Высочайшего духовного подъема средневековая культура Китая достигла в период правления династии Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время философские суждения об устройстве мира превратились в тонко разработанную эстетическую систему, художники заняли почетные места в открытой в 10-м веке первой императорской Академии живописи. Танское искусство было проникнуто высоким созидательным пафосом. Архитектуре этой поры присущ дух ясной гармонии, праздничности, монументального величия форм. Танские города представляли собой мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, прямоугольные в плане, с прямыми магистралями и кварталами, разделенными на отдельные участки - фоны. Каждый китайские город был обнесен стеной (иероглиф «чэн» означал и город, и стена), поэтому городские стены в Китае представляют собой уникальные тип архитектурных сооружений. Различают северный и южный стили городских укреплений. На севере стены возводили не только для защиты от врагов, но и от наводнений, по четырем углам стены и над воротами сооружались башни. В этих башнях жили солдаты. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. До появления современной артиллерии стены были неразрушимыми. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, улицы были тесные. На севере у строителей было много свободного пространства, города выстраивались в форме прямоугольника, город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. На пересечении находилась трехэтажная смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае необходимости изолировать районы города. Для этой цели в башне располагались воины и огромный барабан, исполнявший роль городских часов. В городе не было разделения на богатые и бедные районы, дома стояли вперемешку. Размеры всех сооружений были строго регламентированы. Дворцы и храмы возводились по общему принципу: на деревянном каркасе из покрытых лаком опорных столбов, балок и узорных кронштейнов-доугун, на облицованных камнем высоких глинобитных платформах. Характерный облик зданиям придавала высокая черепичная, с загнутыми кверху углами, иногда двойная, с широкими выносами крыша. Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Китайская пагода имеет очень мало общего с индийскими буддийскими храмами-реликвариями (ступами). Ее форма добудийская - многоэтажная башня (обычно двухэтажная), с выступающими крышами. Различают северный и южный стиль китайской архитектуры (не всегда точно следующий за расположением памятников архитектуры). В южном стиле крыши очень изогнуты, коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими во множестве даосских божеств и мифических животных. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией. Северный стиль (еще одно название - дворцовый). Завиток крыши более мягкий и сравнивается с крышей шатра. Орнаментация менее пышная, маленькие и более стилизованные фигурки помещены только на коньках крыш.

Монументальная буддийская скульптура танского времени отличается большой соразмерностью пропорций. Величавым спокойствием отличается гигантская статуя Будды Вайрочаны, высеченная в скалах Лунмэня. Живопись эпохи Тан достигла того же уровня, что и поэзия. В письменных источниках той эпохи перечисляются имена художников, указываются черты их стиля. Величайшим художником Дальнего Востока китайские и японские ценители считали У Даоцзы. Ли Сы-сунь и Ван Вэй считаются основателями северной и южной школ пейзажной живописи. Различие школ не в принадлежности художникам к определенным географическим районам Китая, а в манере письма. Последователи «северной школы» работают твердыми, сильными мазками, для «южной школы» характерна работа изящной и тонкой кистью. Но в связи с тем, что все шедевры танской живописи попадали в императорскую коллекцию, они погибли вместе с резиденцией императора в конце правления династии. В период династии Сун с 11 века Китай подвергся иноземным вторжениям, которые в 13 веке завершились монгольским завоеванием, что изменило мироощущение людей. Сунская архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы.

Сунская живопись. Живопись, конечно, была известна и в более ранние эпохи. Ее начало относят к эпохе Хань, когда была изобретена кисть. Использование кисти для письма и живописи в Китае сделало эти два искусства неразрывно связанными. Иероглиф стал произведением искусства. Следствием беспрецедентного сближения каллиграфии, поэзии и живописи было то, что в живописичасто использовались литературные сюжеты. Живописцев было множество, круг тем очень широк. Наибольшим совершенством отличались пейзажные композиции, отразившие важнейшие натурфилософские представления. Учению конфуцианцев о добродетельном муже соответствовало изображение художником Ли Чэном одинокой сосны на краю ущелья. Сосна символически изображала ученого-чиновника, претерпевшего превратности придворной службы и стойко переносящего невзгоды судьбы. В 9-м веке под покровительством императора, каллиграфа и, поэта и живописца Хуэй-цзуна, последнего правителя Северной Сун, была создана Академия живописи. В императорской галерее были собраны лучшие полотна того времени (не менее 6 тыс. картин). После набегов варваров и бунтов, обрушившихся на империю в 1125 году, двор переместился в новую столицу Чжэцзян. Этот город располагался в одном из красивейших мест Китая. Окрестности Чжэнзяна стали неиссякаемым источником вдохновения китайских художников. Любимой формой изображения стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. Один из великих живописцев эпохи Ся Гуй изображал Янцзы, все ее верхнее течение от диких гор на границе с Тибетом, до широких долин среднего течения. В южных городах Китая создавались комплексы маленьких приусадебных садов. С угасанием буддийских монастырей скульптура уступила место живописи. Сюжетами живописи 7-10 вв. были и образы буддийского рая, и сцены пиршеств, прогулок знатных красавиц. Под воздействием буддийской секты Чань сложилось творчество Ван Вэя (699-759), в пейзажной живописи которого наметились пути к поэтической интерпретации мира. В период династии Сун развитие получила монохромная живопись, отвечавшая новому пониманию пространства как символа безграничности мира. В 9-10 вв. сформировались основные жанры китайской живописи - шан-шуп, вэнъжэнъухуа и хуа-ияо. В соответствии с разнымихудожественными задачами канонизировались формы свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды мифов и легенд, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. В 10-11 вв. возник тип картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира здесь выражалась через его малый фрагмент. В 12-13 вв. грани между этими жанрами порой почти стирались

Китайское прикладное искусство периодов Тан и Сун стилистически тесно связано с развитием фарфора и керамики.

На протяжении средних веков вместе с усложнением представлений о мире и развитием древних даосских учений, синтезировавших в системе неоконфуцианства поклонение природе, приняло в Китае форму своеобразного поэтического пантеизма, а ее эстетизация привела к формированию пространственного мышления. Пантеистическое мировосприятие направило в единое русло разнообразные виды художественной деятельности. Китайские зодчие создали жанр пейзажной архитектуры, а в портретных изображениях художники стремились подчеркнуть приобщение человека к вечной жизни вселенной. Изобразительно-символический характер средневекового китайского стихотворения, дополняющего образный строй картины, требует высокого уровня каллиграфии, живописи и поэзии.

Методические рекомендации к разделу. Главным в рассматриваемом периоде является техника изготовления и духовные основы китайской живописи. Обратите внимание на отличие традиционной китайской живописи от европейской по следующим параметрам - живопись в Китае не может быть подведена под понятие «реализм» или «идеализм». Иное понимание пространства, чем в европейской живописи. Иное назначение подписи к изображению, слитность и неразрывность в художественном исполнении «трех совершенств».

Живопись эпохи Юань (1280-1368 гг.) В период владычества монгольской династии Юань в среде художников преобладали настроения уныния, ностальгии. Крупнейшие мастера нашли прибежище в южных провинциях. Монохромная живопись 14 века достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. В картинах Ни Цзаня, Ван Мэна изображения дополнялись надписями, полными внутренней динамики, таящими в себе скрытый смысл.

Искусство эпохи Мин (1368-1644 гг.) В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой, страна переживала период обновления. Это была эпоха активного градостроительства, возведения больших и торжественных архитектурных и великолепных садово-парковых ансамблей, бурного развития ремесел.

Именно в эпоху Тан назначения на все ад-министративные должности начинают производиться в соответст-вии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных пре-тендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и, при успешном исходе, на третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чи-новники административного аппарата, начиная с уездных началь-ников.

Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подго-товка и ратные подвиги, а образованность и управленческий та-лант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам им-перии были намного важнее его социального происхождения.

Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудре-цов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески ин-терпретировать сюжеты из истории , отвлечённо рассуждать на темы фило-софских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи.

При династии Тан значительно увеличилось количество горо-дов, росло их богатство. Происходило это прежде всего за счёт буд-дийских храмов. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей , представители богатых сельских кла-нов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинён-ная им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чисто-ты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых до-мах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани.

Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства . Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас. Материал с сайта

Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руково-дством Хуан Чао, который в 881 г. занял столицу и провозгласил себя императором. Но никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог. Он лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэто-му к 884 г. силы старой аристократии смог-ли восстановить свою власть. Однако власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной. В 907 г. послед-ний танский император был свергнут, по-сле чего начался полувековой период меж-доусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. пред-ставителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью.

Китайская династия Тан была основана Ли Юанем. Она просуществовала с 18 июня 618 по 4 июня 907 г. Время правления династии Тан считается эпохой наивысшего могущества государства. В этот период оно существенно опережало в своем развитии другие современные ему страны.

История династии Тан

Ли Юань считался крупным землевладельцем. Он был родом из северной пограничной территории, в которой проживала народность табгач. Это были потомки степняков-тоба. Ли Юань и его сын Ли Шиминь (второй император из династии Тан) одержали победу в гражданской войне. Она была развязана вследствие безрассудной политики Ян-ди. После смерти этого императора, Ли Юань взошел в 618 г. на престол в Чанъани. Спустя время он был свергнут своим сыном. Однако династия Тан, основанная им, существовала вплоть до 907 г. В 690-705 гг. был, однако, непродолжительный перерыв. В этот период престол занимала китайская императрица династии Тан Цзэтянь. Однако ее эпоха выделяется в отдельную царскую ветвь Чжоу.

Идеология

Правление династии Тан осуществлялось совмещением двух начал. Ее основатель был хорошо знаком с народами из Великой Степи, их обычаями и нравами. И многие люди, приближенные к Ли Юаню, были такими. На первых этапах существования династии проходил активный между регионами. Степь давала передовое войско, состоявшее из тяжелой кавалерии. Кочевников же привлекала древняя и утонченная культура династии Тан. Для них Ли Юань являлся ханом равной им народности табгач. Такое восприятие, в частности, закрепляется в эпитафии Кюль-Тегину (тюркютскому правителю), который говорит о себе и своих подданных как о рабах, вассалах табгачского кагана, а не о китайском народе.

Отход от традиций

Идея объединения Степи и Китая под властью одного императора на протяжении столетий определяла внешнюю и внутреннюю политику страны. Однако впоследствии табагчская ветвь стала восприниматься как нечто чуждое. В основном это произошло в связи с большим численным преобладанием этнических китайцев. Политика власти по отношению к кочевникам-"варварам" стала расцениваться как неприемлемая. Как писал Гумилев, именно это последовательное стремление соединить несочетаемое привело к быстрому расцвету, а затем к стремительному падению государства.

Экономика и культура

В государстве царил порядок и мир. Это позволило сконцентрировать все силы населения на благо страны. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера Лян Линцзань и И Син впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. Сначала оно представляло собой устройства для фейерверков, ракет на флоте. Впоследствии стали изготавливаться настоящие орудия, приспособленные для стрельбы снарядами. По Китаю распространилось чаепитие. К напитку сформировалось особое отношение. В стране стало развиваться чайное искусство. Ранее чай считался лекарством и продуктом питания. Династия Тан придала напитку особое значение. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии - Лу Юя и Лу Туна.

Упадок

В 8 веке прошло несколько восстаний, имели место и военные поражения. Династия Тан начала ослабевать. К 40-м гг. хорасанские арабы закрепились в Согдиане и Ферганской долине. В 751 г. прошла В ходе нее наемные отряды войска Китая ушли с поля боя. Командующий Гао Сяньчжи был вынужден отступить. Вскоре началось восстание Ань Лушаня. В 756-761 гг. оно разрушило все, что создавала династия Тан в течение многих лет. Ань Лушань сформировал свое государство Янь. Оно существовало с 756 по 763 гг. и занимало столицы Лоян и Чанъань, распространившись на значительную территорию. В Янь сменилось четыре императора. Подавление восстания проходило достаточно тяжело, несмотря на поддержку уйгуров. Династия Тан была настолько ослаблена, что впоследствии так и не смогла достичь прежнего величия. Она потеряла контроль над территорией В этом регионе влияние династии прекратилось вплоть до объединения двух стран монголами.

Провинциальные губернаторы

Танское правительство опиралось на них и их войска в вопросах подавления вооруженных сопротивлений на местах. Власть, в свою очередь, признавала их право держать армию, осуществлять сбор налогов и передавать свои титулы по наследству. Однако влияние провинциальных губернаторов постепенно стало расти. Со временем они начали соперничать с центральной властью. Престиж правительства стал стремительно падать в провинциях. В результате появилось большое число речных пиратов и бандитов, объединявшихся в многочисленные группы. Они безнаказанно нападали на поселения, располагавшиеся по берегам Янцзы.

Наводнение

Оно произошло в 858 г. Наводнение у Великого канала унесло десятки тысяч жизней. В результате вера народа в богоизбранность стареющей династии пошатнулась. Стала распространяться идея о том, что центральная власть разгневала небеса и потеряла свое право на трон. В 873 году в стране был катастрофический неурожай. В ряде районов людям едва ли удалось собрать половину обычного объема. На грани смерти от голода оказались десятки тысяч. На начальном периоде правления династия Тан могла предотвращать губительные последствия неурожая за счет значительных накоплений зерна. К 9 веку власть оказалась неспособной спасти свой народ.

Дополнительный фактор

Упадок танской династии был также обусловлен засилием при дворе евнухов. Из них формировался консультативный орган. К 9 столетию евнухи обладали достаточной властью, чтобы оказывать влияние на политические решения, иметь доступ к казне. Предположительно, они даже могли убивать императоров. В 783-784 гг. произошло восстание Чжу Цы. После него под командованием евнухов оказались войска Шэнцэ. Против них активно начал выступать Вэнь-Цзун после убийства его старшего брата в 817 году. Однако его кампания успехом не увенчалась.

Переписи

Правители династии Тан всегда стремились точно знать количество своих подданных. Это необходимо было для ведения военного и налогового учета. В первые годы царствования был установлен легкий сбор тканью и зерном с каждой семьи. По переписи от 609 года в стране было 9 млн домовладений (50 млн чел.). В следующий раз пересчет прошел в 742 г. По свидетельствам современников, даже если некоторая часть людей не участвовала в переписи, страну населяло больше человек, чем Ханьскую империю. По данным же во второй раз было зарегистрировано 58 млн чел В 754 г. в империи было 1 859 городов, 1 538 округов, 321 префектура. Основная часть населения - 80-90 % - проживала в сельской местности. Отмечалась миграция людей из северных районов в южные. Об этом свидетельствуют данные статистики. В северной части в ранние годы правления династии проживало 75 %, а к последним годам только 50 %. Численность населения сильно не росла вплоть до начала эпохи Сун. С этого периода в Южном и Центральном Китае активно начинает расти производство риса. При обработке полей стали использовать развитые Благодаря быстрому развитию хозяйства население государства увеличится как минимум вдвое.

Последние годы царствования

Как выше было сказано, на последнем этапе правления династии сильно возросло влияние провинциальных губернаторов. Они начали вести себя практически как самостоятельные, независимые правители. В администрации императорского двора была сильно распространена коррупция. Сама центральная власть была слишком некомпетентной, чтобы искоренить ее. Кроме того, негативное влияние на положение династического рода оказывали неблагоприятные климатические условия. Повсеместно началась засуха, которая привела сначала к неурожаю, а затем и к голоду. Все это обусловило народные волнения, вылившиеся в конечном итоге в крупномасштабные восстания. Окончательно царствование династии Тан было прервано движением под руководством Хуан Чао, а затем и его последователей. Внутри господствующего класса стали формироваться различные группировки, вступавшие в постоянные конфликты друг с другом. Повстанцами были захвачены, а затем и разграблены обе столицы государства - Лоян и Чанъань. Чтобы подавить восстание центральной власти потребовалось больше 10 лет. Несмотря на то что волнения были прекращены, династия Тан уже не могла привести государство в прежнее процветающее состояние. Чжу Вэнь, являвшийся в прошлом руководителем крестьянских повстанцев, совершил переворот в стране. Он сверг в 907 г. последнего императора Ли Чжу. Чжу Вэнь, участвовавший в продолжительном последнем восстании, предал Хуан Чао. Сначала он перешел на сторону танской династии. Однако впоследствии, приблизившись ко двору, свергнул последнего царя. Он создал новую династию и принял храмовое имя Тайцзу. Его государственный переворот ознаменовал начало нового периода в истории страны. С 907 по 960 гг. существовала эпоха Десяти царств и Пяти династий.

Заключение

Династия Тан просуществовала достаточно долго. Ее царствование, однако, было успешным только в первой части до перерыва 690-705 гг. В целом управление страной было недостаточно грамотным. Императоры, за исключением первого, давали слишком много власти подданным. Это обусловило относительно скорую потерю контроля над народом и государством в целом.

Восстановителем государственного единства Китая опять оказался Север. В 581 г. престол бывшего Северо-Вэйского государства перешел в руки полководца Ян Цзяня, который основал династию Суй (581—618 гг.). При втором и последнем императоре Суйской династии Ян Гуане был построен Великий канал, соединивший бассейны Хуанхэ и Янцзы, укреплена и реконструирована Великая Китайская стена.
Однако чрезмерная роскошь и расточительность двора, агрессивная внешняя политика истощили финансы государства. Обострившиеся социальные противоречия привели к вспышке народных восстаний и мятежей.
В 618 г. военачальник Ли Юань свергнул Ян Гуана и объявил себя императором. Новая династия получила название Тан (618—906 гг.).
В 626 г. второй сын Ли Юаня вступил на престол под именем Тай-цзуна (626—649 гг.). Его двадцатитрехлетнее царствование стало временем, когда новая империя приобрела законченный вид. При Тай-цзуне сформировался всеобъемлющий кодекс законов. Уложения, касавшиеся организации чиновничества, достигли полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных. До мелочей расписанная система бюрократического надзора послужила образцом для последующих династий и сопредельных государств. В Китае наступил мир и порядок.
Второй выдающейся личностью эпохи Тан была императрица У-хоу. А третьей — император Сюань-цзун. Его долгое правление (713—756 гг.) принесло империи еще сорок лет мира. Царствование Сюань-цзуна стало временем наивысшего подъема Танской империи. Это было время невиданного блеска придворной жизни, расцвета танских столиц, замечательных достижений в литературе и искусстве.
Танскую эпоху обычно делят на два периода. Первый — с 20-х гг. VII в. примерно до середины VIII в. — характеризовался внутренним прогрессом и расцветом внешнего могущества империи. Второй — с середины VIII в. до распада империи в начале Х в. — ознаменовался постепенным политическим упадком, децентрализацией и непрестанным нажимом кочевников.
В VII и VIII вв. Китай под властью танских императоров был, вероятно, самой могущественной, цивилизованной и лучше всех управляемой страной в мире. В это время был достигнут не только высокий уровень культуры, но также и высокий уровень благополучия всего народа.
Политический строй танского Китая сохранял черты древнекитайских деспотий. Власть императора — «Сына Неба» — была неограниченной. Императору помогал совет, в который входили некоторые высшие придворные сановники и министры шести ведомств. Кроме того, существовали специальные управления (приказы).
В Танской империи имелись три столицы: Чанъань, Лоян и Тайюань, в каждой из них правил наместник. Вся администрация находилась в Чанъани.
Страна делилась на провинции, области и уезды. Во главе каждой из этих административных единиц стоял назначенный императором чиновник. Уезды делились на сельские округа. Низшей единицей являлась сельская община — пятидворка во главе со старостой.
Социальная организация Танской империи строилась на принципе сословного деления. Основными сословиями считались: богуань («служилые чины»), включающее всю совокупность гражданских и военных чинов и лянминь («добрый народ») — крестьяне. Помимо этих двух сословий существовал «подлый народ» (цзяньминь), так именовались тогда рабы.
В первый период, особенно в VII в., наблюдался подъем сельского хозяйства и ремесел. Расширялась внутренняя и внешняя торговля. Танская эпоха была периодом замечательного расцвета китайской науки и культуры. Появилась ксилография — книгопечатание с гравированных досок, порох стал применяться в военных целях, широко развилось историописание. Танские поэты подняли искусство стихосложения на небывалую высоту, оставшуюся недосягаемой для всех последующих столетий. Конфуцианская этика становится образом жизни.
Но постепенно в могущественной Танской державе нарастают кризисные явления. В VIII в. происходит ослабление надельной системы и централизации, усиление политической раздробленности страны. Китай теряет свои позиции на западе и севере.
В конце 755 г. поднял мятеж могущественный губернатор северо-восточной окраины империи Ань Лу-шань. Лавиной прокатилось его 160-тысячное воинство по равнине Хуанхэ. Столицы пали практически без боя. Восстание Ань Лу-шаня нанесло империи непоправимый ущерб. С этого времени она неотвратимо шла к своей гибели.
В 60—70-х гг. VIII в. постепенно осуществлялась реформа налогового обложения. По предложению первого министра Ян Яня все прежние налоги и повинности были заменены единым налогом с имущества. Была узаконена свободная купля-продажа земли. Она знаменовала официальное признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности.
В IX в. ухудшилось финансовое положение империи. Резко вздорожал рис. В 873 г. в междуречье Янцзы и Хуанхэ разразилась страшная засуха. Тысячи людей были обречены на голод. Доведенные до отчаяния жители сел стали собираться в отряды и совершать нападения на уездные и областные центры, усадьбы помещиков и монастырей.
Окончательно свело на нет власть династии второе великое восстание — восстание Хуан Чао (881—884 гг.). Император стал марионеткой в руках враждующих военачальников и провинциальных губернаторов, воевавших друг с другом и разделивших империю между собой.
Северный Китай был захвачен кочевниками-киданями. В стране возникали мелкие государства и княжества, а их властители, борясь друг с другом, претендовали на трон Сына Неба. С 906 по 960 гг. на севере Китая сменяют друг друга пять династий, три из которых были основаны тюрками, а на юге возникает десять независимых царств. В китайской историографии это время получило название «Эпохи пяти династий и десяти царств».

Самое известное захоронение эпохи Тан в Китае - мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (628-683 гг.) в 80 км к северу от современного города Сиань. Добраться до Цяньлин из Сианя можно на туристическом автобусе №3, стартующем от Главного вокзала. Этот автобус после танских мавзолеев идет еще до храмового комплекса Фамень, я когда-то о нем загадки загадывал.


Принципиальное отличие императорских гробниц эпохи Тан от погребений прошлых династий, это отказ от строительства пресловутых китайский пирамид. Правители Тан хоть и обладали огромным потенциалом их империи, все же не стали испытывать судьбу и возводить огромные насыпные пирамиды-курганы, требующие больших затрат и капиталовложений. Для погребений они стали использовать естественные горы, в которых прорубались все помещения гробниц.
Фото из окна автобуса. Две сторожевые башни погребального комплекса Цяньлин.

Строительство стало занимать меньше времени, например основные сооружения мавзолея Гао-цзуна возвели всего за один год. Да, и природные горы выглядели внушительней любых творений рук человеческих - высота горы в которой находится мавзолей Цяньлин 1069 м над уровнем моря.

Гора Ляншань внутри которой находится усыпальница Гао-цзуна. Она имеет форму пирамиды, поэтому идеально походит под императорский мавзолей.

Вершина горы Ляншань

Вид одного из склонов. Этот склон любят демонстрировать разные уфологи, как доказательство рукотворности горы Ляншань:)

В мавзолее кроме императора похоронена его жена - императрица У-цзэтянь (624-705 гг.). Эта женщина сумела войти в историю, став первым китайским императором женского пола, в 690 году У-цзетянь провозгласила себя дочерью Будды и официально приняла титул правителя Китая. По сути, именно она возвела большую часть построек в мавзолее Цяньлин, так как эту гробницу мадам У строила и для себя тоже.
"Аллея духов"(шень лу) в Цяньлин.

Фигуры зарубежных послов. Еще в древности им всем зачем-то отломали головы. Слева реконструированные башни ворот комплекса Цяньлин.

Императрица У прославилась многочисленными убийствами своих родственников. Многие ее жертвы, в частности, внучка - принцесса Юн тай, были погребены рядом с мавзолеем кровожадной бабушки (о мавзолее Юн-тай рассказ чуть ниже)

Как и большинство императорских гробниц в Китае, мавзолей Цяньлин не вскрывается и не исследуется учеными. Была предпринята только одна попытка проникнуть внутрь в 1958 году. Тогда обнаружили нисходящий коридор, ведущий вглубь горы, но дальнейших изысканней не последовало.
В Китае принято чтить покой древних императоров, поэтому на исследования императорских гробниц китайские ученые идут с большой неохотой. Другое дело гробницы людей, имеющих более низкий социальной статус - захоронения наложниц, чиновников и прочих вскрываются регулярно. Именно из этих гробниц поступает основная масса артефактов в китайские музеи.
Ниже, общий вид мавзолея Цяньлин. Аллея духов и две сторожевые башни. Раньше комплекс состоял из многих строений и был обнесен крепостной стеной.

Реконструкция погребального комплекса Цяньлин.

Вид с горы Ляншань вниз на равнину. Серые стелы - это усыпальницы родственников и придворных императора. Многим хотелось упокоиться рядом с императорским мавзолеем.

Ниже фото мавзолея Цяньлин, сделанное в начале 20 века участниками французской археологической экспедиции. Надо сказать, что раньше комплекс выглядел запущенней, но и романтичней, китайцы большие мастера по превращению своих памятников в Диснейлэнд:)

Крылатый конь на аллее духов в Цяньлин.

Раскопки аллеи духов мавзолея Цяньлин в 1909-1918 году.

В комплекс Цяньлин входит множество сопутствующих погребений. Три усыпальницы, принадлежавшие членам императорской семьи были вскрыты и сейчас доступны для осмотра.
К сожалению, из-за недостатка времени я посетил только одну гробницу из трех. Это мавзолей внучки императора Гао-цзуна прицессы Юн-тай (684-701 гг.) .
Юн-тай в свои 17 лет славилась красотой, но это не помешало бабушке, императрице У-цзитянь, отравить ее.
Видно, что мавзолей Юн-тай - классическая китайская пирамида-курган только небольшого размера.

Вентиляционные будки на фото имеют современное происхождение. Гробница была вскрыта в 1961 году и доступна для осмотра. Порой мавзолей посещают большие толпы туристов, поэтому есть необходимость в дополнительной вентиляции.
Нисходящий коридор усыпальницы Юн-тай.

Стены коридоров гробницы покрыты фресками. Судя по всему, это копии, оригиналы китайцы выпилили и отправили в музей Сианя.

Большая часть китайских гробниц имеет весьма простую планировку, это длинный коридор, спускающийся к двум камерам под землей. Первая камера служила для каких-то ритуальных целей, а вторая, сама усыпальница с огромным саркофагом. По бокам еще могут быть небольшие комнатки, где складировались многочисленные керамические фигурки людей и животных, предназначенные для сопровождения покойника в мир теней.

Все глубже и глубже...

Небольшая боковая комната для ритуальных предметов.

Первый зал в усыпальнице принцессы Юн-тай. Все камеры здесь имеют купольные потолки, которые плохо влезают в объектив.

Фрески гробницы Юн-тай считаются шедеврами живописи эпохи Тан.

Вход в погребальную камеру. Почему-то китайцы любили делать очень низкие потолки в проходах гробниц. Видимо, они хотели заставить непрошеных гостей нагибаться и кланяться перед входом в усыпальницу.

Большую часть камеры занимает огромный саркофаг. В отличии от древнеегипетских саркофагов, китайские не выглядят монолитными. Возможно их спускали в камеру по частям, хотя может быть, что как и в Египте, саркофаг "закладывался" еще при строительстве усыпальницы, потом оставляли только маленький проход в камеру.

Стальные решетки, возведенные здесь нынешними китайцами по идее должны защищать древний саркофаг. Но непонятно от чего, ведь можно спокойно просунуть руку и нацарапать что-нибудь на камне, например. Такая решетка защищает от давления большой массы людей, но неужели китайцы думали проводить здесь массовые демонстрации:))

Саркофаг кажется лишенным каких либо украшений и росписей, но это не так. Он покрыт тончайшими рисунками, выгравированными на камне. В погребальной камере было плохое освещение, поэтому далее я привел примеры гравировки на аналогичном саркофаге эпохи Тан из мавзолея Янлин.

Китайский саркофаг - это часто копия настоящего жилого дома, поэтому у него такая же "черепичная" крыша, как и у большинства китайских построек.

Саркофаг занимает почти все свободное место в погребальной камере.

Путь наверх..

Саркофаг эпохи Тан, найденный на территории мавзолея Янлин,