Понятие о степенях сравнения

В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного

Сравнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:

Это пирожное слаще торта .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.

Красивый - красивее

Мудрый - мудрее

Перед суффиксом -е- обычно происходит чередование согласных основы:

Сладкий - слаще

Низкий - ниже

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:

Этот город красивее нашего родного .

Прилагательное красивее стоит в форме простой сравнительной степени. В данном предложении выполняет функцию сказуемого.

Давай найдем место красивее .

То же самое прилагательное в простой сравнительной степени будет определением.

Составная сравнительная степень образуется путем присоединения к прилагательному слов более или менее .

Сладкий - более или менее сладкий

Высокий - более или менее высокий

Прилагательные в форме составной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам следующим образом: первое слово - более или менее - остается неизменным. А второе слово меняется:

К более высокому

О менее красивом

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть как сказуемыми, так и определениями:

Погода сегодня более теплая, чем неделю назад .

В данном предложении мы видим, что прилагательное в форме составной сравнительной степени выполняет функцию сказуемого.

Более теплая вода понравилась Коле .

Та же самая форма сравнительной степени будет определением.

Запомните:

Сравнительная степень имен прилагательных не может быть образована одновременно простым и составным способом.

Ошибочным будет использование конструкции «более слаще». Правильными будут варианты более сладкий и слаще .

Превосходная степень сравнения прилагательных

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:

Эверест - самая высокая вершина в мире .

Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш-:

Тихий - тишайший

Мудрый - мудрейший

Прилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.

Эверест - высочайшая вершина в мире .

Прилагательное высочайшая является определением.

Этот кратер глубочайший .

Прилагательное глубочайший - сказуемое.

Составная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:

1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее :

Умный - самый умный

Высокий - наиболее высокий

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова:

Самому умному

О самом красивом

В форме составной превосходной степени со словами наиболее и наименее изменяется только второе слово:

О наиболее высоком

В предложении эта форма превосходной степени может выполнять функции как сказуемого, так и определения.

2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего , если это сравнение с неживыми предметами, или слово всех , если это сравнение с живыми предметами или с рядом таких же предметов.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе .

В предложениях такие формы превосходной степени могут быть только сказуемыми.

Запомните:

Превосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.

Формы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.

Нужно использовать другие формы превосходной степени сравнения - либо глубочайший , либо наиболее глубокий .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О степенях сравнения ().
  2. Yaklass.ru ().

Домашнее задание

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота .

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив .

Урок № 91 Русский язык в 6 классе

ТЕМА: «Степени сравнения имен прилагательных».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с понятием «степени сравнения имен прилагательных». Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени;

Развивать умение находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении;

Воспитывать патриотические чувства

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, тетрадь для словарных работ, индивидуальные карточки, схемы – формулы.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Устная синтаксическая пятиминутка.

Яркие игрушки украшали елку, и от них в комнату будто лился веселый свет.

Составьте схему предложения.

Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», поставив их в начальной форме.

Что обозначают данные прилагательные? Может ли что – то быть ярче игрушек?

3. Запись с объяснением:

Яркий – ярче – ярчайший;

Веселый – веселей – веселее – самый веселый.

III . Работа по теме урока.

1. Запись на доске:

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красивее предыдущего.

- Скажите, какое прилагательное - красивый или красивее показывает, что признак проявляется в большей степени?

- Итак, прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Пейзаж был красивее предыдущего. Если же нужно показать, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, то в таком случае используется превосходная степень имени прилагательного: Перед нами открылся красивейший пейзаж.

2.Выполнение упр. 281.

2. Составление схемы «Степени сравнения имен прилагательных»

3. Работа с учебником. Чтение теории § 49 на стр. 116-119.

- Дополнить схему примерами простой и составной форм степеней сравнения.

Записать в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения:

Основа прилагательного + суффиксы …= простая сравнительная степень

+ прилагательное = составная сравнительная степень

4. Индивидуальные карточки:

1). Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочный) земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.

(По К. Паустовскому )

2). Запишите текст, раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.

Некоторые во..бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце слабо нагр..вает воздух своими луч..ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр..вает землю своими луч..ми, воздух нагр..вает(?)ся от з..мли точно так же, как от г..ряч..й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем(много) остынет. Поэтому на больш..й высоте всегда хол..дно.

(Н. Носов )

Динамическая пауза

5. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной степени. Укажите прилагательные, которые не имеют степени сравнения.

Красный, бурный, плохой, важный, ужасный, голый, дорогой, мокрый, краткий, золотой.

Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.

Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

6. Запись в раздел словаря «Говори правильно»: красИвее, свобОднее, удОбнее, спокОйнее.

Составить с данными словами предложения; определить роль прилагательных в сравнительной степени в придуманных предложениях.

IV . Подведение итогов урока.

- Какие степени сравнения могут иметь прилагательные?

- Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе...

- Составная форма сравнительной степени обычно образуется... .

V . Сообщение домашнего задания.

Выполнить упр. 283, 284.

VI . Выставление оценок за урок.

КГУ «Булаевская средняя школа №2», г.Булаево, Северо-Казахстанская область, район М.Жумабаева

Учитель русского языка и литературы – Бурлакова Ольга Васильевна

Тема: Превосходная степень имени прилагательного

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование. (по технологии развития критического мышления)

Задачи: 1. повторение изученного о сравнительной степени имён прилагательных, знакомство со способами образования превосходной степени, отработка навыков образования степеней сравнения имён прилагательных.

2. развитие навыков работы в группах.

3. воспитание любви к родному краю.

Оборудование урока: опорная таблица степени сравнения прилагательного; мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация выполненная в программе Power Point, тесты

Ход урока

    Оргмомент.

    Целевая установка

    Проверка Д/З

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой – степени сравнения имен прилагательных и говорили о сравнительной степени имени прилагательного

1. Лексическая 5-минутка: выпишите из текста прилагательные, образуйте от них сравнительную степень в простой и составной форме

Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает пушистый снег.

У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые

шубки и шапки. Они играют в снежки, катаются с горки и радостными идут домой. (СЛАЙД)

Сильный - сильнее – менее сильный

Пушистый – пушистее – более пушистый

Большой – больше – более большой СЛАЙД

Теплые – теплее – менее теплый

Радостными – радостнее – менее радостный

2. Расскажите, как образуется сравнительная степень имени прилагательного. От каких прилагательных можно образовать степени сравнения

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ:

СРАВНИТЕЛЬНУЮ СТЕПЕНЬ ПРЕВОСХОДНУЮ СТЕПЕНЬ (Слайд)

Слайд Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

Сравнительная степень в простой форме образуется при помощи:

Суффиксов –ее(-ей) острый - острее

Суффикса –е +чередование конечного гласного дорогой – дороже

Суффикса –ше тонкий -тоньше

Приставки и суффикса по + -ше (-е) большой - побольше

От других основ хороший – лучше

Не изменяются, в предложении бывают сказуемым

Сравнительная степень в составной форме образуется при помощи:

Слов более, менее более твердый, менее слабый СЛАЙД

3. Проблемное задание: исправление ошибок. Записать предложения в исправленном виде, Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

Эта задача более легче. Эта задача более легкая

К середине река более глубже. К середине река глубже

Летом солнце более жарче. Летом солнце жарче

(на СЛАЙДЕ) (затем на СЛАЙДЕ правильные предложения)

……………………………………….

IV . Объяснение нового материала

СЛАЙД Превосходная степень имени прилагательного

Имена прилагательные в превосходной степени обозначают высшую или низшую степень качества

ВЫСОКИЙ – ВЫСОЧАЙШИЙ

Изменяются по родам, числам и падежам

В предложении чаще бывают определениями

Простая форма Составная(сложная) форма

Основа нач.формы прилаг-го + начальная форма прилаг-го +

АЙШ + чередование конечной согл.основы НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ,

СТРОГ ИЙ - СТРО Ж АЙШИЙ САМЫЙ

ЕЙШ

ХРАБРЫЙ – ХРАБРЕЙШИЙ Сравнит. Степень + ВСЕХ

НАИ + -ЕЙШ

НАИКРАСИВЕЙШИЙ БОЛЬШЕ ВСЕХ

    Первичное закрепление

Задание: Образуйте степени сравнения от прилагательных, выделите суффиксы прилагательных. Высокий (выше, более высокий, высочайший, самый высокий), печальный (печальнее, менее печальный, печальнейший, самый печальный), мелкий (мельче, более мелкий, мельчайший, самый мелкий), тихий (тише, менее тихий, тишайший, самый тихий) СЛАЙД

    Закрепление

1) Записать имена прилагательные в простой и составной форме превосходной степени, выделяя суффиксы и чередующиеся гласные (3 примера выполнить у доски)

Интересное произведение, храбрый солдат, трудная задача, яркий цветок, сильный удар, короткий рассказ, высокая скорость, дорогой подарок. СЛАЙД

2) Развитие слуховой памяти.

Выписать из текста В. Белова прилагательные в составной превосходной степени. Затем образовать простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появлялась в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве. (Редчайшая, ярчайшая, душистейшая, сладчайшая)

3)Самостоятельная работа – тест на усвоение материала СЛАЙД

1. Укажите верное утверждение:

Степени сравнения имеют

А) относительные прилагательные

В) качественные прилагательные

С) притяжательные прилагательные

2. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:

А) сухой - суше;

Б) сладкий - сладенький

С) тонкий - тоньше;

3. Выберите неправильное построение степени сравнения

А) Камень всего на свете крепче, а голова и камня крепче

Б) В средней полосе России июль обычно жарчее августа.

С) Слово акына острее клинка и нежнее волоска

4. Выберите правильное утверждение

А) Имена прилагательные в превосходной степени обозначают высшую или низшую степень качества

В) имена прилагательные в превосходной степени обозначают большую или меньшую степень качества

С) имена прилагательные в превосходной степени обозначают принадлежность предмета какому либо лицу

5. Укажите верные суффиксы превосходной степени имени прилагательного

А) – ЕЕ, -ЕЙ

Б) –Ш, -ШЕ

С) –АЙШ, -ЕЙШ

ОТВЕТЫ затем на СЛАЙДЕ (Самопроверка)

В, Б, Б, А, С

VII . Рефлексия

Высказать своё мнение об уроке, используя прилагательные в сравнительной или превосходной степенях.

VIII . Итог урока, выставление оценок

IX . Домашняя работа: § 51, творческая работа стр.144 упр. 374 СЛАЙД

Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

Дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

Задачи:

1) обучающие:

Познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

Дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

Познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

2) развивающие:

Научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

Дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

Научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

Развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

Совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

Воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I . Работа с теоретическим материалом из учебника.

NB !

Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную .

Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.

Волга – крупнейшая река в Европе.

Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:

Черный, здоровый, молодой.

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная

Превосходная

Простая

Составная

Простая

Составная

Основа прилагательного + суффиксы:

: большой – больше ;

-ее (-ей) : милый - милее , милей ;

-ше : старый – старше .

Полная форма прилагательного + слова «более» , «менее» :

смелый – более смелый ;

громкий – менее громкий .

Основа прилагательного + суффикс:

-ейш -: милый – милейш ий;

-айш -: мягкий – мягчайш ий.

Иногда может использоваться приставка наи -:

наи сложнейш ий, наи строжайш ий, наи глубочайш ий.

1. Полная форма прилагательного + слова самый , наиболее , наименее :

смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.

2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех :

громкий – громче всех, громче всего .

Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.

В предложении являются сказуемыми:

Брат стар ше меня на два года.

Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).

В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:

В этом году зима более снежная , чем в прошлом.

Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).

Неизменяемыми являются слова наиболее , наименее:

в наиболее недоступном месте.

В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:

Байкал глубоч айш ее озеро на Земле.

Иванов сильне йш ий из всех игроков.

II . Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.

Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).

Комментарий:

Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.

Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:

Образец: прост ой – прощ е.

(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.

Ключ:

(1) Строг ий - строж е, (2) молод ой - молож е, (3) сух ой - суш е, (4) громк ий - громч е, (5) тверд ый - тверж е, (6) богат ый - богач е, (7) густ ой - гущ е, (8) дорог ой - дорож е, (9) мягк ий - мягч е, (10) чист ый - чищ е.

Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:

Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.

(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.

Ключ:

(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.

(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.

(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.

(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.

Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую (9) Это спектакль интереснее всех .

Ключ:

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее , у весёлого и скука веселее . (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы). (5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех .

Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:

(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.

Ключ:

(1) Круглее

(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(3) белейш ий – простая превосходная степень прилагательного.

(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.

(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.

(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.

(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.

(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.

(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.

(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.

(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.

(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.

(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.

Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:

(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.

Ключ:

(1) Красивее , (2) выше , (3) более мягкий, (4) мельче , (5) длиннее , (6) светлее , (7) хуже , (8) слаще .

Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:

(1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.

Ключ:

(2) босой, (4) слепой.

Домашнее задание: § 57;упражнение № 333 (по заданию).

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Открытый урок по теме: Степени сравнения прилагательных Разработала Преподаватель иностранного языка Потехина Е.В. Цели урока: познакомить учащихся с образованием степеней сравнения прилагательных, научить использованию степеней сравнения прилагательных в речи и письме, развивать прием логического мышления – сравнение. Ход урока Организационный момент Good morning, students. I’m glad to see you. How are you? Who is absent today? And who is on duty today? OK. Let’s start our lesson. Today we’ll talk about adjectives. Речевая разминка All children like to play. Let’s play the game “An Interpreter”. Translate into English the opposites. (Грязный – чистый, толстый – худой, большой – маленький, высокий – низкий, красивый – безобразный, молодой – старый, старый – новый, неаккуратный – аккуратный, жаркий – теплый – холодный, свободный – занятый, высокий – низкий и т.д.) I want to ask one question:

What adjectives do you know? Today our theme is “The degree of comparison of adjectives”. Начнем мы со сравнительной степени прилагательных. Односложные, двусложные прилагательные. Сравнительная степень – это качество одного предмета сравнивается с другим. Имена прилагательные в английском языке имеют три степени сравнения:    положительную (the Positive Degree), сравнительную (the Comparative Degree) превосходную (the Superlative Degree). Степени сравнения односложных прилагательных образуются путем прибавления суффиксов к прилагательным в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется суффикс ­еr, в превосходной степени ­суффикс ­est. Listen, read and learn: Warm – warmer – the warmest Cold – colder – the coldest Clean – cleaner – the cleanest Kind – kinder – the kindest Tall – taller – the tallest При образовании степеней сравнения посредством суффиксов ­er и ­est соблюдаются следующие правила орфографии: В написании удваивается конечная согласная буква, если односложное прилагательное оканчивается на одну согласную с предшествующим кратким гласным звуком: hot– hotter– the hottest big – bigger – the biggest

fat – fatter– the fattest Если прилагательное оканчивается на ­у с предшествующей согласной, то в сравнительной и превосходной степени у переходит в i. Если перед у стоит гласная, то у остается без изменения. Конечная гласная е (немое е) опускается перед фиксами ­еr, ­est: large – larger – the largest white – whiter – the whitest nice – nicer ­the nicest wide – wider – the widest late – later – the latest Многосложные прилагательные образуют степени сравнения путём прибавления специальных слов к прилагательному в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется слово more, в превосходной степени слово most. Слова­исключения: Good – better – the best Bad – worse – the worst Many/much – more – the most Little – less – the least Активизация употребления степеней сравнения прилагательных. Open your copybooks and make the comparative of adjectives. Translate them. The first task is to write down three degrees of comparison of adjectives: Noisy, nice, wide, green, deep, old, hot, fat, windy, merry.

The second task is compare the animals. Use the words: useful, clever, big, strong, beautiful, funny. Ex: An elephant is bigger than a lion. Let’s do the test Choose the right letter. I. 1.Who is the cleverest animal? a) dolphin; c) hen; b) monkey; d) penguin. 2) Who is the biggest animal on the land? a) camel; c) giraffe; b) elephant; d) cow. 3) Who is the fastest animal on the land? a) tiger; c) leopard; b) eagle; d) horse. II. Choose the right answer: Africa 30,300,000 sq km North America 24,247,000 sq km South America 18,280,000 sq km Antarctica 13,975,500 sq km Asia 43,400,200 sq km Europe 10,354,600 sq km Oceania 1,260,000 sq km 1.a) Europe is the largest continent. b) Asia is the largest continent. 2.a) Africa is bigger than Oceania. b) Antarctica is bigger than Oceania. 3. a) North America is smaller than Europe. b) Oceania is smaller South America.

4. a) South America is as big as Antarctica. b) Europe is as big as Africa. 5.a) Africa is the smallest continent. b) Oceania is the smallest continent. Итог урока Our lesson is over. The bell has gone. You have worked well. I think that you will remember the rules of comparison of adjectives and you will use them perfectly.