Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Произведения В.В.Маяковского для детей Выполнила студентка 3нА группы Дроздова Нина

2 слайд

Описание слайда:

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта. Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

3 слайд

Описание слайда:

Маяковский говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно.» В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

4 слайд

Описание слайда:

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок: Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 - и 12 вместе всем. В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы: * Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. * Грязен он, по-моему, как ведро с помоями. Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

5 слайд

Описание слайда:

В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой.

6 слайд

Описание слайда:

Ключ к пониманию стихотворения «Конь-огонь». Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили «три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную задачу - показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

7 слайд

Описание слайда:

В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей. * Кличет книжечка моя: * Дети, будьте, как маяк! * Помни про школу - только с ней станешь строителем радостных дней! * Полюбите, дети, труд, как написано тут. * Вот и вырастите истыми Силачами! Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________
СОДЕРЖАНИЕ

Л Кассиль О Владимире Маяковском 5
Что такое хорошо и что такое плохо 9
Майская песенка 27
Что ни страница, - то слон, то львица 33
Тучкины штучки 49
Гуляем 53
Возьмём винтовки новые 69
Конь-огонь 77
Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится? 89
Эта книжечка моя про моря и про маяк 95
Кем быть? 105

О ВЛАДИМИРЕ МАЯКОВСКОМ

Стихи, которые напечатаны в этой книжке, написал для вас, ребята, удивительный поэт. Его должен знать каждый. Где бы человек ни родился, в какой бы стране он ни рос, ему очень пригодятся в жизни эти стихи.
Да так оно и есть. Во всём мире знают про Владимира Владимировича Маяковского.
Ещё в те дни, когда рабочие, крестьяне, солдаты и матросы с винтовками в руках шли в решающий бой за Советскую власть, они уже пели задорную и весёлую песенку, которую придумал Маяковский:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.

Буржуями в то время звали богачей, капиталистов.
Маяковский писал о революции и о Ленине. И о том, как наш народ защищал свою свободу, как строил новую жизнь. И про тех, кто мешал строить эту жизнь. О многом успел написать Маяковский, хотя сам он жил совсем недолго.
Стихи Маяковского радовали сердца миллионов людей, которые стали жить по-новому, как учил Ленин. А для врагов
наших они казались грозными и страшными. За границей, далеко от советской земли, даже сказка такая ходила про Маяковского, что живёт, мол, в Стране Советов необыкновенный богатырь, поэт-великан. Стоит этот великан на капитанском мостике красного корабля, читает свои стихи - и слышно его далеко р море, на всех других боевых кораблях, и гонят красные моряки врага прочь от наших берегов.
Ну, сказка сказкой, а тут и правды немало. Потому что был действительно Маяковский с виду великан. Роста огромного, плечи широкие, осанка богатырская. Очень он был красивым и могучим человеком, наш любимый поэт Владимир Владимирович Маяковский! И голос у него звучал с необыкновенной силой и красотой. Тысячи людей часами слушали, как он читал в больших залах, а иной раз и на стадионе свои стихи. И каждая строка надолго западала в душу. Потому что писал Маяковский о самом важном, о самом дорогом для нас.
Этот огромный человек, грозный для врагов, умел быть очень нежным и ласковым, когда говорил с друзьями. Он находил для тех, кого любил, такие хорошие, заветные слова и в жизни и в стихах, что от них веселело на сердце и казалось-будто самые суровые тучи расходятся и солнце начинает светить ещё ярче.
Маяковский был на редкость остроумным человеком. Он любил придумывать смешные слова, когда хотел подшутить над товарищами, и всегда находил меткий ответ на самые неожиданные вопросы. Никто никогда не мог заставить Маяковского растеряться, смутиться.
Шёл он как-то по одному из замоскворецких переулков, и мальчишки, видя, что идёт по их улице такой великан, крикнули ему вслед, как обычно дразнят слишком высоких людей:
- Дяденька! Достань воробышка!..
Маяковский разом остановился, оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое своё плечо и очень вежливо, вполне серьёзно спросил:
- А орла не хотите?
И опешили мальчишки... Думали подразнить человека, а сами попали впросак.
Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, когда предлагал им достать орла. Но в этой шутке очень хорошо сказался
характер Маяковского: он всегда готов был не только откликнуться на просьбу ребят, но и, как говорится, перевыполнить её. И, разговаривая со своими маленькими друзьями, всегда стремился сделать близкими для них мысли и чувства высокого орлиного полёта. Да, если уж доставать с неба, то не воробышка, а орла!..
Хотя Маяковский был с утра до ночи занят громадной работой - сочинял стихи для книг, для газет, рисовал плакаты, писал пьесы для театра, придумывал картины для кино, выступал перед читателями, - он находил ещё время, чтобы писать для ребят. Пожалуй, мало кто умел так весело, умно и по-дружески говорить с малышами, как это делал Маяковский. Он душевно любил и очень уважал своих маленьких читателей. Он писал для них как будто в шутку, чтобы не скучно было читать, а на самом-то деле говорил всерьёз об очень важных делах, которыми надо заняться каждому, кто хочет вырасти хорошим и счастливым человеком.
Он помогал маленьким понять, «что такое хорошо и что такое плохо», придумывал забавные книжки, где «что ни страница, - то слон, то львица». Почитаешь такую книжку и словно сам в зоопарке побываешь. И ещё о многом, смешном и серьёзном, нужном и важном, умел сказать ребятам Маяковский
А чтобы стихи хорошо и точно звучали, чтобы удобно было их читать вслух, он придумал особый способ печатать их. Почти все стихи и для взрослых и для детей Маяковский писал не в строчку, а лесенкой:
вот
так,
чтобы, читая, можно было опираться голосом на каждую строчку-ступеньку.
Вот и почитайте сами или попросите старших прочесть вслух, что написал для вас, малышей, поэт-великан. И вы тоже подружитесь с ним.

Владимир Маяковский – один из первых поэтов, развивших в детских стихотворениях тему современности с житейскими примерами. Его произведениям не чужды гражданский пафос и политический характер. Читатель не только получает удовольствие от созданного автором волшебного мира рифмы, но и узнает окружающую его действительность. Простота, оригинальность и детский слог стиха до сих пор не оставляют никого равнодушным.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо?». Пожалуй, самое известное детское стихотворение Маяковского повествует о разговоре отца с сыном. Мальчик задает вопрос, выведенный в название произведения, и родитель на примерах разъясняет крохе о хорошем и плохом. Он говорит о погоде, гигиене, отношении к беззащитным, трусости и храбрости… Выслушав советы отца, ребенок осознает, что с самого детства человек должен стараться не быть «свиненком», чтобы, когда он вырастет, не стать «свином». Для своего же блага следует быть хорошим, а не плохим. Читать само стихотворение…
  2. «Кем быть?». При воспитании ребенка важно настроить его на определение в профессиональном будущем. Маяковский от лица подростка предоставляет выбор юным читателям. Каждая профессия лучше другой, и от каждой можно получать удовольствие. Будь это плотник, доктор или матрос, герой подчеркивает их пользу обществу и проникается желанием овладеть тем или иным мастерством, лишь бы его научили, как работать. Читать само стихотворение…
  3. «Прочти и катай в Париж и Китай». Владимир Маяковский выезжал за границу почти ежегодно, с 1922 года, и считал общение с людьми из разных стран заменой чтению книг. Он даже два раза собирался отправиться в кругосветку. В детском стихотворении он реализует свое желание, посетив Францию, Америку, Японию, Китай и вернувшись в Москву. Сам поэт намекает на пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше», — описывая странный для него заграничный мир. Земля начинается с Кремля, а через 15 дней ребята уже в столице Советского Союза. На удивление исходом приключения Маяковский приводит сравнение планеты с мячиком в руке у мальчика.
  4. «Эта книжечка моя про моря и про маяк». В этом стихотворении мотив борьбы человека со стихией медленно переходит в посыл помогать людям. Дядя Маяковский на примере смотрителя маяка призывает трудиться во благо обществу. Часто от одного рабочего, следящего за огоньком на берегу бухты, зависит жизнь тех, «кто ночью плыть не могут». Трагические картины кораблекрушения устраняются работой одного человека, который, казалось бы, не в состоянии спасти целый корабль в одиночку. Читать само стихотворение…
  5. «История Власа - лентяя и лоботряса». Говорящая фамилия Власа Прогулкина намекает на основную мысль стихотворения. Здесь представлена сатира на ленивого школьника, который любил почитать журнальчик вместо того, чтобы идти спать, а потом опаздывал на уроки и прогуливал их. Из среднестатистического ненавистника мучительных школьных лет вырос уволенный с работы пьяница. Из маленького недостатка рождается большая проблема, не только для самого Власа, но и для людей вокруг. Доступным для детей языком автор остерегает читателя от лени и напоминает о важности образования.
  6. «Что ни страница, - то слон, то львица». Юмор, воображение и лаконичность, — вот что необходимо для жанра стихотворной подписи к рисункам. К тому же художник должен без труда разобраться в задумке поэта. И Маяковский прекрасно справляется с этим жанром. Детская непосредственность и внимание к ярким деталям помогают ему по-детски взглянуть на мир животных. Указывая на размер слонов, он добавляет: «Для таких мала страница, дали целый разворот», — а, говоря о смешном виде обезьяны, сравнивает ее с человеком.
  7. «Тучкины штучки». Еще одно стихотворение, отражающее детскую способность к воображению. Тучки в глазах лирического героя превращаются в людей, верблюдиков и слоников, а солнце – в желтого жирафа. Сравнения, эпитеты и олицетворения придают жизни безмолвному пейзажу. Облака пугаются, бегают, проявляют любопытство. Как ни странно, написано было произведение в 1917 году, в разгар революции, за что поэт-бунтарь даже подвергся критике. В отличие от многих творений Маяковского, здесь нет особого посыла, призыва к действию, а просто передается впечатление человека, посмотревшего в небо.
  8. «Песня-молния». Нельзя забывать, что Владимир Владимирович Маяковский – поэт революции. Среди детских стихов часто упоминаются пионеры. Стихотворение «Песня-молния» сначала было опубликовано под названием «Вперед» в связи с Первым Всесоюзным пионерским слетом в Москве. Когда поэт читал его перед пионерами, он объявил произведение под новым названием, которое за ним и закрепилось. Автор называет республику мамой, рабочий класс – папой, а ВКП (Всесоюзную коммунистическую партию) – вожатым. Революционный пафос вполне соответствует основной направленности лирики Маяковского. Читать само стихотворение…
  9. «Авиачастушки». Стихотворение написано в честь создания мощного советского воздушного флота. Лирический герой – пилот, обгоняющий любую птицу и сражающийся с пожарами и саранчой. Человек возвышается над природой и летит сквозь облака. «Частушки» действительно написаны в веселой манере, летчик будто дразнит всех, кого ему удается обогнать. Технический прогресс довел человека до способности летать, о чем мечтает каждый ребенок. Читать само стихотворение…
  10. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Введение. 3

1. Общественно-политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». 4

2. Образы детей в стихах. 7

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов. 8

4. Практическое задание. Рассказ о поэте, доступный восприятию старших дошкольников. 11

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

"Трудно назвать какие-либо еще произведения, в 20-х годах, равные его стихам по силе революционного воздействия на широкие массы детей, по силе влияния на развитие литературы для детей...

Сказка из современной жизни и пионерская песенка, политическая лирика и сатирические стихи, лирическая поэма, воспевающая труд и будни социалистического строительства, и рассказы в стихах (о животных, о путешествии, на этические темы), публицистический очерк и фельетон в стихах - вот далеко не полный перечень тем и жанров произведений издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961, стр. 5).

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г.; стихотворение было написано им за две недели до смерти.

Каждое новое стихотворение для детей было своеобразной декларацией поэта-новатора. Его "Детская" полюбилась маленьким читателям сразу. "Книжки его расхватывают как воду в знойный день..." - свидетельствовала "Вечерняя Москва" (1930, 15 июля).

Характерно, что в "Детской" наряду с героями произведений возникает и образ лирического героя - поэта. Он не только показывает, но и объясняет жизнь детям.

Его "Детская" - Лирическое познание жизни.

Дети - будущее страны. Ощущение стремительного движения жизни, жажда познания, деятельности, страстность чувств и мыслей - это главное, что характеризует детские стихи Маяковского. Ребенок чувствует себя в "Детской" хозяином. Он на равных с лирическим героем - поэтом. Он стремится подражать ему, поступать так же, как и лирический герой произведений. "Детская" - это многокрасочный, многозвучный мир, в котором "все работы хороши".

Для взрослых Маяковский написал "Хорошо!" и "Плохо" (под последним названием можно условно объединить всю его сатиру, включая пьесы "Клоп" и "Баня"), а для детей он пишет "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Когда В.В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван - «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах - будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню - в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Когда-то в одном из ранних стихотворений поэт бросил такую кощунственную фразу: “Я люблю смотреть, как умирают дети”.

Мы не знаем, о чём думал Маяковский, когда писал эти слова. Возможно, имелось в виду, что дети должны как можно скорее переставать быть детьми, вырастать, превращаться во взрослых.

1.Общественно–политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий».

Стихи Маяковского для детей - одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много - несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей? Одна из причин этого успеха в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей - он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них. Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя - отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

  • Петин папа и, как важный господин,
  • был преважным: в целом доме
  • в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

  • Полюбите, дети, труд - как написано тут. Защищайте
  • всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

Маяковский адресовал детям более 20 произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что ни страница, то слон и львица» - «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Кем быть?», «Майская песня»»

Значительная часть творч. М. – постоянно устремлять в будущее. В этом смысле детская поэзия стала продолжением взрослой. К творч. д/детей М. возвратился вскоре после революции и рассматривал его как составную часть программы строительства социализма и формирования соц. программы.

1918 – М. намеревался выпустить кн. «Д/Детков» из 3-х стих-й. 1 из них – «Тучки-летучки» - стих-игра (неологичны, неожиданные метафоры). Позже М. в стих. «Сказка о Пете…» исполняет открытую революционную направленность. Сюжет построен на противопоставлении Симы Пете. Вокруг каждого из персонажей свой мир: мир С. – светлый, добрый; П. и его родные - темный, злой (даже фамилия – Буржуйчиковы). При создании образов Буржуйчиковых М. использует сатирич. гротеск. В образе Симы и его отца подчерк. любовь к труду. Кажд. глава им. свою полит. окрашен. концовку.

Стремление М. создавать новую поэзию для детей натыкалась на непонимание, а порой и враждебность критиков НарКомПроса. Если судить объективно, то эта сказка им. свои недостатки (м. внушить ребенку мысль, что все толстые – плохие, а худые – хор., что не педагогично; неправдоподобна сцена из реал. жизни, к/д Петя умер от обжорства). Но вместе с тем, произв. им. сказоч. элем-ты, много сложных рифм, язык сочетает публиц. и уличн. лексику, полит. слова легко запомин. детьми. М. стремится создать такую ДЛ, чтобы она разъясняла им азы социализма, помогала понимать соврем. жизнь.

1925 – «Что такое хорошо и что такое плохо» . В стих. раскрылись 2 жизненных критерия, дающих ребенку ориентиры в мире, в кот. он живет. Композиционно построено как цепь миниатюр, форма – дидакт. наставление. М. нашел новые приемы д/создания беседы-поучения.

2) отец не т/к дает оценку явл-й, но и эмоц. реагирует на все;

3) единство т-та и илл-й – эта беседа-поучение приобретает нов. кач-ва.

Речь внятная и понятная ребенку.

1925 – «Гуляем». Стих. учит различать «хор.» и «плохо» в окр. мире. Т/ж использ. прием совмещения т-та и рис.

- «Что не страница, то слон и львица». Можно назвать этот жанр, как стих. Подпись к рис. Эти стихи полны тонкого юмора.

- «Эта книжечка моя про меня и про маяк» - детск. воспомин. М.

1928 – «Кем быть?». Снова использ. форма серии миниатюр, связ с 1 темой – выбор профессии. Написано от имени ребенка. М. не просто рассказывает о проф., но создает образ каждой. Использ. резкие смены ритма, необыч. рифмы. М. понимал, что малыши и школьники требуют разных книг.


Поэзия М. давала и дает пищу воображ. юных читат. разн. возрастов.

С. Я. Маршак (1887-1964)

Его творч. многогранно, как и его личность. Он и поэт-лирик, и переводчик, и сатирик, и теоретик, и критик, и исследователь проблем чтения ребенка, и практич. педагог, и эстетик, и лит. ред-р. Поэт. талант его развился рано. Его познакомили с Горьким, и в его семье М. прожил 2 г.

Биография .

1922 – переезжает в Ленингр.Вместе с ученым-фольклористом О. Катицей руководит студией молодых писат. Созд. альманах «Новый Робинзон».

1924 – доклад «О большой лит. д/маленьких» на 1-м всесоюзном съезде.

В 20-е гг. выходят многие сказки М., новаторские по пафосу и форме. Предст. собой преломление народ. мотивов, эстетики, нравств. Сказки наполнены философ. мудростью, радостью бытия, добротой и одноврем. - ироническим разоблач. плохого.

1-й этап вхождения М. в ДЛ - драматургия (пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка»). 1-е пьесы родились из фолькл. и напоминали игры. Сюжеты просты, но разработ. с изяществом и юмором. Реплики и монологи немногословны, но выразительны. Особенности:

Повторяемость эпизодов

Непрерывность хода действ.

За основу пьесы «Терем-теремок» (1940) взяты известн. народная сказка. М. ввел в нее драматург. конфликт добра и зла, придал образам выпуклость, некот. героев добавил, некот. – убрал. Написана стихами с чередованием прозаич. репликами.

«Кошкин дом» - своего рода дет. бытовая драма. Родилась из 4-строчной считалочки. Театрал. сценку М. сделал более развернутой, объяснил предыд. события, дал развязку конфликта. В послед. редакции ввел многозвучный хор в начале и в конце.

«12 мес.» (1943) – напис. по мотивам нар. сказок о падчерице и злой мачехе. По жанр. особ. – это лирич. комедия со сказоч. фантаст. мотивами. Сатир. мотивы связ. с образами королевы, мачехи, дочки. В центре – сатир. конфликт м/у ними (далекими от природы) и силами прир., воплощ. в 12 мес. 2 конфл. – соц-й (м\у мачехой и падчерицей).

- «Детки в клетке»; «Сказки об умном и глупом мышонке»; «Багаж»; «Пожар», «Почта».

Сюжеты и темы стих-й М. даже д/3-х и 4-летних детей всегда остры и современны. Особ-ть дет. поэзии М. – постоянное безостанов. движение. В них вокруг детей едут, бегут, ходят люди, вещи. В ходе этого движ. обяз. что-то совершается (стих. «Вот какой рассеянный с ул. Бассейной»).

В стих. М. динамична кажд. строка, ритм упругий, отчетливо кажд. слово. Больш. внимание уделял М композиции стих.: у него стих., не теряя своей целостности, разбив. на ряд маленьких.

М. писал целые рассказы, повести, в стихах, баллады. Их отличает зримость деталей, достоверн. образов и точное указ. на корд. действ. Кажд. поворот сюжета сопровожд. изменением стихотворного ритма. Обогащает повествование стиховая инструментовка (музыкаль-ть).

Воспит. чувство юмора «Багаж», «Сказка о гл. мыш.», «Вот какой рассеянный…». Смех в стихах разн.: добрый, иронич., веселый и грустн., ободряющий или разоблачит. Но смех у него не самоцель, а способ развития творч. мышления у реб-ка.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцвет. книга», «Веселые путеш-я от А до Я» особым образом дана познават. информ.: она раствор. в лирич. окружении. Поэт оч. тщательно обраб. поэт. форму, избегал прил., следил, ч/б слова не сливались.

«Детки в клетке»: смысловой акцент перенесен с самих животн. на их восприятие лирич. героем. К юмору примеш. печаль, сочувств., иронич. сочувств. Особая заслуга М. – создание публикаций поэзии д/дет. (темы труда и гражд. воспит.). Ему принадл. и 1-й полит. памфлет д/дошк. – «Мистер Твистер». Благод. М. достоянием рускояз. ребенка стала заруб. поэзия и пр-я поэтов Сов. респ. 1952 – перев. Джани Родари.

М. т/ж был ред-ром ДЛ и наставником молодых литераторов. М. и др. ред-ры Детиздата пр. всего ценили хорош. вкус, умение отлич. настоящую ДЛ от псевдолит. Выражение М. «большая лит. д/маленьких» стало крылатым.

К. И. Чуковский (1882-1969)

Н. В. Корнейчуков вместе с Маяк. и Марш. стал основоположником сов. ДЛ. Он т/ж многогранная личность. Он был незаконорожд. сыном крестьянки и студента и был изгнан из гимназии, но, сдав экстерном экзам. на отл. за курс гимназии, он самостоят. овладел англ. языком и стал первым переводчиком американского поэта У. Уитмена (далее биография – в книге). Был ученый литературовед, критик, поэт, публицист, переводчик, теоретик худ. перевода.

1909 - 1-ая статья о детях «Спасите детей».

1911 – «Мат-лы о детских т-ах».

Одновременно Ч. начинает изучать развитие русск. яз. и параллельно развитие детск. речи и словотворчества детей. Начало творч. д/дет. - стих. сказки.

1917 – «Крокодил». В основе сказки лежит тема любви к животн. Но содержание выходит за рамки 1 темы. Это был резкий и откровен. вызов слащавым детским виршам. При создании дет. сказок Ч. помогало знание русск. класс. поэзии и устного нар. творч.

Стих. сказки Ч. м. назв. поэмами д/дет. Они понятны детям, и в то же время – это наст. стихи. Дети сразу приняли сказки Ч., охотно заучивали их, декламировали. Уже первым своим творч. опытом Ч. заявил о себе как о создателе оригинальн. поэзии д/дет., поэзии радостной, звонкой, веселой.

Статья в газ. «Речь» под назв. «О дет. языке» не нашла отклика у читат., но Ч. продолжил наблюд. за детьми. Серия очерков в «Красной газ» (Ленингр.) вылилась в кн. «Маленькие дети» (1928), а еще ч/з неск. лет – кн. «От 2-х до 5-и». Это фундаментальный труд о ребенке, о его психике, об усвоении им окр. мира, о его огромн. творч. возможностях. Ч. писал кн. более 60 лет. Он полагал, что им. в возрасте от 2-х до 5-и лет любой ребенок соверш. подвиг: всего за 3 года осваивает богатства русск. языка. Причем осваивает не как зубрила, а творчески.

1 из любимых дет. сказок «Путаница» целиком построена на перевертышах, любимых детьми. Перевертыш – это веселая игра и поэтому он полезен д/ разв. ребенка.

От изд. к изд. Ч. улучш. свою книгу., доп. ее новыми открытиями. Постепенно Ч. выясн., что пик поэт. одаренности приход. на 3 года - это самое благоприят. время д/воспит. детей. Огромн. материал, собран. Ч., позволил ему дополнить кн. новой главой, посвящ. дет поэтам («Заповеди дет. поэтам»), где обобщил свой опыт и опыт своих собратьев по перу. Всего 12 заповедей (1- стихи д. б. графичны, поэт д. мыслить рис.; 2- наибыстрейшая смена образов; 3- поэт-рисовальщик д. б. поэтом-певцом; 4-подвижность и переменчивость ритма; 5- повышенная музыкальность поэт. речи (пупс взбешен); 6-смежные рифмы; 7- слова с рифмами д. б. носителями смысла фразы; 8- кажд. стих - законченное синтакс. целое; 9- не загромождать стихи прилагательными; 10- преобладает хорей; 11-стихи – игра; 12- поэзия д\маленьких д. б. и д\взрослых поэзией; 13- приспособлять реб-ка к себе).

Незадолго до смерти в статье «Признания сказочника» Ч. сформулировал еще 1 заповедь: «Писатель д/малых детей непременно д. б. счастлив. Счастл. как и те, д/кот. он творит».

А. Барто (1906-1981)

Она талантл. уникальн. поэт со своим стилем. В ее сатир. стихах заметно влияние Маяк., у кот. она учил. искусству создания новых форм, смело использ. ассонансные составные, свободно меняла размер в строфе. Б. предпочит. прямо говорить с читателем на воспит. темы.

Ей принадл. задумка кн. на тему «Общ. поведение ребенка». Сатира у Б. всегда приглушается мягкой лирич. интонацией, поэтому назв. ее стихи чистой сатирой или публицистикой трудно.

1-е удачные стих-я Б. написала в сер. 20-х гг. «Китайчонок Ван-Ли», «Мишка-воришка», «Пионер», «Братишка», «1 Мая». Их тематика отражает новые интересы дет., поэтому они были оч. популяр. у дет. и их родителей. Чаще всего в произв. Б. лирич. героем выступ. конкр. ребенок и психол. портрет прорисован четко. Главное в изображении детей и общее у них – это их реализм, причем не внешн., а внутр. правда образа. И в то же время в ее поэт. дет. портретах живая индивидуальность обобщена до легко узнав. типов. Множество стихотв. назв. именами дет. Стихи Б. обычно им. форму лирической миниатюры. Им. такая форма принесла Б. славу классика дет. поэзии. Такую форму им. цикл «Игрушки», стих. «Фонарик», «Машенька», «Машенька растет». Сюжеты стих. завершены в пределах оч. небольш. кол-ва строчек (в пределах 4 строк), но в них есть завязка, развязка, конкр. факты, и морально-нравст. обобщения. Эти стихи выраж. естеств. нравст. чув-во, кот. формируется не по научению взрослых, а самим общением с любимыми игрушками.

Б. ввела в стихи нового лирич. героя – Малыша, погруженного в свой дух. мир.

Стилистически стихи воспроизводят особенности дет. синтаксиса и дет. речи. В кажд. строке простое предлож. Нет игры слов или использ. слов в переносн. знач. Такая речевая строгость соответствует характерной д/малышей правильности речи. Часто Б. использ. составные рифмы (лапу - на пол, плачет - мячик), но они легко запомин. и восприн. дет. Они с удов. заучив. и декламир. эти стихи.

Б. интересовала психология детей в важн. моменты жизни, н-р, к/д появл. младший брат или сестра (цикл «Младший брат»).

В предвоен. годы Б. создает образ сов. детей: счастья, здоровья и антифашизма. В кн. «Березка», «Дом переехал» развиваются мотивы мирного труда и отдыха. Стихи Б. д/млад. и ср. школьн. обнаруживают 2 тенденции: публицистика и сатира; лирика. Цикл стихов «Уральцы бьются здорово».

Произв. Б. воен. лет свойственно:

Лозунговость, -публицистичность

Послевоен. творч. Б. более лирично. В поэме о дет. доме «Звенигород» зазвуч. новая тема – тема защиты детей от бед взросл. мира. Б. полаг., что политика д. стать одной из важных тем дет. поэзии. Поэтому во мн. ее пр-х звуч. обращение дет. к Сталину.

50-60-е гг. – поэт. мир Б. усложнился. Сатира уступила место мягкому юмору. Одним из ведущих жанров станов. лирич. зарисовка.

Поэзия д/подростк. – новое поэт. пространство Б.

70-е гг. – сборники «Думай-думай», «Подростки - подростки». В этих стихах Б. отразила весь школьн. мир глазами дет.

Б. – переводчик дет. поэзии. Собирала стихи писат. разн. стран.

Сборник «Переводы с детск.» (1976) отразил богатство дух. жизни дет. разных стран и народов, общность их интересов. Илл. в этом сб-ке - рис. сов. детей.

1976 – кн. «Записки дет. поэта» - подвела итог своим размышлениям. Наряду с кн. Чук. «От 2-х до 5-и» она составл. фонд лит. о дет. книге, формулир. худ. заповеди д/дет. поэтов.

А. Н. Толстой (1883-1943)

В 1920 г. в эмиграции он написал автобиограф. дет. произведение-повесть «Детство Никиты», предназн. детям эмигрантов. Память о родине и детстве – ведущая тема повести. Повесть была д/ Толстого сп-бом мгновенно вернуться на родину. Она реалистична, но в ней много места остается фантазии. Постоянное предчувствие счастья – в этом состоит сказка детства. В этой повести Т. мастерски рис. пейзажи, портреты, натюрморты. Точность этих зарисовок была важна д/ Т., чтобы реализовать свой замысел, показать, как родина входит в сознание чел-ка. Это прошло незаметно ч/з 1000 подробностей. Т. показал, как формируется чувство родины как чув-во самого себя. Т. серьезно интерес. лит-рой д/дет. и хотел видеть в ней большую лит. Дет. кн., полагал Т., д. б. доброй, учить благородству и честности. Эти принципы лежат в основе его знаменитой сказки «Золотой ключик», кот. основ. на сказке К. Коллоди «Приключения Пиннокио…». Сказка Т. отл. от сказки Коллоди ироничным отношением ко всяким нравоучениям. Пиннокио в награду за то, что он стал послушным, автор превращ. в обычн. чела, а Буратино это ни к чему. Полож. и отриц. герои сказки обрисованы как яркие личности, их хар-ры четко выписаны, это куклы, но ведут они себя как люди. Добро и зло четко разделены. Непримиримый конфликт м/у героями разреш. легко и весело. Сюжет разв. стремительно. Легкая изящн. ирон. сказка стала любимой д/дет.

После 30 гг. Т. возвращ. к русск. сказкам. Выпустил 1 том в 1940 г. (51 ск-ка). Почти все ск-ки о животных («Колобок», «Репка», «Теремок», «Петушок, золотой гребешок»). Т. стремился к доступности ск-к дет., поэт. нар. стиль в них передается гл. образом в синтаксисе. Диалектичные и архаичн. слова заменял на соврем., сократил повторы, цветистость, усилил действие добавлением глаголов и убирал все то, что мешало этому действ.

А. П. Гайдар (1904-1943)

Аркадий Петрович Гайдар – новый д/дет. лит. тип писателя. Он выделился прежде всего своей героич. биографией. В 13 лет он активно помог. большев-м, в 14 – фронт, 17 – красный командир полка. Собирался стать воен., но из-за тяжел. контузии вынужд. был демобилизов. Почти сразу после этого стал дет. пис. Он бесед. с детьми на взросл. темы: о защите родины, о врагах, о подвигах и бесстрашии.

Ему был 21 г., когда вышел его 1-й рассказ «РВС». Этот рассказ посвящ. теме гражд. войны, и уже в нем проявился основной идейно-эстет. принцип писателя, его индивид. авторск. манера исследования жизни и хар-в. В центре внимания пис-ля – подростки, приним. участие в гражд. войне. В расск. воплот. новое д/дет. лит. видение событий гражд. войны: в единстве реалист. и романт. начал. Г. был убежден в неповторимости и необыкновенности времени, о кот. пишет. Романтизируется сама атмосфера революц-ти. Прекрасное знание дет. помогло Г. создать психол. достоверное пр-е. Сюжет расск. динамичен, драматически напряжен. Герой Г. отлич. больш. внутр. взрослостью и серьезностью. Это дети сознат. готовые заменить взросл. на трудовом и боевом посту.

Гл. интерес Г. сосредоточен на 2-х больш. темах: 1) Красная армия; 2) юное поколение.

Дети в его произв. растут будущ. отцами и д/них оч. важен пример отцов. Г. хорошо чувствов. своего героя, читателя. Его рассказы («Поход», «Маруся», «Совесть»), адресов. д/дошкольн., отл. простыми сюжетом и фабулой, дет. углом зрения. Герои всегда акт. действ. и размышл. Потребн. ощущать себя взрослым далеко не всегда соотв. действительной потребн. ребенка, но ее м. проявить в игре. Такие дети и стали героями повести «Тимур и его ком.» (1940). По всей стране создавались такие ком-ды. Возникло Тимур. движение. В этой игре участвовали дети воен. и послевоен. поры. Данная повесть – настоящ. образец лит. классики, способный оказать больш. воспит. воздействие на чит-ля.

Тема родины звучит в кажд. произв. Г., но звучит не напыщ., а естеств.

Расск. «Чук и Гек» - в нем есть все, чтобы увлечь ребенка, открыть ему мир, внушить высокие нравств. представл., и делается это естеств., ненавязчиво. Здесь есть и занимат. загадочность, и напряженность неизвестного, и светлый юмор, и авторские лирич. добрые интонации, и прозрачн. чистый добрый язык. Все события, все встречи, эпизоды даны в эмоц. восприятии Чука и Гека.

Расск. «Голубая чашка» уникален тем, что в нем впервые в лит-ре 20-го в. д/дет. применена лирич. интонация д/выраж. симпатии и антипатии не так, как м/у детьми, но и любви родителей. Сюжет не замысловат. 2 сюжетные линии: 1)путеш. отца и дочери Светланы; 2) тема взросл., о разладе семьи, об обиде, о ревности и о победе любви. Обе эти линии объединены в образ Светланы.

Г. подлинный мастер. Он так умело выстраивает сюжет, в нем не присут. ни 1 свободного мотива, ни одной ни о чем не говорящей детали. Финал – это всегда оптимистическое завершение повествования.

Ч/з все творчество писателя проходит тема формир. нового чела. Он решал проблему воспит., выявлял активное начало в душе ребенка и опираясь на заложенную в его душе доброту. Г. сумел решить важнейшую проблему создания положит. героя жизненно живого, современного.