыжа, незаращение боталлова протока, отверстие в межжелудочковой перегородке. Многососковость, полимастия - увеличение количества молочных желез, несрастание остистых отростков позвонков (спиномозговая грыжа), хвостовой отдел позвоночника, полидактилия, плоскостопие, узкая грудная клетка, косолапость, высокое стояние лопатки, незаращение твердого неба -«волчья пасть», атавизмы зубной системы, раздвоенный язык, свищи шеи, укорочение кишки, сохранение клоаки (общее отверстие для прямой кишки и мочеполового отверстия), свищи между пищеводом и трахеей, недоразвитие и даже аплазия диафрагмы, двух камерное сердце, дефекты перегородок сердца, сохранение обеих дуг, сохранение боталлова протока, транспозиция сосудов (от правого желудочка отходит левая дуга, а от левого желудочка отходит правая дуга аорты), тазовое расположение почки, гермафродитизм, крипторхизм, двурогая матка, удвоение матки, неразвитая кора мозга (проэнцефалия), агирия (отсутствие извилин мозга).

Сравнительно-анатомическое изучение организмов позволило выявить современные переходные форм. Например, первозвери (ехидна, утконос) имеют клоаку, откладывают яйца подобно пресмыкающимся, но вскармливают детенышей молоком, как млекопитающие. Изучение переходных форм позволяет установить родство между представителями разных систематических групп.

V. Молекулярно-генетические доказательства

1. Универсальность генетического кода.

2. Сходство побелкам и нуклеотидным последовательностям.

Сходства человека с человекообразными обезьянами (сходство понгид и гоминид) Имеется много доказательств родства человека и современных человекообразных обезьян. Наибольшую близость человек обнаруживает к горилле и Шимпанзе

I. Общие анатомические признаки

У человека и гориллы 385 общих анатомических признаков, у человека и шимпанзе -369, у человека и орангутана - 359: - бинокулярное зрение, прогрессивное развитие зрения и осязания при ослаблении обоняния, развитие мимической мускулатуры, конечности хватательного типа, противопоставление большого пальца остальным, редукция хвостового отдела позвоночника, наличие аппендикса, большое число извилин полушариям головного мозга, наличие папиллярных узоров на пальцах, ладонях и стопах, ногтей на пальцах, развитые ключицы, широкая плоская грудная клетка, ногти вместо когтей, плечевой сустав, допускающий движение с размахом до 180°.

II Сходство кариотипов

■ У всех человекообразных обезьян диплоидное число хромосом 2/n = 48. У человека 2n = 46.

В настоящее время установлено, что 2-ая пара человеческих хромосом представляет собой продукт слияния двух обезьяньих (межхромосомная абберация - транслокация).

■ Выявлена гомология 13 пар хромосом понгид и человека, что проявляется в одинаковом рисунке исчерченности хромосом (одинаковое расположение генов).

■ Поперечная исчерченность всех хромосом очень близка. Процент сходства генов у человека и шимпанзе достигает 91, а у человека и мартышкообразных-66.

■ Анализ аминокислотных последовательностей в белках человека и шимпанзе показывает, что они идентичны на 99%.

III. Морфологические сходства

Близка структура белков: например, гемоглобина. Группы крови гориллы и шимпанзе очень близки к группа^ Система АВО человекообразных обезьян и человека^ кровь карликового шимпанзе Бонобо соответствующей вать человеку.

Антиген резус-фактор обнаружен как у человека, так и у низшей обезьяны - макаки резус.

Наблюдается сходство в течение различных заболеваний, что особенно ценно при биологических и медицинских исследованиях.

В основе сходства - закон гомологичных рядов Вавилова. В экспериментах у человекообразных обезьян удалось получить такие заболевания, как сифилис, брюшной тиф, холера, туберкулез и др.

Человекообразные обезьяны близки к человеку по продолжительности беременности, ограниченной плодовитостью, срокам полового созревания.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1. Наиболее характерной особенностью, отличающей человека от человекообразных обезьян, является прогрессивное развитие головного мозга. Кроме большей массы, головной мозг человека имеет и другие важные особенности:

Более развиты лобная и теменные доли, где сосредоточены важнейшие центры психической деятельности, речи (вторая сигнальная система);

Значительно увеличена численность мелких борозд;

Значительная часть коры больших полушарий головного мозга у человека связана с речью. Возникли новые свойства - звуковой и письменный язык, абстрактное мышление.

2. Прямохождение (бипедия) с постановкой стопы с пятки на носок и трудовая деятельность потребовали перестройки многих органов.

Люди - единственные современные млекопитающие, ходящие на двух конечностях. Некоторые обезьяны также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени.

Адаптации к двуногому передвижению.

Более или менее выпрямленное положение тела и перенос центра также в основном на задние конечности резко изменило соотношение между всеми нами животного:

Грудная клетка становилась шире и короче,

Позвоночный столб постепенно терял форму дуги, свойственную всем животным, передвигающимся на четырех ногах, и приобретал 3-образную форму, что придавало ему гибкость (два лордоза и два кифоза),

Смещение затылочного отверстия,

Таз расширен, так как принимает на себя давление внутренних органов, уплощенная грудная клетка, у более мощные нижние конечности (кости и мышцы нижних конечное (бедренная кость может выдержать нагрузку до 1650 кг), сводчатая стопа (в отличие от плоской стопы обезьян),

Малоподвижный первый палец стопы,

Верхние конечности, переставшие выполнять функцию опоры при передвижении, стали короче и менее массивными. Стали совершать разнообразные движения. Это оказалось очень полезным, так как облегчило добывание пищи.

3. Комплекс «трудовой руки» -

Лучше развита мускулатура большого пальца кисти,

Увеличена подвижность и прочность кисти,

Высокая степень противопоставления большого пальца на руке,

Хорошо развиты отделы мозга, обеспечивающих тонкие движения кисти.

4. Изменения в структуре черепа связаны с формированием сознания и развитием второй сигнальной системы.

В черепе мозговой отдел преобладает над лицевым,

Слабее развиты надбровные дуги,

Уменьшена масса нижней челюсти,

Выпрямлен профиль лица,

Небольшие размеры зубов (особенно клыков по сравнению с животными),

Для человека характерно наличие подбородочного выступа на нижней челюсти.

5. Речевая функция

Развитие хрящей и связок гортани,

Выражен подбородочный выступ. Образование подбородка связывают с возникновением речи и сопутствующими изменениями костей лицевого черепа.

Развитие речи стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать накопленный опыт упорядоченными наборами слов и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать и перенимать этот опыт передаваемый речью - результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий.

6. У человека произошла редукция волосяного покрова.

7. Коренным отличием человека разумного от всех животных является способность к целенаправленному изготовлению орудий труда (целенаправленная трудовая деятельность), что позволяет современному человеку переходить от подчинения себе природы к разумному управлению ею.

Такие признаки, как:

1- прямохождение (бипедия),

2- рука, приспособленная к трудовой деятельности и

3- высокоразвитый головной мозг - называются гоминидная триада. Именно в направлении ее формирования шла эволюция гоминидной линии человека.

Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие ряда сходных признаков, человек в значительной степени отличается от со временных обезьян.



Доказательства происхождения человека от животных неоспоримо подтверждают эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Система взглядов на антропогенез, которая начала формироваться еще в античные времена, с течением времени претерпевала существенные изменения.

Биология: происхождение человека

Еще Аристотель полагал, что предками вида Homo sapiens являются животные. С этим мнением соглашался и ученый Гален. Между человеком и животными они располагали обезьян. Их учение продолжил известный систематик Карл Линней. Он и выделил соответствующий род с единственным видом Жан Батист Ламарк высказал предположение, что именно речь явилась важным фактором антропогенеза. Самый значительный вклад в это учение внес Дарвин, приведя неоспоримые доказательства происхождения человека от животных.

Антропогенез происходил в несколько последовательных стадий. Это и первые Причем есть доказательства, что они сосуществовали друг с другом, активно конкурируя. Древнейшие люди не строили жилищ, но умели изготовлять орудия труда из камней и имели зачатки речи. Следующее поколение - это неандертальцы. Они жили группами, умели делать одежду из шкур и орудия труда из костей. Кроманьонцы - первые современные люди, обитали в самостоятельно построенных жилищах или пещерах. Они уже научились гончарному делу, начали одомашнивать диких животных и выращивать растения. Доказательствами таких эволюционных преобразований служат результаты палеонтологических раскопок, сходства в эмбриологии, анатомии и морфологии человека и животных.

Находки палеонтологов

Ученых издавна интересовала эта тема. Происхождение человека от животных прежде всего доказывают их ископаемые остатки, найденные палеонтологами. Среди них есть виды, похожие на современные, и их переходные формы. Например, археоптерикс - ящероптица. Для человека это автрало- и дриопитеки. В целом ископаемые находки свидетельствуют о том, что органический мир с течением времени усложнялся. Результатом этого развития и является современный человек.

Доказательства биогеографии

О том, что человек произошел от обезьяны, свидетельствуют и доказательства науки, которая изучает распределение по Земле растительного покрова и животных. Называется она биогеография. Ученые установили определенную закономерность: на изолированных территориях планеты обитают виды, которые сильно отличаются от других и встречаются только в пределах определенного ареала. Процесс их эволюции как будто приостанавливается. Такие виды называют реликтовыми. Примерами являются утконос в Австралии, гаттерия в Новой Зеландии, двулопастной гинкго в Китае и Японии. В антропогенезе тоже есть такой вид. Это одна из самых интересных загадок природы - снежный человек.

Сходство зародышевого развития

Доказательства происхождения человека от животных приводит и эмбриология. Они основываются прежде всего на том, что разные виды имеют сходные черты зародышевого развития. Так, эмбрионы всех хордовых аналогичны по анатомическому и морфологическому строению. Они имеют хорду, нервную трубку и жаберные щели в глотке. А уже в процессе развития каждый из них приобретает индивидуальные особенности. У человека нервная трубка преобразуется в спинной и головной мозг, хорда в отделы скелета, а жаберные щели зарастают, позволяя развиваться легким.

Сравнительно-анатомические доказательства

Особенности внутреннего строения организмов также изучает биология. Происхождение человека от животных доказывает общность общих черт строения человека и животных. Некоторые органы являются гомологичными. Они имеют общее строение, но выполняют разные функции. Например, это передние конечности птицы, ласты тюленей и руки человека. У человека есть и рудиментарные, недоразвитые органы, которые в процессе эволюции утратили свое функциональное значение. Это зубы мудрости, копчиковые кости, третье веко, мышцы, двигающие ушные раковины и приводящие в движение волосы. Если в процессе эмбрионального развития происходят нарушения, эти органы могут развиться в достаточной степени. Такие явления называются атавизмами. Их примерами являются многососковость, появление сплошного волосяного покрова, недоразвитость коры мозга, появление хвоста.

Сходство кариотипов

Генетика тоже свидетельствует, что человек произошел от обезьяны. Прежде всего это У он равен 48, а у представителей вида Homo sapiens - 46. Это неоспоримые доказательства происхождения человека от животных. А 13-я пара их хромосом является аналогичной. Кроме того, сходство последовательности аминокислот в белковых молекулах человека и шимпанзе достигает 99%.

Шаг к эволюции

Чарльз Дарвин сформулировал биологические и социальные человека. К первой группе относятся естественный отбор и наследственная изменчивость. На их основе развиваются социальные факторы - способность к труду, общественный образ жизни, осмысленная речь и абстрактное мышление. Так считал Чарльз Дарвин.

При этом современный человек приобрел такие особенности, благодаря которым и достиг вершины эволюции. Это увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа, грудная клетка, сплюснутая в спинно-брюшном направлении. Большой палец кисти человека противопоставлен остальным, что связано со способностью к труду. Важным изменением стало и прямохождение. Поэтому позвоночник имеет четыре плавных изгиба, а стопа является сводчатой. Это обеспечивает амортизацию во время движения. Кости таза приобрели форму чаши, поскольку он испытывает на себе давление всех внутренних органов. В связи с появлением речи в гортани развиваются хрящи и связки.

Существует и новая теория происхождения человека. Согласно ей человек произошел от обезьяны миоцена. Ее особенностью является то, что до появления на земле она несколько миллионов лет обитала в воде. Доказательствами этой теории является способность человека на продолжительное время задерживать дыхание, а при вдохе удерживаться на поверхности воды. В последнее время очень популярными стали роды в воде. Сторонники этого способа считают, что ребенку гораздо комфортнее в условиях, в которых он находился во время беременности.

В мире достаточно много как сторонников, так и противников теории происхождения человека от животных. Однако доказательства этой системы взглядов на антропогенез достаточно многочисленны и убедительны.

Научный этап изучения антропогенеза начался фактически только с XVIII века. До этого преобладал религиозный подход. Но и на протяжении XVIII-XIX веков наука не была чётко отделена от философии, а учёные обычно назывались натурфилософами или естествоиспытателями. Некоторые из них – Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, Д. Монбоддо – уже в XVIII веке высказывали мнение о "перерождении" одних организмов в других, в том числе – обезьяны в человека.

Изучение анатомии и морфологии самых разнообразных животных приводило к мысли о большем или меньшем их сходстве. Часто это представлялось в виде так называемой "лестницы существ" (её наиболее известный вариант – система К. Линнея – стал основой современной класификации), которая ведёт от низших организмов к высшим, с человеком на вершине, но зачастую вовсе не подразумевает родство этих форм. Для этого периода типично полное отделение человека от прочих животных, выделение его в отдельный отряд или даже царство. Надо сказать, что в бытовом сознании среднего человека, далёкого от биологии, такой подход доминирует и сейчас.

Концепция изменения одних существ в другие – биологической эволюции – приобретала в трудах натуралистов всё более отчётливые очертания. Впервые стройное обоснование гипотезы эволюции опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг., указав, что человека следовало бы поместить в системе природы как венец "четвероруких" (приматов), если бы он не был создан Творцом совершенно отдельно от животных. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Он считал, что органы животных меняются под воздействием тренировки, например, тянули жирафы шею к верхним веткам, вот и стали длинношеими. Даже у современников учёного эта теория в своём законченном виде не получила широкого признания. Наследование приобретённых в течении жизни признаков, согласно данным современной генетики, невозможно.

Куда более резкий научный и общественный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дарвина , опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путём естественного отбора ", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор " и в других работах. С момента опубликования, мысли Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников – епископа Уильберфорса и натуралиста Майварта. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции . Важно подчеркнуть, что современная теория – это развитие классического дарвинизма, так что спорить с Ч. Дарвином, как это часто делают не самые далёкие "критики", столь же глупо, как спорить с астрономами или физиками середины XIX века. Хотя, надо признать, Ч. Дарвин сумел описать все основные формы отбора и привести столько примеров и доказательств, что в этом его поныне не превзошёл никто.

Краткая суть синтетической теории эволюции заключается в следующем . Наследственная информация хранится в клетках живых существ в виде сложных молекул РНК или ДНК, отрезки которых, кодирующие определённые белки или управляющие их синтезом, называются генами; на более высоком уровне ДНК может быть оформлена в комплексы – хромосомы. Гены изменяются под воздействием разнообразных факторов, такие изменения называются мутациями. Для эволюции значимы те мутации, что происходят в половых клетках и передаются потомству. Мутации чаще оказываются вредными или нейтральными, но при смене условий среды могут дать индивиду некое преимущество в сравнении с исходным вариантом. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закреплённые качества. Условия среды могут измениться так, что полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют разные виды отбора. Существенно, что такое изменение наследственности занимает обычно очень длительное время – многие поколения, тем более, что и условия редко меняются резко. Кроме того, огромную роль играют рекомбинации – перетасовка вариантов генов, когда они отличаются у двух родителей; за счёт рекомбинаций разнообразие создаётся даже в отсутствие новых мутаций. Значительная же часть признаков не имеет большой адаптивной – приспособительной – ценности, они могут меняться довольно случайно, по статистическим законам, что называется генетико-автоматическими процессами, варианты которых – генный дрейф, "эффект основателя", "эффект бутылочного горлышка" – проявляются в некоторых специфических, хотя и нередких, условиях.

В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции, но её придерживается подавляющее большинство биологов (вероятно, гораздо больше 99%), она имеет наиболее доказательную базу и подтверждается практически всеми биологическими исследованиями, включая экспериментальные. Другими вариантами являются, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов.

Наши предки, будучи частью окружающей природы, тоже постепенно видоизменялись вслед за изменениями внешних условий, что и привело к появлению современного человека. Однако человек уникален в том отношении, что в его существовании огромную роль играет социокультурная составляющая и, чем ближе к современности, тем эта составляющая оказывается всё значительнее.

Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.

Однако необходимо помнить о том, что человек – существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов эволюции: биологическими и социальными.

Систематическое положение человека выглядит следующим образом.

Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке.

Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д.

Класс Млекопитающие : четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха.

Подкласс Плацентарные: образование плаценты.

Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы.

Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы. Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.

Атавизмы – густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.

Рудименты – у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).

К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека – ископаемые останки предков человека.

Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;
Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных;
Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;
Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян
Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека

объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см3);
менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
относительно более длинные передние конечности;
кисти рук крюкообразные;
хватательный тип стопы;
более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;
ярко выраженные надбровные дуги;
стопа не образует свод;
таз не такой широкий, как у человека;
существуют некоторые отличия по числу хромосом;
биохимический состав не полностью идентичен.
Функционирование нервной системы, психические качества:

уровень развития сознания ниже, чем у человека;
эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;
отсутствует членораздельная; речь;
менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
Черты сходства человека и человекообразных обезьян

Анатомические, физиологические и генетические признаки:

большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
очень похожие зубы;
наличие ногтей;
общие болезни;
сходное число хромосом;
очень близкий химический состав крови;
сходный аминокислотный состав.
Функционирование нервной системы, психические качества и способности:

способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев);
высокая способность к обучению;
хорошая память;
способность накапливать жизненный опыт;
сложные формы заботы о потомстве.
Основными итогами эволюции человека являются:

возникновение прямохождения;
расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях;
облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;
освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения.
противопоставление большого пальца на руке остальным.
изготовление и использование орудий труда.
сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности.
совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи).
прогрессивное развитие головного мозга.
возникновение абстрактного мышления.
создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора.
Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.
111

Доказательства эволюции - свидетельства общности происхождения всех организмов от единых предков, изменяемости видов и возникновения одних видов от других.

Доказательства эволюции подразделяют на группы.

Все организмы (кроме вирусов) состоят из клеток, которые имеют общее строение и функции.

Биохимические доказательства

Все организмы состоят из одинаковых химических веществ: белков, нуклеиновых кислот и т.д.

Сравнительно-анатомические доказательства

  • единство строения организмов в пределах типа, класса, рода и т.д.

    Например, для всех представителей класса млекопитающих характерны высокоразвитая кора больших полушарий переднего мозга, внутриутробное развитие, выкармливание детенышей молоком, волосяной покров, четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови, теплокровность, легкие альвеолярного строения;

  • гомологичные органы - органы, имеющие единое происхождение независимо от выполняемых функций.

    Например, конечности позвоночных, видоизменения корня, стебля и листьев у растений;

  • рудименты - остатки имевшихся у предков органов (признаков). Например, человек имеет такие рудименты, как копчик, червеобразный отросток (аппендикс), третье веко, зубы мудрости, мышцы, двигающие ушную раковину, и др.;
  • атавизмы - внезапное появление у отдельных особей органов (признаков) их предков.

    Например, рождение людей с хвостом, густым волосяным покровом тела, дополнительными сосками, сильно развитыми клыками и др.

Эмбриологические доказательства

К ним относят: сходство гаметогенеза, наличие в развитии одноклеточной стадии - зиготы; сходство зародышей на ранних этапах развития; связь между онтогенезом и филогенезом.

Зародыши организмов многих систематических групп сходны между собой, причем, чем ближе организмы, тем до более поздней стадии развития зародыша сохраняется это сходство.

На основе этих наблюдений Э. Геккель и Ф.

1. Доказательство происхождения человека от животных

Мюллер сформулировали биогенетический закон - каждая особь на ранних стадиях онтогенеза повторяет некоторые основные черты строения своих предков. Таким образом, онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение филогенеза (эволюционного развития).

Палеонтологические доказательства

На основе находок ископаемых форм в отложениях горных пород можно проследить историческое развитие живой природы.

К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся ископаемые переходные формы или установленные филогенетические ряды между многими систематическими группами:

  • переходные формы - организмы, являвшиеся переходными между типами, классами и т.д.

    Например:

    • стегоцефал - переходная форма между рыбами и земноводными,
    • археоптерикс - переходная форма между пресмыкающимися и птицами,
    • зверозубые рептилии - переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими
    • ..и т.д.;
  • филогенетические ряды - последовательности предков.

    Например, обнаружены останки эволюционного ряда лошади.

Реликтовые доказательства

В настоящее время существуют потомки переходных форм, например:

  • кистеперая рыба латимерия - потомок переходной формы между рыбами и земноводными;
  • гаттерия - потомок переходной формы между земноводными и пресмыкающимися;
  • утконос - потомок переходной формы между пресмыкающимися и млекопитающими,
  • ..и т.д.

Биогеографические доказательства

Сходство и различие организмов, обитающих в разных биогеографических зонах.

Например, сумчатые млекопитающие сохранились только в Австралии.

Впервые гипотеза происхождения человека от обезьян была высказана Ж.Б.Ламарком, но не была принята. Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» на большом фактическом материале доказал, что человек принципиально не отличается от других видов позвоночных животных и имеет с человекообразными обезьянами общих предков. Появление и развитие человечества под влиянием тех же движущих сил эволюции и ведущую роль играет естественный отбор.

Ч.Дарвин указал и на роль социальных факторов, позднее эта проблема была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология, биохимия, палеонтология и другие науки позволяют определить систематическое положение и происхождение человека.

Систематическое положение человека следующее: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Гоминиды (прямоходящие приматы, люди), род Homo (человек) с единственным видом Homo sapiens (человек разумный).

Человек относится к типу Хордовые , так как в эмбриогенезе закладывается хорда и есть жаберные щели в области глотки; нервная система - в виде трубки, на спинной стороне.

Человек относится к подтипу Позвоночные (Черепные), так как хорда заменяется позвоночником, сочлененным с черепом, имеются две пары конечностей, головной мозг состоит из 5 отелов, сердце развивается на брюшной стороне тела.

Человек относится к классу Млекопитающие по следующим признакам, характерным для млекопитающих:

© живорождение и вскармливание молоком, наличие молочных желез;

© наличие волосяного покрова, теплокровность, обилие потовых желез для регуляции теплоотдачи;

© разделение полости тела на брюшную и грудную полости диафрагмой;

© четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, безъядерные эритроциты;

© альвеолярные легкие;

© в скелете все кости, характерные для млекопитающих, 7 шейных позвонков; три слуховые косточки; два мыщелка затылочной кости;

© наличие молочных и постоянных зубов трех видов;

© наличие рудиментарных органов (аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, сильно развитые ушные мышцы).

© проявление атавистических признаков (рождение ребенка с хвостом, сильный волосяной покров на теле, дополнительные соски) (рис.

Человек имеет все признаки подкласса Плацентарные - имеет матку и питание плода осуществляется через плаценту.

Человек имеет все характерные признаки отряда Приматы , а с группой высших узконосых обезьян - семейством Понгид , или Человекообразных обезьян его сближают следующие признаки:

© одна пара молочных желез;

© ногти и папиллярный рисунок на пальцах и ладонях;

© противопоставленный большой палец на руках;

© менструальный цикл и беременность длительностью около 9 месяцев;

© антигены системы АВО человека и человекообразных обезьян сходны, группы крови А и В - у всех человекообразных обезьян, О - лишь у шимпанзе;

© сходство в количестве и строении хромосом: у человека - 23, у человекообразных обезьян - 24 пары хромосом; доказано, что гены недостающей обезьяньей пары локализованы на 2-й паре хромосом человека.

© гомология ДНК человека и шимпанзе составляет 91-92%, человека и гиббона - 76%.

Доказательства происхождения человека от животных

Отсюда - сходство между строением генов и строением белков. Например, цитохром С, отвечающий за транспорт электронов в митохондриях состоит примерно из 100 аминокислот.

Отличия между цитохромомами С человека и обезьяны - 1 аминокислота, человека и лошади - 12 аминокислот;

© редукция хвостового отдела позвоночника;

Человек отличается от остальных приматов прямохождением и всеми особенностями внутреннего строения, связанными с таким способом передвижения.

В связи с речью произошли изменения в гортани, способствующие произнесению членораздельных звуков, появился подбородочный выступ.

Использование огня, тепловая обработка пищи изменили нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему, в результате стал более изящным лицевой отдел черепа, уменьшились зубы, исчезли гребни на черепе, стал более коротким кишечник.

Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки.

Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см3 (у гориллы до 650 см3), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

Дата публикования: 2014-10-11; Прочитано: 6904 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Доказательства эволюции.

Научные факты, подтверждающие эволюционное развитие жизни на Земле.

Цитологические доказательства – все организмы построены из клеток, которые имеют общее строение и форму.

Сравнительно – анатомические доказательства :

— единство планов строения в пределах типов;

рудименты – наличие у организмов остатков имевшихся ранее органов Пример: у человека это аппендикс – остаток слепой кишки, копчик – остаток хвоста, волосяной покров тела и др.

атавизмы – внезапное появление у некоторых особей органов их предков.

Пример: у человека – хвост, волосяной покров тела и др.

— наличие гомологических органов;

Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождения, одни и те же эмбриональные зачатки и сходство строения, но выполняющих разные функции. Пример: передняя конечность лошади и плавники кита; листья берёзы и колючки кактуса и т.д.

— аналогичные органы;

Аналогичные органы – органы, выполняющие сходные функции, внешне похожи, но имеют разное происхождение.

Пример: крыло бабочки и птицы, роющие конечности крота и медведки, жабры рака и рыбы и т.д.

— конвергентная эволюция.

Конвергенция (схождение признаков) – процесс приобретения сходного строения в результате развития организмов в одинаковой среде.

Пример: при обитание в воде, рыба, ископаемая рептилия – ихтиозавр и млекопитающее – кит приобрели обтекаемую форму тела и плавники.

Биохимические доказательства – единое химическое строение организмов.

Установлена универсальность генетического кода – единого для всего органического мира Земли; универсальность биохимических принципов метаболизма; выявлено родство организмов различных таксонов по ДНК хромосом (ДНК человека имеет одинаковые гены с ДНК макаки – 66%, быка – 28%, крысы – 17 %), по белкам крови (у человека и человекообразных обезьян гемоглобин, белки, определяющие группу крови и резус-фактор идентичны).

Эмбриологические – сходство ранних стадий развития зародыша.

Закон зародышевого сходства (К.М.

Бэр) – на ранних этапах эмбрионального развития зародыши разных видов в пределах типа сходны между собой. Пример: в эмбриональном периоде позвоночные последовательно проходят стадии оплодотворенного яйца, дробления, бластулы, гаструлы, трехслойного зародыша, закладки хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки и др.

Биогенетический закон (Ф. Мюлер, Э. Геккель) – зародыш в процессе индивидуального развития (онтогенеза) кратко повторяет историю развития вида (филогенез).

Пример: у зародышей млекопитающих и рыб закладываются жаберные дуги, на основе которых у рыб развиваются жабры, а у млекопитающих – хрящи гортани и трахеи.

Палеонтологические – добывание и изучение останков растений и животных, населяющих Землю в различные периоды ее истории. Обнаружены переходные формы между типами и классами.

Пример: стегоцефалов считают переходной формой от кистеперовых рыб к амфибиям; археоптерикс – между рептилиями и птицами; лиценопс – между рептилиями и млекопитающими; псилофиты (риниофиты) – между водорослями и наземными растениями.

На основе ископаемых форм построены палеонтологические ряды .

Пример: филогенетический ряд лошади, хоботных и др.

Биогеографические – исследование закономерностей географического распространения живых форм на Земле.

По сходству растительного и животного мира в биосфере выделены биогеографические области (голарктическая, индо-малайская, эфиопская, нео-тропическая, австралийская).

Особенности флоры и фауны каждой области тесно связаны с геологической историей и климатическими условиями.

Пример: флора и фауна Австралии, водоемов типа озера Байкал.

Микроэволюция.

Микроэволюция – эволюционные процессы, протекающие внутри вида и ведущие к образованию новых видов – начальный этап эволюции.

Вид – совокупность популяций особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к сходным условиям жизни и занимающих в природе определённую область распространения – ареал.

Развитие взглядов на понятие « биологический вид» (основные тезисы):

Виды сотворены и неизменны.

(К. Линей).

Виды не существуют реально, любая изменчивость в природе представляет собой видообразование. (Ж. Сент-Илэр).

Виды реально существуют, но не устойчивы, динамичны; вид существует определённое время, затем либо вымирают, либо изменяются (Ч.

Все живые постепенно изменяются, виды не существуют реально; понятие видов придуман человеком для своего удобства (Ж. Ламарк).

Критерии вида (признаки, согласно которым организм относится к тому, или иному виду; не абсолютны, используются в совокупности).

Морфологический – сходство внешнего и внутреннего строения; не абсолютнен по многим причинам: имеются виды – двойники, внешне одинаковые, но никогда не скрещивающиеся (Пример: 6 видов малярийных комаров анофелес, ранее считавшихся одним видом).

Имеются политипичные виды – с несколькими различающимися фенотипами (Пример: все разнообразные природы голубей является одним видом).

Многие виды имеют ярко выраженный половой диморфизм – отличие самцов от самок, из-за чего их ошибочно относят к разным видам (К. Линей описал самца и самку утки кряквы, как разные виды).

Генетический – видовая специфичностьь хромосомного набора, сходства нуклеотидного состава ДНК.

Вид генетически закрытая система, его генофонд защищен от притока новых генов; механизм защиты репродуктивная изоляция (несовпадения сроков и места размножения; строгий ритуал поведения при спаривании; разница в строении полового аппарата; невозможность проникновения «чужих» сперматозоидов в яйцеклетку; нежизнеспособность или стерильность межвидовых грибов).

Физиологический – сходство процессов жизнедеятельности (данный критерий можно объединить с морфологическим) .

Биохимический – сходство белкового состава базируюется на уникальной нуклеотидной последовательности ДНК.

Критерий не абсолютен, т.к.

иногда разные виды имеют очень большую степень сходства.

Доказательства происхождения человека от животных

Пример: человек и шимпанзе имеют 98% общих белков, но по другим критериям относятся к разными видами).

Географический – определённый ареал занимаемый видом.

Есть виды космополиты (бактерии и др.), обитающие повсеместно и есть виды с разорванными ареалами – аллопатрические виды.

Группировки особей внутри ареалов аллопатрических видов называют популяциями .

Экологический – сходство особей вида в потребностях и образе жизни, но внутри популяции могут быть группы (экологические расы ), различающиеся по питанию, времени активности, срокам размножения и т.д.

Цитогенетический – сходство числа и строения хромосом, примерами его не абсолютности являются человек и шимпанзе.

Виды – сложная система, состоящая из мелких группировок особей – подвидов, популяций, экологических рас и других таксонов, приспособленных к разным условиям среды.

Популяция – совокупность особей данного вида, занимающая определённый ареал внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой (панмиксия ) и частично изолированных от других популяций.

Экологические расы – группа внутри одной популяции, различающиеся по питанию в разных местах, разной пищей, по времени активности, срокам размножения и т.д.

Пример: в озере Севан обитают несколько экологических рас форели, различных по местам обитания (на дне, на поверхности) по срокам размножения (весна или осень).

Особи из разных популяций сохраняют способность периодически скрещиваться друг с другом, что обеспечивает единство генофонда вида и обогащение потомства новыми аллелями .

Особи вида не могут скрещиваются с особями другого вида и давать плодовитое потомство, потому генофонд видов является защищённым и стабильным.

Популяция является элементарной структурной единицей эволюции.

Термин «популяция» ввёл в 1904 г.

датский генетик В. Иогансен.

Для каждого популяции характерна определённая генетическая структура, соотношение определеных генов и аллелей. Совокупность генов всех особей популяции, называется генофондом .

Свойства генофонда:

— Разнообразие (генетическая гетерогенность). Одновременное наличие в генофондах разнообразных генотипов и аллельных вариантов генов, что обеспечивается: мутационным процессом, перекомбинации генов в процессах скрещивания, потоком генов из других популяций.

— Генофонды – неповторимы, уникальны.

— В каждой популяции имеется определённое соотношение частот встречаемости разных аллелей и генотипов (закон Харди-Вайнберга).

— Генетическое единство – общность генофондов популяций для всех составляющих их особей, обеспечивается свободным скрещиванием и механизмами наследования согласно законам Менделя.

Единство генофондов имеет важных следствия:

Любые возникшие мутации имеют шанс распространится на всю популяцию.

Благодаря единству генофонда, популяции являются элементной единицей эволюции – они реагируют на изменение окружающей среды, как единое целое – направленным изменениям генофонда.

Под изменение генофондов понимают изменение часто встречающихся в них отдельных, аллельных вариантов генов и образованных им генотипов.

Причины, способные изменить генофонд популяции, внешние и внутренние факторы, изменяющие её генетическую структуру, называется элементарным фактором эволюции .

Длительное и направленное изменение генофонда получило название элементарного эволюционного процесса .

Пример: «Индустриальный меланизм» – распространение тёмной окраски (определяемой меланином) у нескольких видов бабочек в Англии.

До середины 19 века в популяции этих бабочек преобладали особи со светлой окраской, хорошо маскирующей их на стволах деревьев, покрытых серым лишайником.

Число бабочек с тёмной окраской (определяемой мутантным доминантным вариантом гена) было небольшим, поскольку они были заметны на стволах и их быстро склёвывали птицы.

Но с середины 19 века, с началом быстрого развития и широкого применения каменного угля воздух загрязнился. В результате лишайники погибли, обнажая чёрные стволы на которые малозаметны тёмно-коричневые бабочки.

Дальнейшие, более глубокие исследования показали, что различия тёмных и светлых бабочек не сводится только к их окраске, они отличались предпочтением и разным фонам (меланисты предпочитают садится на тёмную фон, а светлые – на светлый).

Генофонд складывается из всего разнообразия генов и аллелей, которые имеются в популяции, размножающейся половым путём.

Состав генофонда изменяется из поколения в поколение.

Новые сочетания генов образуют уникальные генотипы, которые в своем физическом выражении, т.е. в форме фенотипов, подвергаются давлению со стороны факторов среды, что ведёт к непрерывному отбору.

Популяция генофонд, которой непрерывно изменяется из поколения в поколение, претерпевает эволюционное изменение.

Частоты аллелей.

Любой физический признак организма, например окраска шерсти у мышей, определяется одним или несколькими генами.

Каждый ген может существовать в нескольких разных формах, которые называются аллелями .Число организмов в данной популяции, несущих определённый аллель, определяли частоту данного аллели.

Пример: у человека частота данного аллеля, определяющего нормальную пигментацию кожи, волос, глаз = 99%.

Рецессивный аллель отсутствие пигментации – альбинизм, встречается с частотой в 1%.

Это значит, что из общего числа аллелей, контролирующих синтез этого пигмента, 1% не способен обеспечивать его, а 99% делают это.

P – Частота доминантного,

Q – Частота рецессивных аллелей.

В примере с пигментацией кожи у человека p=0,99, а Q=0,01.

Пример: частота рецессивного аллели = 25% или 0,25.

Цели урока:

  1. Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
  2. Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
  2. Определите место человека в системе животного мира.
  3. Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
  4. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Воспитательные

  1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
  2. Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
  3. Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала.

Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.

Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…

“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.

Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?

Скоупс: Разумеется.

Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?

Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!

Судья: Тем хуже для науки!!!

Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.

Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…

Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!

Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.

Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?

Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.

Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.

1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация

Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.

3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)

Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.

Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.

Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.

5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)

А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.

6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)

Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).

А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.

Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.

7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)

Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.

Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.

Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.

9, 10 слайды

Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?

Ответ: недоразвиты в отличии от животных.

Такие органы называют рудиментами.

11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)

Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?

Ответ: у человека проявляются признаки животных.

Такие случаи называются атавизмами.

Проверим правильность выполнения задания.

9, 10, 11, 12 слайды повторить

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.

У них много общих анатомических и биохимических признаков.

13, 14 слайд

Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:

1 и 2 группа – выбирает черты сходства;

3 и 4 группа черты отличия.

По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.

Проверим правильность выполнения заданий.

15 слайд
(задание № 8)

Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.

Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.

17, 18 слайд

Развитие человека и животных начинается с зиготы.

На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.

Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.

Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Доказательства животного происхождения человека

1. Дополните предложения.

  1. “Человек результат творения бога” утверждает учение – ...
  2. “Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...
  3. “Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...

2. Дайте краткое определение понятий.

    Антропология – это...

    Антропосоциогенез – это...

3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

    Впервые отнес человека к животным – ...

    Впервые определил систематическое положение человека – ...

    Впервые говорил о животном происхождении человека – ...

    Научно обосновал животное происхождение человека – ...

    Указал на роль труда в эволюции человека – ...

4. Укажите систематическое положение человека.

    Царство –

    Подтип –

    Подкласс –

    Подотряд –

    Семейство –

    Вид –

5. Заполните таблицу.

Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану

  1. Название группы доказательств.
  2. Что учитывают данные доказательства.
  3. Назовите конкретные примеры этих доказательств (5 баллов).

6. Заполните правую часть таблицы.

    Основные черты

    От кого унаследованы

    1. Генетический код ядра
    2. Генетический код митохондрий
    3. Двусторонняя симметрия тела
    4. Костный скелет
    5. Пятипалые конечности
    6. Легочное дыхание
    7. Амниотическое яйцо
    8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность
    9. Плацента, живорождение

* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)

7. В каждом списке удалите лишнее.

    Рудименты

    Остаток мигательной перепонки

    Околоушные мышцы

    Многососковость

    Зубы мудрости

    Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков

    Аппендикс

    Атавизмы

    Многососковость

    Волосатость

    Хвостатость

    Сильно развитые клыки

    Органы – "возврата к признакам предков"

8. Заполните таблицу. (15 баллов)

9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)

Оценка за урок:

Консультант –

Самооценка –

Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –