Ян Непомуцкий (Иоанн Непомук) – один из покровителей Чехии, канонизированные католической церковью.

Святой Ян Непомуцкий считается покровителем:

  • священников,
  • исповедников,
  • корабельщиков,
  • мостов и мостостроителей,
  • мельников.

Жизнь Яна Непомука

Ян Непомуцкий родился в 1345 году в небольшом поселке Помук, расположенным в 30 километрах от Праги. Его крестили в Церкви Святого Иакова, которая стоит на том же месте в современном городе Непомук. При этой же церкви располагалась школа, которую закончил будущий священник.

О родителях Яна известно немного: его отец был местным бургомистром, а мать принадлежала древнему дворянскому роду Гасилов.

После школы Ян поступил в Карлов Университет, получил сначала степень бакалавра, затем докторскую степень. По окончании обучения был рукоположен в Священный Сан. Со временем Непомук был назначен викарием Пражского Епископа.

Виновником гибели Святого стал король Вацлав IV. Этот монарх постоянно конфликтовал с духовенством, пытаясь лишить церковь многочисленных привилегий и отнять часть собственности.

Вацлав постоянно вмешивался в дела церкви, и однажды король решил сделать наставником монастыря Кладрубы одного из своих фаворитов, после того, как умрет старый настоятель, находившийся в преклонных летах. Однако после смерти старого настоятеля монахи, которые не хотели иметь дело с королевскими ставленниками, сразу же выбрали нового «шефа». А доложить о смерти старого настоятеля и выборе нового королю отправили Яна Непомука.

Вацлав пришел в бешенство от того, что его план потерпел крушение. Он буквально набросился на священника, срывая с него одежду, затем Ян был заключен под стражу, его долго пытали, причем, в пытках участвовал и сам король, как гласит легенда, Вацлав жег тело викария факелом. Затем Вацлав велел сбросить Непомуцкого с Карлова моста.

Еще одной причиной, по которой король невзлюбил Яна является то, что викарий был личным исповедником супруги Вацлава Софии Баварской. Во время пыток ревнивый монах пытался узнать, что доверяла королева своему духовнику на исповеди, но священник не нарушил тайны исповеди.

После смерти

Согласно легенде, на следующий день после казни, тело Святого Яна Непомуцкого всплыло на поверхность, излучая необычное неземное сияние.

Яна похоронили в Соборе Святого Вита, где его тело покоится до сих пор.

Ян непомуцкий

крол (вацлав IV – чешский король)

королева (жена короля)

Вот слышу рык и птичий щебет.

О, слава тебе, наш Отец, и всем святым,

Что нам примером исправно служат

И манером своих мучений твердых

Нас оберегают от прекрас телесных праздников.

И будет миром обольщенье,

И неуёмные умы нам сформируют убежденья.

Ты назывался Световитом, делился Ты на сонм богов,

И, отрываясь от корыта, не чуяли мы вес оков.

Всегда к тебе вздымались руки

И чистых сердцем и менял,

И никогда не ведал скуки тот,

Кого за руку Ты взял!

Зачем, ах, зачем наступила вешна?

Мой муж поутру вышел из дому в поле,

А мне зачесалось, невможу, до боли!

И тут этот Франтишек – стук! мне в окно,

– Принес, – говорит, мол, готово сукно.

Не помня, не ведая, в жаре пылая,

Себя под Франтишкой на столе нашла я…

Угодны богу будут те,

Кто знак откроет мирозданья

В соблазнов полной суете.

Что чувствую я грань предела,

И мысль моя ущемлена,

И лени гнусной пелена

Меня окутала собой,

Я ПОНИМАЮ, бог ты мой!

Но не могу себя заставить я быть царем

И телом править, когда оно утомлено,

Не занимало б так полно

Всего меня своим капризом,

Ведь беспреклонно я ленюсь,

Потом каюсь, потом молюсь.

Всегда держать стрелу рукою,

И цель прочнее видь свою,

И отдохнуть позволь коню,

Но постарайся не забыть куда ты смотришь.

Чем высь высокая белее,

Чем вера в лбе укреплена

Поболе грязного желанья

И бесполезного страданья.

И в твердости такой облече,

Великим будет человече

В злокачестве своих надежд.

И полами своих одежд

Коснутся ангелы крылаты,

И золотые слепят латы

Их войска и награды битв

В груди пылают от молитв!

И в ней я вижу наш оплот.

Ведь всех нас ждет в конце могила

Увянет пыл наш, смолкнет рот.

В войне найдем ли мы погибель,

Отыщем ль в летах смерть свою,

Потомкам положить в колыбель

Нам нечего и на краю

Кинжалов острых будем

Мы танцевать пока годны,

Но ведь значенья наших жизней

А так нам верить остается,

Так залатаем мы дыру,

И бес в нас, может, не проснется,

И, может, будем жить в миру.

Что есть викарий некий, Ян,

И дескать очень он мудрёный,

И чудом Богом одареный

Духовности высокой, да

И я хочу чтоб у тебя

Он был духовником.

И мне рассказывали тоже

И я сама уже хочу к нему ходить.

И иногда поговорить

С таким сведущим,

Не кто гадает всем по гуще,

А чья душа устремлена

И на вопрос она сполна

Ответит пастве простодушной

Учиться будем мы послушно!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Мы сказки с легендами лихо рожаем

Мы штопаем, чиним, строгаем, куём,

Мы здорово пляшем и звучно поём!

И как на месте мы живём,

И сколько сделать нам осталось,

И что когда-то мы умрем

Мы забываем, но столкнувшись

Со смертью прямо за углом,

Идем молиться на пролом,

Чтоб замолить, забыть, не ведать,

Но пусть уж ОН нас исповедать

Не позабудет, мы ж о НЁМ

Мечтали со свечи огнём!

Молитесь все! Раз столько страха,

Раз окровавленная плаха взывает

Ужас и восторг одновременно,

И алчность эта непомерна!

Желаний разных словно звёзд рои гудят прилюдно

И повсеместно, обоюдно

С цепей срывают своих псов…

Числа не счесть

И безобразным, бывает,

И сколько вариаций «Я»!

Поистине я восхищён уменьем

Творца и обученьем

Своею жизни одарен

И этой мыслью окрылён!

И в равновесьи пониманье с простым «могу».

Ведь это ключ от замка,

Что стоит могуч

В холме так чётко выделяясь

Как в камне меч

Он прям и прост…

Да! Божий промысел!

И чисел вереницы

Сплетаются в узор!

Каймою я спешу проворной

Мой взор Тобою сотворенный

Способен как фонарь светить!

Уже прослеживаю нить!

Она изящна, словно Влтава,

Необычаен ход её!

Теперь мне видится держава

Твоя и Твой народ!

О! Это ангелы пернаты!

Но больно! Глаз мой слепят латы,

Их золота смертелен блеск!

Мне не достать рукой небес.

Я не узрел в речах изъяна,

И люд весь ухом обращен

К нему был, словно истощен

Своею жизнью неумелой

Где благо – сыть, а драка – смелость!

Ну что ж, доверия слюна

Дрожит как толстая струна

Ребека, я ж имею власть

На инструменте том играть.

А церковь пусть мне эхом вторит

И пусть кичливость в люде морит.

Священным музыкальным звоном

Что будет как чума бубоном

На теле грешном назревать!

Ведь их держать я должен в теле!

Ведь я назначен править бал!

И коль я мягок был доселе,

То значит мне не помешал

А кто-то и не вспомнит нас,

А мы живем на этом месте,

Входит Королева. Голова её слегка наклонена.

КОРОЛЕВА: А, ты отдыхаешь…

И блеска в глазе не найду,

Быть может, платье ты по моде желаешь?

КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

От бога не видно нисколько подмоги!

И холод и голод нас мучит давно,

Мы стонем и плачем, в душе нашей зло!

Испортил мои рыболовные снасти!

Воткнуть бы мотыгу ему между глаз,

И чтоб разломилась голова тотчас!

АНГЕЛЫ: Планеты в напряжении.

Берег реки. По нему идет Ян на проповедь.

ЯН: О, сколько тайн вокруг витает!

Без знания закона встреч

Ни связи их я не узнаю

Ни в форму мне их не облечь.

Я как прибор настроен чутко

На меру времени и сил.

И помню всех я, кто приходит,

И кто когда о чем спросил.

Быть может просто слишком много

Мне довелось услышать, а?

Ведь знаю изнутри берлогу

Я зверя лютого – Греха.

Ко мне приходит Королева,

И девка подла и смутьян,

И заползает в ухо слева

Но это крест мой,

Осознанье я места этого держу,

Хоть не предвижу всех событий,

Я пред судьбою не дрожу.

Иль воздух стал чуть тяжелей,

Иль словно кто потуже узел

Потягивает в кушаке?

Случится, станет, и пройдет.

Пройду по совести, и тенью

Скользну в большой водоворот.

Мой ум в потемках рыщет и

До безумия доводят меня свирепые мысли!

В народе зреет недовольство,

Супруга ходит не своя,

Мое любое своевольство

Не терпит, глазы затая.

Но не привык я, чтоб желанья

Мои наткнулись на забор,

И с детства самого готов был

Всем моим действиям простор!

Теперь же разозлен я сильно,

Я из себя смотрю на мир,

И я казнить готов обильно

Всех тех, кто мне подпортит пир!

Давно хотел спросить досуже

Откуда нынче столько стужи

В твоих словах, в твоих глазах,

В твоих руках, в твоих ногах,

В твоих румянах и шелках?

Ты ночь проводишь в почивальне,

Одна, а может быть и нет?

Меня не впустишь и с тобою

Лишь лунный свет, а может нет?

Ты бережёшь как будто впредь,

И не по вкусу тебе пряник,

Так может быть по вкусу плеть?!

Откуда столько мыслей вдруг?

Глава всего лишь разболелась,

И дни сложились в скучный круг.

На исповеди ты теперь.

Скажи, о чем же ты мечтаешь,

Когда закроешь свою дверь?

И оттого мне нужно так,

Что я испытываю муки,

И тело – мой суровый враг…

Сейчас я вижу, что к чему!

Ну что ж, не хочешь выдать правду,

Так я пошлю тогда к нему!

АНГЕЛЫ: Слабовольные люди подчиняются большему числу законов.

Королева в слезах убегает. Крол злобно плюет на пол. Приводят Яна.

КРОЛ: Ответствуй, поп на страже бога,

Моя жена к тебе вхожа,

О чем спешит тебе с порога

Поведать эта госпожа?

Какие грехи в теле юном

Как псы алкают вперебой?

И что за мысли ткутся умом

За моей каменной спиной?

Здесь исполняем свою роль,

И дело каждое должны мы

С душою делать, так, Король?

Ведь исповедь души чужой

Есть тайна, и о ней кромь бога

Судить не может кто другой.

Ведь я – Король и все могу,

Под мной сидит моя держава,

Так говори скорей, я жду!

Но власть твоя невелика,

И наши радости и боли,

Все потеряется в веках.

Того, что просишь ты так жадно,

Тебе я не могу сказать.

И много из того, что было

Я сам бы предпочел не знать.

КРОЛ: Да как ты смеешь упираться?

Ты больно много возомнил!

Здесь я – король! И все случаться

Здесь будет так, как я решил!

Яна уводят. Крол изо всей силы топает ногой.

Темница. Ян Непомуцкий на каменном холодном полу, редко посыпанном соломой.

ЯН: На сделку с совестью? Ну нет уж.

Ослабло тело, но не дух.

Ни загнивающая ветошь,

Ни стаи жирных черных мух,

Ни крики мучеников бедных,

К коим и я принадлежу,

Ничто во мне сменить не смогут,

Не может как сменить межу

АНГЕЛЫ: Во вселенной есть твердые и мягкие вещества.

СТРАЖНИКИ: Пошли, говорить с тобой Король хочет.

Иль бога время все просил?

Ну что ж твой бог, не внял молитвам?

Не дал тебе побольше сил?

Скажи, избавься от мучений,

И продолжай свои дела,

Вернешься, и нравоучений

Твоих вновь зазвенит пила!

Добавить нечего уже,

А воле быть или неволе,

Решать об этом не тебе.

И я, и ты всего лишь гвозди,

Забиты чьим-то молотком,

Не обольщайся, на полозьях

Мы повлечемся по пути,

Который нам уже проторен,

Другого будет не найти.

Что сам ты выбрал

Свой из тюрьмы последний путь,

И кто б ты ни был, что б не ведал,

С пути тебе уж не свернуть.

Казнен ты будешь всеприлюдно,

С моста во Влтаву сброшен вниз,

Я думаю, что обоюдно

Удовлетворен наш каприз.

Прага. Карлов мост. Толпа народа. Все ждут казни викария Яна Непомуцкого. В толпе гомон смешался с плачем.

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Наказан пусть будет мятежник и жлоб!

Мы жаждаем крови, надорванный зоб

Пускай захрипит, захлебнувшись в реке!

Мы правду сжимаем в правой руке!

ЖЕНЩИНА 1: Господи, что же это такое? Что же вы делаете?! Остановитесь!!

ИОАНН НЕПОМУЦКИЙ

[Иоанн Непомук, Ян Непомуцкий, Ян из Помука; лат. Ioannes Nepomucenus; чеш. Jan Nepomucký] (между 1340 и 1350, Помук, ныне Непомук, Чехия – 20.03. 1393, Прага), св. католич. Церкви (пам. 16 мая). Из-за расхождения сведений в источниках вопрос о реальном существовании И. Н. до наст. времени остается дискуссионным. Большинство совр. исследователей считают его историческим лицом. Род. в семье старосты в мест. Помук, принадлежавшем цистерцианскому Зеленогорскому мон-рю, где, вероятно, получил начальное образование. В 1369 г. стал нотарием в канцелярии Пражского архиеп. Яна Очки из Влашима. В 1380 г. И. Н. был назначен клириком капеллы святых Эрхарда и Отилии (после того как там был похоронен архиеп. Ян Очко из Влашима, капелла стала называться Влашимской) в пражском кафедральном соборе св. Вита. Был рукоположен во пресвитера и служил в ц. св. Галла в Старе-Место (ныне исторический район Праги) (к этому времени относится составленная И. Н. инвентарная опись храма). Он продолжил образование на юридическом фак-те Пражского ун-та, в 1381 г. получил степень бакалавра. С 1383 г. обучался в Падуанском ун-те (был избран на почетную должность ректора студентов из заальпийских стран на 1386 г.). В 1387 г. получил степень д-ра канонического права. Вернувшись в Прагу, И. Н. стал каноником ц. св. Эгидия, в 1389 г.- каноником капитула ц. святых Петра и Павла в Вышеграде и одновременно архидиаконом г. Жатеца. В том же году Пражский архиеп. Ян из Енштейна назначил И. Н. генеральным викарием.

Св. Иоанн Непомуцкий. Скульптор Я. Брокофф. 1683 г. (Национальный музей. Прага)

В нач. 1393 г. И. Н. был вовлечен в конфликт между кор. Вацлавом IV и Пражским архиепископом. Король, желая ослабить позиции архиепископа, критиковавшего его образ жизни, недостойный христ. правителя, решил отделить часть территории Пражского архиеп-ства и создать новое еп-ство в Зап. Богемии, материальной базой для к-рого стали владения богатого мон-ря в Кладруби. Действия короля нанесли значительный финансовый ущерб Пражскому архиеп-ству. После смерти престарелого аббата И. Н. утвердил в должности настоятеля мон-ря в Кладруби и соответственно епископа нового диоцеза кандидата, к-рый был предложен архиепископом, а не королем. Вацлав IV приказал арестовать архиеп. Яна из Енштейна и его приближенных. Архиепископу удалось бежать, остальных жестоко пытали. Во время пыток И. Н. скончался. Король, вероятно, опасаясь проявления недовольства расправой над представителями высшего католич. духовенства страны, отпустил арестованных, а тело И. Н. по его приказу ночью сбросили с Карлова моста в р. Влтаву. По преданию, месяц спустя, 17 апр. 1393 г., тело было обретено близ францисканского мон-ря «На Франтишку» и погребено на кладбище у ц. Св. Большого Креста.

Бежавший из Праги архиеп. Ян из Енштейна сообщил папе Римскому Бонифацию IX подробности кончины И. Н. и назвал его св. мучеником, поскольку он пострадал, честно выполняя свои должностные обязанности. Почитание И. Н. как мученика получило широкое распространение. В 1396 г. его останки были перезахоронены в кафедральном соборе св. Вита в Праге рядом с Влашимской капеллой. Могилу прикрыли надгробным камнем с изображением креста, затем обнесли оградой. О чудесах на могиле сообщается в жизнеописании Пражского архиеп. Яна из Енштейна, составленном в 1402-1403 гг. приором архиепископской резиденции в замке Роуднице Петром Кларификатором, а также неоднократно упоминается в «Старых летописях чешских» (2-я пол. XV в.). В 80-х гг. XV в. в помещении над капеллой св. Вацлава в кафедральном соборе хранилась чаша для причастия с надписью: «В честь благословенного Яна из Помука».

Св. Иоанн Непомуцкий перед Богоматерью. Художник К. Д. и Э. Асам. 30-е гг. XVIII в. (капелла св. Иоанна Непомучкого в ц. св. Мартина, г. Месскирх, Германия)

На рубеже XIV и XV вв. сложилось местное предание об И. Н.: он претерпел мученичество за сохранение тайны исповеди кор. Софии, исповедником к-рой он якобы был. Впервые предание было зафиксировано в 1433-1434 гг. проф. Венского ун-та Т. Эбендорфером фон Хазельбахом, членом посольства Базельского Собора, отправленного к гуситам. Он провел в Праге 3 месяца, собирая сведения о кор. Вацлаве IV для своей «Хроники Римских королей» (Chronica regum Romanorum, ок. 1450). Ссылаясь на более раннее сообщение августинца Андрея из Регенсбурга (Cronica pontificum et imperatorum romanorum, 1433), Эбендорфер фон Хазельбах пишет, что Вацлав IV приказал утопить магистра теологии И. Н., критиковавшего короля за безнравственное поведение, и добавляет, что, будучи исповедником королевы, мученик отказался открыть королю тайну исповеди. Об этом же пишет пражский каноник Павел Жидек (Spravovna, 1470-1477), также использовавший, вероятно, местное предание об И. Н. В современных И. Н. письменных источниках не упоминается о том, что он был духовником королевы. Однако большинство исследователей склонны доверять преданию. Действительно, супруга чеш. кор. Вацлава IV баварская принцесса София была недовольна политикой, проводимой мужем, и король собирался развестись с ней (известно о переговорах в 1391 с антипапой Климентом VII, к-рый обещал объявить брак недействительным в обмен на признание чеш. королем его верховенства в католич. Церкви).

Ошибку в интерпретации событий жизни И. Н. допустил Вацлав Гайек из Либочани. В «Чешской хронике» (Kronika česká, 1541) он писал о 2 служителях католич. Церкви, утопленных по приказу короля. Один, исповедник королевы, погиб в 1383 г., другой – в 1393 г. В ХХ в. исследователи обнаружили причину ошибки: переписывая сообщение из книги декана кафедрального собора Яна из Крумлова, Гайек принял номер страницы за обозначение года. Популярность «Чешской хроники» способствовала распространению ошибки: все авторы, впосл. писавшие об И. Н., указывали неверную дату его смерти – 1383 г. Эта дата вместе с ошибочными сведениями о том, что И. Н. был каноником капитула св. Вита, указаны на сделанной в сер. XVI в. решетке у гроба. Тогда впервые мученик был назван Непомуцким.

Почитание И. Н. как св. покровителя Чехии окончательно сложилось в XVI-XVII вв. В соч. «Духовное веселие Чешской короны» (1599) Г. Б. Понтанус поместил молитву в то время еще официально не канонизированному И. Н., называя его св. покровителем страны. В 1608 г. в кн. «Богемия благочестивая» (Bohemia pia) С. Ф. Виллатикус и Понтанус опубликовали стихи о святости И. Н. В 1621 г. Пражский архиеп. Ян VIII Логелиус освятил в соборе св. Вита алтарь, посвященный в т. ч. и И. Н. Мученик изображен и на рельефе св. покровителей Чехии (1630) в соборе св. Вита с надписью на нем. языке: «Исповедник». Важную роль в распространении почитания И. Н. в Чехии сыграли иезуиты, стремившиеся вытеснить повсеместное поклонение Яну Гусу. Иезуиты И. Плахий-Ферус (в 1641) и Я. И. Длуговеский (в 1668) составили Жития И. Н. на чеш. и лат. языках. Житие И. Н., написанное в 1670 г. иезуитским историком и агиографом Богуславом Бальбином, отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное литературных вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в издание «Acta Sanctorum» (1680). Это Житие, опубликованное в 1725 г., было богато иллюстрировано гравюрами И. А. Пфеффеля, под влиянием к-рых складывалась позднейшая иконография И. Н. В житийных сочинениях сер. XVII в. ошибочно указывалось, что мученик погиб 16 мая; впоследствии эта дата утвердилась как дата памяти И. Н.

Церковь св. Иоанна Непомуцкого в г. Ждяр-над-Сазавоу. Архит. Я. Б. Сантини-Айхел. 1720 г.

В 1675 г. капитул собора св. Вита подал офиц. прошение о начале канонизационного процесса И. Н., однако в этой и последующих просьбах о канонизации было отказано (1696, 1706) ввиду противоречий и неясности письменных сведений о жизни И. Н. В 1715 г. Пражский архиеп. Фердинанд Кюнбург создал комиссию для сбора документов, необходимых для начала процесса. По решению комиссии 14 апр. 1719 г. была открыта могила И. Н. При извлечении останков из черепа выпал кусок мягкой ткани, хорошо сохранившийся, естественного розового цвета, к-рый присутствовавшие медики объявили «языком». Его поместили в особый реликварий в капелле св. Вячеслава (Вацлава) в соборе св. Вита, реликвия стала почитаться как свидетельство Божией помощи в сохранении тайны исповеди. 27 янв. 1725 г. «язык» был вновь осмотрен; согласно отправленному в Рим отчету, обнаруженный при открытии реликвария усохшим, серо-коричневого цвета «язык» через нек-рое время вновь стал красным. В 1972 г. проводилось антропологическое исследование останков И. Н., худощавого человека, ростом 169 см, умершего в 45-50 лет от пыток (следы огня на ребрах, разбитые кости), а не от утопления. Согласно заключению экспертов, повторявшиеся удары спровоцировали кровоизлияние в мозг, что и стало причиной смерти. «Язык» признан деформированной мозговой тканью. Данные антропологического исследования не позволяют сомневаться в аутентичности останков.

31 мая 1721 г., основываясь на широком местном почитании, папа Римский Иннокентий XIII беатифицировал И. Н., а 19 марта 1729 г. в Латеранском соборе в Риме папа Бенедикт XIII буллой «Christus Dominus» провозгласил его святым Римско-католической Церкви. В Праге канонизация И. Н. отмечалась 9-16 окт. 1729 г. В 1736 г. в соборе св. Вита за главным алтарем был установлен серебряный саркофаг святого (отлит по эскизам И. Э. Фишера фон Эрлаха). С этого времени в Праге 16 мая ежегодно проводится Святоянский крестный ход.

В эпоху Контрреформации И. Н. стал не только символом возвращения Чехии к католичеству, но и символом национального самосознания чехов в период утраты гос. независимости и превалирования нем. элемента в «высокой» культуре. Образ И. Н. как народного святого приобрел фольклорные черты и стал частью народной культуры, символизируя ненасильственное сопротивление неправедной светской власти. Во 2-й пол. XVIII в. были обнаружены тексты, позволившие правильно датировать его смерть (хранившаяся в Ватиканской б-ке жалоба архиеп. Яна из Енштейна на Вацлава IV; жизнеописание архиепископа, составленное Петром Кларификатором и опубликованное в 1793 чешским историком Й. Добровским). В XIX в. среди части чешского общества получила распространение т. зр., что Римско-католической Церковью был канонизирован человек, которого никогда не было. На рубеже XIX и ХХ вв. в среде патриотически настроенной чеш. протестант. или атеистической интеллигенции И. Н. считался символом насильственной рекатолизации и гнета Габсбургов, а пропаганда его культа – средством вытеснения из народной памяти почитания Яна Гуса. В 20-30-х гг. XX в. в независимой Чехословакии критика почитания И. Н. усилилась.

В комментарии к Римскому Мартирологу (MartRom. 1940) издатели высказали сомнение в достоверности событий, описанных в посвященной И. Н. житийной лит-ре. Под влиянием критики Конгрегация обрядов в 1960 г. упразднила память И. Н. в общем календаре Римско-католической Церкви. Однако И. Н. широко почитается в Чехии и в Центр. Европе. Этому во многом способствовали как светские, так и церковные мероприятия, проведенные к 280-летию его канонизации (в 2009), в т. ч. выставка «Святой на мосту» (каталог-исследование выставки опубликован в Праге).

Иконография

Строительство ц. св. Иоанна Непомуцкого «На Скальце». Гравюра по рис. К. Шкреты. сер. XVIII в.

Бегло осмотрев выдающиеся городские памятники, гости Праги устремляются к главному туристическому магниту – Карловому Мосту. Там, повинуясь массовому инстинкту, туристы торопятся пристроиться к очереди, чтобы загадав желание, потереть Яна Непомуцкого. Дотянувшись до натертого места, народ самозабвенно трёт...

  • Кто таков на постаменте?
  • Кому втирают сокровенное?
  • И в состоянии ли он обработать террабайты хотелок?

Среди 30 скульптур почетное место на мосту занимает зеленая фигура бронзового дедушки. Именно к нему выстраивается очередь натиральщиков.

Ян Непомуцкий возвышается над толпой и печально смотрит в небо. Вокруг его головы сияет пятизвездочный нимб.

Именно здесь, вдрызг пьяный фельдкурат Отто Кац умолял Швейка отрезать ему голову и бросить ее в мешке во Влтаву: «Мне очень пойдут звёздочки вокруг головы. Десять будет в самый раз».

Итак...

XVII век – время, когда чешские католики окучивали свои католические помидоры и выкорчёвывали из чешской земли протестанские сорняки. В 20-х годах католическая правда окончательно восторжествовала над протестанской кривдой и проигравшим следовало исчезнуть с исторической грядки раз и навсегда.

Пиарщикам великой католической идеи срочно был нужен свой кудрявый Ильич. Доктор церковного права и генеральный викарий пражского архиепископства Ян Непомуцкий оказался во всех отношениях идеальной кандидатурой идеального святого.

Главная задача победивших католиков – научится организованно дружить против главного героя побежденных Яна Гуса .

Для маркетологов Ян Непомуцкий – идеальный противовес духовного лидера поверженных протестантов, жившего примерно в одни с ним времена.

В народный мозг быстро была имплантирована легенда о том, как отважный Ян Непомуцкий таки не выдал жестокому и подозрительному лоббисту Яна Гуса королю Вацлаву IV тайну исповеди королевы, чьим духовником Непомуцкий якобы был. За что, собственно, и был после серии пыток сброшен с Карлова моста во Влтаву.

Достойное центровое место на Карловом Мосту идеальный святой занял почти за 50 лет до своей официальной канонизации...

А в жизни дело с ним было так.

Конец XIV столетия. Архиепископ пражский Ян из Йенштейна занимал еще и пост королевского канцлера. Между ним и королем Вацлавом IV возник острый конфликт из-за строительства плотины на церковной земле. Архиепископ накатал королю официальную «предъяву». Монарх прочитал, вспылил и лишил его канцлерского поста. Вацлав IV решил отделить монастырь в городе Кладрубы, вокруг земель которого возник спор, от пражской епархии. Вредный архиепископ вставил палку в королевское колесо, назначив туда нового аббата из числа своих людей. Генеральный викарий архиепископства Ян Непомуцкий будучи доверенным архиепископским лицом, решение шефа одобрил. Разозленный король очень захотел свернуть Яну из Йенштейна шею, но тот вовремя утёк из Праги. Ян Непомуцкий остался в Праге и оказался крайним. В итоге получил втык морально и физически и в конце процедуры 20 мая 1393 года был сброшен во Влтаву с Карлова моста.

Скульптура св. Яна Непомуцкого в посёлке Велка Добра (Чехия)

Мученичество

Почитание Яна чешскими католиками как святого и мученика началось ещё в XV веке . К лику святых он был причислен в 1729 году. Ян Непомуцкий считается небесным покровителем исповедников, а также покровителем Праги и всей Чехии. Память в Католической церкви - 16 мая .

Именем св. Яна в Испании был назван 74-пушечный военный корабль San Juan Nepomuceno (год постройки - 1765), героически сражавшийся в Трафальгарской битве против четырёх кораблей противника.

Некоторые протестанты считают, что почитание Непомука появилось в Чехии для вытеснения памяти Гуса, и якобы портреты Гуса были намерено объявлены портретами Непомука. Однако явных доказательств этому нет, а портреты могли быть перепутаны ошибочно.

Непомук фигурирует наряду с другими героями славянской истории (в том числе Гусом) в поэме словацкого поэта Яна Колара «Дочь Славы». Он упоминается в романах Жорж Санд «Консуэло», «Жак» (образок на шее Сильвии), Божены Немцовой «Бабушка». В «Похождениях Бравого солдата Швейка» легенда о святом Яне пародируется.

Что лежит в 35 километрах на юго-восток от центра Пльзеня, на площади, напротив церкви святого Якова стоит дом. Дому тому никак не меньше 680-ти лет и известен он у жителей окрестностей как дом У Чешской липы. Дом этот – невольный свидетель всего того, что произошло в жизни самого чешского из святых, Яна Непомуцкого. В церкви,что напротив, Яна крестили, туда же он ходил в школу и к мессе. Дом многое знает, но, к сожалению, ничего не расскажет.

О жизни святого Яна многое доподлинно известно, никак не меньше того, что овеяно легендами. Отделять правду от вымысла по прошествии шести с четвертью столетий – занятие неблагодарное. Давайте примем все за правду.

Начало пути

Ян из Помука (Помук, именно так называлась тогда малая родина Яна) родился между 1340 и 1350 годом и о месте его рождения никаких сомнений нет. Был крещен в церкви св. Якова, которая, пережив череду пожаров и реконструкций, и сейчас стоит на том же месте. Там, где когда-то стоял родной дом Яна, позднее был построен храм, освященный в его честь.


Церковь св. Яна Непомуцкого. г.Непомук.
Фото с сайта www.cs.wikipedia.org

О родителях Яна мало что известно. Его отец, Велфин, был помуцким бурмистром в 1355-1367 годах. О матери не осталось практически никаких упоминаний. Некоторые источники говорят, что она была представительницей местного дворянского рода Гасилов, но это невозможно проверить. Свою учебу Ян начал там же, в Помуке, и ходил в школу при уже известной нам церкви, а затем отправился в Прагу, где продолжил учиться и числился среди лучших учеников.

В 1369-м Ян уже общественный нотариус, в 1380-м он рукоположен в священники, а через три года отправлен в Падую , изучать церковное право.

Вацлав IV . Клубок противоречий

В то время, как Ян благодаря учености и вере, поднимался по лестнице своей жизни к святости и славе, с королевских вершин к бесславию постепенно спускался Вацлав IV – противоречивый король, ставший виновником раскола в Чешском королевстве, приведшего к многолетним гуситским войнам.

Вацлав был старшим из выживших сыновей великого Карла IV от его третьего брака. Будучи наследником, он снискал отцовскую любовь. Карл сделал все возможное, чтобы после его смерти власть перешла именно Вацлаву: в 1373 году старший сын Карла становится курфюрстом Баварским, а в 1376-м – Римским королем. После смерти Карла 29 ноября 1378 года, Вацлав наследует Чехию под именем Вацлава IV .

В памяти чехов король Вацлав IV оставил неоднозначный след. Время его правления пражанам запомнилось тем, что по городу можно было безопасно «гулять в шапке из золота». Ходили слухи, что король ходит по улицам переодетым и следит, чтобы торговцы не обманывали простой люд.

С другой стороны – эмоциональный, неуравновешенный, живущий под бременем славы своего отца, Вацлав постоянно конфликтовал – с Католической церковью, со своими дворянами, с младшими братьями, с немецкими курфюрстами…

Король Вацлав считал, что Католическая церковь является его главным политическим оппонентом в стране и постоянно вступал в раздоры с пражским архиепископом. Чтобы увеличить свой вес в этом противостоянии, он покровительствовал Яну Гусу , открыто критиковавшему тогдашние церковные порядки.

В начале 1393 года Вацлаву в голову приходит идея учредить в стране новое епископство, в противовес пражскому и, тем самым, ослабить власть архиепископа Йенштейна. С той поры пути короля Вацлава и Яна из Помука навсегда пересекутся.

Монастырь Кладрубы и тайна исповеди королевы

Вернувшись из Падуи, Ян продолжает свое служение: в 1387-м он каноник церкви святого Ильи в Праге, а уже через два года – каноник Вышеградского капитула и генеральный викарий архиепископа Пражского , его правая рука. Примерно в то же время Ян становится духовником королевы Софии . Как теперь известно, эти два обстоятельства окажутся для него смертельными.

В марте 1393 года в умирает старый аббат Рацек. Согласно королевского плана, туда должен был быть назначен новый аббат, угодный Вацлаву. Но архиепископ Йенштейн не мог этого позволить, так как в таком случае, новый аббат покорно подчинился бы новому, королевскому епископу. В Кладрубах в срочном порядке, втайне от короля назначаются выборы аббата, угодного Йенштейну. Ян, как генеральный викарий, выбор одобряет.

Известие об этом просто взбесило Вацлава.

Мученичество и святость

17 марта , во время встречи с архиепископом в церкви Девы Марии под Цепью , король приказал схватить и отправить в тюрьму всю архиепископскую свиту: Яна из Помука, Микулаша Пухнила, Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Поступок короля был столь неожиданным, что архиепископ срочно покинул Прагу, всерьез опасаясь за свою жизнь. Однако вскоре, товарищи Яна были отпущены на свободу. Что каждый из них пообещал королю, что рассказал, неизвестно. В тюрьме остался лишь Ян, пытать которого принялся сам король. Что же заставило короля пасть так низко? По всей вероятности, причиной стало желание раскрыть тайну исповеди его жены – королевы Софии Баварской. София была второй женой Вацлава. Первый брак не подарил ему наследника, но женитьба на Софии ситуацию пока не исправила. Так что же? Ревность? Боязнь позора? Неизвестно. Известно лишь, что королевские пытки не дали результата.

Точное место смерти Яна из Помука трудно определить. Может быть, им стало здание староместского суда, что ныне значится под номером 12, На Мустку , а может, и воды Влтавы под Карловым мостом, но точную дату мы знаем – 20 марта 1393 года.


17 апреля крестоносцы, из монастыря неподалеку, увидели над водой у правого берега Влтавы свечение, которое излучали пять звезд . Ни у кого не возникло сомнений: те звезды означали латинское « tacui » - «молчал» и светили они над телом Яна. Монахи подняли тело со дна реки и захоронили его.

В памяти народа

Спустя четыре месяца после смерти Яна из Помука, в июле 1393 г. архиепископ Пражский отправился в Перуджу, где обратился к Папе Бонифацию IX с жалобой на короля, убившего его генерального викария. В этом документе, полностью сохранившимся в архивах, архиепископ называет Яна из Помука «святым мучеником». В 1403 году исповедник архиепископа, Пётр Кларификатор написал первое жизнеописание святого Яна из Помука , где описал его мученическую кончину и чудеса, явленные после смерти.

Процесс канонизации Яна сильно затянулся – виной тому гуситские войны, а затем и долгая рекатолизация Чехии, растянувшаяся на несколько столетий. Однако через некоторое время, останки будущего святого все же было решено перенести в собор святого Вита в Праге.

Обстоятельства смерти Яна не давали покоя чехам, в марте 1719 года гроб Яна из Помука был вскрыт. Участники эксгумации были просто поражены, увидев неразложившийся язык в черепной коробке. Теперь оставалось только ждать.

Однако народ не стал просто ждать, сложа руки. После известий о результатах вскрытия гроба Яна, по всей стране начался процесс увековечивания его памяти: тут и там стали появляться статуи святого, строиться храмы, освященные в его честь. Свою руку приложил и гениальный Сантини , в 1722 году построивший

19 марта 1729 года , спустя 336 лет после смерти Яна, Папа Бенедикт XIII провозглашает его святым в лике мучеников. Отныне он носит имя Ян Непомуцкий .

Известия о канонизации любимого святого доходят до Праги и, в октябре того же года там проходят пышные празднества в честь его канонизации, продолжавшиеся целую неделю.

В 1736 году над могилой Яна в соборе святого Вита, установлено пышное надгробие из чистого серебра . Надгробие установлено на народные средства.


В 1863 году на Карловом мосту была установлена бронзовая статуя святого Яна Непомуцкого, над которой работали скульпторы Ян Брокофф и Жан Батист Матей. Эта статуя стала самым извеcтным в мире пямятником святому.

Ян Непомуцкий считается покровителем всей Чехии, Баварии, города Непомук, города Зальцбург, священнослужителей, исповедников, лодочников, сплавщиков, рыбаков, паломников, мельников…В памяти чехов Ян Непомуцкий остался не только как святой, но скорее, как человек, осмелившийся противостоять королю-тирану, борец за правду. В Праге бытует поверье, что если потереть медальон в постаменте статуи Яна на Карловом мосту или медный крест на месте его утопления, загаданное в этот момент желание обязательно сбудется. Своим небесным покровителем его считают и влюбленные.