Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучить самый простой и распространенный простой механизм – рычаг.

Задачи урока:

  • Обучающая : выяснить, что представляет собой рычаг, выяснить условие равновесия рычага, научить применять правило равновесия рычага.
  • Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к новым знаниям, создавать условия для проявления желания самостоятельного поиска новых знаний.
  • Развивающая : продолжить развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, развитие внимания, наблюдательности через смену учебной деятельности.
  • ввести понятие «простые механизмы», выяснить условие равновесия рычага.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, рычаг-линейка, набор грузов, ножницы, рычажные весы, неподвижный блок, карточки-задания.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Повторение изученного материала. Учащимся предлагается выполнить тест по теме: «Механическая работа. Мощность».

II. Изучение нового материала

Демонстрация: ножницы, рычажные весы, неподвижный блок, рычаг-линейка.
Подведение к изучению новой темы. Учащимся задается проблемный вопрос: Что объединяет эти устройства и приспособления? (Выслушиваются мнения учащихся). Попробуем выяснить это.

1. Простые механизмы(слайд 1)

Физические возможности человека ограничены, поэтому с давних времен он использовал устройства, которые были способны преобразовывать силу человека в значительно большую силу. Такие устройства – простые механизмы использовали еще 3 тыс. лет назад при строительстве пирамид в Др.Египте (слайд 2).

Записываем тему урока.

Простые механизмы – приспособления, служащие для преобразования силы.
Виды простых механизмов: рычаг (блок, ворот); наклонная плоскость (клин, винт)
Назначение – получить выигрыш в силе (слайд 3).

– Сегодня мы познакомимся с одним из видов простых механизмов – рычагом.

Цель: выяснить, что представляет собой рычаг, каково его устройство и назначение (слайд 4).
Из жизненного опыта мы знаем, что человеку трудно поднять тяжелый предмет. Сила, которую он прикладывает, порой, недостаточна, чтобы преодолеть силу тяжести предмета. В этом может помочь нехитрое приспособление, например лом, или рычаг.

Демонстрация рычага.

Рычаг – твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Рассмотрим устройство рычага. Изобразим его графически и перечислим основные части (слайд 5):

О – точка опоры.
F 1 , F 2 – силы, действующие на рычаг.
l 1 – плечо силы F 1 .
l 2 – плечо силы F 2 .

Существует два вида рычагов : рычаг 1 рода, рычаг 2 рода (слайд 6).
Учащимся демонстрируются рисунки рычагов и задается проблемный вопрос: В чем разница между этими видами рычагов?
У рычагов первого рода неподвижная точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил. У рычагов второго рода неподвижная точка опоры располагается по одну сторону линий действия приложенных сил.

Назначение рычага – получить выигрыш в силе.

3. Условие равновесия рычага

Демонстрационный опыт: с помощью рычага уравновесить силу 6Н силой 3Н. (вызывается ученик). Вывод: рычаг позволил получить выигрыш в силе в 2 раза.
В 3 веке до н.э. Архимед открыл правило, по которому находят выигрыш в силе. Сейчас мы установим это правило.

Демонстрационный эксперимент.

Будем уравновешивать рычаг, результаты измерений занесем в таблицу:

№ опыта
1 6 2 2 6 3 3
2 6 2 3 4 2 2
3 6 2 6 2 1 1

Учащиеся заполняют таблицу и выполняют расчеты: F 2 /F 1 , l 1 / l 2 . Затем анализируем полученные результаты по последним колонкам таблицы. Формулируем вывод проведенного эксперимента (слайд 7) и записываем правило :

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил:

Из этого правила следует, что с помощью рычага меньшей силой можно уравновесить большую силу.

4. Применение рычагов

Рычаги нашли широкое применение в быту и технике. Правило равновесия рычага лежит в основе действия различных инструментов и устройств (слайд 8).
Я надеюсь, что теперь вы точно сможете ответить на вопрос, позвучавший в начале урока!

III. Закрепление

  • Что представляет собой рычаг?
  • В чем состоит правило равновесия рычага?
  • Кто его установил?

Решение задач (слайд 9).

  • Из правила равновесия рычага следует, что меньшей силой можно уравновесить при помощи рычага большую силу. По легенде, Архимед, осознав значение своего открытия, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Объясните невозможность этого (слайд 10).
  • Почему ножницы для резания металла имеют наиболее длинные рукоятки, чем ножницы, предназначенные для резания бумаги? (слайд 11)
  • Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения? (слайд 12)
  • Какой из рычагов будет находиться в равновесии? (слайд 13)
  • № 750

При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча (слайд 14).

IV. Домашнее задание (слайд 15)

Перышкин А.В. Физика. 7 класс: §55, 56, Упр. 30 (1)

V. Рефлексия

Подведение итогов урока. Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Было интересно…
  • Знания, которые я получил на уроке, пригодятся…

Список литературы:

1) Перышкин А.В. Физика. 7 класс
2) Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы.
3) Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие.

§ 58. Рычаг. Равновесия сил на рычаге — Физика 7 класс (Перышкин)

Краткое описание:

Этот параграф полностью посвящен одному простому механизму – рычагу. В кабинете физики, конечно, имеется лабораторная разновидность рычага. Учитель вам её покажет, вы даже будете делать лабораторную работу с этим рычагом. А в учебнике увидите его изображение, как реалистичное, так и схематичное. В тетради вам придётся тоже многократно рисовать рычаг, потому что про него много задач.
Решаются задачи про рычаг с использованием правила рычага. Правило рычага – это самое важное место во всём параграфе пятьдесят восемь. Оно открыто ещё до нашей эры Архимедом. Отнеситесь с должным вниманием к этому правилу, разберитесь, откуда оно берётся, поймите его, запомните его. Оно формулируется словами, а также записывается формулой. В нём используется понятие «плечо». Понятие «плечо» применяется только для рычага. Уметь правильно определить плечо по рисунку или по условия задачи, это тоже важно, потому что если оно определено неверно, то невозможно получить правильный ответ, даже если знаешь правило рычага.
Пример решения задачи про рычаг с применением правила рычага, конечно. есть в параграфе.
Все рычаги нужны, чтобы прикладывая меньшую силу, уравновесить большую.





Рыча́г - простейшее механическое устройство , представляющее собой твёрдое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры. Стороны перекладины по бокам от точки опоры называются плечами рычага.
Рычаг используется для получения большего усилия на коротком плече с помощью меньшего усилия на длинном плече (или для получения большего перемещения на длинном плече с помощью меньшего перемещения на коротком плече). Сделав плечо рычага достаточно длинным, теоретически, можно развить любое усилие.

Правило рычага лежит в основе принципа действия рычажных весов. Равновесие на таких весах достигается когда моменты сил , приложенные к обеим плечам рычага весов, оказываются одинаковыми. Момент силы - это произведение величины силы (в данном примере - это силы тяжести грузиков) на плечо силы , которое определяется как минимальное расстояние от центра вращения до линии действия силы.

В случае, когда достигается равновесие, также имеет место равенство нулю векторной суммы всех сил . Таким образом, сила реакции опоры в точке вращения равна по модулю сумме обеих сил тяжести:

| N | = | m 1 g + m 2 g |

Представленная модель позволяет варьировать:

  • положение точки опоры;
  • плечи обеих сил тяжести;
  • массы подвешиваемых грузиков.

Управление интерактивной моделью

  • Изменить масштаб: «CTRL + колесо мыши» или «CTRL + "+"»–«CTRL + "–"»
  • Изменить позицию: перетащить при зажатой «CTRL + левая кнопка мыши»
  • Стереть все «следы»: «CTRL + F »

Скачать модель

Авторами моделей, отмеченных знаком © CC-BY-SA, Являются указанные на сайте лица. Интерактивные модели распространяются по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0
Attribution-ShareAlike (by-sa) - Лицензия «С указанием авторства - Копилефт». Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение даже в коммерческих целях при условии указания авторства и лицензирования производных работ на аналогичных условиях. Эта лицензия является копилефт-лицензией. Все новые произведения основанные на лицензированном под нею будут иметь аналогичную лицензию, поэтому все производные будет разрешено изменять и использовать в коммерческих целях. При воспроизведении работ, распространяемых по данной лицензии ссылка на сайт