Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленно го взращивания и развития членов общества и удов летворения ими ряда потребностей в процессе вос питания;

2) подготовка необходимого для функционировани и устойчивого развития общества «человеческого ка питала», способного и готового к горизонтальной и вер тикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизн посредством трансляции культуры, способствова ние ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действи и отношений членов общества и относительной гар монизации интересов половозрастных, социально профессиональных и этн оконфессиональных груп (что является предпосылками и условиями внутрен ней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция члено общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социаль ной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей ного, религиозного, социального, коррекционного и дис социального воспитания – составных частей воспита ния как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феноме сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становит ся доминантным в семейном воспитании. Параллель но в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер.

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Цели воспитания . Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.

И.П. Подласый выделяет общие и индивидуальные цели воспитания. «Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей».

Общая цель воспитания выражает актуальную, исторически назревшую для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Это своего рода цель-идеал, отражающая философские, политические, экономические, правовые, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом (совершенном) человеке.

И.П. Подласый задается вопросом «Как появляются общие цели воспитания?», отвечая на который указывает, что на формирование целей влияет множество объективных причин (закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры). Однако, как полагает автор, определяющим фактором всегда является политика и идеология государства. Можно сказать, что история педагогики представляет собой длинную цепь рождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. То есть, цели воспитания не являются постоянными и одинаково пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы, подвижны и имеют конкретно-исторический характер.



В качестве примера смены целей воспитания при различных общественно-экономических формациях можно привести следующие (табл. 1).

Кроме идеологии и политики государства большое значение для формирования целей имеют и потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом очень важно определение того, действительно ли эта потребность назревшая, либо всего лишь предполагаемая или кажущаяся.

Таблица 1

Смена целей воспитания

Общественно-экономический строй Цель воспитания
Первобытно-общинный передача жизненного опыта (охота, рыбная ловля, изготовление одежды), включение в жизнь общества, вооружение человека опытом выживания
Рабовладельческий для свободнорожденных – подготовка к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам; для рабов – подготовка к выполнению приказаний господ, покорность хозяину и послушание.
Феодальный для господ – служение Богу и сюзерену; для слуг – покорность Богу и хозяину
Капиталистический формирование гармонически развитой личности на основе индивидуализма
Социалистический создание условий для развития личности на основе коллективизма

Индивидуальная цель воспитания выделяется исходя из того, что каждая личность уникальна и неповторима, ей свойственны ее собственные возможности, устремления и своя линия развития. Но вместе с тем каждый человек является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, нормам и требованиям. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Целью воспитания на современном этапе развития российского общества является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Более детально эту цель формулирует И.П. Подласый «цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».

Задачи воспитания . Цель воспитания реализуется в конкретных задачах. И.П. Подласый выделяет следующие задачи воспитания:

– целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения

Функции воспитания . В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (С.В. Сидоров):

1) культурно-созидательную (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Замечание 1

Между воспитанием и обучением всегда присутствовала неразрывная связь, поскольку обучение, по сути, носит воспитательный характер.

При этом воспитание в обучении реализуется под постоянным влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и прочих. Все это делает воспитание сложным многокомпонентным процессом.

Определение 1

Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.

Факторы воспитания в обучающем процессе

Определение 2

Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.

Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему. Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения. Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.

Определение 3

Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося . Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью.

В современном обществе наиболее приемлемым, для взаимодействия с учащимися считается демократический стиль. Он эффективно выполняет свои функции, позволяя находить подход к любым категориям обучающихся. Это обусловлено гуманной и уважительной формой общения, предоставлением определенной доли самостоятельности, приобщению к организации процесса обучения.

Несмотря на эти нюансы, демократический стиль все же отводит руководящую роль в процессе учителю и позволяет реализовать функции воспитания. Для корректного комбинирования образовательного и воспитательного компонента педагог должен уметь грамотно подбирать и анализировать материал, предлагаемый ученикам для изучения, учитывая его воспитательный потенциал, а не только образовательную пользу. Строить процесс обучения следует таким образом, чтобы он стимулировал личное восприятие информации учениками, а также вызывал их оценочное отношение к материалу, формировал интересы и потребности. Таким образом, педагогу необходимо детально проанализировать, предварительно проработать процесс обучения и убедиться, что он несет воспитательный потенциал.

Особенности воспитания в ходе обучения

Не стоит забывать, что воспитывающая функция образования предполагает участие и других факторов воспитания, поэтому не следует всецело подчинять образовательный процесс воспитательным целям. Формирование взглядов ребенка продолжается и вне стен учебного заведения, однако, так или иначе, образование оказывает на это процесс определенное влияние. Безусловно, следует создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, но не стоит также забывать и о праве на самостоятельный анализ.

Взаимодействие воспитания и образования имеет взаимозависимый характер. Это выражается в невозможности существования понятий отдельно друг от друга. Без определенного уровня воспитанности, наличия навыков социального поведения, тяги к знаниям обучение невозможно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В качестве задач воспитания согласно концепции воспитания, выделяются следующие:

1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения.

2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.

3. Развитие самосознания личности, как способность выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп.

4. Формирование трудовых и жизненных навыков, как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения.

5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие способности поставить свое поведение под контроль разума, вырабатывать и ставить перед собой цель, давать оценку, мотивировать и обдумывать свои действия, принимать правильные решения, утверждаться в них, планировать организацию своей деятельности, направлять выполнение решений.

6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.

7. Развитие эмоциональной сферы личности, осуществляемое в первую очередь и интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.

8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении.



9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентации экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.

Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях :

1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2. Функция формирования представляется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для личностного, гражданского и профессионального роста.

3.Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и совместной выработки собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации представляется как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.

5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в труде, самовоспитании, общении, образе жизни. Предметом психологической поддержки выступают проблемы личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав человека, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.

7.Кулътурообразующая функциявоспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.

Сущность методов воспитания и их классификация

В педагогике встречаются различные трактовки сущности методов воспитания.Для детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств; развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

И.Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Приемы воспитания – частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно.

Классификация методов воспитания – это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И.Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование; переключение на другие виды деятельности; контроль за поведением.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую рольв развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля.

Наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский) :

1.Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3.Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания – это методы воздействия на сознание, поведение, волю с целью формирования системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания – формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

· Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении.

· Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов.

· Обобщение, анализ собственного опыта.

· Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.

Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания. В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у воспитанников смысловых нравственных ориентиров поведения.

Их синонимичное название – методы убеждения , так как главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом. Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Рассказ на этическую тему– это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции – служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании. Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы – формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления и постановки вопросов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы. Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция – это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций – социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.

Диспут – это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего, ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из условий – не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушающему.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на людей. Важно окружить человека положительными примерами для подражания. Существенна и сила положительного воздействия руководителя, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие – воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция воспитанников должна быть активной, и функции их должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания. Основная функция – выработка умений и привычек правильного поведения. Их синонимичное название – методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы). Средства упражнения – сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др. Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения – выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Приучение –этоорганизация регулярного выполнения действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Методика требует объяснять что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение – это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л.И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить так же, как мы учим русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения – устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Организация упражнений по формированию личностных качеств включает в себя следующие приемы : постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения; разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве; практический показ этих способов (действий); побуждение к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий); последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий); предъявление требований по соблюдению правил поведения; напоминание и контроль за поведением.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.

Педагогическое требование – это предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выполнению какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные . Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Поручение – с помощью этого метода приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Методы стимулирования –это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка, осмысление поступка, вызванные оценкой воспитателя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.

Поощрение –это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или коллектива. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует к улучшению поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение наградами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание –это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание, предупреждение, беседа, вызов к руководству, перевод на другое место работы, увольнение с работы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

Соревнование. Людям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде – врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Соревнуясь между собой, люди быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами коллег, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

К условиям воспитания относятся материальные, психофизические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в коллективе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения воспитатель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания не произвольный процесс. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

Содержание воспитательного процесса основывается на нормативных документах Республики Беларусь. Развитие системы воспитания в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 29,8/15613), предусматривает дальнейшее наращивание и развитие интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации через повышение качества воспитания и всестороннюю поддержку развития личности.

Указами Президента Республики Беларусь приняты три социально значимых нормативных правовых акта:

· Республиканская программа «Молодежь Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 200 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 56,1/7417);

· Государственная программа «Молодые таланты Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 74,1/7573);

· Президентская программа «Дети Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86,1 /7590).

В этих документах объемно представлен воспитательно-идеологический блок, в котором сформулированы фундаментальные ценности и направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в Республике Беларусь. Исходя из этого, возникла необходимость обновления содержания воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь с учетом современных реалий и перспектив развития общества и государства.

Исходя из Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и, гуманистическое понимание человека определяет новые подходы к содержанию воспитания, которое основывается на учете потребностей личности, общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания является наиболее продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуро-творчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе формирования следующих базовых компонентов культуры личности.