(англ. fine arts - пространственные искусства, зрительные
искусства, изящные искусства) - виды искусства, произведения которых имеют
предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала и
существуют в пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное
искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и
прикладное искусство, дизайн), а также произведения народного искусства
изобразительного и прикладного характера.
Как и другие виды искусства, пластические искусства
осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств
воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и
декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Этим
они существенно отличаются от произведений других видов искусств (музыки,
литературы), где произведение воспринимается в основном на слух и длятся во
времени. Не следует путать пластические искусства с хореографией, в которой
большую роль играет пластика человеческого тела. В пространственных
искусствах пластика объемов, линий, форм также имеет существенное значение,
именно поэтому они и получили свое название. И, кроме того, лепка, по-другому
называющаяся пластикой, тоже входит в эту группу искусств.
Пластические искусства называются с XVIII в. прекрасными,
изящными, и этим подчеркивается их чувственная красота, совершенство образов.
Вместе с тем пластические искусства особенно тесно связаны с глубокой
древности с материальным производством, обработкой и оформлением среды жизни
человека и окружающего его предметного мира, то есть с созданием материальной
культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное
творчество, эстетическое освоение мира.
Пластические искусства связаны с идейными и общественными
движениями своего времени. Как род художественной деятельности пластические
искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное
место в духовном освоении действительности. Пластическим искусствам, особенно
живописи, доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то
есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальным
искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством;
живописи со скульптурой (в рельефах); живописи с декоративно-прикладным
искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д. Пластические искусства
включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических
искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи
с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А.
Скрябиным. В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат,
карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве
книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут даже
приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство,
мультипликационные фильмы).
Но в основном образная структура произведения
пластического искусства строится пластическими средствами (пространство,
объем, форма, цвет и др.).

Характеристика пространственным видам искусства.

Искусство особая форма общественного сознания и творческой деятельности человека отражение действительности по средствам художественных образов. Искусство является своеобразным зеркалом общества и эпохи, образной памятью человека. Оно возникло давно. Люди рисовали, украшали своё жилище, пели, танцевали. Не помышляя о том, что они занимаются искусством. Оно было тесно связанно с трудом и бытом древних людей.

Искусство есть одновременно и сознание и познание. И общение между людьми. Оно разделяется на три основных вида: пространственные – которые существуют в пространстве и не изменяясь со временем и воспринимающиеся зрением.

Временные. Пространственно-временные.

Внутри каждого вида искусств различают жанры. И так к пластическим видам относятся 1 архитектура 2 изобразительное искусство 3 Фотография.

К временным видам искусства относят 1 музыка 2 худ. литература.

К пространственно- временным относят 1 танец 2 театр 3 киноискусство.

Архитектура или зодчество – это искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектуру называют каменной летописью истории. Различают архитектуру жилых, общественных, и промышленных зданий, сооружений, ландшафтную архитектуру. Она организует пространство и формирует среду в которой живёт человек, создавая условия для его труда, быта и отдыха. Архитектура это и строительство и искусство. Она предъявляет к любой постройке 3 основных требования: прочность, польза, красота.

Изобразительное искусство – вид пластического искусства главной особенностью явл. Отражение действительности в наглядных зретильно воспринимаемых образах. Относятся живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, декоративно прикладное, дизайн. К пластическим видам искусства также относят худ. Фотографию.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых худ. Образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме интонации. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.

Худ. Литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Её называют порой изящной словесностью.

Танец – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные организованные во времени и пространстве составляющие единую художественную систему. Танец делится на бытовой и сценический.

Театр – вид искусства, специфика которого заключена в сценическом действии, возникающие в процессе игры. Истоки театра лежат в древних игрищах охотников в массовых народных образах. Произведения театрального искусства, спектакль, создаётся на основе драматического и музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера(в балете балетмейстера и дирижера а в опере и оперетте режиссёр и дирижер) совместными усилиями актёров, художника, композитора.

Киноискусство – вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных или специально инсценированных или с привлечением средств мультипликации, событий фактов явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительное искусство и музыку.

Цирк – вид искусства, специфика которого заключается в создании худ. Образов, при помощи движений и трюков. Он связан с другими видами искусства с театром, музыкой. Цирковое представление включает в себя клоунаду, дрессировку животных, иелюзианизм, акробатика, музыкальную эксцентрику.

И так виды, и жанры искусства очень многообразны искусство способствует духовному росту человека, помогает разобраться во многих сложных вопросах жизни, а порой определять своё место в мире. Каждое из конкретных искусств имеет свои особенности и способы воздействия на зрителя, что позволяет ввести специальное понятие – виды искусств. Это исторически сложившиеся устойчивые формы его существования. К жизни виды искусства были вызваны потребностью человека охватить и освоить мир во всём его богатстве, каждое конкретное искусство обладает определёнными особенностями и возможностями тем, что составляют его главную силу и преимущество перед другими искусствами. Внутри видов искусства существуют деления на жанры.

(лат. proportio - соотношение, соразмерность) - закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом. В истории искусства были созданы различные системы П. - как архитектурных П., так и П., используемых при изображении человеческого тела и лица. Уже в древнем мире архитекторы и художники выработали основополагающие модули и геометрические построения, отражающие реально существующие закономерности и связанные с мифологическими представлениями о гармонии Вселенной. П. основывались на кратных отношениях целых чисел, но с древности известны также системы П., базировавшиеся на иррациональных отношениях (золотое сечение, диагональ квадрата). В архитектуре и дизайне 20 в. системы П. связаны с индустриальным производством стандартизированных изделий и деталей.

ПРОРИСЬ , перевод - в средневековой русской живописи контурный рисунок на бумаге, служивший живописцу образцом или материалом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры. П. бывает как рисунком от руки (в том числе вполне самостоятельной композицией), так к копией, выполненной с живописного оригинала или с другой П.

ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН - в иконостасе ряд икон с изображениями ветхозаветных пророков, высказывания которых в христианском толковании были предсказаниями о пришествии Иисуса Христа. Возникновению П. ч. предшествовала длительная традиция изображения пророков в византийском и древнерусском искусстве, в частности на алтарной преграде; но как целостное образование П. ч. существует лишь в составе русского высокого иконостаса. Его частью П. ч. стал, вероятно, в период его активного формирования на рубеже 14 - 15 вв. Это венчающий ярус иконостаса, помещаемый над праздничным чином или, реже, если такового не имелось, над деисусным чином. Ярус укреплялся в верхнем тябле иконостаса с наклоном в предалтарное пространство. Его составляли поясные иконы пророков со свитками их пророчеств в руках (древнейшие сохранившиеся иконы, принадлежавшие к П. ч. - созданные ок. 1408 г. для иконостаса Успенского собора во Владимире). В центре ряда помещалась икона Богоматери Воплощение, с изображением Богомла денца в лоне и двух серафимов по сторонам. Известен и тип П. ч. без такого средника: в этом случае П. ч. терял свою осевую ориентацию, отчего несколько изменялось смысловое наполнение иконостаса, в котором усиливалась роль праздничного и деисусного чинов. С 16 в. существуют П. ч. с иконами пророков в рост. Средник, на котором изображалась сидящая на престоле Богоматерь с Младенцем, стал обязательным. П. ч. уподобился развернутой по горизонтали композиции "Похвала Богоматери" и в этом варианте стал частью наиболее торжественных иконостасов 17 - 18 вв.

ПРОСКЕНИЙ (от греч. proskenion - место перед сценой), 1) в древнегреческом театре деревянный фасад скены или декоративная стена перед ней. 2) В театре эпохи эллинизма каменная пристройка к скене; кровля проскения часто служила сценической площадкой.

ПРОСПЕКТ (от лат. prospectus - вид) прямая широкая улица в городе

ПРОСТИЛЬ (лат. prostylos, от греч. pro - впереди и stylos - колонна) - прямоугольный в плане античный храм, целла которого сзади замыкается глухой стеной (опистодом отсутствует); вдоль главного фасада, перед актами и входом в пронаос размещена колоннада из четырех колонн в один ряд. Ср. Амфипростиль.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА - группа искусств: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, а также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени. Понятие П. и. существует соотносительно с другими понятиями в классификации искусств. С кон. 18 в. в эстетике возникла традиция разделять все искусства на пространственные, временные и пространственно-временные. П. и. принято называть также статическими (или предметными), временные - динамическими (или процессуальными), пространственно-временные - синтетическими (непосредственно существующими одновременно в пространстве и во времени). Различие этих групп искусств связано также с различием органов восприятия: П. и. воспринимаются зрением, временные воспринимаются (или могут восприниматься) слухом, а пространственно-временные - тем и другим одновременно. Согласно этой классификации, напр., живописи и скульптуре противостоят в качестве временных искусств литература и музыка, в качестве пространственно-временных - театр, кино, хореография, эстрада, цирк, телевидение, которые иногда называют также зрелищными искусствами. Условность этой классификации наглядна, поскольку время опосредованно участвует в формировании и жизни художественного образа в П. и., а пространство - временных. Тем не менее классификация эта выделяет непосредственное, прямое значение пространства или времени в той иди иной группе искусств, и поэтому она прочно обосновалась в эстетике и искусствознании.П. и. иногда называют также пластическими, что в равной мере неточно, ибо пластика присуща и другим группам искусств, особенно искусствам пространственно-временным, синтетическим, зрелищным (напр., танец представляет собой не менее пластическое искусство, чем скульптура, его иногда называют "движущейся скульптурой"). П. и., существуя в реальном пространстве, имеют объективные пространственные характеристики. Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение П. и. Отсюда проистекает образная значимость в П. и. плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или к -л. другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники и др. Создавая произведение П. и., художник не копирует, однако, реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т. д.). В этом смысле можно говорить о том. что художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства для выявления сути и внутренней жизни предметов и для выражения идей, поэтических представлений и чувств художника.