Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Понятие о педагогических ценностях

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную ценностную иерархию этого мира.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно-образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость немеханическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности педагога, направленностью его профессиональной деятельности.

1. Понятие аксиологии …………………………………………………………...3

2. Понятие воспитания………………………………………………………….. .4

3. Аксиологический подход к воспитанию……………………………………...5

4.Список литературы………………………………………………………….…..8

Понятие аксиологии.

Аксиология (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005, с. 12-13.) философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

Аксиология (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005, с. 16.) – 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности смысл, человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Аксиология (В. А. Мижериков, Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004, с. 13.) - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит учение о природе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.

Аксиология педагогическая (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 25.) – направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).

Понятие воспитания.

Воспитание (Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.) – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.

Воспитание (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.) – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 31.) – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Воспитание исходит из качества общественной морали, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания.

Аксиологический подход к воспитанию.

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность (по В.П. Тугаринову ) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода:
К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Мижериков В. А., Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004.

4. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004.

5. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.

6. Выжлецов Г.П., Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996.

7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, -Москва, Издат. «Школа-Пресс», 2000.


Похожая информация.


в изучении педагогических явлений»

Основные вопросы:


В педагогическом опыте прослеживается мысль о систематическом ценностном исследовании личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на своих воспитанников, насчитывается около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность,

Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).

С 80-х гг. ХХ в. активизируется процесс оформления целей, содержания и места педагогической аксиологии в системе других педагогических дисциплин. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности.

Приоритетными задачами педагогической аксиологии являются: анализ исторического опыта развития педагогической теории и образовательной практики с позиции ценностей; определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность; разработка ценностных подходов к определению стратегии развития содержания отечественного образования.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и цель социального развития . Аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методология современной педагогики. Основой всех человеческих ценностей является нравственность. В связи с этим основным смыслом современного образования становится создание условий для формирования нравственности личности как высшей ценности

Любое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое из них может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем утратить свою ценность.

2. Место и функции аксиологического компонента в структуре

методологической культуры педагога.

В аксиологическом аспекте профессионально-педагогическая культура учителя рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности (, и другие).

Ценности-регуляторы

Педагогическая культура

Общечеловеческая культура

По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального самосовершенствования (и др.).

Педагогическая теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура учителя предполагает наличие у него следующих характеристик: педагогическое мастерство; высокий уровень психолого-педагогической подготовленности; специальные знания и умения; о личностные качества; нравственная воспитанность, авторитет ; педагогический такт; культура речи .

Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионально-педагогической культуры выделяют (и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий компоненты.


Компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический, индивидуально-творческий.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности учителя, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности.

Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитательно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.

К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает юс личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентации.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает знания, способы и приемы педагогической деятельности учителя, при этом ценности и достижения педагогической культуры осваиваются им и создаются в процессе собственной деятельности. Основу компонента составляют методологические, психолого-педагогические, методические и специальные знания и соответствующие им умения.

Особая роль здесь отводится методологическому аспекту, что предполагает сформированностьу педагога методологической культуры. Методологическая культура учителя - это часть его общей профессионально-педагогической культуры, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности .

Аксиологическую основу методологической культуры учителя составляют ценности исследовательской деятельности : гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры учителя тесно связана с ее нормативной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требования, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологического компонента методологической культуры учителя являются нормативная и регулятивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе.

Индивидуально-творческий компонент профессионально-педагогической культуры предполагает присвоение учителем педагогических ценностей на личностном уровне, то есть через их преобразование и интерпретацию, что определяется его личностными особенностями и характером педагогической деятельности.

Усваивая выработанные ранее ценности, учитель выстраивает собственную ценностную систему, элементы которой приобретают значение аксиологических функций. К числу этих функций относятся: формирование личности учащегося; профессиональная деятельность; наличие представлений о технологии построения образовательного процесса в учебном заведении, специфике взаимодействия с учениками, наличие представлений о себе как профессионале.

Интегративной функцией, объединяющей все остальные, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности как стратегия жизни учителя, воспитателя.

3. Классификация педагогических ценностей.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации, которая до настоящего времени в педагогике не разработана. Тем не менее, они могут различаться по области актуализации. В соответствии с этим критерием исследователи выделяют социальные, групповые и личностные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности – это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности – это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

Ценность обнаруживается только тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа педагога. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это для него пустым времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.

Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.

Список использованных источников

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие / под ред. акад. РАО. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.

2. Лихачев, : курс лекций: учеб. пособие / . – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-М, 2001. – 607 с.

3. Максакова, антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / . – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. . – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

5. Подласый, . Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / . – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. ; Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

6. Пуйман, . Основные положения курса / . – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.

7. Сергеев, педагогической деятельности: учеб. пособие / . – СПб. : Питер, 2004. – 316 с.

8. Сивашинская, по педагогике: интегрированный курс: в 2 ч. / . – Минск: Жасскон, 2007. – Ч. 1. – 192 с.

9. Сластенин, и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / , . – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

Сущность аксиологического подхода

Педагогическое научное познание осуществляется одновременно из-за любви к истине и с целью полностью удовлетворить социальные потребности.

Определение 1

Механизмом, связывающим практический и познавательный подходы, выступает аксиологический подход или как его еще называют ценностный.

Это мост между теорией и практикой педагогики.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход органично сочетается с гуманистической направленностью педагогики. Это обусловлено тем, что человек рассматривается в педагогической науке в качестве высшей общественной ценности и самоцели самого общественного развития. Соответственно аксиологию можно рассматривать как основу новой философии образования и методологии современной педагогики.

Основой асиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство - это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.

Философия образования , ориентированная на гуманизм является стратегической программой качественного обновления всех ступеней образовательного процесса. Разработка философии в данном направлении позволяет установить параметры оценки работы образовательных учреждений и концепций, педагогического опыта, ошибок, достижений. Гуманизация предполагает реализацию новой направленности образования, которая связана не с подготовкой квалифицированных «обезличенных» кадров, а с достижением эффективности в сфере общего и профессионального развития личности.

Замечание 1

Гуманизация образования в корне изменяет традиционные представления о его цели, которая заключается в систематизации знаний, умений, навыков. Следует отметить, что данная цель образования послужила основной причиной его дегуманизации, проявившаяся в разделении искусственным способом воспитания и обучения. Из-за идеологизации учебных программ и пособий воспитательное значение знаний приняло размытый вид. Образование как транслятор общечеловеческой, национальной культуры не состоялось. Отчасти дискредитировано и трудовое воспитание, так как оно было лишено нравственно-эстетической составляющей.

Долгое время в системе образования все усилия были направлены на приспособление воспитанников к сложным жизненным обстоятельствам, на примирение с мифическими неизбежными трудностями. При этом образование не учило гуманизировать саму жизнь, менять ее в соответствии с законами красоты. Сегодня понятно, что содержание и характер направленности человеческой личности определяют эффективность решений социальных, экономических проблем, безопасность и существование человечества.

Идея гуманизации образования, которая является следствием применения в педагогике аксиологического подхода, имеет огромное социально-политическое и философско-антропологическое значение. От решения данной задачи зависит конечная стратегия общественного движения, тормозящая развитие человеческой цивилизации или способствующая ему. Современное образование способно внести большой вклад в формирование ценных с социальной точки зрения мировоззренческих, нравственных качеств и сущностных сил человека, необходимых в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на создание экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

Институт математики, естествознания и техники

Кафедра педагогики

Аксиологический подход в образовании

Курсовая работа

студентки группы

Фамилия Имя Отчество

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Фамилия И.О.

Елец – 2015

Введение 3

§1. Аксиология 4

§2. Обоснование новой методологии педагогики 7

§3. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений 10

§4. Ценности, идеи и принципы аксиологического подхода 12

§4.1. Понятие ценности 12

§4.2. Классификация ценностей 14

§4.3. Базовые идеи 19

§4.4. Аксиологические принципы 21

§5. Образование как общечеловеческая ценность 23

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В последние годы аксиологический подход активно используется при исследовании педагогических проблем.

Целью данной работы является описание аксиологического подхода в образовании.

Задачи курсовой работы:

Изучение литературы по проблеме исследования;

Раскрыть аксиологический подход как методологический подход современной педагогики.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.

§1. Аксиология

Считается, что понятие «аксиология» (от греч. axia - ценность и logos - слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман.

В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Аксиология - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

Понятие «ценность» вошло в философию раньше, чем понятие «аксиология», т.е. с середины XIX века и применяется для обозначения свойств объектов и явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально обусловленными приоритетами развития культуры.

Проблема ценностей волновала человечество с незапамятных времен. Хотя теории ценностей в античном мире еще не существовало, проблемы, волновавшие мыслителей того времени, восходили к проблеме ценностей.

Когда великий Сократ поставил перед одним из своих учеников (Протагором) вопрос: «что есть благо?», он совершил, как правомерно отмечает А.Ю. Шадже, переворот в традиционной системе ценностей. По Сократу, истинные ценности - сокровища души, которые составляют познание. Когда Сократ сказал, что «все беды от незнания», он имел в виду не знание вообще, а этическое знание, которое носит всеобъемлющий характер. Выдвигая свою концепцию этического знания, Сократ, с одной стороны, приходит к выводу о том, что во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра, а с другой - этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль и действие, в состоянии стереть грань между сущим и должным.

Древние мыслители проблему ценностей тесно связывали с проблемой «добродетели», и они соглашались в одном, - что воспитание добродетели должно быть целью воспитания. Мнения расходились по вопросу, - что считать добродетелью.

К примеру, Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувства, Аристотель - мужеству, выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоте.

В этой связи вернемся к Сократу и в частности к его отношению к вопросам совести в решениях, принимаемых личностью, о личностных ценностях, о человеческой нравственности.

Сократ был казнен по приговору афинского суда, составленному на основе ложного обвинения. Суть обвинения сводилась к отрицанию Сократом «государственных богов» и поклонении другому божеству - человеку.

По Сократу человек нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения, а в образовании, которое предоставляет возможность поиска смысла (смыслопоисковой деятельности). Для этого человек не должен проходить путем испытаний, закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного для того времени воспитания. Ему необходимо пройти другим путем - путем познания самого себя. Самое ценное в человеке, по Сократу, умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением, образом мыслей. Истину, т.е. нравственное, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое, ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому саморуководству души является умение учителя создать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония. Майевтика - в буквальном переводе с греческого означает «повивальное искусство», т.е. умение оказывать помощь при рождении человека (ребенка).

У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемах вопросов, а ирония у него - тонкая, скрытая насмешка, прием контраста видимого внешнего и скрытого смысла высказывания, создающая эффект насмешки.

Ученики и последователи Сократа пытались использовать эти средства в своих образовательных системах, представляя их как эвристические методы познания. Но взятые изолированно от главной идеи образования, стало быть и содержания образования, эти методы сократической беседы перенимали, как правомерно отмечают Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич, лишь форму, а не содержание, которое должно определять форму. Сократ не принуждал к правильным ответам, а побуждал к добровольному, свободному, самостоятельному постижению истины.

Он сам предпочел смерть отказу от нравственных убеждений, посколько вобрал их добровольно, самостоятельно, будучи внутренне свободным человеком. Основные ценности - душа, личность, свобода, выбор, самоопределение - были принципами его педагогической деятельности, и они стали актуальны только к концу 19 века.

В России аксиология как теория ценностей появилась в конце XIX века, почти одновременно с немецкой аксиологией, которая оформилась в новую философскую дисциплину после публикации в 1864 г. сочинения Р. Лотце «Микро-космос».

§2. Обоснование новой методологии педагогики.

Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, И.Ф. Гербартом, А. Дистервегом, Дж. Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
  • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

§3. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

§4. Ценности, идеи и принципы аксиологического подхода.

§4.1. Понятие ценности.

Ценность – это человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Можно говорить о трех формах существования ценности:

  • она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);
  • она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;
  • ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным.

Социальная среда, в которой человек родился и живет, которая его окружает, деятельность, которой он занимается, во многом определяет его мировосприятие, мировоззрение и, следовательно его систему ценностей.

Взаимодействуя с социумом каждый человек формирует свои собственные ценностные ориентации, т.е. избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, свои установки, убеждения, предпочтения, которые выражаются в его поведении.

Ценность – это, то через что люди ощущают себя людьми, то, что является по их собственному отношению к ней, мерилом человеческого в человеке. Но то что, люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обязательно чем-то высоким, благородным; оно может быть направленно против других людей против общества, такие ценности называются суррогатные: нажива, жажда власти, удовлетворение низменных инстинктов. В этом случае жизненные силы человека тратятся непродуктивно, он не может в полной мере раскрыть и реализовать себя.

То что, выбирают люди зависит от субъективного человеческого уровня, от того, какой человек. Выбор часто происходит неосознанно, на уровне смутного предпочтения чего-то, склонности к чему-то, хотя ясное осознание того, чего хочет человек тоже не исключается.

Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. "Предметные" и "субъектные" ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены "предельные" ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей.

§4.2. Понятие ценности.

Можно выделить следующие ценности образования:

1.Социальные ценности.

а) Жизнь как человеческая ценность.

Во все времена высшей ценностью является человеческая жизнь. Психологический смысл отношения к жизни как к ценности известный зарубежный психолог Э. Фромм выводит в следующем. Быть живым – это динамическое, а не статическое понятие. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда, по Э. Фромму, цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы. Первейшая цель – педагога – воспитать бережное отношение к жизни и здоровью каждого человека, повлиять на утверждение такого отношения в обществе.

б) Природа как ценность.

Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и сохраняет свои жизненные силы. Потребительское и бездумное отношение к среде обитания, давление человека на нее чревато экологическим катастрофам, грозящими самому существованию человека. Человек должен научиться жить в гармонии с природой, осознавать себя, как часть природы, принимать на себя ответственность за сохранение природной среды. Поэтому экологическое воспитание – важнейшая часть и направление гуманизации образования, часть воспитательной миссии человека.

в) Общество как ценность.

В обществе происходит утверждение жизни каждой отдельной личности, реализация и раскрытие ее жизненных сил и возможностей. В настоящее время очень актуальна идея формирования общества устойчивого развития. Только устойчивое развитие общества позволяет наиболее полно реализовать свой потенциал. Эта идея воплощается через гуманизацию образования.

Сложные проблемы социально-культурного взаимодействия в современную эпоху стали принимать критический характер. Различные формы нетерпимости нередко используются экстримисткими движениями, разжигающие ненависть, национальную рознь в обществе. Поэтому важно сформировать у личности особые способности: культуру переговоров, искусство поиска компромиссов, продуктивная конкуренция и т.д., другими словами необходимо воспитать у учащихся умение и способность жить в обществе, научить проявлять терпимость к иному, сохранить свою самость.

г) Семья как ценность.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Семья предоставляет человеку возможность ощутить истинные ценности бытия. Семья – одна из главных сфер создания, сохранения, культивирования и передачи человеческих ценностей, она сосредоточение важнейших гуманистических традиций: любви и заботы, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности. Ребенок здесь впервые учится выполнять многие важнейшие индивидуальные и общественные функции, учится выделять себя в семье как в первичной ячейке общества. В семье, в любви и заботе, в единение и взаимной поддержке фокусируются для ребенка практически все человеческие добродетели.

Серьезной психологической проблемой становится отчуждение личности от семьи, семейных ценностей. Ослабление сплоченности семьи ведет к уменьшению силы ее нормативного воздействия, так как ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида, открывает двери для разного рода негативных влияний.

Поэтому цель гуманизации образования заключается в ясном осознании всеми членами общества жизненно важных ценностей. Важно научить человека с детских лет соотносить возможности, потребности и обязанности, чтобы в результате положительные человеческие качества смогли раскрыться и реализоваться наиболее плодотворно.

2. Нравственные ценности.

Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно затрагивает все сферы внутреннего мира человека и все области его в внешних социальных отношений. Нравственные ценности находят свое отражение в поступках, которые мы оцениваем как добрые, благие, хорошие, злые, вредные. К категории «добра» относят то, что соответствует принятым нормам, является для человека благом.

Нравственность всегда направлена на развитие человека и общества, но общественные интересы и интересы каждой отдельной личности не всегда совпадают. Поэтому имеет место нравственный выбор. Проблема нравственного выбора заключается в согласовании субъективного интереса и обстоятельств, в которых человек оказался.

Формирование нравственных ценностей требует свободы личности, так как нравственные нормы человек приобретает только через свой опыт. У. Я. Корчака есть высказывание: «Пусть дитя грешит». Если человек не получит в детстве опят ответственности за свое поведение, он не вырастит нравственным человеком. Гуманистическая педагогика основывается на том, что человек склонен к добру, поэтому нет смысла держать его в жестких ограничениях.

Нравственное воспитание направленно на развитие у личности способности и умения формировать систему жизнеутверждающих ценностных отношений к жизни, разбираться в таких категориях, как добро или зло, истина или ложь и т.т., что является неотъемленной частью гуманизации образования. Педагогический процесс должен опираться на позитивные, жизнеутверждающие ценности и помогать развиваться духовному миру личности.

3. Эстетические ценности.

Эстетические ценности заключены в ценности восприятия, понимания, переживания, созидания прекрасного.

Высшие проявления эстетической деятельности проявляются в духовных творениях. Духовные творения – это творения в сфере искусства, религии и науки.

В основе эстетических ценностей лежит чувство прекрасного.

Прекрасное – самое красивое, выражается в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно.

Безобразное – нарушение единства формы и содержания, нечто уродливое, хаотичное, неопределенное.

Эстетическое воспитание начинается с умения видеть прекрасное в окружающем мире. В.А. Сухомлинский считал, что созерцание прекрасного – окошко в мир красоты, это умение видеть неразрывную связь со способностью личности испытывать переживания, удовольствие от созерцания прекрасного.

Следующим звеном в общем механизме эстетического воспитания является развитие способности понимать прекрасное. На основе восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни личность формирует свои эстетические идеалы. Эстетические идеалы связаны со стремлением сделать себя и окружающую действительность более гармоничной, целесообразной, совершенной.

Человек не должен быть сторонним созерцателем жизни. Личность должна научиться созидать, творить прекрасное. В творчестве проявляется духовная деятельность. Творчество помогает человеку выйти за пределы обыденного, встать на путь познания истины, добра и красоты, осознать высший смысл жизни.

В целостном педагогическом процессе эстетическое воспитание опирается на предметы эстетического цикла: литературу, музыку, мировую художественную культуру, русский язык. Эти предметы содержат в себе единство чувство и мысли, помогает личности найти гармонию в окружающем жизненном пространстве.

Образовательные учреждения должны стремится к эстетическому обогащению среды, что, в свою очередь, является иважным условием воспитания нравственной личности.

4. Труд как ценность.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в результате которой преобразуется окружающая действительность.

Труд является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность выявляет и развивает свою индивидуальность, утверждает ценность своей жизни. Труд требует от человека волевых усилий, которые он должен научиться преодолевать. Человек должен испытывать удовлетворенность, как от процесса, так и от результата труда.

Труд – это не игра и не забава, он требует серьезного усилия, поэтому человек должен иметь цель, осознавать необходимость труда. Образование должно не только внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду. Необходимо чтобы для воспитанника сделалось возможным лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты «портится голова, сердце и нравственность».

5.Ценности гражданственности.

Гражданственность - это сознательное и заинтересованное участие граждан в управлении обществом. В основе гражданских ценностей лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осозовать свою принадлежность к государству, должен знать свои права и обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои права и четко выполнять обязанности.

Закон РФ «Об образовании» 1992г. Одним из основных требований к содержанию образования называет « формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (статья 14).

В основе формирования гражданственности лежит:

  • знакомство с традициями, исторически прошлым государства и Отечества;
  • знакомство с законами государства, прежде всего с Конституцией – основным законом государства, формирование компетентности в овладении основами гражданских знаний;
  • развитие гражданской активности, формирование гражданской жизненной позиции как ценностного способа жизни личности;
  • освоение норм культурно-правого взаимодействия в отношениях межличностных, профессионально-деловых, межнациональных, административно-государственных должно стать для личности образом жизни;
  • развитие волевой регуляции гражданского поведения, умение и способности соотносить свои интересы с существующими в обществе законами и социальными нормами и традициями.

Нужно помочь молодому поколению осознать себя гражданами мира, людьми, ответственными за все происходящее в мире.

§4.3. Базовые идеи

Базовые идеи - ценности, долженствующие лежать в основе тенденций образования, по А. Бейли, следующие:

1. Воля или цель - это культивирование воли к добру, воли к красоте, воли к служению.

2. Любовь - мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. А. Бейли называет это групповым сознанием, первым выражением которого является самосознание, то есть уразумение душой (в трех мирах человеческой эволюции) того, что человек - это Три в Одном и Один в Трех. Групповое сознание - это любовь, которая ведет к мудрости - к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. И все это должно раскрываться посредством образования.

3. Активное Познание. Оно связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека. Оно имеет благодаря правильному использованию ума с его способностью интуитивно улавливать идеи, откликаться на толчки, объяснять, анализировать и сооружать формы для откровения. Так творит душа человека. Правильно направить эту уже развитую тенденцию - вот назначение всякого истинного образования.

4. Атрибут гармонии через конфликт. Это атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которое заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы в конце концов добиться единения, союза со своей душой. Это сознание гармонии и красоты, направляющее человеческую единицу на пути эволюции к конечному возвращению к своему эманирующему Источнику (эманация (от лат. emanatio -истечение) - истечение из единого целого; согласно учению, что мир есть эманация божества, все низшее вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое»).Педагоги должны выявлять такую неудовлетворенность и интерпретировать ее для учащихся с тем, чтобы они могли понять самих себя и работать, познавая.

5. Атрибут конкретного знания позволяет человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы; с их помощью он материализует свои прозрения и мечты и осуществляет свои идеи. Человек делает это, активизируя низший конкретный ум. Надо привести ребенка к лучшему пониманию глубинной цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере. Истинное образование должно начинать с понимания и чувствования учеником истинных духовных ценностей, это и есть активизация низшего ума.

6. Атрибут преданности. Преданность вырастает из неудовлетворенности, плюс способности к выбору. В зависимости от глубины своего недовольства и способности ясно видеть, человек движется от одной точки временного удовлетворения к другой, всякий раз демонстрируя свою преданность желанию, личности, идеалу и видению, пока не соединится с наивысшим возможным для человека идеалом. Это, по А. Бейли, прежде всего душа, а затем Превышняя душа, или Бог. Образованию предоставляется хорошая возможность задействовать внутренний идеализм, присущий каждому ребенку. Но оно должно делать это во исполнение верховного замысла души, а не исходя из частных стандартов национального образования.

7. Атрибут порядка. Это врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму, с которым необходимо работать педагогу, делая его более творческим, конструктивным и обеспечивая с его помощью поле для раскрытия способностей души. В воплощении этого атрибута в наше время налицо жесткая стандартизация человечества и наложение авторитарного ритуального ритма на общественную жизнь. Это означает растворение единицы в группе, оставляющей ей мало шансов для свободного проявления своих индивидуальных воли, познания, цели и техники души.

§4.4. Аксиологические принципы.

К числу аксиологических принципов относятся :

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

§5. Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования :

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
  • овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
  • создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Заключение

Аксиологический подход - это системно-ценностный подход, позволяющий через современные приоритеты, основанный на традиционных и новых ценностях образования, подчеркнуть центральное положение человека в педагогической системе. Он направлен на формирование общечеловеческих и национальных ценностей у учащихся.

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

Список литературы

  1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
  2. Педагогический энциклопедический словарь: [Электронный ресурс] http://slovar.cc/enc/ped/2138609.html
  3. Педагогический словарь: Для высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2000. - 175 с.
  4. Меретукова З.К., Методология научного исследования и образования – Майкоп, 2003 – 244 с.
  5. Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г.: Москва, 2010 – 249 с.
  6. Лотце Р., Микрокосм, ч. 1–3. М., 1866–1867
  7. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина.– 9-е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 576 с.
  8. Большая психологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] http://psychology.academic.ru/2853/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  9. Абишева А.К., О понятии «ценность». //Вопросы философии. – 2002.-№3 - 139-146 с.
  10. Алиса А. Бейли, Образование в новом – Навна-3, 2001 – 280 с.
  11. Гринкруг Л., Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы / Л. Гринкруг, Б. Фишман // Высшее образование в России. – 2006 . - №1. –27 – 33 с.
  12. Сластенин В.А. и др.: Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  13. Сластенин В. А., Общая педагогика / В. А. Сластенин, Т. И. Исаев, Е. Н. Шиянов: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – ч. 2. – 256 с.